Как вылечить запущенные зубы

ÐеÑ. ÐеÑоÑÑнее вÑего ÑÑо ÑвÑзано Ñ Ñем, ÑÑо Ñанее оÑÑÑÑÑÑвовала гигиена полоÑÑи ÑÑа. ÐаÑиознÑй пÑоÑеÑÑ Ð½Ð°ÑалÑÑ ÐµÑÑ Ð² пÑоÑлом, а ÑейÑаÑ, возможно, из-за недоÑÑаÑоÑной или непÑавилÑной ÑиÑÑки, пÑоÑеÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑиÑовал, в ÑезÑлÑÑаÑе Ñего ÑпаÑÑи зÑÐ±Ñ Ð½Ðµ ÑдалоÑÑ. ÐÐ¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑл обÑаÑиÑÑÑÑ Ð² ÑÑомаÑологиÑеÑкий ÐºÐ°Ð±Ð¸Ð½ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑнÑе Ð³Ð¸Ð³Ð¸ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑи ÑÑа, а Ñакже поÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑока гигиенÑ.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
Ðожно ли леÑиÑÑ Ñакие зÑÐ±Ñ Ð¸Ð»Ð¸ надо ÑдалиÑÑ?
ÐÑвеÑиÑÑ
Ðам необÑ
одимо обÑаÑиÑÑÑÑ Ðº ÑÑомаÑологÑ-ÑеÑапевÑÑ. ÐÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ конÑÑолем ÑенÑгеногÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑÑоÑние пеÑиапикалÑнÑÑ
Ñканей. ÐÑли в облаÑÑи апекÑа воÑпаление оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ, Ñо зÑÐ±Ñ Ð¿ÐµÑелеÑиÑÑ, возможно. ÐÑли имееÑÑÑ Ð¾Ð±Ñемное воÑпаление, Ñо зÑÐ±Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ ÑдалениÑ.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
ÐдÑавÑÑвÑйÑе. Ðак-Ñо в деÑÑÑве, мама оÑвела Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ ненаÑилÑно к ÑÑомаÑологÑ, и поÑле ÑÑого, Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑомаÑолог казалÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼-Ñо неким ÑадиÑÑом и ÑÑÑаÑ
ом на вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðо повзÑоÑлев, Ñ Ð¾Ñознал, ÑÑо за вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑил ÐºÐ°Ð±Ð¸Ð½ÐµÑ ÑÑомаÑолога, в обÑем ÑÑи Ñаза, а в иÑоге Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑепеÑÑ Ð½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð·Ñбов к 30-Ñи годам, вплоÑÑ Ð´Ð¾ пеÑедниÑ
. Ðаже пÑикÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ! ÐеÑÑкий ÑÑÑаÑ
пеÑеÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлÑй ÑÑÑд. Я ÑоÑÑÐ¾Ñ Ð² бÑаке, Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð²Ð¾Ðµ деÑей, но никак не Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð°ÑÑавиÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº ÑÑомаÑологÑ. ФоÑо пÑикÑепиÑÑ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð¿Ð¾ Ñой же пÑиÑине. ÐÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÐµÑалÑно, как Ñ Ð¿ÐµÑедними, Ñак и Ñ Ð¶ÐµÐ²Ð°ÑелÑнÑми. Ðак бÑÑÑ Ð² Ñакой ÑиÑÑаÑии?
ÐÑвеÑиÑÑ
У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° зÑбаÑ
желÑÑе пÑÑна. ÐеÑÐ½Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ повÑежденÑ. Ðа ÑколÑко вÑе плоÑ
о?
ÐÑвеÑиÑÑ
Ðа, дейÑÑвиÑелÑно ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð² полоÑÑи ÑÑа неÑдовлеÑвоÑиÑелÑнаÑ. ÐеобÑ
одимо вÑÑвиÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑоÑÑоÑниÑ, ÑдаÑÑ Ð¾Ð±Ñий анализ кÑови, анализ на ÐÐЧ, ÑделаÑÑ Ð¿Ð°Ð½Ð¾ÑамнÑй ÑенÑгеновÑкий Ñнимок ваÑиÑ
ÑелÑÑÑей. Ðе оÑкладÑвайÑе, а как можно ÑкоÑее обÑаÑиÑеÑÑ Ðº вÑаÑÑ-ÑÑомаÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÑениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑиÑ
оÑложнений.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
ÐÑикÑеплÑÑ ÑоÑо моей пÑоблемÑ. Ðакое леÑение подойдеÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±Ñло минималÑно заÑÑÐ°Ñ Ð² ÑинанÑовом плане?
