Как феврония вылечила петра

Как феврония вылечила петра thumbnail

Поведение Февронии, взявшейся исцелить Петра, трудно считать бескорыстным милосердием: дева за свои услуги очень жестко назначает высокую плату, требуя, чтобы князь взял ее, «дочь древолаза», замуж.

Как феврония вылечила петра

Трудно сказать, действительно ли она знала наперед, что князь выздоровеет только в том случае, «если кто-нибудь потребует его себе», или же сама выдвинула такое условие — ведь в этом случае «богатая награда», которую обещает Петр, все равно достанется исцелителю, т. е. ей. При этом она еще и сменит свой статус, займет видное социальное положение.

Как феврония вылечила петра

Для приготовления лекарственного снадобья свершила Феврония очень простой магический обряд, дунув на «кисляждь», и отправила мазь князю. В этом методе, как пишет современный исследователь, «еще меньше житийной святости». Действие даже не сопровождается православными молитвами.

 Исследователи, обращавшиеся к этому эпизоду, в том числе и знатоки народной медицины, рассматривают лечение как знахарское – хлебной закваской или медовым уксусом. К слову, в Муроме знахарей и знахарок не считали связанными с нечистой силой: «Они лечат людей травами, а травы – от Бога».

 Как феврония вылечила петра   
Место, где проходит лечение князя, также обладает сакральными свойствами. Это баня. С одной стороны, казалось, с ней все ясно: где же заниматься врачеванием, если лечебниц не было. С другой — баня является местом с неоднозначной репутацией. Соответственно и то лечение, которому подвергается князь Петр, также неоднозначно может быть оценено в разных культурах.

Как феврония вылечила петра

Еще в XIX в. муромские жители не советовали ходить в баню ночью. Объясняли это тем, что в ней живет домовой – банник. Однако это лишь малая толика того, что вызывало опасливое отношение к ней. Исследователи отмечают: «Бани – излюбленное место для нечистой силы»; «Баня… долгое время на Руси считалась нечистым, с точки зрения христианства, местом.

Как феврония вылечила петра

В северных землях в ней не вешали икон, а когда шли мыться, снимали с шеи кресты». Языческие представления связывали с баней происхождение человека; оно, в свою очередь, было связано с предками, а предки, поскольку имели обыкновение умирать, — с потусторонним миром.

Вот и получается, что баня – то самое место, где с наибольшей вероятностью можно встретиться со своими и чужими предками — выходцами с того света. В страстной четверг для них даже специально топили баню и оставляли в ней угощение.

Таким образом, если в контексте христианской символики баню и лечение Петра обычно рассматривают как символ нравственного очищения, то мифологический аспект позволяет иное толкование.

Как феврония вылечила петра

Это языческий символ смерти юноши Петра и рождения мужчины. Некоторые авторы видят в этом эпизоде аллегорию, которыми было так богато средневековье. Тем более, что усматриваются прямые параллели с «Андреевым стоянием» VII в. святого Андрея Критского: «Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий…

Приложих язвам струпы себе… Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег». Упоминаемый Критским снег находит соответствие и в Повести: в рязанских вариантах легенды исцеление Петра завершается летним снегопадом.

Церковная традиция рассматривает снег как аллегорию преображения и очищения. Конкретизируя ее, говорят даже о «некой ущербности естества Петра вообще». «Недуг Петра настолько серьезен, — говорит один из толкователей, — неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для Петра невозможна сама жизнь. Условием исцеления Петра оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Господень замысел о нем».

Возможно, что лечение Петра имело и рациональный характер. Существенно же то, что чтение молитв над больным или снадобьем было в Древней Руси обязательным условием лечения. Ведь сама болезнь расценивалась как Божье наказание. Была и молитва «От змии угрызенному человеку. Възем сосуд чист и влеи воду чисту, и молитву сию рек над водою и напои вреженыи».

Как феврония вылечила петра

Феврония же лечит Петра без молитвы, что еще раз подчеркивает неоднозначность образа целительницы и его языческое происхождение. Рязанские предания донесли до нас, что в этой ипостаси у нее отношения с земляками не складывались, поскольку к знахарям и ворожеям всегда существовало двойственное отношение. Их побаивались, избегали общения, осторожно насмехались. Так и Февронию односельчане иногда даже называли дурочкой.

Как феврония вылечила петра

Девушка, между тем, не давала спуску обидчикам и с языческой прямотой отвечала им. Судя по тем карам, которые она призывала на головы обидчиков – «Будь эта деревня вечно проклята!», «Никогда вам не беременеть!» — власть в языческом пантеоне ей была дана немалая.

Петру с самого сначала не очень-то хотелось связывать свою жизнь с простолюдинкой, пусть пригожей и не по годам разумной. Последние качества, кстати сказать, муромские парни не очень-то и ценили в девушках: «Нам бы работать была годка». Князь, дабы иметь моральное право ответить отказом девушке, устраивает состязание, весьма типичное в ситуациях испытания героя в фольклоре, предлагая Февронии из клока кудели выткать полотно и сшить ему рубашку.

Читайте также:  Как вылечить растяжение связку шеи

Дева вышла победителем в этой игре, остроумно ответив на его абсурдные задания: сделать из щепки ткацкий стан. 

Предвидя такое развитие событий, Феврония подстраховывается в этой сделке, идет на заведомый обман, вероятно, понимая нелепость этого брака в глазах брата муромского самодержца и его окружения. (Оправданием такого поведения может служить только ее страстное желание вырваться из языческой глуши и посвятить себя христианскому служению, что, в общем-то, мы и видим в финале повести).

Как феврония вылечила петра 

При первом курсе лечения она дает Петру недобросовестный совет — оставить один струп на теле не помазанным мазью. В результате у Петра, когда тот, моментально было исцелившись, отправил целительнице богатые дары, но взять ее замуж отказался, начался рецидив болезни.

После этого ничего ему не оставалось, как перед вторым курсом дать твердое обещание, а, излечившись, жениться.

Источник

Кислотные ожоги? Проказа? Как благочестивое сказание об идеальной семье Петра и Февронии подтверждают самые неожиданные источники? Реальные и материальные составляющие легенды, ставшей основой праздника семьи, любви и верности.

