Как вылечить невроз окр

Одним из наиболее распространенных психологических расстройств сегодня является невроз. Это заболевание может беспокоить постоянно или носить эпизодический характер, но в любом случае невроз сильно осложняет жизнь человека. Если своевременно не обратиться за квалифицированной медицинской помощью, то это расстройство может привести к развитию более сложных заболеваний психики.
Неврозы являются обратимыми психогенными расстройствами, которые возникают из-за внутренних или внешних конфликтов, эмоционального или умственного перенапряжения, а также под воздействием ситуаций, способных вызвать психическую травму у человека. Особое место среди невротических расстройств занимает невроз навязчивых состояний. Многие специалисты также называют его обессивно-компульсивным расстройством (ОКР), но некоторые врачи разделяют эти две патологии.
Почему так происходит? Дело в том, что в отечественной медицине долгое время невроз навязчивых состояний и ОКР действительно считались разными диагнозами. Но используемая сегодня международная классификация болезней МКБ-10 не содержит такого заболевания, как невроз навязчивых состояний, в этом перечне болезней упоминается только обессивно-компульсивное расстройство. Именно поэтому в последнее время эти две формулировки стали использовать как определение одной и той же психической патологии.
Человек в этом состоянии страдает от навязчивых, мешающих или пугающих мыслей, которые возникают непроизвольно. Главным отличием данного заболевания от шизофрении является то, что больной осознает свои проблемы. Он пытается избавиться от чувства тревоги при помощи навязчивых и утомительных действий. Вылечить невроз навязчивых состояний может только квалифицированный психотерапевт, имеющий опыт работы с пациентами, которые страдают данной формой психического расстройства.
Причины развития
Среди причин развития невроза навязчивых состояний обычно называются стрессовые ситуации и переутомление, но обессивно-компульсивное расстройство возникает далеко не у всех людей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации. Что же на самом деле провоцирует развитие навязчивых состояний до сих пор точно не установлено, но существует несколько гипотез относительно возникновения ОБК:
- Наследственные и генетические факторы. Исследователи выявили закономерность между склонностью к развитию невроза навязчивых состояний и неблагоприятной наследственностью. Примерно каждый пятый больной с ОБК имеет родственников с психическими расстройствами. Риск развития этой патологии возрастает у лиц, родители которых злоупотребляли алкогольными напитками, перенесли туберкулезную форму менингита, а также страдали от приступов мигрени или эпилепсии. Кроме того, навязчивые состояния могут возникать из-за генетических мутаций.
- Довольно большое количество людей (примерно 75%), страдающих от невроза навязчивых состояний, имеют другие заболевания психики. К наиболее вероятным спутникам ОБК относятся биполярное расстройство, депрессии, тревожный невроз, фобии и навязчивые страхи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства пищевого поведения.
- Провоцировать невроз навязчивых состояний могут и анатомические особенности. К биологическим причинам относят также сбой в работе некоторых отделов головного мозга и вегетативной нервной системы. Ученые обратили внимание на то, что в большинстве случаев, при неврозе навязчивых состояний присутствует патологическая инертность возбуждения нервной системы, сопровождаемая лабильностью торможения протекающих процессов. ОКР может возникать на фоне разнообразных нарушений функционирования нейромедиаторной системы. Расстройства невротического уровня возникают из-за сбоя в производстве и обмена гамма аминомасляной кислоты, серотонина, дофамина и норадреналина. Существует также версия о взаимосвязи развития невроза навязчивых состояний со стрептококковой инфекции. Люди, перенесшие эту инфекцию, имеют в организме антитела, которые разрушают не только вредоносные бактерии, но и собственные ткани организма (PANDAS-синдром). В результате этих процессов могут быть нарушены ткани базальных ганглиев, что может привести к развитию ОКР.
- К конституционно-типологическим факторам относят особые черты характера (ананкастные). Большинство больных склонны к постоянным сомнениям, весьма осмотрительны и осторожны. Таких людей очень беспокоят детали происходящего, они склонны к перфекционизму. Ананскасты являются добросовестными и весьма исполнительными людьми, стремящимися скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства, но стремление к совершенству очень часто мешает выполнить начатое дело в срок. Стремление достичь высоких результатов в работе не позволяет установить полноценные дружеские отношения, а также очень сильно мешает личной жизни. К тому же люди с таким складом характера очень упрямы, они практически никогда не идут на компромисс.
Лечение навязчивых состояний должно начинаться с выявления причин развития расстройство. Только после этого будет составлена схема терапии и, если это необходимо, назначено медикаментозное лечение.
Симптомы расстройства
Диагностировать у пациента невроз навязчивых состояний и назначить соответствующее лечение врач сможет лишь в том случае, если основные симптомы расстройства наблюдались в течение длительного срока (не менее двух недель). Проявляется ОКР так:
- наличие навязчивых мыслей. Они могут быть регулярными или возникать периодически, надолго оставаясь в голове. При этом все образы и влечения весьма стереотипны. Человек понимает, что они абсурдны и нелепы, но, все же, воспринимает их как свои собственные. Больной ОКР также осознает, что не может контролировать этот поток мыслей, а также управлять собственным мышлением. В ходе мыслительного процесса у человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, периодически возникает хотя бы одна мысль, которой он пытается сопротивляться. На ум могут упорно приходить чьи-то имена и фамилии, названия городов, планет и т.д. В мозгу может многократно прокручиваться какое-то стихотворение цитата или песня. Некоторые больные постоянно рассуждают на темы, не имеющие ничего общего с реальностью. Наиболее часто больных беспокоят мысли о паническом страхе перед инфекционными заболеваниями и загрязнениями, о болезненной утрате или предопределенности будущего. Больные с неврозом навязчивых состояний могут испытывать патологическое стремление к чистоте, потребность в соблюдении особого порядка или симметрии;
- другим важнейшим симптомом невроза навязчивых состояний является желание совершать какие-либо действия, позволяющие снизить интенсивность тревожных мыслей. Такое поведение называют компульсивным, а регулярные и повторяемые многократно действия больного – компульсиями. Потребность больного выполнять конкретные деяния является условным «обязательством». Компульсии редко доставляют моральное удовольствие больному человеку, подобные «ритуальные» действия позволяют лишь ненадолго облегчить самочувствие. Среди подобных навязчивых действий можно отметить желание пересчитывать конкретные предметы, совершать аморальные или противоправные поступки, многократно проверять итоги своей работы и т.д. Компульсией является привычка прищуривать глаза, шмыгать носом, облизывать губы, подмигивать, облизывать губы или накручивать на палец длинные пряди волос;
- свидетельствовать о наличии обессивно-компульсивного расстройства также могут сомнения, постоянно одолевающие больного. Человек в таком состоянии не уверен в себе и собственных силах, он сомневается в том, выполнил ли он необходимое действие (закрыл воду, выключил утюг, газ и т.д.). Иногда сомнения достигают верха абсурдности. Например, больной может многократно проверять, вымыта ли посуда, и при этом каждый раз ее перемывать;
- еще одним симптомом невроза навязчивых состояний является наличие у больного беспочвенных и лишенных логики опасений. Например, человек может страшно бояться выступать на публике, его страшит мысль о том, что он обязательно забудет свою речь. Больной может бояться посещать общественные места, ему кажется, что там его обязательно высмеют. Опасения могут касаться взаимоотношений с противоположным полом, невозможностью заснуть, выполнения рабочих обязательств и тому подобного.
