Как утка лису вылечила читать
1 Упражнение на выразительность движений и мимики.
2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила» [17].
3. Упражнение на интонационную выразительность.
4. Повторное чтение сказки.
Педагог предлагает детям вспомнить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы и утки и изобразить этих героев, побуждая показать наиболее выразительный образ. После этого предлагает послушать историю о том, как утка лису вылечила (чтение сказки).
Вопросы к детям:
Как лиса решила поймать уточку?
Дети вместе с педагогом приходят к выводу, что для того, чтобы поймать уточку, лиса решила говорить ласковым и жалобным голосом, расхваливая уточку.
Затем детям предлагается, по желанию, голосом передать, как лиса расхваливает уточку.
Как уточка перехитрила лису?
Воспитатель предлагает детям передать голосом и движением образ утки, по желанию.
После этого педагог еще раз читает сказку, привлекая детей к хоровым высказываниям в ходе диалога между уточкой и лисой. Прощаясь с детьми, говорит, что со сказкой дети встретятся еще, и героями они уже будут сами.
Занятие 4. Хитрая уточка
1. Упражнение на выразительность движений.
2. Мимические этюды у зеркала.
Воспитатель встречает детей и просит вспомнить, с какими сказочными героями они познакомились на
прошлом занятии. Предлагает кому-нибудь самостоятельно изобразить любого персонажа сказки, а остальные попробуют догадаться, что это за герой.
Вопросы к детям:
Какое настроение было у лисы, когда она просила уточку вылечить ее?
Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу и изобразить грустное настроение, вместе с ними рассматривая, как меняется выражение лица, когда грустишь (брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены).
Какое настроение было у лисы, когда она показывала, как бегала раньше?
Идет аналогичная работа по рассматриванию эмоции радости (веселые глаза, приподнятые уголки рта и т.д.).
Затем детям предлагается, используя мимику и голос, передать грустное и радостное настроение.
Воспитатель хвалит детей за старание и просит проститься дважды: сначала грустно, а затем весело, отразив это в мимике и голосе.
Январь
Занятие 1. Как утка лису вылечила
1. Распределение ролей.
2. Определение игрового пространства.
3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила».
Воспитатель, встречая детей, говорит о том, что сегодня они вновь встретятся со сказкой «Как утка лису вылечила», чтобы побыть ее героями. Затем вносит элементы костюмов лисы и утки и предлагает распределить роли с помощью волшебной стрелочки. Дети встают в круг, один из них вытягивает руку вперед и кружится, а все хором говорят: «Стрелка, стрелка, покружись и вот здесь остановись!» После этого дети вместе с воспитателем определяют игровое пространство, расставляют декорации (елки, кусты) и атрибуты (голубую ткань), создавая картинку озера в лесу, надевают костюмы. Проводится драматизация сказки. Поскольку ролей мало, драматизация проводится несколько раз, чтобы удовлетворить желание детей.
По окончании педагог хвалит всех, вместе с детьми поощряя лучшее исполнение.
Под спокойную музыку декорации убираются, и дети прощаются со сказкой.
Занятие 2. Игровой урок
1. Этюды на выразительность движений.
2. Этюды на выражение основных эмоций.
Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (движений и мимики).
Разыгрывание этюдов:
1. «Изобрази жестом». Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий », « маленький », « там », « я », « до свидания », « здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
2. «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. Ребенок жестами отвечает.
3. «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»
4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.
5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.
Каждый этюд повторяется (в зависимости от желания детей). После этого педагог на ухо говорит одному из детей любое слово из первой игры. Ребенок изображает, а дети отгадывают, какое слово сказал взрослый.
По окончании занятия педагог хвалит детей за артистизм, исполнительские умения, и под спокойную музыку они покидают зал.
Занятие 3. Щенок спал около дивана,вдруг он услышал рядом «мяу»! 1. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» [3].
2. Пантомимические этюды.
Педагог, встречая детей, предлагает им вновь отправиться в гости к сказке. Рассказывает сказку В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?». После этого дети по ходу беседы изображают каждого героя сказки, вместе с педагогом рассуждая об их характерных особенностях.
«Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т.д.
«Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т.д.
«Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.
«Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т.д.
«Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.
«Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.
«Лягушка» — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.
«Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.
По окончании занятия педагог поощряет детей за интересные находки, и дети покидают зал.
Источник
Шла лиса.
Шла лиса вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
(И. Мазнин)
Выразительные движения. Медленная походка. Корпус наклонен вправо в сторону тяжелой корзинки, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово «ставит» корзинку на пол.
Комары.
Ребенок:
Комары! Комары!
Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня!
Педагог:
Отвечали комары…
Комары:
Мы и так к тебя добры,
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя!
(С. Михалков)
Выразительные движения. Ребенок отмахивается от комаров. Комары летают вокруг, пытаясь ужалить.
Зайчик.
Ребенок:
Что ты, белый зайчик, тут сидишь?
Что скучаешь и грустишь?
К нам скорей скачи, малыш!
Зайка:
Раз – прыжок! Два – прыжок!
Прыг, прыг, скок!
(Чешская народная песня)
Выразительные движения. Ребенок подходит к зайчику, протягивая в его сторону руки. Присаживается рядом, гладит зайчика, манит его к себе, вытянув руки навстречу зайчику. Зайка приподнимается, скачет к ребенку.
Ежик.
Ребенок:
Ежик, ежик колкий, дай свои иголки!
Надо бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки драчуну зайчишке.
Ежик, ежик колкий, одолжи иголки. (В. Шумилин)
Выразительные действия. На первую и вторую строчки ребенок вытягивает руки в сторону ежика. Кисти рук держит горизонтально ладонями вверх. С третьей по шестую строчки имитирует «шитье». Седьмая и восьмая строчки – повторение движения первой и второй строчек. Просьба ребенка вызывает у ежика неудовольствие. Он рассерженно топает ногой, одновременно резко размахивая рукой. На две последние строчки ежик разводит руки в стороны, покачивая ими.
Этюды на выражение основных эмоций.
Курица с цыплятами.
Курица: Куд-куда? Куд-куда? Ну-ка, ну-ка все сюда! | Ну-ка к маме под крыло! Куд-куда вас понесло. (В. Берестов) |
Мимика. Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, усиленная жестикуляция.
Гусь.
Ребенок: Серый гусь, сердитый гусь, Я тебя не побоюсь. У тебя на виду | До калитки я пройду От калитки побегу, Вот как бегать я могу. (Г. Сапгир) |
Выразительные движения. Осторожная походка, голова втянута в плечи. Затем стремительный бег.
Мимика. Брови поднимаются вверх, глаза расширены.
Как утка лису вылечила.
Ведущий:
Захотелось лисе утиного мяса попробовать. Да вот как поймать ловкую уточку? Думала, думала лиса и решила хитростью взять
Лиса:
Уточка – красавочка, ласковый носок, вылечи меня, ноги совсем не ходят.
Уточка:
Кру-кря! Я болезни лечить не умею. Покажи-ка, как ты раньше бегала, тогда я смогу тебя вылечить.
Лиса:
Вот как я бегала!
Уточка:
Ха-ха-ха! Как ты ловка. Вот так и бегай!
(по Н. Сидорову)
Ведущая рассказывает детям сказку, дети импровизируют диалоги лисы и утки, изображая мимикой, жестом, движением различие состояния.
Этюды на сопоставление различных эмоций.
Потешка.
Ведущий: На улице две курицы С петухом дерутся. Девочки: Ха – ха – ха! Ха – ха — ха! | Две девушки красавицы Смотрят и смеются. Как нам жалко петуха. |
Выразительные движения. Петух и куры очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга.
Мимика. Девочки весело смеются, голова запрокинута назад. Рот полуоткрыт.
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.
Заячий хвостик.
Заяц : Признаться, с виду я хорош, И скажем без утайки: | Нигде другого не найдешь Еще такого зайки! (Т. Караманенко) |
Выразительные движения. Голова гордо откину назад, плечи развернуты, ноги чуть расставлены, брови приподняты, взгляд устремлен вперед, правая рука делает размашистые движения в ритме стихотворения.
Капризка.
Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать! Целый день я буду ныть, Никого не слушать. | Почему я все кричу? Вам какое дело! Ничего я не хочу, Все мне надоело! (Т. Караманенко) |
Мимика. Брови сдвинуты, уголки гую опущены вниз, голова и плечи слегка наклонены.
Куры.
Педагог:
Сели куры на забор и пустились в разговор.
Куры:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!
Педагог:
Касатки в небе вьются, над курами смеются.
Касатки:
Ой вы, куры, ко-ко-ко, разве это высоко?
(О. Бедарев)
Коза-хлопота.
Коза-хлопота День-деньской занята. Ей – травы нащипать, Ей – на речку бежать, Ей – козлят стеречь, Малых деток беречь, | Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла (Слова народные) |
Выразительные движения. Ребенок выполняет действия, соответствующие тексту, мимикой и движением выражая озабоченность и беспокойство.
Источник
Добрый день ребята , поздравляю вас с началом каникул ! Сегодня мы собрались здесь в зале поиграть , пошутить , отгадать загадки , каждый день мы читаем рассказываем , пересказываем , разные художественные произведения , Ребята старшей группы загадают вам загадку об одной книжке , смотрите и слушайте внимательно;
КАКАЯ ЭТО КНИЖКА?
