Как вылечить рассеянность у подростка
Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов в жизни человека. Это время острых физических и эмоциональных изменений. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый, это отдельный вид социума, на который стоит обратить особое внимание.
Чаще всего свои изменения, умышлено или нет, но они демонстрируют своим поведением. И в этом нет ничего опасного, на фоне гормональных и эмоциональных процессов, что проходят в организме ребенка формируется другая модель поведения. Многих родителей интересует, почему подростки в этом возрасте так кардинально меняются. Почему смышленый и активный малыш, вдруг становится невнимательной и рассеянной особью? Такому поведению есть научное объяснение.
Из-за чего подросток становится невнимательным?
Подростковый возраст имеет свои особенности, которые иногда очень ярко проявляются. Один из частых его симптомов – это невнимательность и рассеянность. В медицине существует такой специальный диагноз как невнимательность – это нарушение процесса сосредоточения на одном предмете, объекте, вызванное неврозом или другим психическим расстройством. Если говорить о подростах, то не стоит утверждать, что они все больны. В их случае рассеянность и нарушения внимания могут быть вызваны совсем другими факторами.
Ученые утверждают, что главная причина этой патологии в подростковом возрасте – это особенности роста и развития головного мозга. Речь идет о том, что внешние изменения наступают раньше, чем физиологические изменения в мозгу. Поэтому взрослая нагрузка, которая попадает на главный орган, не может полностью проанализироваться, часть ее теряется.
Кроме того, на внимание подростка могут влиять и другие причины, связанные с внешним и внутренним влиянием:
- Психическая нагрузка на подростка. В этот период человек получает массу новой информации, которую головной мозг просто не в состоянии переварить, поэтому его центры своевольно закрываются, возникает, так называемая, защитная реакция.
- Изменения приоритетов. Для подростов характерно становление своего собственного «Я», лидерство и образование собственной компании. Большое количество внимания уходит в этот период на любовные отношения, которые характеризуется повышенной эмоциональностью. На фоне яркой эмоциональной жизни, такие качества как внимательность, рассудительность, ответственность уходят на второй план.
- Нерациональное питание. Для нормальной работы головного мозга необходимо большое количество витаминов, минералов и полезных веществ. Такого же рациона требуют и другие системы органов, что активно растут и изменяются в подростковом возрасте. Если подросток не получает их необходимое количество, страдает память, и, как следствие, понижается уровень внимательности.
- Отсутствие режима. Ребенок должен быть приучен к точному режиму, тогда его организм легче справляется со всеми задачами. Так, например, ежедневно он должен выполнять некий объем посильных работ, тогда легче проходит адаптация. И новые нагрузки не приносят сильного эмоционального потрясения.
- Полноценный сон. Подростки могут всю ночь не спать, гулять в игры, говорить по телефону, читать и т.д., а на утро они невыспавшиеся. Конечно же, не стоит сильно надеяться на их внимательность. Полноценный сон нужен всем без исключения для восстановления своих сил и активной трудоспособности.
- Непосильные нагрузки. К ним относятся как физические, так и моральные задачи. Если подросток всегда будет чем-то занят, его память и внимание не улучшатся, а наоборот – вызовут сильное переутомление и полный упадок сил.
- Шизофрения и другие психические отклонения. Это очень серьезный фактор, который, под влиянием гормонального всплеска, может проявиться в подростковом возрасте. Такие заболевания вызывают хроническую невнимательность, рассеянность и другие серьезные отклонения.
Как проявляется подростковая невнимательность?
Независимо от причины развития невнимательности, родители должны вовремя ее определить и помочь подростку ее побороть. Первым сигналом часто стает плохая успеваемость в школе. Педагоги жалуются на ученика, указывая на изменения в его оценках и поведении.
В этом возрасте невнимательность проявляется в виде таких признаков:
- Забывчивость и рассеянность;
- Невозможность сконцентрировать внимание на одном действии, явлении, предмете;
- Трудности в учебе, например, сложности при учении наизусть стиха;
- Чрезмерная суетливость и повышенная возбудимость;
- Потеря интереса ко всему, даже тем вещам, чем раньше активно интересовался;
- Частая смена деятельности.
Организм каждого подростка развивается по индивидуальному сценарию, и в такой деликатный период можно ожидать чего угодно. Но не стоит зацикливаться и ругать юношу за то, что он что-то забыл или потерял. Это временные признаки, связанные с внутренними изменениями, поэтому со временем все пройдет. Если же под таким поведением кроется патологическая причина и, кроме невнимательности, стали активно проявляться и другие симптомы, стоит обратиться к специалисту.
