Как вылечить больного крестьянина
Герои: Лекарь, второстепенный — Торговец.
Трофеи: в зависимости от уровня завершения квеста.
В королевство хлынул поток беженцев, а с ними пришли и слухи о страшной болезни, поразившей крестьян. Под угрозой ужасной эпидемии Лекарь становится последней линией обороны и единственной надеждой на спасение перед лицом рока.
Пока слухи являются лишь слухами и не более, нужно запастись лекарствами и начать первые приготовления.
Торговец решает проверить товар и посетить лечебницу, расспросив по пути пару людей, чтобы узнать последние новости.
Тем временем Лекарь прибирается в лечебнице и подметает пол (чтобы герой подмел пол, необходимо щелкнуть на него и выбрать соответствующую команду).
Из последних новостей становится ясно, что в пригороде свирепствует зараза, а в лечебнице королевства ждёт большое количество заболевших.
Осматриваем троих пациентов и по жалобам узнаем, что зараза добралась и до самого королевства — нужно провести осмотр, чтобы подтвердить свои опасения (щелкаем на пациента и выбираем команду Лекарь — Осмотреть).
Пока торговец запрашивает припасы у Брата милосердия (помощника лекаря), нужно приготовить 2 порции сильного целебного бальзама и 2 порции сильной целебной мази.
Быстро сделать лекарства скорее всего не получится, т.к. ингредиенты у лекарств редкие, особенно *Ангельский куст.
Большую часть нужных трав найти просто, а вот нахождение Ангельского куста я вам подскажу:
1 — место за Таверной. Даже если вы её ещё не построили, примерное расположение можно увидеть на картинке.
2 — еще один куст есть в углу, где располагаются тренировочный лагерь и площадка для кингбола (см. картинку)
3 — по дороге к лесу (см. картинку)
Как только раздобудете травы, приступайте к приготовлению лекарств: щелкните на рабочий стол лекаря, выберите «Создать предмет» и нужное лекарство из списка (если строка не доступна, значит, чего-то не хватает для создания данного предмета).
Также Торговец попросит у Лекаря еще лекарственных средств, чтобы успокоить общественность, но есть дела куда важнее.
Советуемся с Братом милосердия и узнаем о новых пациентах, которых нужно осмотреть.
Осмотр дает неоднозначный результат — нужно попробовать дать одно из лекарств больному. Щелкаем на пациента, выбираем команду Лекарь — Назначить лечение и в окошке выбираем одно из двух.
Лекарство не дает положительного результата, обращаемся за помощью к Торговцу:
Пока Торговец ищет нового больного и отправляет его в лечебницу, Лекарю необходимо изучить новые симптомы (щелкните на Архив и выберите Исследовать симптомы).
Торговцу также нужно будет написать торговые письма соседям. Это можно сделать за письменным столом, например, в тронном зале, — а затем отправить письма по почте.
Придется подождать ответа от соседей. За это время Лекарю нужно осмотреть нового больного, а затем попробовать вылечить его с помощью кровопускания (щелкаем на операционный стол — Лечить больного персонажа и выбираем нашего пациента). Только помните, что для этой процедуры вам понадобятся пиявки, которых можно поймать в водоемах. Пиявки не помогут, поэтому нужно будет взять у больного кровь на анализ (щелкните на персонажа и выберите меню Лекарь — Провести кровопускание)
Далее садимся за письменный стол (можно там же, в тронном зале, для экономии времени), чтобы разработать медицинскую формулу нового препарата: щелчок на стол — Составить медицинскую формулу. После нужно будет создать 1 опытный образец противовирусного препарата. Прописываем препарат пациенту (щелчок на персонажа — Прописать опытный образец противовирусного препарата), но после него больной умрет, увы…
За это время уже может прийти первый ответ из Богатони — у них не было чумы, и они ничего об этом не знают. Поэтому торговец решает разузнать ситуацию в деревне и побеседовать с беженцами.
Торговец узнает у беженцев их мнение о том,откуда пришла болезнь, но все их догадки слишком невероятные, поэтому ждем ответа на второе письмо. А пока Торговец может помочь Лекарю найти и расспросить нового пациента, который рассказывает нам о пекаре — вот и новый подозреваемый! Расспрашиваем пекаря, а затем уговариваем сходить к лекарю (либо через подкуп, либо через уговоры — второе выгоднее и не потребует траты денег героя).
Приходят нерадостные вести из Мастерландии, где была чума — причиной стала пшеница.
