Как я вылечил скворца

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные
Подотряд: Oscines = Певчие
Семейство: Sturnidae Rafinesque, 1815 = Скворцовые
Род: Sturnus Linnaeus, 1758 = (Настоящие) скворцы
Вид: Sturnus roseus (Linnaeus, 1758) = Розовый скворец
Вид: Sturnus vulgaris Linnaeus, 1758 = Обыкновенный скворец
Скворцы в доме
Читать : Скворцовые
Вестник весны, друг сельского хозяина, пестренький скворушка ‘,— кто не видел его, кто не слушал его весенней песенки!
В марте с прилета сидит он у облюбованного скворечника и поет с редкостным азартом. Широко раскрывает клюв, взмахивает и трясет крылышками, высоко запрокидывает голову, раздувая горлышко. Чего только не услышишь в этой песне!
У нас на Болшевской биостанции было 20 скворечников. Около каждого — по скворцу. Я знал этих птиц наперечет по песне и из года в год проверял, все ли они вернулись на свои места после далекого путешествия на юг. Один бесподобно кричал куликом- перевозчиком. Другой подражал чечевице, да так, что каждый раз, как услышу, сомнение брало: уж не чечевицы ли в самом деле прилетели? У третьего коронный номер — подражание воробью: чирикал он подолгу. Еще у одного тоже воробьиное чириканье, но, кроме того, он кричал галкой и кудахтал курицей. И так у каждого скворца что-нибудь свое было, особенное, любимое в песне.
Один мой скворушка-выкормыш целое лето просидел в общей вольере вместе с 30 другими птицами. Теперь, зимуя у меня в комнате, он вспоминает все, что слышал летом. То запоет щеглом, и щеглята ему откликаются, то чижиком, то затрещит тревожным криком зарянки. Сейчас он прислушивается к запевающей варакушке и уже потихоньку начинает повторять ее песенку. Так они и поют попеременно: она, когда услышит его голос, а он, послушав ее песню, пробует спеть так же, изредка пуская собственные скворечные скрипы и визги.
Скворец поет быстро-быстро, едва успевает ухо уловить, кого он повторяет. Вообще скворцы — на диво ретивые певцы. В клетке они поют не только зимой, но и осенью, даже во время линьки, чего, кажется, не делает ни одна из наших птиц. Говорят, что и на юге во время зимовки скворцы распевают свои песни, как у себя на родине. Скворцов у нас в стране очень много, в несколько раз больше, чем было до проведения в широких масштабах Дня птиц. Это результат увеличения числа скворечников. На юге скворец местами начинает вредить виноградникам. В средней полосе страны приходится сейчас устанавливать охрану в садах при созревании вишен, чего раньше не требовалось. Содержание скворцов в неволе кажется предосудительнее содержания любой другой птицы. Ведь именно их привлекаем мы в первую очередь в домики, которые развешиваем в День птиц.
Мне вспоминается, какой лицемерный шум подняли на птичьем рынке продавцы птиц и покупатели, когда какой-то парень предлагал купить у него десяток молодых скворцов. И в то же время эти самые продавцы старались всучить незнающим людям «березовых славок» (так московские птичники называют мухоловку-пеструшку), птичек, обреченных на гибель в неволе и вряд ли менее полезных, чем скворец. Скворца держать в неволе стоит.
Во-первых, это единственная насекомоядная птица в нашей стране, численность которой сейчас вполне достаточна. Поэтому содержание скворцов в неволе не скажется на пользе, приносимой этим видом в хозяйстве.
Во-вторых, нет сомнения, что скворец очень легко переносит неволю. Погубить его в клетке можно, только совсем не заботясь о нем.
И, наконец, в-третьих, скворца и дома можно использовать как полезную птицу. Если он совершенно ручной, то его можно держать в саду или на огороде и приучить собирать вредных насекомых.
К людям скворец привыкает очень быстро, даже становится надоедлив. У него отличная память, и он хорошо их различает. Особенное доверие эта птица питает только к хозяину и становится совершенно дикой с теми, кто причинил ей зло. Кто бы ни описывал скворца, все как один считают его для неволи замечательной птицей. Науманн пишет: «Странно, что скворцов так редко держат в неволе. Содержание их не стоит решительно никаких трудов, а удовольствия они могут доставить вдоволь. Скворец, даже пойманный в старости, очень легко приручается и есть, без сомнения, одна из самых приятных комнатных птиц.
Скворец постоянно весел и деятелен, быстр в своих движениях, внимателен ко всему, что происходит вокруг него, любопытен до крайности: старается все осмотреть и ощупать своим клювом. Он живет довольно сносно в одной комнате с другими птицами и только надоедает им иногда своим вечным беспокойством и крайним любопытством. Меня очень развеселило однажды чрезвычайное летание и шум в клетке. Я подошел к ней и увидел, что самый большой проказник из моих скворцов добыл себе откуда-то большой кусок белой бумаги и, держа его в клюве, летает за другими птицами, радуясь, по-видимому, их напрасному страху и крику».
Скворцы-самцы довольно легко выучиваются произносить некоторые слова человеческой речи.
Большой любитель и знаток певчих птиц И. И. Горемыкин убеждал меня, что на это способны и самочки. Одна такая птица говорила два слова: «скворушка» и «тише, тише». М. П. Вавилов пишет о скворце, который знал молитву «Отче наш» (она насчитывает около полусотни слов, включая предлоги и союзы).