(Сценка- загадка)
Действующие лица: девочка с мячом — Валя
мальчик с гребешком -Акылбек
бычок — Арман
козленок — Петя
Девочка с мячом- Я мячик в речку уроню!
Мальчик с гребешком- Я шерстку причешу коню!
Бычок- Качаясь, по доске пройду!
Козленок- А я… Я заблужусь в саду!
Девочка и мальчик- В любой книжке мы живем,
Но мы ее не назовем!
Все- Ответьте нам, друзья, подружки,
Как эту книжку звать?
Дети; — («Игрушки»)
Вед — А теперь я вам загадаю загадки о сказках и сказочных героях , а вы постарайтесь угадать о ком идёт речь?
КТО ЗАСЕЛ ТАК КРЕПКО?
Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
-Ох, никак не вытянуть!
-Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может, это… Дети- .(Репка)
КТО ПОПАЛСЯ НА ЗУБОК?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…Д-…(Колобок!)
Чей это дом?
А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведем…
В нам богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел дотла!
Д — («Кошкин дом»)
Вед — Молодцы , слушайте дальше ,
ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала,
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила….
Их девочка Женя о чем-то просила….
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
Д…. («Цветик- семицветик»)
ДЕВОЧКА В КОРЗИНЕ
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
Д…-(«Маша и медведь»).
ДЕВОЧКА В ЛЕСУ
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка,
Что опасность ждет.
За кустами светится
Пара злющих глаз…
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
Кто расспросит девочку
Об ее пути?
Кто обманет бабушку,
Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете
Отвечать теперь!
Д.. — («Красная Шапочка»).
Вед — А теперь ребята расскажут несколько смешных историй ,
«Шутки – малютки»
1 «Упрямый мальчик»
Папа — Акылбек
Мама — Таня
Сын — Петя
Ведущий – Арман
Вед. –Папа спросил сына — сынок сколько яблок на тарелке?
Петя – три
Папа — как ? разве ты не видишь что их два?
Петя – упрямо – три ,три , три !
Папа — хорошо , — тогда мы дадим одно яблоко маме , одно я возьму себе , а то что осталось в тарелке съешь ты ! ! ! !
2 «Лиса и гуси»
Вед. – Фархат .
Лиса — Валя .
Гусь.Арман.
Вед . – Поймала как то лиса гуся и говорит . . .
Лиса — Гусь а я тебя съем !
Гусь – Га, га ,га Будь по твоему лисонька , только разреши мне потанцевать в последний раз .
Лиса — Хорошо , танцуй , а съесть я тебя успею
Вед. А гусь крыльями махал, махал , Ногами преступал переступал
А потом поднялся и улетел , так и осталась лиса с разинутым ртом , не евши !
3 «Как утка лису вылечила» Аружан Оксана Фархат
Вед. – Захотелось лисе утиного мяса попробовать , да как поймать ловкую уточку ? Думала лиса думала и решила взять хитростью.
Лиса – Уточка – красавочка .ласковый носок , кругленький глазок ,вылечи меня , ножки мои совсем не ходят.
Утка – Кря – кря , я болезни лечить умею . Покажи кА как ты раньше бегала тогда я тебя вылечу ,
Лиса — вскакивая – Вот так я бегала , вот так я бегала !
Утка — Ха , ха , ха , как ты лиса ловка , так и дальше бегай ,
4 «Некуда деться»
Витя , Коля , Света , Саша , Ведущий .
(Данил, Фархат , Оксана , Аружан , Настя ,)
Ведущий – Сидит Витя на крылечке и скучат , подошла к нему Света
Света — Витя , пойдём к нам играть !
Витя — Не пойду , у вас во дворе гуси.
Света – ну и что , что гуси ?
Витя — Как что? А если они будут щипать меня за ноги ?
Света – А почему же они будут тебя щипать ?
Витя — Да потому , что я их недавно дразнил !
Вед — К детям подошла Саша
Саша — Витя пойдём к нам играть .
Витя — Не пойду , у вас во дворе Полкан , он меня укусит .
Саша – а почему он тебя укусит ?
Витя — А потому что я вчера в него камнями кидал ,
Вед. – Ушли от Вити Света и Саша , сидит он один на крылечке
. Набежала туча и пошел дождь
Вед. – Выглянул Коля из окна .
Коля — Эй Витя , иди домой ,а то промокнешь !
Витя – Н пойду , там кот Васька он меня оцарапает .
Коля — А почему он тебя оцарапает ?
Витя — А потому что я его за хвост дёргал ,
Вед. – Сидит Витя на крылечке и мокнет под дождём , некуда ему бедному деться.
Вед ..- как вы думаете , почему так произошло ?
Д……..
«Кто виноват ?»Бабушка внучка ведущий ,
Оксана , Аружан , Настя ,
Вед .- Бабушка спросила внучку ;
Бабушка _ Почему у тебя такой грязный передник ?
Внучка – это ягоды виноваты бабушка , я их положила в карман они и испачкали передник .
Бабушка — А почему у тебя такие грязные руки и коленки ?
Внучка – А это Трезор виноват , вылез из под забора и давай на меня лаять , гав –гав , полезай под забор , я и полезла ,
Бабушка — А почему ты так растрёпана?
Внучка — А это ветер виноват бабушка , я бегу а он за мной , я спряталась под куст , а он меня там нашел , я залезла под лестницу , он меня и там отыскал , я совсем не виновата бабушка ,
Вед. – а вы ребята как думаете , кто виноват ?
« Кукла и Катя» Оксана , Аружан ,
Катя — Пора вставать !
Вед. Сказала кукле Катя
Катя — Иди умойся косу заплети , сама надень и башмаки и платье , трудолюбивой девочкой расти ,
Вед. Тут кукла ей в ответ пролепетала
Кукла — тебе ведь мама косу заплетала !
Катя — Не спорь со мною , надевай чулочки , потом пойдёшь польёшь Мои цветочки
Кукла — я не хочу
Катя -какая же ты дочка ?
Кукла — Такая же упрямая как ты !
Вот видите что происходит с игрушками , они повторяют ваши поступки !
«Ушки не слушки» ( Руслан , Данил , Оксана , Аружан , Ш. Настя , Валя , )
Вед. — Папа пришел с работы , просит дочку ;
Папа — подай мне Анюта тапочки .
Анюта — А я не слышу , у меня ушки не слушки
Мама просит дочку ; Анюта поставь хлебницу на стол
Анюта — А я не слышу , у меня ушки не слушки!
Бабушка- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка?
Анюта- А я не слышу- у меня ушки- неслушки!
Дедушка- А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить- большую куклу, заводную машину или книжку.
Анюта- Куклу! И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка- Что? Не слышу… Не разберу.
Анюта- Куклу! И чтобы глаза…
Дедушка- Не слышу, ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Вот беда какая!
Вдущий- Так и осталась Анюта к празднику без подарка.
Дедушка- А ушки у нее теперь- послушки !
Вед — вот и закончилось наше развлечение , вам понравились истории — ?
Д …..
А Вы будете так поступать ?
Д……
Воспитатель — молодцы, наше мероприятие окончено. Всем спасибо.
Г.У.Аккольский Детский дом №1 г. Акколь
День смеха
«Шутки — малютки»
Старшая группа
Мельникова Т. В.
2015 – 2016уч. год
Источник
Ëèñà òèõî ñêîëüçèëà ïî âûñîêîé òðàâå.
Îíà íåñëûøíî ïåðåäâèãàëàñü ïî ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè, çíàêîìîé ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ, âåäü çäåñü å¸ äåòñòâî ïðîøëî.
Ïî ýòèì ïîëÿì è íèçèíàì áðîäèëà îíà åù¸ ìîëîäåíüêîé äà íåîïûòíîé ëèñè÷êîé, âñåõ çâóêîâ áîÿëàñü, ïîäæèìàÿ õâîñò è óøêè.
Êàçàëîñü åé, ÷òî ìèð îãðîìåí è íåîáúÿòåí, à å¸ ìàìà íàâñåãäà çàáëóäèëàñü â ýòîì áåñêðàéíåì ïðîñòðàíñòâå.
Íî÷ü íàäâèãàëàñü ìåäëåííî è îñòîðîæíî â òðàâå øåáàðøèëèñü ìåëêèå íàñåêîìûå, íàä ãîëîâîé çâåíåëè êîìàðèêè!
Íåêîòîðûå íà ñâîþ ãîëîâó ñàäèëèñü ê ëèñè÷êå íà ìîðäî÷êó, áëèæå ê ïàñòè, òóäà, ãäå ïóëüñèðîâàëà å¸ âçâîëíîâàííàÿ êðîâü
Ëèñà èõ áûñòðî ñëèçûâàëà, íî ýòî íè÷óòü íå óòîëÿëî åé ãîëîä.
À ãîëîäíîé îíà áûëà óæå ñ ñàìîãî óòðà.
Åé óäàëîñü òîëüêî ïîéìàòü ìûøêó-ïîë¸âêó, êîòîðàÿ íåóäà÷íî âûñêî÷èëà ïðÿìî ïåðåä ëèñüåé ìîðäî÷êîé èç òðàâû. Ìîæíî ñêàçàòü, ïðÿìî â ïàñòü!
È ïîòîì, ñêîëüêî íè ñèäåëà ëèñè÷êà ó íîðêè, íè÷åãî åé áîëüøîå íå ïîñâåòèëî, — ãðóñòíî åé áûëî è îäèíîêî, è î÷åíü ãîëîäíî.
Ãðóñòíî, ÷òî ïðîæèâàëà îíà îäíà â ýòîé ìàëîëþäíîé ìåñòíîñòè!
Òîëüêî ðàäîñòè è áûëî, ÷òî ñîáàêè êóäà-òî ïîäåâàëèñü, ïîìàÿ÷èò îäèíîêàÿ ïñèíà ñðåäü êóñòèêîâ èëè ó íåìíîãî÷èñëåííûõ äîìèêîâ è âñ¸. Ñêîëüêî ýòèõ äîìèêîâ è îñòàëîñü, ïî ïàëüöàì ìîæíî ïåðåñ÷èòàòü, åñëè çàõîòåòü!
Ýõ, à áûëè è äðóãèå âðåìåíà!
Ïîìíèò îíà, êàê ñ óòðà è äî òåìíîãî âå÷åðà âñ¸ ãóäåëî, ãðåìåëî è æóææàëî.
Íà ïîëÿõ øóìåëè áàñîâèòûå êîìáàéíû, ïîäëåòàëè þðêèå ìàøèíû çàáðàòü çåðíî. Òàê äåíü çà äí¸ì ëåòî è ïðîëåòàëî.
À òàì, ãëÿäèøü, è îñåíü ïîäêðàäûâàëàñü.
Ñêîëüêî ðàäîñòè îíà ïðèíîñèëà ìåñòíûì çâåðóøêàì îáèòàòåëÿì ôëîðû è ôàóíû.
Ïðî ëèñè÷êó òàê âîîáùå îòäåëüíûé ðàçãîâîð.
Ó íå¸ áûë ñïëîøíîé ïðàçäíèê. Ïîäðàñòàëè ìîëîäåíüêèå ïåòóøêè ó õîçÿåê ìåñòíûõ äåðåâåíü.
Êàê îíè ãðîìêî è çàçûâíî êðè÷àëè ïî óòðàì, áóäÿ îêðóãó!
Ëèñè÷êå ýòî î÷åíü íðàâèëîñü, âåäü îíà âñåãäà óñïåâàëà âîâðåìÿ è ïëîòíî ïîçàâòðàêàòü èìè, ïî íåäîñìîòðó õîçÿåê èëè ïî íåîïûòíîñòè ñàìîãî áåñòîëêîâîãî ïåòóøèíîãî ïëåìåíè!
À òî, ÷òî ïîòîì õîçÿéêè êëÿëè å¸ íà âåñü áåëûé ñâåò, êîíå÷íî, ðûæåíüêóþ íå î÷åíü-òî è âîëíîâàëî.
Âñå ýòè ìûñëè áûñòðî ïðîìåëüêíóëè ó ðûæåé áåñòèè, òèõî êðàâøåéñÿ ïî çíàêîìîé ëóãîâèíå.
Íåäàâíî, áëèæå ê âå÷åðó, åé ïîñëûøàëèñü äî áîëè çíàêîìûå çâóêè, èñõîäèâøèå îò ìàëåíüêîãî áîëîòöà.
Óæå êîòîðûé ãîä çäåñü âûâîäèëè ñâîèõ óòÿò ïåðåë¸òíûå óòêè.
Ïîíðàâèëîñü èì çäåñü ïî÷åìó-òî…
Íà ïåðâûé âçãëÿä ñïîêîéíûì ìåñòî îñîáî è íå íàçîâ¸øü,- ðÿäîì ñòîÿë íåáîëüøîé æèëîé äîì, íî íà äâîðå è â ñàäó ïî÷òè âñåãäà ñòîèò ãëóáîêàÿ òèøèíà…
Ïî-âèäèìîìó, ýòî è ïîçàëîñü íåêîé çàùèòîé îò íåçâàíûõ ãîñòåé â òðàâÿíèñòóþ íèçèíó, ãäå âûâîäèëà ïòåíöîâ Ñåðàÿ Øåéêà.
Òàê íàçâàëà å¸ ïðî ñåáÿ ðûæåíüêàÿ ëèñè÷êà-ñåñòðè÷êà!
À ìîæåò, è âòîðàÿ ïðè÷èíà çàñòàâëÿëà âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ìåñòå÷êîì ïåðåë¸òíûõ óòî÷åê…
Âñåãäà, ïî÷òè â îäíî è òîæå âðåìÿ íà ïðîãóëêó âûâîäèëè îãðîìíóþ è ñåðäèòóþ îâ÷àðêó.
