Стертая дизартрия как вылечить

Стертая дизартрия как вылечить thumbnail

девочка молчитДизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Псевдобульбарная дизартрия

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой стертая дизартрияпсевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

ребенок с закрытым ртомПричинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.
Читайте также:  Как вылечить выделения в домашних

Характеристика детей с нарушением речи

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет На приеме у логопедаместо благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.Пантогам Актив

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

Ребенок у логопедаВ качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Источник

Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.

Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.Дизартрия у детей

Причины и признаки дизартрии ↑

Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:

  • поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
  • последствие менингита и энцефалита;
  • перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
  • ишемия и порок сердца,
  • наследственность.

Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.

Читайте также:  Как вылечить общее недоразвитие речи

Современные методы лечения дизартрии ↑

Занятия с логопедомЛечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях. Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев. Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.

Массаж ↑

Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:

  1. Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
  2. Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
  3. Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.

Физические упражнения ↑

Артикуляционная гимнастикаПоложительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:

  1. Открытие и закрытие челюсти.
  2. Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
  3. Сильное сжатие губ в трубочку.
  4. Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
  5. Упражнение «оскал».

Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑

Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики ↑

сбор пазловПовышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.

Лечение стертой дизартрии ↑

Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.

Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:

  • Медикаментозное лечение;
  • Логопедическая терапия.

Лечение дизартрииСтертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.

У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

Дизартрия

Источник

Стертая дизартрия остается одной из самых распространенных детских логопедических проблем. Она представляет собой нарушение речи, связанное с поражением нервной системы.

Как правило, ребенок не испытывает сложности с произнесением изолированных звуков, но не может автоматизировать и дифференцировать их в общем речевом потоке.

По степени тяжести стертая дизартрия относится к легкой форме нарушения речи и может быть выявлена только при обследовании специалистом. Как правило, она обнаруживается лишь в 5-6 летнем возрасте.

Причины стертой дизартрии

Зачастую речевые проблемы вызваны частичной неполноценностью иннервации мышц языка, губ и мягкого нёба.

Специалисты объясняют такое состояние поражением определенных участков центральной нервной системы во время беременности матери, процесса родов или первых недель жизни ребенка.

Называют следующие причины нарушения речи:

1. Имеющиеся у будущей мамы патологии во время беременности

  • токсикоз;
  • артериальная гипертензия;
  • нефропатия;
  • иммунологическая несовместимость с плодом.

Эти и другие факторы могут вызвать фетоплацентарную недостаточность, которая, в свою очередь, приводит к недостатку кислорода и питательных веществ у плода, что приводит ко внутриутробной гипоксии и задержке в развитии.

2. Внутриутробные инфекции

  • герпес-инфекция;
  • цитомегалия;
  • любая форма гепатита;
  • токсоплазмоз.

3. Патологический процесс родов

  • затяжные роды;
  • стремительные роды;
  • продолжительный безводный период;
  • асфиксия новорожденного;
  • применение щипцов;
  • вакуум-экстракции.

4. Болезни в доречевой период

  • осложнение после вакцинации;
  • тяжелый процесс течения инфекционного заболевания;
  • менингит;
  • энцефалит.

Патогенез

При стертой дизартрии наблюдаются выраженные фонетические нарушения и плохая работа артикуляционного аппарата, что приводит к значительному ухудшению в интонации и в выразительности речи.

При обследовании в большей части случаев специалист выявляет поражение нервной системы и соответствующее нарушение функций мышц.

При проблемах с тройничным нервом ограничено движение нижней челюсти, есть синкенезия губ и языка.

Нарушения лицевого нерва влекут за собой сложность и ограниченность мимики, также наблюдается асимметрия носогубных складок и их сглаживание.

Читайте также:  Как вылечить щенка от цистита

Поражение языкоглоточного нерва вызывают языковую назализацию, гиперсиливацию, а движения корня и спинки языка затруднены.

Ограничение функций подъязычного нерва приносит трудности в поднятии языка и удержании артикуляционной позы.

Классификация

Определены следующие разновидности дизартрии.

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении и в звукоразлечении.

Симптомы стертой дизартрии

Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.

У ребенка может быть выявлены:

  1. Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
  2. Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
  3. Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
  4. Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
  5. Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
  6. Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

Осложнения

При нарушении речи неизбежно страдает и восприятие слов, их звуковой структуры, образования и сочетаний. Это может повлечь за собой:

  • бедность речи;
  • проблемы в обучении;
  • дальнейшую дисграфию.

Также дефекты произношения могут привести при дальнейшем взрослении к ряду психологических проблем, среди которых:

  • замкнутость;
  • плохая социализация;
  • комплексы и фобии;
  • склонность к депрессии.

Диагностика дизартрии

При выявлении нарушений речи проводится комплексное исследование, основными пунктами которого должны стать консультации логопеда и невролога.

Неврологическое обследование включает в себя, помимо прочего:

  • рентген;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • электронейрографию.

Логопед оценивает:

  • степень тяжести дизартрии;
  • наличие сопутствующих нарушений;
  • состояние мимических и артикуляционных мышц;
  • динамику развития речи;
  • нарушения при письме.

После прохождения всех специалистов и получения полной картины проблем можно начинать лечение.

Логопедическая работа при стертой дизартрии

При восстановлении речи основными являются занятия с логопедом. Работа обычно делится на с несколько этапов, первый из которых включает нормализацию мышечного тонуса, просоники, речевого дыхания и др.

Следующей целью становиться развитие новых произносительных умений и третий этап в работе логопеда посвящен развитию коммуникативных способностей. Четвертый этап направлен на предупреждение последующего вторичного развития дизартрии.

Упражнения при стертой дизартрии

Для восстановления функций моторики артикуляционного аппарата используют несколько комплексов упражнений.

  1. Гимнастика для жевательных мышц, которая включает в себя движения челюстью, открывание и закрывание рта, надувание щек.
  2. Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек. В нее входят различные движения губами — вытягивание, поднятие, сворачивание в трубочку.
  3. Пассивная гимнастика для мышц языка. Механические воздействия для принятия нужной позиции мышц.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Обычно последовательность формирования правильного произношения следующая:

  • обучение необходимому способу подачи воздушной струи;
  • использование мягкой голосоподачи;
  • выработка правильной позиции органов артикуляции.

Для тренировки правильного положения губ и языка при произношении звуков необходимым является комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя ряд упражнений, направленных на тренировку необходимых лицевых мышц.

Занятия направлены на следующее:

  • подготовка артикуляции для шипящих и свистящих букв;
  • тренировка ритмичного переключения артикуляции;
  • тренировка положения губ и языка;
  • выработка тонких движений языка и его вибрации.

Массаж при стертой дизартрии

Основным массажным комплексом является логопедический. Он производится как без использования специальных инструментов, так и с помощью зонда.

При логопедическом массаже воздействию подвергаются мышцы лица и полости рта. В случае гипертонуса характер процедур носит расслабляющую функцию, а при гипотонусе он укрепляющий.

Часть упражнений для нормализации тонуса щек и расслабления губ родители могут выполнять самостоятельно.

Прогноз и профилактика

Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.

При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.

Источник