Карен хорни как вылечить невроз
Карен Хорни известна нам как психоаналитик, изменивший представления о психоанализе. Ее искренне возмущало представление Фрейда о том, что женщина завидует пенису мужчины. Это одна из причин, по которой Хорни стала одной из первых, кто сделал психоанализ более социальным.
Она предприняла попытку уйти от “мистических” фрейдовских “энергий”, “биологических” инстинктов к жизни и к смерти, и вместо этого постулировала, что ведущую роль в формировании невроза играет окружение ребенка, его семья, и то, как ребенок воспринимает происходящее с ним.
Карен Хорни считала, что всего у человека может быть 10 основных потребностей, которые можно сгруппировать в три категории. И сразу же подчеркивает, что одно из отличий невротика от здоровой интегрированной личности является то, что первый (всегда) направляет все свои усилия на удовлетворение какой-то одной потребности (или группы потребностей), вне зависимости от того, в какой мере это уместно в конкретной данной ситуации (проблема адаптивности невротика). Итак, К. Хорни говорит о следующих потребностях:
1. Группа потребностей “движение к людям”. Сюда относятся потребность в одобрении, услужении другим, потребность нравиться, а также потребность в партнере, которого можно любить и который решит все проблемы. Невротики с выраженной этой группой потребностей верят, что любовь может решить все их проблемы и все свои усилия прилагают к поиску партнера. Эти невротики — хорошие кандидаты на зависимые отношения.
2. Группа потребностей “движение против людей”. Это потребность во власти, необходимость в тотальном контроле. В то время как здоровый человек может желать быть влиятельным, невротик отчаянно воюет за власть. В эту группу входит потребность эксплуатировать других, чтобы получать от них максимум возможного. Такие невротики являются манипуляторами, у которых выражена идея, что другие люди существуют просто для того, чтобы их использовать. Здесь же — потребность в социальном одобрении и престиже, потребность в восхищении со стороны других, потребность в достижениях.
3. Группа потребностей “движение от людей”. К примеру, потребность в самодостаточности и независимости. В то время как здоровый человек стремится к автономности, невротик стремится полностью исключить других людей из своей жизни, чтобы ни в коем случае не зависеть от них. В эту группу входит потребность в перфекционизме. Здоровый человек хочет делать свою жизнь лучше, а невротик попросту боится любых недостатков. Наконец, потребность в сужении жизненных возможностей, потребность жить в собственном узком мирке.
Жизнь невротика характеризуется полным подчинением достижения какой-либо одной потребности (или группы потребностей). Но на этом характеристика невроза не заканчивается. К пример, К. Хорни в своей работе “Наши внутренние конфликты” отмечает и такие особенности, как:
1. Наличие идеализированных образов. У каждого человека есть “я реальное” и “я идеальное”, и они никогда не совпадают. У здорового человека они находятся достаточно близко друг к другу. У невротика же между ними имеется огромная пропасть.
2. Экстернализация. Вот, что пишет об этом сама К. Хорни: “Я обозначаю этим склонность воспринимать внутренние процессы так, как если бы они протекали вне нас, и, как правило, считать эти внешние факторы ответственными за наши трудности”.
3. Фрагментизация. Невротик разделяет свою жизнь на “разделы”, “фрагменты”, “секции”. Приведем слова К. Хорни: “Имеется секция для друзей и врагов, секция для членов семьи и секция для посторонних, секция для служебной и секция для личной жизни, секция для тех, кто занимает с невротиком равное социальное положение и секция для занимающих более низкое социальное положение. Поэтому то, что происходит в одной секции, не кажется невротику противоречащим тому, что происходит в другой. Невротик может жить такой жизнью только тогда, когда из-за своих конфликтов он потерял смысл своего единства”
4. Страхи. Невротик — человек боящийся. У них фиксируется не только высокий уровень тревоги, но и могут встречаться разного рода фобии.
5. Общее обнищание личности. Это продиктовано тем, что невротик не способен к самоактуализированному развитию. Он его жаждет и стремится к нему (так как сам невроз и есть борьба за жизнь самоактуализированную), но не живет ей, пока еще не способен.
6. Безнадежность. Общая удрученность жизнью, депрессивные состояния и настроения.
7. Садистические наклонности. В той или иной мере проявляется у всех типов невротиков. Любопытно отметить следующее. У подчиненного типа (“движение к людям”) часто проявляется инвертированный садизм — вариант, когда садистические наклонности настолько вытеснены, что невротик ведет себя, будто он действительно добрый, хороший и так далее. То есть вроде как внешне садизм не очень заметен. Но он проявляется в том, что такой человек требует любви и в этом плане лишает другого свободы выбора. Он получается удовольствие, что другого лишает свободы воли таким своеобразным способом.
Любопытно, что сегодня нозология “невроз” исключена из диагностического руководства DSM-5. Сегодня принято говорить только о том, что понятно. К примеру, обсессивно-компульсивном расстройстве, а не о неврозе с обсессивной-компульсивной симптоматикой. В этом проявляется стремление DSM-5 уйти в классификации от (непонятных) механизмов к тому, что понятно и наблюдаемо.
Источник
Колесо эмоций Роберта Плутчика.
Здесь я редактировал Колесо эмоций Р. Плутчика и компилировал его с основами теории К. Хорни. Но, проснувшийся во мне дизайнер сделал эту схему — «более лучшую» схему базовых и сложных эмоций. В размере 1300х1500 открывается в новом окне.
Значение эмоций в формировании невроза является определяющим — ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части — эмоционально. Понимание этого значения необходимо для избавления от невроза.
Роль эмоций.
Эмоции – адаптивный эволюционный механизм, который помогает решать вопрос выживания и размножения живых организмов. Их роль – информирование, активация и мотивация животного для реагирования на изменения во внешней среде, на изменения внутри его организма или для удовлетворения его биологических потребностей. Эмоции имеют разную интенсивность, чтобы живые существа могли определить значимость тех или иных воздействий или событий.
Для человека роль эмоций несколько шире – это дополнительная оценка функционирования его собственной личности и личностей других людей. При этом эмоция – это комплексная реакция всего организма, активирующая или расслабляющая мышцы тела, внутренние органы, задействующая память, когнитивные образы, воображение, вербальную сферу.
Смысл появления той или иной эмоции – сформировать у человека субъективное отношение к чему-либо или к кому-либо и подтолкнуть к определенному действию. Особенность человека в отличие от животных (не дрессированых) состоит в том, что он может действовать вопреки своим эмоциям, выбирая в виде мотивирующей системы условные, воображаемые социальные конструкции и представления (хорошо-плохо, польза-вред, долг-предательство, добро-зло, правда-ложь).
К эмоциональному аппарату у человека прилагается и механизм его подавления, доставшийся от животных. У них он используется только в крайних случаях, например — для уменьшения страданий раненного животного или животного, попавшего в западню, из которой оно не может выбраться.
В этих безвыходных случаях, для сохранения сил естественным путем подавляется активность – эмоции перестают восприниматься как команды к действию. Единственной доступной к ощущению эмоцией остается тревога, как сигнал неблагополучия и запасной клапан для психической энергии. И ее сила пропорциональна степени подавления спектра всех вытесненных эмоций.
Человек же с детства учится вытеснять свои неуместные, по мнению родителей, эмоции -враждебность, радость, печаль, неприязнь и т.д. Поэтому, в случае невроза, удовольствие, которое испытывает здоровый человек от действий диктуемых ему его живыми эмоциями, заменено у невротика удовольствием от снижения уровня тревоги.
Если уровень тревоги у человека и животного становится непереносимым или становится очевидным, что ситуация полностью безнадежна и естественная эмоциональная (и поэтому – деятельная) жизнь исключена, то включается механизм подавления тревоги – депрессия. Это режим полного подавления отрицательных ощущений. Но, так как эмоциональная сфера является цельной и неразделимой, то остатки положительных ощущений подавляются тоже.
Единство и цельность.
Аппарат эмоций является ядром подлинного Я, его первичной мотивирующей системой, которая неотделима от телесных реакций.
Правильное обозначение объектов для естественного проявления выданных по умолчанию вместе с телом каждому ребенку комплектов эмоций – это, по сути, основная задача развития здоровой личности.
Чему радоваться, а чему — нет, чего бояться, а чего – нет, с кем бороться, а с кем согласиться, с какой интенсивностью, в каких случаях, что в этих случаях делать — не конфликтующие (но уравновешивающие) между собой и дополняющие друг-друга внутренние ответы на эти вопросы дают возможность получать удовольствие от жизни. В этом случае собственные эмоции становятся идеальным подсказчиком и мотиватором.
Однако, при неврозе дело обстоит по-другому и эмоции почти всегда – худший советчик.
Отчуждение от себя и центральный конфликт.
Естественные эмоции невротика в детстве подверглись надругательству со стороны взрослых, частично или полностью были вытеснены и, являясь ядром Я, утащили в область презираемого и неосознаваемого личностную конструкцию, определяемую как подлинное Я.
Родители неосторожно вторгались в цепочку «ощущение – оценка (плюс-минус) – эмоция – оценка (плюс-минус) – действие – оценка (плюс-минус) — ощущение». Невроз начался там, где происходило прерывание естественного течения эмоций.
Родители по своему (необъяснимому для ребенка) невротическому убеждению давали оценку внешним событиям, поведению ребенка, его ощущениям и действиям, манипулируя положительными или отрицательными обозначениями. Не всегда последовательно и почти всегда без учета особенностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка в каждом возрасте. Так, через наказания и поощрения ребенок может научится не замечать естественного ответа организма и реагировать на препятствия не гневом, а страхом (а, гневом реагировать на то, что препятствием не является), на дружелюбие – неприязнью, на любовь – презрением, на враждебность — радостью.
Результаты такого невротического воспитания надежно закрепились в культуре и самоощущении человека. Это и «бабочки в животе», «сердце остановилось», «ёкнуло и похолодело в груди», «ватные ноги» — явные телесные реакции страха, беспокойства и тревоги, неотъемлимо прилагаемые к эмоциям любви и доверия.
У невротичного родителя всегда есть как минимум две бессознательные системы ценностей, отражающие его внутренний конфликт, а родителей может быть двое, а значимых других (бабушки, тети, воспитатели, учителя) еще больше. И может случится так, что у каждого из них будут свои понимания «о добре и зле». В таком случае ребенок оказывается в хаотичном мире положительных и отрицательных подкреплений и в результате единственной разрешенной эмоцией может оказаться страх.
В некоторых крайних случаях эмоции могут быть полностью запрещены сознанием – это значит, что для возникающей эмоции нет конкретного действия и эмоция никак не обозначена. Она может просто возникать и не иметь выхода или способа снижения напряжения. Это порождает паническую атаку.
Когда последовательность воздействий на личность ребенка становится для него привычной, то причины и поводы реакций на его поведение или оценок внешних событий вычеркивается из его сознания. Его эмоциональные реакции становятся автоматическими и не критикуются сознанием. В дальнейшем обсуждаются лишь переживания, последствия эмоциональных катастроф и их внешние причины.
При этом эмоциональные сигналы подлинного Я гасятся еще на подлете к сознанию. Например, если радость и беззаботность каралась наказанием, то в моменты радостного возбуждения наступит его рефлекторное торможение и возникнет тревога.
В результате при неврозе для личности смещается значимость различных (внутренних и внешних) факторов и невротик испытывает те же самые эмоции, что и здоровый человек. Только по другим поводам – поводам, диктуемым сформированным невротическим Я.
У невротичного родителя в арсенале воздействий на ребенка есть гиперторофированный страх, нездоровый интерес, удушающая любовь, деланное разочарование, искренняя злость, фальшивая радость. Но, его главным оружием является палка с названием стыд-гордость. Это межличностная производная от базовых эмоций отвращение — приятие.
Невротик не способен испытывать подлинные эмоции, поэтому их смесь в виде приятие+радость=любовь ему недоступна. Именно дефицит приятия и радости по отношению к себе чувствует ребенок на протяжении своего детства. Этот дефицит восполняется отвращением к ребенку (в том естественном виде, в котором этот ребенок есть), неприязнью к его личности и неодобрением его поведения.
Стыд (отвращение к себе) – практичный социальный инструмент, который изначально появился как метод регуляции полового поведения в племенах и доисторических сообществах. Изгнание из группы не адекватного соплеменника для этого индивида было равносильно смерти.
