Как вылечить дизартрию у взрослого
Дизартрия у взрослых: можно ли вылечить?
14 ноября в мире отмечается Международный день логопеда. Нам привычно считать, что нарушения речи — проблемы детского возраста. Однако в некоторых случаях врач может потребоваться и взрослому. Дизартрия — одно из распространенных расстройств речи, которое нередко проявляется и у людей старшего возраста. Какие причины патологии, а главное, эффективна ли помощь логопеда, когда речь идет о взрослом пациенте, разбирался MedAboutMe.
Инсульт и другие причины дизартрии у взрослых
Дизартрия — расстройство, связанное с поражением речедвигательного анализатора в головном мозге. В результате у человека возникает рассинхронизация между мышцами артикуляционного аппарата и дыханием, ему сложно контролировать фонацию, тон, темп. Речь пациента становится нечленораздельной.
Наиболее частая причина дизартрии у взрослых — инсульт. Собственно, именно острое нарушение кровообращения в головном мозге является главной причиной обращения к логопеду в старшем возрасте.
Также нарушения речи могут быть спровоцированы такими заболеваниями и патологиями:
- Болезнь Паркинсона.
- Опухоли в головном мозге.
- Кровоизлияния в головной мозг.
- Нейросифилис.
- Черепно-мозговые травмы.
- Рассеянный склероз.
- Отравления тяжелыми металлами.
- Алкогольное поражение головного мозга.
- Ботулизм.
- Боковой амиотрофический склероз.
Успех лечения дизартрии напрямую зависит от причины. Ведь если у человека наблюдается прогрессирующее поражение головного мозга, то кардинально исправить нарушения речи не удастся.
Как проявляется дизартрия у взрослых
Дизартрия отражается прежде всего на членораздельности речи — кажется, что пациенту что-то мешает говорить. Простыми словами это описывают как «каша во рту». Также появляется гнусавость, например, стирается различие между звуками «б» и «н».
Поскольку поражения отражаются и на дыхании, человек начинает говорить тихо, под конец фразы часто воздуха не хватает. Речь становится монотонной, появляются прерывистые вдохи.
Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии:
- Патология видна только логопеду, окружающие и сам пациент могут замечать лишь незначительные погрешности в произношении.
- Нарушения речи заметны, но она все еще понятна окружающим.
- Речь пациента понятна только близким людям, посторонние не различают слова.
- Анартрия — издаваемые звуки вообще сложно идентифицировать как членораздельную речь, она непонятна даже близким.
Следует отметить, что дизартрия у взрослых часто развивается не сама по себе, а в комплексе с другими поражениями. Например, у таких пациентов страдает опорно-двигательный аппарат, нарушается координация движений, заметны проблемы с памятью.
Почему дизартрию нужно лечить: как патология сказывается на мозге
Коррекция дизартрии у взрослых пациентов часто сопряжена с рядом трудностей. Во-первых, при прогрессировании поражений головного мозга, например, при болезни Паркинсона, лечение сможет лишь замедлить процесс. Во-вторых, при серьезных патологиях, например, после обширного инсульта или травм, вернуть речь будет просто невозможно.
И все же отказываться от лечения нельзя, поскольку без правильной терапии дизартрия будет прогрессировать. Не всегда причиной усугубления нарушений речи является дальнейшее поражение мозга. Неразборчивость речи постепенно приводит к тому, что человек сам сокращает общение с окружающими, и в тяжелых случаях именно это становится причиной анартрии — полного отсутствия речи.
Без лечения у людей с дизартрией наблюдается еще одно тяжелое осложнение — ограничивая общение, им становится сложнее понимать речь других людей, улавливать смысл сказанного. А иногда проблемы возникают и с пониманием написанного текста — развивается дислексия. Это существенно сказывается на качестве жизни пациента.
При нарушениях речи после перенесенного инсульта работа с логопедом должна начинаться как можно быстрее и обязательно входить в комплексную реабилитацию. Логопедические занятия благотворно отражаются не только на речи, но и на восстановлении других утерянных функций.
Вы много читаете, и мы это ценим!
Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья
Лечение дизартрии у логопеда
При выявленной дизартрии важно точно установить ее причину и уделить внимание лечению основной болезни. Однако если функции речи нарушены, самостоятельно они могут не восстановиться, даже если первичное заболевание будет компенсировано. Поэтому посещение логопеда обязательно для пациентов с любыми формами дизартрии.
Основные методы коррекции следующие:
- Логопедический массаж помогает улучшить моторику речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика восстанавливает правильное дыхание во время речи. Иногда используется парадоксальная гимнастика по системе Стрельниковой. Особое внимание при дизартрии уделяется правильному вдоху перед речевым высказыванием и плавности выдоха во время речи.
- Ортофонические упражнения направлены на постановку голоса. Логопед концентрируется на увеличении силы голосовых связок, громкости голоса и постановке правильной высоты звука.
- Коррекция произношения звуков, постановка и автоматизация звуков. Внимание уделяется правильному позиционированию губ, языка, челюсти.
- Просодические упражнения направлены на работу с тональностью, расстановкой ударений и пауз. Главная задача таких тренировок — избавление от монотонности речи.
- Пальчиковая гимнастика влияет на мелкую моторику в целом, а это помогает улучшить работу речевого аппарата.
Упрощение коммуникации при дизартрии
При прогрессирующих заболеваниях или поражениях мозга, которые не дают возможности восстановить речь человека, важной задачей становится облегчение коммуникации. Отсутствие общения негативно сказывается на других функциях головного мозга, поэтому дизартрия может приводить к серьезным осложнениям. Так, у людей, лишенных возможности общаться с окружающими, быстрее прогрессирует старческая деменция, в том числе болезнь Альцгеймера. При инсульте недостаточная коммуникация затрудняет общую реабилитацию, вызывает тяжелые депрессивные состояния.
В таких случаях задачей врача становится поиск способов, облегчающих общение человека с окружающими. Среди них:
- Умение поддерживать зрительный контакт.
- Подготовка к общению — способы привлечения внимания, описание темы разговора.
- Умение видеть признаки того, что партнер по разговору понял или не понял сказанное.
- Задействование дополнительных методов коммуникации, прежде всего жестов, записей и прочего.
К занятиям часто привлекаются близкие, которые тоже обучаются новым методам коммуникации. Иногда специалисты обращают внимание и на модификацию окружающей среды: облегчить общение поможет уменьшение фонового шума или достаточное освещение в помещении.
Дизартрия в детском возрасте сама по себе может приводить к задержке психического развития. У взрослых нарушения речи не так критичны. Однако без лечения они усугубляются, сказываются на качестве жизни, а также способствуют быстрому прогрессированию деменции. Поэтому терапия нужна даже в том случае, если восстановить речь не удастся. Главной задачей врача становится сохранение у пациента навыков коммуникации с окружающими.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Ревматические заболевания (в 3 т) / Под ред. Клиппела Д.Х., Стоуна Д.Х., Крояффорда Л.Д. и др., перевод Насонова Е.Л., Насовновой Ю.А., Олюнина Ю.А.. — 2011
Пропедевтика внутренних болезней / Мухин Н.А., Моисеев В.С.. — 2008
Источник
Итак, просмотрев прошлую статью, мы изучили разные вариации причин возникновения дизартрии у взрослого человека. Но на этом вопрос стал еще более загадочным, чем понятным. А как же вылечить такого рода нарушения?
Вспомним, что дизартрией называются нарушения произносительной стороны речи, которое возникает в следствии органических поражений центральной нервной системы человека. Немаловажную роль в данном случае играет и дыхательная система. Так как именно благодаря ей, в трахею и гортань подаётся воздушная струя, которая даёт возможность звуку появится на свет. Но на воздухе всё не заканчивается. Тут вступает в игру артикуляционный аппарат. Как только дыхательная система «отпустила» струю воздуха в путь, её сразу же перехватывают нёбо, зубы, язык, челюсти и губы. На этом этапе организм делает последние штрихи и передаёт нам готовые согласные и гласные звуки, которые после этого превращаются в слова, предложения, рассказы. И как главный начальник, за всем этим следит центральная нервная система и командует процессом.
Но выше я описала идеальную картинку.
Плохое состояние дыхательной системы — может послужить причиной затихания голоса.
Нарушения в артикуляционном аппарате — приводит к неразборчивости и нечеткости речи.
Вернемся к основной теме: Лечение дизартрии у взрослого человека. Для чёткого понимания процесса лечения дизартрии, нам необходимо разделить информацию на три подраздела, как мы делали ранее. Три раздела будут касаться хорошо известных нам систем: дыхательная, артикуляционная и центральная нервная система.
Начнём с дыхательной системы. Чаще всего при лечении нарушений, связанных с дыхательной системой используют систему А. Н. Стрельниковой. Эта система может называться ещё парадоксальной. Такое название берёт своё начало с совершенно противоположного способа лечения, вопреки всем известным дыхательным гимнастикам. Чаще всего при занятиях спортом и лечебных гимнастиках при наклоне мы делаем выдох, а распрямляясь — вдох. но Стрельникова подошла к данному вопросу кардинально противоположно. Выполняя её гимнастику наклоняясь мы вдыхаем, выпрямляясь-выдыхаем.
Что касается артикуляционной системы, тут тоже можно улучшить и закрепить результаты с помощью тренировок. Основная задача всех артикуляционных упражнений — «научить» органы речеобразования правильным действиям. Также не маловажную роль играют массажи. Существует два вида массажей: расслабляющий и наоборот активизирующий. Расслабляющий используется при спатическом состоянии мышц, а активизирующий — при состоянии мышц паретичном.
Как не удивительно звучит, центральная нервная система — птоже поддаётся «тренировке». Благодаря тренировкам артикуляционном и дыхательной систем автоматически воссоздаются нейронные связи, которые были повреждены в следствии нарушений.
По сути, лечение дизартрии у взрослого человека особо ничем не отличается от лечения в младшем возрасте. Но в век прогресса и информационных технологий ни одна наука не стоит на месте. Это касается и логопедии. Используя специальные компьютерные программы, разработанные лучшими программистами и логопедами, возможно корректировать дизартрию в очень короткие сроки («DART»).
Источник
Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате поражения нервной системы. Комплексную терапию дизартрии проводят в центре лечения дизартрии. Врачи функциональной диагностики Юсуповской больницы с помощью новейшей диагностической аппаратуры определяют локализацию очага поражения головного мозга, который вызвал речевое расстройство. Неврологи проводят медикаментозную терапию основного заболевания, применяют препараты, которые улучшают деятельность нейронов коры головного мозга. Логопеды разрабатывают и реализуют индивидуальный план восстановления функции речевого аппарата. Реабилитологи применяют инновационные методики восстановительной терапии, ускоряющие процесс реабилитации.
Дизартрия лечится или нет? В Юсуповской больнице начинают лечить речевые расстройства как можно раньше. Профессора, врачи высшей категории обсуждают тяжёлые случаи дизартрии на заседании Экспертного Совета. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, включает медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.
Дефектологи, психологи осуществляют психолого-педагогический аспект, направленный на развитие сенсорных функций, уточнение пространственных представлений, формирование конструктивной способности к выполнению целенаправленных речевых движений, развитие высших корковых функций. Можно ли вылечить дизартрию полностью? В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.
Медикаментозное лечение дизартрии
Неврологи Юсуповской больницы пациентам с дизартрией проводят медикаментозную терапию заболевания, которое стало причиной речевого расстройства. Лекарственные препараты группы ноотропов положительно влияют на высшие мозговые функции:
- Улучшают память и умственную деятельность;
- Стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки;
- Облегчают процесс обучения.
Препараты энцефабол, фенибут, ноотропил, кортексин вводят внутривенно или внутримышечно, дают принять внутрь. Они нормализуют обменные процессы в коре головного мозга, улучшают обеспечение нейронов кислородов и питательными веществами.
Для улучшения церебрального кровообращения применяют сосудистые препараты при дизартрии. Циннаризин улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость тканей к гипоксии. Инстенон также улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие. Глиатилин воздействует на нейротрансмиссию, улучшает передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток.
Актовегин активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при дизартрии, которая развилась у пациентов с недостаточностью мозгового кровообращения, кислородным голоданием головного мозга, черепно-мозговой травмой. Церебролизат относится к психостимуляторам ноотропного действия. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные ингредиенты стимулируют обменные процессы в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к недостатку глюкозы, кислородному голоданию и токсинам. Восстанавливает интегративные процессы в центральной нервной системе, повышает концентрацию внимания, облегчает усвоение информации и восстановление речевой функции. В лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя следующие лекарственные средства:
- Цереброкурин;
- Пирацетам;
- Финлепсин.
Пациентам, страдающим дизартрией, назначают Магне В6 и препараты, снимающие сосудистые спазмы. Нейромидин при дизартрии не влияет на развитие речи. Препарат не назначают детям до 18 лет. Иногда пациентам назначают атаракс. Дизартрия может развиться на фоне нервного срыва. В этом случае препарат эффективен.
Работа логопеда с пациентами, страдающими дизартрией
Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является формирование общей и мелкой моторики при дизартрии.
Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.
Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.
Восстановление голоса и речевого дыхания при дизартрии
Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:
- Рациональной психотерапии;
- Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
- Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
- Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
- Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
- Полной автоматизации новых навыков.
После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок. На первой части занятия проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки, дыхательная гимнастика. Содержание работы на второй части включает развитие высоты, длительности и силы звучания, тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи.
Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её напряжения и расслабления. Пациенту предлагают до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «а», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «а» к звуку «п», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание пациента привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Логопеды используют упражнение по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса у детей проводят различные игры, инсценировки, читают сказки по ролям.
Популярной методикой лечения дизартрии является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Она позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики – это резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребёнка. Вдохи следует проводить естественно и произвольно.
Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывают общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, логопед индивидуально подбирает дыхательные упражнения.
Физиотерапия при дизартрии
Целью применения физиотерапевтических методов лечения дизартрии является улучшение произносительной стороны речи. При псевдобульбарной и бульбарной афазии назначают электростимуляцию синусоидальными модулированными токами мимических мышц лица, мышц дна ротовой полости и гортани. Способствуют расслаблению круговой мышцы рта аппликации грязи температурой 38-40оС через слой марли. Процедуру проводят до логопедического занятия. Физиотерапевты назначают дарсонваль при дизартрии на шейно-воротниковую зону.
Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.
Иглоукалывание при дизартрии производится в основные точки области лица, шеи и точки общего действия. Релаксация наступает при использовании нескольких игл и длительного воздействия (до 40 минут). Количество процедур за 1 курс варьирует от 10 до 15. С помощью специального аппарата рефлексотерапевты проводят акупунктуру в точку, расположенную на стопе.
Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение
Дизартрия у взрослых возникает в остром периоде инсульта, после черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Реабилитацию пациентов с инсультами в Юсуповской больнице в максимально ранние сроки. Если позволяет состояние, то ведение пациента с первых часов заболевания проходит под девизом «ни минуты покоя».
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным спастическим параличом или парезом речевых мышц, которые иннервируются кортико-нуклеарными путями. Основным его проявлением является гипертонус мышц. Псевдобульбарные параличи возникают вследствие двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. Исключение составляют мышцы нижней части лица и языка. Их иннервация преимущественно односторонняя.
Наиболее ярко спастический паралич речевых органов проявляется в движениях языка. Изменяется его трофика – язык становится толстым, отёчным, оттянутым назад. Его спинка выгнута. Это препятствует нормальному дыханию. Амплитуда движений значительно уменьшена. Нарушается движение языка вперёд. При этом язык опускается на нижнюю губу, загибаясь всей своей массой к подбородку. Верхний подъём высунутого языка, загибание его кончика к носу нарушено в большей степени, чем движения вперёд. Пациент старается достичь требуемого эффекта пассивным подниманием языка нижней губой и нижней челюстью. У него возникают синкинезии.
Боковые движения языка также характеризуются малой амплитудой, при этом двигается не кончик, а вся масса языка. Глоточный рефлекс повышен. Небная занавеска не успевает закрыть проход в нос, и возникает открытая гнусавость. Меняются свойства резонаторов, усугубляя носовой оттенок голоса. Спастически напряженные голосовые складки делают голос хриплым и напряженным.
При псевдобульбарном параличе тембр речи становится гнусавым, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, ш, л, ж, ц, ч). Смычные согласные и вибрант р заменяются щелевыми согласными, а щелевые превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше мягких. Смягчается звук «л», поскольку исчезает активный прогиб спинки языка вниз. Пациент слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Его усилия увеличивают гипертонус парализованных мышц и усиливают патологические особенностей артикуляции.
При центральном параличе блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов меняются резонаторные свойства ротовой полости и глотки. Голосовые складки напряжены и образуют дополнительные шумы трения. Голос становится слабым, сиплым и хриплым. За счёт чрезмерного напряжения глоточных констрикторов, мягкого нёба и нёбных дужек возникает носовой оттенок голоса.
Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии включает в себя следующие элементы:
- Массаж мимической мускулатуры лица;
- Массаж органов артикуляции;
- Артикуляционную гимнастику;
- Нормализацию речевого дыхания и голоса;
- Исправление произношения звуков;
- Работу над выразительностью речи.
Медицинский персонал Юсуповской больницы устанавливает контакт с пациентом, страдающим дизартрией, старается завоевать его симпатию и доверие. Пациент должен чувствовать, что врачи относятся к нему с уважением, не считают безголосым инвалидом, но человеком, которому временно, в силу болезни, трудно или невозможно общаться речью.
Коррекционная работа начинается с логопедического массажа лица, воротниковой зоны и артикуляционного аппарата. Массаж проводится чистыми теплыми руками в медицинских перчатках с использованием нейтральной детской присыпки или детского масла для лучшего скольжения. Продолжительность массажа 10-15 минут, курс лечения состоит из 10-12 процедур. На пятом или шестом занятии присоединяются дыхательные упражнения. Их целью является формирование у пациента диафрагмального дыхания. Восстановительное обучение продолжается в клинике реабилитации и после выписки пациента домой. В нём активное участие принимают родственники и лица, осуществляющие уход за пациентом. Для того быстро восстановить речь у близкого вам человека с помощью эффективных инновационных методик, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.
Автор
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник