Дислексия как ее вылечить
Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?
Краткое описание
Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.
Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.
При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.
Формы дислексии
Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:
- фонематическую;
- семантическую;
- аграмматическую;
- оптическую;
- мнестическую;
- тактильную;
Фонематическая
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
Семантическая
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
Аграмматическая
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
Причины дислексии
Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.
Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:
В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:
- анемия матери;
- порок сердца матери и плода;
- асфиксия;
- затяжные роды;
- фетоплацентарная недостаточность;
- преждевременная отслойка плаценты;
- обвитие и аномалия развития пуповины;
Токсические поражения ЦНС, что могло дать:
- алкогольная и медикаментозная интоксикация;
- гемолитическая болезнь плода;
- желтуха у новорождённого;
К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);
Повредить мозг механическим путём можно при:
- плодоизгоняющих манипуляциях;
- затяжных родах;
- внутричерепных кровоизлияниях.
Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:
- ЧМТ;
- нейроинфекция;
- инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
- тяжёлые хронические заболевания;
Дислексия может сопровождать:
- алалию;
- дизартрию;
- афазию;
- ДЦП;
- ЗПР;
- умственную отсталость.
Это связано с патологиями зон мозга.
Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:
- дефицит речевого общения;
- педагогическая запущенность;
- билингвизм.
Симптомы
Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.
Изучение дислексии показало, что дислектики:
- имеют широкий кругозор;
- любопытны в отношении явлений окружающего мира;
- имеют отличное воображение;
- обладают развитой интуицией;
- могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.
Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.
Ранние признаки
Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.
К категории можно отнести:
- изменение порядка букв при составлении слов;
- нежелание читать вслух и писать сочинения;
- изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
- затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
- путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
- невнимательность;
- плохая память;
- затруднения с выполнением простейших указаний;
- неуклюжий захват ручки;
- затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
В дошкольном возрасте
- Позднее начало развития речи.
- Затруднения в произношении и изучении слов.
- Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
- Проблемы в общении со сверстниками.
- Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
- Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.
Младшая школа
- Проблемы с декодированием слов.
- Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
- Транспозиция и инверсия при зачитывании.
- Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
- Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
- Затруднения в запоминании фактов.
- Нарушенная координация движений.
- Импульсивность и неловкость.
- Медленное освоение новых навыков.
Средняя школа
- Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
- Упорное нежелание читать вслух и писать.
- Плохая память, что влияет и на планирование.
- Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
- Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
- Плохо читаемый почерк.
- Затруднения с произношением и написанием слов.
Старшая школа
- Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
- Недостаточный навык письма.
- Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
- Неправильное произношение слов.
- Плохое восприятие информации.
- Плохая память.
- Медленная скорость работы.
- Затруднения в приспособлении к любым изменениям.
Взрослые
- Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
- Плохая память, невнимательность и рассеянность.
- Труднопонимаемое произношение.
- Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
- Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
- Проблемы с планированием и организацией своего времени.
- Слабые организационные навыки.
Диагностика
Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.
Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:
- как протекала беременность матери;
- имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
- имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
- как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.
После сбора анамнеза логопед выясняет:
- сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
- особенности формирования этих навыков;
- состояние артикуляционного аппарата;
- состояние моторики;
- успеваемость школьника по русскому языку и литературе.
После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:
- зачитывание вслух;
- списывание текста;
- письмо на слух.
В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.
Тест на дислексию
Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.
Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.
Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.
Лечение и коррекция дислексии
Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.
Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:
- Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
- Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
- При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
- При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
- Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
- При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.
Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:
Загрузка…
Источник
Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций. Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы. Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.
Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих. Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению. Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.
Главная причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.
Общее
Дислексия характеризуется медлительностью в восприимчивости прочитанного текста ребенком, обычно, при нормальном развитии интеллекта в глаза бросаются несоотносимые трудности при чтении.
В большинстве случаев для корректировки достаточно работы логопеда по специальным восстановительным программам. Этим методом можно убрать многие недостатки речевых процессов, комплекс упражнений зависит от вида заболевания:
- мнестическая дислексия – логопедическая программа направлена на коррекцию слухоречевой и речезрительной памяти;
- семантическая дислексия – логопед развивает словарь слогов и работает над усвоением грамматики;
- оптическая дислексия – коррекция направлена на восстановление зрительного синтеза и зрительного представления пространства;
- аграмматическая дислексия – проводится формирование грамматических схем;
- тактильная дислексия – проводится корректировка пространственного представления;
- фонематическая дислексия – работа направлена на восстановление нормального произношения, артикуляции.
Важно! Лечение дислексии у взрослых в ста процентах случаев имеет меньший успех, чем корректировка нарушений в молодом возрасте при первом обнаружении симптоматики.
Чаще всего данная патология встречается в форме нарушения восприятия слова на слух, при нем лечение направлено на восстановление способности ребенка воспринимать слово, как единое целое. Дислексия не всегда проявляется яркой симптоматикой, нарушение в развитии у каждого родителя вызывает вопрос, что это такое с ребенком и как лечить данное нарушение.
Успех лечения зависит от правильности диагностики и от вовремя начатых процедур. Важно поддерживать своего ребенка, не указывать ему на ошибки в грубой форме.
Рекомендуемая терапия
Данное заболевание не является приобретенным, оно имеет генетическую предрасположенность или появляется еще во внутриутробном периоде развития младенца. Дислексия запускает процесс нарушения развития отдельных зон головного мозга. Прежде чем понять, как лечить заболевание у детей, врач должен выявить причину и вид патологии.
Лечение дислексии проводится логопедом и включает в себя следующие методы коррекции:
- корректировку звукопроизношения;
- после прочтения текста ребенку показывают картинки с содержанием прочтенного (такая методика характерна для оптической формы болезни);
- классическая методика Дейвиса;
- работа с психологом;
- развитие пространственного представления.
Исправление фонматической дислексии проводится не только в рамках занятий с логопедом, многие упражнения практикуют в домашних условиях. Особенностью лечения данного нарушения является исправление всей системы обучения ребенка. Все процессы получения информации должны быть направлены на восстановление распознавания слов. Наглядные вспомогательные материалы должны обязательно присутствовать на занятиях по коррекции.
В некоторых случаях рекомендуется освоить с ребенком компьютерную технику для работы с текстом, выделения отдельных слов и зрительного восприятия.
Важно! Многих людей дислексия мучает всю жизнь, поэтому очень важно пройти вовремя диагностику и лечение у детей, которые проявляют признаки нарушения чтения и речи.
Важно проводить коррекцию заболевания комплексно:
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
- водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
- проводить работу с психологом;
- периодически диагностировать динамику коррекции;
- медикаментозное лечение.
В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.
Медикаментозные средства
Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.
Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.
Упражнения
Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.
Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:
- упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
- скороговорки, которые нужно разучивать с ребенком дома;
- последовательное проговаривание звуков;
- упражнения для развития мелкой моторики.
Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:
- «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
- «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
- «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.
Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.
Мнение специалистов
Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.
Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.
Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.
Профилактика заболевания
Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.
Профилактика после рождения:
- наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
- в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
- своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.
Источник