Как вылечить ребенка от испуга заикания в домашних условиях

22 ноября, 2016

Загрузка…

Маленькие дети обладают высокой лабильностью эмоциональных процессов, их психика продолжает формироваться впервые годы жизни. Различные обстоятельства могут вызвать стресс и негативные эмоции у крохи, сильно напугав её. Родители должны понимать, что вовремя не выявленный испуг у грудного ребенка или старших мальчиков и девочек может иметь долговременные последствия (энурез, заикание, социальная дезадаптация, фобии).

Как определить испуг у ребенка

На что должны обращаться внимание старшие члены семьи, если в последнее время поведение грудничка или малыша постарше резко изменилось? Как определить испуг у ребенка?

  1. Беспокойный, поверхностный сон;
  2. Ночные кошмары;
  3. Повышенная тревожность и мнительность;
  4. Повышенная капризность и плаксивость;
  5. Нежелание оставаться одному в комнате;
  6. Обратное развитие усвоенных речевых или бытовых навыков;
  7. Паническая боязнь конкретных явлений или предметов (например, темноты).

Испуганный младенец не может сам рассказать о том, что его беспокоит, поэтому родителям в подобной ситуации важно наблюдать за тем, как поменялись поведенческие реакции 6-12 месячного ребенка.

Старшие детки, владеющие речью, в спокойной обстановке могут поделиться с родителями причинами своих переживаний и описать то, что их тревожит.

Если вы подозреваете испуг у своего ребенка, замечаете характерные признаки, то нужно как можно скорее выяснит его причину – это поможет выяснить, как лечить такое состояние и помочь малышу.

Что приводит к испугу?

Сильный испуг у маленького ребенка может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Рассмотрим основные причины, что могут вызвать чувство страха и паники у детей младшего возраста. Крохи могут испугаться:

  • Крупных животных;
  • Погодных явлений;
  • Темноты, громких звуков и яркого света;
  • Негативных персонажей из книг и мультфильмов;
  • Авторитарного стиля воспитания;
  • Стрессовых ситуаций (ссоры родителей, драки на улице и др.).

Пережив травмирующий опыт, ребенок может:

  • Плакать;
  • Отказываться посещать место, где произошла негативная ситуация;
  • Страдать заиканием;
  • Страдать ночным недержанием мочи.

Правильно определив причину испуга, компетентный специалист может выстроить стратегию взаимодействия с малышом, чтобы избавить его от результатов травмы.

Признаки и причины заикания

Заикание – логопедическая патология, что может быть вызвана различными причинами.

В зависимости от этиологии существуют такие формы заикания:

  1. Невротическое;
  2. Неврозоподобное.

Невротическое заикание (логоневроз) – дефект речевых навыков, что возникает у детей в результате травмирующей ситуации, пережитой в раннем возрасте. Иная разновидность этой логопедической дисфункции – неврозоподобная, проявляется из-за родовой травмы, заболеваний центральной нервной системы и других органов, что могут повлиять на развитие и работу центров речи в головном мозге.

Главная характеристика заикания –  возникновение артикуляционных судорог (непроизвольных сокращений мышц речевого аппарата) у человека во время разговора.

В зависимости от вида артикуляционных судорог различают следующие формы заикания:

  1. Клоническое;
  2. Тоническое.

При тонических судорогах ребенок делает остановки во время разговора, а для клонических характерен такой симптом, как многократное повторение отдельных звуков или слогов.

Нарушения речи при невротическом заикании проявляются по-разному у маленьких деток и в учеников средней школы. Логопедическая коррекция дает наилучшие результаты у дошкольников.

Ребенок начал заикаться, что делать?

Группа риска

Ребенок с большей вероятностью будет подвержен испугу и заиканию в дальнейшем, если:

  • Он родился недоношенным, страдал от внутриутробной гипоксии или пережил тяжелые роды;
  • Перенес любые заболевания, что влияют на центральную нервную систему;
  • Родители допускают следующие ошибки в воспитании:
  1. Излишне опекают и балуют кроху;
  2. Чрезмерно запугивают, избыточно предупреждают об опасности;
  3. Непредсказуемо чередуют наказания и поощрения;
  4. Малыш страдает от вербального и физического насилия.

Симптомы

Невротическое заикание – серьезная патология, негативно влияющая на социализацию ребенка и дальнейшее развитие его психоэмоциональной сферы.

Заикание у младших дошкольников можно узнать по таким признакам:

  • Ребенок часто делает остановки посреди фразы или предложения, при этом напряжены мышцы лица, шейного и плечевого пояса;
  • При дефектах произношения звуков кроха пытается активно жестикулировать, двигает ногами и т.д.;
  •  При произнесении сложных незнакомых слов у малыша возникает непроизвольное дрожание губ, возникает напряжение мимических мышц, активно двигаются глазные яблоки.

Заикание у старших детей и школьников легко определить по следующим симптомам:

  • Ребенок делает паузы между словами, произносит раздельно слоги или отдельные звуки;
  • Мальчик или девочка во время разговора многократно повторяет какой-то слог или первую букву в слове.

Заикающийся малыш испытывает трудности в общении со сверстниками, из-за чего может страдать его самооценка. Важно, чтобы малыши, страдающие от заикания, находили поддержку у родителей и не замыкались в себе. Особенности детей, имеющих дефекты речи, важно принимать во внимание и учителям при работе со школьными коллективами.

Помните, что если у вашего ребенка диагностировали заикание, то помощь специалистов ему нужна как можно быстрее.

Народные средства

Если вы думаете, как вылечит испуг у ребенка, или как преодолеть невротическое заикание у крохи, то следует знать, что нельзя полагаться исключительно на народные средства. Особенно опасно, желая убрать испуг, водить ребенка к любым «бабушкам» и иным представителям нетрадиционной медицины.

Последствия психотравмы нельзя полностью ликвидировать в домашних условиях. Лечение испуга ребенка подразумевает работу с психологом или психотерапевтом, терапия строится в игровой форме и помогает малышу преодолеть негативные переживания.

Где лечат невротическое заикание у детей, кто этим занимается? Родителям, которые хотят помочь сыну или дочке преодолеть речевой дефект, необходимо найти опытного логопеда. В своей работе этот специалист использует упражнения для постановки звуков, дыхания и темпа речи.

При необходимости логопеду должны помогать педиатр, невропатолог и психиатр, назначая медикаментозное лечение.

Лечение у невропатолога

Если необходимо снять испуг у маленького пациента, невропатолог назначит крохе седативные препараты на растительной основе или может предложить использовать фитотерапию.

Лекарственные травы (валериана, ромашка лекарственная, мята, мелисса) ребенок может пить только по назначению врача. Родители не должны сами пытаться готовить травяные сборы, так как можно легко навредит малышу.

Невропатолог может дать совет делать упражнения на релаксацию и развитие правильного дыхания, если речь идет о лечении логоневроза у детей.

Молитвой

Мамам и папам следует знать, что применение заговоров опасно для детской психики. Любые непроверенные методы воздействия на кроху могут привести к самым трагическим последствиям.

Нельзя снять испуг у малыша колдовством, ритуалами или какими-то заклинаниями, применяя их самостоятельно или обратившись к «бабушке-целительнице». Если ваш сын или дочка регулярно плачет, имеет проблемы со сном и речью, то ему или ей нужна помощь настоящего компетентного специалиста.

Успокаивающие ванны

Успокаивающие ванны позволяют эффективно убирать проявления заикания у деток разного возраста. Это происходит благодаря расслабляющему и общеукрепляющему воздействию на центральную нервную систему. Эти процедуры помогают снимать избыточное мышечное напряжение, регулируют деятельность вегетативных нервных центров.

Для ванн используют морскую соль, ароматические масла, травяные отвары (ромашка, мята, шалфей, мелисса, валериана, пустырник) или экстракты хвойных растений.

Профилактика

Профилактика заикания состоит в создании благоприятной обстановки в семье. Родителям следует придерживаться ровного последовательного стиля воспитания ребенка, не выдвигать ему противоречивых требований. Маленький мальчик или девочка должны чувствовать, что их любят и принимают такими, какими они есть. Недопустимо применение вербального и физического насилия в семье или в школе.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, общеукрепляющие процедуры позитивно влияют на формирование речевых навыков и развитие нервной системы у детей.

Дыхательные упражнения при заикании

Разработаны специальные упражнения, которые помогают сформировать правильное дыхание у заикающихся деток. Они направлены на расслабление основных групп мышц, удлинение выдоха и увеличение глубины дыхания.

Такие упражнения должен показать малышу логопед, а затем ребенок может делать их самостоятельно дома под присмотром родителей.

Особенности течения логоневроза

Логоневроз у детей протекает волнообразно – периоды речевого благополучия могут чередоваться с периодами активизации дефекта. При повторном переживании психотравмирующего опыта ребенок начинает заикаться значительно сильнее, чем прежде. Исключение факторов, что вызвали травму, ускоряет достижение стойкой ремиссии.

Медикаментозное лечение

Лекарства подбирает невролог в индивидуальном порядке, исходя из возраста и состояния ребенка. Если у малыша диагностировано заикание, то нужные рекомендации по приему и дозировке фармакологических средств всегда можно получить у врача.

Невротическое заикание – речевой дефект, что требует комплексной работы логопедов, медиков и психологов. Важно не допускать сильного испуга у маленьких детей и предупреждать травмирующие ситуации. Это поможет сохранить детскую психику здоровой, и позволит каждому малышу гармонично развиваться в дальнейшем.

Заикание у детей. Детский доктор

Источник

В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.

Что такое заикание?

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Причины возникновения заикания

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины: 

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

Помощь заикающемуся ребёнку

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости  речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он  подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

Профилактика заикания

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

Источник