Как быстро вылечить тревогу
Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы. Читайте далее.
Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.
Описание феномена
Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.
Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.
Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.
В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.
По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:
- Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
- Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
- Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
- Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
- Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
- Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
- Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
- Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
- Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.
Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.
На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:
- гиперреактивности;
- беспокойства;
- слюноотделения и так далее.
Особенности поведения высокотревожного человека
Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:
- Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
- Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
- Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
- Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
- Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.
Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.
Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:
- кожные аномалии (зуд, сыпь);
- изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
- нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
- диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
- генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
- вазомоторные явления (потливость);
- проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).
Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.
Причины тревожности
Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:
- противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
- завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
- ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
- лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
- осознание несоответствия возможностей и способностей;
- социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.
Виды тревожности
Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:
- Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
- Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
- Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
- Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
- Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
- Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.
Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью
В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:
- некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
- неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
- больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
- вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
- некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
- смены школы.
В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.
Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:
- Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
- Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
- Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.
Диагностика тревожности
Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.
- Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
- Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.
Коррекция тревожности
В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.
Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.
Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.
Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:
- Не переживайте по поводу того, что не произошло.
- Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
- Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
- Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
- Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
- Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
- Никогда не замыкайтесь в себе.
- Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
- Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».
Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.
В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:
- переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
- отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
- снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
- продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
- наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
- физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
- временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
- проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.
Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.
Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.
Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.
Итоги
Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.
Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.
Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:
- самооценка,
- самоуверенность,
- самоконтроль,
- саморегуляция,
- саморуководство,
- самопринятие,
- самокритика,
- самоценность.
Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.
Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.
В заключение хочу порекомендовать очень хорошую книгу Г. Лорейн «Как развить силу ума». Теме тревожности в ней отведена целая глава. Что важно, это реальное практическое руководство по обретению контроля над своей тревожностью.
Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!
Источник
“Я вся на нервах, мне не хватает воздуха, трудно дышать”. “Я слишком взволнован и не знаю почему”. Знакомые ситуации? Тревожность — что это? В этой статье психолог CogniFit («КогниФит) Айноа Арранс расскажет вам всё самое главное об этой эмоции, а также даст 15 советов о том, как победить тревожность.
Что такое тревожность?
Тревога — что это?
Мы часто сталкиваемся с таким понятием, как тревога, в нашей повседневной жизни: смотря новости, на работе, при совершении крупной покупки, в межличностных отношениях, в спорте и т.д. Тревога присутствует как в средствах массовой информации, так и в наших обычных разговорах.
Зачастую понятия “тревога”, «тревожность» используются некорректно и не к месту, что затрудняет их понимание. Тем не менее эти понятия следует отличать от схожих терминов, таких как “стресс” или “депрессия”.
Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.
Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на депрессию
Тревога — это эмоциональное состояние, вызванное ожиданием опасности или угрозы. Тревогу не следует путать со страхом. Страх — это характерная для людей и животных базовая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения и выживания. Страх возникает при угрозе потери чего-либо. Тревога появляется, когда присутствует недостаток информации при предполагаемом негативном исходе.
Можно сказать, что испытывать тревогу — значит, сталкиваться с эмоциональной реакцией, состоящей из сложной совокупности чувств и когнитивных предубеждений при отсутствии специфического стимула — например, паука или отвесной скалы перед нами.
Мы все склонны испытывать беспокойство и тревогу, однако не всегда это приводит к проблемам, причиняющим существенный дискомфорт. Симптомы тревожности — обычное дело в современной жизни.
Тревога и стресс: в чём различие?
Понятие “тревога” и “стресс” часто путают. Оба процесса являются неотъемлемой частью нашей жизни, готовят нас к тому, чтобы справиться с трудностями, однако могут привести к проблемам со здоровьем, способствуют чрезмерной физиологической активации и сопутствуют ситуациям, подобным таким, как, например, экзамены.
Однако эти слова не являются синонимами. Тревога — это эмоция, а стресс — нет. Таким образом, стресс обычно вызван реальным стимулом, в отличие от тревоги.
При этом под тревожностью подразумевается психическое свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживанию тревоги.
Тревога и стресс: в чём различие между ними?
Причины тревожности
Для того, чтобы понять, что такое тревожность, необходимо помнить о том, что эта черта взаимосвязана с другими чертами личности человека (невротизмом, интроверсией, согласно Г.Айзенку), наследственными или связанными с окружающей средой. Есть ряд факторов, которые влияют на то, как мы справляемся с этой эмоцией.
