Как я вылечил невроз православие
«Душа немедленно посылает человеку сигнал: “Ты ошибся!” – но он еще не понимает, где именно он ошибся, и пытается исправить то, что сделано руками». Что нам до переживаний и личности какого-то древнего монаха? Историю из Синайского патерика разбирает инокиня Евгения (Сеньчукова).
Патерики – один из самых популярных жанров святоотеческой аскетической литературы. Это короткие назидательные афоризмы и истории из жизни подвижников. Как правило, рассказы из патериков очень просты, содержат чудесные сюжеты, почти всегда ироничны и наполнены духовным (и часто парадоксальным) смыслом.
Один из наиболее популярных патериков – «Луг духовный», или «Лимонарь», или Синайский патерик. Его автор – монах, живший в VII веке в монастырях Святой Земли, Иоанн Мосх. Многие главы из «Луга духовного» хорошо известны даже неофитам: их можно встретить в брошюрах и сборниках для начинающих воцерковляться.
Прочитаем одну историю из Синайского патерика вместе.
*
Жизнь аввы Исаака из Фив, и о явлении ему демона в виде юноши
В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль – гора, на которой обитают иноки: одни – в пещерах, другие – в келлиях. Придя туда, мы явились к авве Исааку, родом из Фив. Вот что рассказал нам старец: «Тому, о чем я хочу рассказать вам, прошло пятьдесят два года. Однажды я занимался своим рукодельем, плел большую сетку от комаров. Сделав ошибку, я очень горевал, что не мог найти ее. Целый день я раздумывал и не знал, что делать, как вдруг чрез окно входит юноша и говорит мне:
– Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю.
– Ступай вон! – говорю ему. – Прочь от меня…
– Но ведь ты введешь себя в изъян, если плохо сработаешь.
– Это – мое дело…
– Но мне жаль тебя, что потеряешь даром свой труд.
– На зло принесло тебя сюда…
– Да ведь ты сам заставил меня прийти сюда, и ты – мой…
– Почему это?
– Да потому, что ты три воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа.
– Лжешь ты…
– Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я – дух злопамятства, и ты отселе мой…
Услыхав это, я вышел из келлии, поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись в келлию, я нашел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился, злобствуя на наше примирение».
*
При внешней наивности история достаточно глубока. Блаженный Иоанн Мосх и его собеседник, рассказавший ее, не были психологами, но работу человеческой души на всех уровнях понимали на практике.
Итак, подвижник рассказывает о демоне, терзавшем его за нераскаянный грех и отступившем перед покаянием. Но демон в виде юноши – это всего лишь форма, в которой проявилось беспокойство души. Не менее важны и другие детали. Обратим внимание: подвижник не знает (забыл или не обратил внимания) о своем грехе. Он трудится себе и трудится, исполняет простую, но монотонную работу – элементарная аскетическая практика, за такой работой можно и молиться, и размышлять о духовных вопросах. В своем рукоделии делает ошибку – и она его почему-то терзает!
Я не психолог, но рискну сделать робкое предположение: подобно тому, как все вытесненное из психики в конечном итоге порождает невроз, нераскаянный и неисправленный грех порождает своего рода «духовный невроз». В данном случае он вылился в ошибку в ручном труде. Душа немедленно посылает человеку сигнал: «Ты ошибся!» – но он еще не понимает, где именно он ошибся, и пытается исправить то, что сделано руками. Но разве криво сплетенная сетка от комаров стоит каких-то серьезных переживаний?
Теперь обратим внимание на еще одну деталь: демон, притворившийся юношей, в конечном итоге сыграл на руку герою, потому что именно он раскрывает ему его грех, заставляя немедленно его исправить. Казалось бы, почему демон действует так сложно и одновременно глупо? Зачем пытается помочь монаху переплести сетку? А самое главное – зачем выдает себя?
Повторимся: демон в виде юноши – всего лишь форма. Современному человеку демоны могут являться, например, в виде летающих тарелок, устрашающих или, напротив, притягательных галлюцинаций… Человек античный и средневековый с летающими тарелками знаком не был, поэтому искушение к нему приходило в понятных образах. Например, мешающий работе юноша. Вернее, не мешающий работе, а отвлекающий внимание от главного – того, ради чего монах и плетет эту бесконечную сетку на самом деле – от духовной жизни, молитвы, диалога с Богом. «Я тебе помогу исправить то, от чего тебе неприятно», – вкрадчиво говорит враг. Подвижник согласится, сетка станет аккуратненькой и ровненькой, и он больше не будет возвращаться к этой проблеме.
