Как вылечить глухоту ребенка

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.
Общие сведения
Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.
Тугоухость у детей
Классификация тугоухости у детей
С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:
- нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
- кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
- смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.
В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.
Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:
- 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
- 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
- 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
- 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.
Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.
По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.
Причины тугоухости у детей
Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.
Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.
Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.
Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.
Симптомы тугоухости у детей
Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.
Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».
Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.
Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.
Диагностика тугоухости у детей
На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.
Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.
При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.
Лечение тугоухости у детей
Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.
При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).
Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.
Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.
Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.
Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.
Прогноз и профилактика тугоухости у детей
Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.
Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Источник
Потеря слуха из-за травмы или болезни становится тяжёлым испытанием. Ведь от того, как мы слышим, зависят дальнейшая жизнь и многие возможности. А если на свет появляется глухой или слабослышащий малыш, то трагедия захватывает всех членов семьи. К слову сказать, глухота является наиболее распространённой врождённой патологией у новорождённых — она встречается примерно у 1-3 детей из тысячи. Есть ли способ вернуть слух? Об этом наш разговор с врачом-отоларингологом высшей категории Владимиром Васильевичем.
— Владимир Васильевич, в современном мире потеря слуха не роковой приговор, слуховые аппараты давно и прочно вошли в нашу жизнь, они доступны по цене, легки в эксплуатации. Можно сказать, что современная медицина победила такую проблему, как глухота?
— Я бы не делал таких громких заявлений. Да, слуховые аппараты могут помочь, но в определённых ситуациях. Например, при потере способности адекватно реагировать на звуки, которые ранее воспринимались без всяких проблем. При возрастных изменениях, которые приводят к сужению слухового прохода, а также уплотнению барабанной перепонки, при появлении в ушах постороннего шума, который вызывает дискомфорт и неприятные ощущения. Однако при тяжёлой степени тугоухости слуховые аппараты неспособны помочь. Так, если болезнь (или повреждение) затронула внутреннее ухо (в этом случае врачи говорят о нейросенсорной тугоухости), такие устройства, увы, бессильны.
— И ничего нельзя сделать?
— В этом случае на помощь приходит операция — кохлеарная имплантация. Это сложное хирургическое вмешательство на структурах внутреннего уха. Разработкой данного метода учёные начали заниматься ещё в 1970 году. Сначала врачами применялись одноканальные имплантаты, а сейчас в широкое использование вошли многоканальные аппараты, что существенно увеличивает шанс вернуть слух. Кохлеарный имплант состоит из двух частей: внутренней (электрод, который располагается в ухе пациента) и внешней (речевой процессор). Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека. Операция обычно выполняется в стационарных условиях под общей анестезией и длится примерно 2-3 часа. Производится небольшой разрез за ушной раковиной, и через сосцевидный отросток во внутреннее ухо вводится матрица электродов в улитку. Устройство в зависимости от фирмы-производителя имеет на своей поверхности от 12 до 24 чипов, каждый из которых отвечает за конкретную частоту звука в очень широком диапазоне — от 250 до 8000 Гц. Речь человека, как правило, находится в диапазоне от 500 до 4000 Гц, поэтому система кохлеарной имплантации позволяет не просто слышать слова, но и распознавать звуки окружающей природы, воспринимать музыку и различать музыкальные инструменты.
— Это просто сродни чуду. А когда человек начинает слышать?
— После проведённой операции пациент ещё не слышит, такая возможность появляется после включения речевого процессора. Обычно это происходит через 20-30 дней после операции — столько времени необходимо для того, чтобы область вмешательства зажила, спал послеоперационный отёк. Только после полного заживления присоединяется наружная часть, и производятся соответствующие настройки устройства. Речевой процессор, который располагается на ушной раковине, направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы. Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на соответствующий чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает тем самым ощущение звука. С этого момента начинается длительный и сложный период для пациента, нужно набраться терпения и постоянно выполнять рекомендации специалистов — сурдопедагога, сурдолога, дефектолога. Особенно непросто приходится родителям, детям которых была проведена операция. Ведь обычно мама и папа хотят получить результат как можно быстрее! А первые плоды кохлеарной имплантации появляются, как правило, спустя 6-9 месяцев после операции. Всё это время нужно работать, заниматься и тренироваться как дома, так и со специалистами. Иногда это сложно объяснить родителям, но без сотрудничества с врачами, постоянных приездов в центр, в котором проводилась кохлеарная имплантация, результата не будет. Однако если родители выполняют все рекомендации и сами прикладывают усилия, то успех обязательно будет: после полной настройки речевого процессора пациент способен воспринимать шёпотную речь с расстояния 6 м — как и человек с нормальным слухом.
— А каким пациентам в первую очередь показана операция?
— Приоритет отдаётся детям с врождённой потерей слуха (до 2 лет). Чем раньше будет выявлено отсутствие слуха у младенца и предприняты необходимые медицинские меры, тем больше шансов, что он сможет вновь слышать, научится говорить и станет полноценным членом общества. В случае со взрослыми операция показана людям с развитыми навыками речи, которые потеряли слух после травмы или перенесённых инфекций (с высокой степенью двусторонней тугоухости (IV степень) или двусторонней глухотой).
— Вы сказали, операция показана маленьким детям. А если ребёнку 4, 5, 6 лет? Неужели у таких пациентов нет шанса?
— Шанс есть, операция может быть проведена и по прошествии двухлетнего возраста. Однако результаты более успешны именно в младшей возрастной группе. Установка кохлеарного импланта при раннем своевременном лечении обеспечивает практически полную реабилитацию. У детей 4-5 лет, которые с рождения лишены слуха (отсутствуют навыки речи), результат предсказать трудно, но однозначно он не будет таким выраженным, как у малышей. Дело в том, что речевой и слуховой центр формируется до трёхлетнего возраста, и чем старше ребёнок, тем сложнее достичь успеха в развитии речи. Это возможно, но потребуются огромные усилия со стороны родителей и педагогов. Поэтому перед решением вопроса о необходимости проведения кохлеарной имплантации в более взрослом возрасте требуется получить квалифицированную консультацию и пройти обследование у врача-сурдолога.
— С какого возраста возможно проведение операции?
— Имплантацию можно проводить с 12-месячного возраста. Идеальным возрастом является период завершения формирования речи в промежутке от 2 до 3 лет. До момента операции важна диагностика, особенно в первые 6 месяцев жизни. Глухоту можно диагностировать с помощью специального обследования ОПЭ (отоакустическая эмиссия) — тест, показывающий функцию внешних волосковых клеток. Он проводится после рождения и перед выпиской из больницы.
В случае диагностирования потери слуха у новорождённого должна быть сразу начата реабилитация с помощью слухового аппарата. Выбор подходящего устройства осуществляется врачом, при этом необходимо регулярное наблюдение ребёнка опытным аудиологом с оценкой реакции на голос и развитие речи. В случае, если ребёнок не может слышать с использованием слухового аппарата врачи предлагают проведение кохлеарной имплантации.
— А какое обследование необходимо пройти перед операцией?
— Стандартные исследования анализа крови и мочи, а также томографию височной кости, при необходимости — МРТ улитки, внутреннего строения уха и преддверно-улиткового нерва.
— Обычный слуховой аппарат можно снимать на ночь, он не доставляет дискомфорта при отдыхе, а как обстоит дело при установке импланта?
— Внутренняя часть системы кохлеарной имплантации находится во внутреннем ухе, поэтому снять её нельзя. Но она не доставляет абсолютно никакого дискомфорта. А вот речевой процессор снимается, однако именно на нём расположены микрофоны, и как только человек снимает процессор, он перестаёт слышать. Поэтому пациенты, особенно дети, после того как привыкнут к речевому процессору, носят его постоянно, но на ночь, конечно, можно его снять. По размеру речевой процессор больше, чем обычные слуховые аппараты. Это связано с большими элементами питания, которые должны обеспечивать работу не только самого процессора, но и электрода, расположенного во внутреннем ухе. Однако несмотря на это ношение кохлеарного импланта не вызывает проблем ни у взрослых пациентов, ни у детей.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К сожалению, операция может быть выполнена не во всех случаях. Противопоказаниями являются:
Аномалии развития внутреннего уха и структур височных костей
Оссификация (окостенение) ушной улитки после перенесённого менингита
Невозможно применить общую анестезию при тяжёлых заболеваниях сердца, почек, печени или лёгких.
— Наверняка всех родителей и людей, столкнувшихся с проблемой глухоты, интересует вопрос: могут ли операции выполняться бесплатно? Если нет, какая сумма нужна для её осуществления?
— Кохлеарная имплантация выполняется за счёт средств Федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, однако в связи с высокой стоимостью аппарата операция проводится в ограниченном количестве и не покрывает реальную потребность. Сегодня в очереди на получение кохлеарного импланта стоит множество детей. В ожидании операции, как вы понимаете, они теряют драгоценное время, отпущенное на то, чтобы научиться говорить и слышать. Единственным выходом для них может стать самостоятельное приобретение устройства, но далеко не все семьи могут себе это позволить — его цена в среднем достигает 30 тысяч долларов. Хотелось бы, чтобы наши российские власти больше времени уделяли подобным вопросам и усилили финансирование отрасли здравоохранения. Помощь Сирии, проведение олимпиад и чемпионатов — это, конечно, хорошо. Но и о простых людях забывать нельзя. Вот тогда, наверное, можно будет сказать, что мы частично победили проблему потери слуха. А пока, к сожалению, нет. Плановая замена внешней части системы (речевого процессора) производится за счёт средств ОМС один раз в пять лет. Замена, как правило, выполняется в том лечебном учреждении, в котором проводили операцию. Внутренняя часть импланта не подлежит замене — пациент пользуется ею на протяжении всей жизни.
ШАГИ К МИРУ ЗВУКОВ
Шаг 1 Звук в виде звукового сигнала поступает на микрофон и преобразуется в электрический сигнал.
Шаг 2 Передающая антенна посылает электромагнитный сигнал на антенну-приёмник, расположенную во внутренней части устройства.
Шаг З Антенна-приёмник передаёт сигналы на микрочип, который декодирует их и посылает на электроды, расположенные внутри улитки.
Шаг 4 Электроды стимулируют слуховой нерв, который передаёт в мозг информацию о звуках. Мозг обрабатывает информацию и получает возможность «слышать» звуки.
Источник