Îíà ñòðîãèì âçîðîì îêèäûâàëà áëèçëåæàùèå ïîëÿ è åñëè åé ÷òî-òî êàçàëîñü ïîäîçðèòåëüíûì, òî îíà ðàñõîäèëàñü â ãðîçíîì ëàå, êîòîðûé íå ïðåäâåùàë íè÷åãî õîðîøåãî, òóò óæ äåðæè óõî âîñòðî, êàê ãîâîðèòñÿ!
Ýòî õîðîøî áûëî èçâåñòíî íàøåé ðûæåé îõîòíèöå
Ñòàëêèâàëàñü îíà ñ ýòîé ìóäðîé îâ÷àðêîé, ïðèõîäèëîñü, õîòü è èçäàëåêà, íî è ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âîò â ýòîé íåïðîñòîé îáñòàíîâêå, êàæäûé ãîä, è âûâîäèëèñü ïòåíöû, ïîäíèìàëèñü íà êðûëî ïîä çîðêèì è äîáðûì âçîðîì ðîäèòåëåé.
Ïðîèñõîäÿùåìó áûëè ðàäû, êîíå÷íî, è õîçÿåâà…
Ëþäè, ïî-âèäèìîìó, ïðèâåòëèâûå è çíàþùèå, è ëþáÿùèå ïðèðîäó.
Òàê è æèëè îíè âñå ðÿäîì ìíîãî ëåò, äðóã äðóãó íå ìåøàÿ, à òîëüêî äîïîëíÿÿ!
Òîëüêî äî ïîðû äî âðåìåíè ñóùåñòâîâàëà íåêàÿ èäèëëèÿ
Èçâåñòíî, ÷òî êîãäà-íèáóäü äà íàñòóïàåò ðàçâÿçêà. Èíîãäà ñ÷àñòëèâàÿ, èíîãäà íå î÷åíü!
Öûïëÿò ïî îñåíè ñ÷èòàþò, êàê èçâåñòíî…
Ýòèì ëåòîì ïðîèçîøëî âñ¸ ïî íåçàïëàíèðîâàííîìó ñöåíàðèþ.
Ëèñè÷êå ïîâåçëî, êàçàëîñü, ïîâåçëî…
Íà áîëîòöå ïîñåëèëèñü êðèêëèâûå è ñóìàòîøíûå êóëèêè, íîñÿùèåñÿ ïî áåðåæêàì òîïè öåëûìè äíÿìè. Ñâîèì áåñòîëêîâûì øóìîì è êðèêàìè îíè íàâîäèëè òðåâîãó è ñìÿòåíèå â äîáðîïîðÿäî÷íîì ñåìåéñòâå óòî÷åê.
Ñ óòðà è äî ïîçäíåãî âå÷åðà îïûòíûé ïàïàøà íàõîäèëñÿ íà ïîñòó, ñèäÿ â âûñîêîé òðàâå, ðÿäîì ñ ãíåçäîì. Îí âíèìàòåëüíî ñëåäèë çà áîëîòöåì, çà íåðâíûìè ïòèöàìè, êîòîðûå íå çíàëè ïîêîÿ âåñü äåíü… Çà ýòîé ñóåòîé è äîáûâàíèåì êîðìà ïðîõîäèëà åãî ñóòî÷íàÿ âàõòà.
Èíîãäà îí äàæå òåðÿë áäèòåëüíîñòü, ê ñîæàëåíèþ, èç-çà ñâîåé óñòàëîñòè!
Ýòî è ñãóáèëî åãî!
À íàäî áûëî åù¸ äàòü îòäûõ è ìàìàøå-óòêå, ÷òîáû òà íåìíîãî ðàçìÿëà ñâîè çàòåêøèå ëàïêè. Âåðíûé ìóæ ñëåäèë çà ãíåçäûøêîì ñ ÿéöàìè è äàæå ãðåë èõ ñâîèì òåëüöåì.
Ïðîäîëæàëàñü òàêàÿ íåðâîòð¸ïêà íåñêîëüêî íåäåëü.
È âîò äîëãîæäàííàÿ ðàäîñòü: ñòàë îí ìíîãîäåòíûì îòöîì. Íà ñâåò ïîÿâèëèñü äåâÿòü ìàëåíüêèõ è ïóøèñòûõ óòÿò!
Âûëóïèëèñü óòÿòêè äðóæíî â îäèí èç ïðåêðàñíûõ èþíüñêèõ äíåé!
Çàáîò ñðàçó âñåì ïðèáàâèëîñü.
Óòî÷êà, Ñåðåíüêàÿ Øåéêà, öåëûìè äíÿìè íàõîäèëàñü ðÿäûøêîì ñ ïîäðàñòàþùèìè óòÿòàìè, õëîïîòàëà âîçëå êðîõ, ãîòîâèëà èõ ê âçðîñëîé, äàëåêî íå ñïîêîéíîé áûòíîñòè.
Êàê íàçëî, íàñòóïàëè äëÿ óòèíîé ñåìåéêè íå ëó÷øèå âðåìåíà: êðóæèëè â íåáå ãðîçíûå âîðîíû, öåïêèì âçîðîì îêèäûâàÿ áåðåãà áîëîòöà, ëþáîïûòíûå ñîðîêè óäåëÿëè ñåìåéñòâó ïîâûøåííîå âíèìàíèå, îíè áåñêîíå÷íî òðåùàëè â êóñòàõ îëüõè, ðàçíîñÿ íîâîñòè äàëåêî ïî îêðóãå.
Ëèñå ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî, îíà ñðàçó ïîíÿëà, â ÷¸ì òóò äåëî!
Òóò-òî è íà÷àëà îíà ñîâåðøàòü ñâîè õèòðûå êðóæåíèÿ ïî ïîëÿì, âñ¸ áëèæå ïîäáèðàÿñü ê ïðèñòàíèùó óòèíîãî ñåìåéñòâà.
 îäíî äîæäëèâîå óòðî Ëèñà Ïàòðèêååâíà ñîâñåì óæ áëèçêî ïîäîáðàëàñü ê òèõîìó ãíåçäûøêó.
Ïòåíöû ìèðíî ñïàëè ðÿäîì ñ ìàìîé-óòêîé!
Òà äàæå íå óñåëà ïîäàòü ñâîè òðåâîæíûå ñèãíàëû: «Êðÿ-êðÿ!»
Ïàïàøà îñòàëñÿ îäèí íà îäèí ñ ðûæåé âîèòåëüíèöåé
Îí áûñòðî ïåðåìåùàëñÿ ïî ìîêðîé òðàâå, ïåðåëåòàÿ ñ ìåñòà íà ìåñòî, òàêèì îáðàçîì, îòâîäÿ ëèñèöó ïîäàëüøå îò ãíåçäà!
Åãî ëàïêè ïóòàëèñü â íåêîøåíîé âûñîêîé òðàâå, îí çàäûõàëñÿ îò ñóìàñøåäøåé ãîíêè, êàçàâøåéñÿ áåñêîíå÷íîé. Îí òî âçëåòàë, áûñòðî ìàõàÿ êðûëûøêàìè, òî ñíèæàëñÿ ê ñàìîé çåìëå, à ëèñà íå îòñòàâàëà íè íà øàã! Ÿ ãëàçêè ïëîòîÿäíî ùóðèëèñü îò ïðåäâêóøåíèÿ. Òà åù¸ ìåðçàâêà!
À â ýòî âðåìÿ ìàìà-óòêà ïðÿòàëà óòÿò íà äðóãîì áåðåãó áîëîòöà â øóðøàùåé îñîêå
Óñïåëè îíà òàêè ïåðåìåñòèòüñÿ ñ óòÿòêàìè, êîòîðûå áûñòðî è ÷¸òêî âûïîëíÿëè âñå å¸ êîìàíäû è ñëåäîâàëè äðóã çà äðóæêîé ïî å¸ ñëåäó.
Äîëãî îíè ïðîæäàëè ñâîåãî ïàïàøó-ñïàñèòåëÿ. Óæ è âå÷åð íàñòóïèë, à îí òàê è íå âåðíóëñÿ
Íè÷åãî íå îñòàâàëîñü óòêå, êàê òîëüêî íàäåÿòüñÿ íà ñåáÿ äà íà óäà÷ó!
È ðåøèëà îíà ïåðåáðàòüñÿ ïîáëèæå ê ëþäÿì, íà èõ íåáîëüøîé ïðóäèê, çàðîñøèé ñ ïðîòèâîïîëîæíîãî áåðåãà òèíîé è ðÿñêîé.
Âûðó÷àëî åùå è òî, ÷òî ðÿäîì ñ ïðóäèêîì âûñèëèñü çàðîñëè äàâíî íå÷èùåííîé îëüõè è êîñìû íåêîøåíîé, ãîäàìè, òðàâû
Óòêà íàäåÿëàñü íà ÷óäî: ìîæíî çäåñü è ïîïëàâàòü óòðåííèìè ÷àñàìè, íåçàìåòíî äëÿ ãëàç, êîãäà îáèòàòåëè äîìèêà ìèðíî ñïÿò, à åñëè è âîçíèêíåò êàêàÿ-òî íåïðåäâèäåííàÿ ñèòóàöèÿ, òî áûñòðî ñïðÿòàòü ñâîé âûâîäîê â ÷àùîáå!
Ñêàçàíî — ñäåëàíî!
Íî ïðîæèëî ñåìåéñòâî ñïîêîéíî òàê íåäîëãî: è òóò ðàäîñòè ïðèø¸ë êîíåö!
Îäíàæäû óòðîì, êîãäà ïîäðîñøèå óòÿòà íàñëàæäàëèñü ìèðíûì ïëàâàíèåì, èç-çà óãëà ñòàðîé áàíüêè âûâåðíóëèñü äâà ðåçâûõ ùåíêà…
Îòêóäà îíè âçÿëèñü, óòêå áûëî íåèçâåñòíî: îíà âñ¸ íàäåÿëàñü, ÷òî ïðîáëåìû è ñòðàõè áëàãîïîëó÷íî çàâåðøèëèñü!
Ñåðîé Øåéêå áûëî íåâäîìåê, ÷òî ñòàðàÿ è ìóäðàÿ îâ÷àðêà, êîòîðàÿ åù¸ â ïðîøëîì ãîäó ãóëÿëà ïî ñåëüñêèì óãîäüÿì, ê ñîæàëåíèþ, óøëà â ìèð èíîé åù¸ ðàííåé âåñíîé!
Íà ñìåíó åé õîçÿåâà âçÿëè äâóõ îçîðíûõ äà øóñòðûõ ùåíêîâ, êîòîðûå áûñòðî îñâîèëèñü íà ìåñòíîñòè è äàëè âñåì ìåñòíûì îáèòàòåëÿì ïîíÿòü, ÷òî îíè-òî è åñòü íàñòîÿùèå õîçÿåâà æèçíè!
Âîò ýòè õîçÿåâà è âûíåñëèñü èç-çà óãëà è ñðàçó æå áðîñèëèñü ê ïðóäó, çàìåòèâ ìàëåíüêèõ óòÿò íà ïîâåðõíîñòè âîäû.
Ìàìà-óòêà â ýòî âðåìÿ ñèäåëà â òðàâå, íàáëþäàÿ çà äåòêàìè, îíà ãðîìêî êðÿêíóëà, è ìàëûøè áûñòðî ñïðÿòàëèñü â ãóñòîé îñîêå íà ïðîòèâîïîëîæíîì áåðåãó ïðóäèêà
Îõ, êàê çàìåòàëèñü ùåíêè íà áåðåãó. Îíè äàæå õîòåëè áðîñèòüñÿ â âîäó, íî õîçÿéêà ãðîìêèì îêðèêîì îñòàíîâèëà èõ.
Ùåíêè âèíîâàòî çàòðóñèëè ê íåé, îãëÿäûâàÿñü íà ïðóä. À îäèí, âèäèìî ñàìûé ñìåëûé, ðâàíóëñÿ íàçàä è ñòàë êðóæèòü âîçëå ïðóäèêà, ïîíèìàÿ, ÷òî óòÿòà íàõîäÿòñÿ ãäå-òî ðÿäûøêîì, ïðèíþõèâàÿñü ê òðàâå è êóñòàì.
Õîçÿéêà åù¸ ðàç ïðèêðèêíóëà íà íåãî è òîò íåõîòÿ âåðíóëñÿ ê íåé.
Óòêà ïîíÿëà, ÷òî è çäåñü èì óæå íå áóäåò ñïîêîéíîãî æèòüÿ.
À âûñîêî â íåáå óæå êîòîðûé äåíü êðóæèë îãðîìíûé ñåðûé îð¸ë.
Îí ñâîèì çîðêèì îêîì îñìàòðèâàë áîëîòöå è ëóæîê, çàìå÷àÿ ëþáîå ìàëîìàëüñêîå øåâåëåíèå æèâíîñòè â ãóñòîé òðàâå
Ñ òîé ïîðû ïðîïàëî óòèíîå ñåìåéñòâî âî ãëàâå ñ îòâàæíîé ìàìîé-óòêîé — Ñåðîé Øåéêîé!
Ãðååò îäíà ìûñëü, ÷òî óòî÷êà,ñî ñâîèì õðàáðûì ñåðäöåì è ñìåòêîé, âûñòîèò â ýòîé æèçíåííîé ïåðåäðÿãå.
È îäíàæäû óòðîì, ìîæåò, ïîä âå÷åð, ìû îïÿòü óñëûøèì øóì îêðåïøèõ êðûëüåâ, ãðîìêîå êðÿêàíüå — ïîâçðîñëåâøèå óòêè ïîäíèìóòñÿ íà êðûëî…
Öûïëÿò ïî îñåíè ñ÷èòàþò!
2015.ëåòî.
Источник