Торговцу нужно добыть 10 мешков пшеницы, чтобы обменять их в Мастерляндии на зараженное зерно. Купить зерно можно в Деревенской лавке, а затем на корабле отправиться в Мастерландию (щелкнуть на корабль и выбрать команду «Плыть за зерном»).
Тем временем с пекаря снимаются все подозрения (нужно будет провести кровопускание, т.е. взять на анализ кровь пациента, как мы делали это ранее). А Торговец уже раздобыл зараженное зерно. Он может отдать его Лекарю и отправиться сжигать остатки зараженного зерна в Деревне.
За это время Лекарь может успеть приготовить 2 порции сильного противовирусного лекарства и прописать его больному
Новое лекарство даст положительный результат! Останется лишь очистить колодец полученным лекарством: щелкаем на колодец и выбираем «Дать противоядие«, а затем выбираем лекарство.
И вот — источник болезни очищен огнем, а эпидемия покинула королевство!
Поздравляю, Вы спасли свое королевство от чумы!
Источник
В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.
Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники
Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов
О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.
Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.
В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.
Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне
Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея
Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.
Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.
Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга — эти болезни появлялись от недостатка витаминов.
В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.
Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке
В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.
Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.
Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.
Как Сатана и Бог болезни выпускали
Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.
В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.
В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.
По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.
Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.
Добрая аптека убавит века
Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей
В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.
Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.
Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.
Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.
Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.
Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.
Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.
Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.
Источник
Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà: 10 ìó÷èòåëüíûõ ñïîñîáîâ èñöåëåíèÿ
Ñóááîòà, 28 ìàðòà 2009, 19:06, Ratso
Ñòàòüÿ Äåâèäà Ìîðòîíà. Âíèìàíèå: íå äëÿ ñëàáîíåðâíûõ
1. Õèðóðãèÿ: íåãèãèåíè÷íî, ãðóáî è óæàñíî áîëåçíåííî
Óðîê àíàòîìèè
Íå ñåêðåò, ÷òî â Ñðåäíèå âåêà ëåêàðè èìåëè î÷åíü ñêóäíîå ïðåäñòàâëåíèå îá àíàòîìèè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, è áîëüíûì ïðèõîäèëîñü òåðïåòü óæàñíóþ áîëü. Âåäü îá îáåçáîëèâàþùèõ è àíòèñåïòè÷åñêèõ ñðåäñòâàõ çíàëè ìàëî. Ñëîâîì, íå ëó÷øåå âðåìÿ, ÷òîáû ñòàòü ïàöèåíòîì, íî… åñëè Âû öåíèòå ñâîþ æèçíü, âûáîð áûë íå âåëèê…
×òîáû îáëåã÷èòü áîëü, Âàì ïðèøëîñü áû ñäåëàòü ñåáå ÷òî-íèáóäü åùå áîëåå áîëåçíåííîå è, åñëè Âàì ïîâåçåò, Âàì ñòàíåò ëó÷øå. Õèðóðãàìè â ðàííåå Ñðåäíåâåêîâüå áûëè ìîíàõè, âåäü ó íèõ áûë äîñòóï ê ëó÷øåé íà òî âðåìÿ ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðå ÷àùå âñåãî íàïèñàííîé àðàáñêèìè ó÷åíûìè. Íî â 1215 ã. ïàïà ðèìñêèé çàïðåòèë ìîíàøåñòâó ïðàêòèêîâàòü ìåäèöèíó. Ìîíàõàì ïðèøëîñü ó÷èòü êðåñòüÿí âûïîëíÿòü íå îñîáî ñëîæíûå îïåðàöèè ñàìîñòîÿòåëüíî. Ôåðìåðàì, ÷üè ïîçíàíèÿ â ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíå ðàíåå ñâîäèëèñü ìàêñèìóì ê êàñòðàöèè äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ïðèøëîñü ó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü êó÷ó ðàçëè÷íûõ îïåðàöèé îò âûðûâàíèÿ áîëüíûõ çóáîâ äî îïåðàöèé ñ êàòàðàêòîé ãëàç.
Íî áûë è óñïåõ. Àðõåîëîãè íà ðàñêîïêàõ â Àíãëèè îáíàðóæèëè ÷åðåï êðåñòüÿíèíà, äàòèðîâàííûé ïðèìåðíî 1100 ãîäîì. È ïî âèäèìîìó åãî âëàäåëüöà óäàðèëî ÷åì-òî òÿæåëûì è îñòðûì. Ïðè áîëåå òùàòåëüíîì îñìîòðå îáíàðóæèëîñü, ÷òî êðåñòüÿíèíó ñäåëàëè îïåðàöèþ, êîòîðàÿ ñïàñëà åãî æèçíü. Åìó ñäåëàëè òðåïàíàöèþ îïåðàöèþ, êîãäà â ÷åðåïå ïðîñâåðëèâàþò äûðî÷êó è ÷åðåç íåå âûíèìàþò îñêîëêè ÷åðåïíîé êîðîáêè.  ñëåäñòâèè ÷åãî äàâëåíèå íà ìîçã îñëàáëî è ìóæ÷èíà âûæèë. Ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ êàê ýòî áûëî áîëüíî! (Ôîòî èç Âèêèïåäèè: Óðîê àíàòîìèè)
2. Áåëëàäîííà: ñèëüíîå îáåçáîëèâàþùèå ñ âîçìîæíûì ëåòàëüíûì èñõîäîì
Áåëëàäîííà: ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå
 Ñðåäíèå âåêà ê õèðóðãèè ïðèáåãàëè òîëüêî â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñèòóàöèÿõ ïîä íîæ èëè ñìåðòü. Îäíà èç ïðè÷èí ýòîãî â òîì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî íàäåæíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà, ñïîñîáíîãî îáëåã÷èòü ìó÷èòåëüíóþ áîëü îò ñóðîâûõ ðåçàòåëüíî-ðóáèòåëüíûõ ïðîöåäóð, ïðîñòî íå ñóùåñòâîâàëî. Êîíå÷íî ìîæíî áûëî äîñòàòü êàêèå-òî íåïîíÿòíûå çåëüÿ îáëåã÷àþùèå áîëü èëè óñûïëÿþùèå íà âðåìÿ îïåðàöèè, íî êòî çíàåò ÷òî ïîäñóíåò âàì íåçíàêîìûé òîðãîâåö ñíàäîáüÿìè… Ïîäîáíûå çåëüÿ ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé âàðåâî èç ñîêà ðàçëè÷íûõ òðàâ, æåë÷è êàñòðèðîâàííîãî êàáàíà, îïèÿ, áåëèíû, ñîêà áîëèãîëîâà è óêñóñà. Ýòîò «êîêòåéëü» ïîäìåøèâàëè â âèíî ïðåæäå ÷åì äàòü ïàöèåíòó.
 àíãëèéñêîì ÿçûêå âðåìåí Ñðåäíåâåêîâüÿ ñóùåñòâîâàëî ñëîâî, îïèñûâàþùåå îáåçáîëèâàþùåå — «dwale» (ïðîèçíîñèòñÿ êàê dwaluh). Ñëîâî ýòî îçíà÷àåò áåëëàäîííà.
Ñîê áîëèãîëîâà ñàì ïî ñåáå ìîã çàïðîñòî ïðèâåñòè ê ñìåðòåëüíîìó èñõîäó. «Îáåçáîëèâàþùåå» æå ìîãëî ââåñòè ïàöèåíòà â ãëóáîêèé ñîí, ïîçâîëèâ õèðóðãó çàíÿòüñÿ ñâîèì äåëîì. Åñëè èì ñèëüíî ïåðåáîðùèòü, òî ïàöèåíò ìîã äàæå ïåðåñòàòü äûøàòü
Ïàðàöåëüñ, øâåéöàðñêèé ìåäèê, áûë ïåðâûì, êòî äîäóìàëñÿ èñïîëüçîâàòü ýôèð êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Òåì íå ìåíåå, ýôèð íå ïîëó÷èë øèðîêîãî ïðèçíàíèÿ è èñïîëüçîâàëè åãî íå ÷àñòî. Ñíîâà ïðèìåíÿòü åãî íà÷àëè 300 ëåò ñïóñòÿ â Àìåðèêå. Ïàðàöåëüñ òàêæå èñïîëüçîâàë ëàóäàíóì — íàñòîéêó îïèÿ, ÷òîáû îáëåã÷èòü áîëü. (Ôîòî pubmedcentral: Áåëëàäîííà ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå)
3. Êîëäîâñòâî: ßçû÷åñêèå ðèòóàëû è ðåëèãèîçíàÿ åïèòèìüÿ êàê ôîðìà ëå÷åíèÿ
Êîëäîâñòâî è ìîëèòâû
Ðàííÿÿ Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ãðåìó÷óþ ñìåñü ÿçû÷åñòâà, ðåëèãèè è ïëîäîâ íàóêè. Ñ òåõ ïîð êàê öåðêîâü ïîëó÷èëà áîëüøå âëàñòè, ïðîâåäåíèå ÿçû÷åñêèõ «ðèòóàëîâ» ñòàëî íàêàçóåìûì ïðåñòóïëåíèåì. Ñðåäè òàêèõ íàêàçóåìûõ ïðåñòóïëåíèé, âîçìîæíî, áûëî è ñëåäóþùåå:
«Åñëè öåëèòåëü, ïðèáëèæàÿñü ê äîìó, ãäå ëåæèò áîëüíîé, óâèäèò ðÿäîì ëåæàùèé êàìåíü, ïåðåâåðíåò åãî, è, åñëè îí [öåëèòåëü] óâèäèò ïîä íèì êàêîå-íèáóäü æèâîå ñóùåñòâî áóäü òî ÷åðâü, ìóðàâåé èëü äðóãàÿ òâàðü, òî öåëèòåëü ìîæåò ñ óâåðåííîñòüþ óòâåðæäàòü, ÷òî áîëüíîé âûçäîðîâååò.» (Èç êíèãè «The Corrector & Physician», àíãë. «Íàïðèâèòåëü è ìåäèê»)
Ïàöèåíòàì êîãäà-ëèáî êîíòàêòèðîâàâøèìè ñ áîëüíûìè áóáîííîé ÷óìîé ñîâåòîâàëè ïðîâåñòè åïèòèìüþ çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî Âû ïðèçíàåòåñü âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ ïîñëå ÷åãî ïðîèçíîñèòå0 ìîëèòâó, ïðåäïèñàííóþ ñâÿùåííèêîì. Êñòàòè ãîâîðÿ, ýòî áûë ñàìûé ïîïóëÿðíûé ñïîñîá «ëå÷åíèÿ». Áîëüíûì ãîâîðèëè, ÷òî, âîçìîæíî, ñìåðòü ïðîéäåò ñòîðîíîé, åñëè îíè ïðàâèëüíî ïðèçíàþòñÿ âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ. (Ôîòî motv)
4. Õèðóðãèÿ ãëàç: áîëåçíåííî è ãðîçèò ñëåïîòîé
Ëå÷åíèå êàòàðàêòû
Îïåðàöèÿ ïî óäàëåíèþ êàòàðàêòû â Ñðåäíèå âåêà îáû÷íî ïðåäïîëàãàëà íàëè÷èå êàêîãî-ëèáî îñîáî îñòðîãî èíñòðóìåíòà, íàïðèìåð, íîæà èëè áîëüøîé èãëû, êîòîðûì ïðîòûêàëè ðîãîâèöó è ïûòàëèñü âûòîëêàòü õðóñòàëèê ãëàçà èç îáðàçîâàâøåéñÿ êàïñóëû è âûòîëêàòü åå âíèç ê íèæíåé ÷àñòè ãëàçà
Êàê òîëüêî ìóñóëüìàíñêàÿ ìåäèöèíà ïîëó÷èëà øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ñðåäíåâåêîâîé Åâðîïå, òåõíèêà ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé íàä êàòàðàêòîé áûëà óëó÷øåíà. Äëÿ èçâëå÷åíèÿ êàòàðàêòû òåïåðü èñïîëüçîâàëè øïðèö. Íåæåëàòåëüíóþ çàòóìàíèâàþùóþ çðåíèå ñóáñòàíöèþ ïðîñòî âûñàñûâàëè èì. Ïîëûé ìåòàëëè÷åñêèé ïîäêîæíûé øïðèö âñòàâëÿëè â áåëóþ ÷àñòü ãëàçà è óñïåøíî óäàëÿëè êàòàðàêòó, ïðîñòî âûñàñûâàÿ åå.
5. Ó Âàñ çàòðóäíåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ? Âñòàâüòå òóäà ìåòàëëè÷åñêèé êàòåòåð!
Êàòåòåð â äåéñòâèè
Çàñòîé ìî÷è â ìî÷åâîì ïóçûðå èç-çà ñèôèëèñà è äðóãèõ âåíåðè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé áåç ñîìíåíèé ìîæíî íàçâàòü îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé òîãî âðåìåíè, êîãäà àíòèáèîòèêîâ ïðîñòî íå áûëî. Êàòåòåð äëÿ ìî÷è ýòî òàêàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà, êîòîðóþ âñòàâëÿëè ÷åðåç ìî÷åèñïóñêàòåëüíûé êàíàë â ìî÷åâîé ïóçûðü. Âïåðâûå åå íà÷àëè èñïîëüçîâàòü â ñåðåäèíå 1300-õ ãîäîâ. Êîãäà òðóáêîé íå ïîëó÷àëîñü äîñòè÷ü öåëè äëÿ òîãî, ÷òîáû óñòðàíèòü ïðåãðàäó èñïóñêàíèþ âîä, ïðèõîäèëîñü ïðèäóìûâàòü äðóãèå ïðîöåäóðû, íåêîòîðûå èç íèõ áûëè âåñüìà èçîáðåòàòåëüíû, íî, âåðîÿòíåå âñåãî, âñå áûëè äîñòàòî÷íî áîëåçíåííûå, âïðî÷åì êàê è ñàìà ñèòóàöèÿ.
Âîò îïèñàíèå ëå÷åíèÿ ïî÷å÷íûõ êàìíåé: «Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü óäàëÿòü ïî÷å÷íûå êàìíè, òî, ïðåæäå âñåãî, óáåäèòåñü â òîì, ÷òî ó Âàñ âñå åñòü: ÷åëîâåêà ñ íå äþæåé ñèëîé íóæíî ïîñàäèòü íà ñêàìüþ, à íîãè åãî ïîëîæèòü íà ñòóë; ïàöèåíò äîëæåí ñèäåòü íà êîëåíêàõ, íîãè åãî äîëæíû áûòü ïðèâÿçàíû ê øåå ïîâÿçêîé èëè ëåæàòü íà ïëå÷àõ àññèñòåíòà. Ëåêàðü äîëæåí âñòàòü ïîäëå ïàöèåíòà è âñòàâèòü äâà ïàëüöà ïðàâîé ðóêè â àíóñ, äàâÿ ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé íà ëîáêîâóþ îáëàñòü ïàöèåíòà. Êàê òîëüêî ïàëüöû äîòÿíóòñÿ äî ïóçûðÿ ñâåðõó, åãî íóæíî áóäåò âåñü îùóïàòü. Åñëè ïàëüöû íàùóïàþò òâåðäûé, êðåïêî çàñåâøèé øàðèê, òî ýòî ïî÷å÷íûé êàìåíü… Åñëè Âû õîòèòå èçâëå÷ü êàìåíü, òî ýòîìó äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü ëåãêàÿ äèåòà è ãîëîäàíèå â òå÷åíèè äâóõ äíåé. Íà òðåòèé äåíü,… íàùóïàéòå êàìåíü, ïðîòîëêíèòå åãî ê øåéêå ïóçûðÿ; òàì, íà âõîäå, ïðèëîæèòå äâà ïàëüöà íàä àíóñîì è ñäåëàéòå ïðîäîëüíûé ðàçðåç èíñòðóìåíòîì, ïîñëå ÷åãî èçâëåêèòå êàìåíü.» (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)
6. Õèðóðã íà ïîëå áðàíè: ñòðåëû âûòàñêèâàòü ýòî òåáå íå â íîñó êîâûðÿòü…
The Wound Man
Äëèííûé ëóê áîëüøîå è ìîùíîå îðóæèå, ñïîñîáíîå ïîñûëàòü ñòðåëû íà îãðîìíûå äèñòàíöèè, â Ñðåäíèå âåêà îáðåë ìíîãî ïîêëîííèêîâ. Íî ýòî è ñîçäàëî íàñòîÿùóþ ïðîáëåìó äëÿ ïîëåâûõ õèðóðãîâ: êàê æå âûòàùèòü ñòðåëó èç òåë ñîëäàò.
Íàêîíå÷íèêè áîåâûõ ñòðåë íå âñåãäà ïðèêëåèâàëè ê äðåâêó, ÷àùå îíè ïðèêðåïëÿëèñü òåïëûì ï÷åëèíûì âîñêîì. Êîãäà âîñê çàòâåðäåâàë, ñòðåëàìè ìîæíî áûëî áåç ïðîáëåì ïîëüçîâàòüñÿ, íî ïîñëå âûñòðåëà, êîãäà íóæíî áûëî âûòàùèòü ñòðåëó, äðåâêî ñòðåëû âûòàñêèâàëîñü, à íàêîíå÷íèê íå ðåäêî îñòàâàëñÿ âíóòðè òåëà.
