Как вылечить не детсадовского ребенка

Взрослым, постоянно озабоченным своими серьезными проблемами, мир детства кажется безоблачным и беззаботным. Они даже придумали красивую метафору — Золотое Детство. Самих детей, как всегда, об этом не спросили. Мнением детей вообще не принято интересоваться — они еще слишком малы и не понимают, что для них хорошо, а что плохо.

Представьте, что вся ваша жизнь находится во власти всесильных мудрецов — противиться их воле бесполезно. Оказавшись в таком положении, вы едва ли сочтете, что переживаете золотую пору. Вы скорее станете бессознательно, почти без надежды на успех сопротивляться давлению и отстаивать свое право на собственные желания, предпочтения и интересы. Не в силах победить в неравной борьбе, вы будете огорчены, подавлены, можете даже заболеть. Такова уж человеческая природа. И она проявляется в любом возрасте, даже в детстве. Не приходится удивляться, что дети, когда не могут смириться с навязанным им стилем жизни, реагируют на это пассивным, но упорным сопротивлением.

Пожалуй, самая серьезная проблема, которая приводит в действие этот оборонительный механизм, — помещение ребенка в детский сад. Парадокс состоит в том, что, поступая таким образом, взрослые оказываются по большому счету правы. Общение с родителями — необходимое, но недостаточное условие полноценного развития личности ребенка. Не менее важно общение со сверстниками, совместное решение жизненных задач без опоры на родительскую помощь. Современный городской ребенок в условиях домашнего воспитания такого общения практически лишен. В результате он рискует на долгие годы сохранить инфантильную сосредоточенность на собственной персоне, неумение сотрудничать и ладить с людьми. Детский сад в этом отношении играет положительную роль, формируя у ребенка многие жизненно необходимые навыки. Если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду к нему относятся трезво и спокойно. И это нормально: человеку необходимо чувствовать не только мамино восхищение каждым его словом и жестом, но и разумную требовательность, объективную оценку его успехов и промахов. Не будем забывать и о таких прозаичных, но важных вещах, как рациональный режим дня, сбалансированное питание, дисциплина — дома с этим зачастую дело обстоит неважно.

Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы.

Неудивительно, что такая серьезная перемена очень редко проходит гладко и безболезненно. В большинстве случаев адаптация к новым условиям бывает связана со многими переживаниями и проблемами. Для некоторых детей эти проблемы довольно быстро сглаживаются. Но немало и таких, кто адаптируется долго и тяжело. Бывает, что за все годы пребывания в детском саду ребенок так и не привыкает к своему «второму дому». Для таких детей даже придуман особый эпитет — «несадовские». Имеется в виду, что детский сад такому ребенку абсолютно противопоказан, ибо приспособиться к нему малыш не в состоянии. Большинство родителей сталкиваются с тем, что изменение условий жизни ребенок воспринимает болезненно, причем отрицательные переживания не исчезают, как хотелось бы, через несколько дней, а сохраняются довольно долго — недели и месяцы. Помимо этого многие дети, поступив в сад, часто болеют, тем самым сводя на нет все ожидаемые эффекты общественного воспитания. Родители начинают терзаться сомнениями и колебаниями. Правильно ли они поступили, отдав ребенка в сад? Не вредно ли это для его здоровья и развития? И вообще — не является ли их чадо тем самым «несадовским» ребенком, которого, несмотря на все возможные трудности, лучше из сада забрать и воспитывать дома?

На все эти вопросы, касающиеся конкретного ребенка, может дать точный ответ только специалист, ознакомившийся со всеми его индивидуальными особенностями. Если родители испытывают серьезную озабоченность, то им надо обратиться за консультацией к детскому психологу. Но предварительно следует сориентироваться в тех общих рекомендациях, которые дают психологи в большинстве подобных случаев. Не исключено, что тогда какие-то вопросы отпадут сами собой, а решение конкретных проблем обозначится более четко.

Дело в том, что настоящих «несадовских» ребят, к счастью, не так уж много. В основном это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и вынужденные жить под медицинским наблюдением. Им необходим индивидуальный режим, диета и другие особые условия, которые в детском саду обеспечить невозможно. В принципе, все остальные дети, несмотря на бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей, вполне «садовские». И нервным, и ослабленным, и агрессивным, и чувствительным детский сад не противопоказан. Более того — отклонения в поведении лишь усиливают необходимость в детском обществе и внимании педагогов-профессионалов.