Клетка для скворца должна быть несколько особенной. Во-первых, ее нужно делать больших размеров, соответственно росту птицы, которая любит побегать по полу. Клетка площадью дна 30X50 см только-только достаточна. Во-вторых, ящичек дна, если оно выдвижное, должен быть глубоким, не меньше 2—3 см. Весь он засыпается песком. Скворец очень прожорлив и много пачкает, а главное, постоянно копается в песке своим клювом: воткнет его и потом с силой раскрывает так, что песок летит во все стороны. В- третьих, часть решетки на 15—20 см от низа нужно закрыть снаружи полосками стекла или фанеры, чтобы птица не очень мусорила и брызгала при купании. Скворец едва ли не больше всех других птиц любит купаться. Клетку приходится закрывать газетой, и она промокает насквозь. И, наконец, купалку, кормушку и питейку нужно неподвижно укрепить или они должны быть очень тяжелыми, например глиняными: птица старается подковырнуть их снизу своим клювом и моментально опрокидывает обычные баночки. Для мелких птиц скворцы совсем не опасны, как это иногда считается. Жили у меня в большой вольере выкормыш и пойманный скворец. Оба они никогда и никого не обижали. Дорогу им, правда, уступали все птицы, но своими явными преимуществами в силе скворцы никогда не пользовались: жили, словно не замечая соседей. Враждовали скворцы только между собой, но потом вдруг сдружились. Куда бы ни полетел выкормыш, Дикарь (он действительно был сравнительно диким) следовал за ним. Так они вместе ели, пили, купались и отдыхали на веточке. Однако в небольшом комнатном садке один из этих скворцов совершенно терроризировал сидевшую с ним зарянку. Пришлось их рассадить. Кормить скворца можно . всем, что ест хоть какая-нибудь птица, включая и врановых: хлебом, любой кашей, творогом, сырым и вареным мясом, всяким зерном (в том числе и коноплей, которую он глотает целиком), морковью, яблоками, рябиной, бузиной, вишнями, куриным яйцом, зеленью, муравьиными яйцами, мучными и дождевыми червями, да всего и не перечтешь.
Мои скворцы жили на хлебе белом, размоченном в молоке (а частенько и в воде), и различных ягодах (чаще всего сухой бузине), которые стояли в клетке птиц постоянно. Раз в день давалось с наперсток муравьиных яиц (обычно сухих); иногда -что-нибудь из перечисленных выше кормов и нерегулярно —-мучные черви. Каждый подходивший к клетке считал своим долгом сунуть скворцу двух-трех червяков. Он всегда их выпрашивал у приходящих в комнату, крича и трепеща крылышками. Брал скворец червяков через решетку прямо из рук.
Выкормить скворца, взятого из гнезда, почти так же легко, как и галку или ворону, и привыкает он хорошо. Выкормышей я держал не раз, и все они были забавными и милыми птицами, любимцами нашей семьи’ и всех окружающих. Один из них, подобранный помятым и с кровью на голове (его вытащила из гнезда на моих глазах галка), был баловнем целой деревни. Летал он всюду, везде его встречали с лаской, кормили. Однако никому он не давался в руки и близко к себе не подпускал. Только когда я приезжал вечером на дачу с работы и тихонько свистел, стоя среди деревенской улицы, с какой- нибудь березы неизменно слетал мой скворушка и садился на плечо. Сдружившись с со- баками (они всегда были у нас в доме), скворец перестал бояться кошек. Это его и сгубило. Кошка поймала скворца, когда он прилетел на террасу к соседям, где нередко получал лакомые кусочки.
Другой мой выкормыш даже стал киноартистом. Он снимался в трех картинах1 и в двух из них играл главные роли. По сценарию нужно было показать, как скворец ищет вредных насекомых и кормит ими своих птенцов. Он добросовестно вспахал клювом изрядный кусочек огорода, пока не нашел, наконец, личинку майского жука, заранее, правда, подложенную в землю. Прилетел скворушка к своему домику будто бы для кормления птенцов и совал голову в леток, хотя скворечник был пуст и стоял на высоте 1 м от земли, рядом с киноаппаратом, который трещал, снимая моего выкормыша в упор, крупным планом.
Приучить ко всему этому скворца оказалось совсем нетрудно. Нужно было только немного терпения. Так, со второй или третьей личинки, закопанной на глазах скворца, он уже понял, что от него требуется. А со скворечней еще проще: скворцу предварительно давали в ней мучных червей. Трещоткой его приучали к треску киноаппарата. Людей же он и раньше не боялся. Во г и все. Судите сами, трудно ли научить скворца разным штукам.
Нашего последнего скворчонка воспитали студенты на Звенигородской биологической станции. Нужен он был для опытов. Его сажали на лугу или в лесу под марлевый полог над определенных размеров площадкой. Птица добросовестно выискивала здесь всех насекомых. Наблюдатели, которых скворец, конечно, ничуть не боялся, записывали каждое его движение. Так он «подсчитывал» нам на опытной площадке всех насекомых, и мы узнавали, много ли ему нужно времени, чтобы, их уничтожить. Кончили работу со скворцом и выпустили его на волю, благо он умел сам кормиться насекомыми и превосходно летал.
Куда же ему, человеческому выкормышу, деваться? К людям привык, от скворцов отвык. Вот он и летал у нас по всей территории. Иногда его видели на реке, утром — около палаток, а в обед, конечно,— около столовой.
