Как можно вылечит умственную отсталость у детей
Ведение состоит в образовании, семейном консультировании, а также социальной поддержке.
Учет только величины снижения коэффициента интеллекта (10) является недостаточным. Для классификации необходимо учитывать также уровень необходимой поддержки, начиная с поддерживающей до постоянной на высоком уровне, во всех видах деятельности. Такой подход сосредоточен на сильных и слабых сторонах человека, соотнося их с требованиями окружающей среды, ожиданиями и настроением семьи и общества.
Около 3% населения имеет IQ <70, который ниже среднего IQ населения в целом (IQ 100); если же считать критерием необходимость поддержки,лишь около 1% населения имеет серьезную умственную отсталость. Тяжелая умственная отсталость возникает в семьях во всех социально-экономических группах и с любым уровнем образования. Менее тяжелая умственная отсталость (требующая периодической или ограниченной поддержки) происходит чаще всего в низших социально-экономических группах -одновременно с наблюдениями, что 10 коррелирует с большим успехом в школе.
- Дебильность (легкая умственная отсталость): IQ — 50—70; ребенка можно обучить практическим навыкам, например, работе ремесленника. Обучение культурным приемам, таким, как чтение и правописание, затруднено.
- Имбецильнось (умственная отсталость средней степени, слабоумие): IQ — 35—49; возможно усовершенствование навыков в бытовой области, например, одевание и прием пищи, обучение культурным приемам невозможно.
- Идиотия (тяжелая умственная отсталость): IQ — 0—34; дети не могут ходить, говорить или самостоятельно принимать пищу.
- Деменция — обратное умственное развитие.
- Олигофрения — врожденная умственная отсталость. Причины:
- внутриутробное, перинатальное и постнатальное повреждение головного мозга;
- хромосомные аберрации (например, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы);
- врожденные нарушения обмена веществ (нарушение обмена аминокислот, углеводов, липидов или мукополисахаридов, эндокринные нарушения, например, врожденный гипотиреоз).
Причины умственной отсталости у детей
Интеллект определяется как генетическими, так и внешними факторами. Дети, рожденные от родителей с умственной отсталостью, подвергаются повышенному риску целого ряда отклонений в развитии, но четкая передача по наследству умственной отсталости необычна. Хотя достижения в области генетики, такие как хромосомный анализ микрочипов, увеличили вероятность выявления причин умственной отсталости, конкретные причины не могут быть идентифицированы в 60-80% случаев. Причину скорее всего нужно определять в тяжелых случаях. Нарушение языка и личных социальных навыков может быть связано с эмоциональными проблемами, депривацией, нарушением обучаемости или глухотой, а не с умственной отсталостью.
Пренатальные причины. Пренатальное воздействие наркотиков и токсинов также может вызвать умственную отсталость. Алкогольный синдром плода является наиболее распространенным из таких состояний. Противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и метил-ртуть, также являются причинами этой патологии.
Перинатальные причины. Риск увеличивается у маленьких для гестационного возраста младенцев; умственная отсталость и снижение веса имеют одни и те же причины. Младенцы с очень низким и крайне низким весом при рождении имеют варьирующийся риск возникновения умственной отсталости в зависимости от срока беременности, перинатальных событий и качества медицинской помощи.
Постнатальные причины. Энцефалиты, отравления и несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы или асфиксию, способны привести к умственной отсталости.
Симптомы и признаки умственной отсталости у детей
- явная умственная отсталость;
- недостаточное развитие и значительное отставание в развитии во всех областях, например, двигательное развитие, развитие опрятности, развитие речи;
- поведение, не соответствующее ситуации, вплоть до тяжелых нарушений поведения;
- частые отклонения в поведении: гиперактивность, стереотипные движения или членовредительство, энкопрез и энурез, импульсивно-агрессивное поведение.
У некоторых детей с легкой умственной отсталостью узнаваемые симптомы могут явно не проявляться до дошкольного возраста. Однако ранняя идентификация является общей для детей с умеренной до сильной умственной отсталостью и детей, у которых умственная отсталость сопровождается физическими аномалиями или признаками состояния (церебральный паралич), которые могут быть ассоциированы с конкретной причиной умственной отсталости (перинатальной асфиксией). Отставание психического развития, как правило, очевидно в дошкольном возрасте.
Некоторые дети могут иметь церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержку речи или потерю слуха. По мере созревания детей у некоторых развиваются тревоги или депрессии, если они отвергнуты другими детьми или обеспокоены осознанием того, что те видят их отличие и неполноценность. Хорошее ведение, в т.ч. школьные программы, могут помочь максимизировать социальную интеграцию, тем самым минимизируя такие эмоциональные реакции.
Поведенческие расстройства являются причиной большинства направлений к психиатру и помещения в различные учреждения для людей с умственной отсталостью. Поведенческие проблемы часто ситуативные, и провоцирующие факторы, как правило, могут быть идентифицированы. Факторы, предрасполагающие к неприемлемому поведению, включают:
- отсутствие подготовки к социально ответственному поведению;
- непоследовательность дисциплины;
- усиление ошибочного поведения;
- нарушенную способность общаться;
- дискомфорт от сосуществующих физических проблем и психических расстройств.
На качество услуг, оказываемых подобными учреждениями, влияют перенаселенность и нехватка кадров.
Диагностика умственной отсталости у детей
- Оценка развития и интеллекта.
- Тестирование с изображениями.
- Генетическое тестирование.
При подозрении на случаи оценивают развитие и интеллект, обычно путем раннего вмешательства или при помощи школьного персонала. Развивающие скрининговые тесты, такие как Опросник по возрасту и стадиям (ASQ) или Оценка родителями уровня развития (PEDS), обеспечивают общую оценку развития маленьких детей и могут быть проведены врачом или другим человеком. Нейропсихическая оценка должна быть произведена при подозрении на задержку в развитии. Педиатр или детский невропатолог должны расследовать все случаи:
- от умеренного до серьезного отставания в развитии;
- прогрессирующая инвалидность;
- нервно-мышечные ухудшения;
- подозреваемая эпилепсия.
Установление умственной отсталости следует за определением причин. Точное определение причин позволяет спрогнозировать развитие, предложить планы образовательных и учебных программ, помогает в генетическом консультировании и облегчает родительскую вину. Анамнез (включая перинатальный, развития, неврологический и семейный) может определить причины. Снимки черепа (например, МРТ) могут выявить пороки развития ЦНС, поддающуюся лечению гидроцефалию или более тяжелые пороки развития мозга. Генетические тесты могут помочь определить расстройства, такие как синдром Дауна, при помощи стандартного кариотипирования, 5р-делеции (Кри дю Ша синдром), или синдром ДиДжорджи с помощью флуоресцентной гибридизации (FISH). Недавно хромосомный микроэррей стал более доступным, предоставив возможность выявления оставшихся нераспознанными хромосомных нарушений.
Генетические метаболические нарушения можно предположить по их клиническим проявлениям (задержке развития, вялости, рвоте, судорогам, гипотонии, гепатоспленомегалии, грубым чертам лица, необычному запаху мочи, увеличению языка). Изолированные задержки сидения или ходьбы (крупная моторика) и более совершенного хватательного навыка у ребенка, рисования или письма (мелкая моторика) могут свидетельствовать о нервно-мышечных расстройствах. Конкретные лабораторные тесты выполняют в зависимости от предполагаемой причины. Аудиовизуальные оценки должны быть сделаны в раннем возрасте, скрининг на отравление свинцом часто целесообразен.
Прогноз умственной отсталости у детей
Людям с серьезной умственной отсталостью, вероятно, потребуется пожизненная поддержка. Чем тяжелее умственная инвалидность и более выражена неподвижность, тем выше риск смерти.
Лечение умственной отсталости у детей
Потребности лечения и поддержки зависят от социальной компетентности и когнитивных функций. Применение программы раннего вмешательства в раннем детстве может уменьшить тяжесть потери трудоспособности из-за нарушения интеллекта. Должны использоваться реалистичные методы ухода за пострадавшими детьми.
Поддержка семьи и консультирование имеют решающее значение. При подтверждении или подозрении на умственную отсталость родители должны быть проинформированы и получить достаточно времени, чтобы обсудить причины, последствия, прогноз, образование и подготовку ребенка и важность соблюдения баланса между известными прогностическими рисками и собственными негативными предположениями, при которых заниженные ожидания приводят к ухудшению функциональных результатов в дальнейшей жизни. Тактичное постоянное консультирование имеет большое значение для адаптации семьи.
Всеобъемлющая индивидуальная программа должна быть разработана при помощи соответствующих специалистов, в т.ч. педагогов.