ÐÑвеÑиÑÑ
ФоÑо не инÑоÑмаÑивно, нÑжен оÑнÑй оÑмоÑÑ Ð¸ паноÑамнÑй ÑенÑгеновÑкий Ñнимок вÑеÑ
зÑбов Ð´Ð»Ñ ÑоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð° леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ его ÑÑоимоÑÑи. ÐÑÑÑ Ð·ÑÐ±Ñ Ñ ÐºÐ°ÑиознÑм пÑоÑеÑÑом (ÑÑебÑеÑÑÑ Ð»ÐµÑение и поÑÑановка пломбÑ), а еÑÑÑ Ñ Ð¿ÑлÑпиÑом или ÑаÑе пеÑиодонÑиÑом (ÑÑебÑеÑÑÑ Ñдаление неÑва, леÑение коÑневÑÑ
каналов и покÑÑÑие зÑба коÑонкой). ÐÑоконÑÑлÑÑиÑÑйÑеÑÑ Ñ Ð²ÑаÑом ÑÑомаÑологом-ÑеÑапевÑом.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
Ðожно ли вÑлеÑиÑÑ Ð´Ð²Ð° ÑÑоÑеннÑÑ
зÑба на веÑÑ
ней ÑелÑÑÑи и повÑоÑно пÑоÑезиÑоваÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ иÑ
необÑ
одимо ÑдалиÑÑ Ð¸ ÑÑавиÑÑ Ñже импланÑÑ? ÐÑедÑдÑÑий пÑоÑез ÑломалÑÑ, его ÑнÑли.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÐ»Ñ Ð²ÑÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑи далÑнейÑего иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе зÑÐ±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ оÑÑопедиÑеÑкие конÑÑÑÑкÑии необÑ
одимо пÑовеÑÑи иÑ
ÑевизиÑ. Ð ÑÑловиÑÑ
амбÑлаÑоÑного пÑиема, вÑаÑ-ÑÑомаÑолог ÑнаÑала ÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð²Ñе некÑоÑизиÑованнÑе Ñкани и опÑеделÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво здоÑовÑÑ
Ñканей зÑба доÑÑаÑоÑного Ð´Ð»Ñ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑего пÑоÑезиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ неÑ. ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно оÑмоÑÑа. ÐÑли зÑб Ñ
оÑÑ Ð±Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑазÑÑÑен ниже ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð´ÐµÑнÑ, он Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑдалениÑ.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
Ðне 20 леÑ. УпÑÑÑила зÑбÑ. ÐаÑиеÑ, не ÑовнÑе дÑÑки. Ðаже к вÑаÑÑ Ð¸Ð´Ñи ÑÑÑдно. ЧÑо делаÑÑ?
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑÑÑе ÑейÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº вÑаÑÑ Ð¸ вÑлеÑиÑÑ Ð²Ñе пÑоблемнÑе зÑÐ±Ñ Ñ ÐºÐ°ÑиеÑом. ÐовеÑÑÑе, ÑÑомаÑологи видели оÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑÑеннÑе ÑлÑÑаи, ÑкоÑее вÑего ваÑа ÑоÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ Ð¸ не иÑпÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾ÐºÑоÑа. Ðе леÑение зÑбов Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к поÑеÑи зÑбов и пÑоблемам Ñ Ð¿ÑикÑÑом и ÑÑнкÑией жеваниÑ.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾ÑÑÑ Ð»ÐµÑиÑÑ Ð·ÑбÑ, Ñменила много вÑаÑей. ÐикÑо ноÑмалÑно помоÑÑ Ð½Ðµ можеÑ. ÐалÑÑий оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ
о ÑÑваиваеÑÑÑ, Ñ Ð´ÐµÑÑÑва пеÑепÑобовали много вÑего, ÑÐ¾Ð»ÐºÑ Ð½ÐµÑ. ÐомогиÑе ÑовеÑом? Ðак найÑи Ñ
оÑоÑего ÑÑомаÑолога?