Но как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет доктор Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».

Однако сам доктор Спок убежден: «Это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд».

Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданны и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Немаловажно, какое впечатление производят на родителей воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и скверный человек. Но это повод задуматься. Потому что такая эмоциональная оценка скорее всего свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, целях, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И это рассогласование ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то к одному, то к другому стилю.

Читайте также:  Как вылечить чтобы заговорил ребенок

Надо присмотреться и к поведению детей. Если дети в саду «стоят на голове», то скорее всего там царит анархическая вольница и воспитатели, погруженные в собственные проблемы, не уделяют детям должного внимания. Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателя. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не сможет чувствовать себя комфортно. Если атмосфера данного учреждения вас не устраивает, всерьез задумайтесь о переводе ребенка в другой сад. Но этот шаг может быть приемлем однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в постоянное кочевье, то тем самым лишите ее стабильности и ввергнете его в бесконечный стресс.

Но даже самый лучший детский сад может служить дополнением к семье, но никак не заменять ее. Ребенку там многое дано, но многого и недостает. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык безнадежно домашнего. Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом — как выйти из этой ситуации лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.

Источник

У этого «явления» есть две стороны, две причины: не попали в садик и не получается ходить. Но в результате у вас – «несадовский ребенок». Некоторые произносят эти слова с гордостью, другие с сожалением, педагоги и психологи сулят множеств проблем, сами дети в большинстве счастливо бездельничают дома. Приглядимся внимательнее: что за чудо такое?

«Мест нет!»

Может быть, в России и демографический кризис, но в Москве налицо бэби-бум, и, как следствие, огромный дефицит мест в детских садах. Записываться приходится сразу после рождения ребенка, а если вы живете в одном месте, а прописаны в другом — как быть? А в старых районах многие садики переданы коммерческим структурам, закрыты или перепрофилированы. Вот и получается, что ваш ребенок стал «домашним». Какие есть варианты решения этой весьма серьезной проблемы? Рассмотрим несколько.

Вариант первый

Маме не нужно выходить на работу, она вполне довольна своим положением и с удовольствием занимается деткой. Тогда можно посоветовать водить ребенка на занятия рисованием-музыкой-танцами, в театральную студию и бассейн. Умышленно не называю разнообразные «развивалки», где детей с трех лет начинают учить читать и считать, поскольку пребываю в твердой уверенности, что дело это никакой пользы, окромя вреда, не приносит. Наши дети испытывают сильную нехватку «правополушарных» занятий, то есть таких, где задействована интуиция и стимулируются творческие задатки. А им тренируют логику и анализ, что совершенно не по возрасту. Но это так, к слову пришлось.

Единственный недостаток вышеперечисленных занятий заключается в том, что они сильно структурированы по времени, дети в это время занимаются, а в саду у них всегда есть возможность просто поиграть. Поэтому крайне важно, чтобы у вашего домоседа были друзья, не обязательно сверстники, но все-таки — дети, с которыми можно будет играть в «дочки-матери», «человека-паука» и Лего. Иначе вы рискуете получить первоклассника, шарахающегося от толпы детей.

Кстати, вы знаете, что самые лучшие партнеры по играм для трех-шести летних детей — это восьми-десятилетки. Им ещё интересно, но они уже понимают разницу в возрасте и ведут себя более сознательно. Взрослые менее подходят: они слишком заботятся, слишком снисходительны, позволяют жульничать, или наоборот — им скучно, они не хотят в сотый раз играть в одно и то же.

Основная опасность для несадовских детишек заключается в социальной изоляции — отсутствии контактов со сверстниками. Вот с этим и боритесь.

Вариант второй

Маме нужно выходить на работу, а няня семье не по карману. Именно такая ситуация сложилась в семье моих близких друзей. Малыша все же запихнули всеми правдами и неправдами в ясли, он заболел бронхитом, не проходив и месяца. И мама стала искать альтернативу. Так как район, в котором они живут, что называется «спальный», молодых мам с маленькими детьми имеется в избытке, а вот с нянями и детскими садами — беда. Тогда они решили объединиться: пять семей договорились, и сидят с детками по очереди, на дому. У двух из пяти семей оказались отдельные квартиры, без бабушек, так что неделю вся орава квартируется у одних, а неделю — у других. Готовит на всех та мама, которая сегодня дежурная (все мамы устроились на работу на 0,8 ставки, с одним выходным в середине недели), днем дети спят, два раза в день гуляют, с ними проводят все занятия, полагающиеся по возрасту: рисование, лепка, развитие речи. Даже учительница французского и музыки к ним ходит. Дети почти не болеют, очень дружат.

Читайте также:  Как вылечить побыстрее простуду у ребенка

Конечно, этот метод гораздо более затратный для родителей, чем просто довести ребенка до садика и вечером забрать. Затратный по усилиям, но очень выгодный по результату, да и по деньгам тоже. Основное преимущество — дети общаются, очень быстро адаптируются, и режим гораздо более индивидуальный, чем может предложить даже самый дорогой частный сад. Если кто-то не хочет, допустим, слушать сказку, у него всегда есть выбор: тихо поиграть в углу в кубики, или громко попрыгать в соседней комнате на батуте. Если кто-то не спит днем, это тоже не проблема: иди себе на кухню и делай аппликацию, только другим не мешай.

Режим питания тоже соблюдается более строго, и, одновременно — более гибко. Строго в случае аллергии: никто не подсунет ребенку шоколадку по случаю дня рождения, а гибко тоже возможно, никакого тебе «ешь, что дают». Часто дети участвуют в приготовлении пищи, что решает все вопросы с «буду-не буду».

Иногда в такой мини-садик нанимают няню вскладчину. Но няня должна быть высоким профессионалом, вариант «просто посидеть с ребенком» с группой из пяти-шести человек не проходит.

Вариант третий

Ребенок не хочет/не может ходить в сад. Это самый тяжелый случай. Потому что прежде, чем вы признаете свое полное поражение, обычно и вы и ребенок успеваете дойти до нервного истощения. Ежедневные истерики, «три дня ходим — три недели болеем», ваше ощущение, что все идет не так, как должно бы — понятно, что надо искать другие пути.

Иногда ребенок не хочет оставаться в детском саду, отвечая на невысказанную просьбу мамы: «Останься со мной!». Как ни удивительно это прозвучит, но именно мама может бояться садика, поскольку в её детстве эти посещения были слишком травматичны, или она не знает, чем будет заниматься в отсутствие ребенка.

В одну группу с моей младшей дочерью ходит девочка, очень развитая, крупная, спокойная на вид. Но ежеутренние расставания с мамой — это спектакль на любителя. Тоня рыдает, цепляется за ноги, просит, чтобы мама посидела в коридорчике и посмотрела на неё. Плюс ко всему, забирают её после обеда, потому что она не может спать днем. Я как-то выходила из здания вместе с её мамой, и мы разговорились. Мама пожаловалась на ежедневные скандалы. Я сказала, что как только мама исчезает из поля зрения, Тоня немедленно успокаивается и идет играть. Поэтому почему бы не оставлять её в саду до вечера? «А что же я-то буду делать целый день?» — удивилась её мама. То есть ребенок обслуживает мамин запрос на заполнение свободного времени. Как только мама устроилась на полдня на работу — все проблемы с приходом в сад исчезли, оказалось, что дочке очень даже нравится в групе, и занятия интересные, и балет — любимый, и игрушек много.

Пожалуй, это главная причина, по которой ребенок «не может адаптироваться к саду»: у родителей есть альтернатива, они могут каждый день решать — отправлять чадо в садик, или нет. Но, сразу оговорюсь: если абсолютно точно исключена невропатология. Крайне тяжелое протекание периода адаптации (с ежедневными длительными истериками, со рвотой или отказом от еды, с ночными кошмарами или заиканием) может сигнализировать о разнообразных нарушениях нервной системы и психики, вплоть до манифестации синдрома раннего детского аутизма и шизофрении. Поэтому если вам кажется, что проблема затянулась, если ребенок и вы переживаете слишком остро и глубоко — обратитесь к специалисту. Хороший врач-невропатолог не пропустит тревожные симптомы, а если все нормально — назначит легкие успокоительные препараты и вами малышу. Психолог может помочь вам отделить собственные тяжелые воспоминания детства от реальных проблем сегодняшнего дня, разделит вашу тревогу, разъяснит некоторые моменты в возрастном развитии ребенка.

Источник

Ñåãîäíÿ ÿ ðàññêàæó î äâóõ òàêèõ äåòêàõ, ñ êîòîðûìè ìíå äîâåëîñü ðàáîòàòü. Î÷åíü ÷àñòî áûâàåò, ÷òî ðîäèòåëè è ïðî÷èå ðîäñòâåííèêè îò áîëüøîé ëþáâè (íå ñàðêàçì) ê äèòÿòêå, ñ÷èòàþò ðåáåíêà «íåñàäîâñêèì». Ñòàëêèâàÿñü ñ ìàëåéøåé ïðîáëåìîé ïðè ïîñåùåíèè ñàäà, îíè ðàçìàõèâàþò ôëàæêàìè íà òåìó «âñå äóðàêè, îäèí ÿ äàðòàíüÿí» è âåùàþò î òîì, ÷òî èõ ÷óäîðåáåíîê âûøå îáùåñòâà. Ñåé÷àñ ïèøó â ñòîëü íåóâàæèòåëüíîì òîíå, ÷òîá äàòü ïîíÿòü âàì îäíó ïðîñòóþ âåùü — äåéñòâèòåëüíî íåñàäîâñêèé ðåáåíîê ýòî îîî÷åíü ðåäêîå ÿâëåíèå. À âîò âûøåóïîìÿíóòûå òîâàðèùè ñ ôëàæêàìè ñòðàäàþò íàâÿç÷èàûì æåëàíèåì ïîïðèâëåêàòü ê ñåáå âíèìàíèå. È, íå èìåÿ íè÷åãî âûäàþùåãîñÿ â ñåáå, ëåïÿò çâåçäó èç ðåáåíêà. Çà 14 ëåò ìîåé ðàáîòû ìíå äîâåëîñü ïîâñòðå÷àòü âñåãî äâîèõ äåòåé, êîòîðûå èìåëè ñëîæíîñòè ñ àäàïòàöèåé ê ñàäîâñêîìó æèòüþ-áûòüþ.

