Стертая дизартрия как вылечить
Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.
Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.
В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.
Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.
Терминология — формы и стадии нарушения
Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:
- Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
- Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
- Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
- Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
- Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
- Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.
Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:
- Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
- Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
- Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
- Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.
Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.
Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».
Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.
Причины и выявления в раннем возрасте
Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:
- недостаток кислорода у развивающегося плода;
- сильные токсикозы и гестозы;
- невропатия или поражение почек;
- вирусные заболевания I-II триместра;
- родовые травмы;
- слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
- нейроинфекции.
Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.
Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.
Особенности клинической картины
Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.
При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.
Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:
- вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
- заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
- происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
- тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.
Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:
- нарушение мелкой моторики;
- повышенная беспричинная утомляемость;
- нарушение равновесия;
- неспособность к имитации элементарных упражнений;
- сложность ориентации в пространстве.
Условная классификация больных
Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:
- дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
- пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
- полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.
Диагностические критерии и методики
Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.
Осмотр у врача состоит из следующих этапов:
- исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
- выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
- проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
- проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.
Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.
Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:
- электроэнцефалография;
- МРТ головного мозга;
- КТ головного мозга;
- исследование проводимости нервных импульсов.
Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.
Коррекция и лечение
Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.
Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:
- обучение физиологически верному дыханию;
- дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
- массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
- назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
- корректировка произношения и развитие выразительной речи;
- увеличение разговорной активности;
- выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.
Медикаментозное лечение
В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.
В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:
- снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
- ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
- метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
- седативные – Тенотен, Ново-пассит.
Профилактические меры
В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.
Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.
Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:
- регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
- разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
- вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
- оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
- вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.
При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.
Источник
Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.
Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.
Причины и признаки дизартрии ↑
Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:
- поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
- последствие менингита и энцефалита;
- перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
- ишемия и порок сердца,
- наследственность.
Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.
Современные методы лечения дизартрии ↑
Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях. Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев. Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.
Массаж ↑
Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:
- Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
- Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
- Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.
Физические упражнения ↑
Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:
- Открытие и закрытие челюсти.
- Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
- Сильное сжатие губ в трубочку.
- Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
- Упражнение «оскал».
Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑
Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.
Развитие крупной и мелкой моторики ↑
Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.
Лечение стертой дизартрии ↑
Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.
Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:
- Медикаментозное лечение;
- Логопедическая терапия.
Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.
У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.
Чтение укрепляет нейронные связи:
doctor
Дизартрия
Источник
Стертая дизартрия остается одной из самых распространенных детских логопедических проблем. Она представляет собой нарушение речи, связанное с поражением нервной системы.
Как правило, ребенок не испытывает сложности с произнесением изолированных звуков, но не может автоматизировать и дифференцировать их в общем речевом потоке.
По степени тяжести стертая дизартрия относится к легкой форме нарушения речи и может быть выявлена только при обследовании специалистом. Как правило, она обнаруживается лишь в 5-6 летнем возрасте.
Причины стертой дизартрии
Зачастую речевые проблемы вызваны частичной неполноценностью иннервации мышц языка, губ и мягкого нёба.
Специалисты объясняют такое состояние поражением определенных участков центральной нервной системы во время беременности матери, процесса родов или первых недель жизни ребенка.
Называют следующие причины нарушения речи:
1. Имеющиеся у будущей мамы патологии во время беременности
- токсикоз;
- артериальная гипертензия;
- нефропатия;
- иммунологическая несовместимость с плодом.
Эти и другие факторы могут вызвать фетоплацентарную недостаточность, которая, в свою очередь, приводит к недостатку кислорода и питательных веществ у плода, что приводит ко внутриутробной гипоксии и задержке в развитии.
2. Внутриутробные инфекции
- герпес-инфекция;
- цитомегалия;
- любая форма гепатита;
- токсоплазмоз.
3. Патологический процесс родов
- затяжные роды;
- стремительные роды;
- продолжительный безводный период;
- асфиксия новорожденного;
- применение щипцов;
- вакуум-экстракции.
4. Болезни в доречевой период
- осложнение после вакцинации;
- тяжелый процесс течения инфекционного заболевания;
- менингит;
- энцефалит.