Самым ярким примером невроза навязчивых состояний является страх испачкаться и заболеть смертельным заболеванием после контакта с микробами. Для того, чтобы предотвратить это «ужасное» инфицирование, больной всячески старается избегать общественных мест, он никогда не ест в кафе или ресторанах, не притрагивается к ручкам на дверях или поручням на лестницах. Жилище такого человека практически стерильно, поскольку он тщательно его убирает с использованием специализированных средств. Это же касается и соблюдения личной гигиены, ОКР заставляет человека часами мыть руки и обрабатывать кожные покровы специальным антибактериальным средством.
Обессивно-компульсивное расстройство не является опасным расстройством, однако оно настолько осложняет жизнь индивида, что тот сам начинает задумываться над вопросом, каким образом можно вылечить невроз навязчивых состояний.
Особенности лечения ОКР
Успех исцеления от невроза навязчивых состояний зависит от нескольких факторов, но шансы на нормальную жизнь будут выше, если лечение патологии будет начато как можно раньше. Поэтому не стоит игнорировать первые симптомы болезни: если вы заметили, что вас одолевают навязчивые мысли, то лучше сразу обратиться к психотерапевту или психиатру.
Лечение навязчивых состояний требует комплексного подхода к решению проблемы. Терапия ведется по трем направлениям: воздействие психотерапией, медикаментозное лечение и гипнотерапия.
Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при лечении неврозов навязчивых состояний является когнитивно-поведенческая терапия. Ее суть сводится к тому, чтобы пациент при содействии психотерапевта самостоятельно обнаружил свои деструктивные мысли, осознал их абсурдность и выработал новую позитивную схему мышления.
На сеансах психотерапии врач старается разъяснить пациенту разницу между адекватными его опасениями и мыслями, которые были навеяны неврозом. В результате больной не только избавляется от навязчивых мыслей и действий, но и получает навыки, позволяющие предотвращать повторное возникновение заболевания. Сформированное в процессе лечения когнитивное мышление дает возможность в будущем человеку самостоятельно справляться с некоторыми психическими проблемами и не допускать их прогрессирования.
Другим эффективным способом вылечит невроз навязчивых состояний является метод экспозиции и предупреждения реакций. В ходе сеанса больного сознательно помещают в условия, вызывающие психологический дискомфорт и поток навязчивых мыслей. Предварительно психотерапевт дает своему клиенту инструкции, как именно сопротивляться своей потребности в выполнении навязчивых действий. Согласно статистике использование данного метода позволяет достичь более быстрых результатов, а ремиссия в этом случае будет более стойкой.
Достаточно часто при лечении невроза навязчивых состояний используются различные техники гипнотического воздействия. После того как больной войдет в гипнотический транс, психотерапевт получает возможность выявить обстоятельства, послужившие причиной для развития обессивно-компульсивного расстройства. Всего за несколько сеансов гипноза удается достичь достаточно высоких результатов. Состояние пациента значительно улучшается, а эффект от внушения сохраняется длительное время или всю жизнь.
Помимо этого, могут применяться и другие методы психотерапии:
- групповая. Общение с людьми, имеющими схожие проблемы, дает возможность больному человеку осознать, что его ситуация не уникальна. Положительный опыт избавления от невроза навязчивых состояний является дополнительным стимулом к лечению;
- рационально-поведенческая терапия позволяет изменить мышление и поведение людей. Основу этой терапии составляет А-В-С модель, которую также называют моделью терапевтических изменений или АВС-теория личности. А — это собственные мысли и ощущения пациента, связанные с текущими событиями, В — это верования, но не религиозные или политические (психотерапевты считают это личным делом клиента) и взгляды, а С — это следствие, результат воздействия А и В. Каждый из этих пунктов тесно взаимосвязан, чтобы изменить результат (С), необходимо внести изменения в собственные мысли (А) и осознать иррациональность убеждений (В), приведших к иррациональным последствиям;
- психоанализ. Данный метод был весьма популярен в прошлом, но в последнее время он уступает свои позиции. Прежде всего, это связано с необходимостью проведения большого количества терапевтических сеансов. В некоторых случаях лечение невроза навязчивых состояний может длиться несколько лет. Современные прогрессивные техники позволяют достичь устойчивого результата в более короткие сроки.
Прием лекарственных препаратов при лечении обессивно-компульсивного расстройства рекомендуется крайне редко. Решение принимается после всесторонней оценки состояния больного и существующих рисков от медикаментозной терапии.
Если же необходимость приема лекарственных препаратов существует, то врач может назначить пациенту средство из группы трициклических антидепрессантов, антидепрессантов класса СИОЗС, специфических серотонинергических и норадренергических антидепрессантов, бензодиазепиновых транквилизаторов или нормотимиков.
Атипичные антипсихотики обычно не включают в программу лечения невроза навязчивых состояний, поскольку ошибки в дозировке препарата могут привести к противоположным результатам: симптоматика обессивно-компульсивного расстройства может стать более выраженной.
