Как вылечить аутизм у друга
Расстройства аутического спектра (РАС) – это нарушения развития, которые вызывают значительное ухудшение в сфере социального взаимодействия и общения, а также наличие атипичного поведения и рассеянности. РАС проявляются до третьего года жизни и длятся всю жизнь. Те, кто страдает РАС, по-разному реагируют на стимулы, и имеют очень разные способы обучения. Способность к логике и восприятию у людей с РАС может разниться в пределах от экстраординарной до сильно затрудненной. В данную группу расстройств входит аутизм. В этой статье представлена информация, которая поможет вам лечить это расстройство.
Шаги
1
Попросите помощи у профессионала. Специального медицинского осмотра для выявления РАС не существует. Врачи полагаются на поведенческие симптомы ребенка во время плановых осмотров. Существуют также скрининг-тесты, которые могут быть проведены во время посещения врача. Если врач вашего ребенка не проводил регулярные скрининги, то попросите его об этом.
2
Поймите, что все дети с аутизмом разные. Правильно подобранное лечение должно соответствовать индивидуальным потребностям.
3
Имейте в виду, что некоторые родители используют режимы лечения, которые не полностью поддерживаются детскими врачами с точки зрения борьбы симптомами аутизма. Эти методы лечения называются комплементарными и альтернативными. Научного подтверждения того, что они хоть как-то эффективны, нет. Далее приведен список методов лечения, которые принадлежат данной категории и примеры того, что они в себя включают:
- Энергетическая терапия – рейки, акупунктура, терапевтические прикосновения
- Альтернативные медицинские системы – ароматерапия, гомеопатия
- Мануальные и телесные методы – глубокое давление, акудавление, гидромассаж
- Интервенция мозг-тело – слуховая интеграция, медитация, танцевальная терапия
- Биологически активная терапия – использование трав, особых диет и витаминов
4
Знайте, что волшебного эликсира, который лечит аутизм, не существует. Есть лекарства, которые могут помочь в лечении симптомов аутизма. Далее приведен список симптомов, которые можно облегчить с помощью медицинских препаратов:
- Вспышки сильного гнева
- Агрессия
- Повышенный уровень энергии
- Самоповреждения
- Неспособность сконцентрироваться
- Депрессия
- Судороги
5
Проконсультируйтесь с врачом, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает правильное лечение, соответствующее его индивидуальным потребностям.
Советы
- Имейте в виду, что многие замечательные и известные люди страдали от расстройств аутического спектра, включая Альберта Эйнштейна и Томаса Эдисона.
- Раннее обнаружение задержек развития и быстрое вмешательство могут улучшить прогноз и помочь ребенку добиться возможности достичь успехов.
- Всегда поддерживайте близкий и открытый контакт с педиатром вашего ребенка.
- Приобщитесь вместе со своим ребенком к культуре. У некоторых людей с аутизмом есть редкие способности, благодаря которым дети, родившиеся слепыми, могут научиться играть на пианино до того, как пойдут в школу, или могут решать математические уравнения, которые не могут осилить даже умные взрослые. Обращайте внимание на язык, письмо, изобразительное искусство (и другие виды интеллектуальной деятельности), и вы найдете то, что хорошо получается у вашего ребенка.
- РАС можно обнаружить уже на 18 месяце жизни.
- У детей с РАС с ранних лет часто бывает плохой характер, поэтому если у вашего ребенка наблюдаются проблемы этого рода, или если вы волнуетесь, что у него может быть РАС, начинайте обучать его методам копинга с ранних лет.
- К РАС относятся аутизм, глубокие задержки в развитии (включая атипичный аутизм) и синдром Аспергера. У этих состояний похожие симптомы, но они отличаются по срокам их проявления, тяжести и конкретным причинам, которые их вызывают.
- Помните, что РАС невозможно вылечить, и оно останется с ребенком на всю жизнь. Также помните, что одно лишь наличие у ребенка РАС не значит, что он не понимает происходящего, и чем-то отличается физически от других людей. Постарайтесь обращаться с ним как с обычным человеком, при необходимости оказывайте ему помощь, пока он не вырастет достаточно, чтобы понять это. Лучше покажите ему, что это состояние может быть в такой же степени преимуществом, как и недостатком.
- Некоторые родители чувствуют, что изменение рациона ребенка изменяет то, как ребенок себя чувствует и ведет, но это не так.
- Полезным может быть попробовать научить ребенка актерской игре и познакомить с другими аутистами. Актерская игра поможет ему развить свои социальные навыки, а знакомство с другими людьми с подобными проблемами может помочь ему воспринимать мир в более ярких красках, или показать способ, как можно совладать с трудностями.
Предупреждения
- У некоторых детей с РАС есть психиатрические расстройства, такие как тревожность и депрессия.
- Поддерживайте подход неврологического разнообразия; Аутизм есть примерно у 1 ребенка из 100 (девочки с аутизмом встречаются среди них в 1 из 4 случаев), но такой ребенок может быть более удачливым, чем тот, у кого его нет.
- У детей с РАС могут также быть эпилепсия и умственная отсталость.
- У некоторых детей с РАС может быть дефицит внимания, сенсорные проблемы, трудности со сном или с желудочно-кишечным трактом.
- Никогда не говорите ребенку, что аутизм – это болезнь, от которой нет лекарства, для них будет плохо, если они будут чувствовать себя другими или начнут пытаться стать такими как все.
Информация о статье
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 18 человек(а).
Категории: Болезни и их лечение
На других языках:
English: Treat Autism, Español: tratar el autismo
- Печать
- Править
Эту страницу просматривали 12 804 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
В последние годы тема аутизма очень активно исследуется наукой, а также вызывает немало споров и противоречий в кругах родителей деток-аутистов. Многие прибегают к так называемой «традиционной», «народной» медицине, а также пытаются помочь своим детям при помощи методов, появившихся сравнительно недавно.
Доказательная практика, которая применяется во всем мире, должна руководствоваться всеми методами, используемыми для лечения симптомов аутизма, включая поведенческие, образовательные, медико-биологические и альтернативные
подходы. Но все эти вмешательства должны быть подведены под единые стандарты доказательности, чтобы помощь была эффективной и своевременной.
В этой статье я постаралась рассмотреть чаще всего используемые методы альтернативного лечения, а также привести результаты их исследования с позиции доказательной медицины и распространенность.
Альтернативные методы терапии разделяются на несколько категорий: альтернативные медицинские учения (например, гомеопатия), биологическая терапия, энергетическая медицина, телесноориентированная медицина, а также другие практики (йога, рэйки и т. д.).
Распространенность альтернативной медицины в общей популяции определить довольно сложно из-за большого количества разнообразных вмешательств и различий между исследуемыми популяциями.
Использование среди взрослого населения варьирует от 1,8% до 62%. Данные о детском населении недоступны. Однако, дети с расстройствами развития традиционно чаще остальных больных обращаются к альтернативной медицине. Вот данные по диагнозам: СДВГ 12–64%, ДЦП 56%, С-М Дауна 87%, Аутизм 30–90%.
Многие семьи детей с аутизмом принимают решение использовать альтернативные методы, основываясь на уверенности в их безопасности, минимальном количестве побочных эффектов и «натуральности». Некоторые семьи сообщали,
что их выбор терапии базировался на желании контролировать ход лечения, основываясь на рекомендациях из интернета, от друзей и других семей с детьми-аутистами, а также на обещаниях излечения.
Другим значимым фактором в принятии решения могут быть обещания об избавлении от других серьезных симптомов, таких как, например, проблемы с пищеварением. Предпосылки также создает семейный опыт использования альтернативной медицины (например, родителями), высокий уровень образования, сообщение о серьезности диагноза.
В данной статье я постараюсь охватить несколько категорий альтернативных вмешательств. Я не буду обсуждать аюрведу, китайскую медицину натуропатию и гомеопатию. Объяснения этих мировоззрений очень сильно отличаются у их последователей и тех, кто придерживается доказательной медицины.
Есть некоторые данные в рецензируемой научной литературе, позволяющие комментировать их роль в лечении детей с аутизмом, но они обладают крайне низким уровнем доказательности. Итак,
Биологическая терапия
Наиболее часто встречающиеся терапии у аутистов — биологические терапии. Диеты, витамины, а также нестандартное использование лекарственных средств, таких как секретин, ванкомицин и противогрибковые препараты.
Самой популярной считается безглютеновая и бесказеиновая диета, ее придерживается примерно треть аутистов. Первоначальная гипотеза о «протекающем кишечнике» (gut leaks) не подтвердилась (Касс и соавт, 2008 г.), но многие семьи субъективно говорят об улучшении состояния детей на фоне диеты.
Вполне вероятно, что некоторые из детей имели сопутствующие педиатрические проблемы: лактазную недостаточность, аллергию на молочный белок, проблемы со стулом. И на фоне диеты данные проблемы могли утихнуть, тем самым, возможно, вызвав улучшение поведения.
Эффект БГБК диеты изучался в 4 небольших исследованиях. В исследования были взяты небольшое число детей (до 35), с симптомами аутистического расстройства, от 2 до 16 лет.
Эти исследования показали некоторые улучшения в состоянии детей, в частности, улучшение речи. Но методологические проблемы (малая выборка, отсутствие слепого контроля, и т. д.)
не позволяют считать результаты достоверными.
Важно отметить, что данные диеты нередко бывают бедны кальцием и витамином D, что также требует внимания со стороны родителей и специалистов.
Витамины и другие биодобавки
Почти половина семей детей с аутизмом дают детям витамины и биодобавки. Однако исследований с хорошим дизайном относительно данного метода очень мало. Витамины и БАДЫ
рекламируются как улучшающие специфические симптомы, например, проблемы с пищеварением и со сном. Общественное мнение, ориентировка на все «натуральное», огромное количество врачей, практикующих альтернативную медицину —
все это приводит к тому, что витамины и БАДы рекомендуются постоянно.
Почти половина педиатров призывают своих пациентов с аутизмом принимать мультивитамины, 25% омега -3 кислоты или мелатонин, 19%-пробиотики. (Golnik and Ireland 2009). Из всех исследований, проведенных по витаминам и БАДам, значимый эффект получен только для мелатонина: улучшение сна, снижение количества просыпаний, увеличение длительности сна.
Остальные добавки не показали значимых эффектов, или же дизайны исследований имели серьезные методологические проблемы.
Лечение, направленное на улучшение иммунитета
Потенциальная роль «иммунных поломок» во время развития мозга, которая может приводить к развитию аутизма, положила начало двум терапиям, призванным «подстегнуть» функцию иммунитета. У детей с аутизмом не было выявлено клинически значимых дисфункций иммунитета и аллергий по сравнению с обычными детьми.
Однако, сообщается о снижении иммуноглобулинов и некоторых других параметров в анализах, которые сдавались с целью выяснить причины нарушения поведения. Тем не менее, лечение иммуноглобулинами не дает какого-либо эффекта при аутизме.
Вторым чрезвычайно популярным и опасным вмешательством подобного рода является хелирование. Из-за скандала с тимеросалом (1998 год) многие семьи уверены, что консерванты с содержанием ртути, используемые в современных вакцинах вызывают аутизм. Из-за этого хелирование стало частью альтернативного лечения.
Тем не менее, уровень ртути в крови у детей с аутизмом не повышен. Но адепты данной теории утверждают, что нарушается экскреция ртути, и вызывает тем самым повреждения вещества мозга. Исследование эффективности хелирования было прекращено из- за проблем с безопасностью используемого метода для исследуемых (Mitka 2008)
Обычно хелатирующие вещества связываются с тяжелыми металлами и выводят их вместе с мочой или стулом. В медицинской практике они используются для лечения острых отравлений тяжелыми металлами, например, свинцом. Если есть подозрения о воздействии токсических доз ртути, то для подтверждения используется анализ крови.
Сторонники хелирования же проводят измерения уровня ртути в волосах, утверждая, что там происходит ее накопление, и в моче, что связывают с ее экскрецией (Ng et al. 2007). Доказательств данной теории до сих пор не получено.
Гипербарическая оксигенация
Используется для увеличения доставки кислорода к мозгу под давлением в специальной камере. Также выдвигались гипотезы об ответе на кислородный стресс в виде улучшения питания мозга.
Были проведены два рандомизированных клинических исследования в попытке найти доказательства для этих вмешательств, но пришли к противоположным выводам.
Исследование 2009 года с участием 62 детей с РАС сообщает об улучшении поведения и уменьшении аутистических симптомов на фоне гипербарической оксигенации по сравнению с контрольной группой.
Однако разница результатов между группами находится в пределах статистической погрешности. Второе исследование, также 2009 года, включало 34 ребенка и не показало значимых различий между контрольной группой и группой, получающей гипербарическую оксигенацию.
Нельзя не упомянуть о рисках метода: боль в ушах от повышенного атмосферного давления, тревога и паника в замкнутом пространстве для многих детей с аутизмом может быть непереносимым.
Также стоимость данного вмешательства достаточно высока.
Телесноориентированные практики
К хиропрактике и краниосакральной терапии часто прибегают родители детей с аутизмом.
Однако исследований с доказательствами эффективности данного метода для лечения детей с РАС не было представлено. Дети с аутизмом часто имеют нарушения в сенсорной сфере в виде тяги к прикосновениям или наоборот, их непереносимости.
Сенсорная интеграция для таких детей может быть полезна, как часть общего плана вмешательства.
Обычный массаж не признан доказанным методом лечения для детей-аутистов, однако многие родители сообщают о том, что массаж позволяет им лучше понимать своих детей и наладить с ними контакт.
Метод Томатиса
Основной принцип работы метода заключается в сенсорно-звуковом стимулировании. Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо).
Адепты метода утверждают, что он может помочь сгладить симптомы аутизма, и даже подстегнуть развитие речи. Некоторые исследования действительно демонстрируют улучшения, однако исследования с участием контрольной группы это не подтверждают.
Возможно, имеются подгруппы детей-аутистов с гиперакузией, для которых действительно данное вмешательство может быть полезным. Нельзя не отметить очень высокую стоимость данного метода для родителей.
Транскраниальная микрополяризация
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП), или микрополяризация головного мозга это метод лечения, суть которого заключается в воздействии на отдельные структуры мозга очень слабым постоянным
электрическим током. Разработан он был еще в 70-х годах прошлого столетия учеными Ленинградского института экспериментальной медицины, а сегодня применяется для лечения и детей, и взрослых
в ряде медицинских учреждений
России и постсоветских стран.
В крупнейшей научной электронной медицинской базе pubmed имеется несколько статей авторства сотрудников Института Головного Мозга (г. Санкт-Петербург), сообщающих о применении этого метода для
лечения детей с ментальными проблемами: РАС, СДВГ, ЗПР. Однако дизайн исследований, в частности, малая выборка, отсутствие плацебо-контроля, рандомизации и иные методологические проблемы не позволяют говорить
о достоверности данных исследований.
Не сообщается также об использовании метода транскраниальной микрополяризации в странах с преимущественно доказательной медициной (США и страны Западной Европы). Стоимость данного вмешательства, однако, стабильно высока.
Физиотерапевтические методики
Такие как электросон, парафинотерапия, озокерит и прочие также используются только на постсоветском пространстве и не имеют под собой доказательной базы для лечения детей с РАС и иными проблемами развития. Сведений об их безопасности также недостаточно.
