Как вылечить ребенка от игровой

Как вылечить ребенка от игровой thumbnail

От автора: Публикую свое интервью «Правмиру» об игровой зависимости у подростков и не только…

ОКСАНА ГОЛОВКО | 9 АВГУСТА 2017 Г.

Почему зависимый человек всегда недостаточно реализован, а подросток-игроман имеет крайне низкую степень ответственности, в чем состоит профилактика и работа с зависимостью – рассказывает Алексей Шевцов, психотерапевт, нарколог, кандидат медицинских наук.

Как спасти ребенка от игровой зависимости

«У сына – умственная отсталость, целыми днями играет»

– Были в вашей практики случаи, когда игровую зависимость удалось преодолеть?

Как вылечить ребенка от игровой
Алексей Шевцов

Был такой двойной случай. Приходит мама и говорит: «У моего сына – умственная отсталость. Я заплатила довольно большие деньги, чтобы он оставался в обычном классе в обычной школе. Окончив школу, он научился считать до 100 и трем компьютерным играм. Сейчас школа закончилась, друзья развиваются дальше, он из этой обоймы выпал. Сидит и играет целыми днями на компьютере, но я не уверена в том, что он выживет. Не дай Бог что со мной, он не способен себя обслуживать».

Следом за ней приходит еще одна мама и говорит: «У моего сына – умственная отсталость. Нет, он от рождения умный, хорошо учился, но сейчас – деградировал, целыми днями играет и говорит: “Не хочу учиться, не хочу жениться, вашего бизнеса мне надолго хватит, буду играть на компьютере”». Тогда мне удалось объединить эти два случая. Мы второго наняли ухаживать за первым. Задача звучала коротко: социализация. Второму нужно было с первым общаться, вытаскивать его куда угодно – в лес на лыжах, в «Макдональдс», в кино, но заставлять социализироваться.

Нам удалось его наделить этой самой ответственностью, когда он стал отвечать не только за себя, а еще и за кого-то. Произошла серьезная подвижка – первый радостный момент был, когда он сказал: «Я пойду учиться на вождение, сдам на права, куплю машину, буду Юрчика возить». Он восстановился в институте, окончил и очень увлекся бизнесом.

У Юрчика тоже более-менее все сложилось, но только со сменой гражданства, они уехали в Италию, где совершенно другие социальные программы и совершенно другое отношение к «особым» людям. Но у нас он действительно больше социализировался, вернулся навык общения.

Вообще процесс подобной реабилитации – часто довольно муторный, долгий, медленный, проблемный, не всегда удается эту самую степень ответственности изменить.

Зависимый человек всегда недостаточно реализован

– Почему у одних возникает зависимость, а у других – нет?

– Я считаю, что зависимость приходит в некое пустое место, смысловой вакуум. Если говорить попроще, то человек, который станет зависимым, однозначно недореализован.

У каждого человека в жизни есть фактическое место: какое-то образование, компетенции, собственность, отношения… Но соответствует ли то, чего он достигает, уровню его возможностей?

Если налицо зависимость, неважно от чего – игровая, химическая, то понятно, что этот человек точно может в жизни больше, чем реализует сейчас. Для взрослого человека это будет более понятно и более заметно. Но и подросток, если у него есть место для зависимости, однозначно может больше, чем сейчас. Возможно, он не увлекся тем, чем на самом деле хотелось бы, или он сильно недополучает чего-то в отношениях от родителей, может быть, речь об отношениях с окружающими людьми, со сверстниками.

С момента рождения мы занимаем маленькое, скромное место в жизни, а потом потихонечку начинаем расти. Причем сначала подрастает потенциал, потом подтягивается фактическое.

В один момент человек натыкается на некий блок своего развития, своего роста, и здесь возникает критическая ситуация, когда в это пустое место может прийти зависимость.

По роду деятельности я довольно много сталкивался с реабилитационными центрами и видел огромное количество людей, успешно разобравшихся со своей зависимостью, и у таких людей – мощнейшая реализация. Там есть депутаты городских советов, помощники депутатов Госдумы, чиновники региональных объединений… Но тогда, на момент формирования зависимости, у них и была та самая недореализация.

Либо человек не находил свой собственный социальный мир, либо не понимал, что именно в этот период он вырос, либо не видел никакой возможности, как именно ему реализоваться. В процессе реабилитации, когда все темы грамотно прорабатываются, очень часто удается обнаружить, на что именно наткнулся этот человек, другой, третий. Так и работает реабилитация – восстановление.

Почему важно растить ответственность

– Каковы механизмы возникновения зависимости?

– Вариантов много. Я больше в своей деятельности занимаюсь психотерапией, поэтому больше обращаю внимание на психологические и психотерапевтические аспекты. Например, любое психоактивное вещество, игры «помогают» в том случае, если человек испытывает негативные эмоции.

Есть термин «привычные эмоции». Вроде бы смотришь на человека, идущего по улице, он достаточно спокоен, уверен в себе, оптимистичен, но если приглядеться, какие будут у него привычные эмоции? На первом месте у нас вовсе не радость, не интерес, а агрессия, стыд, вина, обида.

Подростки часто сталкиваются именно с негативными эмоциями. И как с ними жить, они не имеют ни малейшего понятия. В то же время любое психоактивное вещество, будь то алкоголь, будь то наркотики всех видов, либо игры, волшебным образом на любые негативные эмоции воздействуют.

Ребенок пребывает в стыде, потому что получил пять с минусом, потому что, будучи неуклюжим, разбил чашку, потому что ему стыдно подойти к девушке. Он принимает алкоголь, он принимает наркотик, он садится за игру. И стыда – нет.

Как вылечить ребенка от игровой

Этот механизм значим в формировании любой зависимости, и, получается, здесь есть и вопрос эмоциональной грамотности.

Здесь очень важным моментом является степень ответственности. Даже при очень хорошем отношении родителей к ребенку, ответственность его может очень сильно страдать, не вырастать.

Мы всего выделяем шесть степеней ответственности.

– Какие это степени?

1. Самая первая и самая маленькая называется «уровень выживания». Каждый из нас рождался именно в этой степени ответственности. За что отвечает ребенок? Он пытается выжить.

В этой степени умудряются остаться не только дети. Есть такой древний пример – допустим, шут. Цель его в жизни – жить за чужой счет. Соответственно, он ни за что не отвечает. Скажем, современная проблема – беженцы. Почему Европа так боится беженцев? Потому что они приходят в первой степени ответственности. Они говорят: «Вы там у нас всё разбомбили, теперь платите нам хорошие социальные пособия, а работать мы не собираемся». Что они хотят? Жить за чужой счет, точно так же, как и младенцы. И эта степень – хорошее поле для появления зависимостей.

Читайте также:  Как вылечить холецистит без операции

2. Следующая степень ответственности называется «личная оплата труда». Ребенок подрос, он научился одеваться, убирать игрушки. Но когда он это будет делать? При определенных условиях, например, когда настроение хорошее, при других вариантах не заставите. Иногда, при определенных условиях, он возьмет ответственность, а иногда нет. Такой степени ответственности достаточно много в общей популяции, я даже думаю, что больше половины. Настроенность таких людей проста – хлеба и зрелищ.

И опять же вся наркология сюда прекрасным образом вписывается. Зачем я живу? Что-нибудь завлекательное посмотреть, что-нибудь повкуснее поесть. Если такой человек ищет работу, то чтобы работать поменьше и получать побольше. Если человек остается на этой степени ответственности, это очень опасно.

3. Третья степень ответственности, уже полная – «оплата труда и творчества». У человека появляется желание взять на себя некий технологический цикл, полностью взяться за какое-то дело. Скажем, в индустрии красоты вы приходите к парикмахеру, он полностью приводит вашу голову в порядок, и от того, насколько хорошо он выполнил свою работу, зависит вероятность, что вы придете к нему в следующий раз. Он отвечает полностью за то, что сделал.

Эти все первые три степени ответственности – ответственность, обусловленная извне, то есть эти люди сами за себя еще не отвечают, и комфортно существовать они могут только в достаточно жестко отстроенных рамках: сюда не ходи, вот это не делай, а это делай вот столько. Но 90% подростков как раз имеют ответственность, обусловленную извне, именно в том и заключается роль родителей, чтобы грамотно отстроить все рамки.

Дальше начинаются четвертая, пятая и шестая степени, когда ответственность становится обусловленной изнутри.

4. Четвертая – когда у человека появляется ответственность за себя и за кого-нибудь еще. Причем не обязательно только во взрослом возрасте, бывают такие подростки, которые способны отвечать за себя и еще за кого-то.

5. Пятая – когда люди начинают отвечать не только за себя и другого, но еще и за некие процессы, происходящие в обществе, не обязательно за все. Можно взять один процесс, какой-нибудь одиночный, маленький. Что у нас с порядком во дворе? Что у нас с бездомными собаками?

6. Последняя, шестая – баланс и гармония. Здесь уже более высокие смыслы. Таким образом, получается такая почти лестница.

Человек с зависимостью – это заведомо очень низкая степень ответственности.

Ответственность – это не по настроению, а всегда

– Так как же воспитывать ответственность у ребенка?

– Как пример – мы с сыном прошли через систему скаутинга – это одно из немногочисленных детско-подростковых занятий, где воспитывается ответственность, самостоятельность и автономность. Это поход, где я хочу, не хочу, устал, не устал, плохое настроение, хорошее, а твой патруль дежурит, ужин встали и приготовили.

Вообще стоит приглядывать за этим процессом, что у ребенка, что у подростка с ответственностью, растет ли она, меняется ли она?

В каком возрасте можно купить ребенку планшет?

– Я бы не рискнул здесь устанавливать какие-то нормы. Например, опять стоит оглядываться на ту же ответственность: дать возможность ребенку заработать гаджет. Не пойти на работу, получить зарплату, а начать отвечать дома, допустим, за вынос мусора, и не когда хорошее настроение, а всегда. Твоя ответственность – это мусор, чтобы без всяких напоминаний ведро у нас было чистое, мешки куплены, припасены, и как только наполняется ведро, ты сразу выносишь мусор и кладешь чистый пакет.

Маленький крошечный технологический цикл, и если два месяца я тебе не буду напоминать, и ведро будет все время чистое, пожалуйста, заработал. Это разные вещи, когда я сказал: «Иди, вынеси мусор», – и он пошел, и когда я сказал: «Ты за это отвечаешь, без напоминаний ты за этим следишь».

Или отвечать за хлеб: ты следишь, сколько у нас хлеба белого. Есть домашние животные, есть уборка, есть свои собственные вещи, есть школьные принадлежности, и за ними можно следить совершенно по-разному.

– Когда понять, что есть уже какая-то игровая зависимость и надо идти к специалисту?

– Изменение отношения. Одно дело на каникулах, когда нет никаких заданий, и человек абсолютно свободен и может себе позволить посидеть с гаджетом. Другое дело, когда он начинает манкировать своими обязанностями, не доделывать уроки, слишком часто сидеть – здесь, конечно, надо задуматься. Есть у нас такой условный пульт управления самим собой, на этом пульте очень много всяких кнопочек, рычажков, поворотничков: что будет, если я книжку прочитаю, съем пирожное, если я схожу поплавать или приму душ.

Что значит – «появление зависимости», неважно, от игры, от еды или от психоактивного вещества? Когда одна кнопка становится огромной, центральной, а все остальные покрываются пылью, и тогда эта центральная кнопка достаточно быстро ломается.

Нажатие этой кнопки приводит к парадоксальному результату. Человек хотел выпить, чтобы повеселиться, в итоге подрался. Хотел отдохнуть – устал неимоверно, и так далее. Это может быть с перееданием, с алкоголем, с компьютером.

Потому нужно все-таки стараться следить за детьми (и за собой), чтобы не возникало этой пустоты, нереализованности, которая легко заполняется зависимостью. И, конечно, не забывать про ответственность.

Напишите мне, обязательно отвечу.

Мой сайт https://www.docshevtsov.ru/

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Игровая зависимость — понятие относительно новое. Всерьез об игромании стали говорить не так давно, и, в основном, это связано с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютерная игра настолько поглощает ребенка, что он забывает о еде, сне и других потребностях. В таких случаях речь идет уже не просто об увлечении, а о самой настоящей патологии.

Что такое игромания?