В комплексную терапию при лечении невроза навязчивых состояний обязательно включают:
- устранение психотравмирующей ситуации, ставшей причиной развития невроза. Потребуется предупредить и повторное ее развитие;
- необходимо выработать особую воспитательную стратегию в отношении детей, имеющих предрасположенность к возникновению компульсий и обессий;
- проведение профилактической работы с семьей пациента. Чтобы лечение было успешным, а его результат — долговременным, потребуется нормализовать обстановку в семье;
- аутогенные тренировки. Весьма полезны медитации, в ходе таких занятий удается очистить сознание от тревожных мыслей, доставляющих беспокойство. Можно практиковать различные техники мышечной и дыхательной релаксации;
- отказ от употребления алкоголя и избавление от других пагубных привычек;
- пересмотр режима дня. Для нормализации психического состояния очень важно иметь достаточно времени для сна и полноценного отдыха. Потребуется нормализовать питание. Дневной рацион должен содержать полезные продукты, обеспечивающие организм достаточным количеством полезных микроэлементов и энергии;
- светотерапия является вспомогательным способом лечения ОКР. В ходе процедуры лучи света стимулируют иммунобиологическую активность организма, что положительно сказывается на большинстве функциональных систем и позволяет избавиться от некоторых видов депрессий.
Кроме того, пользу могут принести такие процедуры, как иглотерапия, массаж и рефлексотерапия. Если у пациента имеются сопутствующие соматические заболевания, то также необходимо приложить усилия для их исцеления.
Невроз навязчивых состояний является такой патологией, от которой избавиться самостоятельно достаточно трудно. Больной хотя и осознает абсурдность своих мыслей и действий, все же не в состоянии изменить иррациональное мышление без специальных навыков. Только опытный психотерапевт сможет помочь избавиться от этого неприятного психического расстройства, сильно осложняющего жизнь.
Источник
Âèäåë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó ïî òåìå ÎÊÐ, â êîììåíòàðèÿõ õîäèò åäèíîãëàñíîå ìíåíèå, ÷òî ÎÊÐ ëå÷èòñÿ äîâîëüíî òÿæåëî è òîëüêî ïîä ïðèñìîòðîì ïðîô. âðà÷à. Òàê âîò õî÷ó ðàçâåÿòü ýòîò ìèô, íî äëÿ òîãî ÷òîáû âíåñòè ÿñíîñòü äëÿ íà÷àëà ðàññêàæó íåìíîãî î òîì, ÷òî òàêîå ÎÊÐ ñ îáûâàòåëüñêîé òî÷êè çðåíèÿ, êàê îí ïîÿâèëñÿ ó ìåíÿ è â ÷åì âûðàæàëñÿ.
×òî òàêîå ÎÊÐ?
ÎÊÐ (îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîå ðàññòðîéñòâî) èëè ïî-äðóãîìó íåâðîç íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåêà îäîëåâàþò òå èëè èíûå ìûñëè, êîòîðûå íîñÿò ïîñòîÿííûé è ìó÷èòåëüíûé õàðàêòåð, ÷åëîâåê ìó÷àåòñÿ îò òîãî, ÷òî îí çàöèêëåí íà îäíîé ìûñëè, êîòîðàÿ íå âûõîäèò èç åãî ãîëîâû è êîòîðàÿ íåñåò â ñåáå íåãàòèâíóþ ýìîöèîíàëüíóþ îêðàñêó, â òîò èëè èíîé ïðîìåæóòîê âðåìåíè ýòî ìîãóò áûòü àáñîëþòíî ðàçíûå ìûñëè, êîòîðûå áóäóò âîçâðàùàòüñÿ âíîâü è âíîâü.
Íà èíñòèíêòèâíîì óðîâíå ÷åëîâåê ïðèõîäèò ê òàê íàçûâàåìûì ðèòóàëàì, ðèòóàëû — ýòî íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà òî, ÷òîáû ïðåêðàòèòü íàâÿç÷èâûå ìûñëè, áåäà âñåõ ðèòóàëîâ, ÷òî îíè ïîìîãàþò òîëüêî íà âðåìÿ, ïîýòîìó îíè è íàâÿç÷èâûå.
Ïðèìåð: —> ÷åëîâåê èä¸ò äîìîé ïî äîðîãå, êîòîðîé õîäèò êàæäûé äåíü, òóò âíåçàïíî åìó ïðèõîäèò ìûñëü, ÷òî åñëè îí ïîéä¸ò äàëüøå, òî ñ íèì ÷òî òî ñëó÷èòñÿ èëè íå ñ íèì, à ñ åãî ñîáàêîé, ìàìîé, ïàïîé, âîçëþáëåííîé(ûì) è ò.ï., åñëè îí ïðîäîëæàåò èäòè äàëüøå, òî ýòè ìûñëè íå ïîêèäàþò è ÷åì äîëüøå îíè â åãî ãîëîâå, òåì õóæå åìó ñòàíîâèòñÿ, îíè ïðîñòî îäîëåâàþò è òóò â ãîëîâó ïðèõîäèò îòâåòíàÿ ìûñëü, ÷òî íàäî ïîéòè äðóãîé äîðîãîé, òîãäà íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ, ÷òî «ïàöèåíò» ñîáñòâåííî è äåëàåò.. âóàëÿ, òåïåðü ó «ïàöèåíòà» çàêðåïëåí íîâûé ðèòóàë, êîòîðûé îí áóäåò ïðîäåëûâàòü êàæäûé ðàç ïðè âîçíèêíîâåíèè ó íåãî ïîõîæèõ íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé. <—
Âåñü öèìåñ ÎÊÐ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè íå ìîæåò èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé è ðèòóàëîâ. Ñî ñòîðîíû, òåì êòî íèêîãäà íå ñòðàäàë äàííûì íåäóãîì êàæåòñÿ âñ¸ ïðîñòî, ýé ÷óâàê, ïðîñòî íå ïàðüñÿ è íå äóìàé îá ýòîì.. íî ýòî òî÷íî òàêæå, êàê ÷åëîâåêó ñ äåïðåññèåé ñêàçàòü, ýé ÷óâàê æèçíü ïðåêðàñíà.
ÎÊÐ ó ìåíÿ, ïåðâîå ñåðü¸çíîå ïðîÿâëåíèå.
Ïåðâîå ñåðüåçíåéøåå ïðîÿâëåíèå ÎÊÐ, ñ êîòîðîãî êàê ýòî íè ñòðàííî ïðîçâó÷èò, íà÷àëîñü ìîå èçëå÷åíèå.
Ñòîþ íà êóõíå è ìîþ ïîñóäó, áàòÿ ìíå ÷òî-òî çàãîíÿåò, íå ïîìíþ ïî÷åìó, íî ìíå íàäîåëî åãî ñëóøàòü è ïîÿâèëîñü æåëàíèå ÷òîáû ìåíÿ îñòàâèëè â ïîêîå, òóò ÿ áåðó íîæ è òðó åãî ìî÷àëêîé, âäðóã ïîÿâëÿåòñÿ ôàíòàçèÿ ÷òî-ëè èëè ìûñëü, êîòîðóþ ÿ ïðåäñòàâèë â ñâîåì âîîáðàæåíèå, ÷òî ýòèì íîæîì ÿ óäàðÿþ ñâîåãî îòöà…(äàëüøå ÿ ïåðå÷èñëþ òî, ÷òî ïðîèñõîäèëî â ýòîò ìîìåíò â ìîåé ãîëîâå) Îò ýòîãî îáðàçà â ìîåé ãîëîâå, ìíå ñòàíîâèòñÿ íå ïî ñåáå, âåäü ÿ ëþáëþ ñâîåãî îòöà, ÿ åãî óâàæàþ, ÿ åìó áëàãîäàðåí ïî æèçíè, íî ïî÷åìó ÿ ïðåäñòàâèë ÷òî óäàðÿþ åãî íîæîì? âåäü ÿ òàêîãî íèêîãäà íå ñäåëàþ èëè ñäåëàþ? åñëè ÿ òàêîå ïðåäñòàâëÿþ, çíà÷èò ÿ ïëîõîé? õîðîøèå ëþäè òàêîå íå ïðåäñòàâëÿþò, à ÿ ïðåäñòàâèë, çíà÷èò ÿ âñå-òàêè ïëîõîé!
 òîò âå÷åð ïîìíèòñÿ ÿ áûë â íåñêîëüêî ïîäàâëåííîì íàñòðîåíèå îò ñâîèõ ìûñëåé, íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî îíè çàñåëè ó ìåíÿ â ãîëîâå, íî ïðîèçîøåäøåå ìåíÿ ñëåãêà øîêèðîâàëî. À âîò ñî ñëåäóþùåãî äíÿ ìîÿ æèçíü ïðåâðàòèëàñü â àä. Ñ ñàìîãî óòðà êàê ïðîñíóëñÿ ñðàçó æå ñòàë äóìàòü î â÷åðàøíåì ýïèçîäå.. ïîçæå âûéäÿ íà óëèöó, íå çíàþ ïî÷åìó, íî â ñâîèõ ìûñëÿõ ÿ ñòàë ðàçíûì ëþäÿì (ïðîõîæèì) ïðè÷èíÿòü âðåä.. ñïóñêàþñü ïî ëåñòíèöå, à ïåðåä ìíîé áàáêà çàãîðîäèëà ïðîõîä, ïðåäñòàâëÿþ êàê ñïóñêàþ ýòó áàáêó ñ ëåñòíèöû ñèëüíûì ïèíêîì ïîä çàä; ñòîþ â ìåòðî æäó ïîåçäà, ïðåäñòàâëÿþ êàê ëþäåé ñòîÿùèõ ó ïóòåé òîëêàþ ïîä ïîåçä; çàø¸ë â ñòîëîâóþ íà ðàáîòå, êòî òî êóøàåò, ÿ òàê è âèæó êàê ïðîõîäÿ ìèìî âòûêàþ â ãëàç âèëêó è óäàðÿþ ýòîãî ÷åëîâåêà ãîëîâîé îá ñòîë è ò.ï.. Áûëî áû ñìåøíî, åñëè áû ÿ ýòî ðàç ïðåäñòàâèë è óñïîêîèëñÿ, íî ÿ ïðîåöèðîâàë äàííûå ôàíòàçèè ïîñòîÿííî è íà âñåõ, ýòî ïðîèñõîäèëî êàæäûé äåíü, êîíå÷íî æå áûëè ïîïûòêè èçáàâèòüñÿ îò ýòèõ ìûñëåé, íî òùåòíî, ñòàíîâèëîñü åù¸ õóæå, ðèòóàëà ïî÷åìó òî íå áûëî, ÿ òóïî ñèäåë è ñòðàäàë îò ÷óâñòâà âèíû, ÷òî ÿ ïëîõîé ÷åëîâåê ðàç òàêîå ïðåäñòàâëÿþ, ÷òî ìîæåò áûòü ïîäñîçíàòåëüíî ÿ õî÷ó âñåãî òîãî, ÷òî ïðåäñòàâëÿþ?
Êàæäûé äåíü áëèæå ê 2-3 ÷àñàì äíÿ ó ìåíÿ íà÷èíàëà áîëåòü ãîëîâà îò òîãî ÷òî ìûñëè ñâåðáèëè å¸, ïîÿâèëñÿ ñòðàõ ñîéòè ñ óìà.. åäèíñòâåííîå ÷òî ïîìíþ, íå ñîâñåì ðèòóàë, íî ÷òî òî ïîõîæåå, åñëè ÿ ïðåäñòàâëÿë êàê êîìó òî âûáèâàþ ãëàç, òî ñðàçó æå ïðåäñòàâëÿë òîæå ñàìîå íà ñàìîì ñåáå.. ýòî áûëè ïîïûòêè èçáàâèòüñÿ îò «ôàíòàçèé» è ìûñëåé, êîòîðûå íå îñîáî ïîìîãàëè).. Ñòîèò îãîâîðèòüñÿ, ÷òî ñàìè «ôàíòàçèè» íå ïðè÷èíÿëè ìíå ìó÷åíèÿ, ìó÷åíèÿ øëè îò ìûñëåé, ïî÷åìó òàêîå ëåçåò ìíå â ãîëîâó, ìîãó ëè ÿ ýòî ñäåëàòü, õî÷ó ëè ÿ ýòîãî, ñîéäóò ëè ÿ ñ óìà, ÷òî ñî ìíîé?
Âîò òàêîå âîò ïåðâîå ìîùíåéøåå ïðîÿâëåíèå ÎÊÐ ïðîèçîøëî ñî ìíîé îêîëî 5 ëåò íàçàä, ñêàæó ñðàçó, æèòü â òàêîì ñîñòîÿíèè î÷åíü ñëîæíî. 1) Òû áîèøüñÿ ýòî ðàññêàçàòü äðóãèì, òàê êàê âäðóã ñî÷òóò çà ïñèõà 2) Äàæå ðàññêàçàâ áëèçêèì èëè äðóçüÿì êàê ïðàâèëî íèêòî ýòî íå âîñïðèìåò âñåðü¸ç 3) Ðàáîòàòü íåâîçìîæíî, íå çíàþ êàê ÿ õîäèë íà ðàáîòó, ñèäåë íà ïëàíåðêàõ è õîäèë íà îáõîäû ïî öåõàì, íî ïîìíþ ÷òî ðàáîòû íà òîò ìîìåíò äëÿ ìåíÿ íå ñóùåñòâîâàëî, áûëè òîëüêî ìûñëè è áîðüáà ñ íèìè.
Ïîñòàíîâêà äèàãíîçà ïî ñèìïòîìàì.
Ñîñòîÿíèå îïèñàííîå âûøå äëèëîñü îêîëî ìåñÿöà, ÿ ÷èòàë ôîðóìû, îáñóæäåíèÿ, ñòàòüè î íåâðîçå, ïûòàëñÿ íàéòè ñâîè ñèìïòîìû è ÷åì áîëüøå âíèêàë â ñóòü íåâðîçîâ è ÎÊÐ, òåì áîëüøå íàõîäèë ó ñåáÿ ñèìïòîìîâ, íà êîòîðûå ÿ íèêîãäà íå îáðàùàë âíèìàíèå:
1. ß öåëîâàë äåâóøêà ëèáî 1 ðàç, ëèáî 3, ëèáî 5, òàê êàê 2 ýòî ÷èñëî ê ñìåðòè, à 4, ýòî 2 ðàçà ïî 2… 1, 3 è 5 çáñ.
2. Âûêëþ÷àòåëü. ×òîáû âêëþ÷èòü ñâåò, ÿ äåëàë âêë, âûêë, âêë, è òàêæå, ÷òîáû âûêëþ÷èòü, âûêë, âêë, âûêë.. ÷èñëî 3 âîîáùå âî ìíå ñèäåëî ñ äåòñòâà, åù¸ â äåòñêîì ñàäó, äðóãèå äåòè ìíå çàòèðàëè ÷òî áîã ëþáèò ÷èñëî 3.
3. Ìåíÿë äîðîãó, êîãäà ø¸ë äîìîé èëè íà ðàáîòó, ÷óâñòâóÿ ÷òî åñëè èäòè ïî òîé, ïî êîòîðîé óæå èäó, òî ìîæåò ÷òî òî ñëó÷èòñÿ î÷åíü ïëîõîå, êòî òî óìð¸ò.
4. Ñîáàêå äàâàë âñåãäà ëèáî 1 ëèáî 3 êóñî÷êà ÷åãî ëèáî, êîãäà îíà ïîïðîøàéíè÷àëà, ãëàâíîå íå 2!!
5. Ñèììåòðè÷íûå äåéñòâèÿ. Åñëè çà÷åñàëàñü îäíà ðóêà, òî íåïëîõî áû ïî÷åñàòü äðóãóþ â òîì æå ìåñòå, îòðÿõíóë îäíó áðþ÷èíó, óäàðÿÿ ïî íåé 3 ðàçà, íàäî çíà÷èò 3 ðàçà óäàðèòü è ïî äðóãîé áðþ÷èíå, òàêèõ äåéñòâèé áûëî ìíîãî.
6. ×àñòî âìåñòî òîãî ÷òîáû åõàòü íà ëèôòå, âûáèðàë èäòè ïî ëåñòíèöå, ïîõîæå íà ïóíêò 3.
—
Ýòî òå ñèìïòîìû, êîòîðûå áûëè ó ìåíÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò, íî ÿ èõ íå çàìå÷àë, îíè íå ïðèíîñèëè ìíå äèñêîìôîðòà, áîëåå òîãî ÿ íèêîãäà íå çàäóìûâàëñÿ î òîì íîðìàëüíî ëè òàê äåëàòü, äåëàë è âñ¸.. Òîëüêî èçó÷àÿ ÎÊÐ ñòàëî ïîíÿòíî, ÷òî ýòî áûëè ðèòóàëû íà íàâÿç÷èâûå ìûñëè, íî âîò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé ÿ òîãäà íå îñîçíàâàë.
—
7. Ýòîò ïóíêò ïîÿâèëñÿ ïîçæå âñåõ. ß íå ìîã äåðæàòü â ðóêàõ ðåæóùèå è êîëþùèå ïðåäìåòû ðÿäîì ñ äðóãèìè ëþäüìè, áûë ñòðàõ ñîéòè ñ óìà è ïðè÷èíèòü âðåä îêðóæàþùèì. ×òîáû ñäåëàòü ñåáå áóòåðáðîä ïðèõîäèëîñü æäàòü, êîãäà âñå âûéäóò ñ êóõíè, â ñòîëîâîé ÿ ñòàë ñïåðâà áðàòü áëþäî, çàíèìàòü ñàìûé äàëüíèé ñòîë è òîëüêî ïîòîì ø¸ë çà ñòîëîâûìè ïðèáîðàìè, ñòàðàÿñü íè ñ êåì íå êîíòàêòèðîâàòü.
×òî ïðîáîâàë è êàê âûëå÷èëñÿ îò ÎÊÐ.
×åñòíî ãîâîðÿ äîâîëüíî òðóäíî ïèñàòü ýòîò ðàçäåë, íå ïîòîìó ÷òî òðóäíî îá ýòîé áîëåçíè ãîâîðèòü, íåò, îòíþäü, èçëå÷åíèå îò ÎÊÐ ñèëüíî ïîìåíÿëî ìîå îòíîøåíèå ê æèçíè, ÿ âñå ýòî ðàññêàçûâàë è äðóçüÿì è ðîäèòåëÿì, òå êîíå÷íî ñìîòðåëè êîñî, íî ìíå ïî..é. Òðóäíî, ïîòîìó ÷òî ìíå ïîìîãëà ïñèõîòåðàïèÿ, à îïèñàòü ýòîò îïûò êðàéíå ñëîæíî, âåäü îí ñóáúåêòèâåí, ïîýòîìó ÿ íå ñìîãó äàòü 100% ðåöåïò èçáàâëåíèÿ îò íåäóãà, ïîæàëóéñòà ó÷òèòå ýòî.
