Как вылечить психологическую травму полученную в детстве

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

Постоянные скандалы, развод родителей — возможный источник детской психотравмы

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала. Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма. Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

Повышенная тревожность — проявление детской психотравмы

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • апатия;
  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости;
  • постоянное чувство вины;
  • повышенная тревожность;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары.

Последствия

Одиночество — возможное последствие детской психологической травмы

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности социофобии.
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании, игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная анорексия, компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Людям, имеющим психотравмы в детстве, сложнее строить карьеру, труднее заводить новые знакомства, уживаться с людьми, адаптироваться в новом коллективе. Были проведены исследования, которые подтвердили взаимосвязь между психическим или физическим насилием в детстве и низким уровнем благосостояние во взрослой жизни.

Психологические приемы

Общение с психотерапевтом помогает совладать с психотравмами из детства

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.
Читайте также:  Как вылечит сглаз у ребенка

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Советы

Не бойтесь проявлять свои эмоции

Предлагаю Вашему вниманию рекомендации касательно того, как пережить детскую психотравму.

  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.
  5. Научитесь избегать стрессовых ситуаций или же, если с ними совладать не выходит, прибегайте к медитации, дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.

Теперь Вы знаете, как избавиться от психотравмы, пришедшей из детства. Помните о том, что прошлое дает немалый отпечаток на Вашем настоящем. Не забывайте, что попытки придавить в себе былые воспоминания, не приведут ни к чему хорошему. Необходимо проработать травмы, прийти к осознанию того, что жизнь прекрасна и она продолжается.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.
1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2.    Развод родителей.
3.    Гиперопека со стороны старших.
4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5.    Материально-бытовая неустроенность.

Читайте также:  Как вылечить грибок волосистой части головы в домашних условиях

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Читайте также:  Как можно вылечить язву алое

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости. И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник