Кто вылечил зпр у ребенка и как
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник
Anonymous
02.10 16:51
#50062496
Девочки подскажите пожалуйста, как вы лечили ЗПР? Пользовались ли услугами гомеопатов, помогло ли вам? И есть ли у нас перспективы пойти в нормальную школу?
Степень ЗПР бывает разная. И чтобы ответить на ваш вопрос, нужно понимать — сколько ребенку лет и на каком основании и кто из специалистов выставил ЗПР. В общем случае при ЗПР применяют медикаментозное лечение в виде ноотропов. Гомеопатия, я бы сказала, под вопросом. Но вот некоторые виды БАДов, аминокислот — это да, это реально помогает.
ЗПР не «лечат».
Это не диагноз. А симптоматика, которая может сопутствовать РАЗНЫМ диагнозам либо обстоятельствам (например, когда является следствием социальной или педагогической запущенности).
ЗПР может коррелировать или НЕ коррелировать с задержкой интеллекта и познавательной сферы. Например, бывает ЗПР «в эмоционально-волевой сфере» (всегда ставят детям с СДВГ).
У моего ребенка и сейчас есть задержка в эмоционально-волевой сфере. При том, что уровень познавательной деятельности зашкаливает (сам научился читать в пять лет, сам учит английский, играет в шахматы, читает учебники для средней школы, играет в квесты для подростков). Единственный диагноз моего ребенка «психический дизонтогенез» (неравномерное развитие).
Он пойдет не в обычную школу. Но обучение там по общеобразовательной программе. Статус сего заведения размыт… но близок к «экспериментальной».
Я услугами гомеопатов не пользовалась. Просто не в теме… Если не считать гомеопатией препарат Эдас (номер не помню). Эту микстуру ребенок пьет на ночь.
Мой ребенок ходит в логопедический садик с 4 лет (речевая задержка и сейчас имеется, в основном в области аграмматизмов… чтение, к сожалению, не выровняло трабблы с управлением и согласованием в речи Также два года занимается с педагогом-психологом при том Центре, куда пойдет учиться.
С понедельника будет ходить в ГПШ при этом Центре. Занятия будут с психологом (навыки коммуникации и соцализации) + занятия по мелкой моторике и грамоте + занятие по математике. Два раза в неделю.
В садике занимаются с логопедом, психологом, педагогом по математике, ритмиком и специальным физруком-нейропсихологом.
Anonymous
03.10 17:48
#50089278
У нас ОНР, ходим в логопедический сад, занимаемся с логопедом, с психологом, с учителем по подготовке к школе. Если с ОНР, знаю как бороться и исправлять, что мы и делаем успешно, то что делать с ЗПР, просто ума не приложу, нам на следующий год идти в школу, меня это очень пугает, он очень отстает в психическом развитии от своих сверстников, поэтому и спрашиваю, может быть кто-то справился с этим недугом, и как можно это сделать?
Привидите плиз пример отставания в псих развитии.
В ЧЕМ ИМЕННО отстает? Интеллект? Познавательная деятельность? Эмоционально-волевая сфера?
Кто диагностирует ЗПР?
Вообще, по отношению к шестилеткам уже не используют этот… термин.
Говорят уже либо об УО, либо о поведенческих расстройствах… Комиссии назначают.
ЗПР в отношении шестилетки — это НЕпрофессионально…
А мне кто-то говорил что ЗПРР до 10 лет. А потом как Вы написали.
Скорее всего, вы правы. Ибо ведь даже существуют коррекционные школы VII вида — «для детей с ЗПР».
Но, мне кажется, имеется в виду именно эмоциональная незрелость, выражающаяся в поведенческой сфере…
В любом случае, к школьному возрасту должна быть диагностирована причина таких особенностей — ММД, СДВГ, расстройства аутичного спектра и т.д.
Вообще, год это большой промежуток, многое может и естественным образом за год подтянуться и изгладиться. Но, если и нет, почему не рассматриваете просто на год позже в школу пойти?
ИМХО, если отставание существенное зачем развитие ребенка в последний год «натягивать» до школы, обычных дошкольников перед школой «грузят» подготовкой, а тут проблемный ребенок… Занимайтесь, но если не будет готов, можно и позже на год в школу пойти.
Anonymous
04.10 22:07
#50111736
Нам сейчас 6.5 лет, на год позже мне кажется это не реально. У нас идет отставание в эмоционально-волевой сфере и с логикой не очень хорошо. Сейчас можно сказать, что его развитие на 5 лет, а так он у меня, читает, считает, перессказывает все в пределах нормы. Если бы можно было отдать в школу через год, я бы вообще не парилась и была бы на 100% процентов уверена, что мы нагоним, но отдавать ребенка в 8 лет в школу….
А что смущает в том, что ребёнок в 8 лет в школу пойдёт? Когда ему будет 30 лет уже вообще никакой разницы не будет во сколько он в первый класс отправился
я например собираюсь договариваться в саду чтобы подержали до 8ми лет. Единственная надежда что хоть за 4-е года дозреем до обычной школы.
Anonymous
05.10 00:52
#50117099
мне вот сейчас в голову мысль пришла, если мы все-таки не дозреем до сентября, до обычной школы, у нас тут есть школа типа «Вальдорфской», может быть туда сунуться, там программа очень облегченная, они даже сами предупреждают, что если мы захотим от них уйти в обычную школу, то пойдем только в первый класс.
А мой в 6 лет не читает, не считает, не пишет, не пересказывает…..развитие по знаниям на 3 года, по речи вообще молчу……интеллект при этом в норме….И в школу я его не потащу если не готов…что за бред отдавать ребенка в 7 лет в школу, только ради своего самолюбия……
Anonymous
05.10 01:09
#50117371
Да какое самолюбие? Вы что, я с удовольствие могу и в 8 отдать. Как со школой-то объясняться, где ребенок еще год пропадал после сада?
ну мой ребенок в сад не ходил и не ходит……вы имеете право ходить в сад когда хотите и сколько хотите и забрать ребенка оттуда когда вам угодно. Перед кем отчитываться-то……
Anonymous
05.10 01:20
#50117538
ох, вы знаете только здесь, я услышала что можно и в 8 лет отдать в школу, вокруг нас я «других» детей не встречала, поэтому эти 7 лет весят надо мной не подъемным грузом. Жду их с ужасом, потому что в спец.школу отдавать его не хочу, у нас они очень плохие, если я его туда отдам это все, полный крындец.
У меня такая же ситуация, мы из Москвы, но живем в Севастополе, там спец школ нет…..
ну не скажи, существуют комиссии после которых дети идут в массовую школу, ребенок по их мнению должен идти в школу до достижения им 8 лет, после 8 нужны причины, со спецшколами другая ситуация.
Так ЗПР вам небось вторичную прилепили? Тогда она вторично и будет компенсироваться по мере развития речи, это не отдельная самостоятельная «проблема».
Да, гомеопатия может и с тем и с другим серьезно помочь, но нужен гомеопат, который соображает что делает.
Источник