Как вылечить больное воображение

Как вылечить больное воображение thumbnail

Главная причина наших стрессов, проблем, неврозов – больное воображение.

Найди покой в себе, и всё остальное найдет тебя.

Вспомните. Как часто у вас в жизни происходит такая ситуация. В голову пришла какая — то негативная идея. Вы просто подумали, например, что ваша супруга, вас не любит, не заботится о вас, её не волнуют проблемы семьи.

И дальше больше, вы начинаете себя накручивать – она эгоистка! Она стерва! В голове возникают образы из прошлого, когда у вас возникали конфликты с супругой. И вот ваше воображение доводит вас уже до развода, вы
остаётесь один, в одиночестве, и вообще пора помирать и в гроб ложится.

Так действует на нас наше воображение. Все это пустые фантазии, наши выдумки; мы это придумали, этого нет в реальности.
Но вся фишка в том, что наш мозг принимает все эти фантазии за реальность!!!

Мозг не понимает разницу между реальным и воображаемым миром.
Химическая реакция в физическом теле одинаковая, как на реальные события, так и на воображаемые!

Это доказали ученые, которые исследовали мозг и провели множество опытов и исследований на живых реальных людях.
Поэтому, чтобы контролировать свою жизнь, нам надо, учиться управлять нашим воображаемым миром, миром образов, чувств, ощущений; постигать свой чувственный мир.

Рассеянный мир мечтателя – обитель дьявола.
Блуждающий ум — источник не чистых энергий.
Во внешнем мире очень много негативных энергий, мыслей. идей, образов, — которые оскверняют душу. Свинья грязь найдёт, куда бы не пошла.
Такой же наш ум. Он всегда вляпается в какую — либо ситуацию, потому, что им управляет гордыня, сознание тёмных.

Как контролировать больное воображение.

Над умом нужен контроль. Для этого помещаем голову, ум — в сердце.
Мы можем управлять вниманием. Там, где внимание — там энергия.
Поэтому перемещая внимание в центр сердца, мы помещаем туда и ум.
Ум привык мечтать, творить, воображать, — вести активный образ жизни.

Во время медитации, энергетических практик, такой рассеянный ум приносит в дом инфекцию, оскверняет практики. Без очищения ума, без возвращения ума в сердце, практики и медитации – бесполезны. Всё идёт из сердца.

Воображение – это источник всех химических реакций.
Ум – это мечтания, воображение, непостоянство, — это страхи!
Образы, идут из прошлого. В прошлом полно негативных образов.
Нам нужно добраться до этих образов прошлого.
Это и есть постижение ума.

Очищение ума.

Но как только погружаешь его в сердце, он начинает засыпать.
Тишина, покой, благодать, отсутствие проблем.
Система тьмы, с её проблемами, — отключается.
Ум возвращается домой. Ум успокаивается.
Сердце очищает ум.

Ум войдя в сердце, испытывает великую благодать.
Если ум рассеян, благодати нет.
У большинства людей ум рассеян, живёт во внешнем пространстве, в чужом мире. Зависим, подвержен страстям, порокам.

Ум очищенный от образов прошлого начинает сиять, становится чистым.
А если побывал в сердце, он начинает светится.

Как практиковать.

Закрыться одному на день, на два.
Сядь и посиди, поместив ум в сердце, придёт благодать, покой. Прочесть молитву, и когда придет благодать, изменится и пространство снаружи.

Не надо трогать внешний мир людей! Не трогай никого, и ничего.
Смотри в своё сердце, и там найдешь бога. Общайся больше с ним.
Если проблемы внешнего мира решать напрямую, сильно кармические узлы затягиваются.

Покаяние в сердце! Страсти затихают, приходит любовь, спокойствие,
молитва приносит свет и благодать. И ум сразу видит, что, и как делать. Все учителя находятся внутри сердца. Всё внутри!

Нет более священного места, чем наше тело. Тело наше – это величайшая святыня для подвигов, — это величайший храм божий. Чтобы мир с его проблемами не затянул, для нас спасение — уход в сердце.

Опыт уединения

Погружаюсь в сердце, и даю команду, найти образы, которые вызывают во мне страхи.
— Душа, покажи мои обиды, страхи, на кого я обижен.
И начинают приходить образы, какие – то ситуации темные из прошлого.
Особенно много приходит негативных образов, связанных с близкими людьми. Если долго живешь вместе с близкими, надо уйти в затвор.

Утомил человек. Надо отдалиться. Люди в возрасте часто жалуются. Ни с того, ни с сего поднимается давление. Давление приходит с тонкого плана.
Это внимание в уме, и там же в уме собирается лишняя энергия. Собираются негативные мысли, идеи, образы. образы.

В голове, у человека образуются спайки, боли, зажимы. Кровь плохо промывает мозги; энергия застаивается. Вот и повышается давление в сосудах. Надо эти спайки и спазмы убирать.

Особенно сильно воздействуют на человека, образы, связанные с предательством близких людей. Они открывают в сердце раны.
Это всё воздействие на наше сознание, внешних негативных энергий.

Бог так не делает, он дает любовь.
Кто достиг покоя в сердце, находит его везде.

Надо найти время, уединиться и провести 1-2 дня в медитации, в тишине.
Мир будет мешать вашей задумке, отвлекать, выстраивать препятствия.
Не обращайте внимания на его уловки, отложите все дела, встречи; забудьте о том, что у вас есть знакомые, проблемы, работа, семья. Отключите телефоны, телевидение, интернет. Отрубите все связи с внешним миром.
Останьтесь наедине с собой.

Что даёт погружение ума в сердце.

Ум хочет воображать, летать, мечтать; его надо успокоить.
Во время медитации, старайтесь осознать чувство, запретить уму мечтать, летать, воображать; ограничить уму общение с внешним миром, и он начнёт терять над вами контроль.

Прекратятся болезни. Болезни — это и есть чувства, образы и мысли больного воображения.
Проблемы не надо решать самому, они сами решатся,
если попросить об этом бога, ангелов, высший разум.
Не надо помогать близким.
Просто попросите бога помочь, только он может исцелить и поправить всё в жизни. Уберите свою гордыню, и обратитесь к Создателю, и тогда в жизнь придет покой, радость и благодать.

Практика.

Как успокоить ум и больное воображение с помощью МАС (Медитации Абсолютного Света)

Прослушать Аудио запись Урока «Как успокоить ум и больное воображение.»

1. Шаг 1 – «Замедляем дыхание».
Выдох делаем длинным, протяжным, глубоким.

Более длительный выдох успокаивает ум; процессы, текущие в головном мозге сразу — же замедляются. Замедленное дыхание успокаивает ум.

Читайте также:  Как быстро вылечить растертую пятку

Шаг Второй. Осознанный Вдох.

На вдохе, через верхние чакры,
— вдыхаем АС,
— подключаем внутреннюю улыбку.
— все потоки направляем в Сердечный Центр. Погружаем сознание в сердце.

Шаг 3. Очищаем ум.

Как происходит очищение ума.
Спрашиваем свою душу.
— Покажи мне, что тебя сейчас беспокоит, какие ситуации, какие люди, покажи, что тебя сейчас больше всего волнует.

И душа сразу же выдаст, негативную картинку, образ, который больше всего её беспокоит.

Шаг 4. Наполнение Светом.

Наполните пришедшие картинки, образы ситуации – АС!
Просто растворите всё в свете.

Превращая образы, наполненные негативом в свет; мы растворяем тьму, которая накопилась в нашем подсознании.
Видите как всё просто.

Не надо ничего усложнять.
Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы!
Вдыхайте АС и удаляйте негатив из жизни. Избавляйтесь от больного воображения!

Источник

Общее понятие о расстройствах воображения

Определение 1

Воображение является познавательным психическим процессом создания новых образов предметов или ситуаций с помощью преобразования имеющихся у человека в сознании представлений и информации.

Воображение является своеобразной формой отражения действительности, которая помогает человеку осуществлять мысленный выход за пределы воспринимаемой реальности и способствует, с одной стороны, предвосхищению будущего, а с другой «оживляет» то, что было ранее.

В определенных ситуациях воображение может выступать источником некоторых расстройств психики человека. Это происходит в ситуациях, когда человеку свойственно слишком живое воображение, чрезмерная мнительность и повышенная впечатлительность.

В своей кинической практике врачам нередко приходится сталкиваться с пациентами, у которых психопатологическая симптоматика может относиться к нарушениям как пассивного, так и активной формы воображения.

Однако здесь тоже следует отметить тот факт, что данные нарушения возникают у лиц, которые имеют особый психический склад, отличаются ярко выраженными чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с проявлениями наклонностей к выдумкам и фантазированию.

Патологические формы пассивного воображения

В клинических проявлениях психических заболеваний оценка имеющихся у пациента особенностей проявления пассивного воображения чаще всего требуется при ярко выраженных проявлениях различных видов снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания. Также клиническую картину могут дополнять возникающие нарушения сна в связи с содержанием и характером сновидений.

Рассмотрим их более подробно:

  1. Онейроид — состояние, характеризующееся сновидным, грезоподобным помрачением сознания, которое может возникать вследствие различных травм черепа, обострения острых инфекционных заболеваний, проявлений лихорадки, интоксикации организма и при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом типе расстройства у пациента активизируются процессы воображения и создаваемые им образы проявляются в виде фантастических видений, которые напоминают псевдогаллюцинации.
  2. Еще одним проявлением больного воображения у человека является ониризм, заболевание при котором пациент не различает границу между образами воображения, приходящими к нему во сне и реальной действительностью. При этом сновидения не воспринимаются с необходимой критической оценкой после пробуждения. Иногда яркие сновидения случаются у больного и в дневное время, стоит ему только закрыть глаза. Бывает так, что пациенту даже нет необходимости закрывать глаза – у него возникают грезы в виде снов наяву или сна с открытыми глазами.
  3. Еще одной разновидностью нарушений воображения являются галлюцинации воображения, являющиеся разновидностью психогенных галлюцинаций человека, основа которых заключается в аффективно значимых и длительно обдумываемых в воображении идеях и образах.
  4. Еще одной патологической формой пассивного воображения является бред воображения, являющийся одним из вариантов бредообразования, источником которого выступает склонность к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. При этом у человека совершенно не нарушено восприятие, и он полностью ориентируется в пространстве и осознает особенности собственной личности.
  5. Существует также форма расстройства, называющаяся сновидными эпилептическими приступами, выражающимися в сновидениях с преобладанием в них красного цвета и сопровождающиеся ночными эпилептическими припадками.

Патологические формы активного воображения.

Замечание 1

Основным признаком имеющихся у человека расстройств активного воображения является нарушение критичности мышления по отношению к продуктам воображения и их использованию и применению.

Чаще всего в практике лечения встречаются пациенты с феноменом патологии лживости или так называемой фантастической псевдологии.

Данное нарушение проявляется в том, что человек искренне верит в созданные в воображении им самим фантазмы или, как и еще называют фантастические идеи и образы. На современном этапе развития психотерапии фантазмы рассматриваются в двух вариантах:

  1. Психотические фантазмы, для которых характерен факт того, что пациент воображаемое им более устойчиво воспринимает как истину и развивает из воображаемых образов и явлений целые сюжетные псевдологии и бредоподобные фантазии. Такой тип расстройства более характерен для органических заболеваний мозга человека, сопровождающихся тяжелыми нарушениями памяти, а также при таких заболеваниях как эпилепсия и шизофрения.
  2. Неписхотические фантазмы, при проявлении которых псевдологии, созданные пациентом, являются сочетанием двух видов фантазирования:

    • для себя, выражающегося бегством в мир мечтаний из мира реальной действительности;
    • для других, с целью создания образа повышенной собственной привлекательности в глазах других людей.

Чаще всего непсихотические фантазмы проявляются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией».

Замечание 2

При этом нарушении человек прекрасно осознает, что он лжет, но эта патологическая ложь имеет отличие от обычной в том, что чаще всего не носит определенной цели или совершенно бесполезна, но больной не в состоянии противостоять своей потребности лгать.

Пациенты, страдающие псевдологиями, в отличие от больных страдающих истерическими психопатиями, более активны в поведении и стремлении к воплощению в жизнь фантастических идей и образов. Именно в связи с этим чаще всего такие пациенты вступают в конфликт с законом, так как лживость заслоняет у них проявления всех остальных личностных черт.

Имеющуюся у человека патологическую наклонность к вымыслам и лжи психотерапевты и психиатры рассматривают как проявления частичного инфантилизма личности и характеризуют их как неустойчивую личность, которой не хватает зрелости воли и суждений.

Источник

Психическая основа трудного больного. Больное воображение пациентов

Но и среди приверженцев психодинамического субстрата этих странных расстройств, их психоневротической интерпретации находится множество выдающихся врачей. Фрейд, с его представлением, касающимся генеза психоневрозов, был одним из первых, попытавшихся научно обосновать эту ориентацию. Александер, Альварез, Делан и др. находятся сейчас во главе течения психогенетической интерпретации указанных страданий. Подчеркивая психосоматическое единство индивида, психосоматическая школа сделала шаг вперед в направлении этой интерпретации, показав, что действительные, внутренние, функционального и даже органического порядка страдания, могут возникнуть от психики больного и не только от больной, патологической психики (из-за болезни, вошедшей в область психиатрии), но и от нормальной психики, истерзанной житейскими невзгодами, волнениями, беспокойством, истощением энергии (т.е. только психофизиологическими, психодинамическими явлениями, психологически обследемые путем изучения умственной, общественной, моральной жизни соответствующего индивида).

Русская школа, с помощью Павлова и Быкова, дав физиологическую основу (т.е. материальный субстрат) процессам психической динамики, доказывая затем возможную роль коры головного мозга в детерминизме некоторых функциональных и даже органических расстройств в области внутренностей, прожила мост между этими двумя крайними течениями. Чтобы, наконец, прогресс биохимии, о котором Мы говорили укрепил бы это течение объединения и доставил бы ему новые основы, доказательством того, что в основе многих психических расстройств, как и многих висцеральных расстройств, кажущихся неорганическими, следовательно материально, объективно не обоснованных, несколько загадочных, могут находиться клеточные или гуморальные, мелкие энзиматические и химические расстройства, придающие им, таким образом, материальный субстрат, свойство органических.

Биохимическая концепция психических расстройств в настоящее время находит все больше и больше сторонников. И у нас в стране предприняты исследования в этом направлении (Крайндлер, Пархон, Штефэнеску с их школами).

трудный больной

В действительности, все вышеперечисленные модальности генезиса возможны. Глубокое обследование этих больных, по-своему несчастных, используя, главным образом, современные средства исследования, показывает, что их страдания могут обусловиться как невро-психогенно, так и соматогенно и, что часто они вызываются комплексными механизмами. Так что эти трудные больные образуют комплексную и негомогенную группу, крайне разнообразную по содержанию с множественным субстратом, а не гомогенную специальную сущность, с определенным, одинаковым детерминизмом.

Некоторые из этих больных, действительно душевнобольные, психопаты. Их страдания заложены в их расстроенной психике; и психогенеративные механизмы могут быть разными.

Больное воображение часто является определяющим условием их страдания. Действительно, воображение, именно оно само, может обусловить множество самых странных ощущений; может быть источником множества различных страданий. Воображение может породить тяжелые и угнетающие страдания соматического типа, так же как может породить мысли вызывающие душевные волнения. Это настолько известно, что не нуждается в доказательстве. Впрочем, роль воображения в детерминизме некоторых страданий такого рода, кажущихся органически необоснованными, была замечена еще с давних времен, как несведующими, так и учеными.

У Монтеня есть несколько чудесных страниц, касающихся этой темы, а Мольер, высмеивавший медицину своего времени, направил свою иронию на этот род страданий. Ему принадлежит, как известно, понятие „воображаемый больной», и его произведение, в котором центральной фигурой является этот часто встречающийся тип, сделало его известным во всем мире. Что касается народа, он тоже этим больным воображения накладывает тот же ярлык. Народ награждает их еще и эпитетами как: „свихнувшийся», „сумасброд», „ипохондрик», смотрит на них иногда с пренебрежением, иногда с сожалением и придумал на их счет массу всяких шуток. А страдание, само по себе, объясняет кратким, прострым физиопатическим процессом; „вошло ему в голову». Переняв у народа это объяснение, Караджале перенес ее весьма пластично в пьеску «Сударь Леонид перед реакцией»:… «вошел в идею? зазнался —готово, ну! А после того, от зазнайства впадешь в ипохондрию».

— Также рекомендуем «Страдания трудных больных. Органические причины страдания больного»

Оглавление темы «Проблема трудного больного в медицине»:

1. Заболевание. Взгляд больного на болезнь

2. Субъективное ощущение болезни. Оценка своего состояния больным

3. Професиональный больной. Трудный больной

4. Отношение к молодым врачам. Молодой врач и трудный пациент

5. Влияние одного больного на репутацию врача. Карьера молодого врача

6. Мнимострадающий и ложный больной. История изучения истерии у больных

7. Интерпретация страданий трудных больных. Диагноз мнимого больного

8. Психическая основа трудного больного. Больное воображение пациентов

9. Страдания трудных больных. Органические причины страдания больного

10. Странные страдания больных. Сенестопатии и сенестезии у пациентов

Источник

Воображение
— познавательный психический про­цесс
создания нового образа (представления)
предмета или ситуа­ции путем перестройки
(преобразования) имеющихся у человека
представлений. Воображение как
своеобразная форма отражения
действитель­ности осуществляет
мысленный отход за пределы непосредственно
воспринимаемого, способствует
предвосхищению будущего, «оживляет»
то, что было ранее.

Некоторые
расстройства психики своим возникновением
иногда обязаны чрезмерной мнительности,
впечатлительности и живому воображению
больного. Часто непосредственным поводом
для та­кого заболевания является
неправильно понятое слово врача. Паци­ент
здесь воображает, что он заболел опасной
болезнью и у него даже «появляются»
соответствующие симптомы. Такие болезни,
ко­торые возникают под влиянием
неосторожного слова врача, приня­то
называтьятрогенными
заболеваниями.

Сила ятрогенных воздей­ствий врача
возрастает при авторитарном, директивном
стиле его отношений с больным.

Ятрогении
(от лат. iatros—«врач»)
(Вцтке О., 1925)—общее назва­ние,
обозначающее психогенные расстройства
у больного вслед­ствие неосторожных,
ранящих больного слов врача (собственно
ятрогения) или его действий (ятропатия),
медицинской сестры (соророгения, от
лат. soror
— сестра), других медицинских работни­ков.
Пагубные самовлияния, связанные с
предубеждениями по отно­шению к врачу,
страхи перед медицинским обследованием,
могут так­же привести к подобным
расстройствам — эгогения (Лакосина
Н.Д., Ушаков Г.К., 1976). Ухудшения в состоянии
больного под влиянием нежелательных
воздействий других больных (сомнения
в правильности диагноза, лечения и т.п.)
обозначают термином эгротогения (от
aegrotus—больной,
Либих С.С., 1975). Еще в 193 7 г. отечественным
психологом и психотерапевтом К.К.
Платоновым описывались дидактогении
— психогенные расстройства у учащихся,
связанные с неосторожными высказываниями
учителя.

Патологические
формы воображения и их оценка

В
клинической практике врачу нередко
приходится встречаться с больными, у
которых психопатологическая симптоматика
может от­носиться как к нарушениям
пассивного, так и активного воображе­ния.
Однако замечено, что все эти нарушения
чаще встречаются у лиц с особым психическим
складом, отличающихся чертами инфан­тилизма
и признаками чрезмерной возбудимости
воображения с наклонностью к выдумкам
и фантазированию. Еще в 1905 году эти
личностные особенности описывались
французским психиатром Эрнестом Дюпре
(1862-1921) как «мифоманическая
конституция».

Патологические
формы пассивного воображения.

В психиатри­ческой и общесоматической
клинике оценка особенностей пассив­ного
воображения чаще всего требуется у
больных при различных видах снижения
уровня бодрствования и состояний
помрачения со­знания, а также при
нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид
сновидное,
грезоподобное помрачение сознания,
наблюдающееся в результате травм черепа,
острых инфекционных заболеваний с
лихорадкой, интоксикацией или при
некоторых разно­видностях острой
шизофрении. При этом у больного резко
активизи­руются процессы воображения,
причем создаваемые им образы
«визуализируются» в виде
калейдоскопических фантастических
ви­дений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм
больной
перестает ощущать различия образов
вооб­ражения в сновидениях с реальностью.
При этом увиденное во сне может не
восприниматься с должной критической
оценкой утром. Иногда при этом и днем у
больного возникают яркие сновидные
образы, стоит только ему закрыть глаза.
Иногда такие видения быва­ют и при
открытых глазах — грезы по типу сна
наяву или сна с откры­тыми глазами. У
психически здоровых лиц последнее может
отме­чаться при ослаблении деятельности
сознания — в полудремотном состоянии
или в состоянии аффекта.

Галлюцинации
воображения

(Dupre
Е.,) — разновидность психо­генных
галлюцинаций, фабула которых вытекает
из аффективно значи­мых и длительно
вынашиваемых в воображении идей. Особенно
легко возникает у детей с болезненно
обостренным воображением.

Бред
воображения

(Dupre Е., Logre
J.B.,
1914) — является вариантом бредообразования,
который вытекает из склонности к
фантазированию у лиц с мифоманической
конституцией. Возникает остро — по
«ин­туиции, вдохновению и озарению».
Восприятие не нарушено, больной полностью
ориентирован относительно места и
собственной личности.

Сновидные
эпилептические приступы

(Ducoste,
1889) — сновидения с преобладанием красного
цвета, сопровождающие или заменяющие
(экви­валенты) ночной эпилептический
припадок. Они всегда стереотипны — с
видением угрожающих образов в виде
чудовищ, химер и частей собствен­ного
тела. В дневное время такие сноподобные
состояния (Jackson
J.H.,1870)
могут быть предвестниками (аурой)
припадка при ви­сочной эпилепсии,
однако при этом все же преобладают
явления дереализации, феномены «уже
виденного» и «никогда не виденного»,
«насильствен­ные» (не подавляемые
усилием воли) фантастические представления.

Патологические
формы активного воображения.

Главным при­знаком расстройств
активного воображения является нарушение
критичности к его продуктам и (или) их
применению. Чаще всего в клинической
практике врачу приходится сталкиваться
с феноменом патологической лживости у
ряда больных — фантастической
псевдологии.

Она выражается в том, что чело­век
начинает искренне верить в созданные
им самим фантазмы (фантастические идеи
и образы). Этот феномен описан еще в 1891
году А. Дельбрюком как «ложь без нужды
с убежденностью в правдивости высказываемой
лжи». В современном понимании
псевдология рассматривается в двух
основных вариантах.

1.
Фантазмы
психотические,

где воображаемое субъективно бо­лее
устойчиво принимается за истину
(например, как при конфабуляциях),
и оно может переходить в целые сюжетные
псевдологии и даже бредоподобные
фантазии. Такие расстройства более
характер­ны для различных органических
заболеваний мозга с грубыми нару­шениями
памяти (прогрессивного паралича, сифилиса
мозга, травм), а также эпилепсии и
шизофрении.

2.
Фантазмы
непсихотические,

где псевдология является сочета­нием
двух видов фантазирования: «для себя»
(«бегство» в мир мечты от
действительности) и «для других»
(повышение собственной при­влекательности),
т.е. обладает как свойствами механизмов
психоло­гической защиты, так и
свойствами «манипуляционных механизмов»
другими людьми (Якубик А., 1982).

Непсихотические
фантазмы как разновидность псевдологии
осо­бенно часто встречаются у лиц с
истерическими психопатическими
наклонностями и «мифоманической
конституцией». При этом такой человек,
как и всякий лгун, знает, что он лжет.
Однако эта ложь патоло­гическая —
она отличается от обычной тем, что чаще
всего бывает явно нецелесообразной, и
больной понимает всю ее бесполезность,
но противостоять своей потребности
лгать не может. Псевдологи, в отличие
от обычных истерических психопатических
личностей, более активны и в стремлениях
воплотить в жизнь свои фантастические
по­строения, поэтому они чаще вступают
в конфликт с законом. Лжи­вость при
этом заслоняет у них все остальные
личностные черты.

Патологическую
наклонность к вымыслам и лжи с детского
воз­раста психиатры обычно рассматривают
как проявление частичного инфантилизма.
Таким личностям не хватает устойчивости,
зрелости воли и суждений. Привязанности
их неглубоки, так как любят они только
себя. Им чуждо чувство ответственности
и долга. Параллель­но с созреванием
личности эти психопатические проявления
посте­пенно стихают. К возрасту 40 лет
такие явления наблюдаются редко.

При
оценке «патологичности» псевдологии
у детей и подростков (детская
лживость)

следует учитывать возрастные особенности
ста­новления воображения. Ребенок
получает возможность полностью от­делить
свои мечты, детские фантазии от реальности
только к подростко­вому возрасту.
Если период активного детского воображения
(4-7 лет) по каким-либо причинам затягивается,
то детская лживость постепенно может
приобрести социально значимый и даже
патологический харак­тер, особенно
в тех случаях, когда она становится
постоянным орудием жизненной удачи.
Это постепенно становится фактором
деформации личности, патологического
личностного развития.

У здоровых детей
фантазии отличаются подвижностью и
связаны так или иначе с реальностью.
Патологические фантазии чаще всего
дос­таточно стойкие, оторванные от
реальности, причудливые по содержа­нию
и сопровождаются поведенческими
нарушениями.

В
дошкольном возрасте (чаще в возрасте
3-5 лет) у родителей детей иногда возникают
тревоги по поводу затянувшегосяигрового
перевоплощения ребенка

в образ какого-либо персонажа сказки
или даже в неодушевленный предмет. Такие
случаи требуют консульта­ции
специалиста, так как они могут быть
проявлением элементарных форм
деперсонализации и нередко на смену им
приходят иные психи­ческие нарушения
(типа симптома психического автоматизма
при ши­зофрении).

В
других случаях в играх ребенка начинают
доминироватьманипу­ляции,
с предметами неигрового назначения

чашки,
веревочки, бутылочки. Попытки родителей
отвлечь ребенка от игр с таким «люби­мым»
предметом безуспешны, здесь уже в
фантазировании ребенка ус­матриваются
или элементы сверхценности и (или)
измененности сферы влечений.

Настораживающими
в плане возможности психического
расстрой­ства у ребенка являются
случаи стойкого
фантазирования садисти­ческого
содержания

и патологические
фантазии типа самоогово­ров.

Последний тип фантазирования чаще
встречается в подростковом возрасте —
у мальчиков это обычно «признания»
в каких-либо ограбле­ниях или участии
в шпионской деятельности, а для девочек
типичны самооговоры сексуального
содержания.

Контрольные
вопросы:

  1. Какие расстройства
    наблюдаются вследствие чрезмерной
    мнительности больного?

  2. Назовите формы
    нарушений активного и пассивного
    воображения.

  3. Какие возрастные
    особенности ста­новления воображения
    следует учитывать при оценке псевдологии
    у детей и подростков?

Соседние файлы в папке Клиническая психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Читайте также:  Можно ли вылечить центральную дистрофию сетчатки и как