Íà÷íåì æå.
Ïåðâîå ÷òî ÿ ñäåëàë, ýòî íàø¸ë ôîðóì — ôîáèé.íåò, íà íåì ìíîãî ïîõîæèõ èñòîðèé, òàì òîãäà ïèàðèëè êàêîé òî ìåòîä, êîòîðûé ïîìîæåò èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé, ïëàòíûé, ÿ åãî êóïèë. Ìåòîä çàêëþ÷àëñÿ â òîì, ÷òî íàäî áûëî äåëàòü ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö øåè, ðóê, ãðóäè, ñèëüíî æìóðèòüñÿ è ò.ä., äëÿ ðåëàêñàöèè, äåëàòü íàäî áûëî ïî 5 ðàç â äåíü, ïîòîì áûëè òåñòû, íàäî áûëî çàïèñûâàòü âñå ñâîè ìûñëè â òå÷åíèå äíÿ è àíàëèçèðîâàòü èõ, ïîñëå ÷åãî 1 ðàç â íåäåëþ îòâå÷àòü íà îäíè è òå æå âîïðîñû è ñìîòðåòü êàê ìåíÿþòñÿ òâîè îòâåòû.
—Ïîìíþ ÿ òîãäà âñòðåòèë ãåí. äèðåêòîðà â êîðèäîðå, ïðîòÿíóë åìó ðóêó, îí íå óâèäåë ñðàçó, ÿ óáðàë ðóêó, à îí óæå ïîòÿíóë ñâîþ, ñòàë å¸ óáèðàòü, ÿ îïÿòü ïîòÿíóë ñâîþ.. êîðî÷å òóïîñòü ïîëó÷èëàñü â èòîãå íå ïîçäîðîâàëèñü è ó ìåíÿ ïðîèçîøëà ÏÀ (Ïàíè÷åñêàÿ Àòàêà), âåñü ïîêðàñíåë, ïîäíÿëîñü äàâëåíèå, íåõâàòêà âîçäóõà è ìûñëè, ÷òî îí îáî ìíå ïîäóìàë, ÿ òåïåðü äëÿ íåãî ìóäàê, îí âñåãäà áóäåò ýòî ïîìíèòü.—
Âîò ýòî äåëî ÿ âñ¸ çàïèñûâàë è äëÿ ñåáÿ ìíîãîå îòêðûâàë, íàïðèìåð, ÷òî áîþñü ïëîõîãî ìíåíèÿ â îòíîøåíèè ñåáÿ, áîþñü îêàçàòüñÿ âûñìåÿííûì.. ìíå êàçàëîñü, ÷òî ðàçîáðàâøèñü â ñåáå è ñâîèõ êîìïëåêñàõ, ÿ ñìîãó ïîáîðîòü ÎÊÐ.. îêîëî 2-óõ íåäåëü âñ¸ ýòî ïðîäîëæàëîñü è çàêîí÷èëîñü òåì, ÷òî íèõåðà ÿ íè÷åãî íå ïîíÿë, à ñàìîå ïå÷àëüíîå ÷òî êðèçèñ óñèëèëñÿ, ÿ íå âûïîëíÿë ðàáîòó, ìûñëè çàõëåñíóëè, ÿ âñ¸ òàêæå ìûñëåííî ïðè÷èíÿë âðåä ëþäÿì è êîðèë ñåáÿ çà ýòî. Åñëè äî ýòîãî íàïðÿæåíèå ìûøö ìíå ïîìîãàëî, òî òóò ÿ ïðîñòî ïñèõîâàë, òàê êàê ýòî íàïðÿæåíèå ïåðåñòàëî ïðèíîñèòü êàêîå-ëèáî îáëåã÷åíèå, à çàïèñûâàíèå âñåõ ñâîèõ äåéñòâèé è ìûñëåé â òå÷åíèå äíÿ ñòàëî íàïîìèíàòü êàêóþ òî øèçó, îáúåêòèâíî ýòî äåëî ïîëåçíîå, íî íà òîò ìîìåíò ìíå íóæíî áûëî îáëåã÷åíèå ñèìïòîìîâ, à åãî íå áûëî. Ìåòîä ÿ çàáðîñèë è áîëüøå íà ôîáèè.íåò íå âîçâðàùàëñÿ.
 òîò ìîìåíò ÿ ñåðü¸çíî çàäóìàëñÿ, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê ïðîô. âðà÷ó, íî îïÿòü æå èçó÷àÿ âîïðîñ, íàòûêàëñÿ íà ìíåíèÿ ïñèõîëîãîâ (çàðóáåæíûõ), ÷òî ÎÊÐ óñïåøíî ëå÷èòñÿ ïñèõîòåðàïèåé (áåñåäàìè), ëåêàðñòâà íóæíû òîëüêî íà âðåìÿ îñòðîé ñòàäèè, êîãäà ÷åëîâåê ïñèõóåò è ñõîäèò ñ óìà, êîãäà åìó êàæåòñÿ ÷òî îí íà ãðàíè, òîëüêî â ýòèõ ñëó÷àÿõ íà ïåðâûõ ïîðàõ íóæíû ëåêàðñòâà, äàëüøå ïñèõîòåðàïèÿ. Òàê âîò ìíîãî èíôîðìàöèè, ÷òî â Ðîññèè ìàëî õîðîøèõ ïñèõîòåðàïåâòîâ, à ïðè îáðàùåíèè â ïîëèêëèíèêó, òåáÿ íàïðàâÿò ñïåðâà ê íåâðîëîãó, òîò ïî òàêèì ñèìïòîìàì âûïèøåò óñïîêîèòåëüíûå (êñòàòè ïóñòûðíèêîì îáæèðàëñÿ, íå ïîìîãàëî), åñëè íå ïîìîæåò òî íàïðàâèò ê ïñèõèàòðó, êîòîðûé óæå âûïèøåò ëåêàðñòâà ïî-êðó÷å. Ìåíÿ òàêîé ðàñêëàä íå óñòðàèâàë.
Êñòàòè îáíàðóæèë èíòåðåñíûé ýôôåêò îò òðåíàæåðíîãî çàëà, åñëè î÷åíü òÿæåëî ïîðàáîòàòü ñ æåëåçîì, òî ïîñëå íè î ÷åì ïëîõîì íå äóìàåòñÿ, ïðîñòî íåò ñèë, òàêîé ýôôåêò äåéñòâîâàë ïîñëå êàæäîé òðåíèðîâêè äî òåõ ïîð, ïîêà ÿ ìîã çàíèìàòüñÿ, ïîòîì ñëó÷èëîñü òî, ÷òî è ñëåäîâàëî îæèäàòü, êàæäóþ òðåíèðîâêó ÿ áîÿëñÿ ÷òî óðîíþ íà ñåáÿ øòàíãó ïðè æèìå ëåæà èëè ñòðàõóÿ íàïàðíèêà óðîíþ íà íåãî, â èòîãå óïðàæíåíèÿ ÿ äåëàë íå êîíöåíòðèðóÿñü, áûë îòâëå÷åí ìûñëÿìè è ïî îêîí÷àíèþ òðåíèðîâêè ýôôåêòà íå áûëî êàê ïî ïåðâîé, ÿ ø¸ë äîìîé çàìó÷åííûé íå òðåíèðîâêàìè, à ìûñëÿìè.
È âîò íàêîíåö ìû ïîäîøëè ê ñàìîìó íà ìîé âçãëÿä ãëàâíîìó:
1. ß íà÷àë ÷èòàòü êíèãó î Êîãíèòèâíî-Ïîâåäåí÷åñêîé Ïñèõîòåðàïèè.. íå ïîìíþ êàêóþ èìåííî, àâòîð æåíùèíà. Òàì áûëî ÷åòêîå îáúÿñíåíèå êàê çàêðåïëÿþòñÿ ðèòóàëû è êàê èõ ïðåðâàòü.
(ÝÒÎ Î×ÅÍÜ ÃÐÓÁÎÅ È ÍÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ ÎÏÈÑÀÍÈÅ, ÊÍÈÃÓ ×ÈÒÀË ÄÀÂÍÎ).
Ñóòü â íåéðîííîé ñâÿçè, íàø ìîçã â òîé èëè èíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè âûáèðàåò ðàçíûå ïóòè ðåøåíèÿ, äîïóñòèì åñòü âåùè, êîòîðûå ìû íå êîíòðîëèðóåì, íî ìûñëè îá ýòîì âîëåé íå âîëåé ïðèõîäÿò, òàê âîò ìîçã îáðàçíî ãîâîðÿ äîëæåí äàòü îòâåò, àäåêâàòíûé îòâåò ýòî ïðîñòî íå ïàðèòüñÿ è îòêèíóòü ìûñëè, íî èíîãäà åãî êàê áû êëèíèò, îí íå ìîæåò íàéòè îòâåò, ýòî ïåðåõîäèò â ìó÷åíèå îò íàâÿç÷èâîé ìûñëè è òóò ïðèõîäèò îòâåòíàÿ ìûñëü, ñäåëàòü êàêîå òî äåéñòâèå, ìû åãî äåëàåì è áàõ, ìûñëü êîòîðàÿ íàñ îòÿãîùàëà èñ÷åçëà..íî òàêèì îáðàçîì ìû çàêðåïëÿåì íåéðîííóþ ñâÿçü è ïîëó÷àåì îïûò òîãî, ÷òî äåéñòâèå (ðèòóàë) ïîìîãëî íàì èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé. Òåïåðü íàø ìîçã áóäåò âñ¸-âðåìÿ âûáèðàòü ýòîò ïóòü.
Äàëåå â êíèãå áûëî îáúÿñíåíî, ÷òî ÷åëîâåêó ñòðàäàþùåìó ÎÊÐ íóæíû íîâûå íåéðîííûå ñâÿçè, à òå íåéðîííûå ñâÿçè, êîòîðûå óæå åñòü â âèäå ðèòóàëîâ, îñëàáèòü. Äëÿ ýòîãî íàäî âûðàáîòàòü íîâóþ ðåàêöèþ íà ñâîè ìûñëè, êîòîðûå ê ñëîâó âîçíèêàþò òîëüêî â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ, ýòè ñèòóàöèè ïîâòîðÿþòñÿ â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà 10-êè òûñÿ÷ ðàç. Îáðàçíî ãîâîðÿ òàê: 10 ðàç çàõî÷åòñÿ ñäåëàòü ðèòóàë, à òû åãî 10 ðàç íå ñäåëàåøü è ó òåáÿ óêðåïèòüñÿ ñâÿçü íîâàÿ ñâÿçü, à ñòàðàÿ îñëàáèòñÿ. Äðóãîå äåëî, ÷òî ÎÊÐùèêó ýòî ñäåëàòü ïðàêòè÷åñêè íå ðåàëüíî, âîò íå ðåàëüíî è âñ¸, îí íå ìîæåò ñåáÿ ïåðåñèëèòü, ýòî îãðîìíûé ñòðåññ, à äàæå åñëè ïåðåñèëèò, òî ýòî íå îñîáî ïîìîæåò, ïîòîìó ÷òî òóò íóæíà åù¸ ïîäãîòîâêà.
Ïîêà ÷åëîâåê íå ïîéìåò êàê âñ¸ ýòî ïðîèñõîäèò â åãî ìîçãó, ïîêà îí íå ðàçáåð¸òñÿ è íå óñâîèò, êàêàÿ ðåàêöèÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé, ïîêà åãî íå óáåäèòü, ÷òî íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ, íå âûïîëíè îí ðèòóàë, õåð äâà ÷òî ïîëó÷èòñÿ, ýòî äîâîëüíî òÿæåëî è íóäíî..
