Как вылечить ребенка который не понимает речь
Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.
А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.
Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы
Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.
Признаки ЗРР
Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.
В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.
На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.
Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:
- появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
- затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
- непонимание детской речи;
- неразборчивость произношения и сочетания звуков;
- плохое выговаривание окончаний слов;
- нарушение речевых темпов.
Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.
К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:
- заметны нарушения в звуковой стороне речи;
- во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
- используются одни и те же слова и сочетания;
- заметны трудности в построении связного высказывания;
- наблюдается неумение образовывать грамматические формы.
Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.
Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.
Причины задержки речи
ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить. Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей. Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.
К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:
- нарушения слуха и зрения;
- неврологические заболевания;
- недоразвитость органов артикуляции;
- поражения головного мозга и травмы;
- гипоксия;
- преждевременные и трудные роды;
- травмы психологического характера;
- алкоголизм родителей;
- врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.
На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.
Когда стоит обращаться к логопеду
Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом. Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.
К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:
- если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
- после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
- при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
- при нарушениях слуха и зрения;
- генетических синдромах;
- повышенном внутричерепном давлении;
- после перенесенной родовой травмы.
На заметку! Что касается непосредственно речи, то ее развитие имеет весьма размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего малыша со сверстниками, так как речевое становление является сугубо индивидуальным процессом.
Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.
ЗРР или аутизм
Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.
Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.
Характеристики развития речи при раннем детском аутизме
При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:
- речь полностью отсутствует;
- ребенок не может выражать свои желания и потребности;
- отсутствует реакция на речь окружающих;
- возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
- отсутствует реакция на вербальные инструкции;
- не способен строить и правильно оформлять предложения;
- на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
- речь слишком громкая или тихая;
- наблюдается буквальное понимание речи.
Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.
Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года
Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.
При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.
Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.
На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.
Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю
Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.
Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:
- степени нарушения слуха;
- времени возникновения дефекта;
- педагогических усилий;
- индивидуальных особенностей ребенка.
Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.
Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.
Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.
Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.
Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей
Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.
Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.
Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью
Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.
На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.
Особенности речи
Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.
Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи
Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.
Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей
У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.
Эндогенные и экзогенные причины отсталости
К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.
К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г
При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.
После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.
Источник
тоит ли лечить ребенка с задержкой или нарушением речи у невролога?
Следует понимать, что почти все нарушения речи возникают вследствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно — нарушений работы мозга, центральной нервной системы, отклонений в строении артикуляционного аппарата, генетических или же психических расстройств.
Изучая анамнез детей с патологией речи, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии или его нарушения. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что нарушением речи часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с нарушением речевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь, и в результате речевое, а иногда и психическое развитие задерживается или нарушается.Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.
Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! К сожалению, многие родители считают, что нарушение речи «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить, но в некоторых случаях этого крайне недостаточно!!!Таким образом, большинство речевых нарушений требует не только педагогической коррекции, но и НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ!
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития или к его нарушению.Лучше всего, чтобы невролог или психоневролог, консультирующий по вопросам патологии речи, имел большой опыт работы с такими нарушениями.
Какие существуют методы лечения?
Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения, есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты, «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях.НАЗНАЧАЕТ ПРЕПАРАТЫ ТОЛЬКО ВРАЧ! Не занимайтесь самолечением, это опасно!
Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.
Энцефабол — препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.
Этот препарат «растормаживает» речь. Действует возбуждающе на неспокойных детей. После окончания курса лечения всё проходит.
Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность.
Пантогам своего рода «витаминки» для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Часто применяют в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.
Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.
Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга засчет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.
Иногда эффект бывает диаметрально противоположным (
т.к. фенибут больше нейролептик, чем ноотроп). После отмены препарата эффект исчезает в течение нескольких дней.
Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.
Удобен в применении — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в нос и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).
Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.
Очень результативный препарат. Эффект от лечения заметен сразу после проведения курса лечения.
Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.
Препарат хороший, большое количество детей, которые на нём отлично идут.
Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.
Этот препарат российский аналог глиатилина. Активизирует познавательные процессы, стимулирует развитие речи.
Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.
Кроме неврологических препаратов следует в обязательном порядке давать препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.
Советы логопеда, материалы для занятий в домашних условиях и бесплатная консультация логопеда он-лайн https://logoped-lapteva.ucoz.ru/
Источник