А «невроз» никуда не денется. Он затаится и выплеснется в больший грех – как и в психической жизни непроработанная травма будет приводить к бессоннице, депрессии, неуверенности в себе.
Но подвижник осторожен и помощи от непонятно кого принимать не хочет. И эта духовная осторожность демона обезоруживает, потому что в ней продолжается настойчивая работа души. Монах искренне хочет найти свою ошибку, но так и не может сконцентрироваться на ошибке настоящей, а не этой мелочи. Именно искренность аввы Исаака заставляет демона представиться и рассказать о причинах своего визита.
И тут происходит самое важное. Лечение невроза, психологической травмы, да даже больного зуба, требует не только осознания болезни. Не просто «у меня болит зуб, накапаю-ка себе зубных капель», а «пойду к стоматологу». Не просто «у меня болит душа, я выпью кофе и съем шоколадку», а «я так и не оправился от тяжелой ситуации, мне нужна помощь, я иду к психологу или психиатру».
Ответ демона мог привести к самым разным последствиям. Авва Исаак мог бы бросить рукоделие и впасть в уныние по поводу своей греховности. Авва Исаак мог бы даже начать горько каяться – и прибавлять к своему злопамятству еще и уныние.
Но подвижник сделал шаг морально сложный, но наиболее верный. Он пошел решать проблему. Я уж не знаю, что у них с братом за конфликт из-за чечевицы произошел, но как только он был улажен, неточность в плетении авву больше не волновала. Да и не должна волновать. Рукоделие было для него средством аскезы, а не целью.
Казалось бы, нам-то что до психологии личности какого-то древнего монаха? А ведь стоит задуматься.
Если мы, перфекционисты, отличники, «циклимся» на какой-то незначительной мелочи, не спим из-за нее, злимся, горюем – не пытаемся ли мы на самом деле спрятаться от необходимости решать какую-то другую проблему, более важную для нашей жизни?
Не пора ли отложить в сторону сетку (недописанный текст, недорешенную задачку…) и пойти мириться с братом?
Источник
Тем, кто не первый год в Церкви, уже давно всё известно и понятно. И про самодовольного фарисея, и про грешного мытаря, который ушел из храма оправданным более, нежели фарисей. Но вглядимся еще раз, что это за люди, что они переживают и что делают, — предлагает психолог и психотерапевт Марина Филоник.
Неделя о мытаре и фарисее. Подготовительная к Великому посту. А пост готовит нас ко встрече с Христом воскресшим. Тема встречи с Богом пронизывает все подготовительные недели.
Сначала слепой настойчиво кричит о помиловании и встречает Христа. Потом Закхей лезет на дерево, не оглядываясь, что про него подумают, и это предваряет удивительную Встречу. Теперь мытарь жаждет помилования и встречи с Любовью (и об этом сегодня поговорим подробнее). Потом будет встреча блудного сына с Отцом. Затем – встреча с Богом на Страшном суде. И, наконец, воспоминание разрушения отношений человека с Богом и призыв к восстановлению этих отношений через прощение
Честная встреча с собой
Мытарь видит правду о себе. И это очень важно. Он, во-первых, осознает реальное положение дел, то есть хорошо понимает, что из себя представляет. Он не слеп, не лжет себе, его психологические защиты, как мы сказали бы сегодня, не закрывают от его сознания дурных сторон его поступков и мотиваций. У него нет иллюзии о своей праведности, хотя, наверняка, за ним числятся и добрые дела – вряд ли он последний негодяй без капли человечности. И, во-вторых, у него есть смелость, как и у блудного сына, кстати, предстать перед Богом таким, какой он есть. Предстать честно и искренне, просто и по-настоящему. И так же искренне просить о том, в чем он сейчас больше всего нуждается. А нуждается он в любви.
В переводе РБО читаем, что он «бил себя в грудь и говорил: «Боже, я грешен, но сжалься надо мной» (Лк, 18, 13). В синодальном переводе: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» В переводе под редакцией Кулакова: «Боже, прости мне, грешнику, вину мою!»