О том, что игромания проблема, знали уже в течение нескольких столетий. Разумеется, игры были другие — это, чаще всего, были карточные настольные игры, а также все виды игр в казино. В литературе описаны многочисленные случаи азартного поведения «героев», которые проигрывали целые состояния в карты. Уже тогда игрок в семье был всеобщей бедой, потому что он мог проиграть фамильные драгоценности и даже залезть в такие долги, что семья вынуждена была «пойти по миру».

Читайте также:  Как можно вылечить стеатоз

Игромания как психическое заболевание

Почему игроманию так долго не считали заболеванием? Дело в том, что другие зависимости (а в мире специалисты насчитывают до 300 различных пристрастий), такие как алкоголизм или наркомания, очень заметны, они считаются социально опасными, на борьбу с ними выделяются средства из государственного бюджета.

А о том, что игромания болезнь, и без лечения человек может погибнуть, стали всерьез говорить после компьютерного бума, когда у детей и взрослых начали появляться признаки психических заболеваний. И, хотя карты и рулетка все еще пользуются большой популярностью (просто игроки теперь

встречаются на интернет-площадках), компьютерные игры бьют все рекорды по популярности.

Тогда как ребенку можно установить лимит на игру — поставить пароль на компьютер, запретить играть более 1 часа в день — то взрослому мужчине такие заслоны не поставишь.

Почему игровая зависимость появляется так быстро? Тут ответ очень простой. Виртуальный мир — это своеобразное пространство, где человек может почувствовать себя значимым за короткое время. Прошел один уровень игры — дается виртуальная награда. Мужчина сразу чувствует себя героем, тогда как в реальной жизни приходится долго и упорно работать, прежде чем появятся первые результаты.

Признаки игромании у ребенка

  1. Ребенок испытывает непреодолимую тягу поиграть, все время разговаривает об играх, особенно с единомышленниками.
  2. Игрок не в состоянии отвлечься от игры, становится агрессивным, если его насильно отрывают от любимого занятия.
  3. Может забыть о сне и еде.
  4. Ребенок не обращает внимание на свою внешность, забывает об элементарной гигиене, не моется, не чистит зубы, ходит в грязной одежде.
  5. Меняется круг общения, игрок не желает общаться с членами семьи и давними друзьями, если только речь не идет об очередной игре.
  6. Игроман теряет интерес к своим прежним хобби и физической активности, часами и днями просиживая у компьютера.

Как решить проблему игромании в семье

Как и в случаях с алкоголизмом и наркоманией, о том, как лечить игровую зависимость, вам расскажет врач психиатр-нарколог. Именно этот специалист поставит диагноз на основании расспроса и осмотра пациента и разговора с его родственниками. Игромана не так просто привести к врачу, а сам он, как правило, проблемы не видит и больным себя не считает.

Зачастую только родственники и врачи знают, насколько серьезна эта проблема. Человек попросту выпадает из общения, деградирует, может потерять семью и работу. Если игра ведется за деньги, то игромана преследуют кредиторы, он может совершать преступления, чтобы добыть денег и отыграться.

Однако выход есть, это — полноценное комплексное лечение. Должны быть задействованы врачи, специалисты по зависимостям, психологи. Обязательно также вести работу с близкими зависимого, чтобы они не считали зависимость от игр привычкой, а осознали, что это тяжелая болезнь и помогали своему родственнику или другу вылечиться и победить страшную зависимость.

Зависимость от компьютерных игр: признаки и стадии

Психологами и психиатрами были выделены стадии этого процесса.

Стадии зависимости у ребенка от компьютерных игр

1. Легкая степень увлеченности, интерес.
Человек в компьютерной игре делает то, о чем в реальной жизни только мечтает: например, сидит за рулем гоночного автомобиля или управляет космическим кораблем. В виртуальном мире это все становится возможным. Удовольствие от этого процесса провоцирует возникновение положительных эмоций, которые необходимо повторить. Но на этой стадии он будет играть больше ситуативно, чем систематически. Или выделять себе определенное количество времени. Здесь еще нельзя говорить о том, что компьютерная игра становится чем-то значимым для играющего.

2. Увлеченность.
У человека в структуре его личности появляется новое желание – играть в компьютерные игры, происходит уже формирование мотива. И если человек не будет удовлетворять этот мотив, то возможны определенные действия по устранению негатива. Здесь необходимо подключать психолога или психиатра для работы с человеком. Главное, чтобы он сам понимал, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию. Играющего еще можно переключить на что-то другое, не связанное с компьютером.

Контакты НоНарко:

8(800) 551 07 01

Звонок бесплатный! 

Написать врачу

У нас есть филиалы во всех  крупных городах России

У нас есть возможность  принудительно забрать в РЦ из любого города 

3. Зависимость.
На этой стадии происходит переход потребности в игре на уровень физиологии. Изменяется самооценка, человек уже не может себя контролировать, у него происходит переоценка того, что есть вокруг. Здесь могут проявиться несколько форм: социализированная (поддерживаются взаимоотношения, активно используются сетевые игры, соревнования) и индивидуализированная (происходит нарушение контактов, психика воспринимает виртуальный мир как реальность). Игра становится наркотиком. Если в течение даже небольшого времени нет удовлетворения потребности, то начинают проявляться негативные эмоции, отказ от реальности, депрессия.

4. Привязанность, угасание.
На этой стадии проявляется уменьшение игровой активности человека, происходит восстановление личностных характеристик играющего. Человек еще не может полностью уйти от компьютерных игр, но уже меньше уделяет внимания им. Это длительная стадия, прохождение которой возможно в течение всей жизни человека.

Признаки компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр можно определить по следующим признакам:
1. Нежелание отвлекаться от игры.
2. Сильное раздражение, если вынудили отвлечься.
3. Неспособность спланировать свое время.
4. Трата крупных сумм на игровую атрибутику.
5. Домашние дела уходят на второй план.
6. Нет внимания к своему здоровью.
7. Злоупотребление различными энергетическими напитками.
8. Еда, не отходя от компьютера.
9. Эмоциональная эйфория во время игры.
10. Обсуждение соответствующих тем со всеми.

При обнаружении этих признаков, особенно у подростков, необходимо обратить на них особое внимание: учить человека регулировать свои эмоциональные переживания, выстраивать отношения с окружением, расписывать свой день. Однако если будут ссоры на почве компьютерных игр, отключение Интернета, лишение других удовольствий, то такой человек будет всячески стремиться уйти из дома, чтобы ему никто не мешал.

В целом, многие исследователи отмечают, что зависимость от компьютерных игр полностью не проходит никогда, она может только постепенно угасать, приводя в нормальное функционирование все личностные системы человека.

Читайте также:  Как вылечить психического больного

Влияют ли игры на психику ребенка?

Игромания и психические деформации из-за того, что люди играют в жестокие видеоигры в течение слишком длительного времени, является весомой проблемой на данный момент. Люди буквально теряют связь с реальностью, а также могут «переносить» события игр на реальный мир. Это действительно серьезно, так как большой угрозе подвергаются как близкие, родные, так и сами жертвы игромании.

Так, за последние двадцать лет произошло несколько резонансных случаев, связанных с играми и зависимостью от них.

Пару лет назад подросток несколько недель подряд играл в компьютерную игру, истощил свой организм, а когда к нему пришла его мать и попыталась выключить компьютер, он схватил с полки статуэтку и ударил женщину по голове. Она скончалась, а парня посадили в тюрьму.

И, к сожалению, этот случай далеко не единственный, тут и там люди фактически сходят с ума из-за компьютерных игр.

Но так ли это всё однозначно?

Да, проблема игромании существует и требует немедленного решения, но виноваты ли игры в этих бедах? Давайте в этом разберёмся.

В первую очередь ответственность за покалеченную психику ребёнка полностью лежит на плечах его родителей. Во что можно играть, что можно смотреть – это решают именно родители. Если родитель не следит за деятельностью своего чада, то с очень большой вероятностью, ребенок, практически не имеющий житейского опыта и едва научившийся мало-мальски автономно существовать, оступится, а последствия этого проступка могут быть весьма плачевны.

Например, мама одного мальчика купила ему приставку, и, вместо того чтобы хотя бы проследить за тем, по сколько часов в день он сидит и играет в приставку, а вдобавок и во что он играет (а он играл в игры 18+, а мальчику на тот момент было не больше 12 лет), она оставляла его на целый день и уходила на работу, на гулянку и прочее и прочее. К чему же это в итоге привело? К тому, что у мальчика появился лишний вес, сколиоз, да и психическое его состояние оставляло желать лучшего: он стал нервным, проявлял жестокость как к матери (хамил, кричал на неё), так и к животным.

Из данной ситуации мы видим, что игры сами по себе не являются причиной расстройств. Всё идёт из семьи, в здоровой и любящей семье, где действительно заботятся о детях, окружают их вниманием, подобные ситуации возникнут либо крайне редко, либо их не будет вообще.

Итак, в итоге можно сказать, что нужно просто окружить ребёнка заботой и любовью, и не пренебрегать возрастными ограничениями игр, ведь если на коробке с игрой наклейка 18+, это сделано не просто так. Да, некоторые игры способны повлиять на психическое состояние, но если играть в них по часу, по полчаса в день, ничего страшного не случится и не выйдет за рамки развлечений. В первую очередь ребенку необходима забота родителей, и если он ее не получает, то и уходит «в мир игр и грез».

Как оградить ребёнка от игромании

Компьютерные игры приносят свою пользу. Игры бывают увлекательные, познавательные. Но польза будет только в том случае, если порцию игр на компьютере ребёнок получает дозированной, а мама в курсе, во что он играет.

Часто компьютерные игры превращаются в постоянное времяпровождение. Родители обеспокоены тем, что у ребёнка портится зрение, осанка, он не хочет идти гулять со сверстниками, забывает даже поесть. Оторвать от игры стоит большого труда, иногда дело заканчивается скандалом.

Когда формируется зависимость от компьютерных игр

Ничто так не привлекает маленького ребёнка, как яркие силуэты, движущиеся на экране, громкие звуки. Движение на экране удерживает внимание даже взрослого человека, не говоря о ребёнке. Как только малышу показали, что можно самому управлять яркими машинками, одевать или раскрашивать куклу на экране, начался новый этап развития.

Дети — фантазёры. Игра предлагает им попробовать себя в роли принца или отважного воина, в роли феи, управляющим суперсовременной машиной. Малыш погружаются в сказку. Если младший детсадовец не может самостоятельно выбрать себе игру, то старшим детям компьютерные игры доступны. Часто ребёнок легко может скачать себе нужную игру при свободном доступе в сеть интернет.

Если процесс не контролируется постоянно родителями, достаточно быстро возникает зависимость. Ребёнок занят мыслями об игре и думает только о том, как быстрее к ней вернуться.

Как оградить ребёнка от этой зависимости

1) Контролировать поведение. Не следует в присутствии ребёнка просиживать за компьютером, гоняясь за стадами виртуальных животных в увлекательном сафари. Показывать ребёнку, что это одно из развлечений, но не нужно отдавать ему много времени.

2) Сидение за компьютером не должно быть моментом, избавляющим родителей от занятий с детьми. В таком случае ребёнок скоро сам станет находить утешение в компьютерных играх.

3) Награждать игрой в компьютере тоже не стоит, особенно за незначительное дело: вымыл руки, допил молоко.

4) Время, проведённое с родителями, увлекательнее сидения за компьютером. Когда малыш захочет посидеть и поиграть в «Гонки», «Переодевалки» например, предлагайте поиграть с настоящими игрушками, машинками, куклами. Никакая виртуальная игра не заменит радость и пользу живого общения.

5) Заострять внимание на проблеме зависимости от игр не нужно. Постоянное проговаривание повышает значимость компьютерных игр в глазах ребёнка.

6) Если проблема возникает в подростковом периоде, избавиться от неё сложнее. Совсем оградить ребёнка от компьютера не получится и не нужно. В свободное время ребёнок будет стремиться к тому занятию, которое ему интересно. Если ему интересны игры на компьютере, пусть у него останется на это столько времени, сколько разрешит родитель. Остальное время незаметно распределяется между другими делами, важными и полезными: выполнение домашнего задания, спортивная школа, помощь по дому, кружки, прогулка с родителями.

В современный век высоких технологий, когда незрелой психике детей предлагается множество виртуальных миров, легко потерять здорового ребёнка и получить больного игроманией. Родители ответственны за здоровье ребёнка и его душевное состояние.

Источник