Змей ‑ бес, болезнь ‑ проказа?
Документально зафиксированная история муромских влюбленных необычна и противоречива, и сделанное на Владимирской земле открытие естественно-материальных причин ранений, которые нанес Петру мифологический Змей, воспринимается как должное.
Уже давно установлено — жанр дошедшей до нас «Повести о Петре и Февронии Муромских» уникален для русской традиции. Он не соответствует ни историческим повестям тех лет, ни церковным житиям.
Составлена была эта повесть в XVI веке человеком, который назвал себя Ермолаем Грешным. Рассказ шел о событиях, которые произошли на 300 лет раньше. По тем временам в неграмотной стране это огромный срок, за который реальных людей начинали воспринимать как сказочных персонажей.
Знали только, что где-то в XIII веке на престоле в Муроме восседал князь Павел. И был у него брат Петр. К жене князя Павла повадился летать Огненный змей. О такой напасти знали издавна — «змей-любака» в образе огненного шара прилетал к молодым женщинам, тосковавшим по возлюбленным. Это были либо недавние вдовы, либо те, кто годами ждал мужей из военных походов, либо те, кому мужья не уделяли должного внимания, как князь Павел, вечно занятый укреплением властной вертикали. Сказания об Огненном змее широко распространены у разных народов — от Урала до Балкан. Змей-искуситель обычно принимал облик отсутствовавшего любимого мужчины. Вступал с обманутой женщиной в греховную связь и повторял свои ночные налеты до тех пор, пока окончательно не высасывал из невольной изменницы все жизненные соки. Но муромская княгиня заподозрила неладное. Она вызвала чудище на откровенность и выведала, что смерть ему «приедет от Агрикова меча», меча-кладенца.
Тем временем младший брат князя Петр уже обнаружил чудесный меч. При женском монастыре Воздвижения честного и животворящего креста близ Мурома, куда Петр зашел помолиться, служил отрок, который показал ему Агриков меч. Клинок был запрятан в расщелине арки монастыря.
С этим супероружием Петр поверг змея, но напоследок тот оросил его своей кровью. Эти пятна превратились в гноящиеся незаживающие раны. Исследователи считают, что такие симптомы характерны для поразившего средневековую Европу страшного заболевания ‑ проказы. Петр был уже при смерти, когда в соседней Рязанской земле нашли дочь бортника (лесного пчеловода) Февронию. Та умела врачевать лепру.
Змей ‑ газ, кровь ‑ кислота?
Дальше известно. Хитроумная Феврония потребовала от Петра за исцеление взять ее в жены. Она же придумала хитрый ход ‑ если Петр решит передумать, его ждет рецидив.
Но меньше известно другое. Огненные змеи существуют на Владимирской земле и сегодня. По заброшенным женам они не шастают, но вот обжечь и лишить здоровья могут вполне.
Сенсационные кадры полета загадочного пылающего шара сделал 11 лет назад в Вязниковском районе исследователь аномальных явлений кинодокументалист Дмитрий Реган. Именно под Вязниками Огненных змеев видят чаще всего. Например, в деревне Липовская Усадьба группа встретила колоритнейшую Дию Андреевну. Она подробно рассказала, как увидела Змея, и показала руками, каких он был размеров. «Я подумала, что это Николай мой покойный ко мне летит!» ‑ твердо сказала она.
Нашлись и другие свидетельства появления горящего шара в начале 90-годов. Еще одно ‑ о прилете Змея в 1995 году. Реган прочесал «зону Змея» от Вязников до Гороховца. Это практически дикая местность: людей почти нет, то и дело попадаются нежилые деревни, кругом — заброшенные аэродромы, полигоны, стрельбища. В Егорьевском скиту, куда можно добраться только по заросшим рукавам реки Лух на лодке, жили трое монастырских трудников. Скит построен еще в 1365 году и неспроста посвящен Георгию Победоносцу. Главная икона в нем ‑ «Святой Георгий поражает змея копьем». Трудник Юра рассказал, что видел как-то Огненного змея своими глазами.
У села Большие Удолы Вязниковского района машина группы завязла в грязи наглухо. По колено в воде, ее выталкивали, поднимали домкратом, и вдруг увидели — Огненный змей летит!
На вид это был огненный шар в три раза меньше Луны. Иногда, чуть удаляясь за низкую облачность, он висел на фоне почти черного неба. Через оптику телекамеры можно было разглядеть его рыхлую структуру, ячейки разной формы и величины. Исследователь спокойно снимал его минут двадцать, одновременно звоня по мобильнику друзьям: «Змей существует! Он прямо тут, передо мной!»
Чем напугала Батыя Пужалова гора?
Сам Дмитрий Реган православной метафизикой не увлекается. Он считает, что это облако ядовитого галлюциногенного газа естественного происхождения. Потому у женщин, да и у их спасителей могли быть удивительные видения. А вот когда в сказаниях говорится, что Змей душил насмерть целые деревни, слово «душил» надо понимать буквально.
Крестьяне задыхались в отравленной атмосфере в буквальном смысле этого слова.
В той части Владимирской области старожилы также хорошо помнят Змея, которого в течение трех часов видели в 1971 году. Именно тогда был «мирный» ядерный взрыв на границе Ивановской и Костромской областей.
При попадании на кожу газ, из которого, по-видимому, состоит Змей, может вызывать страшные язвы. А при его смешивании с водой получается «кровь Змея» ‑ едкая кислота.
В карстовых земных пустотах скапливается некий психотропный газ. От Вязников до Гороховца таких пещер предостаточно. Из-за подвижек земли газ выходит наверх в виде огромного светящегося шара. Наука допускает, что из-за землетрясения 1230 года (оно случилось аж в двух тысячах километров от Гороховца, но толчки докатились до Владимира и были зафиксированы летописцами) восемь лет спустя газовый Змей вырвался на поверхность. Тот самый, от которого в страхе бежало войско хана Батыя. Вот и ответ, почему беззащитный Гороховец остался не взятым ордынцами, а гора, из которой вылетел Огненный змей, и сегодня зовется Пужаловой (пугающей).
Феврония против русалок
Как всякий праздник, день Петра и Февронии оброс множеством вовсе не православных поверий.
Уже 500 лет его называют также Феврония Русальница. По народному календарю в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоемов и купаться становится по-настоящему безопасно.
А еще история муромской любви — не только история семьи и верности, но и остросюжетная мелодрама. Мало того что явный мезальянс: Петр женился на «золушке», дочери бортника. Так он ради нее еще и все царство отдал. Петр после брата стал князем в Муроме. Но бояре, которых настроили их злые жены-завистницы, на Февронию наговаривали. Мол, взбунтовались и сказали князю: «Готовы мы все верно служить тебе и тебя самодерж-цем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!»
Князь выбрал жену, а не власть. Они уплыли на ладье куда глаза глядят, но вскоре прискакали гонцы: «Не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Много вельмож погибло в городе от меча. Каждый хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе с народом молят: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя, но теперь со всеми домочадцами своими мы рабы ваши. Хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
Вот так повержены были не только болезнь, но и боярская оппозиция.

Читайте также:  Как я вылечила метроэндометрит

Михаил Язынин

Источник

В первом номере “Науки и жизни” за 2004 год прочитала про сказание о князе Петре и Февронии. Показалось не только забавно, но и поучительно. Но вот что меня заинтересовало: могла ли в реальности девушка вылечить князя Петра и что это была за болезнь?

Н. Ламехова (г. Сочи).

Вначале позволю себе пересказать “Повесть о Петре и Февронии Муромских” (современное название), действующие лица которой жили либо в конце XII — начале XIII века, либо в начале XIV века — единого мнения по этому поводу у специалистов нет. Однако принято считать, что повесть возникла в ХV веке на основе устной легенды. Ее литературная обработка, выполненная псковским священником, писателем и публицистом Ер-молаем-Еразмом Прегрешным, относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии, что произошло на церковном соборе 1547 года.