Тревожность имеет мультиказуальную природу. Её различные компоненты и триггеры взаимодействуют друг с другом, влияя на нашу интерпретацию тревоги. Именно с этим связаны наиболее частые причины тревожности и беспокойства:
- Обучаемость: на протяжении нашей жизни мы учимся на собственном опыте, действиях окружающих или наблюдениях (теория социального научения), в различных ситуациях, представляющих для нас угрозу или опасность, например потеря работы. Например, в детстве могут быть сформированы устойчивые ассоциации с ситуациями, которые в дальнейшем могут вызвать данную эмоциональную реакцию. К слову, этот период (детство) чрезвычайно важен для нашего эмоционального развития.
- Мыслесхемы и неприятные мысли: мысли о ситуациях, вызывающих дискомфорт, независимо от того, касаются ли они настоящего, прошлого или будущего, усиливают ощущение опасности или угрозы. При этом не имеет значение, являются ли они реальными или вымышленными, значимы именно когнитивные процессы человека. Узнайте о том, как перестать мыслить негативно.
- Ожидание опасности или угрозы: размышление о том, что может случиться что-то плохое, например болезнь, вероятность подвергнуться критике со стороны окружающих, финансовая потеря или встреча с опасным животным — все эти мысли могут привести к такому эмоциональному состоянию.
- Восприятие физиологических изменений: если мы замечаем что-то необычное в нашем теле, например, тремор или тахикардию, и не знаем причину, велика вероятность возникновения тревожной реакции. С другой стороны, к такому состоянию может привести злоупотребление алкоголем, галлюциногенными веществами или другими элементами, влияющими на нашу физиологическую активацию. Узнайте, как алкоголь влияет на мозг.
Последствия тревожности
Что такое тревожность? Когда мы сталкиваемся с тревогой, наше тело реагирует таким образом, чтобы подготовить нас к решению проблемы. Как правило, речь не идёт о неблагоприятном воздействии. Это помогает нам наилучшим образом проявить себя в таких ситуациях, как собеседование на работу. Однако если человек испытывает тревогу слишком часто, это может привести к таким проблемам, как:
- Проблемы с памятью
- Раздражительность
- Усталость
- Бессонница
- Депрессия
- Сердечно-сосудистые заболевания
- Ослабление иммунной системы
- Нарушения пищеварения
- Изменения в метаболизме
- Сексуальные проблемы
- Трудности в социальных отношениях
Пройдите инновационный нейропсихологический тест CogniFit на бессонницу и меньше, чем за 30-40 минут узнайте, присутствуют ли когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие расстройства сна. Получите подробный отчёт в формате pdf с персональными рекомендациями!
Нейропсихологический тест CognIFit («КогниФит») на бессонницу
Виды и характеристики тревожных расстройств
Что такое клиническая тревожность и общая тревожность? Разница между клинической и обычной тревожностью заключается в степени тревожности. Другими словами, существует очень размытая грань между здоровой эмоциональной реакцией на определённые события в нашей жизни и негативными переживаниями, тревожностью, связанными с серьёзными психологическими проблемами. Тем не менее, присутствие расстройства можно обнаружить с помощью таких инструментов, как опросники или анкеты.
Что такое клиническая тревожность? Это патологическая тревожность, вызывающая такие неадекватные реакции, как самоизоляция дома из-за социальности тревожности. Фактически тревожные расстройства являются наиболее распространёнными психопатологиями. Рассмотрим подробнее информацию о тревожных расстройствах согласно классификации DSM-5.
1. Общее тревожное расстройство
Что такое общее тревожное расстройство? Страдающие им люди чрезвычайно беспокойны и тревожно реагируют на самые различные стимулы, не только на обычные. Их обеспокоенность носит постоянной, иррациональный и интенсивный характер и препятствует ведению нормального образа жизни. Для диагностики этого расстройства симптомы должны наблюдаться по меньшей мере в течение шести месяцев и не менее половины дней.
2. Специфические фобии
Фобии — это непомерные страхи перед определёнными стимулами. Существует широкий спектр специфических фобий (ситуаций или определённых объектов) — никтофобия, аэрофобия, геронтофобия и другие.
3. Агорафобия
Это иррациональный страх перед общественными местами из-за боязни оказаться там “в ловушке”. Это происходит в таких местах, как улицы, театры, рынки или парки. Агорафобы боятся, что не смогут выбраться из этих мест в целом, а не из конкретных пространств в частности. В наиболее тяжёлых случаях страдающие этим расстройством люди могут в буквальном смысле запереться дома и не выходить на улицу.
4. Социальная тревожность
Это фобия, характеризующаяся чрезмерным страхом перед отношениями с другими людьми. Страдающие ею люди испытывают чрезмерное беспокойство, например, выступая перед публикой, боятся вступать в разговоры с незнакомыми людьми или услышать комментарии в свой адрес от окружающих.
Какие виды тревожных расстройств существуют?
5. Паническое расстройство
Для данного расстройства характерны неожиданные эпизоды и повторяющиеся панические атаки (приступы тяжёлой тревоги), начинающиеся внезапно. Их основными симптомами являются: страх умереть или сойти с ума, учащённое сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, ощущение нехватки воздуха, боль в груди, головокружение, озноб, парестезия (ощущение онемения или покалывания), помутнение в глазах, дереализация, спутанность мыслей, спазматическая дрожь или тошнота. Продолжительность составляет примерно 10 минут. Страдающие ими люди часто испытывают тревожность в местах или ситуациях, которые они ассоциируют с приступами.
6. Тревожное расстройство, вызванное приёмом медикаментов или веществ
Связано, главным образом, с употреблением каннабиса, алкоголя, кокаина, галлюциногенов, анксиолитиков или любых других веществ, способных вызывать тревожность.
7. Сепарационное тревожное расстройство
Что такое сепарационное тревожное расстройство или тревожное расстройство из-за разлуки? Оно представляет собой чрезмерную тревогу из-за разлуки с человеком, с которым поддерживается глубокая связь, или из-за разлуки с домом. Это непропорциональные реакции, вызывающие сильный дискомфорт и с которыми сложно справиться.
8. Селективный или избирательный мутизм
Это расстройство характерно для детей раннего возраста и заключается в неспособности говорить в присутствии других людей в определённых ситуациях. При этом страдающие им дети нормально общаются и ведут себя, например, с членами семьи.
Следует отметить, что тревожность присутствует при многих психических и органических расстройствах. Например, она часто встречается при депрессии и расстройствах пищевого поведения. Однако в данной статье мы рассматриваем расстройства, тревожность при которых является главной характеристикой.
Тревожность: преимущества и недостатки
Когда мы говорим о тревожности, обычно мы фокусируемся на её наиболее негативных аспектах. В этот разделе мы дадим более оптимистичный взгляд. В действительности, хорошо контролируемая тревожность — это дар нашего организма.
Преимущества:
- Она заставляет нас обращать внимание на важные аспекты: это способствует улучшению концентрации внимания (при правильном управлении) и обостряет наши чувства. Когда мы думаем о том, что такое тревожность, как правило, мы упускаем из виду подобные положительные эффекты и фокусируемся на негативной стороне.
- Предупреждает нас об опасности заранее: что произошло бы, если бы вы не тревожились о том, что можете не сдать экзамен? К счастью, перед экзаменом или любой подобной ситуацией наше тело предупреждает нас о том, что пора начинать учиться.
- Заставляет нас задействовать наши ресурсы: эта эмоция с незапамятных времён помогает нам бороться за выживание и принимать лучшие решения.
- Повышает нашу продуктивность: побуждает нас решать проблемы, провоцирующие ожидание страха или угрозы. Несмотря на плохую репутацию, тревожность даёт мощный импульс, позволяющий адаптироваться к изменениям.
Недостатки:
- Ухудшает психическое и физическое здоровье: как мы уже узнали выше, может привести с серьёзным расстройствам.
- Вредна для социальных отношений: неконтролируемая тревожность подталкивает нас к прекращению взаимодействия с другими людьми или необычному поведению с ними. Аналогично, незнание того, что вызывает тревожность у других людей, затрудняет общение с ними.
- Снижает производительность: несмотря на то, что контролируемая тревожность помогает задействовать наши ресурсы и справляться с проблемами, чрезмерная тревожность может негативно отразиться на нашей работе, общении с людьми и на выполнении повседневных дел.
