Как взрослому вылечить дислексию
Дислексия у взрослых и детей – это заболевание психического характера, которое проявляется в виде возникающих проблем в обучении чтению или же полной его невозможности. Иногда может сопровождаться дезориентацией в пространстве или же во времени. В то же время патология никак не сказывается на общем интеллекте человека или его уровне образования.
Дислексия у взрослых может проявляться не очень четко. При этом люди совершенно не опасны для окружающих. Их отличием будет то, что они якобы смотрят на весь мир со своей индивидуальной реальности. Подобные люди невероятно успешны в творчестве или же в науке. Яркими примерами проявления болезни и при этом успешности в творчестве могут стать известные актеры Сальма Хаек или же Том Круз.
При этом в медицине не существует такого реального диагноза, как дислексия у взрослых и детей. Патологию относят к группе болезней, которые объединяются одной, общей для всех проблемой – задержкой в психо-речевом развитии.
Интересные факты
Впервые такое понятие, как дислексия, было использовано в 1887 году офтальмологом из Германии Р. Берлином. Именного с того времени можно найти множество интересных фактов о детях, которые совершенно не поддавались грамоте. На протяжении многих лет специалисты считали, что вся суть проблемы скрывается в плохом зрении. Только спустя практически 100 лет ученые пришли к выводу, что происходит неправильное восприятие, а затем обработка мозгом полученной во время обучения информации.
Достаточно часто вместе с дислекцией у взрослых развиваются и другие расстройства психического характера. Чаще обычного возникает алалия – недоразвитая речь при условии, что слух вполне нормальный, афазия – пропадает уже ранее сформированная речь в связи со множеством факторов, дизартрия – происходит нарушение в подвижности тех органов, которые отвечают за речь. Именно поэтому у взрослого человека одновременно может наблюдаться несколько разных отклонений психологического характера. Как правило, диагноз «дислексия» ставится еще в детском возрасте.
Если проблему нашли на ранней стадии развития, то шансы скорректировать нарушение достаточно высоки. Но иногда можно столкнуться с тем, что уже взрослый человек обращается за помощью к врачам. Самым сложным процессом считается способность головного мозга человека различать между собой буквы и звуки, затем связывать в слова буквы, слова — в предложения. У взрослых людей происходит в большинстве случаев нарушение именно этого процесса. В такой ситуации лечение дислексии у взрослых будет очень сложным и длительным. При этом специалисты не дают никакой гарантии, что оно будет успешным.
Причины развития дислексии
На сегодняшний день ученные выделяют всего несколько причин развития такой проблемы, как дислексия. К основным относят:
- Наследственная предрасположенность человека.
- Во время перинатального периода могут повлиять разнообразные инфекционные заболевания, которыми переболела мать (герпес или краснуха).
- Интоксикация алкогольного или медикаментозного характера.
- Анемия во время вынашивания ребенка.
- Затяжные роды, асфиксия младенца.
- Плодоизгоняющие манипуляции, которые привели к незначительному повреждению головного мозга.
- Непосредственно после рождения на неправильное развитие головного мозга могут повлиять черепно-мозговые травмы, слишком тяжелые для ребенка инфекции (грипп, полиомиелит, корь).
- Если с ребенком после рождения мало общаются вербально, недостаточно занимаются или, наоборот, нагрузка на мозг слишком высокая и не соответствует возрасту, то мозг начинает развиваться неправильно.
Виды дислексии
Различают всего два вида психического отклонения.
- Литеральный, при котором ребенок или взрослый человек плохо понимает буквы.
- Вербальный, который характеризуется сложностью в прочтении слов.
Формы психического расстройства
Условно специалисты делят все шесть форм заболевания на две группы. К одной группе относят отклонения, которые связаны непосредственно с недостаточным развитием функций речи. Они могут быть такими: фонематическая, аграмматическая, семантическая.
Ко второй группе относят те формы, что связаны непосредственно с нарушениями психического характера: оптическая, мнестическая, тактильная.
Первая группа
Фонематическую форму удается заметить еще в достаточно раннем возрасте, когда ребенок учится читать. Основными характеристиками являются замена, смешение или же пропуски букв в словах и слов в предложении. Ребенок может неосознанно менять местами слоги или звуки.
В случае семантической формы взрослый человек не понимает значение тех слов, фраз или текста, которые он прочитал. Спустя некоторое время начинает снова читать по слогам.
При наличии аграмматической формы, взрослый постоянно путает окончания, времена глаголов, неправильно образовывает числа местоимений.
Вторая группа
Мнестическая форма встречается особенно часто. В большинстве случаев проявления мнестической дислексии становятся заметными у детей во время обучения чтению. В таком возрасте подобное явление принято считать нормой. Если ребенок и дальше, вплоть до взрослого возраста, не будет понимать буквы, то можно говорить о наличии психического нарушения. Главной характеристикой отклонения считается нарушение в ассоциации между зрительной формой буквы и тем, как она произносится.
В случае оптической формы взрослый человек может читать слева направо, заменять буквы, которые практически одинаково пишутся, соскальзывать со строки непосредственно во время чтения.
Тактильная дислексия чаще всего встречается у людей, которые плохо видят. Они могут пропускать слова, искажать смысл того, что они прочитали, заменять буквы, которые между собой графически похожи.
Что общего у всех взрослых дислексиков?
Общими для совершенно всех взрослых дислексиков будут такие характеристики, как трудности в написании слов, они могут очень быстро обрабатывать словесную информацию. Вне зависимости от формы дислексии у взрослого человека, вместе с психическим отклонением всегда будет развиваться когнитивная слабость. Из-за того что мозг не может полноценно различать разные звуки или сочетания, связывать звуки в слова, начинает развиваться сильная тревожность. Также присутствует растерянность, ведь объяснять свои мысли очень сложно, что приводит к запуску механизма стресса.
Симптоматика дислексии у взрослого человека
Можно сказать, что человек обладает дислексией, если он:
- Неправильно понимает значение слов.
- Не может связать между собой предложения.
- Имеет минимальный словарный запас.
- Неправильно произносит звуки, буквы или же пропускает их непосредственно во время чтения.
- Трудно понимает мимику окружающих людей.
- Во время чтения появляется головная боль, сильная усталость или даже плаксивость.
- Возникают серьезные проблемы с каллиграфией.
- Присутствует путаница в последовательности определения (не может точно сказать, какой год или день, время суток и прочее).
- Сильная рассеянность, очень плохая память.
- Во время чтения слова больше угадывает, чем читает.
- Не запоминает или не понимает тот текст, который только что был прочитан.
- Очень медленно читает, чаще по слогам.
- Во время написания простого текста или же его списывания допускает огромное количество ошибок.
- Плохо запоминает имена, что не позволяет полноценно работать.
- Такие люди очень раздражительны и эмоциональны – могут возникать приступы необоснованной плаксивости, реже агрессии.
- Человек плохо ориентируется в пространстве, может нарушаться координация движений.
- Присутствует сильно выраженное чувство справедливости.
- Такие люди носят только цифровые часы.
- Могут необычно держать ручку во время написания текста.
- Из-за того что на слух сказанное воспринимается неправильно, искажает произношение услышанных слов.
Все эти симптомы дислексии у взрослых не могут проявиться одновременно у одного человека. Чаще всего присутствует только часть из них, поэтому обычные люди не будут особо замечать каких-либо отклонений.
Как диагностируется дислексия
Прежде чем разобраться, как лечить дислексию у взрослых, нужно диагностировать это нарушение. В первую очередь стоит обратиться к логопеду. Он проведет диагностику, которая включает распознавание букв, звуков, может ли человек различать графически похожие знаки. После этого уже можно будет поставить диагноз или же, наоборот, опровергнуть его.
Как лечится и корректируется дислексия
Самым популярным вариантом коррекции дислексии у взрослых считаются занятия с логопедом. В зависимости от присутствующей формы дислексии у человека, будут отличаться и занятия.
Также используется терапия медикаментозного типа, которая заключается в приеме витаминов из группы В, омега-3 жирных кислот. Если вместе с признаками дислексии у взрослых присутствуют еще какие-то заболевания, то назначаются более серьезные медикаменты.
Иногда для лечения могут использовать иппотерапию или дельфинотерапию. Специалистами было доказано, что когда человек общается с этими животными, у него заметно поднимается настроение, он становится более спокойным и оптимистичным. Также отличным вариантом станет дыхательная или же двигательная гимнастика. Врачи рекомендуют посещать занятия по плаванию или гимнастике. Хорошо сказываются регулярные курсы массажа.
Важную роль в лечении дисграфии и дислексии у взрослых играет социальная адаптация. С помощью современных гаджетов можно запомнить нужную информацию и при необходимости проверить правильность написанного текста.
Если вы задумались о том, как исправить дислексию у взрослых, то вы должны знать о невероятно эффективной методике, разработанной Рональдом Дейвисом. Он предлагает в некоторой степени «перезапустить» мозг и посмотреть на мир другими глазами, начать заполнять пробелы в памяти, чтобы избавиться от рассеянности или дезориентации.
Профилактика
Чтобы не прибегать к диагностике дислексии, необходимо провести профилактику этого нарушения. Главным условием профилактики считается максимально раннее выявление проблемы. Нужно стараться снизить заболеваемость, следить, чтобы ребенок не травмировался. Кроме того, еще во время беременности женщина должна внимательно выполнять все рекомендации врача и следить за своим здоровьем. Если проблема будет обнаружена, лечение можно начинать только после занятий с психологом.
Если вовремя обратить внимание на признаки дислексии, то к более зрелому возрасту можно скорректировать ее проявления, и взрослый ничем не будет отличаться от других людей.
Источник
Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.
Причины развития
Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.
Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:
- Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
- Перенесенные черепно-мозговые травмы.
- Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
- ДЦП.
- Асоциальный образ жизни.
Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.
Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.
Разновидности дислексии
Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:
- Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
- Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
- Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
- Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
- Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
- Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.
Каковы общие проявления этого расстройства?
Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.
Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.
Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.
Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.
Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.
По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.
Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.
Они включают в себя:
- Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
- Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
- Сложности запоминания имен.
- Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
- Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
- Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
- Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
- Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.
Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.
Подробная симптоматика состояния
Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.
Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.
Визуальные проявления:
- По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
- Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
- Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
- Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.
Слуховые проявления:
- У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
- Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
- Произношение может быть проблемой.
- Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.
Письменные проявления:
- Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
- При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
- Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.
Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.
Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.
Диагностика
Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.
Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.
Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.
Как преодолеть эту проблему?
Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.
Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.
Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.
Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.
Социальная адаптация взрослых дислектиков
Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.
Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.
В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.
Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.
К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.
Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.
Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.
Источник