Многопрофильная группа включает:
- неврологов или педиатров;
- ортопедов;
- физических терапевтов и специалистов по трудотерапии;
- дефектологов и аудиологов (помогают при задержке речи или подозрении на потерю слуха);
- диетологов (помогают в лечении недостаточности питания);
- социальных работников (помогают снизить внешнюю депривацию).
В Российской Федерации функционируют специальные коррекционные общеобразовательные школы для обучения детей с умственной отсталостью по специальной учебной программе (прим. редакции).
Раннее начало мероприятий по стимуляции умственного развития и планирование дальнейших возможностей, способствующих умственному развитию: специальные школы, мастерские, позже, при необходимости, размещение в инвалидных домах.
Олигофренопедагогическое лечение: развитие практических способностей, необходимых в быту (самостоятельный прием пищи; одевание, прививание навыков чистоты).
Не стремиться к определенным целям при обучении, поддерживать достигнутые успехи методами поведенческой терапии (поощрение).
Дополнительные методы лечения: лечебная физкультура, логопедия, трудотерапия, терапия музыкой.
Повышенная потребность в наблюдении за детьми и родителями. Повышенная потребность в сочувствии со стороны ухаживающего персонала.
Седативное медикаментозное лечение при выраженной агрессии, аутоагрессии или гиперактивности.
Социально-правовое обслуживание: удостоверение инвалида, финансовая поддержка, введение мероприятий, способствующих развитию; при необходимости — оформление права опеки и права попечительства.
Предотвращение умственной отсталости у детей
Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.
Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.
Тестирование включает:
- амниоцентез,
- УЗИ,
- определение в материнской сыворотке α-фетопротеина.
Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.
Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.
Источник
Умственная отсталость, или, как ее еще иначе называют, олигофрения – это психическое отклонение в развитии ребенка. Если говорить в целом, то данная патология является следствием органического поражения ЦНС. Это, в свою очередь, приводит к снижению возможностей ребенка обрабатывать новую информацию, анализировать и накапливать ее. Сразу следует подчеркнуть, что такой диагноз просто означает, что психика человека развивается несколько по-иному, нежели у других людей. Кроме того, при умственной отсталости наблюдаются и немного иные личностные качества. Вместе с тем патологию можно определить по наличию достаточно характерных симптомов. Например, она проявляет себя недостаточными интеллектуальными функциями, отклонениями в развитии (физическом и умственном), владениями собственными эмоциями, поведении, и так далее.
Читайте также: Симптомы и лечение задержки психического развития у детей
Легкая умственная отсталость – характеристика, симптомы и лечение
Для начала давайте вкратце рассмотрим особенности данной патологии. В настоящее время выделяют несколько типов умственной отсталости:
- легкая,
- умеренная,
- тяжелая.
Основой для подобной классификации служит IQ, то есть коэффициент интеллектуального развития. Диагноз «легкая умственная отсталость» ставится тем, у кого тесты показали значение данного индекса в пределах от 50 до 69. Следует отметить, что такие дети внешне практически ничем не отличаются от полностью здоровых. Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то разницу все-таки можно увидеть. В первую очередь здесь, наверное, стоит выделить низкую познавательную активность. Такие дети не стремятся к получению новых знаний, поскольку плохо усваивают полученную информацию. Им очень трудно сконцентрировать внимание на какой-то конкретной задаче, из-за чего, собственно, и возникают проблемы с обучением. Впрочем, при легкой умственной отсталости ребенок способен достаточно долго хранить полученную информацию в памяти, и при необходимости он может воспользоваться ею.
Помимо этого, зачастую такие дети замыкаются в себе. Все дело в том, что им довольно сложно правильно понимать эмоции, проявляемые другими людьми. Однако здесь возможен и иной вариант. Ребенок может стараться привлекать внимание к собственной персоне с помощью самых разных поступков, в том числе, и считающихся антисоциальными. Кроме того, такие дети очень доверчивы, и легко поддаются влиянию. Для данной патологии характерны проблемы с моторикой, речью, интеллектуальным развитием. Значительные трудности присутствуют и в плане восприятия окружающего мира. Как правило, проявляются и дефекты физического развития.