Жалость, милость, прощение — свойства любви. Не секрет, что каждый человек нуждается в любви, но грешный — особенно.
Недавно мне в фейсбуке попалась заметка о том, что существует африканское племя, которое имеет такой обычай: когда кто-то из племени совершает плохой поступок, люди приводят его в центр поселения, окружают толпой и в течение двух дней просто вспоминают всё хорошее, что он делал, и благодарят его за это.
Они считают, что каждый человек хочет любви, счастья, мира, безопасности. Но иногда в погоне за этими ценностями человек совершает ошибку. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи. Интересно, а что обычно видим мы, что думаем о человеке, совершающем грех? Жители этого племени объединяют свои усилия, чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе, чтобы напомнить ему, кто он есть на самом деле. При этом они верят, что каждый человек приходит в мир хорошим. Удивительная альтернативная форма борьбы с грехом. И одновременно – важное свидетельство о том, что согрешивший, может быть, особенно остро нуждается в сочувствии, милости и прощении, о которых так умоляет мытарь. Нуждается во встрече с любовью, которая исцеляет. И, похоже, для мытаря, как и для блудного сына, эта Встреча становится возможной.
Педагогические рекомендации из этого примера нет смысла комментировать, они очевидны.
Что важнее – честность или благодарность?
У фарисея с честным видением себя дела обстоят не очень хорошо. Он видит в себе только хорошее и искренне благодарит Бога. Что же в этом плохого? Благодарность — великая вещь, кто бы спорил. Но не менее важна и честность. Лицемерная благодарность хуже искреннего «скандала» с Богом, если, например, накопилась к Нему куча претензий.
Но сейчас не об этом. Любой человек может что-то в себе не видеть, существует бессознательное и психологические защиты, когда то, что на сегодня для сознания невыносимо, вытесняется, прячется в бессознательном. Например, слишком болезненные переживания после шоковой травмы или какая-то такая правда о себе, которая меня сломает, если я себе в ней признаюсь.
Типичный пример здесь, о котором я часто говорю, это православные, которые никогда не раздражаются» и «никогда не обижаются».
То есть честное осознание, что я на самом деле злюсь и обижаюсь, может для кого-то настолько сильно подорвать самооценку, что человек может искренне не видеть в себе эти чувства.
Или почти искренне. И психологическая проблема здесь, которая может затем нести духовные последствия, в том, что такой человек, в отличие от мытаря, не может честно встретиться с собой. Фарисей не может. Он слишком хорош, его идеальный образ себя может пошатнуться, а это может оказаться возможным, только если есть личностные силы принять свою слабость. Иными словами, невротик (в данном случае слово употребляется не как профессиональный термин, а в более житейском смысле), который не может увидеть важную правду о себе, пока слишком личностно слаб, чтобы позволить себе не быть сильным (идеальным, правильным и т.п.).
И когда человек не может позволить себе быть слабым (грешным, неидеальным и т.п.), он не может и попросить о помощи и ведет себя так, как будто не нуждается в любви. Фарисей идеален. И нужна ли ему Любовь Бога? И вообще — зачем ему Бог? Ведь он самодостаточен, все может сам, у него все хорошо. Я не хочу сказать, что надо обязательно иметь кучу проблем, чтобы смочь встретится с Богом. Бывает и хорошая самодостаточность, например, противоположная созависимости. Но проблема в том, что у фарисея как раз нет этой здоровой самодостаточности, самоценности, личностной зрелости, которая включает в себя честность с собой, иначе ему не нужно было бы самоутверждаться за счет других.
И все было бы ничего, если бы он говорил, например: «Господи, все у меня хорошо, пощусь два раза в неделю и даю десятину со всего, что приобретаю, и, кажется, я не согрешил перед Тобой — благодарю Тебя за это, что Ты дал мне такие дары». И точка!
И не надо смотреть на соседа и сравнивать себя с другими людьми — и все было бы ничего, нормальный невроз в рамках психологического здоровья, а может быть и вообще правда о себе (ведь бывают же просто хорошие люди) и все было бы в порядке. Но нет, ему зачем-то дались другие люди, на фоне которых он такой прекрасный. Значит, есть в глубине неуверенность, есть червячок, и нужно себя успокаивать, подтверждая себе свою хорошесть за счет сравнения себя с другими.
Тут-то и начинается грех: другие люди становятся средством. Плюс превозношение и осуждение. Плюс в молитве взгляд направлен не на Бога, не на мои с Ним отношения, не на меня самого в этих отношениях, а на других людей в контексте осуждения и сравнения себя с ними.
Мытарь же не смотрит на других людей. Не потому, что эгоцентрично занят только собой, а оттого, что ни с кем себя не сравнивает.
Он нуждается в любви и просит о ней, и так захвачен этим, что, как влюбленные не видят никого вокруг, мытарь тоже никого не видит, он просто поглощен важным делом — мольбой о прощении и принятии, о встрече с Любовью, в которой он так сильно нуждается.
Честность, искренность, сила быть слабым и дерзновение, неидеальность и даже тяжелые грехи, фокус внимания на отношениях с Богом — отличительные черты мытаря, блудного сына, самарянки и других персонажей Евангелия, «поцелованных Богом».
Страх встречи с собой настоящим, ложь и самоутверждение за счет других, правильность на грани «безгрешности» в точности исполнения Закона (примат буквы, а не духа), фокус внимания «на себе любимом», а главное — убежденность в истинности (см. статью о подменах) своих искаженных представлений и своей пагубной позиции — лишь некоторые штрихи столь узнаваемого в нас самих портрета фарисея, критикой которого пронизано все Евангелие.
И главная трагедия фарисеев в том, что они, будучи убежденными в своей правоте, часто не могут встретиться с Богом, а в пределе — идут Его убивать — за «истину», за «правду», по закону. И это тоже напоминает нам о Великом посте и Страстной седмице.
Источник
О лечении неврозов – советы и предостережения.
В этой главе мы постараемся более подробно остановиться на путях исцеления нервности, расскажем о духовном подходе к этой проблеме, поговорим о психотерапии, познакомим читателя с некоторыми приемами психологической самопомощи, предоставим рекомендации оздоровительного характера.
Духовная врачебница
Единственно правильный путь к исцелению от неврозов лежит через Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божьим. Главное для человека – понять греховные истоки своего заболевания, глубоко осознать свою немощь, возненавидеть грехи гордыни, тщеславия, гневливости, уныния, лжи, блуда, жадности и стяжательства; захотеть изменить себя, с искренним покаянием обратиться ко Господу.
Безусловно необходимым для больных является посещение богослужений, и участие в Таинствах Церкви – Покаяния (исповеди) и Причащения. В молитве, которую священник читает перед исповедью, есть такие слова в (переводе на русский язык): “Ты пришел в духовную лечебницу, да не уйдешь неисцеленным (утаивая некоторые грехи).” Прибегать к Святым Таинствам надлежит часто и с сокрушением сердечным, глубокой верой и упованием на милость Божию.
Обязательно надо читать Священное Писание, особенно Евангелие, и исполнять заповеди Христовы, которые в нем содержатся. “Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачевства из Писания” (святитель Иоанн Златоуст).
Неоценимую помощь оказывает святоотеческая литература и жития святых, в которых даны образцы для подражания, показано истинное предназначение человека, величие нравственной красоты, терпение и стойкость при встрече с трудностями.
Духовная жизнь невозможна без поста и молитвы. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17:21). Хорошо по благословению духовника заучивать на память отдельные псалмы и молитвы. Роль молитвы в обретении и хранении внутреннего покоя очень велика. Старец Сампсон (Сиверс) утверждал, что мир души у постоянно молящегося, защищен от внешних волнений.
Укрепляют душу посещения святых мест, православных обителей. Большую пользу принесут поминовение на Божественной литургии и молебнах; регулярное употребление Богоявленской воды с просфорой, частичкой артоса; окропление святой водой жилища, самого больного, его личных вещей.
Необходимо следить за процессами, которые происходят в душе. Надо следить за своими мыслями, ибо всякому дурному делу обычно предшествует дурная мысль. Следует решительно отсекать все отрицательное, греховное, мерзостное, не вступать ни в какие греховные разговоры. В Православной Церкви существует учение о том, как бороться с грехом в самом его зарождении, на уровне помысла.
“…Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью. Весь ход дела изображается так: сначала бывает прилог(т.е. неизвестно откуда возникает греховная мысль), далее внимание (“беседа” с греховной мыслью – а это уже начало принятия греха), потом (греховное) услаждение, за ним желание (осуществить грех), потом решимость, и, наконец, дело (см. Филофея Синайского. Добротолюбие, т. 3, гл. 34 и далее). Чем дольше человек допускает искушению укрепиться в своей душе, тем ближе он к падению.
Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Иногда, впрочем, посредственно переходит в виновность, когда соблазнительный образ рассматривается умом и человек как бы вступает в беседу с ним.
Иногда предмет приковывает к себе внимание своею новизной, поразительностью, но после того, как сознана его нечистота, должно изгнать его вон, ибо иначе тут будет участвовать соизволение. Кто прогнал греховный помысел, тот погасил внутреннюю войну. Услаждение греховными предметами есть уже грех. От услаждения один шаг до желания. От желания приходит решимость. Желающий изрек согласие на дело, но еще ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося все уже рассмотрено и решено, остается только перейти к делу.
Поэтому следует избегать всевозможных “надумок,” фантазий, бесплодного воображения, особенно чувственного характера.
Следует отучиться осуждать других. Если же в твоем присутствии кого-то порицают или осуждают, то надо перевести разговор, а при невозможности этого -удалиться.
Во всем, что бы ни случилось в жизни, следует обвинять только себя, тогда в душе установится уравновешенность, душевный мир и спокойствие. “Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, – писал архиепископ Арсений (Жадановский), – самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их.”
Полезно избавиться от привычки многословить и спорить по пустякам. Надо обязательно отказаться от всего лживого, показного, театрального, от всякого притворства, преувеличения, двуличия – то есть всего греховного, даже в мелочах.
Может ли слепой водить слепого?
Лечением неврозов традиционно занимается психотерапия.
Православная Церковь решительным образов всегда высказывалась против всяких оккультных и магических действий. В “Книге правил,” основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных законов, четко и ясно определена эта деятельность как пагубная и сатанинская. Естественно, поэтому, никакой духовник не смеет советовать обратиться за помощью к знахарке, гадалке или экстрасенсу. А вот обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту может благословит. Однако здесь больного нередко подстерегает серьезная опасность.
Психотерапия – особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели, стремится утешить скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров. Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. “Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?” (Лк. 6:39).
Врач может иметь докторскую степень, звание профессора или академика, однако это не меняет сути, если он человек настроенный материалистически, или придерживается нехристианских воззрений. Его усилия не дадут душе нужного ориентира, более того, они могут завести ее в пучину грехов, и скорби болящего лишь умножатся. Сколько раз к нам обращались за помощью люди, пострадавшие от горе-психотерапевтов, психоаналитиков, гипнотизеров и др.
Духовная неопределенность, несостоятельность психологии и психотерапии, основанная на нравственном “плюрализме,” позволила внедриться в них огромному количеству оккультных психотехнологий – западных, восточных и “доморощенных,” которые являются нравственно неприемлемыми.
Один из принципов современных психологических практик – “цель оправдывает средства.” Зачастую врачи дают “советы,” которые наносят душе явный вред. Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда врачи предлагали пациентам обзавестись внебрачными связями – с целью якобы нормализации семейных конфликтов, то есть попросту был рекомендован блуд. Человеку советуют лгать или манипулировать людьми, если это принесет ему выгоду (подобных рекомендаций много в книгах Дейла Карнеги).
Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо делает упор на медитацию, психическую самоурегуляцию через состояния измененного сознания. Подготовка будущих психотерапевтов осуществляется на безнравственной основе. Так, экзаменационный компьютерный тест буквально пестрят непотребностями. Чтобы не быть голословными, приведем пример. На вопрос: “Что бы вы посоветовали читать больному психастенией для оживления его вялой подкорки?” – правильный ответ: “Произведения Ги де Мопассана.” Комментарии, как говорится, излишни…
Врач не выбирает пациентов. Чаще всего к нам на прием приходят люди неверующие либо те, кто не ведает истинного Бога, – иноверцы, неоязычники. Но немало и таких, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается ответственность как на врача и человека. Его задача – помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями.
Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь подлинные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим – православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.
Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой “заслон,” препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи – пьянство, блуд, самоубийство.
К сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов – меньшинство. В этом, на наш взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия сегодня насчитывает тысячи психокоррекционных техник. Уже само количество их говорит о том, что психотерапевты не знают, как вылечить человека. Истинное излечение от душевных недугов начинается с покаянного обращения к Богу. А в этой области большинство психотерапевтов – полные невежды.
Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, ведущим христианский образ жизни. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!
Психологическая самопомощь.
Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не оправдывать себя, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своему алиби истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был… и т.д., постепенно все более убеждаясь в виновности другого и оправдывая себя).
Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. “Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения” (преподобный Никодим Святогорец).
Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против,” усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.
Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Не будем поддаваться его внушениям.
Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише.” По опыту известно, что мы способны “споткнуться,” потерять душевный мир или поддаться искушению – в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее подготовить себя к трудностям… Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть и постараться предотвратить. Готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.
Святитель Феофан советует: “Утром, после молитвы, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому заранее определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен “держать себя в руках,” держать контроль над движениями своей души, а не позволять им расползаться куда попало. Он должен быть владыкой своего внутреннего состояния.”
Переключение – простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно послушать церковное пение, прочесть духовно-назидательную статью, прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами… Одному доставляет радость работа на даче, другому – встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении и т.д. Существует немало подобных рекомендаций; при внимательном отношении к себе каждый может продолжить этот перечень. Умение отдыхать с пользой для души – мудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.
Медикаментозная помощь.
Несколько слов по поводу употребления медикаментов при неврозах (транквилизаторов, антидепрессантов). В случае невротических состояний, когда симптомы недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане – смирение и покаяние.
Хорошо помогает при неврозах и неврозоподобных состояниях фитотерапия, то есть использование в лечебных целях лекарственных растений
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
О лечении
Вопрос: Как можно убедить человека (мать), у которого большая беда с ребенком, показать девочку Вам, когда она отвечает, что поскольку Вы очень много выступаете в газетах и по радио, постоянно рекламируете «какие-то курсы по Каббале», она не верит, что при «этой
О лечении во время болезни
Милость Божия буди с вами! Вы все болеете… Очень жалею. Да поможет вам Господь или оздороветь, или благодушествовать в болезни. Да будет, не якоже хощем мы… а якоже Он.Ваше противление лекарским указаниям едва ли достойно похвалы… И лекаря и
Основные формы неврозов.
***
В медицине обычно выделяют три основные классические формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. Рассмотрим их в той последовательности, в какой они обычно описываются в специальной
Особенности детских неврозов.
Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня – примерно 80% детей в России нуждаются в медико-психологической помощи. Из юношей, признанных негодными для прохождения
26. Вопрос: Перечислите основные симптомы неврозов.
Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки
29. Вопрос: Поясните духовные причины возникновения неврозов.
Безудержный рост неврозов в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но прежде всего
33. Вопрос: Какая из форм неврозов встречается наиболее часто?
В отечественной медицине обычно выделяют три основные классические формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию.Неврастению принято считать самой частой формой неврозов. В качестве
84. Вопрос: Расскажите о лечении депрессии.
Если говорить о лечении депрессии, то становится понятно, что невротическая депрессия – это проблема личности и лечится такой вид депрессий преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека –
97. Вопрос: Каковы проявления детских неврозов?
Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи,
А. И. Осипов
Ищущему спасения: советы и предостережения
В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в их понимании, особенно в понимании основ духовной жизни, открытых
ИЩУЩЕМУ СПАСЕНИЯ. СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в их понимании, особенно в понимании основ духовной жизни, открытых вселенским
Вместо даров Духа – клиника неврозов
Вспомните наших подвижников веры: преподобные Серафим Саровский и Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров), владыка Антоний (Блум). Их опыт аскезы наполнен радостью и слезами умиления, любовью к людям. Вот это, я думаю, плоды
1249. Совет о лечении
Милость Божия буди с вами! Мужу вашему надо спешить к докторам. Бывает катар, но бывает и ревматизм в легких и даже в сердце. Тут без лекаря — беда. Или в Москву, или здесь с докторами потолковать. Но в Москву конечно лучше и вернее. Маленького сына
1314. О лечении гомеопатией
Милость Божия буди с вами! Михаил Архангел да охраняет вас на всех путях ваших. Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. — Теперь всем болезням конец. Особенно для малютки как это будет полезно. Вот увидите. Спрашиваете о
Источник