Как вы понимаете слова луки не всегда правдой душу вылечишь

Как вы понимаете слова луки не всегда правдой душу вылечишь thumbnail

«Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)

Пепел: «Бог есть?»

(Лука молчит, улыбаясь)

Лука. Коли веришь, — есть;

Не веришь, — нет…

Во что веришь, то и есть.

Мы довольно часто прибегаем ко лжи во имя «гуманистических» целей, терзания совести пытаемся затушить, убеждая себя и

окружающих в своей правоте, в том, что ложь – во благо, во спасение… Но нам ли судить об этом? По моему, — определить

истинную «окраску» лжи или правды может лишь тот, во чьё «благо» они направлены, хотя всем людям свойственно ошибаться…

Прочитав пьесу М. Горького «На дне», я невольно обратил особое внимание на образ Луки, а в последствии узнал, что

именно этот персонаж не редко становится предметом полемики критиков. Особенно пристрастно роль героя в описанной

автором ситуации рассматривалась в критике прошлых лет, «проповедующей» идеологию коммунизма и поэтому обличающей

«пороки» Луки, обвиняющей его в откровенном вредительстве зачастую безосновательно. Сейчас же, в эпоху свободы

взглядов, никто не стремиться навязать кому — то свое мнение, тем самым давая реальный шанс научиться делать свои

выводы. Это умение, я уверен пригодиться в жизни.

Лука… Это имя для своего героя автор выбрал неслучайно. Но что Горький тем самым хотел сказать, для нас остается

загадкой.

Образ Луки не однозначен, многословен. Возможно, имя «Лука» произошло от слова «лукавый». Основываясь на этом

предположении можно сказать, что герой, на первый взгляд, «смягчающий» грубость, безразличие и безнадежность окружающего

мира, бессознательно, свято веря в свои идеалы, мешает людям действовать, дает им ложную надежду, отвлекает от борьбы за

достойное существование и сбивает с «праведного пути».

Что же касается Луки – лжегуманиста, человека, целенаправленно пытающегося «утопить «утопающих»», но такое истолкование

образа героя я не приемлю вовсе.

В то же время избранное автором имя – это имя святого. Возможно, оно говорит об изначальном наделении героя лучшими

человеческими качествами, а так же определяет роль Луки в пьесе как учитель, толкователя, провидца. Любовь героя к людям

основана на их первоначальном равенстве. И автор в уста Луки вкладывает хотя «незавидное; но верное сравнение: «ни одна

блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…»

Казалось бы, мудрый странник Лука лишь «отдает», ничего не прося в замен, но все же он, наблюдая за своими «учениками»,

и сам «учится»: «Понять хочется дела – то человеческие»… Герой, не смотря на свой «солидный возраст, нередко открывает

для себя в окружающем мире что – то новое: «А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек – то думает про себя

– хорошо я делаю! Хвать – а люди не довольны!»

Лука считает, что любой человек имеет право жить достойно. Он помогает каждому найти верный путь, но то, как ночлежники

воспринимают старика – странника и его речи, а также мировоззрение каждого из них определяет дальнейшую судьбу каждого

из них.

Теория «праведной земли» – своеобразный пример из жизни, доказывающий читателю, что порой правда, именно правда губит

человека. И герой притчи Луки прав, говоря, что «…книги и планы… — ни к чему, если праведной земли нет». Во имя чего

живут люди, для чего жертвуют собой, ради чего? Если в конце тоннеля не мерцает заветный огонек – цель всей жизни. К

чему же потери, искания, если жизнь нам готовит лишь жестокое разочарование???

Сила веры воистину велика. Вера может спасти, а измена ей – убить человека. Но каждый должен обрести веру сам – ее

невозможно навязать. Лука на вопрос Пепла о существовании Бога отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…

Во что веришь, то и есть.»

История и литература приводит немало примеров, когда люди, объединенные и воодушевленные верой, поднимались на

борьбу за светлое будущее. Нередко случается так, что человек, свято веря во что-либо, в конце концов достигает свою

цель.

Так как же присутствие Луки, его участие в жизни ночлежников отразилось на их дальнейшей жизни? Бытует мнение, что

герой лишь ускорил как духовную, так и физическую гибель ночлежников. По-моему, такая иллюзия возникает благодаря тому,

что люди, живущие в ночлежке, оказались слабыми и

Настолько завязли в болоте безысходности, упадка, что предпочли спасению гибель.

Мир «не идеален». Так хвала тому, кто пытается скрасить эту жизнь:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Недаром эти строки «продекламировал» Актер. Ведь именно на судьбу этого героя Лука «повлиял» больше всего.

Старик верит в человека, в то, что возможности человека безграничны, стоит лишь приложить усилие к выполнению

задуманного

Лука обладает удивительным даром убеждения настолько сильным, что, казалось бы, даже безнадежные реалисты хоть на

мгновение, но оказываются во

власти его «сказок»

Так, пьяница-актер, поверив в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков, делает первые шаги на пути к

самоисцелению: « Я сегодня – работал, мел улицу…а водки – не пил!»

