Как вылечить душевную болезнь
Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)
Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.
Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)
Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.
Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783)
Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994)
Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783)
Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.
Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)
Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)
Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.
Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)
Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.
Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…
Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…
Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».
Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…
Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…
В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.
Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…
Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…
Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».
Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…
Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.
При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.
Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.
Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…
Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».
Источник
От редакции: «Душевная болезнь потому и зовется такой, что физически человек чувствует себя нормально, но его душа – эмоции и разум – выходит из-под контроля. Истории тех, кто побывал «в комнате с белым потолком и правом на надежду» и смог вернуться обратно, читай ниже».
Из письма Оксаны, 27
Это произошло со мной год назад. Что-то где-то сдвинулось и сначала понемножку, а потом все больше и больше мною стали овладевать навязчивые мысли, идеи, страхи. Я смотрела на людей, и у меня было такое ощущение, что и они всё это понимают, но не говорят вслух. На каком-то этапе я пришла к выводу, что для меня единственный выход – это самоубийство. Не то чтобы я хотела этого, просто не видела иного выхода, мне казалось, что во мне гнездится какое-то вселенское зло, которое крайне опасно для людей. То есть в те дни я действительно была на волоске от смерти. Останавливал меня элементарный страх, неумение это сделать, ну и то, что это вроде как считается грехом. Позже у меня начались и галлюцинации. Помню, что видела и слышала странные вещи: мужчина сидит на корточках под деревом с камерой, парень стреляет из окна из ружья, по радио мат и нецензурщина и т.п. Потом помню, как мама говорит мне: “Ты умрешь”, хотя она утверждала впоследствии, что такого не говорила. Сейчас мне трудно понять, как я, в общем-то, очень разумный, рассудительный человек, могла вообще поверить во весь этот бред, что я сама же себе и внушила. В последние дни перед больницей я искала встреч с людьми, которых всегда любила, которым доверяла. Вот мы сидим с другом в кафе, обед, я отодвигаю от себя тарелку (есть не хотела, вообще насколько помню, тогда ничего не ела). Он мне что-то говорит, спрашивает, а я даже не понимаю суть вопроса. Грудь сдавливает чудовищное чувство тревоги, кажется, что сердце сейчас разорвется. Произношу какие-то отрывочные фразы и сбиваюсь, не могу договорить, не могу выстроить предложение! Невероятно, но все это время практически до последнего дня я продолжала исправно ходить на работу. Только теперь я, всегда такой ответственный, грамотный работник, не могла доделать до конца ни одного порученного дела, не могла ответить на элементарный вопрос. Конечно, окружающие видели, что со мной что-то не так. Вопросы: “Ты влюбилась?”, “Ты не беременна?”, “Ты не на наркотиках?”, “Может быть тебе надо уйти в отпуск?”. Да кстати хочу сразу сказать тем, кто думает, что такое бывает от наркотиков или алкоголя, что наркотики я никогда не принимала, не курю, и пью вообще очень редко и мало. В конце концов, когда до всех моих как-то одновременно дошло, что дело совсем плохо, меня просто взяли за руку и отвели к врачу. Действие ли это таблеток или разговоров со мной – мне теперь уже трудно судить, но я действительно выздоравливала. Галлюцинации у меня прошли вообще достаточно быстро, а мысли… Мне трудно было поверить, что я действительно так заблуждалась, и что все мои идеи, все мои теории были лишь плодом нездоровой фантазии. Окончательное выздоровление я отношу к тому времени, когда меня впервые отпустили домой (на выходные), и перед сном ко мне зашла мама, и мы проговорили целый час. Но правда что-то осталась, какая-то повышенная мнительность, я придавала слишком много значения всяким мелочам, воспринимая их как приметы, знак свыше. В общем, отголоски моей болезни, но со временем и это прошло. Выписали же меня только через три месяца. Многие из тех, кто лежал вместе со мной, воспринимали психбольницу как тюрьму. Меня же нисколько не напрягало это вынужденное ограничение свободы, постоянный контроль, обращение медсестер и т.п. Для меня самое страшное – это то, что ты постоянно, изо дня в день находишься под действием психотропных таблеток. Что такое психотропные таблетки и как они действуют на человека, можно узнать, только попробовав это на себе. Я никогда даже не предполагала, что таблетки могут ТАК действовать. И находилась в постоянном ужасе, ведь у меня все это было впервые и я не знала, стану ли я снова такой как прежде или такой и останусь: этот ненормальный, остановившийся взгляд, какая-то дикая слабость: говорить тяжело, руки, ноги устают моментально, не вникнуть ни во что: невозможно ни непосидуха» — таким смешным словом у нас называлась повышенная двигательная активность, читать, ни смотреть телевизор. Эта «невозможность долго стоять или сидеть на одном месте, состояние совсем не смешное, а очень мучительное. Постоянно хочется спать, при этом ночью просыпаешься через каждые два часа и лежишь без сна. Мои знакомые, те, кто в курсе, где я лечилась, как-то избегают со мной разговаривать на эту тему. Может быть им это неинтересно, может быть, думают, что мне тяжело это вспоминать. На самом деле нисколько – мне это все очень интересно.
Комментарий И.Ю.:
История Оксаны показывает, как на самом деле непрост, неоднозначен и главное – непредсказуем в своих проявлениях (в том числе, и патологических) наш внутренний мир. Специалисты часто сравнивают психику с айсбергом, у которого лишь небольшая часть — сознательный разум — находится над водой, а вся огромная многотонная глыба скрыта в темных глубинах бессознательного. Как и в случае кораблекрушения, встреча с этой невидимой и неосязаемой «горой» часто происходит в самый неожиданный момент, становясь поистине катастрофической. Описанный пример тяжелой психической декомпенсации (предполагать более конкретные диагнозы в таких случаях не принято) собственно и выражает собой такого рода драматическую встречу с бессознательным. Дальше приходится «из двух зол выбирать меньшее» и, в конечном итоге, хорошо все то, что хорошо заканчивается. Каким бы неприятным на отдельных этапах лечения не было действие «психотропных таблеток», их временные побочные действия — ничто по сравнению с ужасом душевной катастрофы и спасением от нее. Я думаю, что именно эту, к сожалению, часто расходящуюся с общественным мнением истину психиатрической практики ясно иллюстрирует данный случай.
Из письма Анны, 20
Помню, это случилось со мной во время зимней сессии. Я тогда прогуляла почти весь семестр, и пришлось в спешке наверстывать упущенное. Еще к тому же была на первом курсе – а нагрузка в нашем вузе та еще. Лишний раз не посачкуешь, к тому же мне нельзя было оставлять хвосты – иначе бы меня перевели на платное отделение, а этого бюджет нашей семьи бы не выдержал просто. Материал был неподъемный, прямо скажем. Но я уже поставила себе цель его осилить. Сдать нужно было пять экзаменов, сидела дома безвылазно, мама готовила еду и приносила ее в мою комнату, иногда говоря, что надо бы сходить на улицу проветриться. Но чем ближе был день экзамена, тем большую тревогу я ощущала, это был настоящий кошмар: ты садишься читать в шесть утра и не замечаешь, как проходит день. Постепенно тревога нарастает и превращается в панику – ты видишь, что просто ничего не успеваешь, что из пятидесяти билетов, выучила только десять – и тебе становится по-настоящему страшно. Перед первым экзаменом я еще спала по три часа – и сдала его, на «четверку», второй был намного сложнее – и времени на подготовку было всего три дня, я перестала спать, и у меня пропал аппетит, я пила только кофе и энергетик, потом у меня просто началась тошнота от него. Мне стали мерещиться формулы, которые говорит какой-то голос, почему-то мне казалось, что это голос Циолковского, не знаю, почему именно его. Мне казалось, что это он. Родители потом рассказывали, что забеспокоились, когда я начала ходить по дому и говорить бессвязные слова, солить чай и пить его, как ни в чем ни бывало. На их вопросы я просто не реагировала. Как меня привезли в больницу – не помню, единственное, что я почувствовала в ней — безумно сильный запах лекарств. Я не понимала, почему почти никто со мной не разговаривал, просто смотрели на меня — и все. Или говорили что-то абсолютно не в тему. Про больницу помню какое-то жуткое количество таблеток, после которого чувствуешь себя как под наркозом – никаких мыслей, даже физически тяжело просто ходить, стоять, все время ощущаешь себя сонным. Там часто с остальными устраивали так называемые «группы». Мы говорили о своем состоянии, о том, что будем делать, когда вернемся домой. Какой-то там у нас был актив, назначали людей, кто будет ухаживать за животными, кто будет будить по утрам все отделение, кто по утрам проводит зарядку. Потом через три недели меня перевели на другие таблетки, стали отпускать домой, в институте я взяла академотпуск. И больше уже не разговаривала сама с собой. На самом деле, даже вспоминать об этом не хочется.
Комментарий И.Ю.:
Случай Анны достаточно типичен и распространен среди людей с чрезмерной требовательностью к себе, самокритичностью, повышенным чувством вины и ответственности. Здесь вряд ли идет речь о психическом заболевании, скорее — о том, что принято называть нервным срывом. Совпадение сразу нескольких основных причин – личностных особенностей (гиперответственность), психоэмоционального истощения (экзаменационный стресс), высокой психологической значимости ситуации (ни в коем случае нельзя провалить сессию) и физического дисбаланса (недостаток сна, питания и активности при избытке кофе и «энергетиков») — закономерно вызвало психическое расстройство. Не будь хотя бы одного из перечисленных факторов, не возникло бы и данного нарушения. Подобного рода «срывы» возникают тогда, когда характер человека и внешние обстоятельства подходят как ключ к замку. Хорошо, что Анну лечили не только медикаментозно, но и «устраивали так называемые группы». В таких случаях психологические тренинги особенно необходимы и эффективны.