Итак, краткий сюжет повести. В славном городе Муроме правил князь по имени Павел. После долгих лет счастливого супружества его жену, княгиню, начал преследовать змей, принимавший облик ее мужа и сладкими речами уговаривавший на поцелуи и ласки. Княгиня разгадала происки змея и выяснила, что смерть его произойдет от Петрова плеча, от Агрикова меча. А Петром звали шестнадцатилетнего брата князя. Однажды в церкви во время молитвы Петру явился ангел и указал на Агриков меч. Дождавшись подходящего случая — Павел почивал у себя, а змей в облике мужа был у княгини, — Петр выхватил меч и ударил змея, который в то же мгновение явил свой истинный облик. Ядовитая кровь из смертельной раны змея окропила кожу Петра, которая покрылась страшными струпьями и язвами. Тяжело страдая, юный Петр ни от кого не мог получить исцеления. Он разослал слуг своих по разным деревням и селам. Один гонец в селе Ласково зашел в избу, что стояла у самого края леса, и увидел в ней девицу, сидящую на лавке и ткущую полотно. Девица назвалась Февронией и сказала, что знает, зачем гонец к ней пожаловал, и просила передать князю, чтобы тот приехал к ней за исцелением. Второй раз Петр послал гонца к девице с вопросом, что хочет получить за врачевание Феврония. Ответом Петру было желание Февронии стать его женою. Петр передал с гонцом свое якобы согласие на брак, но только после излечения. Феврония взяла небольшой сосуд, зачерпнула “кисляжди” (дословно кислоты; очевидно, хлебной закваски) и, подув на нее, сказала, чтобы молодой князь после того, как выпарится в бане, смазал этим снадобьем струпья и язвы на всем теле, а один струп оставил непомазанным. Выйдя из бани, Петр почувствовал себя здоровым, кожа была чиста, только один непомазанный струп оставался. Слова своего о женитьбе князь Петр не сдержал, послал лишь девице подарки. Она же их не приняла. Вскоре Петр заметил, как от непомазанного струпа по всему телу стали новые расходиться, и он вновь весь покрылся струпьями. На этот раз Петр решился на свадьбу с Февронией и был полностью исцелен ею. Вскоре князь Павел отошел в мир иной, и править в Муроме стали Петр с Февронией. Долго прожив в счастливом браке и состарившись, остаток дней своих они решили провести в монастыре и умерли в один день.

Читайте также:  Как вылечить шейный остеохондроз по методу бубновского

Анализируя повесть с позиций дерматовенерологии, можно с уверенностью констатировать, что князь Петр страдал псориазом, несмотря на то, что в современных теологических источниках о житии Петра и Февронии заболевание князя часто именуют проказой, хотя никакого упоминания ее в первоисточнике повести нет (“Повесть о житии благоверного и князя Петра и супруге его благоверной княгине Февронии”.) В пользу псориаза говорит тот факт, что непомазанный струп, от которого впоследствии заболевание вновь рецидивировало, есть не что иное, как обычная, дежурная (одиночная) псориатическая бляшка. Известно, что псориаз (вернее, предрасположенность к его проявлениям на коже) — генетически определенное состояние. Запускающим фактором для него часто становится сильный длительный стресс, особенно в комбинации с механическим или физическим воздействием на кожу (так называемая изоморфная реакция Кёбнера). Князь Петр испытал такой стресс при встрече с демоном, да еще в обличии змея, тяжелое потрясение в связи с поруганной честью жены брата, а также имел место контакт кожи с ядовитой кровью змея.

Учитывая юный возраст Петра и быстрое стойкое исчезновение высыпаний, можно думать о клинической разновидности заболевания — каплевидном псориазе.

В состав “кисляжди” входили, по-видимому, какие-то противовоспалительные (например, молочная и салициловая кислоты) и кератопластические вещества. Эти природные соединения усиливают и ускоряют образование рогового слоя кожи. Механизм действия кератопластических средств различен. Эти соединения стимулируют выработку антител, фагоцитарную реакцию, усиливают рост и размножение клеток, стабилизируют мембрану клеток и регулируют ее проницаемость, способствуют синтезу клеточных и внутриклеточных мембран, участвуют в процессах тканевого дыхания. Кератопластические вещества издревле входили в лечебные средства, упоминавшиеся в сонниках и лечебниках, — это и настойка календулы, масло шиповника, прополис, деготь и многие другие. Окончательному выздоровлению нашего героя способствовал его счастливый брак с Февронией, благотворно повлиявший на деятельность нервной системы, которая, как известно, непосредственно связана с кожными процессами.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Княгиня открывает тайну князю Павлу о посещениях ее змеем в облике князя.

Ядовитая кровь змея окропила кожу молодого Петра. К Февронии приезжает гонец князя Петра и рассказывает о его муках.

Феврония излечивает Петра.

После свадьбы Петр с Февронией долго правили в Муроме.

Источник