Бегство в болезнь как вылечить

Бегство в болезнь как вылечить thumbnail

Бегство в болезнь как вылечить

Любой здоровый человек скажет, что болеть мало приятно. Любой здоровый человек при наличии осознанного права выбора выберет быть здоровым.

При этом интересно, что неосознаваемая часть многих здоровых людей выберет болезнь – как способ бегства от неприятной или травмирующей ситуации.

Каждый из нас имеет набор четких способов физической защиты себя:

-Базово-рефлекторных, как например бей, беги, кричи

-Приобретенных, защищайся любыми имеющимися поблизости предметами, бей в определенные уязвимые места и пр.

-Спонтанных, возможность совершить, так сказать невозможное, в том числе поднять многотонный автомобиль, что бы вытащить ребенка

Кроме того, каждый из нас имеет набор способов психологической защиты себя.

И если в первом случае мы защищаем (спасаем) свое тело, имущество, других, то во втором свои принципы и убеждения.

При этом, если с физической неприкосновенностью все более или менее однозначно, то в отношении убеждений и принципов все значительно менее однозначно.

Поскольку зачастую многие наши принципы и убеждения являются скорее балластом в противовес наших истинных желаний и стремлений. Так например, жесткий принцип «ни у кого ничего не проси» — явно отделяет человека от гибкости и открытости к миру, от его разнообразия и вариативности, когда в определенных случаях важно попросить, а в некоторых может и не стоит.  

С точки зрения нейрофизиологии левое полушарие во многом отвечает за создание стройной системы убеждений и когда мы получаем новый опыт, или информацию, то она сравнивается с существующей системой убеждений, и если не вписывается в нее, то просто отвергается. Балансом выступает правое полушарие мозга, играющее противоположную роль — непрерывно подвергая сомнению статус-кво. Если расхождения слишком велики, правое полушарие заставляет пересмотреть наше мировоззрение. Но если наши убеждения слишком сильны, правое полушарие может не преодолеть нашего отказа.

Когда происходит такое расхождение. И старые принципы, убеждения – уже не играют роли, способствующей качественному выживанию и развитию, а выступают тормозящими, при этом они достаточно сильны. То человек «прибегает» к различным способам, чтобы защитить свою идентификацию. Такие способы называют – психологические защиты.

Одной из таких защит – являются болезни (соматизация). Вроде бы на физическом уровне, но причина у них в душе (нейронах, гармонах, эмоциях, чувства).  

Соматизация — выражается в выходе из трудноразрешимой ситуации путём фиксации на состоянии своего здоровья.

Если я болен – то какой с меня спрос, а значит и нет необходимости сейчас решать вопрос. Очень часто, соматизация, как способ защиты – является приобретенным. Так, например, в тех семьях, где в случае болезни ребенка его начинают в противовес повседневной жизни активно опекать, окружать вниманием. Тогда, формируется связь – когда «я болею» меня больше любят, с меня меньше спрашивают. В дальнейшем при трудно разрешимых ситуациях эта привычка будет постоянно срабатывать.

Болезнь как способ защиты Бегство в болезнь

До тех, пор пока, например, такой человек не окажется в тех условиях, когда его болезнь не будет восприниматься, как смягчающее обстоятельство, либо он самостоятельно или с помощью психолога не выявит ее наличие и примет решение от нее отказаться, как от неэффективной.

При этом, очень часто человек выбирает партнера, который близок по привычкам поведения и соматизация поощряется, либо если не поощряется, то человек по мимо соматизации начинает обвинять своего партнера в том, что тот не оказывает ему должного в состоянии болезни. В таких случаях, болезни становятся неотъемлемой частью жизни человека, и возможно усугубляются обидчивостью и претензиями к партнеру, которые, как известно из психосоматики ведут к еще более глубоким и тяжело переносимым заболеваниям.  

Будьте осознаны! Будьте здоровы!

С Уважением и любовью к каждому

Рогова Наталья Сергеевна

психолог-консультант

(психотерапия, консультации, коучинг)

Источник

«Нет телесной болезни отдельной от души», – сказал Сократ. А, что первично: болезни или конфликты в душе?

Психологи и медики не перестают спорить: сначала стрессы, нервозность, страхи, потом заболевания бронхов, бесплодие, онкоболезни, или наоборот: сначала человек заболевает, и на этой почве начинаются страхи за собственную жизнь, за жизнь близких, нервозность и стрессы.

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда со стороны кажется, что человеку нравится болеть, и даже более того, он наслаждается своей болезнью. Психологи такую ситуацию называют бегство в болезнь. Поговорим еще раз о психосоматике…

Духовный уровень и физиология тела

Духовный уровень и физиология тела взаимосвязаны. Это одна из наиболее сложных проблем современной медицины, хотя о связи здоровья тела и состояния души еще медики древности говорили, в частности Гиппократ и Аристотель.

Гиппократ  считал истоки ипохондрии в проблемах желчного пузыря, а нереализованное желание – повод для истерии.

«Ипохондрия – постоянное ощущение болезненного состояния, убежденность в наличии серьезного заболевания, чрезмерное беспокойство по поводу своего здоровья при отсутствии к тому объективным причин».

«Все жизненные процессы в организме подчиняются законам иерархии», – говорит Александра Хмелевская, преподаватель Национального медицинского университета имени Богомольца.

Все, что происходит в психике человека, отражает тело. Когда в жизни человека случается крупная  неприятность, а он ее старается скрыть и по привычке улыбается, тая в душе боль, в его психике «застревают» тяжелые мысли. А если такое состояние затягивается? Длительное угнетенное состояние подрывает иммунитет, вот и наступает конкретная болезнь, а страдает в первую очередь самый слабый орган.

Провокаторы психосоматических болезней

Что провоцирует психосоматические болезни? Провокаторами психосоматических болезней чаще

всего бывает:

  • Потеря близких людей
  • Развод
  • Предательство
  • Проблемы в общении
  • Отсутствие признания
  • Нереализованные желания
  • Черты характера

Да, черты характера довольно часто подливают масла в огонь и могут быть разрушительны для здоровья. Это, прежде всего:

  • Постоянное недовольство
  • Злость
  • Зависть
  • Агрессия

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни

Иногда в неразрешимых ситуациях болезнь может прийти на выручку. Это как же? Бегство в болезнь или еще раз о психосоматике.

Читайте также:  Как вылечить горло от стафилококка

К примеру, намечается важное мероприятие, от которого нельзя отказаться. И вдруг ни с того ни с чего поднимается температура, болезнь пришла на выручку! Можно с чистой совестью остаться дома! Организм разрядил обстановку!

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни часто наблюдается у домохозяек. Это их защитная реакция на невнимание мужа и постоянную его занятость.

Жена находит в себе болезнь, ее возят по разным клиникам, показывают разным докторам. Бегство в болезнь спасает ее от скуки и невнимания.

Болезни детей – реакция на ссоры в семье

Врачи уверены, что болезни детей провоцированы на 99% нервно-психологическими проблемами.

Чтобы ребенок заболел его даже бить не надо, достаточно не обращать на него внимание. Постоянные ссоры в семье провоцируют частые детские болезни.

Кожа граница между организмом человека и внешним миром, поэтому именно она первая принимает на себя «бой». Диатез, экзема, нейродермит – это сигналы проблем в семье.

Психосоматика болезней детей и взрослых людей одинакова.

Бронхи и легкие

Бронхи и легкие – область фикции страхов. Психологи считают, что болезни дыхательных путей не что иное, как неверие в то, что тебя искренне любят.

Жадность

Жадность  – психологическая причина болезни псориаза.

Бесплодие

Если родственники и муж давят на женщину, чтобы она стала матерью и родила ребенка, а сама она увлечена карьерой и в глубине души не желает этого, то навряд ли ей удастся забеременеть. Женщина может лечиться, делать искусственное оплодотворение, но результата не будет. Стоит искренне захотеть женщине стать мамой, ситуация изменится и бесплодия как не бывало.