В семье демонстрация отвращения и пристыживание ребенка инстинктивно воспринимается им как угроза смерти. При этом для ребенка может оказаться стыдно быть непослушным и стыдно быть робким, стыдно плохо учиться и стыдно умничать, стыдно быть отстающим и стыдно быть самым первым… Сейчас чувство стыда распространилось на все без исключения формы человеческой деятельности или поведения и используется для манипуляции им совершенно произвольно. Что угодно может трактоваться как стыдное. Стыдно быть бедным и стыдно быть богатым, стыдно быть глупым, стыдно быть умным, стыдно протестовать, стыдно соглашаться и т.д. и т.п. в зависимости от точки зрения, контекста или системы ценностей.
В любом случае и говоря образно, стыд (отвращение к себе) – это отталкивающая пружина которая закладывается родителями между эволюционно-совершенным и уравновешенным эмоциональным ядром подлинного Я ребенка и деформированным эмоциональным ядром его фальшивого невротического Я. При этом в самом раннем детстве невротическое Я ребенка (сознательно или бессознательно) имеется только в голове родителя, но постепенно через воздействия оно интроецируется ребенком и в последствии воспринимается как собственное.
Степень деформации и форма деформированного ядра невротического Я определяется особенностями научения, а отталкивающая сила «пружины» — степенью невротизма родителей.
Сила стыда как инструмента воздействия состоит в том, что ребенок в возрасте от 3 лет и выше активно формирует собственное Я на основе реакции на него окружающих его людей и собственного подражательного поведения. И сравнение его поведения, интеллектуального уровня, навыков с высокими идеалами или другими людьми почти всегда не в его пользу. Ребенок страстно хочет стать таким же как взрослые и готов пожертвовать Собой ради того, чтобы быть ими принятым.
Таким образом, история самоотчуждения и формирования центрального внутреннего конфликта у любого невротика может быть описана следующим образом:
Принятое ребенком как неизбежная данность отвращение родителей (не будь таким какой ты есть / вообще не будь) субъективно ощущается им как стыд. После окончательного формирования личности (лет 25) отвращение к себе испытывается все реже, т.к. к этой эмоции все больше примешиваются злость и печаль. В готовом и созревшем (описанном у К. Хорни) виде невротик получает отвращение+злость=ненависть к себе и отвращение+печаль=презрение к себе.
При этом вживленная в детстве эмоция отвращения к себе продолжает отталкивать человека от самого себя, усиливая параллельное невротическое Я, состоящее из осколков (часто острых осколков – аффектов) и эрзацев натуральных эмоций. Вся личность, ее эмоциональное ядро (а фактически два ядра), интеллект, воображение, способность к планированию, память, тело обслуживают эту неустойчивую конструкцию. Представления о себе, о других и мире в целом формируются так, чтобы естетвенно возникающая эмоция подлежала подавлению и избеганию.
В этом контексте отторгнутое отвращением к себе подлинное Я вполне можно назвать внутренним ребенком.
В какой-то момент cтыд распространяется сам на себя и запирается как ключом своей производной – невротической гордостью. В этой ситуации неосознанности отвращения к себе можно говорить о рекурсии (самоповторении) стыда внутри самого себя. Например, когда перед знакомством с человеком становится стыдно от того, что перед ним может быть за что-то стыдно.
Отвращение к себе является основой для ощущения непринадлежности к людям, неполноценности и инаковости. Вынесенное во вне (экстернализированное) — оно порождает страх неодобрения, боязнь отвержения и покинутости, без разбора преувеличивая субъективную ценность других людей и возбуждая ненасытное желание соответствовать, угождать, нравится, оправдывать ожидания, быть как все.
Родительское неодобрение, неприязнь и отвращение играет определяющую роль и в формировании конфликта внутри невротического Я. Если враждебность ребенка одобряется, а отвращение вызывает смирение и страх, то ребенок учится гордится своей агрессивностью. Если наоборот — то смирением. А, если неприятием встречалась любая деятельная активность ребенка, то его спасением становится высокомерие, а конечной целью — отчуждение.
Источник
Карен Хорни и её теория неврозов. Даётся краткий обзор теории и классификация невротических типов личности, возможные причины возникновения и развития невроза.
Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик, сторонница Фрейда, впоследствии отошедшая от концепции классического психоанализа. Наиболее значимым вкладом Карен Хорни в психологию считается разработанная и предложенная ею в середине прошлого века теория неврозов.
Понятие невроза было введено в медицину в 1776 году. «Содержание термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор» (3).
Невроз – это психическое расстройство, причиной которого являются стрессовые ситуации и конфликты продолжительного характера, сопровождающиеся психологическими микротравмами. Невроз – это неконструктивно разрешаемое противоречие между личностью и действительностью на бессознательном уровне. Невроз – это психическое расстройство обратимого характера. Невроз – это нарушение отношения к себе и другим людям (Карен Хорни).
Основное внимание в теории возникновения и формирования невроза Карен Хорни отвела негативному влиянию социальной среды, межличностным отношениям и внутреннему психическому конфликту. Жить в ладу с окружающими людьми, в ладу с самим собой – это, по Хорни, одно из главных отличий «здоровой» личности от невротика.
Теория неврозов представлена в таких работах Карен Хорни, как «Невротическая личность нашего времени», «Наши внутренние конфликты» и в её последней большой работе «Невроз и личностный рост» (1950).
Теория неврозов Карен Хорни
1. Возникновение невроза.
Хотя основное внимание в теории неврозов направлено на решение проблем, существующих в настоящий момент, постулат «все проблемы родом из детства» остался в силе. Как и многие бывшие сторонники Зигмунда Фрейда, Карен Хорни не отрицала влияние детства на тип невроза взрослого человека.
В результате неблагоприятных условий в детстве «у ребенка развивается не чувство принадлежности, не чувство «мы», а острое ощущение незащищенности и мрачные предчувствия. Для их определения я использую термин базальная тревога» (1, гл. 1). Чтобы уменьшить эту тревогу ребёнок может выбрать одно из трёх направлений: идти к людям, против людей или прочь от них.
Сложность выбора при этом заключается в том, что данные три направления подразумевают разные, противоречащие друг другу установки. Эти противоречия образуют внутренний конфликт. «Со временем он попытается решить его, выбрав в качестве основного одно из трех направлений, то есть, попытавшись одну из установок (на соглашательство, на агрессивность или на уход) сделать главной установкой» (1, гл. 1).
2. Невротические типы личности.
«Разговор о типах, или, как здесь, о типах невротической личности, в конце концов, – только средство взглянуть на личность с определенной удобной точки зрения», – так объясняла сама Карен Хорни суть предложенной ею типологии в представленной теории (1, гл. 8).
Три основные стратегии невротика соответствуют трём типам личности: смиренному, захватническому и «ушедшему в отставку». Это, по сути, три крайности поведения в социуме. Бернард Перис, директор Международного общества Карен Хорни, охарактеризовал их следующим образом:
«Ценности уступчивых и смиренных «лежат в области доброты, жалости, любви, щедрости, самоотдачи, покорности; тогда как самомнение, честолюбие, бессердечие, бессовестность, властность вызывают у них отвращение»… Они вынуждены верить в то, что надо «подставлять другую щеку», и в то, что в мире существует порядок, установленный провидением, а добродетель в конце концов восторжествует… Если судьба не желает соблюдать эту сделку, они или отчаиваются в божественной справедливости, или приходят к выводу о своей виновности, или начинают верить в справедливость, превосходящую человеческое понимание…
Тот, чья главная стратегия – уход от людей, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности… Он управляет угрожающим миром, изымая себя из-под его власти и выбрасывая других из внутренней жизни. Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить свои внутренние порывы и довольствоваться малым» (1, предисловие).
Что касается захватнического типа, то «им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, престижном положении, признании… Нормы того, кто стремится к абсолютному совершенству, чрезвычайно высоки как в области нравственности, так и в области интеллекта. На всех остальных он смотрит с высоты этих норм… Часто настаивает, чтобы другие жили в соответствии с его нормами, и презирает их за то, что они этого не делают» (1, предисловие).
Депрессия, подавленность.
Автор рисунка Viner.
3. Развитие невроза.
Самоидеализация и отчуждение, невротические требования, невротическая гордость, тирания «Надо» и погоня за славой – это основные ключевые моменты, через которые Карен Хорни предложила рассматривать процесс развития невроза в своей теории.
Самоидеализация и отчуждение – это ядро внутреннего психического конфликта невротика.
Самоидеализация – одна из форм психологической защиты. Теряя почву под ногами, невротик чувствует себя ненужным в этом мире, он всё больше теряет возможность объективного восприятия окружающих его людей и происходящих событий. И тогда он создаёт вымышленный мир, собственный воображаемый мир со своим идеальным я, где наделяет себя выдуманными личными качествами, и через призму которых воспринимает всё происходящее вокруг.
Одновременно с процессом самоидеализации развивается и отчуждение от реального я.
«Когда человек смещает «центр тяжести» своей личности на идеальное я, он не только возвеличивает себя; в неизбежно неверной перспективе предстает перед ним и его наличное я: он сам, каким он является в настоящий момент, его тело, его сознание. Возвеличенное я становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его наличное существо. И это наличное существо, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства, предстает таким невзрачным, что он не может не презирать его», – писала Карен Хорни (1, гл. 8).
Невротические требования. При неврозе желания и потребности превращаются в требования. «Невротик считает, что имеет право на особое внимание, деликатность, почтение».
Невротическая гордость – это ещё одна форма самозащиты – это воспалённая гордость неуверенного в себе человека. «Невротическое развитие, начинаясь с самоидеализации, с неумолимой логикой шаг за шагом ведет к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости» (1, гл. 5).
Болезненная гордость является устойчивым свойством невротика, складывается на его воображаемых заслугах, затрагивает его систему убеждений, самооценку, мировосприятие.
У невротика нет чувства принадлежности к окружающему миру, он не считает себя его частью, жизнь словно выкинула его за борт. Чтобы оправдать положение, обосновать причины этого и сохранить чувство собственной значимости, он создаёт свою систему ценностей во главе с гордостью.
«Общаясь с людьми, помните, что вы общаетесь с ними не только как с разумными существами. Людьми движут эмоции и предрассудки, а правит всем гордость и тщеславие», – писал Дейл Карнеги (2).
Кинокадр из фильма режиссёра Владимира Бортко «Собачье сердце».
Источник: видеоресурс Rutube.
Тираническое «Надо» – это внутренние требования, предъявляемые к себе: личные качества, задачи, цели. Чем сильнее желание воплотить в действительность собственный идеальный образ, тем становятся более тираническими внутренние предписания, оговаривающие всё, что делать Надо, и всё, что делать Нельзя. Они вырастают до немыслимых размеров и становятся таковыми, что их не мог бы выполнить ни один человек.
«Вопрос, чего он сам хочет, даже не приходит ему в голову. Тиранические Надо всегда так или иначе участвуют в искажении межличностных отношений» (1, гл. 3).
Погоня за славой «наполняет жизнь невротика смыслом, дает ему чувство превосходства, к которому он так безнадежно стремился» (1, предисловие).
Отсутствие чувства принадлежности с другими людьми вызывает потребность поставить себя над ними. Под славой (в данном случае) может подразумеваться что угодно, в зависимости от стратегии. У захватнического – это статус и власть, у смиренного – это стабильность и доброта, у «ушедшего в отставку» – свобода и независимость.
«Самоидеализация неизбежно перерастает в более всеохватывающее влечение, которое я, в соответствии с его природой и направленностью, предлагаю назвать погоней за славой», – писала Карен Хорни (1, гл. 1).
4. Освобождение от невроза.
Восстановление представляет собой длительный процесс. Предложив вместо психосексуального фактора свою альтернативу, Карен Хорни в представленной ею теории неврозов осталась верна методике
психоанализа.
«Мы не можем «вылечить» неверный ход развития пациента. Мы можем только помочь ему постепенно перерасти свои трудности так, чтобы развитие могло пойти в более конструктивном русле… только когда начинают рассеиваться его иллюзии и его иллюзорные цели, у него появляются шансы овладеть заложенными в нем возможностями и развить их.
Обращаясь к языку терапии, мы скажем: человек не может освободиться от них без радикальных изменений в структуре его характера» (1, гл. 14).
Путь к выздоровлению Карен Хорни видела в движении к самореализации. Конечная цель – помочь человеку найти себя и занять своё место в мире.
Литература:
1. Хорни К. Невроз и личностный рост.
2. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.
3. Википедия [Электронный носитель].
Вернуться к меню навигации на главной странице: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.
Источник