ß ñ êîå-êàêèì ïîíèìàíèåì, ÷åðåç ñèëó îòêàçûâàëñÿ îò ðèòóàëîâ, îò êàêèõ òî óñïåøíî, îò êàêèõ òî íåò, íî ïðîãðåññ áûë íà ëèöî, îò ðèòóàëîâ ïîìàëåíüêó, íå áåç ìó÷åíèé), íî èçáàâëÿòüñÿ ïîëó÷àëîñü, íàñòîÿùàÿ ïðîáëåìà çàêëþ÷àëàñü â äðóãîì. Ìûñëè î ïðè÷èíåíèå âðåäà ëþäÿì, ÷óâñòâî âèíû çà ýòî è ñòðàõ ñîéòè ñóìà îñòàëèñü è êíèãà ìíå òóò íå îñîáî ïîìîãàëà.
2. Ñ ðèòóàëàìè áîðüáà ïðîõîäèëà óñïåøíî, íî ìåíÿ èíîãäà îõâàòûâàëà ïàíèêà, îñîáåííî êîãäà ÿ ïðåäñòàâëÿë ïëîõèå âåùè íà ëþäÿõ.. î ãîñïîäè, êàê æå ýòî óæàñíî, ýòî î÷åíü ïîõîæå íà ïàíè÷åñêóþ àòàêó, êîãäà òû âðîäå áû ïðåêðàòèë ìíîãèå ðèòóàëû, íî ìûñëè.. ìûñëè íèêóäà íå óøëè, îíè ñ îãðîìíîé ñèëîé íàâàëèâàþòñÿ íà òåáÿ, îñîáåííî òå, ÷òî î ïðè÷èíåíèå âðåäà äðóãèì, ýòî ÷óâñòâî âèíû è ñòðàõ ñîéòè ñ óìà.
Äàëüíåéøåå ñïàñåíèå ìíå ïðèíåñ ÷åëîâåê Åâãåíèé ßêóøåâ, íàøåë åãî ÂÊ, ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïñèõîòåðàïåâòîì, åãî ãðóïïà «Âñ¸ ñàìî», âðîäå áû ñåé÷àñ ïåðåèìåíîâàíà, íî êîìó íàäî òîò íàéäåò. Ñ ßêóøåâûì ÿ ïðîâåë íåñêîëüêî áåñåä, ïîñìîòðåë åãî ðîëèêè è ïî÷èòàë ñòàòüè, èçâëåê äëÿ ñåáÿ ñàìîå öåííîå, à èìåííî, îí äàë ìíå ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî ìûñëè íå åñòü ÿ, ìûñëè íåëüçÿ êîíòðîëèðîâàòü è èì íå íàäî ñîïðîòèâëÿòüñÿ, îíè ïðîñòî åñòü, íåò ñìûñëà ñ íèìè áîðîòüñÿ. Ìó÷åíèÿ êîòîðûå ÿ èñïûòûâàþ âûçâàíû íå ìûñëÿìè î ïðè÷èíåíèå âðåäà áëèçêèì, à ìîèì îòíîøåíèåì ê ýòèì ìûñëÿì è îòîæäåñòâëåíèè ñåáÿ ñ íèìè.
ßêóøåâ íå ïðîôåññèîíàëüíûé ïñèõîòåðàïåâò, ñêîðåå âñåãî îí ãäå òî òûðèò ìàòåðèàë è ïåðåäåëûâàåò åãî ïîä ñåáÿ, íî òî, ÷òî ëåæèò â îñíîâå åãî ïðàêòèêè, à èìåííî îòäåëåíèå ñåáÿ îò ìûñëåé, ýòî ëó÷øåå ÷òî îí äà¸ò..
Èíòåðåñíî ÷òî ïîñëå áåñåä ñ íèì è åãî óïðàæíåíèé, ÿ ñìîã èçáàâèòü ïîëíîñòüþ îò âñåõ ðèòóàëîâ è ïîìåíÿë ñâîå îòíîøåíèå ê ìûñëÿì! Èìåííî ïîìåíÿë îòíîøåíèå ê ìûñëÿì, è èç íàâÿç÷èâûõ îíè ïðåâðàòèëèñü â 2-3 ñåêóíäíûå. Åù¸ ãäå òî 1-2 ãîäà ýòè ìûñëè î ïðè÷èíåíèå âðåäà äðóãèì ëþäÿì, î ñòðàõå ÷òî óìð¸ò òîò, êòî ìíå äîðîã (âñå 6 ïóíêòîâ, ÷òî ÿ âûøå äàâàë ïî ñâîèì ñèìïòîìàì, êàê ÿ âûÿñíèë äëÿ ñåáÿ, îòíîñÿòñÿ ê ñòðàõó ïîòåðÿòü áëèçêîãî ÷åëîâåêà è íåâîçìîæíîñòè ýòî êîíòðîëèðîâàòü), ïðåñëåäîâàëè ìåíÿ, áûëè ìîìåíòû êîãäà ÿ âïàäàë â ïàíèêó è ñðàçó áåæàë â ãðóïïó ßêóøåâà, âñïîìèíàë âñ¸ òî, ÷òî òîãäà ìíå ïîìîãëî, ñìîòðåë ðîëèêè, äåëàë óïðàæíåíèÿ è ìåíÿ îòïóñêàëî.  êîíå÷íîì èòîãå ÿ ñìèðèëñÿ ñ òåì, ÷òî ó ìåíÿ òàêèå ìûñëè, îíè ïóãàþùèå, íå ïðèÿòíûå è ÷òî îíè áóäóò ñî ìíîé âñþ ìîþ æèçíü, çàòî ÿ îò íèõ íå ñòðàäàþ, íî ÷åðåç 2-3 ãîäà òàêèå ìûñëè ïðàêòè÷åñêè ñîøëè íà íåò, ñåé÷àñ áûâàåò ÷òî òî ïðîñêîëüçíåì, íî èç-çà òîãî ÷òî ÿ íå öèêëþñü íà íèõ è íå îáðàùàþ âíèìàíèå îíè óõîäÿò òóäà æå îò êóäà ïðèøëè.
Çàêëþ÷åíèå íà ëè÷íîì îïûòå.
ÎÊÐ âîçíèêàåò èç-çà ïðèâÿçàííîñòè ê îïðåäåëåííûì ìûñëÿì è óñòàíîâêàì. Ñ ïîìîùüþ îñîçíàíèÿ è îïðåäåëåííûõ òåõíèê ìîæíî äîñòàòî÷íî áûñòðî îñâîáîäèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé è ðèòóàëîâ.
Источник