Как бороться с невнимательностью в подростковом возрасте?
Невнимательный подросток – это, скорее, норма, чем отклонение, такое явление встречается в 70% случаев. Со временем внимание становится прежним, и проблема уходит. В такой деликатный период не стоит паниковать, обвинять свое чадо и ругать. Родители должны поддержать и помочь справиться с такой проблемой.
Во-первых, стоит обратить особе внимание на полноценное питание. Оно должно быть сбалансированным, чтобы силы полностью восстанавливались. Кроме того, подросток должен иметь представление о режиме дня. Не стоит, конечно же, его улаживать спать в 21.00, но своих полноценных восемь часов сна он должен получить. Также прием пищи, время для работы и отдыха лучше определять по режиму.
Не нужно перегружать подростка. Многие родители считают, что много занятий помогут улучшить память, и, в целом, принесут ребенку много пользы. На самом же деле, подросток должен заниматься только любимым делом и столько времени, сколько этого требует программа. В противном случае – занятия принесут только вред.
Подросток – очень тонкая материя, это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. На таком переходящем этапе находится и его физическое и моральное состояние. Невнимательность выступает в такой период, как своеобразная реакция организма. Поэтому полностью ее побороть не получится, можно только помочь подростку адаптироваться к взрослой жизни.
Источник
Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.
Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью – нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.
В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы, возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.
Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.
О симптомах и лечении церебрастенического синдрома у детей читайте здесь.
к содержанию ↑
Общая характеристика
Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности, когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.
Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).
Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания, проявляющимся в той или иной степени.
Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.
Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.
У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:
- нарушение внимания без каких-либо других проявлений;
- расстройство внимания в сочетании с импульсивностью (ребенок склонен к частым перепадам настроения, эмоционален, нередко бывает раздражительным и проявляет агрессию);
- дефицит внимания, сопровождающийся гиперактивностью (ребенок неусидчив, во время занятий часто отвлекается на посторонние предметы, что существенно осложняет процесс обучения);
- смешанный тип недуга. Является самым сложным вариантом течения (у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуальной функции, поведение его зачастую непредсказуемо).
Как распознать у малыша астено-невротический синдром? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑
Причины возникновения
Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:
- Наследственной предрасположенностью. Имеются доказательства существования гена, ответственного за поведение, и некоторые особенности такого генетического материала могут служить причиной развития дефицита внимания.
- Неблагоприятная экологическая ситуация.
- Травмы, полученные в процессе рождения (асфиксия, повреждения черепа и головного мозга, затяжные роды).
- Заболевания, перенесенные женщиной в период беременности. Такие патологии могут привести к внутриутробному инфицированию плода и нарушению его развития, гипоксии и прочим негативным последствиям.
- Неправильный образ жизни будущей мамы, в частности, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
- Резус-конфликт, возникающий, когда будущая мама имеет отрицательный резус-фактор, а у плода он положительный.
- Черепно-мозговые травмы ребенка.
- Заболевания, сопровождающиеся значительной гипертермией, которые малыш перенес в первые месяцы после рождения.
- Заболевания внутренних органов и систем (сердца, почек, головного мозга).
к содержанию ↑
Как связано с гиперактивностью?
Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность. И для этого есть все основания.
Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.
А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.
к содержанию ↑
Симптомы и признаки
Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.
Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.
Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:
- неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
- ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
- неусидчивость;
- сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
- отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
- склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
- выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
- забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
- рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
- неспособность завершить начатое дело до конца;
- сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
- нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
- склонность к тревогам;
- небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
- чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
- повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
- нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
- навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
- проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.
В чем причины возникновения невроза навязчивых движений у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑
Диагностика
Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.
Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:
- Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
- Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
- Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
- Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.
О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:
- Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
- Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
- Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
- Ребенок достиг 6-летнего возраста.
к содержанию ↑
Методы лечения и коррекции
Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода, который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.
Медикаменты
Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях, а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.
Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.
При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости.
Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.
Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут).
Рекомендации по лечению лунатизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑
Образ жизни
Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность, которая у таких детей часто отсутствует.
Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.
Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.
В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.
к содержанию ↑
Психологические тренинги
Занятия с психологом – обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.
Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.
Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.
к содержанию ↑
Особенности воспитания
Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.
В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.
Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость, и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.
к содержанию ↑
Другие методы
Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.
Профилактика
Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов, будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.
После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.
С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия. Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.
Для детей постарше рекомендуется использовать развивающие игры, например, пазлы, лото.
Синдром рассеянного внимания – частая проблема, актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.
Как научить ребёнка быть внимательным? Узнайте из видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Источник