Îäíî èç ðåøåíèé ýòîé ïðîáëåìû ýòî ëîæêà äëÿ ñòðåë, ñîçäàííàÿ ïî èäåå àðàáñêîãî ìåäèêà ïî èìåíè Àëüáóêàñèñ (Albucasis). Ëîæêà âñòàâëÿëàñü â ðàíó è ïðèêðåïëÿëàñü ê íàêîíå÷íèêó ñòðåëû, ÷òîáû åå ìîæíî áûëî ñïîêîéíî âûòàùèòü èç ðàíû íå ïðè÷èíÿÿ óùåðáà, ò. ê. çóáöû íàêîíå÷íèêà áûëè çàêðûòû.
Ðàíû ïîäîáíûå ýòîé òàêæå ëå÷èëèñü ïðèæèãàíèåì, êîãäà íàêàëåííûé äî êðàñíà êóñîê æåëåçà ïðèêëàäûâàëè ê ðàíå, ÷òîáû ïðèæå÷ü òêàíü è êðîâåíîñíûå ñîñóäû è ïðåäîòâðàòèòü êðîâîïîòåðþ è èíôåêöèè. Ïðèæèãàíèå ÷àñòî èñïîëüçîâàëîñü ïðè àìïóòàöèè.
Íà èëëþñòðàöèè âûøå ìîæíî óâèäåòü ãðàâþðó «Èçðàíåííûé ÷åëîâåê», êîòîðàÿ ÷àñòî èñïîëüçîâàëàñü â ðàçëè÷íûõ ìåäèöèíñêèõ òðàêòàòàõ äëÿ èëëþñòðàöèè òåõ ðàí, êîòîðûå ïîëåâîé õèðóðã ìîæåò óâèäåòü íà ïîëå áîÿ. (Ôîòî: FM)
7. Êðîâîïóñêàíèå: ïàíàöåÿ îò âñåõ áîëåçíåé
Êðîâîïóñêàíèå
Ìåäèêè Ñðåäíåâåêîâüÿ âåðèëè, ÷òî áîëüøèíñòâî ÷åëîâå÷åñêèõ áîëåçíåé ýòî ðåçóëüòàò èçáûòêà æèäêîñòè â òåëå (!). Ëå÷åíèå æå ñîñòîÿëî â òîì, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò èçëèøíåé æèäêîñòè, îòêà÷àâ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðîâè èç òåëà. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû îáû÷íî èñïîëüçîâàëîñü äâà ìåòîäà: ãèðóäîòåðàïèÿ è âñêðûòèå âåíû.
Ïðè ãèðóäîòåðàïèè ìåäèê ïðèêëàäûâàë ê ïàöèåíòó ïèÿâêó, êðîâîñîñóùåãî ÷åðâÿ. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ïèÿâîê íóæíî êëàñòü íà ìåñòî, êîòîðîå áîëüøå âñåãî áåñïîêîèò ïàöèåíòà. Ïèÿâêàì ïîçâîëÿëè êðîâîïèéñòâîâàòü ïîêà ïàöèåíò íå íà÷íåò ïàäàòü â îáìîðîê.
Âñêðûòèå âåíû ýòî ïðÿìîå ðàçðåçàíèå âåí, îáû÷íî íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ðóêè, äëÿ ïîñëåäóþùåãî âûñâîáîæäåíèÿ ïðèëè÷íîãî êîëè÷åñòâà êðîâè. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû èñïîëüçîâàëè ëàíöåò — òîíêèé ïðèìåðíî â 1,27 ñì äëèííîé íîæ, ïðîòûêàþùèé âåíó è îñòàâëÿþùèé íåáîëüøóþ ðàíêó. Êðîâü ñòåêàëà â ìèñêó, êîòîðóþ èñïîëüçîâàëè äëÿ îïðåäåëåíèÿ êîëè÷åñòâà ïîëó÷åííîé êðîâè.
Ìîíàõè âî ìíîãèõ ìîíàñòûðÿõ ÷àñòî ïðèáåãàëè ê ïðîöåäóðå êðîâîïóñêàíèÿ — ïðè÷åì, íå çàâèñèìî îò òîãî áîëüíû îíè èëè íåò. Òàê ñêàçàòü, äëÿ ïðîôèëàêòèêè. Ïðè ýòîì èõ îñâîáîæäàëè íà íåñêîëüêî äíåé îò ñâîèõ îáû÷íûõ îáÿçàííîñòåé äëÿ ðåàáèëèòàöèè. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè è FM)
8. Äåòîðîæäåíèå: æåíùèíàì ãîâîðèëè ãîòîâüòåñü ê âàøåé ñìåðòè
Àêóøåðêè çà ðàáîòîé
Äåòîðîæäåíèå â Ñðåäíèå âåêà ñ÷èòàëîñü íàñòîëüêî ëåòàëüíûì äåéñòâîì, ÷òî Öåðêîâü ñîâåòîâàëà áåðåìåííûì æåíùèíàì çàðàíåå ãîòîâèòü ñàâàí è ïðèçíàòüñÿ â ñîäåÿííûõ ãðåõàõ íà ñëó÷àé ñìåðòè.
Àêóøåðêè áûëè âàæíû äëÿ Öåðêâè èç-çà èõ ðîëè â êðåùåíèè ïðè ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ è èõ äåÿòåëüíîñòü ðåãóëèðîâàëàñü ðèìñêèì-êàòîëè÷åñêèì çàêîíîì. Ïîïóëÿðíàÿ ñðåäíåâåêîâàÿ ïîñëîâèöà ãîâîðèò: «×åì ëó÷øå âåäüìà, òåì ëó÷øå èç íåå àêóøåðêà» («The better the witch; the better the midwife»). ×òîáû îáåçîïàñèòüñÿ îò âåäüìîâñòâà, Öåðêîâü îáÿçûâàëà àêóøåðîê ïîëó÷àòü ëèöåíçèþ ó åïèñêîïîâ è äàâàòü êëÿòâó íå ïðèìåíÿòü ìàãèþ íà ðàáîòå ïðè ðîäàõ.
 ñèòóàöèÿõ, êîãäà ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ â íåïðàâèëüíîé ïîçèöèè è âûõîä çàòðóäíåí, àêóøåðêàì ïðèõîäèëîñü ðàçâîðà÷èâàòü ðåáåíêà ïðÿìî â ÷ðåâå èëè òðÿñòè êðîâàòü, ÷òîáû ïîïûòàòüñÿ ïðèäàòü áîëåå ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ïëîäó. Ìåðòâîãî ðåáåíêà, êîòîðîãî íå óäàëîñü èçâëå÷ü, îáû÷íî ðåçàëè íà êóñî÷êè ïðÿìî â ìàòêå îñòðûìè èíñòðóìåíòàìè è âûòàñêèâàëè ñïåöèàëüíûì èíñòðóìåíòîì. Îñòàâøóþñÿ ïëàöåíòó èçâëåêàëè ñ ïîìîùüþ ïðîòèâîâåñà, êîòîðûé âûòàñêèâàë åå ñèëîé. (Ôîòî: Âèêèïåäèÿ)
9. Êëèñòèð: ñðåäíåâåêîâûé ìåòîä ââåäåíèÿ ëåêàðñòâ â àíóñ
Êëèñòèð â äåéñòâèè
Êëèñòèð ýòî ñðåäíåâåêîâàÿ âåðñèÿ êëèçìû, èíñòðóìåíòà äëÿ ââåäåíèÿ æèäêîñòè â òåëî ÷åðåç àíóñ. Êëèñòèð âûãëÿäèò êàê äëèííàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà ñ ÷àøåîáðàçíîé âåðøèíîé, ÷åðåç êîòîðóþ ëåêàðü çàëèâàë ëå÷åáíûå æèäêîñòè. Íà äðóãîì êîíöå, óçêîì, áûëî ïðîäåëàíî íåñêîëüêî îòâåðñòèé. Ýòèì êîíöîì ñåé èíñòðóìåíò è âñòàâëÿëè â ìåñòî ïîíèæå ñïèíû. Æèäêîñòü çàëèâàëàñü, à äëÿ ïóùåãî ýôôåêòà, ÷òîáû çàãíàòü ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà â êèøêó, èñïîëüçîâàëñÿ èíñòðóìåíò, íàïîìèíàþùèé ïîðøåíü.
Ñàìîé ïîïóëÿðíîé æèäêîñòüþ, çàëèâàåìîé êëèñòèðîì, áûëà òåïëàÿ âîäà. Òåì íå ìåíåå, èíîãäà èñïîëüçîâàëèñü è ðàçëè÷íûå ìèôè÷åñêèå ÷óäîäåéñòâåííûå ñíàäîáüÿ, íàïðèìåð, ïðèãîòîâëåííûå èç æåë÷è ãîëîäíîãî õðÿêà èëè óêñóñà.
 16 è 17 âåêàõ ñðåäíåâåêîâûé êëèñòèð çàìåíèëà áîëåå ïðèâû÷íàÿ íàì êëèçìåííàÿ ãðóøà. Âî Ôðàíöèè, òàêîå ëå÷åíèå äàæå ñòàëî äîâîëüíî ìîäíûì. Êîðîëþ Ëþäîâèêó XIV ïîñòàâèëè 2,000 êëèçì çà âñå âðåìÿ ñâîåãî ïðàâëåíèÿ. (Ôîòî CMA)
10. Ãåìîððîé: ëå÷èì àãîíèþ àíóñà çàêàëåííûì æåëåçîì
Ëå÷èì ïî ìåòîäó Ãèïïîêðàòà
Ëå÷åíèå ìíîãèõ áîëåçíåé â Ñðåäíèå âåêà ÷àñòî âêëþ÷àëî ìîëèòâû ñâÿòûì ïîêðîâèòåëÿì â íàäåæäå íà áîæåñòâåííîå âìåøàòåëüñòâî. Èðëàíäñêèé ìîíàõ 7 âåêà, Ñâÿòîé Ôèàêð áûë ïîêðîâèòåëåì ñòðàäàþùèõ ãåìîððîåì. Èç-çà ðàáîòû â ñàäó ó íåãî ðàçâèëñÿ ãåìîððîé, íî, îäíàæäû, ñèäÿ íà êàìíå, îí ÷óäåñíûì îáðàçîì èñöåëèëñÿ. Êàìåíü äîæèë äî ñåãîäíÿøíèõ äíåé è åãî ïîñåùàþò äî ñèõ ïîð âñå, èùóùèå ïîäîáíîãî èñöåëåíèÿ.  Ñðåäíèå âåêà ýòó áîëåçíü ÷àñòî íàçûâàëè «Ïðîêëÿòüå Ñâ. Ôèàêðà».
 îñîáî òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ãåìîððîÿ ñðåäíåâåêîâûå ëåêàðè ïðèìåíÿëè ïðèæèãàíèå ðàñêàëåííûì ìåòàëëîì äëÿ ëå÷åíèÿ. Äðóãèå æå âåðèëè, ÷òî ðåøèòü ïðîáëåìó ìîæíî, âûòîëêíóâ ãåìîððîé íîãòÿìè. Ýòîò ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðåäëîæèë ãðå÷åñêèé ìåäèê Ãèïïîêðàò.
Åâðåéñêèé ìåäèê 12-îãî âåêà Ìîèñåé Åãèïåòñêèé (òàêæå èçâåñòåí ïîä èìåíàìè Ìàéìîìèä è Ðàìáàì) íàïèñàë öåëûé òðàêòàò èç 7 ãëàâ î òîì, êàê ëå÷èòü ãåìîððîé. Îí íå ñîãëàñåí ñ òåì, ÷òî äëÿ ëå÷åíèÿ íóæíî ïðèìåíÿòü õèðóðãèþ. Âìåñòî ýòîãî îí ïðåäëàãàåò ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé íà ñåãîäíÿ ìåòîä ëå÷åíèÿ ñèäÿ÷èå âàííû. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)
Äýâèä Ìîðòîí Äåâèä Ìîðòîí áëîããåð è ïèñàòåëü èç Âàíêóâåðà, ðàáîòàþùèé íàä ðîìàíîì î ìîíàñòûðÿõ â Ñðåäíèå âåêà. Åùå îí ðàáîòàåò ó÷èòåëåì àíãëèéñêîãî êàê âòîðîãî ÿçûêà. Åãî áëîã ìîæíî ïî÷èòàòü ïî àäðåñó: https://blog.dmorton.ca
Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî è èìïðîâèçàöèÿ — Ratso.
Âíèìàíèå! 15.09.2010 Ñòàòüÿ îáíîâëåíà. Äîáàâëåíû ññûëêè íà ïåðñîíàëèè â Âèêèïåäèþ, èìåíà âðà÷åé è ó÷åíûõ ïðèâåäåíû ê ïðàâèëüíîìó âàðèàíòó íàïèñàíèÿ íà ðóññêîì.
Îðèãèíàëüíîå íàçâàíèå ñòàòüè — 10 Excruciating Medical Treatments from the Middle Ages
Источник