Ребенок с легкой формой умственной отсталости может справиться с такой задачей, как формирование определенных групп («фрукты», «животные» и так далее), однако делает он это по конкретно-ситуативным признакам. Такие дети не понимают переносный смысл метафор и пословиц и трактуют их буквально. Они не могут решить арифметических задач, в которых требуется осуществить 2 или больше действий, причем во многих случаях помощь педагога жестко отвергается. Механическое запоминание имен или, например, дат у детей с такой патологией в большинстве случаев развито неплохо. Вместе с тем наблюдается общее снижение памяти. У такого ребенка отсутствует чувство юмора, фантазия, не развито воображение. Круг его интересов очень ограничен. Это может быть телевизор, прослушивание сказок или, скажем, компьютерные игры.
В медицине различают врожденную и приобретенную легкую умственную отсталость. В данном случае классификация зависит от причин, спровоцировавших появление патологии. Это могут быть, например, хромосомные или генетические отклонения, сложные роды, в ходе которых был поврежден головной мозг малыша, пребывание ребенка в социально-опасной среде. Помимо этого, развитие легкой степени умственной отсталости иногда становится следствием вредных привычек родителей – злоупотребления алкоголем, приема наркотических средств. Также спровоцировать развитие данной патологии способны и некоторые вирусные заболевания, такие, например, как краснуха. В общем, причин есть достаточно много, и поэтому в первую очередь следует установить, что же именно привело к появлению умственной отсталости.
Следует особо отметить тот факт, что при таком диагнозе лечение как таковое в большинстве случаев отсутствует. Конечно, некоторым детям могут быть назначены определенные препараты, способные убрать тот или иной неприятный симптом. Однако медикаменты в данном случае имеют совсем не приоритетное значение. Главное – своевременно начатое лечебно-психологическое воздействие на ребенка. Чем раньше этим заняться – тем лучше будет результат коррекции. Для таких детей разработана адаптированная образовательная программа, в которой учтены их особенности. Здесь хорошо продумана подача новой информации, а также предусмотрена проверка успешности усвоения полученных знаний и навыков.
При наличии правильного подхода к обучению и своевременности начала лечения различных психических и неврологических расстройств, которые нередко сопровождают легкую умственную отсталость, в итоге можно добиться очень хорошего результата – повышения коэффициента IQ на 10 или даже на 15 единиц. Нередко после этого у родителей даже возникает вопрос «Как снять диагноз?», ранее поставленный их ребенку. Сделать это вполне реально. Подтвердить или опровергнуть наличие прогресса могут специалисты после проведения экспертизы и изучения полученных результатов.
Дети с легкой степенью умственной отсталости требуют к себе особого внимания. Важно научиться правильно с ними общаться, подавать информацию, контролировать все их действия. Родители должны всегда проявлять терпение, доброжелательность, и ни в коем случае не срываться на ребенке. Ведь один из основных факторов, позволяющий добиться существенного прогресса – это особенный подход. Здесь нужно учитывать не только особенности данной патологии, но и, например, характер ребенка, его готовность идти на контакт и так далее. Тем не менее если делать все правильно, то такие дети впоследствии вполне нормально адаптируются в обществе.
Загрузка…
Источник
Умственная отсталость – особое психическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ограничено пониженным уровнем функционирования центральной нервной системы. В абсолютном большинстве случаев проблема проявляется в детстве. Отсталый ребенок может развиваться только до того уровня, которым он будет ограничен. Наиболее распространена легкая степень УО. Она наименее опасна и при своевременной терапии поддается лечению. Особенности и признаки легкой умственной отсталости важно знать всем родителям, чтобы при малейших подозрениях максимально быстро обратиться к врачу.
Классификация, формы и причины
УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:
Степень УО | IQ | Умственный возраст |
Легкая | 50-69 | 9-12 лет |
Умеренная | 35-49 | 6-9 лет |
Тяжелая | 20-34 | 3-6 лет |
Глубокая | <20 | До 3 лет |
По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.
Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.
Олигофрения
Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.
Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:
- Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
- Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
- Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
- С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
- С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.
Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
- Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
- Родовые травмы у новорожденных;
- Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
- Алкоголизм или наркомания родителей.
При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.
Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.
Деменция
Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:
- Травмы головного мозга;
- Менингит или др. инфекционные заболевания;
- Шизофрения;
- Эпилепсия, инсульт.
Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.
Симптоматика
При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.
Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:
- Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
- Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
- Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
- Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
- Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.
Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:
- Трудности с участием в командных играх;
- Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
- Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
- Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
- Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
- Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
- Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
- Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.
В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.