К нам приехал докладчик из Москвы. Расположились мы на поляне, поставили стол, две сотни студентов расселись полукругом. И вдруг в середине доклада с соседней липы вниз спланировал скворец и побежал в нескольких шагах от приехавшего. Тот посмотрел на птицу с изумлением: очень уж близко она петела, но лекцию не прекратил. Скворец взлетел и уселся стол. Наш докладчик отшатнулся и замолчал. Наступила неловкая пауза, которой воспользовалась птица. Быстро-быстро, цсовыривая по скворчиной привычке снизу, похватала она листочки бумаги, лежавшие на столе, и побросала их на землю. Тут уж вступились студенты. Скворец был схвачен и брошен в воздух (потом он долго с «обиженным видом» сидел на самой макушке соседнего дуба). Листочки тезисов собрали, привели в порядок, и докладчик, оправившись от изумления, продолжал лекцию.
Ручной скворец-выкормыш, свободно летающий по саду, может быть приучен к истреблению вредителей. Стоит показать ему, где прячется в смородине или крыжовнике гусеница крыжовниковой огневки, как птица добросовестно будет осматривать кусты и глотать насекомых.
Обнаружив и попробовав гусениц капустной белянки, скворец старательно начнет осматривать кочны капусты в огороде и, конечно, соберет вредителей лучше, чем это сделал бы человек. «Работает» птица там, куда ее посадит хозяин или где он находится: ручные птицы любят быть поблизости от человека.
В комнате, где много, мух, скворец даже без всякого обучения может с утра до вечера заниматься их ловлей — делом очень полезным для нас и, видимо, приятным для него. За день он способен съесть до тысячи мух, значит, его помощь не пустячная. Каждый истинный любитель птиц при всякой возможности должен завести себе «вольных» скворцов. В деревне, на даче, в небольшом городе всегда можно повесить один или несколько скворечников около дома. Размер их внутри 13 X 13 X 28 см или немногим больше, диаметр летка — около 5 см. Сколотить скворечник нужно поплотнее, без щелей, из досок в 2 см толщиной и повесить на любом дереве повыше, 8—10 м от земли ‘. Если у дома есть сад или огород, то скворцы будут не только развлекать хозяина своими веселыми песнями, но, собирая вредных насекомых, позаботятся и о хорошем урожае. Майна2, священная птица индийцев, которую в Индии охраняют тысячелетия, все чаще и в больших количествах стала появляться в нашей стране: она расселяется из Индии на север. 3 последнее десятилетие птица эта сделалась обычной в Бухарской и Самаркандской областях. Она покрупнее своего северного собрата— обыкновенного скворца — и значительно наряд его. Птица красивого красно-бурого цвета, с черной голо- вой и манишкой, с белыми отметинами на крыльях, на хвосте и на подхвостье. Подробнее о привлечении скворцов можно прочитать в книге автора «Охрана и привлечение полезных птиц»,
Майна оказалась в нашей стране не очень желанным переселенцем: во многих местах она стала вредить виноградникам. Тем не менее население любит ее. Майна по достоинству оценена как птица для неволи.
Майны гнездятся в разрушенных постройках, в дуплах деревьев около жилья человека, словом, там, где птенцов нетрудно достать из гнезда. Птенцы в неволе невзыскательны. Их можно кормить варе-• ным мясом и хлебом, изредка насекомыми. Выкормленные человеком майны проявляют к нему редкостную привязанность. Они узнают хозяина в толпе народа, всюду следуют за ним. Живут такие птицы, конечно, не в клетке, а на воле, собирают ягоды, насекомых, подкармливаются и дома.
Ловят майн и взрослыми. Узбеки часто держат их в перепелиных сеточках. Птица эта в неволе может прожить много лет. Замечательна способность майны к подражанию. В свою песенку она вплетает разные звуки: свист, смех, голос погонщика ишаков и крик этого животного. Легко птицы выучиваются и говорить. Г. А. Сидорова рассказывала мне про майну, которая произносила несколько слов. «Кто гам?» — кричала она по требованию хозяина, а все другие слова — только по собственному желанию. Среди них были «Маля» (кличка собаки), «войдите», «Люда».
Нечасто удается видеть майну в неволе в Европейской части страны, но все же она здесь встречается. В марте 1960 года большая партия этих птиц была доставлена в Москву из Средней Азии и поступила в продажу в зоомагазинах.
Любители птиц, побывавшие на родине майны, редко возвращаются к себе на север без нее — живой памяти о солнечном Узбекистане. Да иначе и не может быть: кто хоть раз увидит эту красивую и забавную птицу в неволе, тот непременно загорится желанием завести ее у себя.
Еще один родственник нашего обыкновенного скворца обитает на юге страны, преимущественно в Азиатской ее части. Это розовый скворец ‘, вечно кочующая стайная птица, прославленный истребитель саранчи. Услуги, которые он оказывает сельскому хозяйству Средней Азии и Нижнего Поволжья, очень велики.
Розовый скворец редко, значительно реже майны, встречается в неволе. К его достоинствам следует отнести прежде всего красивую внешность. Комбинация розового и черного цветов очень эффектна. К сожалению, в неволе он при первой же линьке теряет яркую окраску. Птица эта, как и все скворцы, очень подвижна, быстра в своих движениях и необыкновенно прожорлива.
Несколько лет назад партия розовых скворцов была привезена на Московский птичий рынок и распродана. По-видимому, они кое-где еще живут, так как долговечны и без труда переносят неволю.
Источник: К.Н.Благосклонов. ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ. Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения УСФОР. МОСКВА • I960
Источник
Íó ñîâåòîì ïîìî÷ü âðÿä ëè ìîãó)) Íî äóìàþ åñëè áóäåøü ðàñòèòü åãî ñ òàêîãî âîçðàñòà îí â ëþáîì ñëó÷àè ê òåáå ïðèâûêíåò, êîðìèøü òî òû åãî êàê ìàìêà)
 èäåàëå ñïðîñè ó âåòåðèíàðà îí äóìàþ ÷òî òî ïîñîâåòîâàòü ñìîæåò.
Ñïàñèáî, ïîéäó êàøêó âàðèòü =)
Ïîïðîáóé áåëîê ÿè÷íûé âàðåíûé, è åùå ìîæíî êàøó ïþðå äåòñêóþ áåç ñàõàðà è ñîëè èç øïðèöà äàâàòü.
ß òàê ïòåíöîâ âûõàæèâàëà.
ýòî íå ñêâîðåö, ýòî ñòðèæ, ïîõîæå, îí æå òîëüêî ïî ñòåíêå âåðòèêàëüíî öåïëÿåòñÿ, îí íå ìîæåò íà ãîðèçîíòàëüíîé ïëîñêîñòè. Ëåòàþò ÷óäåñíî. ó ìåíÿ äíåé äåñÿòü îòúåäàëñÿ, êèòèêåò äàâàëè ìÿãêèé, âìåñòî íàñåêîìûõ — íåæíîå ñûðîå êóðèíîå ìÿñêî, äà è âàðåíîå äàâàëè, ïîòîì áóäåò íà ëàñòèâêó ñõîæ… ýòî ñòðèæåê. È, äîðîãèå ïèêàáóøíèêè, âåñíîé ÷àñòî áûâàþò ñëåòêè íà çåìëå, è ïî ñâîåìó ñîáñòâåííîìó óáåæäåíèþ ãîâîðþ, ÷òî èõ î÷åíü ðåäêî ìîãóò ïîäíÿòü ðîäèòåëè… áûâàåò ÷òî áîëåå ñèëüíûé âûòàëêèâàåò èç ãíåçäà… â êàæäîì êîíòêðåòíîì ñëó÷àå íóæíî ïðèíèìàòü ðåøåíèå… èç âñåõ ïòèö ïîäîáðàíûõ îñòàëàñü òîëüêî âîðîíà, íî îíà íå ëåòàåò è æèâåò óæå òðè ãîäà… åñòü â íåòå «êëóá ëþäåé è ïòèö» òîæå ìíîãî ïîëåçíîãî — è íå âñåì âåðüòå…
Õëåá íåëüçÿ. Ìîëîêî, åñëè ÷òî, òîæå íåëüçÿ.
×åðâÿ÷êè, ëè÷èíêè. Êóñî÷êè ìÿñà (ñûðîãî è íå æèðíîãî). ß ïîêóïàëà äåòñêîå ïèòàíèå è êîðìèëà ñî øïðèöà. Íèêàêîãî ñàõàðà è ñîëè. Êîðìèòü êàæäûé ÷àñ-äâà è ãðåëêà íóæíà. Îí íå äîëæåí òàê âàëÿòüñÿ.
Ïîìð¸ò èëè îò õîëîäà èëè îò õëåáà.
Îí íå âàëÿåòñÿ, ñäåëàë åìó «ãíåçäî». Òàì òåïëî. ×åðâåé íàêîïàë, íî îí èõ îòêàçûâàåòñÿ åñòü. À âîò ðàçìî÷åííûé õëåá çà ìèëóþ äóøó =)
Õëåá ýòî ñàõàð, ñîëü è äðîææè. Âñ¸ ýòî íåëüçÿ.
Âåðíè â ãíåçäî, åñëè íå ìîæåøü êîðìèòü. Íàñêîëüêî îíî âûñîêî? Íàâåðíÿêà ó êîãî-íèáóäü ëåñòíèöà åñòü.
Íè â êîåì ñëó÷àå íå âîçâðàùàé â ãíåçäî. Ïòèöû ïòåíöîâ ïî çàïàõó ðàçëè÷àþò. À îí òåïåðü òîáîé ïàõíåò. Ïîçäíî óæå. Îíè åãî íå ïðèçíàþò.
Íèêîãäà íå ïðèõîäèëîñü âûêàðìëèâàòü ñòðèæåé.
 äåòñòâå íàøëà îäíîãî (åãî îòëóïèë äðóãîé ñòðèæ è ìîé íå ìîã äàæå âñòàòü ñàì), íî îí ïîëåæàâ äåíü â êîðîáêå îêëåìàëñÿ è óëåòåë. ×åì êîðìèòü íå çíàëè. ×òî ýòî ñòðèæ, îïðåäåëèëà òîëüêî áàáóøêà (ÿ äóìàëà, ýòî ïòåíåö ÿñòðåáà :D).
Ëè÷íî ÿ òîëüêî âîðîí¸íêà âûêàðìëèâàëà. Åù¸ ïðèíîñèëè âðîäå êðàïèâíèêà, íî îí ïîãèá ÷åðåç 2 ÷àñà, íàâåðíîå âíóòðåííèå ïîâðåæäåíèÿ, õîòÿ íà âèä öåëûé áûë.