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐейÑÑвиÑелÑно, по ÑоÑо, зÑÐ±Ñ ÑазÑÑÑенÑ, Ð¿Ð»Ð¾Ð¼Ð±Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐºÐ°ÑеÑÑвенно. ÐеобÑ
одимо ÑÑомаÑологиÑеÑкое леÑение Ñ ÑмежнÑÑ
ÑпеÑиалиÑÑов ÑеÑапевÑ, оÑÑопед, Ñ
иÑÑÑг. Ðам нÑжно вÑбÑаÑÑ ÐºÐ»Ð¸Ð½Ð¸ÐºÑ (по ÑекомендаÑиÑм, оÑзÑвам в инÑеÑнеÑе, ÑÐ´Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°Ñ Ð¼ÐµÑÑоÑаÑположениÑ, Ñеновой полиÑике) и пÑойÑи комплекÑное обÑледование и леÑение зÑбоÑелÑÑÑной ÑиÑÑемÑ.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
ÐÑÐ±Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑазÑÑÑенÑ. ЧÑо можно Ñ ÑÑим ÑделаÑÑ?
ÐÑвеÑиÑÑ
Ðам необÑ
одимо обÑаÑиÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑовмеÑÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑлÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑомаÑолога-ÑеÑапевÑа и ÑÑомаÑолога-оÑÑопеда. РазÑÑÑена болÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÐºÐ¾Ñонковой ÑаÑÑи зÑба, ÑледоваÑелÑно, поÑле Ñого, как бÑдÑÑ Ð¿ÑолеÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑневÑе каналÑ, воÑÑÑановиÑÑ Ð°Ð½Ð°ÑомиÑеÑкÑÑ ÑоÑÐ¼Ñ Ð·Ñба можно бÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑÑопедиÑеÑкой конÑÑÑÑкÑией.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
ÐапÑÑÑил зÑбÑ. ÐÑе возможно как Ñо ÑÑо иÑпÑавиÑÑ Ð¸ ÑÑо ÑÑо Ñакое? Ð ÑколÑко бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑимеÑно ÑÑоиÑÑ Ð»ÐµÑение?
ÐÑвеÑиÑÑ
Ðам необÑ
одимо обÑаÑиÑÑÑÑ Ðº ÑÑомаÑологÑ-ÑеÑапевÑÑ. Ðока можно пÑолеÑиÑÑ Ð·ÑÐ±Ñ Ð¸, в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑва повÑежденнÑÑ
Ñканей, воÑÑÑановиÑÑ Ð¸Ñ
композиÑом или оÑÑопедиÑеÑкой конÑÑÑÑкÑией. Ð¦ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑаÑÑÑиÑаÑÑ Ð½Ð° конÑÑлÑÑаÑии, в Ñ
оде клиниÑеÑкого оÑмоÑÑа и оÑенки ÑенÑгеновÑкого Ñнимка.
ÐÑвеÑиÑÑ
ÐÑаÑ-ÑÑомаÑолог обÑей пÑакÑики
Источник
Нередко, пациент приходит в клинику и в начале консультации говорит: “Вы, доктор, только не пугайтесь, просто я всё очень запустил в полости рта. У меня теперь совсем некрасивая улыбка и неудобно принимать пищу”.
Действительно, зачастую видишь печальную картину со множеством полностью разрушенных до десны зубов, крупные кариозные полости и много зубного камня.
Спрашиваешь: “А что же Вы не занимаетесь собой? Надо же лечить!”, а в ответ – “Даже не знаю, с чего и начать… Наверное, надо всё просто удалить и вставить протезы, но, скорее всего, лечение будет очень дорогим и я его не потяну”.
Сразу замечу – отчаиваться не надо. Всё сразу и быстро, конечно, не сделаешь. Процесс разрушения был длительным и сама проблема возникла не на пустом месте.
Серьёзное лечение, протезирование, несомненно, требует значительных денежных затрат, но можно разделить лечение на несколько этапов, чтобы финансовый вопрос стоял не так остро.
Давайте составим ориентировочный план действий, как решить Вашу проблему.
Цель лечения – на первом этапе снизить микробное обсеменение полости рта, или, на обывательском языке, убрать инфекцию, а на втором этапе – восстановить функцию жевания и эстетику улыбки.
Начинать лечение надо, прежде всего с тех зубов, что вызывают у Вас на текущий момент боль.
Нужно предотвратить дальнейшее развитие острого инфекционного воспалительного процесса.
После первоначального “тушения пожара” подход к лечению должен стать плановым и системным.
Прежде всего следует…. сменить зубную щётку и вновь научиться правильно чистить зубы.
Да, большинству людей кажется, что они вполне нормально чистят зубы, а зубы разрушаются исключительно из-за плохой наследственности, плохой воды, экологии в целом и т.д.
Это не так.
Именно тут и начинается процесс лечения – с обучения правильному гигиеническому уходу за полостью рта.
Я рекомендую пользоваться зубной щёткой с мягкой щетиной (soft) и обыкновенной зубной пастой (не отбеливающей).
Посмотрите на длину рабочей части зубной щётки и прикиньте, сколько раз можно отмерить по зубному ряду эту длину. Так вот на каждом участке зубного ряда, длиной, соответственно длине щетины зубной щётки, необходимо делать по 10 выметающих движений с щёчной и язычной сторон зуба. Движения должны быть направлены, образно говоря, от “красного” к “белому” – по направлению от десны к верхушке коронковой части зуба.
Помните – Вы не просто чистите зубы – при чистке зубов Вы экономите свои же деньги! Считайте так – почистили зубы – значит положили 100 рублей в карман! Мало? Считайте, что положили 500! Ну и так далее…
После того, как Вы вспомнили как чистить зубы, можно приступать к дальнейшей работе по лечению и протезированию зубов.
И мы приступаем… опять к гигиене!
Теперь уже профессиональной!
Необходимо, чтобы уже врач-стоматолог или гигиенист Вам провёл профессиональную гигиену полости рта – ультразвуковым инструментом снял зубные камни и очистил зубы щеточками с профилактической пастой.
Затем следует провести рентгеновское обследование всех зубов. Лучше всего для этих целей подходит конусно-лучевая компьютерная томография (КЛКТ), реже – ортопантомограмма (ОПТГ).
По данным визуального осмотра полости рта и рентгеновского обследования следует классифицировать зубы на следующие группы:
1) явно безнадёжные зубы – подлежащие неминуемому удалению,
2) условно сохраняемые – которые можно попытаться сохранить, но прогноз сомнителен,
3) требующие лечения, но однозначно сохраняемые
4) здоровые зубы
После этого работа становится проще.
Начинать следует с удаления явно безнадежных зубов.
У пациентов всегда есть искушение в первую очередь “залечить” передние зубы для восстановления улыбки, а всё остальное оставить на второй этап.
Что сказать? Надо с этим искушением бороться и проводить полное лечение.
Удаление первым этапом явно безнадежных зубов дает сразу 2 преимущества. Во-первых, пока Вы будете лечить зубы из других вышеперечисленных групп, у Вас потихоньку будет заживать десна и костная ткань челюсти, что имеет значение для последующего протезирования или имплантации.
Во-вторых, после этого уже можно предварительно планировать вид будущей ортопедической конструкции.
На следующем этапе более внимательно присматриваемся к зубам из группы условно сохраняемых.
Пробуем лечить. Если лечение оказывается успешным – прекрасно, если нет – удаляем без сожаления.
Лучше на этом этапе быть чуть более радикальным, чем в последующем иметь проблемы с сомнительными зубами уже задействованными в протезе.
Далее относительно спокойно лечим менее разрушенные зубы из группы требующих лечения, но однозначно сохраняемых.
После этого полость рта становится, как говорят стоматологи, “санированной” – то есть оздоровлённой. Микробная обсеменённость полости снижена.
Теперь можно думать об окончательном виде протезирования, согласовываем будущую ортопедическую конструкцию (протез) и приступаем к этапу протезирования.
Автор:
Суркин Александр Юрьевич,
кандидат медицинских наук,
врач-стоматолог-хирург,
врач-стоматолог-ортопед.
Стоматологическая клиника профессора Дойникова А.И., 2019 г.
Источник
ÐаÑÐµÐ½Ñ 16 Ð»ÐµÑ Ð½Ðµ ÑиÑÑил зÑбÑ, а когда наÑал ÑиÑÑиÑÑ — жалÑеÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо они наÑали ÑазÑÑÑаÑÑÑÑ (ÑÑали ÑÑвÑÑвиÑелÑнÑ, поÑвилиÑÑ Ð´ÑÑки в зÑÐ±Ð°Ñ Ð¸ наÑали болеÑÑ). СпÑÑÑÑ Ð´Ð²Ð° года он лиÑилÑÑ Ð´Ð²ÑÑ Ð·Ñбов. ЧÑо пÑивело к ÑÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑезÑлÑÑаÑÑ? Ðогло ли Ñакое пÑоизойÑи из-за зÑбной паÑÑÑ » ÐеÑебнÑе ÑÑавѻ?
ÐÑвеÑиÑÑ