У тревожности есть преимущества и недостатки
15 советов по преодолению тревожности
Теперь, когда мы знаем, что такое тревожность, мы можем воспользоваться её преимуществами и избежать её негативных последствий. В этом разделе мы дадим вам несколько рекомендаций о том как контролировать тревожность.
1. Помните, что тревожность — у вас в голове
Об этом сложно думать, когда вас переполняет эта эмоция. Однако, приложив немного усилий, мы можем осознать, что тревожность — внутри нас, и мы способны её контролировать. Понимание этого механизма, а также того, что он — преходящий, поможет нам более спокойнее реагировать на него.
2. Проанализируйте, что вызывает у вас тревожность
Понимание того, что вызывает наши эмоции и как действовать в таких ситуациях, позволяет нам лучше понять себя и развить эмоциональный интеллект, а также научиться контролировать стимулы, провоцирующие ту или иную эмоцию.
3. Не критикуйте себя слишком сильно
Конечно, важно размышлять о том, что вы делаете, о своих достоинствах, о том, какие задачи ещё нужно решить. Однако не менее важно не судить себя слишком строго.
Будьте деликатны по отношению к себе. Старайтесь избегать мыслей вроде “я бесполезный слабак” или “я никогда не смогу преодолеть свои страхи”. Думайте так: “спокойно, всё получится” или “все отлично, ты уже многого добился”. Это поможет вам повысить самоэффективность и самооценку, а также улучшить самоконтроль.
4. Настройтесь позитивно
Очень трудно увидеть положительную сторону того, что вас тревожит. Есть то, что мы не можем изменить. Тем не менее мы способны решить, как будем действовать в большинстве ситуаций и всегда можем постараться повлиять на то, как мы реагируем на любые обстоятельства.
5. Действуйте в ситуациях, которые вас тревожат
Это правильно — думать, а затем действовать. Однако когда мы тратим слишком много времени на обдумывание возможных решений конкретной проблемы или концентрируемся на её негативных аспектах, мы доставляем самим себе ненужный дискомфорт.
6. Поделитесь своими эмоциями с близкими вам людьми
Эмоциональное воспитание является неотъемлемой частью нашего обучения. Возможно, вас никогда не учили делиться своими чувствами, и это может быть трудно. Но никогда не поздно начать выражать то, что вы чувствуете и рассказывать об этом окружающим. Нам необходим выплеск эмоций и поддержка. Не стесняйтесь обсуждать с близкими вам людьми то, что вас беспокоит.
7. Выделите время для ваших любимых занятий
Возможно, вы думаете, что это невозможно из-за вашего ритма жизни. Однако, чтобы стать счастливее, нужно уделять себе хотя бы немного времени каждый день. Слишком погружаться в работу или заботиться о других, совершенно забывая о себе — крайне непродуктивно.
8. Придерживайтесь здоровых привычек
Вы не раз слышали о том, как важно высыпаться, питаться правильно, не проводить слишком много времени за компьютером и т.д. Чтобы чувствовать себя хорошо, действительно важно заботиться о своём физическом и психическом здоровье. Вы даже не можете себе представить, насколько наше настроение зависит от здорового образа жизни.
9. Следите за своих дыханием
Брюшное дыхание может значительно снизить тревожность. Заметив симптомы тревожности, начните дышать медленно и глубоко. Вы увидите, что почувствуете себя лучше. Также очень полезна дыхательная гимнастика.
10. Практикуйте осознанную медитацию Mindfulness.
Последнее время эта техника медитации очень популярна. Она помогает нам осознать настоящий момент, улучшает внимание и позволяет достичь равновесия и благополучия.
11. Попробуйте прогрессивную релаксацию по Якобсону
Эта техника помогает отдохнуть и воздействует на всё тело, расслабляя по отдельности каждую его часть. Эффективно снижает физический и психологический дискомфорт, который вызывает тревога.
12. Пользуйтесь технологиями
Головокружительный рост технологий также помогает нашей заботе о своём психическом здоровье. Например, существуют мобильные приложения, которые помогают снизить беспокойство, предлагают упражнения для управлениями эмоциями или предоставляют возможность связаться со специалистами.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит им