Как вылечить безнадежно больного

Как вылечить безнадежно больного thumbnail

С 25 июня 2013 года в России вводятся новые ограничения по продаже сильнодействующих обезболивающих, снотворных и эндокринологических препаратов

Считается, что изменения в правилах приведут к уменьшению числа наркоманов и затруднению доступа к «опасным» препаратам. А на деле ограничения в первую очередь коснутся тяжелобольных и умирающих, которым станет ещё труднее получить необходимое обезболивание.

Преддверие ада

Когда близкий человек подходит к грани, отделяющей мир живых от небытия, это всегда страшно – немногим достается «мирная и непостыдная» кончина, смерть без мучений. Но при некоторых заболеваниях страдания неизбежны, а уход за больным сопряжен с огромными трудностями, неприятными и отвратительными моментами. И, к сожалению, государственная медицина зачастую не торопится прийти на помощь, оставляя пациента и его близких наедине с бедой.

В нашей стране (как и в большинстве стран мира до конца 70-х годов) врачи придерживаются концепции Гиппократа – лечить тех недужных, которые имеют шанс выздороветь, оставляя безнадежных на волю Бога. По протоколу Минздравсоцразвития, «противопоказаниями для госпитализации в отделения интенсивной терапии и палаты интенсивной терапии являются все инкурабельные (неизлечимые) состояния, бесперспективные для клинической ремиссии».

Больных с терминальными стадиями заболеваний выписывают домой, чтобы не портить статистику и не занимать драгоценное койкоместо. И семья оказывается буквально в аду – близкому человеку для поддержания жизни необходим профессиональный медицинский уход, приходится следить за катетерами, трахео- или колостомами (искусственными отверстиями для дыхания и отвода кала), обрабатывать распадающиеся опухоли и послеоперационные швы, терпеть капризы больного, слушать его стоны и крики. Самые мужественные родственники порой впадают в отчаяние, не в силах помочь.

Теоретически терминальному больному положены консультации районного онколога на дому и медицинская помощь, практически – «Скорые» неохотно ездят на подобные вызовы, а перегруженные районные специалисты посещают подопечных реже, чем следует. Теоретически онкологическому больному полагается полноценное обезболивание. Практически – сперва надо посетить районную поликлинику, встать на учет, получить рецепты.

Врач может выписать наркотическое обезболивающее максимум на 5 дней, вне зависимости от выходных, праздников и состояния пациента. СМИ и Интернет-блоги регулярно публикуют трагические истории больных, которым не удалось получить обезболивание, и их родственников, обивающих пороги клиник в тщетной надежде на помощь. Самое страшное, когда страдают дети.

Есть и психологический аспект проблемы. Мало кто готов к смерти – неважно, своей или близкого. В нашей стране не принято говорить человеку «у тебя рак», «ты умираешь». Сам больной может до последнего не догадываться о тяжести состояния, и родственникам приходится скрывать жестокую тайну. Нередко люди «прячут голову в песок», отказываясь верить, что их сын, сестра или мама при смерти. И поэтому теряются – где взять сиделку, лекарства, деньги, как ухаживать за больным?

Обеспечить пациенту достойную жизнь, даже если она продлится несколько месяцев или дней – задача нелегкая, но решаемая. Главное не опускать руки и не тратить зря ни минуты оставшегося времени. Да, в онкологии случаются чудеса, спонтанные ремиссии, порой «приговоренные» больные живут годами и десятилетиями. Но с момента постановки диагноза нужно готовиться к любым вариантам хода болезни.

Приют паломников

Что такое «хоспис» в России понимают отнюдь не все. В массовом сознании существует картинка: в хоспис везут умирать. Считается, что отдать туда близкого человека – всё равно, что отправить мать в дом престарелых… Предрассудки мешают сотням и тысячам больных получить необходимую помощь.

На самом деле в хосписах люди живут. Рисуют, фотографируют, слушают музыку, занимаются психотерапией, общаются с близкими, даже пишут книги и заканчивают научные труды. Одна из заповедей хосписа гласит: если человека нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать.

В медицинские задачи хосписа входит прежде всего облегчение состояния пациента. Многолетний опыт паллиативной помощи позволяет врачам справиться с хроническим болевым симптомом, подобрать анальгетики таким образом, чтобы воздействовать на конкретный вид боли. Специалисты хосписа знают, как избежать пролежней и трофических язв, как накормить больного, неспособного глотать из-за сужения пищевода, как уменьшить тошноту, обработать раны и язвы.

Облегчение телесных страданий помогает уменьшить страх смерти – зачастую больные пугаются не столько смерти, сколько голода, удушья и боли. Улучшение состояния позволяет общаться с родными, получать радость от каждого прожитого дня. В детских хосписах для маленьких больных устраивают праздники, фонды стараются исполнить их заветные желания – покататься на яхте или лошади, побывать на настоящем балу, поесть блинов с президентом, как Дима Рогачев, в честь которого назван новый центр по борьбе с детской онкологией.

Читайте также:  Как вылечить лишай у ребенка 10 месяцев

Помимо стационара, у большинства хосписов есть выездные службы, помогающие больным на дому. Достаточно связаться с ними, чтобы получить консультацию – как ухаживать, куда обращаться, что делать. По необходимости врачи приедут на дом и окажут необходимую помощь. И, что немаловажно, их услуги полностью бесплатны – это один из принципов организации.

Хосписы есть во многих городах России – от Москвы и Санкт-Петербурга до Казани, Тюмени и Омска. На сайте фонда помощи хосписам «Вера» можно найти полный список адресов с комментариями. Для постановки на учет и госпитализации необходимо направление онколога и выписка из истории болезни с указанием стадии заболевания.

Кончина в своей постели

Не всем больным удается получить место в отделении паллиативной медицины и не все этого хотят. Что нужно сделать, чтобы помочь близкому человеку спокойно умереть в своей постели? Пока он ещё в больнице, мобилизуйте все ресурсы и связи, обратитесь ко всем родственникам и друзьям. Объясните, что вам необходимы автотранспорт или деньги на такси, чтобы успеть за всеми справками и отвезти больного на все консультации, средства на лекарства и медицинскую помощь, свободные руки – сходить за едой, помочь с уборкой, посидеть с больным, пока вы носитесь по кабинетам. Обсудите с лечащим врачом все методики альтернативного обезболивания – есть препараты и схемы лечения, позволяющие до последних дней жизни обходиться без наркотиков. Расспросите про осложнения и особенности ухода, подыщите медсестру на первое время. Заранее узнайте все адреса и телефоны – от районного онколога, хосписа и Минздрава до «тематических» благотворительных фондов, и, как ни прискорбно, похоронного бюро – потом решать эти вопросы будет намного тяжелее.

Оборудуйте больному светлое уютное помещение. Уважайте его личное пространство, стыдливость, чувствительность. Пока позволяют силы, дайте ему быть независимым хотя бы в бытовых мелочах – переодевании, умывании, еде, посещении туалета. Не настаивайте, если он отказывается есть и пить, не сердитесь, если он агрессивен. По мнению психолога Элизабет Кюблер-Росс, люди проходят пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, осмысление, депрессия, принятие. Только на пятой наступает примирение с собой и окружающим миром.

Постарайтесь больше общаться с больным, слушать его, выполнять мелкие прихоти, радовать и удивлять. Сиделки в госпиталях знают – руки родных людей унимают страдания лучше лекарств. Обсудите с больным, хочет ли он побеседовать со священнослужителем, облегчить душу. Если состояние и погода позволяют, хотя бы изредка вывозите его на природу, в лес, на луг, к водоему. Помните, что умирающий очень слаб, ему трудно долго общаться, разговаривать, даже думать. Несколько коротких разговоров лучше долгого визита. Просто будьте рядом, как советуют специалисты из хосписов.

Проконсультируйтесь с лечащим врачом, как облегчить состояние перед смертью – чем больше вы будете знать и понимать, тем легче пережить эти страшные минуты. Лучше отказаться от реанимации и интенсивной терапии – это не отсрочит неизбежное, но доставит больному дополнительные страдания. Для констатации смерти на дому нужно вызвать участкового врача (днем) или «Скорую» (ночью) и участкового милиционера.

Источник

Не каждому зачатому суждено увидеть жизнь. Не каждый родившийся будет счастлив. Не всем дано продолжить свой род на земле. Но все мы когда-либо будем мертвы. Возможно, вследствие грозных, считающихся неизлечимыми болезней…

Быть безнадежно больным — значит вовлекать своих близких и лечащий медперсонал в плен магических представлений. Ибо СПИД, рак и другие заболевания с неблагоприятным прогнозом склонны восприниматься как карающий механизм, орудие злого рока и вследствие этих предрассудков могут вести к изоляции заболевших и формальному обращению с ними вместо той поддержки, которую мы в силах обеспечить.

В центре этого сталкиваются два страха — страх больного перед неизлечимостью и смертью и страх его окружения перед собственной беспомощностью и тоже — смертностью. Сами родные и медперсонал нуждаются в психологической поддержке и разъяснении при сопровождении человека из времени в вечность. Не случайно, например, во многих хосписах с ними регулярно проводится групповая психотерапия.

Иногда также возникает впечатление, что слишком многие абстрактно занимаются умирающим пациентом до такой степени, что он чувствует себя одиноким и беззащитным перед «звериным лицом медицины». Разговор намеками и шепотом, при полузакрытых дверях, ни с чем не перепутываемое выражение лиц («правдивая ложь») вселяют в больного по меньшей мере неуверенность. Вооруженные тонометрами, шприцами и лекарствами, эмоционально закрытые, медики излучают прямо-таки техническое превосходство сродни лакированным иномаркам или новым моделям оружия. Однако при этом забывается естественное, «безоружное» общение с человеком, который готовится открыть для себя незнакомые нам аспекты бытия и в чем-то сродни новорожденному.

Читайте также:  Как вылечить ребенку головную боль

Поэтому и медикам, и близким лучше контролировать собственную «трезвую деловитость» и уметь при необходимости оставить ее. Да, здесь нас никоим образом не приласкает ожидание скорого успеха. Да, отождествление себя с обреченным человеком травматично. Облегчение в этом приносит смирение, снятие притязаний, «простое» сопровождение ближнего своего из времени в вечность. Именно немногословное со-переживание, помощь и участие даже в мелочах, готовность быть рядом до конца чувствуются умирающим как самое ценное на свете.

Быть правдивым необходимо в двух отношениях. Во-первых, сокрытие правды уже означает капитуляцию, признание собственного бессилия. Во-вторых, иначе нам никак не добиться сотрудничества с пациентом при доступных методах лечения и поддержки. Одновременно с постепенным открытием правды целесообразно давать надежду, что мы не оставим человека одного перед прыжком в неизвестность, как бы тяжело нам не было. Это может быть:

Акцентирование любых положительных клинических данных и наше признание о невозможности предсказывать будущее. При фатальнейших случаях известны самые невероятные и необъяснимые улучшения, и пациент должен быть осведомлен об этом.
Всяческое подчеркивание собственной личной ценности заболевшего, уважение к тому, что для него привычно и мило. Известен опыт, когда пациентам разрешают брать любимых домашних животных и комнатные растения, предметы домашнего обихода, оказывают помощь в отправлении необходимых религиозных обрядов, подбирают любимые книги, фильмы и музыкальные произведения.
Создание терапевтического микроклимата, основанного на психологической безопасности и красоте взаимоотношений и окружающей обстановки. «Лечение средой» имеет свойство формировать и поддерживать в больном волю к жизни и обычное человеческое достоинство перед лицом неминуемой угрозы. Кроме того, в данных условиях человеку перед лицом смерти проще с помощью других «выдернуть» из души занозы боли и обиды.
Собственно психотерапевтические мероприятия, которые целесообразнее проводить в групповом варианте. Наиболее приемлемыми представляются обучение психической саморегуляции (например, аутотренинг), когнитивно-поведенческая (аппелирующая к здравому смыслу) и гештальт-терапия (акцентируется на отношениях человека и окружающей его реальности), разнообразные модификации арт- и эстетотерапии (с помощью музыкальных произведений, изобразительного искусства, книг и фильмов).
Активация проявлений «иной» (иррациональной) реальности с помощью служителей культа, литературы, групповых дискуссий. Конечная цель этого — снять привычное противопоставление жизни и смерти, которая сама по себе есть один из этапов развития (именно развития !) любого человека. Один из простых и изящных приемов — создание «истории» отделения, где лечится больной, например, в виде фотоальбома. В него пациенты вклеивают собственные фотографии, рассказывают что-то о себе, записывают пожелания другим…

Специалисты описывают пять типичных фаз соотношения умирающего и неизбежной смерти:
1. Отказ принять свою болезнь и конец.
2. Гнев, агрессия, отвергание ситуации.
3. Переговоры, просьбы к врачам, попытка «сделки со смертью».
4. Тоска, подавленность, депрессия.
5. Принятие ситуации, полная ответственность, мирный и достойный уход из жизни.

Для всего окружения очень важно понять, на какой именно стадии находится больной, и уважать именно эту потребность, не информируя более никого из остальных звеньев в общем сотрудничестве (иначе у родных есть риск быстрее переработать горе и оставить самого больного в изоляции). От этого зависит осторожно дозированная и направленная на пациента «правда сейчас». А иной, в общем-то, и не нужно. Проценты и средние величины пусть остаются профессионалам. Пусть они не служат их самозащите, хотя, с другой стороны, задача именно родственников — не сделать в треугольнике отношений «больной — медики — близкие» кого-либо «козлом отпущения», а закрепить трудовой союз. Самая высшая и вполне доступная цель при этом союзе — помочь сделать смерть личной задачей, а не «исходом заболевания». Известно, что невостребованные жизнью духовные богатства, проявляющиеся в последние, считанные дни жизни, иногда просто потрясают своей красотой и мудростью.

Несформированное представление о смерти обедняет жизнь, тогда как попытка осмыслить это закономерное явление дарит каждому возможность увидеть и ощутить мир заново, во всей его полноте и многообразии, оценить, а иногда и переоценить созданную систему ценностей.

Читайте также:  Как с помощью йоги вылечить позвоночника

Источник

«Еще обучаясь в университете, я удивлялась, как много всяких болезней, напастей и неприятностей случается с человеком. Помнится, тогда мне было странно, как при таком количестве проблем на одно человеческое существо мы умудряемся дожить до своих лет и даже родить здоровых детей.

Нам чертовски повезло. Всем нам — мне и вам, способным читать и осознавать написанное здесь. Но есть и другая категория граждан, причем, что естественно, довольно многочисленная. Это те самые, кому не повезло. Те самые, кто поймал жуткие недуги либо внутриутробно, либо сразу после рождения, либо в более позднем возрасте. Но и среди этих несчастных есть те, кому повезло больше и те, кому меньше. Есть те, кто в полной степени осознает свою неизлечимость либо неизлечимость своего родственника, страдает, проходит стадии умирания и горя (которых, напомню, пять по Кюблер-Росс), и, по итогу, более или менее мучительно умирает. Так вот: этим людям относительно повезло.

Я же поведу речь о тех, кому не повезло совсем, поскольку с ними приходится сталкиваться гораздо чаще. С экранов телевизоров, мониторов компьютеров, бигбордов, реклам в общественном транспорте на нас смотрят их печальные, полные мольбы глаза. Хотя, вероятно, это нам так хочется думать — про печаль и мольбу.

Разумеется, большинство из них — дети, и они слабо понимают, что с ними происходит. Зато это понимают взрослые, создавшие все эти плакаты и видеоряды. Думают, что понимают. «Маленькой Алевтиночке с нейробластомой 4 стадии с прорастанием везде срочно нужна операция в Израиле». » Поможем Демиду со злокачественной опухолью ствола мозга пройти курс лечения в Швейцарии». И тому подобное.

Мы все это видели.

Разные люди, разные семьи, схожие диагнозы, единственный исход. Все эти крики о помощи раньше вызывали горькую усмешку, а теперь — досаду и раздражение.

Родственники проходят те же стадии горя и умирания, что и сами умирающие. И то, что мы видим — третья из пяти.

Возможно, я прошла бы те же стадии, что и они. Продала бы квартиру, расставила ящички для сбора средств в крупных торговых центрах, писала бы слезливые посты про бешеные тысячи евро, за которые нас согласилась лечить единственная клиника на юге Германии, но… Так уж вышло, что я врач. И как врач, я прекрасно понимаю, что рак в запущенной стадии — приговор. И умирают от него везде: и в России, и в Штатах, и в Гваделупе. Не верите мне — обратитесь к официальной статистике. Не верите ей — смотрите сопливые околомедицинские сериалы западного производства. Там любят обсасывать эту тему. Рак на последних стадиях — это всегда смерть, более или менее мучительная. Это всегда боль. Это всегда страдания.

И мне искренне жаль тех, кто питает иллюзии, что в Израиле смерть перестанет быть смертью.

Терминальные стадии заболеваний это маркеры близкого завершения земного пути. И врачи во всех странах это понимают. Если умирающего согласились взять на лечение, то лишь потому, что горе и идущая с ним рядом надежда всегда были прекрасным бизнесом.

Посему лучшее, что вы можете сделать для умирающего ребенка — это дать ему умереть. Ослепленные почти несуществующим шансом, люди забывают, что их тяжело больной близкий человек умрет, а им придется жить дальше. Где жить, если жилье продано во имя Швейцарской Клиники? На что жить, если ближайшие пару десятков лет им придется работать на раздачу долгов? Об этом не думается, так же как и кажется кощунственным вопрос, желали бы любимые умирающие им такой участи.

Все, что вы можете — это быть рядом, пока они умирают. Все, на что вам стоит потратить деньги — это на адекватное обезболивание (а это не так дорого, как курс бесполезного лечения в Западной Клинике). Свозите умирающего ребенка к морю. Закажите для умирающей матери концерт ее любимой музыки. Исполните мечты, которые возможно исполнить. Позвольте умирающим видеть вас, пусть и несчастными, но не за гранью разорения. Дайте им понять, что они оставляют вас не в самой тяжелой ситуации.

И, ради всего святого, дайте им умереть. Это право так же неприкосновенно, как и право на жизнь…»

Источник