Онкологические заболевания

Хронический стресс провоцирует онкологические заболевания. Нервозность, негатив, злоба снижают иммунитет и способность организма бороться. У человека за сутки образуется несколько раковых клеток, и если хороший иммунитет, он обезвреживает организм. А когда иммунитет страдает, развивается опухоль.

Лечение психосоматических болезней

Говоря о психосоматике, нельзя не упомянуть о лечение психосоматических болезней. Главное лечение заключается в решении внутреннего конфликта. Что делать? Превратить отрицательные эмоции в позитивные. Опытный психотерапевт, несомненно, поможет в этом.

Поможет избавиться от негатива и психосоматических болезней гомеопатия, аромотерапия, энергетический массаж, лепка и живопись.

Живите легко и болезни будут обходить вас стороной!

Источник

Бегство в болезнь как вылечить

Клиницисты давно заметили существенную особенность истерических симптомов: симптом болезни, сама болезнь оказываются желательными, нужными, дающими определенные выгоды в сложившейся ситуации (либо выход из тяжелых условий, либо уход от не устраивающей действительности). Отсюда возник термин «бегство в болезнь», «уход в болезнь от действительности». И. Павлов считал, что подобные болезненные состояния, которые однажды помогли больному выйти из сложной ситуации, могут закрепляться по типу условного рефлекса. Этот механизм лежит в основе истерической фиксации болезненного симптома. Симптом или болезнь становятся условно приятными, нужными, выгодными больному.

Вспоминается в этой связи случай, описанный профессором М. Свядощем: девушка долго ждала, когда же робкий кавалер наконец-то поцелует ее. Во время прогулки она случайно оступилась и упала прямо ему на руки. Именно в этот момент молодой человек и решился на долгожданный поцелуй. В последующем, когда девушка, а потом уже и взрослая женщина, чего-то хотела добиться, она падала в обморок. Почему? Да потому, что первый раз ее случайное падение оказалось кстати, оказалось приятным. Далее по механизму условного рефлекса…

Вернемся к «колиту», от которого А. Мунте лечил молодую графиню и который «был ей гораздо полезней аппендицита», так что ее «большие глаза сияли всем светом юности». Что за болезнь была модна в высшем свете? Та же самая истерия, о которой мы ведем разговор! А. Мунте говорит духовнику графини, взволнованному ее болезнью: «Да, я могу мгновенно вылечить графиню, потому что она больна колитом не более нас с вами. Не было у нее и аппендицита. Все это только нервы и воображение. Но если сразу отнять у нее колит, она может потерять душевное равновесие либо подыскать еще худшую замену болезни — морфий или любовника…»

Болезнь графини объяснялась огромной разницей в возрасте между ней и супругом, сексуальной неудовлетворенностью, бездельем, поиском повода, который бы освободил от близости со старым графом. Не напрасно ведь она поинтересовалась: «Не заразен ли колит?» К ее сожалению, колит был не заразен.

После посещений трущоб Парижа, где А. Мунте оказывал бесплатно помощь беднякам, где графиня увидела настоящую нищету, рахитичных детей, обитателей беднейших кварталов, на вопрос врача, не раскаивается ли она, что поехала с ним, графиня ответила: «Раскаиваюсь? О нет! Я вам очень благодарна, только… только Мне так стыдно!» Довольно своеобразный и, вероятно, единственно правильный психотерапевтический прием привел пациентку к выздоровлению через постепенное осознание своей болезни, самой себя, своего места в жизни.

Нужно отметить, что в описаниях старого шведского врача сквозит неприязнь к своим истеричным пациенткам из аристократии. Их манерность, демонстративность, просоциальность часто вызывают чувство неприязни, тем более что даже болезнь ими выставляется под ракурсом своей необычности, несчастности. Вспоминаются слова А. Чехова: «Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни». Что касается больных истерией, то именно они больше всего любят поговорить о своих болезнях, любят свои болезни, отнюдь не считая тему скучной. В таких разговорах истерик может подчеркнуть все, на что он способен, и тут же сослаться на «проклятую» болезнь, которая не позволяет полностью раскрыть свои таланты. Не напрасно больных истерией часто путают с симулянтами, обвиняют в нечестности. Для них такое обвинение еще больший конфликт, чем тот, который вызвал невроз. В ответ на недоверие появляются новые симптомы, больные чувствуют себя все хуже.

Читайте также:  Как вылечить полипы прямой кишки без операции

Так было у одной из пациенток, которая жаловалась дежурному врачу на онемение рук и ног, головную боль. Доктор, по мнению больной, недостаточно внимательно осмотрел ее, выразил, как ей показалось (а может быть, так и было), недоверие ее жалобам. Через 30—40 минут после его ухода у больной развился истерический паралич левых конечностей, судорожные подергивания мыши лица, расстройства речи по типу истерического заикания. Картина  болезни соответствовала представлению больной об инсультах. Она не могла знать, что есть четкие дифференциально-диагностические  признаки, позволяющие отличить истерический   паралич, истерические расстройства речи и судороги от аналогичных симптомов органического происхождения. Она внушила себе эти симптомы, и они появились так, как она их себе пред ставила. Средства больной, применяемые ею для собственной защиты в ситуации психологического конфликта, совершенно не были оправданы целью. В результате больная в течение 3—4 недель была прикована к постели, заикалась. Постепенно эти явления прошли без следа. Но ведь докторов-то она проучила! Так считала больная, и, пожалуй, в чем-то она и права. Правда, эта правота напоминает угрозы детей в адрес родителей: «За болею, буду кашлять и умру! Вам назло!»

У больных истерией, как уже отмечалось, механизмы вытеснения, забывания срабатывают особенно легко. «Бегство в болезнь» как проявление гипосоциальности может навлечь на истерика обвинения в нечестности, трусости, уходе от ответственности. Такие обвинения неприятны и неприемлемы для любого человека. Их довольно трудно пережить: не хочется падать ни в собственных глазах, ни в глазах окружающих людей. Тем не менее тщательное наблюдение за больными, подробнейшие беседы, анализ жизненного пути и настоящей ситуации могут показать факт сознательного участия больного в формировании болезни, открыть в темных уголках памяти заветный тайник, где аккуратно сложены мотивы и цели истерических симптомов. Нужно только помочь отыскать его, поскольку сам больной активно это делать не намерен, не желает ни видеть, ни помнить факт своего участия в образовании, формировании и закреплении симптома болезни.

Э. Кречмер описывает такого больного — солдата кайзеровской   армии: «Молодой деревенский парень странствовал на войне в течение многих месяцев без всякого терапевтического успеха из одного стационара для невротиков в другой; он был этим очень доволен и лежал в постели в хорошем настроении. Каждая попытка терапевтически подойти к нему вызывала у него настоящие ураганы всяческих истерических разрядов: дрожание… судороги и сумеречные   состояния; сопротивляясь, он извивался, как червь, на полу, подергивался, бился, кричал. Если же его оставляли в покое, он был спокоен и благодушно настроен. Никому не известно, каким образом заполучил он к себе в темную комнату гармонику, за игрой на которой я его однажды застал. Под ее звуки он уверял меня: «Меня никто не вылечит! А как только меня отпустят домой, я встану и буду работать». Все симптомы, которые принято считать истерическими, были у этого человека в самой тяжелой степени. Он хорошо знал мотивы своей истерии, детально обосновал и высказывал с циничной откровенностью».

Еще один похожий случай. Больной В., 54 лет, находился в терапевтическом отделении по поводу болей в сердце, периодически обострявшихся настолько, что заболевание внешне напоминало картину инфаркта миокарда с отеком легких. Однажды В. попал с такой картиной даже в реанимационное отделение одной из больниц Приморского края, где он жил и работал. Насторожило и удивило то, что через 10—12 дней В. уже был выписан домой.

В прошлом после какой-то психотравмы больной перенес паралич ног и длительное время лечился в различных стационарах. Сейчас ноги в полном порядке, нет никаких, даже остаточных, явлений после паралича. Пожалуй, паралич можно брать в кавычки или ставить перед ним определение истерический. Это ясно. Но истерик в реанимации?! Истерический отек легкого?!

Согласно заключению терапевтов и данных электрокардиографии инфаркта сердца нет, да и стенокардия «копеечная», с натяжкой. Отека легкого тоже нет. Больной упорно связывает ухудшение состояния с переменой погоды, которая, как известно, в Приморском крае весьма капризная.

Недвусмысленный вопрос: «Чем бы мы смогли помочь вам? Чего бы вы хотели?». Предполагалось, что больной будет просить снять приступы, которые стали чуть ли не ежедневными (вернее, еженощными). Каково же было удивление, когда В. попросил дать заключение о невозможности жить в Приморском крае в связи с болезнью. Вот таким образом раскрылись истинные мотивы и цели, ради которых больной так страдал. Руководство не отпускало В. с работы, так как он был связан условиями договора. Значит, в данном случае у больного истерией не было особого вытеснения. Он четко знал, что он хочет, и в известной мере сознательно шел на госпитализацию даже в реанимационное отделение.

Источник

— 1. в психоанализе и психопатологии — уход в болезнь, понимаемый как способ защиты от проблем реальности или психотравмирующих переживаний; 2. потребность быть больным, «любовь» к болезни, с которой пациенты (обычно страдающие истерией, синдромом Мюнхгаузена) себя бессознательно идентифицирует.


* * *
– образное выражение, используемое для описания поведения человека, стремящегося разрешить внутриличностные конфликты путем образования болезненных симптомов.

   Обратившись к исследованию и лечению психических заболеваний, З. Фрейд подходил к пониманию болезни с двух сторон: с теоретической точки зрения, все люди невротичны, так как у любого нормального человека можно обнаружить условия для образования невротических симптомов; в практическом отношении «быть больным» означает реальное заболевание, ибо не все люди невротики. Поэтому для понимания того, почему некоторые люди заболевают, важно раскрыть природу невротических симптомов и механизмы бегства в болезнь.

   В своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд исходил из того, что невротические симптомы являются не чем иным, как заместителем недостающего в жизни удовлетворения. Человек заболевает вследствие вынужденного отказа от чего-то, когда реальность не предоставляет возможности удовлетворения его желаний.

Читайте также:  Как вылечить дрожжевой грибок ногтя

Однако сам по себе вынужденный отказ от удовлетворения желаний человека далеко не всегда ведет его к заболеванию. Он становится патогенно действующим лишь тогда, когда затрагивает тот способ удовлетворения, который используется человеком и на который он только и способен. Словом, по З. Фрейду, чтобы стать патогенным к внешне-вынужденному отказу от удовлетворения желаний должен присоединиться внутренне-вынужденный отказ, исключающий другие возможности удовлетворения желаний, что ведет к возникновению патогенного конфликта в психике человека.

   Общий механизм невротического заболевания сводится, в понимании З. Фрейда, к следующему: одной из сторон внутрипсихического конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо (сексуальная энергия, влечение); человек вынужден прибегнуть к поиску других путей для удовлетворения либидозного влечения; если и в этом случае реальность оказывается неумолимой, то есть налагает запрет на иные пути, способы и объекты удовлетворения, то либидо вынуждено прибегнуть к регрессии, к возврату с помощью фиксации на ранние стадии психосексуального развития, на которых человек получал удовлетворение; если регрессия не вызывает возражения со стороны Я (сознания), то либидо добивается перверсного (извращенного), но реального удовлетворения; если Я не согласно с регрессией, то возникает конфликт, для разрешения которого человек прибегает к защитным механизмам вытеснения в бессознательное своих желаний, то есть он прибегает к той стратегии, которая использовалась им в период инфантильного развития, когда реализация либидозного желания наталкивалась на запреты, налагаемые воспитанием; на этой почве происходит возникновение невротического симптома, выступающего в качестве компромисса удовлетворения либидозного исполнения желания.

   Разрешение внутрипсихического конфликта посредством образования невротического симптома является удобным и желательным выходом для человека, который не хочет или не может осуществлять трудную и мучительную работу по преодолению конфликтной ситуации, требующую значительной затраты его физических и душевных сил. У такого человека «каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь». Подобная стратегия оказывается выгодной для него: «благодаря отступлению в невроз он получает внутреннюю выгоду от болезни», к которой подчас присоединяется и внешнее преимущество, так как окружающие люди с сочувствием относятся к больному, жалеют его, делают ему всевозможные поблажки, не предъявляют к нему строгих требований, как это осуществляется по отношению к здоровому человеку.

   В упрощенной форме взгляды З. Фрейда на бегство в болезнь были изложены им в работе «О психоанализе», представлявшей собой пять лекций, прочитанных в университете Кларка (США, штат Массачусетс), куда он был приглашен в 1909 г. по случаю двадцатилетия со дня основания этого учреждения. В этой работе он дал разъяснение по поводу того, почему некоторые люди «бегут в болезнь» и каким образом осуществляется «бегство от неудовлетворяющей действительности в болезнь». С точки зрения З. Фрейда, подобное бегство осуществляется путем регрессии, возвращения к прежним, доставляющим ранее удовольствие фазам психосексуального развития. Имеет место двоякая регрессия: временная, состоящая в возвращении либидо на прежние ступени сексуальной жизни; формальная, заключающаяся в том, что эротическая потребность выражается первоначальными примитивными средствами. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния жизни. По словам З. Фрейда, «невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни».

   Благодаря бегству в болезнь, убеганию в невроз человеку удается по-своему разрешить внутрипсихический конфликт. В этом смысле невротик имеет преимущества перед человеком, которому никак не удается разрешение конфликта. Однако, как считал З. Фрейд, наряду с подобными преимуществами невроз имеет свои изъяны: в действительности бегство в болезнь оказывается такой сделкой Я с бессознательными желаниями человека, за которую приходится расплачиваться страданиями, причиняемыми невротическими симптомами. Эти симптомы вызывают у него недовольство, но он не может освободиться от них, так как не осознает причины их возникновения и, кроме того, не хочет потерять приобретенные от болезни выгоды. Невротик оказывается неспособным к наслаждению и неработоспособным, так как ему приходится затрачивать энергию на то, чтобы сохранить либидо в состоянии вытеснения и защищать себя от его напора. Он стал бы здоровым, если бы смог сознательно распоряжаться своим либидо. Поэтому задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы освободить невротика от его вытеснений в бессознательное и подчинить его влечения Я с целью сознательного разрешения внутрипсихического конфликта.

   В связи с рассмотрением природы и механизмов бегства в болезнь З. Фрейд пришел к любопытному выводу, который не всегда учитывается современными психоаналитиками. Он высказал мысль о том, что бывают случаи, когда «даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение». В таких случаях врач, как ни парадоксально это звучит, может стать на сторону болезни. Необходимо считаться с тем, что в существующем мире людям приходится сталкиваться с нескончаемыми страданиями и что необходимость может заставить человека пожертвовать своим здоровьем, чтобы ценой подобной жертвы не допустить несчастья и страдания других, особенно близких ему людей. Может оказаться так, что бегство в болезнь будет единственным выходом для человека, находящегося в неблагоприятной для него и других людей ситуации. Поэтому, предостерегал З. Фрейд, врачу «не пристало играть лишь роль фанатика здоровья вопреки всем жизненным ситуациям».

   

* * *
Психогенные реакции, возникающие и сохраняющиеся в связи с неблагоприятной ситуацией, проявляющиеся вегетативными и эмоциональными расстройствами, желательными проявлениями общего недомогания, позволяющими уход от участия в разрешении возникших затруднений.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Источник