Как вылечить дислексию у взрослого
Часть 1
Адаптация взрослых с дислексией
1
Предоставляйте написанную информацию доступным способом. Дислексия, как и прочие нарушения обучаемости, не имеет видимых признаков, поэтому вы можете и не знать, страдает ли от этого нарушения ваш коллега, сверстник, начальник или подчиненный. Общая рекомендация заключается в том, чтобы использовать понятный формат текста.[1]
- Взрослым с дислексией трудно читать текст, выровненный по ширине, так как он образует неравномерные пробелы между буквами и словами. Чтобы сделать текст более доступным для понимания, выравнивайте его не по ширине, а по левому краю.
2
Спросите человека с дислексией, что ему нужно. Так как дислексия влияет на каждого по-разному, лучше всего узнать о потребностях человека, спросив его об этом самого. Некоторым труднее всего читать карты, другие же испытывают трудности при переключении с цифр на слова.[2]
- Не предполагайте, что вы знаете, что необходимо взрослому с дислексией. Возможно, он не желает или не нуждается в вашей помощи.
- Обязательно поговорите с человеком тайно и наедине, и уважайте конфиденциальность всего им сказанного.
3
Предоставьте список возможных удобств. Заблаговременное составление списка возможных удобств позволит человеку с дислексией понять, что вы можете и готовы помочь ему/ей на работе или в школе. После этого он сможет выбрать для себя те варианты, которые лучше всего подходят для его стиля обучения.[3] К привычным удобствам, который могут помочь, относятся:
- Предпочтительный выбор места (например, место, откуда он сможет видеть доску или лицо учителя)
- Отсрочки
- Изменение при выполнении контрольной (например, чтобы кто-то мог прочитать ему тестовые вопросы вслух)
- Учебники с выделенными основными моментами
- Специализированное программное обеспечение
- Преобразование документов, например, преобразование печатного материала в аудио формат
- Наличие секретаря-стенографиста, лаборанта или младшего библиотекаря
- Индивидуальные удобства, не упомянутые выше
- Чтобы человек с дислексией мог официально получить все необходимые удобства для работы или учебы, он должен получить подтверждение о наличии нарушения. Получение официального подтверждения может выйти затратным как по времени, так и по деньгам. Если вы пытаетесь помочь взрослому с дислексией, знайте, что есть множество изменений, которые вы способны сделать самостоятельно.
4
Взрослый с дислексией может не знать о своем диагнозе. Если ему в детстве не поставили диагноз, взрослый может не осознавать о наличии у себя нарушения. Возможно, ему никогда не диагностировали такое нарушение, как «дислексия», а оно все равно влияет на его повседневную жизнь.[4]
- Вы можете помочь ему, посоветовав побольше узнать об этом нарушении и о тех шагах, которые он может предпринять, чтобы помочь себе.
- Если он решит отказаться от диагностирования и помощи, уважайте его выбор.
5
Защитите конфиденциальность его диагноза. Если вы работодатель или учитель, вы юридически ответственны за сохранение конфиденциальности о нетрудоспособности своего сотрудника или ученика. Если к вам подойдет ученик и попросит предоставить ему некоторые удобства, скорее всего, его диагноз будет отсутствовать в личном деле.[5]
- Из-за клейма, которое связывают с нарушениями обучения, очень важно, чтобы диагноз другого человека всегда оставался конфиденциальным.
- Человек сам решает, говорить ему о своей проблеме или нет.
Часть 2
Подгонка печатного материала для человека с дислексией
1
Используйте шрифт, пригодный для людей с дислексией. Человеку с дислексией намного проще прочитать текст, написанный простым и равномерным шрифтом без засечек, вроде Arial, Tahoma, Helvetica, Geneva, Verdana, Century-Gothic и Trebuchet. Несмотря на то, что некоторые люди с дислексией отмечают, что им легче читать крупный шрифт, большинство предпочитают текст, напечатанный 12-14 шрифтом.[6]
- Не используйте шрифт с засечками (например, Times New Roman), так как засечки размывают форму букв.
- Не используйте курсив для выделения информации, так как из-за этого все слова кажутся более тонкими и их становится труднее читать. Вместо этого делайте акцент на каком-то одном моменте, выделяя его жирным шрифтом.
2
Старайтесь избегать визуальных искажений. Если вы блоггер, учитель или работодатель, внесите несколько изменений, дабы избежать визуального искажения, к которым можно отнести размытость или побледнение слов (эффект выцветания). Эти изменения будут полезны как вашим обычным читателям, так и страдающим от дислексии. Например, длинные массивы неразбитого текста большинству читать не так уж и легко, а для людей с дислексией – практически нереально. Вместо этого пишите короткими абзацами, описывая по одной идее за абзац.[7]
- Вы также можете разделять длинные куски текста заголовками или названиями разделов, которые подводят итог темы каждого раздела.
- Не делайте фон белым, из-за него труднее сосредоточиться на шрифте.
- Темный текст на светлом фоне намного легче читать. Не делайте фон зеленым, красным или розовым, так как людям с дислексией намного труднее читать текст на таком фоне.
3
Выберите бумагу, подходящую для чтения. Бумага должна быть достаточно плотной, чтобы сквозь страницу не проглядывался текст, напечатанный на другой стороне. Используйте матовую бумагу, а не глянцевую. Глянцевая бумага может отражать свет и усиливать визуальное напряжение.[8]
- Не используйте цифровую обработку печати, так как из-за этого поверхность будет блестеть.
- Поэкспериментируйте с различными цветными бумагами, чтобы найти такой оттенок, на котором человеку с дислексией будет проще читать.
4
Предоставляйте четко написанные указания. Избегайте долгих и подробных объяснений. Предложения должны быть написаны кратко и четко. Старайтесь избегать аббревиатур и технического языка.[9]
- Добавьте диаграммы, изображения и схемы, где это возможно.
- Вместо плотных абзацев, используйте отдельно выделенные тезисы и нумерованные списки.
Часть 3
Воспользуйтесь преимуществом современных технологий
1
Воспользуйтесь программами для расшифровки речи в текст. Возможно, человеку с дислексией легче говорить, нежели писать. Людям, которым трудно подобрать слова, имеющим нарушение графомоторных навыков или которым трудно излагать свои идеи на бумаге, использование программ для распознавания речи может оказаться необычайно полезным.[10]
- К примерам подобных программ можно отнести Dragon Naturally Speaking и Dragon Dictate.
- С помощью этих программ можно составлять письма, писать эссе или бродить по интернету, используя для этого голосовые команды.
2
Воспользуйтесь функцией расшифровки текста в речь. Многие электронные книги сейчас содержат функцию перевода текста в аудио и могут проигрывать аудиокниги. Многие издательства при продаже цифровой книги включают опцию перевода текста в речь. Тремя основными цифровыми платформами расшифровки текста в речь являются планшеты Kindle Fire HDX, iPad и Nexus 7.[11]
- Kindle Fire HDX имеет функцию под названием Immersion Reading, которая синхронизирует выделенный в электронной книге текст с профессионально записанным аудио из Audible.
- Nexus 7 позволяет нескольким пользователям подгонять настройки под себя, что довольно полезно, если вы делите его с другими членами семьи.
3
Ознакомьтесь с приложениями. Существует широкое разнообразие приложений, направленных помогать людям с дислексией разных возрастов. Например, существуют приложения перевода текста в речь. К ним относятся Blio, Read2Go, Prizmo, Speak It! Text to Speech и Talk to Me. Flipboard и Dragon Go являются поисковиками, работающими от голосовых команд, что позволяет пользователю работать с ними, ничего при этом не печатая.[12]
- В напоминалках, вроде Textminder или VoCal XL, вы можете создавать текстовые напоминания событий, занятий, встреч, приемов лекарств и прочего.
Часть 4
Что собой представляет дислексия
1
Обработка информации происходит по-разному. Основным нарушением взрослого с дислексией является то, как его мозг обрабатывает информацию. Наиболее очевидной проблемой, с которой встречаются больные на дислексию, является интерпретация написанной информации. Так как большинство учится читать еще в детстве, диагноз дислексия чаще всего ставится именно в этом возрасте.[13]
- Также может быть задета и обработка услышанного, так что люди с дислексией не всегда могут сходу понять сказанную им информацию.
- Иногда скорость, с которой больные дислексией обрабатывают сказанное, может быть медленней.
- Речь может быть истолкована буквально, из-за чего шутки и сарказм могут быть истолкованы неправильно.
2
Узнайте о различиях памяти. Краткосрочная память часто является слабым местом у людей с дислексией, поэтому им может быть трудно запомнить некоторые факты, события, планы и тому подобное. Рабочая память или умственная способность удерживать одновременно несколько кусочков информации, например, делать заметки во время лекции, может быть ухудшена.[14]
- Люди с дислексией могут ошибиться даже с самой простой информацией, например, неправильно сообщить свой возраст или возраст своих детей.
- Без дополнительной помощи взрослому с дислексией иногда тяжело что-то вспомнить.
3
Узнайте о нарушениях общения. Человеку, страдающему от дислексии, иногда тяжело подобрать слова и трудно правильно выразить свою мысль. Поэтому часто присутствует недопонимание устной информации, а без должного понимания общение может оказаться довольно затруднительным.
- Громкость или тон голоса человека с дислексией может быть заметно громче или мягче большинства людей.
- Иногда присутствует разница в речи и неправильное произношение.
4
Человек с дислексией может иметь проблемы с грамотностью. Несмотря на отсутствие умственной отсталости, человеку с дислексией обычно трудно научиться читать и даже будучи взрослым, он может остаться совершенно неграмотным. Даже если человек научился читать, у него могут присутствовать трудности с произношением слов.[15]
- Чтобы понять прочитанное, взрослому с дислексией понадобится больше времени, чем обычному человеку. Ему будет трудно понять смысл текста или быстро понять письменные указания.
- Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами. Если это возможно, используйте простые слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.
5
Сенсорные различия. Многие больные дислексией также испытывают повышенную сенсорную чувствительность к окружающим звукам и визуальным стимуляциям. Иногда они не способны оградить себя от ненужной информации и выделить важную зрительную информацию.[16]
- Дислексия может повлиять на способность человека сосредотачиваться, а потому он будет легко на все отвлекаться.
- Человеку трудно отгородиться от фоновых шумов и движений. Наличие рабочего места, свободного от ненужных отвлекающих факторов позволит человеку с дислексией лучше сосредоточиться.
6
Зрительный стресс при дислексии. Некоторые люди с дислексией во время чтения испытывают состояние, которое называется «зрительный стресс». Когда человек испытывает зрительный стресс, напечатанный текст кажется ему искаженным, а буквы в словах – размытыми. Ему также кажется, будто текст движется по странице.[17]
- Различные цвета чернил и оттенки бумаги могут свести зрительный стресс к минимуму. Например, читайте на бумаге кремовых или пастельных оттенков.
- Подумайте о том, чтобы изменить фоновый цвет экрана компьютера, чтобы вам было проще с него читать.
- Цвет чернил может повлиять на способность больного дислексией читать. Например, человека с дислексией абсолютно не способен прочитать текст, написанный красными маркерами на белой доске.
7
Знайте, что стресс делает дислексию более выраженной. Исследования указывают на то, что люди с определенными нарушениями к обучению, вроде дислексии, более чувствительны к стрессу, чем обычный человек. Находясь в стрессовой ситуации, нарушение, связанное с дислексией, становится более выраженным.[18]
- Эта тенденция приводит к заниженной самооценке и уменьшенной уверенности.
- Научившись справляться со стрессом, вы сможете стабилизировать состояние своего нарушения.
8
Положительные стороны дислексии. Люди с дислексией лучше понимают общее положение вещей, и зачастую им лучше удается решать различные проблемы. Они обладают инстинктивным пониманием того, как все устроено.[19]
- Они обладают лучшими зрительно-пространственными навыками.
- Взрослые с дислексией – это более творческие и любопытные люди, которые имеют склонность к нестандартному мышлению.
- Если человека с дислексией привлекает какой-то проект, он может показать большую сосредоточенность на работе, чем обычный человек.
Советы
- Если у вас дислексия, ваш работодатель по закону должен внести разумные изменения в ваше рабочее место, чтобы обеспечить вам подходящие рабочие условия.
- Вы по закону не обязаны разглашать наличие дислексии в заявлении на работу или в резюме.[20]
Предупреждения
- После того как вы расскажете своему работодателю о том, что у вас дислексия, чтобы получить необходимые удобства, ваш работодатель может попросить у вас копию недавнего обследования, подтверждающего диагноз.
Информация о статье
Соавтором этой статьи является Trudi Griffin, LPC, MS. Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году.
Категории: Болезни и их лечение
На других языках:
English: Help a Dyslexic Adult, Español: vencer la dislexia en la edad adulta, Português: Superar a Dislexia da Fase Adulta, Italiano: Combattere la Dislessia negli Adulti, Deutsch: Dyslexie bei Erwachsenen bekämpfen, Nederlands: Een dyslectische volwassene helpen, Bahasa Indonesia: Membantu Penderita Disleksia Dewasa, Français: aider un adulte dyslexique, العربية: مساعدة شخص بالغ يعاني من عسر القراءة
- Печать
- Править
Эту страницу просматривали 22 935 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.
Причины развития
Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.
Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:
- Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
- Перенесенные черепно-мозговые травмы.
- Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
- ДЦП.
- Асоциальный образ жизни.
Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.
Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.
Разновидности дислексии
Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:
- Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
- Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
- Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
- Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
- Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
- Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.
Каковы общие проявления этого расстройства?
Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.
Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.
Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.
Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.
Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.
По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.
Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.
Они включают в себя:
- Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
- Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
- Сложности запоминания имен.
- Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
- Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
- Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
- Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
- Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.
Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.
Подробная симптоматика состояния
Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.
Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.
Визуальные проявления:
- По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
- Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
- Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
- Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.
Слуховые проявления:
- У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
- Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
- Произношение может быть проблемой.
- Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.
Письменные проявления:
- Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
- При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
- Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.
Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.
Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.
Диагностика
Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.
Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.
Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.
Как преодолеть эту проблему?
Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.
Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.
Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.
Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.
Социальная адаптация взрослых дислектиков
Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.
Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.
В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.
Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.
К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.
Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.
Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.
Источник