Патогенез
При стертой дизартрии наблюдаются выраженные фонетические нарушения и плохая работа артикуляционного аппарата, что приводит к значительному ухудшению в интонации и в выразительности речи.
При обследовании в большей части случаев специалист выявляет поражение нервной системы и соответствующее нарушение функций мышц.
При проблемах с тройничным нервом ограничено движение нижней челюсти, есть синкенезия губ и языка.
Нарушения лицевого нерва влекут за собой сложность и ограниченность мимики, также наблюдается асимметрия носогубных складок и их сглаживание.
Поражение языкоглоточного нерва вызывают языковую назализацию, гиперсиливацию, а движения корня и спинки языка затруднены.
Ограничение функций подъязычного нерва приносит трудности в поднятии языка и удержании артикуляционной позы.
Классификация
Определены следующие разновидности дизартрии.
- Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
- Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
- Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
- Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении и в звукоразлечении.
Симптомы стертой дизартрии
Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.
У ребенка может быть выявлены:
- Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
- Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
- Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
- Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
- Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
- Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.
Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.
Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.
Осложнения
При нарушении речи неизбежно страдает и восприятие слов, их звуковой структуры, образования и сочетаний. Это может повлечь за собой:
- бедность речи;
- проблемы в обучении;
- дальнейшую дисграфию.
Также дефекты произношения могут привести при дальнейшем взрослении к ряду психологических проблем, среди которых:
- замкнутость;
- плохая социализация;
- комплексы и фобии;
- склонность к депрессии.
Диагностика дизартрии
При выявлении нарушений речи проводится комплексное исследование, основными пунктами которого должны стать консультации логопеда и невролога.
Неврологическое обследование включает в себя, помимо прочего:
- рентген;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- электронейрографию.
Логопед оценивает:
- степень тяжести дизартрии;
- наличие сопутствующих нарушений;
- состояние мимических и артикуляционных мышц;
- динамику развития речи;
- нарушения при письме.
После прохождения всех специалистов и получения полной картины проблем можно начинать лечение.
Логопедическая работа при стертой дизартрии
При восстановлении речи основными являются занятия с логопедом. Работа обычно делится на с несколько этапов, первый из которых включает нормализацию мышечного тонуса, просоники, речевого дыхания и др.
Следующей целью становиться развитие новых произносительных умений и третий этап в работе логопеда посвящен развитию коммуникативных способностей. Четвертый этап направлен на предупреждение последующего вторичного развития дизартрии.
Упражнения при стертой дизартрии
Для восстановления функций моторики артикуляционного аппарата используют несколько комплексов упражнений.
- Гимнастика для жевательных мышц, которая включает в себя движения челюстью, открывание и закрывание рта, надувание щек.
- Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек. В нее входят различные движения губами — вытягивание, поднятие, сворачивание в трубочку.
- Пассивная гимнастика для мышц языка. Механические воздействия для принятия нужной позиции мышц.
Постановка звуков при стертой дизартрии
Обычно последовательность формирования правильного произношения следующая:
- обучение необходимому способу подачи воздушной струи;
- использование мягкой голосоподачи;
- выработка правильной позиции органов артикуляции.
Для тренировки правильного положения губ и языка при произношении звуков необходимым является комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя ряд упражнений, направленных на тренировку необходимых лицевых мышц.
Занятия направлены на следующее:
- подготовка артикуляции для шипящих и свистящих букв;
- тренировка ритмичного переключения артикуляции;
- тренировка положения губ и языка;
- выработка тонких движений языка и его вибрации.
Массаж при стертой дизартрии
Основным массажным комплексом является логопедический. Он производится как без использования специальных инструментов, так и с помощью зонда.
При логопедическом массаже воздействию подвергаются мышцы лица и полости рта. В случае гипертонуса характер процедур носит расслабляющую функцию, а при гипотонусе он укрепляющий.
Часть упражнений для нормализации тонуса щек и расслабления губ родители могут выполнять самостоятельно.
Прогноз и профилактика
Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.
При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.
Источник