êóïè â çîîìàãàçèíå ñâåð÷êîâ. Òîëüêî ñàì èõ íå ïåð忏âûâàé))) Ðàçîòðè â êàøó è êîðìè ýòèì. ×åðâåé îí òîæå òàê íå ñìîæåò ñõàâàòü. Òàêèì ìàëûøàì ìàòü ñðûãèâàåò ïèùó.
Óäà÷è òåáå. Ìîëîäåö.
Íàïèøè ïîòîì êàê è ÷òî.
Âñïîìíèë ýòîò õîðîøèé ìóëüò
÷åðâåé è íàñåêîìûõ è ïðàâäà ìîæíî èñòîëî÷ü, êîðìèòü ìîæíî èç øïðèöà áåç èãëû ïîïðîáîâàòü, à âîçâðàùàòü â ãíåæäî íå âàðèàíò, îí óæå ïðîïàõ ÷åëîâåêîì, îáðàòíî åãî íå ïðèìóò
Ó ìåíÿ äðóçüÿ âûêîðìèëè òðåõ ñòðèæàò, íî ýòî áûë àä. Ñíèìàëè â ïîäúåçäå îêíà, ãäå-òî òàì áûëî ãíåçäî, íàñêîëüêî ïîìíþ. Âñÿêèå çîîêðóæêè îòêàçàëèñü èõ áðàòü.  èòîãå êîðìèëè êàæäûå 2-3 ÷àñà òàðàêàíàìè, äîçèðîâêó íå ïîìíþ, ïîêóïàëè òàðàêàíîâ â çîîìàãàçèíå, ìîðîçèëè, îòðåçàëè ëàïêè è ãîëîâû, ïîòîì êîðìèëè ìàëûøíþ. È òàê ïî÷òè 20 äíåé.
Âñå âûæèëè è óëåòåëè. Òüôó-òüôó.
Êñòàòè, áðàòü ñòðèæåé íàäî àêêóðàòíî, èíà÷å êðûëüÿì íàñòàíåò êàïåö è óëåòåòü íå ñìîãóò.
Âîîáùå âûêîðìèòü ñòðèæà î÷åíü è î÷åíü ñëîæíî(
Âîò íàøëà ôîòêè ñ÷àñòëèâ÷èêîâ.
Â.È.Ìîðîçîâ, äëèòåëüíîå âðåìÿ ñîäåðæàâøèé îáûêíîâåííûõ ñêâîðöîâ, ñîâåòóåò ñòàâèòü èì òÿæåëûå êîðìóøêè è êóïàëêè, ÷òîáû ïòèöû íå ñìîãëè ïåðåäåðíóòü èõ ñâîèì êëþâîì, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ êàê ïèíöåòîì. Îí, êàê è àâòîðû ìíîãèõ êíèã î ñîäåðæàíèè ïåâ÷èõ ïòèö, îòìå÷àåò ëþáîâü ñêâîðöîâ ê êóïàíèþ.
Ïî ëþáâè ê êóïàíèþ ó ñêâîðöà íåò ðàâíûõ ñðåäè íàøèõ êîìíàòíûõ ïåðíàòûõ ïèòîìöåâ.
 ñâÿçè ñ ýòèì, à òàêæå ñ áîëüøîé ïðîæîðëèâîñòüþ ýòèõ ïòèö, èìåþùèõ ïîëóæèäêèé ïîìåò, êëåòêè ñêâîðöîâ áûñòðî çàãðÿçíÿþòñÿ. Â.È.Ìîðîçîâ ñîâåòóåò ñëåäóþùèé âûõîä èç ïîëîæåíèÿ. Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì äëÿ êëåòêè ÿâëÿþòñÿ âûäâèæíûå ïîääîíû, èçãîòîâëåííûå èç îöèíêîâàííîãî æåëåçà. Èõ íóæíî äâà. Íà îäíîì íàñûïàåòñÿ òîëñòûì ñëîåì ðå÷íîé ïåñîê, ïðåäâàðèòåëüíî î÷èùåííûé îò ìóñîðà è ïðîêàëåííûé â äóõîâêå. Íà âòîðîé, ðàñïîëîæåííûé áëèæå ê êóïàëêå, êëàäåòñÿ äåðåâÿííàÿ ðàìêà, ñäåëàííàÿ ïî åãî ðàçìåðàì è îáòÿíóòàÿ òîëñòîé ïîëèýòèëåíîâîé ïëåíêîé (èëè êëååíêîé). Âîò ýòîò-òî ïîääîí è îáëåã÷èò óõîä çà ïòèöàìè. Âûïëåñíóòûå èç êóïàëêè âîäà è ïîìåò ñêàòûâàþòñÿ íà ñåðåäèíó ðàìêè è âñêîðå âûñûõàþò. Ïîýòîìó â êâàðòèðå íåò ãíèëîñòíîãî çàïàõà, äà è ãðÿçè ïîìåíüøå. Âûíóòü è ïðîìûòü òàêóþ ðàìêó — ïàðà ïóñòÿêîâ.
Æåðäî÷êè äîëæíû óñòàíàâëèâàòüñÿ ïîäàëüøå îò êîðìóøêè è ñòåíîê êëåòêè, ÷òîáû ïòèöû íå îáòðåïûâàëè õâîñòû. Èõ äèàìåòð 15-18 ìì.
