Как утка лису вылечила читать

1 Упражнение на выразительность движений и ми­мики.

2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила» [17].

3. Упражнение на интонационную выразительность.

4. Повторное чтение сказки.

Педагог предлагает детям вспомнить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы и утки и изобразить этих героев, побуждая показать наиболее выразительный образ. После этого предлагает послу­шать историю о том, как утка лису вылечила (чтение сказки).

Вопросы к детям:

Как лиса решила поймать уточку?

Дети вместе с педагогом приходят к выводу, что для того, чтобы поймать уточку, лиса решила говорить ласковым и жалобным голосом, расхваливая уточку.

Затем детям предлагается, по желанию, голосом передать, как лиса расхваливает уточку.

Как уточка перехитрила лису?

Воспитатель предлагает детям передать голосом и движением образ утки, по желанию.

После этого педагог еще раз читает сказку, при­влекая детей к хоровым высказываниям в ходе диа­лога между уточкой и лисой. Прощаясь с детьми, го­ворит, что со сказкой дети встретятся еще, и героями они уже будут сами.

Занятие 4. Хитрая уточка

1. Упражнение на выразительность движений.

2. Мимические этюды у зеркала.

Воспитатель встречает детей и просит вспомнить, с какими сказочными героями они познакомились на

прошлом занятии. Предлагает кому-нибудь самостоя­тельно изобразить любого персонажа сказки, а осталь­ные попробуют догадаться, что это за герой.

Вопросы к детям:

Какое настроение было у лисы, когда она просила уточку вылечить ее?

Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу и изобразить грустное настроение, вместе с ними рас­сматривая, как меняется выражение лица, когда грус­тишь (брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены).

Какое настроение было у лисы, когда она показыва­ла, как бегала раньше?

Идет аналогичная работа по рассматриванию эмоции радости (веселые глаза, приподнятые уголки рта и т.д.).

Затем детям предлагается, используя мимику и го­лос, передать грустное и радостное настроение.

Воспитатель хвалит детей за старание и просит про­ститься дважды: сначала грустно, а затем весело, от­разив это в мимике и голосе.

Январь

Занятие 1. Как утка лису вылечила

1. Распределение ролей.

2. Определение игрового пространства.

3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила».

Воспитатель, встречая детей, говорит о том, что се­годня они вновь встретятся со сказкой «Как утка лису вылечила», чтобы побыть ее героями. Затем вносит элементы костюмов лисы и утки и предлагает распре­делить роли с помощью волшебной стрелочки. Дети встают в круг, один из них вытягивает руку вперед и кружится, а все хором говорят: «Стрелка, стрелка, по­кружись и вот здесь остановись!» После этого дети вместе с воспитателем определяют игровое простран­ство, расставляют декорации (елки, кусты) и атрибуты (голубую ткань), создавая картинку озера в лесу, наде­вают костюмы. Проводится драматизация сказки. По­скольку ролей мало, драматизация проводится несколь­ко раз, чтобы удовлетворить желание детей.

По окончании педагог хвалит всех, вместе с детьми поощряя лучшее исполнение.

Под спокойную музыку декорации убираются, и дети прощаются со сказкой.

Занятие 2. Игровой урок

1. Этюды на выразительность движений.

2. Этюды на выражение основных эмоций.

Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (дви­жений и мимики).

Разыгрывание этюдов:

1. «Изобрази жестом». Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «вы­сокий », « маленький », « там », « я », « до свидания », « здрав­ствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

2. «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глу­хой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), ко­торая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. Ребе­нок жестами отвечает.

3. «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так пе­рейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»

4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.

5. «Вкусная конфета». У педагога в руках вообра­жаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут кон­фету в рот. Предлагается показать мимикой и жеста­ми, какие конфеты на вкус.

Каждый этюд повторяется (в зависимости от жела­ния детей). После этого педагог на ухо говорит одному из детей любое слово из первой игры. Ребенок изобра­жает, а дети отгадывают, какое слово сказал взрослый.

По окончании занятия педагог хвалит детей за ар­тистизм, исполнительские умения, и под спокойную музыку они покидают зал.

Занятие 3. Щенок спал около дивана,вдруг он услышал рядом «мяу»! 1. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» [3].

2. Пантомимические этюды.

Педагог, встречая детей, предлагает им вновь от­правиться в гости к сказке. Рассказывает сказку В. Су­теева «Кто сказал «Мяу»?». После этого дети по ходу беседы изображают каждого героя сказки, вместе с пе­дагогом рассуждая об их характерных особенностях.

«Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, ки­вает головой, машет хвостом и т.д.

«Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, огля­дывается, прислушивается и т.д.

«Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т.д.

«Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

«Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.

«Лягушка» — с растопыренными лапками, нетороп­ливо прыгает и квакает.

«Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

По окончании занятия педагог поощряет детей за интересные находки, и дети покидают зал.



Источник

Шла лиса.

Шла лиса вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

(И. Мазнин)

Выразительные движения. Медленная походка. Корпус наклонен вправо в сторону тяжелой корзинки, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово «ставит» корзинку на пол.

Комары.

Ребенок:

Комары! Комары!

Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня!

Педагог:

Отвечали комары…

Комары:

Мы и так к тебя добры,

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя!

(С. Михалков)

Выразительные движения. Ребенок отмахивается от комаров. Комары летают вокруг, пытаясь ужалить.

Зайчик.

Ребенок:

Что ты, белый зайчик, тут сидишь?

Что скучаешь и грустишь?

К нам скорей скачи, малыш!

Зайка:

Раз – прыжок! Два – прыжок!

Прыг, прыг, скок!

(Чешская народная песня)

Выразительные движения. Ребенок подходит к зайчику, протягивая в его сторону руки. Присаживается рядом, гладит зайчика, манит его к себе, вытянув руки навстречу зайчику. Зайка приподнимается, скачет к ребенку.

Читайте также:  Как вылечить зеленые сопли у грудничка

Ежик.

Ребенок:

Ежик, ежик колкий, дай свои иголки!

Надо бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки драчуну зайчишке.

Ежик, ежик колкий, одолжи иголки.  (В. Шумилин)

Выразительные действия. На первую и вторую строчки ребенок вытягивает руки в сторону ежика. Кисти рук держит горизонтально ладонями вверх. С третьей по шестую строчки имитирует «шитье». Седьмая и восьмая строчки – повторение движения первой и второй строчек. Просьба ребенка вызывает у ежика неудовольствие. Он рассерженно топает ногой, одновременно резко размахивая рукой. На две последние строчки ежик разводит руки в стороны, покачивая ими.

Этюды на выражение основных эмоций.

Курица с цыплятами.

Курица:

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло.

(В. Берестов)

Мимика. Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, усиленная жестикуляция.

Гусь.

Ребенок:

Серый гусь, сердитый гусь,

Я тебя не побоюсь.

У тебя на виду

До калитки я пройду

От калитки побегу,

Вот как бегать я могу.

(Г. Сапгир)

Выразительные движения. Осторожная походка, голова втянута в плечи. Затем стремительный бег.

Мимика. Брови поднимаются вверх, глаза расширены.

Как утка лису вылечила.

Ведущий:

Захотелось лисе утиного мяса попробовать. Да вот как поймать ловкую уточку? Думала, думала лиса и решила хитростью взять

Лиса:

Уточка – красавочка, ласковый носок, вылечи меня, ноги совсем не ходят.

Уточка:

Кру-кря! Я болезни лечить не умею. Покажи-ка, как ты раньше бегала, тогда я смогу тебя вылечить.

Лиса:

Вот как я бегала!

Уточка:

Ха-ха-ха! Как ты ловка. Вот так и бегай!

(по Н. Сидорову)

Ведущая рассказывает детям сказку, дети импровизируют диалоги лисы и утки, изображая мимикой, жестом, движением различие состояния.

Этюды на сопоставление различных эмоций.

Потешка.

Ведущий:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Девочки:

Ха – ха – ха! Ха – ха  — ха!

Две девушки красавицы

Смотрят и смеются.

Как нам жалко петуха.

Выразительные движения. Петух и куры очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга.

Мимика. Девочки весело смеются, голова запрокинута назад. Рот полуоткрыт.

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

Заячий хвостик.

Заяц :

Признаться, с виду я хорош,

И скажем без утайки:

Нигде другого не найдешь

Еще такого зайки!

(Т. Караманенко)

Выразительные движения. Голова гордо откину назад, плечи развернуты, ноги чуть расставлены, брови приподняты, взгляд устремлен вперед, правая рука делает размашистые движения в ритме стихотворения.

Капризка.

Не хочу я руки мыть!

Не хочу я кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать.

Почему я все кричу?

Вам какое дело!

Ничего я не хочу,

Все мне надоело!

(Т. Караманенко)

Мимика. Брови сдвинуты, уголки гую опущены вниз, голова и плечи слегка наклонены.

Куры.

Педагог:

Сели куры на забор и пустились в разговор.

Куры:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!

Педагог:

Касатки в небе вьются, над курами смеются.

Касатки:

Ой вы, куры, ко-ко-ко, разве это высоко?

(О. Бедарев)

Коза-хлопота.

Коза-хлопота

День-деньской занята.

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козлят стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла

(Слова народные)

Выразительные движения. Ребенок выполняет действия, соответствующие тексту, мимикой и движением выражая озабоченность и беспокойство.