Ноотропная терапия
«Препараты, улучшающие работу мозга», или ноотропы, обрели наибольшую популярность в России и ближайшем зарубежье в 80х годах прошлого века. На доклинических стадиях была показана
их способность активизировать энергетический обмен в нейронах, усиливать синтез белковых соединений, увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС, укреплять мембраны клеток.
Но многочисленные клинические испытания не нашли подтверждения этим свойствам при использовании ноотропов у людей перорально и парентерально. Проводились довольно большие исследования ноотропов, с хорошим дизайном и выборкой, при разной патологии. Ни одно исследование не показало их достаточной эффективности и безопасности.
В частности, мета-анализ по использованию пирацетама у пациентов с пост-инсультной афазией (Zhang et al.2016) выявил его способность улучшать лингвистические функции у пациентов на очень короткое время, с последующим
их снижением до исходного долечебного уровня. Таким образом, использование ноотропов для лечения ментальной патологии не является доказанным и обоснованным.
В странах Европы и Северной Америки ноотропы, еще называемые «smart drugs», входят в категорию БАДов и не проходят клинических испытаний. «Smart drugs» в основном употребляют молодые
люди в период тяжелых ментальных нагрузок (таких как сессия), чтобы «взбодриться», почувствовать прилив сил и ускорить процессы мышления. В заграничных протоколах лечения этих
препаратов нет.
Однако в зарубежной литературе имеются указания на возможные опасные последствия длительного приема ноотропов: изменения биохимических процессов в мозге, когнитивное снижение, возбуждающее действие на ЦНС, недостаточный контроль качества препаратов, проблемы со сном, недостаточная изученность лекарственного взаимодействия.
Учитывая все эти факторы, едва ли можно назвать ноотропную терапию необходимой и безопасной для детей при расстройствах аутистического спектра.
А что же помогает?
«Волшебной таблетки» от аутизма до сих пор не придумали.
Самым эффективным лечением (именно лечением!) признаны психолого-педагогические вмешательства на основе прикладного поведенческого анализа — АВА терапия и ее вариации.
Сейчас она набирает уверенную и заслуженную популярность в нашей стране, и будет развиваться дальше.
Нельзя не сказать о нейролептиках, антидепрессантах и противоэпилептических препаратах, которые назначаются аутистам в очень больших количествах. Данная проблема характерна не только для России, но и для Европы и США. Доля детей с аутизмом, которым назначаются антипсихотики, стабильно высока.
Но, тем не менее, родители должны знать: нейролептики не лечат аутизм. Они способны справиться с тяжелыми симптомами, такими, например, как некупируемая поведенческими методами агрессия или аутоагрессия.
Также назначение медикаментов бывает необходимо для купирования коморбидных с аутизмом расстройств (эпилепсии, СДВГ). При этом состояние ребенка с аутизмом будет улучшаться за счет купирования симптомов этих заболеваний.
Безусловно, выбор терапии для ребенка целиком и полностью лежит на родителях.
Цель этой статьи — предоставить информацию о тех методиках, которые могут быть в лучшем случае бесполезны, а в худшем — опасны для ребенка.
И напоследок, нельзя не отметить главное. Самый ценный ресурс для родителей детей-аутистов- это время. И чем меньше его будет потрачено на неэффективные вмешательства, тем лучше и качественнее можно будет помочь ребенку.
Мешкова Елизавета, детский врач-психиатр, АВА-терапист.
Литература:
1. B.Reichow, P.Doehring, D.v. Cicchetti, F. R. Volkmar. Evidence-based practices and treatments for children with autism, Springer, 2011
2.Potential Dangers Of Nootropics: What To Consider Before Using Smart Drugs
«Mental health diary»
3.Piracetam for Aphasia in Post-stroke Patients: A Systematic Review and Meta-analysis of Randomized Controlled Trials. CNS drugs 2016, july (30)
4.Transcranial micropolarization in the complex therapy of early child autism
Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova 2007 107(10)
Мешкова Елизавета Сергеевна
врач-психиатр, врач-психотерапевт
Источник