Как вылечить дефект речи
Дефект речи — это отсутствие способности верного произношения звуков во время разговора. Возникает в результате неправильной работы речевого аппарата.
Наиболее часто встречаются следующие дефекты речи: заикание, картавость и шепелявость. Есть и другие, более серьезные виды нарушений: дизартрия, ринолалия, алалия — на них остановимся более подробно чуть ниже.
При наличии подобного недуга человеку нужно обратиться к специалисту: логопеду или дефектологу. Исправить дефекты речи — их прямая обязанность и главная задача.
Причины дефектов речи
Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.
У взрослых: | У детей: |
|
|
Условно их можно разделить на
- физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
- неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).
Виды дефектов речи
Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.
Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:
- Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
- Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
- Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
- Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
- Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
- Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
- Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
- Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
Речевые дефекты у детей
Наиболее активно речь ребенка развивается в период с 2,5 до 5 лет. В норме к трем годам ребенок должен уметь говорить связными предложениями. В 4 года его словарный запас обычно превышает 800-1000 слов.
В раннем возрасте (до 3 лет) шепелявость и картавость считаются естественными дефектами, т.к. артикуляционный аппарат развит еще не полностью. Для устранения этих явлений родителям следует ненавязчиво поправлять речь ребенка, проговаривать с ним верное произнесение звуков и слов.
Для правильной постановки речи малыша, взрослые должны говорить с ним четкими, верно-построенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.
Важно! Дислалия, которая часто встречается у малышей, в норме должна пройти до возраста 3-4 лет. Если ребенку скоро исполнится 5, а он до сих пор путает звуки, то следует обратиться к специалисту.
Дефектолог или логопед — к кому обратиться
Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?
Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.
Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.
Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.
Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.
Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.
Нарушение речи у взрослых
Проблемы с речью у взрослых, как правило, возникают по двум видам причин:
- физиологические (травма, контузия, перенесенное заболевание) или
- психологические (стресс, волнение, испуг).
В первом случае, при неправильной работе речевого аппарата, человеку требуется медицинская помощь: хирургическое вмешательство, услуги отоларинголога.
Важно! При проблемах воспроизведения связанных с нервным расстройством прежде всего стоит обратиться к психологу или психотерапевту.
Избавиться от дефектов речи можно в процессе комплексной работы специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение, после того, как будет устранена первичная причина нарушения.
Знаменитости с речевыми дефектами
Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.
Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.
Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.
Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.
Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.
Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.
Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.
Заключение
Чем раньше будет обнаружен речевой дефект, тем легче его будет исправить. Главное — как можно скорее обратиться к врачу. Возможно, взрослому или ребенку потребуется комплексное лечение, но важно понимать что для устранения такого недуга потребуется время, строгое следование заданиям от специалиста и приложение собственных усилий для получения наилучшего результата.
Источник
Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.
Классификация
Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).
Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:
- Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
- Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
- Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
- Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
- Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
- Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.
Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.
Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:
- копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
- наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
- сильный психологический стресс.
Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.
Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.
Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.
Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.
Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Нарушения речи у взрослых
Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.
Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:
- плохой подвижностью языка;
- неправильно сформированным прикусом;
- повреждением ротовой полости;
- плохим слухом;
- пережитой стрессовой ситуацией.
Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:
- Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
- Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
- Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
- Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.
Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.
Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.
Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.
- Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
- Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
- Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
- Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
- Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.
Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.
Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.
Необходимый результат дают следующие упражнения:
- Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
- Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
- Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
- Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.
Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.
Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. Как улучшить дикцию читайте в нашей одноименной статье.
Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.
Источник
Даже если вы избежали смущения, свойственного людям с дефектами речи, вряд ли вы на 100% довольны своим произношением. Даже уверенные в себе люди с речевыми проблемами не любят говорить по телефону и время от времени сталкиваются с бытовыми трудностями. Теоретически, сейчас можно слыть блестящим оратором без идеальной дикции, но на практике дефекты создают трудности, и если есть возможность, их нужно исправить.
Какие бывают дефекты дикции
Они бывают органическими и неорганическими. Органические дефекты возникают по физиологическим причинам: человек в таком случае не способен говорить правильно. Причиной может быть короткая подъязычная связка, неправильный прикус, проблемы с зубами и многое другое, включая травмы мозга. Определить причину может только логопед, поэтому первый этап работы – найти логопеда, который работает со взрослыми, и выяснить причину дефекта речи. Самостоятельно вы это сделать не сможете. Навскидку, если вы совсем не произносите какой-то звук – наверняка причина органическая, но вы не можете быть до конца уверены, пока не проконсультируетесь с логопедом.
Неорганические или функциональные дефекты не имеют физиологической основы. Вы физически способны говорить правильно, но из-за стресса, психологической травмы, детских потрясений, зажимов речевого аппарата и ряда других причин не умеете этого делать. В такой ситуации тоже лучше работать с логопедом и устранить первопричину недостатка, но с неорганическими дефектами речи вы можете работать и самостоятельно.
Виды дефектов речи
- Алалия – недоразвитие речи из-за поражения коры головного мозга.
- Афония или дисфония – патологическое изменение речевого аппарата, из-за которого человек неправильно произносит отдельные звуки.
- Афазия – частичная или полная потеря возможности говорить из-за поражений нервной системы.
- Брадилалия – замедление темпа речи.
- Дизартрия – нарушение речи из-за поражения нервной системы.
- Дислалия – фонетические нарушения при нормальном слухе и правильно построенной речи.
- Заикание – нарушение ритма и темпа речи из-за мышечных судорог речевого аппарата.
- Тахилалия – противоположность брадилалии: слишком быстрый темп разговора, который не поддается осознанному контролю.
- Ринолалия – недостатки тембра и звукопроизношения, которые могут появляться из-за анатомических нарушений.
Проблемы с произношением возникают в детстве, но бывают исключения: они могут появиться после травмы, операции, проблем с зубами. Такие проблемы могут быть временными: например, пока вы привыкаете к брекетам, будете шепелявить и пришептывать, но это быстро пройдет. Однако проблемы могут стать и постоянными, поэтому обращайтесь к логопеду, как только заметите изменения в собственном произношении.
С какими проблемами сталкиваются взрослые и как их решить
Итак, если вы не выговариваете звук «р» или шепелявите, помочь вам может только логопед. Конечно, вы можете попытаться что-то делать самостоятельно: изучить физиологическую основу звука, сесть перед зеркалом и сделать несколько попыток, но зачем усложнять самому себе задачу? Пока вы не знаете причин своей картавости или шепелявости, усилия будут напрасными. Не исключено, что самостоятельно исправить дефект вам не по силам, нужна операция и специальная программа лечения. Но есть проблемы, которые вы можете решить самостоятельно, без помощи логопеда.
Проблема 1: невнятная быстрая речь. Когда вы поднимаетесь на сцену, мысли путаются, голос дрожит, и от этого начинаете говорить невнятно. Знакомая картина? Ситуацию можно исправить. На занятиях я учу слушателей, как побороть страх сцены и почувствовать себя уверенно во время выступления или общения в незнакомой компании, но вы можете решить проблему и своими силами.
Решение: дыхательные упражнения. Тренируйте диафрагмальное дыхание: надувайте живот, как барабан, на глубоком вдохе, а затем сильно втягивайте на глубоком выдохе. Это поставит правильное дыхание. На сцене такого делать, конечно, не надо. Заранее продумайте речь, отрепетируйте ее и контролируйте темп. Как только почувствуете, что волнуетесь, говорите медленнее, а не быстрее. Это будет вызывать дискомфорт и психологическое сопротивление, но не идите на поводу у страха. Если справиться с ним не получается, возьмите короткую паузу, сделайте глубокий вдох – и начинайте медленно говорить на выдохе.
Проблема 2: Гнусавость. Она возникает, когда носовая полость не участвует в дыхании и формировании звуков. Причиной могут быть заболевания дыхательных путей: полипы, аденоиды и прочее, поэтому имеет смысл обратиться к лору. Но если физиологических причин для гнусавости нет или они успешно устранены, вы можете самостоятельно исправить дефект.
Решение: дыхательная гимнастика и логопедические тренировки. Работайте над правильным дыханием и дикцией, и проблема постепенно отойдет в прошлое. Контролируйте носовое дыхание. Упражняться несложно, но делать это нужно регулярно: поочередно зажимайте ноздри и вдыхайте только одной из них, делайте вдох носом и выдох ртом.
Проблема 3: Невнятная дикция. Дикция – это четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого отдельного звука. Далеко не все взрослые могут похвастать правильной дикцией: многие глотают отдельные звуки, произносят их нечетко или неправильно. Но при систематическом подходе это несложно исправить.
Решение: тренировка дикции. Чтобы поставить речь, рекомендую прочитать описание или найти на видео правильное произношение каждого отдельного звука и проконтролировать его. Многие пропускают этот этап, потому что он кажется им очевидным: зачем с нуля учиться произносить звуки «п», «м» и прочие? Но на практике невнятная дикция складывается из небольших погрешностей, которые непрофессионалы даже не слышат.
Для развития дикции репетируйте звуки по группам: гласные и согласные, сонорные и шипящие. Прорабатывайте отдельные звуки и их сложные сочетания. Используйте пробку или препятствие для языка: камешки, орешки, гальку, которые набирают в рот. Сначала у вас не получится внятно произносить отдельные звуки или читать стихотворения с пробкой, но по мере развития дикции это будет все проще и проще. Не забывайте и про такой классический инструмент для улучшения дикции, как скороговорки. Но не спешите читать их быстро, прорабатывайте произношение сначала медленно, потом чуть быстрее, быстрее и так далее.
Многие недостатки невозможно услышать, если вы не профессионал. Поэтому я рекомендую заниматься дикцией с наставником. Приходите на мои групповые или индивидуальные занятия в школу ораторского искусства «Ораторис»! Я послушаю вас и составлю специальный план занятий с учетом ваших особенностей и потребностей. Записаться на занятия в Москве и Санкт-Петербурге можно по телефону или через сайт!
Источник