Источник

Добрый день ребята , поздравляю вас с началом каникул ! Сегодня мы собрались здесь в зале поиграть , пошутить , отгадать загадки , каждый день мы читаем рассказываем , пересказываем , разные художественные произведения , Ребята старшей группы загадают вам загадку об одной книжке , смотрите и слушайте внимательно;

КАКАЯ ЭТО КНИЖКА?

(Сценка- загадка)

Действующие лица: девочка с мячом — Валя

мальчик с гребешком -Акылбек

бычок — Арман

козленок — Петя

Девочка с мячом- Я мячик в речку уроню!

Мальчик с гребешком- Я шерстку причешу коню!

Бычок- Качаясь, по доске пройду!

Козленок- А я… Я заблужусь в саду!

Девочка и мальчик- В любой книжке мы живем,

Но мы ее не назовем!

Все- Ответьте нам, друзья, подружки,

Как эту книжку звать?

Дети; — («Игрушки»)

Вед — А теперь я вам загадаю загадки о сказках и сказочных героях , а вы постарайтесь угадать о ком идёт речь?

КТО ЗАСЕЛ ТАК КРЕПКО?

Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

-Ох, никак не вытянуть!

-Ох, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может, это… Дети- .(Репка)

КТО ПОПАЛСЯ НА ЗУБОК?

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…Д-…(Колобок!)

Чей это дом?

А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведем…

В нам богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно,

Этот дом сгорел дотла!

Д — («Кошкин дом»)

Вед — Молодцы , слушайте дальше ,

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала,

В цветке, в лепестках, есть волшебная сила….

Их девочка Женя о чем-то просила….

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

Д…. («Цветик- семицветик»)

ДЕВОЧКА В КОРЗИНЕ

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

Д…-(«Маша и медведь»).

ДЕВОЧКА В ЛЕСУ

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка,

Что опасность ждет.

За кустами светится

Пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.

Кто расспросит девочку

Об ее пути?

Кто обманет бабушку,

Чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можете

Отвечать теперь!

Д.. — («Красная Шапочка»).

Вед — А теперь ребята расскажут несколько смешных историй ,

«Шутки – малютки»

1 «Упрямый мальчик»

Папа — Акылбек

Мама — Таня

Сын — Петя

Ведущий – Арман

Вед. –Папа спросил сына — сынок сколько яблок на тарелке?

Петя – три

Папа — как ? разве ты не видишь что их два?

Петя – упрямо – три ,три , три !

Папа — хорошо , — тогда мы дадим одно яблоко маме , одно я возьму себе , а то что осталось в тарелке съешь ты ! ! ! !

2 «Лиса и гуси»

Вед. – Фархат .

Лиса — Валя .

Гусь.Арман.

Вед . – Поймала как то лиса гуся и говорит . . .

Лиса — Гусь а я тебя съем !

Гусь – Га, га ,га Будь по твоему лисонька , только разреши мне потанцевать в последний раз .

Лиса — Хорошо , танцуй , а съесть я тебя успею

Вед. А гусь крыльями махал, махал , Ногами преступал переступал

А потом поднялся и улетел , так и осталась лиса с разинутым ртом , не евши !

3 «Как утка лису вылечила» Аружан Оксана Фархат

Вед. – Захотелось лисе утиного мяса попробовать , да как поймать ловкую уточку ? Думала лиса думала и решила взять хитростью.

Читайте также:  Как вылечить обструктивный бронхит у ребенка комаровский

Лиса – Уточка – красавочка .ласковый носок , кругленький глазок ,вылечи меня , ножки мои совсем не ходят.

Утка – Кря – кря , я болезни лечить умею . Покажи кА как ты раньше бегала тогда я тебя вылечу ,

Лиса — вскакивая – Вот так я бегала , вот так я бегала !

Утка — Ха , ха , ха , как ты лиса ловка , так и дальше бегай ,

4 «Некуда деться»

Витя , Коля , Света , Саша , Ведущий .

(Данил, Фархат , Оксана , Аружан , Настя ,)

Ведущий – Сидит Витя на крылечке и скучат , подошла к нему Света

Света — Витя , пойдём к нам играть !

Витя — Не пойду , у вас во дворе гуси.

Света – ну и что , что гуси ?

Витя — Как что? А если они будут щипать меня за ноги ?

Света – А почему же они будут тебя щипать ?

Витя — Да потому , что я их недавно дразнил !

Вед — К детям подошла Саша

Саша — Витя пойдём к нам играть .

Витя — Не пойду , у вас во дворе Полкан , он меня укусит .

Саша – а почему он тебя укусит ?

Витя — А потому что я вчера в него камнями кидал ,

Вед. – Ушли от Вити Света и Саша , сидит он один на крылечке

. Набежала туча и пошел дождь

Вед. – Выглянул Коля из окна .

Коля — Эй Витя , иди домой ,а то промокнешь !

Витя – Н пойду , там кот Васька он меня оцарапает .

Коля — А почему он тебя оцарапает ?

Витя — А потому что я его за хвост дёргал ,

Вед. – Сидит Витя на крылечке и мокнет под дождём , некуда ему бедному деться.

Вед ..- как вы думаете , почему так произошло ?

Д……..

«Кто виноват ?»Бабушка внучка ведущий ,

Оксана , Аружан , Настя ,

Вед .- Бабушка спросила внучку ;

Бабушка _ Почему у тебя такой грязный передник ?

Внучка – это ягоды виноваты бабушка , я их положила в карман они и испачкали передник .

Бабушка — А почему у тебя такие грязные руки и коленки ?

Внучка – А это Трезор виноват , вылез из под забора и давай на меня лаять , гав –гав , полезай под забор , я и полезла ,

Бабушка — А почему ты так растрёпана?

Внучка — А это ветер виноват бабушка , я бегу а он за мной , я спряталась под куст , а он меня там нашел , я залезла под лестницу , он меня и там отыскал , я совсем не виновата бабушка ,

Вед. – а вы ребята как думаете , кто виноват ?

« Кукла и Катя» Оксана , Аружан ,

Катя — Пора вставать !

Вед. Сказала кукле Катя

Катя — Иди умойся косу заплети , сама надень и башмаки и платье , трудолюбивой девочкой расти ,

Вед. Тут кукла ей в ответ пролепетала

Кукла — тебе ведь мама косу заплетала !

Катя — Не спорь со мною , надевай чулочки , потом пойдёшь польёшь Мои цветочки

Кукла — я не хочу

Катя -какая же ты дочка ?

Кукла — Такая же упрямая как ты !

Вот видите что происходит с игрушками , они повторяют ваши поступки !

«Ушки не слушки» ( Руслан , Данил , Оксана , Аружан , Ш. Настя , Валя , )

Вед. — Папа пришел с работы , просит дочку ;

Папа — подай мне Анюта тапочки .

Анюта — А я не слышу , у меня ушки не слушки

Мама просит дочку ; Анюта поставь хлебницу на стол

Анюта — А я не слышу , у меня ушки не слушки!

Бабушка- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка?

Анюта- А я не слышу- у меня ушки- неслушки!

Дедушка- А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу, заводную машину или книжку.

Анюта- Куклу! И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка- Что? Не слышу… Не разберу.

Анюта- Куклу! И чтобы глаза…

Дедушка- Не слышу, ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Вот беда какая!

Вдущий- Так и осталась Анюта к празднику без подарка.

Дедушка- А ушки у нее теперь- послушки !

Вед — вот и закончилось наше развлечение , вам понравились истории — ?

Д …..

А Вы будете так поступать ?

Д……

Воспитатель — молодцы, наше мероприятие окончено. Всем спасибо.

Г.У.Аккольский Детский дом №1 г. Акколь

День смеха

«Шутки — малютки»

Старшая группа

Мельникова Т. В.

2015 – 2016уч. год

Источник

Ëèñà òèõî ñêîëüçèëà ïî âûñîêîé òðàâå.
Îíà íåñëûøíî ïåðåäâèãàëàñü ïî ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè, çíàêîìîé ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ, – âåäü çäåñü å¸ äåòñòâî  ïðîøëî.
Ïî ýòèì ïîëÿì è íèçèíàì áðîäèëà îíà åù¸ ìîëîäåíüêîé äà íåîïûòíîé ëèñè÷êîé, âñåõ çâóêîâ áîÿëàñü, ïîäæèìàÿ õâîñò è óøêè.

Êàçàëîñü åé, ÷òî ìèð îãðîìåí è íåîáúÿòåí, à 帠 ìàìà íàâñåãäà çàáëóäèëàñü â ýòîì áåñêðàéíåì ïðîñòðàíñòâå.
Íî÷ü íàäâèãàëàñü ìåäëåííî è îñòîðîæíî – â òðàâå øåáàðøèëèñü ìåëêèå íàñåêîìûå, íàä ãîëîâîé çâåíåëè êîìàðèêè!
Íåêîòîðûå íà ñâîþ ãîëîâó ñàäèëèñü ê ëèñè÷êå íà ìîðäî÷êó, áëèæå ê ïàñòè, òóäà, ãäå ïóëüñèðîâàëà å¸ âçâîëíîâàííàÿ êðîâü… 
Ëèñà èõ áûñòðî ñëèçûâàëà, íî ýòî íè÷óòü íå óòîëÿëî åé ãîëîä.
À ãîëîäíîé îíà áûëà óæå ñ ñàìîãî óòðà.
 