Ñàøà
Ñàøó ïðèâåëè êî ìíå â ãðóïïó â âîçðàñòå 4,5 ëåò â ñåðåäèíå ó÷åáíîãî ãîäà. Èíòåëëåãåíòíîãî âèäà ðîäèòåëè, ìàìà ôèëîëîã, ïàïà þðèñò. Ïðè çíàêîìñòâå ìíå ïîêàçàëàñü íåñêîëüêî ñòðàííîé èõ îäåæäà. Îíà áóäòî âñÿ áûëà êóïëåíà â 60-70 ãîäàõ ïðîøëîãî âåêà. Íåò, ýòî áûëè áåçóñëîâíî íå íîøåííûå âåùè, ïðàêòè÷åñêè íîâûå, íî ïðè ýòîì ñòàðûå. ß óáåäèëàñü â ýòîì, ïåðåîäåâàÿ ìàëü÷èêà. Çèìà. Íà íåì øåðñòÿíîå ïàëüòî â êðóïíóþ êëåòêó â ñåðûõ òîíàõ, øåðñòÿíûå ÷åðíûå áðþêè ñî ñòðåëêàìè, ïîä áðþêàìè òðèêî ñèíåãî öâåòà ñ íà÷åñîì, ïðîñòûå íîñêè, øåðñòÿíûå âÿçàíûå íîñêè, íå ìåíåå øåðñòÿíîé ñâèòåð, áàéêîâàÿ ðóáàøêà íà ïóãîâèöàõ, øåðñòÿíîå — íå ïîáîþñü ýòîãî ñëîâà — êàøíå è âàëåíêè. Íå êîòîôåé êàêîé-íèáóäü íà ðåçèíîâîé ïîäîøâå, à ïîëíîöåííûå ÷åðíûå âàëåíêè ñ êîðè÷íåâûìè êàëîøàìè. Íà ïàëüòî ýòèêåòêà ñîâåòñêîãî ôîðìàòà, íà êàëîøêàõ öåíà â ðóáëü ñîðîê (òî÷íî íå ïîìíþ). Íó äóìàþ, ëàäíî, áûâàåò, ìîæ ó íèõ áàáóøêà çàïàñëèâàÿ áûëà â ìîëîäîñòè, ïî÷åìó áû è íåò.
Ýòèì ñòðàííîñòè íå çàêîí÷èëèñü. Ñàøà íå óìåë íè÷åãî. Ñåé÷àñ ìîäíî íàçûâàòü ýòî «íè÷åãî îò ñëîâà ñîâñåì». Îí íå óìåë åñòü — ñèäåë è æäàë ìîë÷à, ïîêà åãî (ïðÿì òàê è ïîäìûâàåò íàïèñàòü «âåëè÷åñòâî») ïîêîðìÿò. Îí íå óìåë ïèñàòü — âû ïðàâèëüíî ïðî÷èòàëè. Îí ïðîñòî âïàë â ïàíèêó ïðè ïîïûòêå ïðîâîäèòü åãî â òóàëåò ïîñëå âòîðîé ñìåíû îáäóòîé îäåæäû. Ðåàëüíî çàáèëñÿ â óãîë è îðàë, ïîêà ÿ íå âûòàùèëà åãî â ãðóïïó îáðàòíî. Èìåííî òàùèòü ïðèøëîñü, ïîòîìó ÷òî îí îòáèâàëñÿ. Îí íå óìåë îäåòüñÿ è ðàçäåòüñÿ. Äàæå îáóòü íà íîãó ïðîñòåéøèé äîìàøíèé ìÿãêèé òàïî÷åê áåç çàñòåæåê îí íå ìîã. Îí íå óìåë îáùàòüñÿ íè ñ äåòüìè, íè ñ âçðîñëûìè. Ïðè âõîäå â ãðóïïó îí ãîâîðèë ìàìå «ñêàæè åé, ÷òî ÿ ñåãîëíÿ íå â äóõàõ». Åé ýòî ìíå, íå â äóõÀõ îçíà÷àëî, ÷òî îí íå íàñòðîåí íà êîíòàêòû ñ âíåøíèì ìèðîì. Íàõîäÿñü â ñàäó, îí èíòåíñèâíî ñòðàäàë. Ýòî ÿ ñåé÷àñ âàì ðàññêàçàëà ëèøü ïðî åãî ïåðâûé äåíü â ñàäó. Äî ýòîãî îí äåòñêèå ó÷ðåæäåíèÿ íå ïîñåùàë, ñåìüÿ æèëà â äðóãîì ãîðîäå. Óòðîì ðîäèòåëè ñïåøèëè, è ìíå íå óäàëîñü ïîãîâîðèòü ñ íèìè î ðåáåíêå. Âå÷åðîì ÿ ñïðîñèëà ïðî òóàëåò. Ìàìà ñîâåðøåííî ñïîêîéíî ìíå çàÿâèëà, ÷òî äîìà Ñàøà ïèñàåò â ñïåöèàëüíóþ áëèí áàíî÷êó, êîòîðóþ äåðæèò íå ñàì ïðè ýòîì. Ó ìåíÿ ÷óòü ãëàç íå âûïàë, äðóçüÿ. Ïðî åäó ñïðîñèëà. Íó êàê áû ëîãè÷íî îæèäàòü îò ÷åòûðåõëåòíåãî ðåáåíêà õîòÿ áû êàêîãî-òî ñòðåìëåíèÿ ïîëîæèòü åäó â ðîò. Ìàìà ñêàçàëà, ÷òî êîðìèëà åãî âñåãäà ñàìà, åé æå íå ñëîæíî, äà è íå ïðèäåòñÿ ïîòîì âñþ êóõíþ îòìûâàòü. Ìäà… Ñëåäóþùèì óòðîì ìåíÿ æäàë ñþðïðèç. Ìàìà ïðèâåëà Ñàøó è âìåñòî çäðàñüòå íàîðàëà íà ìåíÿ çà òî, ÷òî ÿ îñêîðáèëà åå ñûíà. ß äîëãî íå ïîíèìàëà, î ÷åì îíà òîëêóåò. Ïîòîì ïîíÿëà ïî åå êðèêàì. ß ïîñìåëà íàçâàòü åå ñûíà íåóìåéêîé. Çíàéòå, ýòî ñòðàøíîå îñêîðáëåíèå. Äà, ÿ äåéñòâèòåëüíî ïðîèçíåñëà ýòî æóòêîå ñëîâî. Êîãäà ìû âåðíóëèñü ñ ïðîãóëêè è ìíå íóæíî áûëî ïîìî÷ü ïåðåîäåòüñÿ 25 äåòêàì, ïðè ýòîì ïðîñëåäèâ, ÷òîá âñå ìîêîå áûëî àêêóðàòíî ðàçâåøåíî â ñóøèëêå, à â øêàô÷èêàõ áûë ïîëíûé ïîðÿäîê. È òóò-òî âûÿñíèëîñü, ÷òî Ñàøà íå óìååò îáóòü òàïî÷êè. ß ñêàçàëà ÷òî-òî òèïà «îõ, Ñàøîê, íó ÷òî æå òû òàêîé íåóìåéêà, äàâàé ó÷èñü, òû óæå áîëüøîé âåäü». Ïàðàëëåëüíî ÿ îáóâàëà åìó ýòè ãðåøíûå òàïêè. Òîãäà ñòàëî ÿñíî, ÷òî ñ ýòîé ñåìüåé áóäåò íåëåãêî. Ìíå òîãäà áûëî 18 ëåò, è íà ìåíÿ âïåðâûå îðàëà âçðîñëàÿ òåòÿ. ß íà÷àëà ïîòèõîíüêó ñòðîèòü ðàáî÷èå îòíîøåíèÿ ñ ìàìîé è Ñàøåé. Äåòñêèé ñàä ýòî âïîëíå ðåæèìíîå ó÷ðåæäåíèå è òàì ìàëîâàòî ïðîñòîðà äëÿ îñîáûõ âîëüíîñòåé. Ñïóñòÿ ìåñÿö òàêèõ âåñåëåíüêèõ äíåé (îíè ðåàëüíî ïðèâîëîêëè ñâîþ ïèñàòåëüíóþ áàíî÷êó!) ÿ ïðåäïîëîæèëà àóòèçì ó ìàëûøà. Åãî ìåä. êàðòà áûëà ÷èñòà. Ïîêà ÿ äóìàëà, êàê áû ìàêñèìàëüíî êîððåêòíî ïîãîâîðèòü î ñâîèõ ïðåäïîëîæåíèÿõ ñ åãî ìàìîé, ó ìàëü÷èøêè ñëó÷èëñÿ ñðûâ. Âîò çíàåòå, êîãäà ÷åëîâå òåðïèò, òåðïèò, êîïèò â ñåáå, à ïîòîì åãî ñðûâàåò íàïðî÷ü. Ñàøà ñíà÷àëà îáû÷íûì ãîëîñîì ñêàçàë, ÷òî óñòàë è ñðàçó ïîñëå ýòîãî ïåðåâåðíóë ñòîë ëåãêèì äâèæåíèåì îäíîé ðóêè. ß ïîéìàëà åãî íà ïîäõîäå ê ñîñåäíåìó ñòîëó. Ïðîñòî âçÿëà íà ðóêè. Îí áûë âåñü äåðåâÿííûé áóäòî. È ÿ åãî òèõîíüêî êà÷àëà, ÷åò áóáíèëà, îí ïîñòåïåííî ðàññëàáèëñÿ. Ñëåçàòü îòêàçàëñÿ. Ñ íèì íà ðóêàõ ÿ çâîíèëà ìàìå åãî, òàñêàëà åãî, ïîêà îíà çà íèì ïðèøëà. Ðàññêàçàëà åé âñå, êàê áûëî.  ñåðäöàõ ïðîãîâîðèëàñü è ïðî ñâîè ìûñëè. Êîíå÷íî, íåêèå îãðåõè â âîñïèòàíèè áûëè. Íî îá ýòîì ÿ ãîâîðèòü íå ñòàëà, ïðîñòî ïîñîâåòîâàëà ïîñåòèòü íåâðîëîãà. Îíè ïðîïàëè. Ñïóñòÿ ìåñÿö ðàçâåäêà äîíåñëà, ÷òî ðåáåíêó âûñòàâëåí äèàãíîç àóòèçì.

Читайте также:  Как вылечить отит уха в домашних условиях у взрослых

Ìàøà
Îíà áûëà â ãðóïïå âìåñòå ñ Èëþøåé èç ýòîé èñòîðèè:

https://pikabu.ru/story/kak_menya_chut_kondrat_ne_priobnyal_5…

. Íàïîìíþ, â êîíöå àâãóñòà ÿ íàáðàëà ãðóïïó òðåõëåòîê. Áîëüøèíñòâî ïîñåùàëî ÿñëè, êðîìå ïàðû-òðîéêè äåòîê. Ìàøà íå ïîñåùàëà ÿñëè. Áîëåå òîãî, îíà áûëà ìëàäøå âñåõ äåòåé ïðàêòè÷åñêè íà ãîä. Íî ðîäíÿ ñ÷èòàëà, ÷òî â ÿñëÿõ åé ãîä òåðÿòü íåò ðåçîíà, è îíè óëîìàëè çàâåäóþùóþ ïîìåñòèòü åå ñðàçó â ìëàäøóþ ãðóïïó. Íó îê, ðàáîòàåì.  ñâîè 2,5 ãîäà äåâî÷êà íåïëîõî ðàçãîâàðèâàëà è ïðîèçíîñèëà áîëüøèíñèâî çâóêîâ äîâîëüíî ÷åòêî. Îíà çíàëà íàèçóñòü ìíîæåñòâî ñòèõîòâîðåíèé, ïåðåñêàçûâàëà ñêàçêè, çíàëà ñ÷åò äî 10, óìåëà ïîëíîñòüþ ñåáÿ îáñëóæèòü.  îáùåì áûëî âèäíî, ÷òî ñ ðåáåíêîì äîìà ìíîãî çàíèìàþòñÿ. Õîðîøî êóøàëà, áûëà ïîñëóøíîé, àêòèâíîé íà çàíÿòèÿõ è â èãðàõ. Àêòèâíîé íå â ñìûñëå ïîáåñèòüñÿ, à â ñìûñëå âûäóìûâàëà èíòåðåñíûå ñþæåòû äëÿ èãð è âîâëåêàëà òîâàðèùåé â ïðîöåññ. Óìíè÷êà, îäíèì ñëîâîì. Áûëî îäíî íî. Ïî óòðàì, êîãäà åå ïðèâîäèëè è íàñòóïàë ìîìåíò îòïóñêàíèÿ áàáóøêèíîé ðóêè ïðè âõîäå â ãðóïïó, Ìàøà âïàäàëà â îáðàçöîâî-ïîêàçàòåëüíóþ èñòåðèêó. Âîïëè, ñëåçû, ñîïëè, ïîïûòêè âûðâàòüñÿ. Äëèëîñü ýòî áóêâàëüíî íåñêîëüêî ìèíóò, ïîòîì âåñü äåíü ïðîõîäèë áîäðî è âåñåëî. Íà ñàìîì äåëå ýòî ñîâåðøåííî îáû÷íîå è íîðìàëüíîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà. À ÷òî âû õîòèòå — èç ïðèâû÷íîé äîìàøíåé óþòíîé îáñòàíîâêè íàåäèíå ñ áàáóëåé è èíòåðåñíûìè çàíÿòèÿìè ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ïðèòàùèëè â íîâûé äîì ñ òîëïîé äåòåé è ÷óæîé òåòåé. ß á òîæ ðåâåëà. Äà è íå îäíà îíà ñêàíäàëèëà. Íî ïîñòåïåííî ñïóñòÿ ìåñÿö âñå ïëàêñû àäàïòèðîâàëèñü, ïðèâûêëè è ïåðåñèàëè ïëàêàòü-òî. Êðîìå Ìàøè. Îíà ñòàðàòåëüíî îðàëà êàæäîå óòðî. Ïîíà÷àëó áàáóøêà (à âîñïèòàíèåì çàíèìàëàñü â îñíîâíîì îíà) î÷åíü ïåðåæèâàëà. Îäíî âðåìÿ ïîâàäèëàñü òîð÷àòü â äâåðÿõ, îæèäàÿ îêîí÷àíèÿ êîíöåðòà. Àãà, ùàç, ðàç åñòü ïóáëèêà, áóäåò è øîó. ß áûñòðåíüêî ñâåðíóëà áàáóøêèíû ñòîÿíèÿ è ïðåäëîæèëà åé ñïðÿòàòüñÿ çà äâåðüþ èç ãðóïïû è ïîñëóøàòü. Áàáóøêå õâàòèëî íåäåëè ÷àñîâûõ áäåíèé, ÷òîá óáåäèòüñÿ, ÷òî äåâî÷êà î÷åíü áûñòðî çàìîëêàåò è âëèâàåòñÿ â ðóòèíó äåòñêóþ. Íî ðûäàëà êàæäîå óòðî, â ïðèâû÷êó âîøëî. È â òå÷åíèå äíÿ ÷óâñòâîâàëàñü íåêàÿ íàïðÿæåííîñòü â åå ïîâåäåíèè. Îíà ÷òî íàçûâàåòñÿ áûëà íå â ñâîåé òàðåëêå. Ê íîâîìó ãîäó ìíå ýòî ïîðÿëêîì íàäîåëî.  îäèí ïðåêðàñíûé äåíü, ÿ âçÿëà Ìàøó çà ðóêó, îòâåëà â òóàëåòíî-óìûâàëüíûé îòñåê ãðóïïû è ïîãîâîðèëà ñ íåþ íàåäèíå. Óïîâàÿ íà òî, ÷òî îíà äåéñòâèòåëüíî óìíè÷êà, ÿ åé áåç ñþñþêàíüÿ îáúÿñíèëà, ãäå è â ÷åì îíà íå ïðàâà, ðàñïèñàëà â êðàñêàõ, êàê åå ëþáèìîé áàáóøêå ãðóñòíî, êîãäà Ìàøà ïëà÷åò, è ïðåäëîæèëà íà÷àòü óëûáàòüñÿ. Ïðÿì íàðî÷íî. Ïðÿì äàæå åñëè î÷åíü õî÷åòñÿ ïîñêàíäàëèòü. ß òîãäà ãîâîðèëà ñ íåé äîñòàòî÷íî ñòðîãî, ãëÿäÿ â ãëàçà è áåç óëûáêè íà ëèöå. È ÷óäî ïðîèçîøëî! Íà ñëåäóþùèé äåíü îíà âîøëà â ãðóïïó ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ, íî óâèäåâ ìîé ìíîãîçíà÷èòåëüíûé âçãëÿä, óëûáíóëàñü, ïîïðîùàëàñü ñ àôèãåâøåé áàáóøêîé è ïîøëà èãðàòü. Åùå ïàðó íåäåëü áåäíÿãà ìóæåñòâåííî óëûáàëàñü ñêâîçü ñëåçû è âñå! Óëûáêà ïîáåäèëà. Òàê ìíå óäàëîñü ïåðåìàíèòü íåñàäîâñêîãî ðåáåíêà íà ñâîþ ñòîðîíó))

Íàïîñëåäîê õî÷ó ñêàçàòü âîò ÷òî. Òî, êàê ðåáåíîê áóäåò ïîñåùàòü ñàä, êàêèì îáðàçîì ïðîéäåò åãî àäàïòàöèÿ, íà 99% çàâèñèò îò ðîäèòåëåé. Åñëè ìàìà íå ãîòîâà ðàññòàòüñÿ ñ ðåáåíêîì, îòäàòü è äîâåðèòü êðîâèíî÷êó ÷óæîé íåèçâåñòíîé òåòå, ðåáåíîê áóäåò ðûäàòü, îòáèâàòüñÿ, âïëîòü äî òîãî, ÷òî íà÷íåò íàðî÷íî áîëåòü, ëèøü áû íå õîäèòü â ñàä. Áåéòå ìåíÿ, íî ýòî òàê. Êîãäà ìàìà ñïîêîéíà (è âíåøíå, è âíóòðåííå), êîãäà îíà ñ èíòåðåñîì ðàññïðàøèâàåò âîñïèòàòåëÿ è ìàëûøà î ïðîøåäøåì äíå, êîãäà ìàìà äîáðîæåëàòåëüíî îáùàåòñÿ ñ âîñïèòàòåëÿìè è íå ìàÿ÷èò ïî ïîëäíÿ ïîä îêíàìè, òîãäà è ðåáåíîê áóäåò ñïîêîåí. Äà, â ñàìîì íà÷àëå ñëåçû ïî÷òè ó âñåõ äåòîê. Íî åñëè ìàëûø ðûäàåò äîëüøå ìåñÿöà-äâóõ è èíòåíñèâíî ïðîòèâèòñÿ äåòñêîìó ñàäó, òî ñòîèò çàäóìàòüñÿ. È äà, ÿ ãîâîðþ î ñèòóàöèè ñ õîðîøèìè âîñïèòàòåëÿìè. Îá èíîì âàðèàíòå ïåäàãîãîâ ÿ ìîãó íàïèñàòü îòäåëüíûé ïîñò.

Áëàãîäàðþ çà âíèìàíèå))

Источник