Как вылечить аутизм у подростка
Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.
Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.
Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.
При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.
Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.
Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?
Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.
Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.
В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.
Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.
Жизнь подростка-аутиста
Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.
Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.
Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.
Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.
Симптомы аутизма
В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.
- Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
- Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
- Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
- Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
- У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
- В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
- Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.
Модели поведения
Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.
- Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
- При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
- Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.
Как относиться к подростку с аутизмом?
Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией
Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.
Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.
Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.
Адаптация в социуме
В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.
- почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
- 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
- более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.
Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.
Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.
Лечение аутизма
При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.
На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.
Источник
- Симптомы подросткового аутизма
- Переходный возраст у подростков с аутизмом
- Социальная адаптация в подростковом возрасте
- Отношение к подросткам с аутизмом
Люди с расстройством аутистического спектра в любом возрасте имеют одну и ту же симптоматику заболевания, однако есть определенные жизненные факторы, которые провоцируют дополнительные нежелательные симптомы. Одним из таких факторов является подростковый возраст. Этот период и для нейротипичного ребенка становится непростым: физиологические изменения, перепады настроения из-за буйства гормонов, проблемы в общении со сверстниками и др. Если наложить на это состояние аутизм, картина выглядит совсем неутешительной. Нужно ли отчаиваться? Конечно же нет. Родители должны понимать, какие изменения происходят с их особенным ребенком, и к чему они могут привести. Скорее всего, от вас будет требоваться больше внимания и заботы, чем в обычное время.
Считается, что юность для детей с РАС приходит, когда они начинают болезненно воспринимать свое отличие от сверстников. Поскольку им трудно осознать эту разницу, возможно регрессирование (возврат к давно пройденному этапу развития), демонстрационное поведение, внешнее выражение подсознательных чувств. Перечисленные реакции вполне ожидаемы от аутиста и объясняются природой болезни. У аутичных детей нарушено функционирование некоторых отделов мозга, из-за чего у них фиксируется пониженная интеллектуальная активность, проблемы с разговорной речью, социальной адаптацией, выражением и пониманием чувств других людей.
Подобные нарушения приводят к тому, что ребенку-аутисту нелегко понять и принять физиологические, гормональные изменения организма на фоне расширения круга общения и притока новых людей в привычное окружение. Подростковый аутизм требует овладения новыми навыками и знаниями, например, как справляться с давлением со стороны сверстников, выходить из конфликтов, научиться приспосабливаться к различным ситуациям. Кроме того, имеет место коррекция личной гигиены на фоне полового созревания.
Симптомы подросткового аутизма
До сегодняшнего дня все еще нет клинического определения аутизма у детей юношеского возраста. Аутенок, который наблюдается с детства, по достижению 16 лет может и не получить подтверждение своего диагноза. Это объясняется не столько плохим уровнем изучения аутизма, сколько бюрократическими издержками. Государство не стремится к тому, чтобы обеспечить людей с расстройством аутистического спектра социальной и педагогической поддержкой.
Таким образом ответственность за обучение и коррекцию поведения у детей с РАС ложится на плечи родителей и профильных специалистов (поведенческих терапевтов, психологов). Именно поэтому важно знать, как проявляется аутистическая болезнь у детей и подростков. Симптомы могут отличаться в зависимости от тяжести течения недуга, но большинство признаков все же являются объединяющими для аутизма.
В юные годы аутята не перестают развиваться интеллектуально и социально. Лечение аутизма у подростков занимает больше времени, чем в раннем детстве. Если подросток регулярно проходит психологическую терапию, курсы коррекции поведения, а социум к нему открыт, возможны положительные изменения:
- установление форм дружеского и социального взаимодействия;
- развитие мотивации для учебной деятельности;
- улучшение приспособленческого поведения в повседневной жизни;
- менее выраженное проявление стереотипного поведения;
- формирование персонализированной картины мира;
- приобретение навыков трудовой деятельности.
Достигнуть таких успехов могут до 25% аутистов с легкой и средней степенью тяжести болезни при условии интенсивных занятий и поддержке со стороны родителей. Но иногда состояние аутичного ребенка может усугубиться в подростковом возрасте, что связывается с недостатком психо-коррекционной помощи, прогрессированием недуга и др.
Какими в этой ситуации будут признаки аутизма у подростков:
- регрессирование состояния;
- отставание в пубертате;
- редкое, но бурное проявление агрессии и самоагрессии, которая может таить опасность для ребенка и окружающих;
- повышенная ранимость и тревожность;
- инертность и пассивность;
- трудности в понимании мимики и интонации собеседника, смысловой нагрузки при разговоре (не умеют читать “между строк”);
- трудности в выполнении учебных задач, связанных со словесными рассуждениями, обобщением, установкой причинно-следственной связи, символизации;
- проблемы с пониманием или воспроизведением речи;
- многократное повторение слов как способ коммуникации (характерно для детей со слабо развитой речью);
- необычная интонация и темп речи;
- непонимание и несоблюдение норм этики и этикета;
- слабо выраженная мимика, неэмоциональность речи;
- непонимание анекдотов, оттенков смысла, крылатых фраз;
- стремление к стабильности;
- трудности в принятии нового;
- тяжелое переживание неудач в установлении дружеских контактов, особенно со сверстниками;
- неумение слушать других людей и принимать их точку зрения;
- невозможность обходиться без родительской помощи;
- возможны ранее не диагностированные эпилептические припадки (преимущественно у тяжелобольных подростков).
Переходный возраст у подростков с аутизмом
Подготовка к половому созреванию
Дети с аутистическим синдромом в средних и старших классах нуждаются в более тщательном информировании касательно полового созревания и сексуального развития, чем их нейротипичные одногодки. Если у обычного ребенка такой интерес возникает сам собой по достижению определенного возраста, то он может воспользоваться любыми доступными источниками информации (интернет, старшие братья и сестры, друзья). Когда у аутиста в юности появляется повышенный интерес к ровесникам, то он не знает как себя вести, поэтому его действия могут показаться некорректными и слишком навязчивыми. Скорее всего, если родители не проведут с ним разъяснительную беседу, то ребенок так и не получит необходимые знания по сексуальному поведению.
Многие исследователи аутизма считают, что нужно как можно раньше начинать учить особенных детей особенностям полового созревания (объяснять, что это, какие изменения могут происходить с телом и почему этого не нужно бояться). Это позволит избежать ненужного беспокойства с их стороны касательно физиологических изменений.
Однако родителям стоит ожидать, что даже самая доходчивая информация будет воспринята правильно, но не применена ребенком по отношению к собственному телу и здоровью. Многие подростки ввиду склонности к академическим успехам знают все, что связано с мужской и женской репродуктивной системой и прочими половыми аспектами. Но при этом они могут даже не догадываться, как это касается именно их или связано с романтическим и социальным поведением. Особенно важны разъяснения касательно безопасности сексуального поведения.
Хоть проявление аутизма у подростков редко сопровождается импульсивными действиями из-за неосознанных сексуальных влечений, они не могут интуитивно определить, какие темы нельзя обсуждать в общественном месте и какие телесные проявления недопустимы. Все эти нюансы нужно проговаривать вслух с ребенком и убедиться, что он все понял верно. Например, что нельзя говорить о менструации за обедом или о размере своего полового члена незнакомым людям.
Личная гигиена
Связь между социальным принятием и уходом за собой не совсем понятна многим детям-аутистам, а потому им регулярно нужно напоминать о необходимости мытья головы, использования дезодоранта и т.д. Они просто не мотивированы выглядеть чисто и опрятно в обществе, если только это не является их внутренним желанием.
Причина отказа принимать душ может крыться в сенсорных расстройствах, например, ребенок не переносит звука воды из лейки, хоть и осознает как важна для здоровья хорошая гигиена. В этом случае душ можно заменить на ванную, мытье из тазика с ковшом и др. Важно развивать навыки самопомощи у детей аутистов с раннего возраста — тогда привыкание к ежедневным процедурам пройдет менее болезненно.
Социальная адаптация в подростковом возрасте
Социальная изоляция — это одна из устойчивых характеристик подросткового аутизма, даже если удается избежать выраженного негативизма со стороны общества. Такие дети гораздо реже участвуют в различных мероприятиях, чем те, что имеют речевые и языковые расстройства без статуса аутиста.
Согласно проведенным исследованиям о РАС в подростковом возрасте, почти половина больных детей не встречались с одноклассниками за пределами школы и чуть более половины — никогда не получали звонков от школьных друзей. Кроме того, в период с 9 до 18 лет может проявиться усиленная социальная изоляция, которая не зависит от развитости интеллекта. Признаки аутизма у детей могу проявляться в разной степени — в зависимости от возраста и темперамента.
Многие люди считают, что аутистам не нужны друзья, раз они стараются жить абстрагировано от мира. На самом деле все не так. Подростки на консультации со специалистами отмечают, что отсутствие друзей — это самое трудной в их жизни. Такие заявления доказывают необходимость поддержки, любви и заботы со стороны родителей, чтобы компенсировать отсутствие дружеских контактов со сверстниками.
Именно в юности приходит осознание своей болезни и понимание отличия от остальных людей. В этот период подросткам очень хочется принятия, чтобы среди окружающих были те, кому не безразличны их интересы. Иногда особые узконаправленные увлечения становятся преградой на пути к социальному взаимодействию, а иногда эффективным инструментом для этого. Так, например, увлечение компьютерными играми может помочь мальчику-аутисту быстро подружиться со сверстниками.
Для эффективной и быстрой социальной адаптации более предпочтительным является обучение в школе, а не на дому, даже всего на 1-2 урока. Это позволяет активизировать и мобилизовать аутичного ученика. Крайне важным является участие педагога/воспитателя в адаптации ребенка к школьной обстановке и его эмоциональная поддержка. Он должен подавать пример гибкости в решении различных задач, чтобы повлиять и расширить поведенческие возможности аутенка.
Если признаки аутизма в подростковом возрасте становятся менее заметными, стоит готовить ребенка к возможной будущей трудовой деятельности (послешкольные занятия, факультативы, кружки, вузовская подготовка), опираясь на его предпочтения и сильные стороны. Наиболее удачными сферами профессиональной деятельности для аутистов с высоким интеллектом считаются:
- программирование;
- обслуживание компьютеров;
- точные науки;
- исследовательская деятельность;
- архитектура.
Нежелательной является трудовая деятельность, требующая от человека с РАС инициативы, самостоятельной постановки задач, принятия быстрых решений, стрессоустойчивости. Также им не подходит работа, где много шума, людей и часто меняется обстановка.
Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни независимо от степени тяжести болезни, лучше всего подключить к работе поведенческого терапевта (специалиста по АБА-терапии). Он отлично знает специфику болезни, способы диагностики симптомов и оценки достижений, методы коррекции поведения и привития новых навыков. АБА-специалист даст вам рекомендации для самостоятельного домашнего обучения с учетом особенностей подростка.
Иногда у родителей, узнавших о страшном диагнозе, рушится идеализированный образ ребенка, о котором они так мечтали. Действительно, воспитывать детей с РАС — это очень тяжелая работа, но вы не сможете скрыть слезы счастья, когда личность вашего ребенка начнет раскрываться. В юношестве у него формируется характер, совершенствуются социально-бытовые навыки и умение взаимодействовать с другими людьми. Постепенно у вас появляется больше времени для себя, обстановка в семье становится более благоприятной.
Отношение к подросткам с аутизмом
В процессе длительного и упорного обучения аутята начинают понимать, какое поведение от них ожидается, они учатся подстраиваться под различные жизненные ситуации, выражать свои желания и эмоции. К сожалению, эти старания часто остаются недооцененными со стороны общества. Люди могут быть очень жестокими в отношении аутистов, пользоваться их наивностью ради собственной выгоды. Те, кто понимают, что аутизм не является приговором, а требует специальной поведенческой коррекции, могут заводить и поддерживать с ними дружеские отношения.
Известно, что наибольшие трудности подростки, страдающие от аутизма, испытывают при установлении контактов со сверстниками. Они проявляют к одноклассникам интерес, но недостаток коммуникативных навыков не позволяет им добиться желаемого расположения и понимания. Чаще всего этому препятствуют:
- стереотипность речевых высказываний;
- навязчивое обсуждение одной и той же темы;
- неточное понимание самого акта общения;
- неумение слушать других;
- непонимание эмоциональности высказываний;
- невольная бестактность;
- нежелание подростков принимать в компанию особенного ребенка.
Тем не менее, успешные коллективные отношения для детей с РАС возможны. Бывают случаи, когда интересы ребят совпадают с теми увлечениями аутиста, которые являются для него сокровенными (например, точные науки — математика, физика, химия). В этом случае он может занять почетное место в кругу единомышленников, завоевать их уважение за счет исключительных академических знаний касательно своего увлечения.
“Чтобы помочь аутисту стать частью общества, нужно как можно раньше распознать болезнь и начать комплексное лечение аутизма у подростков. Дети с РАС могут научиться выражать свои эмоции, заводить друзей и корректно вести себя в обществе”.
Возможно и неблагоприятное развитие событий, поскольку для нейротипичных детей подростковый возраст также является переломным в жизни. Ради одобрения и дружеских отношений аутисты с легкостью принимают любые предложения. Недоброжелательно настроенные подростки могут активно пользоваться такой открытостью и наивностью ради асоциальных целей, например, провоцировать на социально недопустимые поступки, бранную речь, монологи, которые трудно остановить, аффективные срывы. Аутисту нужно объяснять недопустимость таких ситуаций и учить выходить из конфликтов.
Источник