Последние дни любимца публики, человека далеко не глупого, а также его смерть, казалось бы, — самое уязвимое

звено в «оправдании» Луки, но: — каким бы мудрым ни был наставник, жизнь придется прожить именно самому ученику,

опираясь на собственные силы. А…смерть, самоубийство…Оно, на мой взгляд, говорит о слабости человека; он должен черпать

силы для достижения цели в самом себе. Поэтому бессмысленно обвинять Луку в смерти Актера. Старик ничего не обещал, он

лишь указал верную дорогу, дал надежду на исцеление, но Актер не сумел пройти этот путь до конца, он обессилел…

Лука – это человек, который даже в самом безнадежном пытается усмотреть что – то хорошее, убеждает окружающих в

том, что в этом опустившемся мире, на дне жизни, еще есть справедливость.

Так, Пеплу Лука советует оставить «неблагодарное» ремесло вора. Старик убеждает героя в том, что жить по

«заповедям божьим» хорошо даже в Сибири, в краю суровом, земле каторжников, ссыльных…

Несчастную, больную Анну, которая за свою недолгую жизнь не видела ни чего, кроме нищеты, побоев, оскорблений, Лука

по – отечески утешает, обещая ей покой на том свете.

Наташу старик пытается «вразумить», предупредить грядущее несчастье – откровенную «месть» ведьмы – сестры. Но

добрая, мечтательная девушка не особо прислушивается к его словам.

Настя же, падшая женщина, искренне верит в свою минувшую великую любовь и находит в Луке понимающего собеседника,

утешителя.

Всем обитателям ночлежки, этим совершенно разным людям Лука пытается помочь, жалеет и утешает их, дает добрые

советы. И люди, озаренные теплом этого внезапно появившегося на сером небосводе их жизни светила, становятся добрее,

чище… Но, к сожалению, не каждый из них умеет самостоятельно продолжить тернистый путь к счастью.

Добро Луки – это деятельное добро, что не сложно доказать, проследив жизнь ночлежников с момента появления Луки.

А несчастливый конец пьесы ни – чуть не чернит странника – он говорит лишь о несостоятельности «учеников» вырваться

со «дна», избавиться от пороков.

«Ложь» Луки – это попытка уберечь героев – жителей ночлежки – от дальнейшего «разложения» и она выше губящей

правды!

Читайте также:  Вывих шейного позвонка как вылечить

Источник

«Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом

произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях её изменения. Автор призывает всех к отходу от

жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию. Решением этого призыва является оглашение и

раскрытие правды, возбуждение гордости.

Герои пьесы- люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло всё человеческое, они утрачивают свои духовные

качества, для них уже не существуют такие ценности, как любовь, дружба, честность, взаимопомощь. Герои мучаются от

своего положения, но ничего не могут изменить: они по-прежнему тяжело живут, ненавидят друг друга, способны предать ради

денег. Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.

Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житьё перемены: к каждому персонажу он находит

особый подход, он обнадёживает тем, что ещё не всё потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели

ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее. Вся деятельность Луки состоит в том, чтобы

«помочь людям распутать себя, свою сущность».

Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в

возможность их совместной чистой жизни в Си-бири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке

жила вера и надежда, а каким путем это будет до-стигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения

при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.

«А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?»-говорит Бубнов. Бубнов

при-знает только голый факт, все остальное для него—вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки

своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям,

она исключа-ет всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он дей-ствительно верит, становится его правдой, правдой его

жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и

просто хочет «при-украсить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь,

была у тебя настоя-щая любовь… значит— была она!»

Потеря такой веры может обер-нуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.

Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исче-зает из ночлежки в

самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что

приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.

Актёр обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую

Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что

выход есть. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Всё дело в слабости

героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение

автор адресует не Луке, а героям. Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского характера:

неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того,

чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь тёплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи

внешними обстоятельствами. Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к

попытке это положение изменить.

Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее

печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей

ночлежки, так как его правда, то есть позиция «утешительства’, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не

дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек,

утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Одна-ко Лука все-таки изменил

многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал

на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» — говорит Сатин о Луке. Из аморального,

ко всему безразличного, ненавидящего людей че-ловека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем

действии Сатин произносит только под воздействием Л!

уки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека

(«Чело-век — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот

что теперь ста-новится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в соб-ственные силы человека, для сильного,

гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда —

бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не

однозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны- правда их будничной жизни, правда «дна», и с

другой- правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда «вымышленная». И самого начала мы уже видим конфликт этих двух

правд.

Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется

также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в

ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное

обращение к прошлому.

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в

которую он верит. Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о

деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды

спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки… Да, Актёр повесился.

Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.

Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты

всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком

смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов

также становится частью жизни.

Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а

развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.

Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения,

нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю,

что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не «дно» жизни, обретут веру в свои силы,

нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности

человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.

Читайте также:  Как вылечить потливость и запах подмышек

Источник

“Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М. Горького

Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и 18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.

Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.

Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.

Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки. Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”, “нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”, “матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все — черненькие, все — прыгают” — говорит он.

Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со “дна”. Он к каждому человеку находит свой подход.

Читайте также:  Как можно вылечить пиелонефрит

Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку” возвышающего обмана”.

Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…” Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” — в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: “ И я скажу – иди за него, девонька, иди. Он – парень ничего, хороший!”

С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”.

Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.

Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать ненужность и бесплодность попыток изменить их.

Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: “Человека приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты , барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”

Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке –это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В. Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.

Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!” Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.

Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.

На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.

Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со “дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам – дорогу не сказал..”

И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.

Источник