Ñêâîðöû îòíîñÿòñÿ ê î÷åíü ñîîáðàçèòåëüíûì ïòèöàì. Óæå ÷åðåç ìåñÿö ïîñëå ïîèìêè îíè ïðèâûêàþò ê õîçÿèíó, Êîòîðûé çà íèìè óõàæèâàåò, è äàæå áåðóò ëàêîìñòâà èç ðóê. Ñêâîðöû ìèðîëþáèâûå ïòèöû è ïðåêðàñíî óæèâàþòñÿ ñ Äðóãèìè ïåðíàòûìè â êðóïíûõ ñàäêàõ èëè âîëüåðàõ. Çèìîé ñêâîðöîâ ìîæíî ñîäåðæàòü è â íàðóæíûõ âîëüåðàõ, ïðèêðûòûõ îò ñêâîçíÿêîâ.  Ìîñêîâñêîì çîîïàðêå òàê æèëè îáûêíîâåííûå è ðîäñòâåííûå èì ñåðûå ñêâîðöû (Sturnus cineraceus).
Îáèòàþò ñåðûå ñêâîðöû íà þãå Äàëüíåãî Âîñòîêà è â ñîïðåäåëüíûõ ðàéîíàõ Êèòàÿ, Ìîíãîëèè è Êîðåè. Îíè ïî ðàçìåðàì íå óñòóïàþò îáûêíîâåííîìó, íî îêðàøåíû èíà÷å. Òåëî ñåðîå, âåðõíÿÿ ÷àñòü è áîêà ãîëîâû, à òàêæå áðþøêî — áåëûå, øåÿ è çàòûëîê ÷åðíûå. Ó îñíîâàíèÿ êëþâ ÿðêî-æåëòûé, íà âåðøèíå áóðûé. Ñàìêè îêðàøåíû íåñêîëüêî òóñêëåå ñàìöîâ.
Ñîäåðæàíèå ñåðûõ ñêâîðöîâ íå îòëè÷àåòñÿ îò òàêîâîãî îáûêíîâåííûõ, îäíàêî îíè íå èìåþò òàêèõ ïåâ÷åñêèõ òàëàíòîâ. Èõ ïåñíÿ ñîñòîèò èç äîâîëüíî ðåçêèõ òðåñêó÷èõ çâóêîâ. Îáûêíîâåííûå æå ñêâîðöû ìîãóò íàó÷èòüñÿ íàñâèñòûâàòü íåñëîæíûå ìåëîäèè òèïà «×èæèê-ïûæèê» è ïðîèçíîñèòü ñëîâà è öåëûå ôðàçû. Îá ýòîì ïèñàë íà ðóáåæå XIX-XX âåêîâ ïðîôåññîð Ä.Êàéãîðîäîâ. Îäèí åãî çíàêîìûé øïàê ïî êëè÷êå Ìèøà ãîâîðèë ñëåäóþùåå: «Ìèøå÷êà, Ìèøóøà, Ìèøóðî÷êà, äóøå÷êà. Çäðàâñòâóé, Ñàøå÷êà. Ïðîùàé, Ìèøóøà. Ìèøà, ñïîé ïåñåíêó». Ïîñëå ÷åãî îí íà÷èíàë íàñâèñòûâàòü «×èæèêà». Ñëîâà ïðîèçíîñèëèñü ñêîðîãîâîðêîé.
Ñêâîðöû ìîãóò ðàçìíîæàòüñÿ â íåâîëå. Â.Ã.Ãóñåâ ïèøåò, ÷òî â 1967 ãîäó îäíîìó èç ìîñêîâñêèõ ëþáèòåëåé óäàëîñü ïîëó÷èòü ïîòîìñòâî îáûêíîâåííûõ ñêâîðöîâ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.  Ìîñêîâñêîì çîîïàðêå ñåðûå ñêâîðöû íåîäíîêðàòíî äåëàëè ïîïûòêó ê ðàçìíîæåíèþ. Îíè îòêëàäûâàëè ñâîè ãîëóáûå ÿéöà, íî íå íàñèæèâàëè èõ.  ýòî âðåìÿ èì íóæåí ïîêîé, à ïîñåòèòåëè çîîïàðêà âñïóãèâàþò ïòèö ñ ãíåçäà, íå äàâàÿ èì íîðìàëüíî ãíåçäèòüñÿ. È ýòî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñåðûå ñêâîðöû áûëè íàøèìè âûêîðìûøàìè, ïðèâåçåííûìè èç Ïðèìîðüÿ. Îíè íå áîÿëèñü ÷åëîâåêà è ïðîæèëè â çîîïàðêå 7 ëåò.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ñêâîðöû ìîãóò æèòü äî 20 è áîëåå ëåò.
Äëÿ ëþáèòåëåé ïòè÷üåé ïåñíè ìîæíî ïîñîâåòîâàòü êðîìå îáûêíîâåííîãî ñêâîðöà çàâåñòè ìàëîãî (Sturnia sturnia) èëè ÿïîíñêîãî (Sturnia philippensis) ñêâîðöîâ, îáèòàþùèõ íà þãå Äàëüíåãî Âîñòîêà. Èõ ãîëîñà íåæíû, à ïåñíÿ âêëþ÷àåò íàáîð êðàñèâûõ òðåëåé è ñâèñòîâ, à òàêæå ïîäðàæàíèé äðóãèì ïåðíàòûì. Ýòè ñêâîðóøêè ìåíüøèõ ðàçìåðîâ, ÷åì îáûêíîâåííûé, à ñîäåðæàíèå èõ íå îòëè÷àåòñÿ îò òàêîâîãî äðóãèõ ñêâîðöîâ. Îêðàøåíû îíè â ïðèÿòíûå ñâåòëî-ñåðûå òîíà. Ó ñàìöà íà çàòûëêå ÷åðíîå ïÿòíî, ÷åðíûå ñ ìåòàëëè÷åñêèìè ïåðåëèâàìè ñïèíà, õâîñò è êðûëüÿ. Íà ïëå÷àõ øèðîêàÿ áåëàÿ ïîëîñà. Ñàìêè íå èìåþò ÷åðíîãî ïÿòíà íà çàòûëêå, è îêðàñêà èõ òóñêëåå. Ó ÿïîíñêîãî ñêâîðöà íà áîêàõ ãîëîâû çà ãëàçàìè êîðè÷íåâûå ïÿòíà, ÷òî îòëè÷àåò åãî îò ìàëîãî. ßïîíñêèé ãíåçäèòñÿ â îñíîâíîì íà îñòðîâàõ — Ñàõàëèíå è Êóðèëüñêèõ, à ìàëûé — íà ìàòåðèêîâîé ÷àñòè þãà Äàëüíåãî Âîñòîêà.
Èç íå èìåþùèõ õîðîøåé ïåñíè, íî äåêîðàòèâíûõ ïòèö ìîæíî ïîñîâåòîâàòü ê ñîäåðæàíèþ â äîìå ðîçîâîãî ñêâîðöà (Sturnia roseus, Pastor roseus), ó êîòîðîãî ïîìèìî âåëèêîëåïíîé ðîçîâî-÷åðíîé îêðàñêè èìååòñÿ åùå è õîõîë íà ãîëîâå èç óäëèíåííûõ ïåðüåâ. Ðàçìåðàìè îí ñ îáûêíîâåííîãî ñêâîðöà, à îáèòàåò â ñòåïíûõ è ïóñòûííûõ ðàéîíàõ Åâðàçèè, ñåëÿñü áîëüøèìè êîëîíèÿìè. Ýòà ïòèöà èçâåñòíà êàê èñòðåáèòåëü ïåðåëåòíîé ñàðàí÷è, êîòîðàÿ ïåðèîäè÷åñêè â îãðîìíûõ êîëè÷åñòâàõ ñîâåðøàåò íàáåãè íà ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ðàéîíû ýòèõ ìåñò. Ê ñîæàëåíèþ, ïîñëå ïåðâîé æå ëèíüêè â íåâîëå ðîçîâûé öâåò â îïåðåíèè çàìåíÿåòñÿ ñåðîâàòûì.
Âëàäèìèð Îñòàïåíêî. «Ïòèöû â âàøåì äîìå». Ìîñêâà, «Àðèàäèÿ», 1996
Èñòî÷íèê:
https://www.zooclub.ru/birds/vidy/148-2.shtml
òîæå êàæåòñÿ ÷òî ñòðèæ, íåäåëþ íàçàä äîìà áûë âçðîñëûé) ïî êëþâóìîðäåêðûëüÿì ïîõîæè î÷åíü
Ðòîì íå êîðìèòå!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ó íåãî ìîæåò áûòü ÎÐÍÈÒÎÇ!!!!!!Çàðàçåí äëÿ ëþäåé!!!!!!!!È ðÿä ïàðàçèòîâ ,êîòîðûìè âû òîæå ìîæåòå çàðàçèòüñÿ. Â çîîìàãàçèíàõ è ðûáîëîâíûõ ìàãàçèíàõ ïðîäàþò îïàðûøåé,õðàíÿòñÿ â õîëîäèëüíèêå. È ëó÷øå ê âåòåðèíàðó çàãëÿíóòü, ñäàéòå àíàëèçû íà îðíèòîç.
À ÷åì êîðìèòü? Íó íå åñòü îí ñî øïðèöà…
Îïàðûøè äîñòàòî÷íî ìàëû è ìîãóò ïîäîéòè. Êóïèòå äåòñêîå ïèòàíèå è ïîñòàâüòå åìó â êðûøå÷êå. Îðíèòîç — ýòî î÷åíü ñåðüåçíî!!!!!!îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóåòñÿ ëèõîðàäêîé, îáùåé èíòîêñèêàöèåé, ïîðàæåíèåì ë¸ãêèõ, öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, óâåëè÷åíèåì ïå÷åíè è ñåëåç¸íêè
ïîäíèìèòå ýòî â òîï, ÷òîáû áîëüøå ñîâåòîâ áûëî;)
Ìû ñêâîð÷èõó ÿéöàìè êóðèíûìè âàðåíûìè ïðîòåðòûìè êîðìèëè, ïîòîì îòïóñòèëè íà âîëþ â ëåòíèé ñàä, ïàðó ëåò ê íàì ïðèëåòàëà èíîãäà)
à êàê îïðåäåëèòü ïîë ïòåíöà?
äà, ýòî ñòðèæåíîê. Æðàòü ñàì îí åùå ïîêà íå óìååò — êîðìèòü ïîèòü íóæíî âðó÷íóþ. Ãðåëî÷êà, ñåíà äëÿ êðîëèêîâ(â òðÿïî÷êå íåæåëàòåëüíî äåðæàòü èëè òðÿïî÷êó ìåíÿòü). êîðìèòü õëåáîì íåëüçÿ êàòåãîðè÷åñêè! Ïëîõî áóäåò ïîòîì! Áðîæåíèå â çîáå íà÷íåòñÿ. ß ìåëêî ðåçàëà êóðèöó, çàëèâàëà êèïÿ÷åíîé âîäè÷êîé è êîðìèëà ìîêðîé êóðèöåé. Êîðìèòü ìîæíî è ðàç â 3-4 ÷àñà, ïîèòü ëó÷øå ïî÷àùå. (êàïàåòå êàïåëüêó íà êëþâ, îí ãîëîâó çàäåðåò è ïðîãëîòèò, òàê ðàç 5) ßè÷íûé áåëîê íå êàæäûé äåíü, òîæå ìîæåò áûòü ïëîõî. Ó Âàñ îí îïåðÿòüñÿ óæå íà÷àë, ÿ ñâîèõ äâîèõ â òàêîì âîçðàñòå ïîäêèäûâàëà íàä çàñòåëåííîé êðîâàòüþ, ÷òîá ëåòàòü ó÷èëèñü. Ïîäêèíó ïàðó ðàç — â ãíåçäî, ÷åðåç ïîë÷àñà êîðìëþ. â êîðîáêå äåðæàòü íåæåëàòåëüíî. èì îäèíîêî â äóøíûõ òåìíûõ ïîìåùåíèé ,è ïîòîì êîãäà äîñòàåøü ïîêîðìèòü — ïóãàþòñÿ. Íåïëîõî êóøàþò îïàðûøåé è êðàñíîãî òàêîãî ìàëåíüêîãî ÷åðâÿ÷êà ,â çîîìàãàçèíàõ è â ðûáîëîâíûõ ïðîäàþòñÿ. (êðàñíûé ÷åðâÿê- ëè÷èíêà êîìàðà). Êîãäà íå îñîáî õîòåë åñòü, àêêóðàòíî ïèíöåòîì ïîä âåðõíèé êëþâèê ïîääåâàåøü — æðåò ðåôëåêòîðíî. Ñî øïðèöà ìîè íå æðàëè. Ïåðåîäè÷åñêè âûíîñèëà íà áàëêîí ïðîâåòðèâàòü. Ñìîòðèòå çà ïåðûøêàìè, îïåðÿåòñÿ êîãäà — ñ ïåðà áåëàÿ òðóáî÷êà ñëàçèò, åñëè çàñòðÿëà — Î×ÅÍÜ àêêóðàòíî ïèíöåòîì. Íå ÷èñòèòå íè÷åì, ìîæåòå ïåðî ïîâðåäèò. Ó ìåíÿ îáà óëåòåëè)) Æåëàþ Âàì âàøåãî ïèòîìöà âûêîðìèòü è âûïóñòèòü))
Âîîáùå-òî îíè â ýòî âðåìÿ æèçíè íàñåêîìîÿäíûå
Òàê ÷òî ÷åðâè â ïîìîùü
Òî åñòü â òàêîì âîçðàñòå åìó ìîæíî öåëûõ ÷åðâåé äàâàòü? Èëè ìíå èõ òîæå, êàê õëåá ñíà÷àëà ïðîæåâàòü?
Ïðîñòî ÷åðâè. È ïðîìîé.
Æåñòêèå òèïà ìó÷íûõ íå ïîéäóò. Äàâàé îïàðûøà è äîæäåâûõ.
Ïòèöû íå ìëåêîïèòàþùèå. Ñ ðîæäåíèÿ ìîãóò ÷åðâåé åñòü.
È íàñ÷åò êîðìëåíèÿ õëåáîì-Î×ÅÍÜ àêêóðàòíî, êóñî÷êè êàê ìîæíî ìåíüøå äåëàé, à òî îíè íèì ïîäàâèòüñÿ ìîãóò
Íåëüçÿ ïòåíöîâ íàñåêîìîÿäíûõ ïòèö êîðìèòü õëåáîì! Íåëüçÿ!
ß åãî ñàì ïåðåæåâûâàþ î÷åíü òùàòåëüíî, äî îäíîðîäíîé ìàññû
À îòêóäà âûâîä ÷òî ýòî ñêâîðåö? Ïî êðûëüÿì è êëþâó áîëüøå íà ñòðèæîíêà ïîõîæ. È äà, õëåáîì êîðìèòü íå âàðèàíò, ýòèì äàæå âîðîáüÿ íå âûêîðìèøü.
Íå çíàþ, íå îðíèòîëîã =) Ìîæåò áûòü è ñòðèæ.. ñåé÷àñ ãëàâíîå âûêîðìèòü åãî
íå äàâàéòå åìó õëåá, âû åãî ïîãóáèòå! È êàøó íåëüçÿ! Ðàçìàëûâàéòå ìÿñî, ÷åðâÿêîâ ,ÿéöà è ÷åðåç øïðèö êîðìèòå
Ýòî íå ñêâîðåö, ýòî ñòðèæ
êîðìè åãî ìàëåíüêèìè ÷åðâÿêàìè, êðîøêàìè õëåáà ñìî÷åíûìè â êèïÿ÷åíîé âîäå, êàøêîé âàðåíîé ñ ïîìîùüþ ïèíöåòà. è ñíîñè îáÿçàòåëüíî ê âåòåðåíàðó ó íåãî ìîæåò áûòü öåëûé ðÿä ïàðàçèòîâ êîòîðûå ìîãóò åãî ïîãóáèòü.
Äà íåëüçÿ èì êàøó è õëåá! Íåëüçÿ!
Источник