Åé óäàëîñü òîëüêî ïîéìàòü ìûøêó-ïîë¸âêó, êîòîðàÿ íåóäà÷íî âûñêî÷èëà ïðÿìî ïåðåä ëèñüåé ìîðäî÷êîé èç òðàâû. Ìîæíî ñêàçàòü, ïðÿìî â ïàñòü!
 
È ïîòîì, ñêîëüêî íè ñèäåëà ëèñè÷êà ó íîðêè, íè÷åãî åé áîëüøîå íå ïîñâåòèëî, — ãðóñòíî åé áûëî è îäèíîêî, è î÷åíü ãîëîäíî.
Ãðóñòíî, ÷òî ïðîæèâàëà îíà îäíà  â ýòîé ìàëîëþäíîé ìåñòíîñòè!

Òîëüêî ðàäîñòè è áûëî, ÷òî ñîáàêè êóäà-òî ïîäåâàëèñü,  ïîìàÿ÷èò îäèíîêàÿ ïñèíà ñðåäü êóñòèêîâ èëè ó  íåìíîãî÷èñëåííûõ äîìèêîâ è âñ¸. Ñêîëüêî ýòèõ äîìèêîâ  è îñòàëîñü, ïî ïàëüöàì ìîæíî ïåðåñ÷èòàòü, åñëè çàõîòåòü!

Ýõ, à áûëè è äðóãèå âðåìåíà!
Ïîìíèò îíà, êàê ñ óòðà è äî òåìíîãî âå÷åðà âñ¸ ãóäåëî, ãðåìåëî è æóææàëî.
Íà ïîëÿõ øóìåëè áàñîâèòûå êîìáàéíû, ïîäëåòàëè þðêèå ìàøèíû çàáðàòü çåðíî. Òàê äåíü çà äí¸ì ëåòî è ïðîëåòàëî.

À òàì, ãëÿäèøü, è îñåíü ïîäêðàäûâàëàñü.
 
Ñêîëüêî ðàäîñòè îíà ïðèíîñèëà ìåñòíûì çâåðóøêàì – îáèòàòåëÿì ôëîðû è ôàóíû.
Ïðî ëèñè÷êó òàê âîîáùå îòäåëüíûé ðàçãîâîð.
Ó íå¸ áûë ñïëîøíîé ïðàçäíèê. Ïîäðàñòàëè ìîëîäåíüêèå ïåòóøêè ó õîçÿåê ìåñòíûõ äåðåâåíü.
Êàê îíè ãðîìêî è çàçûâíî êðè÷àëè ïî óòðàì, áóäÿ îêðóãó!
Ëèñè÷êå ýòî î÷åíü íðàâèëîñü, âåäü îíà âñåãäà óñïåâàëà âîâðåìÿ è ïëîòíî ïîçàâòðàêàòü èìè, ïî íåäîñìîòðó õîçÿåê èëè ïî íåîïûòíîñòè ñàìîãî áåñòîëêîâîãî ïåòóøèíîãî ïëåìåíè!

À òî, ÷òî ïîòîì õîçÿéêè êëÿëè å¸ íà âåñü áåëûé ñâåò, êîíå÷íî, ðûæåíüêóþ íå î÷åíü-òî è âîëíîâàëî.
Âñå ýòè ìûñëè áûñòðî ïðîìåëüêíóëè ó ðûæåé áåñòèè, òèõî êðàâøåéñÿ ïî çíàêîìîé ëóãîâèíå.

Читайте также:  Как вылечить сахарный диабет 1 типа у ребенка народными средствами

Íåäàâíî, áëèæå ê âå÷åðó, åé ïîñëûøàëèñü äî áîëè çíàêîìûå çâóêè, èñõîäèâøèå îò ìàëåíüêîãî áîëîòöà.
Óæå êîòîðûé ãîä çäåñü âûâîäèëè ñâîèõ óòÿò ïåðåë¸òíûå óòêè.
Ïîíðàâèëîñü èì çäåñü ïî÷åìó-òî…

Íà ïåðâûé âçãëÿä ñïîêîéíûì ìåñòî îñîáî è íå íàçîâ¸øü,- ðÿäîì ñòîÿë íåáîëüøîé æèëîé äîì, íî íà äâîðå è â ñàäó ïî÷òè âñåãäà  ñòîèò ãëóáîêàÿ òèøèíà…
Ïî-âèäèìîìó, ýòî è ïîçàëîñü íåêîé  çàùèòîé îò íåçâàíûõ ãîñòåé â òðàâÿíèñòóþ íèçèíó, ãäå âûâîäèëà ïòåíöîâ Ñåðàÿ Øåéêà.
Òàê íàçâàëà å¸ ïðî ñåáÿ ðûæåíüêàÿ ëèñè÷êà-ñåñòðè÷êà!

À ìîæåò, è âòîðàÿ ïðè÷èíà çàñòàâëÿëà âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ìåñòå÷êîì ïåðåë¸òíûõ óòî÷åê…
Âñåãäà, ïî÷òè â îäíî è òîæå âðåìÿ íà ïðîãóëêó âûâîäèëè îãðîìíóþ è ñåðäèòóþ îâ÷àðêó.
Îíà ñòðîãèì âçîðîì îêèäûâàëà  áëèçëåæàùèå ïîëÿ è åñëè åé ÷òî-òî êàçàëîñü ïîäîçðèòåëüíûì, òî îíà ðàñõîäèëàñü â ãðîçíîì ëàå, êîòîðûé  íå ïðåäâåùàë íè÷åãî õîðîøåãî, òóò óæ äåðæè óõî âîñòðî, êàê ãîâîðèòñÿ!

Ýòî õîðîøî áûëî èçâåñòíî íàøåé ðûæåé îõîòíèöå…

Ñòàëêèâàëàñü îíà ñ ýòîé ìóäðîé îâ÷àðêîé, ïðèõîäèëîñü, õîòü è èçäàëåêà, íî è ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.

Âîò â ýòîé íåïðîñòîé îáñòàíîâêå, êàæäûé ãîä, è âûâîäèëèñü ïòåíöû, ïîäíèìàëèñü íà êðûëî ïîä çîðêèì è äîáðûì âçîðîì ðîäèòåëåé.

Ïðîèñõîäÿùåìó áûëè ðàäû, êîíå÷íî, è õîçÿåâà…
Ëþäè, ïî-âèäèìîìó, ïðèâåòëèâûå è çíàþùèå, è ëþáÿùèå ïðèðîäó.
Òàê è æèëè îíè âñå ðÿäîì ìíîãî ëåò, äðóã äðóãó íå ìåøàÿ, à òîëüêî äîïîëíÿÿ!

Òîëüêî äî ïîðû äî âðåìåíè ñóùåñòâîâàëà íåêàÿ èäèëëèÿ…

Èçâåñòíî, ÷òî êîãäà-íèáóäü äà íàñòóïàåò ðàçâÿçêà. Èíîãäà ñ÷àñòëèâàÿ, èíîãäà íå î÷åíü!
 
Öûïëÿò ïî îñåíè ñ÷èòàþò, êàê èçâåñòíî…

Ýòèì ëåòîì ïðîèçîøëî âñ¸ ïî íåçàïëàíèðîâàííîìó ñöåíàðèþ.

Ëèñè÷êå ïîâåçëî,  êàçàëîñü, ïîâåçëî…
 
Íà áîëîòöå ïîñåëèëèñü êðèêëèâûå è ñóìàòîøíûå êóëèêè, íîñÿùèåñÿ ïî áåðåæêàì òîïè öåëûìè äíÿìè. Ñâîèì áåñòîëêîâûì øóìîì è êðèêàìè îíè  íàâîäèëè  òðåâîãó è ñìÿòåíèå â äîáðîïîðÿäî÷íîì ñåìåéñòâå óòî÷åê.

Ñ óòðà è äî ïîçäíåãî âå÷åðà îïûòíûé ïàïàøà íàõîäèëñÿ íà ïîñòó, ñèäÿ â âûñîêîé òðàâå, ðÿäîì  ñ ãíåçäîì. Îí âíèìàòåëüíî ñëåäèë çà áîëîòöåì, çà íåðâíûìè ïòèöàìè, êîòîðûå íå çíàëè ïîêîÿ âåñü äåíü… Çà ýòîé ñóåòîé è äîáûâàíèåì êîðìà ïðîõîäèëà åãî ñóòî÷íàÿ âàõòà.
Èíîãäà îí äàæå òåðÿë áäèòåëüíîñòü, ê ñîæàëåíèþ, èç-çà ñâîåé óñòàëîñòè!
Ýòî è ñãóáèëî åãî!

À íàäî áûëî åù¸  äàòü îòäûõ è ìàìàøå-óòêå, ÷òîáû òà íåìíîãî ðàçìÿëà ñâîè çàòåêøèå ëàïêè. Âåðíûé ìóæ ñëåäèë çà ãíåçäûøêîì ñ ÿéöàìè è äàæå ãðåë èõ ñâîèì òåëüöåì.
Ïðîäîëæàëàñü òàêàÿ íåðâîòð¸ïêà íåñêîëüêî íåäåëü.

È âîò äîëãîæäàííàÿ ðàäîñòü: ñòàë îí ìíîãîäåòíûì îòöîì. Íà ñâåò ïîÿâèëèñü äåâÿòü  ìàëåíüêèõ è ïóøèñòûõ óòÿò!

Âûëóïèëèñü óòÿòêè äðóæíî â îäèí èç ïðåêðàñíûõ èþíüñêèõ äíåé! 
Çàáîò ñðàçó âñåì ïðèáàâèëîñü.
Óòî÷êà, Ñåðåíüêàÿ Øåéêà,  öåëûìè äíÿìè íàõîäèëàñü ðÿäûøêîì ñ ïîäðàñòàþùèìè  óòÿòàìè, õëîïîòàëà âîçëå êðîõ, ãîòîâèëà èõ ê âçðîñëîé, äàëåêî íå ñïîêîéíîé áûòíîñòè.
Êàê íàçëî, íàñòóïàëè äëÿ óòèíîé ñåìåéêè íå ëó÷øèå âðåìåíà: êðóæèëè  â íåáå ãðîçíûå âîðîíû, öåïêèì âçîðîì îêèäûâàÿ áåðåãà áîëîòöà, ëþáîïûòíûå ñîðîêè óäåëÿëè ñåìåéñòâó ïîâûøåííîå âíèìàíèå, îíè áåñêîíå÷íî òðåùàëè â êóñòàõ îëüõè, ðàçíîñÿ íîâîñòè äàëåêî ïî îêðóãå.
 
Ëèñå ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî, îíà ñðàçó ïîíÿëà, â ÷¸ì òóò äåëî!
Òóò-òî è íà÷àëà îíà ñîâåðøàòü ñâîè õèòðûå êðóæåíèÿ ïî ïîëÿì, âñ¸ áëèæå ïîäáèðàÿñü ê ïðèñòàíèùó óòèíîãî ñåìåéñòâà.

 îäíî äîæäëèâîå óòðî Ëèñà Ïàòðèêååâíà ñîâñåì óæ áëèçêî ïîäîáðàëàñü ê òèõîìó ãíåçäûøêó. 
Ïòåíöû ìèðíî ñïàëè ðÿäîì ñ ìàìîé-óòêîé!
Òà äàæå íå óñåëà ïîäàòü ñâîè òðåâîæíûå ñèãíàëû: «Êðÿ-êðÿ!»
 
Ïàïàøà îñòàëñÿ îäèí íà îäèí ñ ðûæåé âîèòåëüíèöåé…
Îí áûñòðî ïåðåìåùàëñÿ ïî ìîêðîé òðàâå, ïåðåëåòàÿ ñ ìåñòà íà ìåñòî, òàêèì îáðàçîì, îòâîäÿ ëèñèöó ïîäàëüøå îò ãíåçäà!
Åãî ëàïêè ïóòàëèñü â íåêîøåíîé âûñîêîé òðàâå, îí çàäûõàëñÿ îò ñóìàñøåäøåé ãîíêè, êàçàâøåéñÿ áåñêîíå÷íîé. Îí òî âçëåòàë, áûñòðî ìàõàÿ êðûëûøêàìè, òî ñíèæàëñÿ ê ñàìîé çåìëå, à  ëèñà íå îòñòàâàëà íè íà øàã! Ÿ ãëàçêè ïëîòîÿäíî ùóðèëèñü îò ïðåäâêóøåíèÿ. Òà åù¸ ìåðçàâêà!

À â ýòî âðåìÿ ìàìà-óòêà ïðÿòàëà óòÿò íà äðóãîì áåðåãó áîëîòöà – â øóðøàùåé îñîêå…
Óñïåëè îíà òàêè ïåðåìåñòèòüñÿ ñ óòÿòêàìè, êîòîðûå áûñòðî è ÷¸òêî âûïîëíÿëè âñå å¸ êîìàíäû è ñëåäîâàëè äðóã çà äðóæêîé ïî å¸ ñëåäó.
Äîëãî îíè ïðîæäàëè ñâîåãî ïàïàøó-ñïàñèòåëÿ. Óæ è âå÷åð íàñòóïèë, à îí òàê è íå âåðíóëñÿ…

Íè÷åãî íå îñòàâàëîñü óòêå, êàê òîëüêî íàäåÿòüñÿ íà ñåáÿ äà íà óäà÷ó!

È ðåøèëà îíà ïåðåáðàòüñÿ ïîáëèæå ê ëþäÿì, íà èõ íåáîëüøîé ïðóäèê, çàðîñøèé ñ ïðîòèâîïîëîæíîãî áåðåãà òèíîé è ðÿñêîé.
Âûðó÷àëî åùå è òî, ÷òî ðÿäîì ñ ïðóäèêîì âûñèëèñü çàðîñëè äàâíî íå÷èùåííîé îëüõè è êîñìû íåêîøåíîé, ãîäàìè, òðàâû…

Óòêà íàäåÿëàñü íà ÷óäî: ìîæíî çäåñü è ïîïëàâàòü óòðåííèìè ÷àñàìè, íåçàìåòíî äëÿ ãëàç, êîãäà îáèòàòåëè äîìèêà ìèðíî ñïÿò, à åñëè è âîçíèêíåò êàêàÿ-òî íåïðåäâèäåííàÿ ñèòóàöèÿ, òî áûñòðî ñïðÿòàòü  ñâîé âûâîäîê â ÷àùîáå!
Ñêàçàíî — ñäåëàíî!

Íî ïðîæèëî ñåìåéñòâî ñïîêîéíî òàê íåäîëãî: è òóò ðàäîñòè ïðèø¸ë êîíåö!

Îäíàæäû óòðîì, êîãäà ïîäðîñøèå óòÿòà íàñëàæäàëèñü ìèðíûì ïëàâàíèåì, èç-çà óãëà ñòàðîé áàíüêè âûâåðíóëèñü äâà ðåçâûõ ùåíêà…
Îòêóäà îíè âçÿëèñü, óòêå áûëî íåèçâåñòíî: îíà âñ¸ íàäåÿëàñü, ÷òî  ïðîáëåìû è ñòðàõè áëàãîïîëó÷íî çàâåðøèëèñü!

Ñåðîé Øåéêå  áûëî íåâäîìåê, ÷òî ñòàðàÿ è ìóäðàÿ îâ÷àðêà, êîòîðàÿ åù¸ â ïðîøëîì ãîäó ãóëÿëà ïî ñåëüñêèì óãîäüÿì, ê ñîæàëåíèþ, óøëà â ìèð èíîé åù¸ ðàííåé âåñíîé!

Íà ñìåíó åé õîçÿåâà âçÿëè äâóõ îçîðíûõ äà øóñòðûõ ùåíêîâ, êîòîðûå áûñòðî îñâîèëèñü íà ìåñòíîñòè è äàëè âñåì ìåñòíûì îáèòàòåëÿì  ïîíÿòü, ÷òî îíè-òî è åñòü íàñòîÿùèå õîçÿåâà æèçíè!

Âîò ýòè õîçÿåâà è âûíåñëèñü èç-çà óãëà è ñðàçó æå áðîñèëèñü ê ïðóäó, çàìåòèâ ìàëåíüêèõ óòÿò íà ïîâåðõíîñòè âîäû.

Ìàìà-óòêà â ýòî âðåìÿ ñèäåëà â òðàâå, íàáëþäàÿ çà äåòêàìè, îíà ãðîìêî êðÿêíóëà, è ìàëûøè áûñòðî ñïðÿòàëèñü â ãóñòîé îñîêå íà ïðîòèâîïîëîæíîì áåðåãó ïðóäèêà…

Îõ, êàê çàìåòàëèñü ùåíêè íà áåðåãó. Îíè äàæå õîòåëè áðîñèòüñÿ â âîäó, íî õîçÿéêà ãðîìêèì îêðèêîì îñòàíîâèëà èõ.
 
Ùåíêè âèíîâàòî çàòðóñèëè ê íåé, îãëÿäûâàÿñü íà ïðóä. À îäèí, âèäèìî ñàìûé ñìåëûé, ðâàíóëñÿ íàçàä è ñòàë êðóæèòü âîçëå ïðóäèêà, ïîíèìàÿ, ÷òî óòÿòà íàõîäÿòñÿ ãäå-òî ðÿäûøêîì, ïðèíþõèâàÿñü ê òðàâå è êóñòàì.

Õîçÿéêà åù¸ ðàç ïðèêðèêíóëà íà íåãî è òîò íåõîòÿ âåðíóëñÿ ê íåé.

Óòêà ïîíÿëà, ÷òî è çäåñü èì óæå íå áóäåò ñïîêîéíîãî æèòüÿ.

À âûñîêî â íåáå óæå êîòîðûé äåíü êðóæèë îãðîìíûé ñåðûé îð¸ë.
Îí ñâîèì çîðêèì  îêîì îñìàòðèâàë áîëîòöå è ëóæîê, çàìå÷àÿ ëþáîå ìàëîìàëüñêîå øåâåëåíèå æèâíîñòè â ãóñòîé òðàâå…

Ñ òîé ïîðû ïðîïàëî óòèíîå ñåìåéñòâî âî ãëàâå ñ îòâàæíîé ìàìîé-óòêîé — Ñåðîé Øåéêîé!

Ãðååò îäíà ìûñëü, ÷òî óòî÷êà,ñî ñâîèì õðàáðûì ñåðäöåì è ñìåòêîé, âûñòîèò â ýòîé æèçíåííîé ïåðåäðÿãå.

È îäíàæäû óòðîì, ìîæåò, ïîä âå÷åð, ìû îïÿòü óñëûøèì øóì îêðåïøèõ êðûëüåâ, ãðîìêîå êðÿêàíüå  — ïîâçðîñëåâøèå óòêè ïîäíèìóòñÿ íà êðûëî…
Öûïëÿò ïî îñåíè ñ÷èòàþò!

2015.ëåòî.

Источник