Из письма Ольги, 24
Меня положили в психиатрическую больницу после того, как я попыталась свести счеты с жизнью после разрыва отношений со своим бывшим любимым, с которым мы встречались около пяти лет. Конечно, бросил он меня. Неделю я после этого как будто не жила, я ходила в институт, на работу – знакомые и родители говорили, что все образуется. Но внутри меня была такая боль, ничто не радовало и не вызывало интереса. Я просто не видела смысла жить. Без него его не было! У меня было такое ощущение, что я смотрю на все сквозь мутное зеркало, я звонила ему, умоляла вернуться, но он уже даже перестал брать трубку. Смысла в своем существовании я не видела – с ним я действительно была счастлива, а без него все стало чужим, серым. Как-то я пришла домой – пыталась ему дозвониться, он не брал трубку, мне было действительно больно, даже физически, и я решила покончить с этой болью. Мама нашла меня на полу в комнате без сознания. Я выпила больше десяти таблеток снотворного… Не скажу, что сразу вспомнила, что случилось – помню, что лежала в палате еще с тремя девушками. Моральная боль еще не прошла, но все это благополучно заглушалось лекарствами, которые мне давали в больнице. И еще я видела, что за мной особенно внимательно наблюдали. Три раза в неделю со мной проводили беседу врачи, мне показалось, что остальные больные в отделении были абсолютно нормальными, просто в какой-то момент не смогли справиться со своими проблемами. Каждый день назначались дежурные из тех, кто должен был кормить рыбок, поливать цветы или украшать палату – но, в том состоянии, в каком я пребывала – мне это не было в большую радость. Через несколько недель я уже с большим воодушевлением принимала пищу и общалась со своими соседками, с некоторыми даже подружилась. Мне уже хотелось домой, тем более что родители и подруги приезжали ко мне, полные идей и в хорошем настроении. Через два месяца меня выписали домой, повторить опыт попытку покончить с жизнью что-то не хочется совсем. И еще я поняла, что не стоит искать смысл свой жизни в других – нужно просто жить, ведь это может и закончиться.
Комментарий И.Ю.:
Суицидальные попытки в подобных ситуациях достаточно распространены и носят, как правило, неосознанно демонстративный характер. Нужно как-то выразить всю боль от непризнания значимым человеком своей исключительности, от возможного предпочтения им другой женщины и выплеснуть упрек в лицо обидчику. Само выражение «меня бросили» подразумевает, что человек уже заведомо мыслится как МОЙ — не располагающий собственной свободой выбора. Тогда естественно будет наказать его за такое вероломное нарушение прав собственности, представив виновником своей чуть ли не физической боли и даже самоубийства. Очевидно ведь, что нельзя бросить того, кто к себе не привязывает, не делает другого человека зависимым от своих чувств, кто искренне любит и желает любимому безотносительного счастья, ценя его как абсолютно свободную и независимую личность. Впрочем, такой любовью люди обычно не пренебрегают, не предпочитают ей что-то иное. На мой взгляд, в таких случаях помещение в психиатрическую клинику имеет не только лечебный, но и воспитательный характер. По заключительной части письма мы видим, как у Ольги в душе происходит целительная для нее переоценка ценностей и расстановка новых — более зрелых приоритетов.
Что делать, если в этих историях ты узнала себя?
Старайся, что есть сил, осознавать происходящее, и главное – осознавать СЕБЯ в происходящем! Любое состояние, эмоционально воспринимаемое как дискомфортное и неблагополучное, неизменно является проявлением психического, психологического, психосоматического, возрастного или экзистенциального (относящегося к смыслу существования) кризиса. Это очень популярное сейчас слово в переводе с греческого (krisis) буквально означает – «суд».
Смотри на кризис, как на период перемен, — время, специально установленное для разграничения существенных и несущественных целей, истинных и ложных представлений, инфантильных и зрелых установок. Как на период выбора путей и средств для дальнейшего существования, можно сказать — формирования нового стиля жизни тогда, когда прежний «стиль» себя исчерпал.
Активно ищи пути и средства, чтобы с успехом проделать непростую работу по переоценке внутренних ценностей и раскрытию психологических истин, касающихся самой себя. Тогда выйдешь из кризиса не просто психически здоровой, но в полной мере обновленной – более счастливой и социально успешной. Если нет – последствия могут быть самыми драматичными.
Используй в своих интересах целую армию психиатров, психоаналитиков, психотерапевтов, психологов, работающих как индивидуально, так и с группами. Они существуют не ради «своего удовольствия», а специально для того, чтобы помочь тебе выстоять в этой внутренней борьбе, совершенно избежать которой не дано никому.
Не будь беспечной и не строй ложных иллюзий о благоденствии, не основанном на интеллектуальной и эмоциональной зрелости, не доверяй шарлатанам, обещающим счастье или чудо исцеления без личных усилий.
Имей в виду, что психологический (также и социальный, экономический или финансовый) кризис нельзя избежать, но его можно и нужно ИСПОЛЬЗОВАТЬ для приобретения новых более совершенных качеств души и личности в полном соответствии с принципом – «То, что гусеница считает смертью, Творец называет бабочкой».
Источник