Больного с УО не призовут в армию, ему не выдадут водительские права, а также не допустят до госслужбы.
Диагностика
При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.
Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:
- Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
- Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
- Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
- Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
- Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
- Анализы крови и мочи, ЭЭГ.
После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.
Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.
Лечение
При правильном лечении умственной отсталости дети способны достичь необходимой самостоятельности и жить полноценной жизнью. При таком положительном прогнозе есть один серьезный минус, выражающийся в повышенном риске, что у таких людей родится отсталый ребенок, причем степень олигофрении может быть выше, чем у родителей. Тем не менее, происходит такое не всегда.
Медикаментозное лечение
Под правильным лечением подразумевается комплексный подход к решению проблемы. Точные назначения может дать только лечащий врач. Если УО вызвана другими заболеваниями, то первоочередной задачей становится их устранение, для чего применяются соответствующие лекарственные средства.
Для лечения самой УО применяются несколько видов медикаментов:
- Ноотропы (Пирацетам, Пантогам, Энцефабол). Они позволяют улучшить обменные процессы в тканях мозга, что способствует ускорению интеллектуального развития ребенка.
- Витамины группы B (Глутаминовая кислота, Церебролизин). Улучшают функционирование мозга, эффект такой же, как при приеме ноотропов, но зачастую назначаются сразу оба вида препаратов.
- Нейролептики или транквилизаторы. Принимать их нужно только при психических нарушениях, причем целесообразность приема определяется индивидуально врачом, как и то, какие именно препараты нужно приобрести.
Иные медикаменты назначаются в редких случаях. Тем не менее, воздействия перечисленных средств будет недостаточно, т.к. подход к лечению должен включать в себя также правильный образ жизни.
Самостоятельно назначать лекарства при УО категорически запрещено. Этим должен заниматься только квалифицированный врач после проведенных обследований.
Народное лечение
Нетрадиционные методы лечения для многих людей кажутся более привлекательными, из-за чего они начинают применять именно их, даже не думая посетить врача. Оказать положительное влияние на детей с УО могут несколько растений:
- Женьшень;
- Китайский лимонник;
- Алоэ.
Следует понимать, что в некоторых случаях такие растения могут вызвать психозы и проблемы с поведением, т.к. оказывают прямое влияние на психику. Перед их применением рекомендуется консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать возможных негативных последствий.
Особый образ жизни
Крайне важно дополнять медикаментозное лечение особым образом жизни. Это важнейшая составляющая лечения людей, страдающих УО. Комплексное воздействие позволяет добиться повышения уровня IQ ребенка на 15 единиц, что является довольно хорошим результатом.
Важно выполнять следующие условия и правила:
- Посещать курсы рефлексотерапии, включающие в себя точечный массаж. Это стимулирует кровообращение и все обменные процессы в голове.
- Придерживаться правильного питания. Качественная еда, не содержащая вредных добавок, улучшает здоровье ребенка.
- Правильно подбирать увлечения. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, легкий спорт, игра на музыкальных инструментах, общение со сверстниками – все это оказывает положительное влияние на общее развитие.
- Заниматься саморазвитием. Интеллектуальные игры, загадки, а также другие различные способы провести время с интересом и пользой – очень важны для умственно отсталого ребенка.
- Наблюдаться у врача, посещать специальные курсы. Всем детям, страдающим от УО, нужно регулярно ходить к врачу и на специальные курсы, где профессионалы помогут им быстрее развиться по особой методике.
Не менее важной является поддержка всей семьи. Родители должны поощрять стремление к развитию у своего ребенка, при этом следует сделать все необходимое, чтобы он всегда оставался довольным и радовался своей жизни.
Дети с легкой отсталостью получают степень инвалидности и соответствующее удостоверение, которое упрощает им жизнь.
Особенности обучения
Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни. После прохождения обучения дети могут сами принимать решения, делать то, что требуется, полноценно работать. Для последнего проводятся специальные уроки, направленные на трудовую деятельность, после которых ребенок овладевает желаемой профессией (маляр, сантехник и т.д.).
Жизнь с УО
Умственная отсталость легкой степени не так страшна, как кажется. Люди с таким диагнозом могут прожить всю жизнь, причем она будет полноценной и насыщенной. Для этого нужно лишь своевременно заняться комплексным лечением, посетив врача. Если родители обеспечат ребенку комфортные условия для развития, то выздоровление станет вполне реальным.
Источник