Как вылечить боязнь сцены

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей.

Причины появления[править | править код]

Причины появления страха сцены, как впрочем и любого другого, генетические предпосылки и социальные составляющие. Генетически передается: склонность к определенным видам страха и психологические характеристики личности и страх перед обществом вообще. Общество в древние времена воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет — его вылечат, не добудет еду — поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно. Поэтому мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции.

Среди основных психологических характеристик, передающихся генетически: темперамент, акцентуация и невротизм, на которых формируется характер. Схожие психологические характеристики родителей и детей порождают и похожесть их страхов и определённый тип их восприятия. На этом фоне и формируется страх сцены. Истинными источниками появления страха перед публичным выступлением являются социальные факторы: недостатки в воспитании, запугивания в детстве, негативное восприятие выступления в школе, негативное отношение учителей, негативная оценка деятельности ребёнка родителями и учителями и другие социальные факторы. Кроме того, социальные страхи часто передаются в семье. Примером неправильного поведения может служить запугивание матери своим уходом, или тем, что не будет любить ребёнка. Причиной появления страха сцены может быть искажение направленности воздействия страха, в силу воздействия стресса и негативных факторов глобализации и урбанизации. Страх сцены может проявляться у людей с различными опытом и квалификацией. Он широко распространён среди обычных людей, но его могут испытывать также и актёры, музыканты, политики и спортсмены. Страх сцены может быть вызван в любой ситуации, например, из-за отсутствия доверия у аудитории или плохой подготовки. Также, возможной причиной появления страха сцены является стремление к идеалу.

Способы борьбы со страхом сцены[править | править код]

Одним из лучших способов победить страх сцены является очень хорошая подготовка. Если человек уверен в том, что он знает, он будет меньше беспокоиться. Алгоритм подготовки таков: поиск и изучение исходного материала, создание текста и подбор аргументов, заучивание текста и выписывание основных тезисов. После этого можно записать свою речь на магнитофон, проверить как она звучит, и исправить недостатки. Текст стоит создавать, ориентируясь на средний возраст и интеллект публики, перед которой предстоит выступать. Также следует подготовить невербальную часть выступления. Одежду и украшения стоит выбирать исходя из типа публики и особенностей аудитории, перед которой вам предстоит выступать. Жесты и мимику можно отработать, повторяя текст перед зеркалом. Далее следует предварительная презентация, исправление ошибок. Хорошо и логично выстроить текст публичного выступления поможет логика, основы риторики и правильная аргументация доводов.

Стоит снизить значимость других людей. Испытывая страх сцены, человек испытывает влияние других, особенно в их способности влиять на нас через оценку нашей работы. Способ уменьшения этого влияния состоит в увеличении чувства собственного достоинства и власти над публикой, чтобы воспринимать уязвимость других и принимать себя. Целесообразно также сосредоточиться на процессе, а не на результате деятельности. Важно сосредоточиться на приятных аспектах этого процесса, вспомнить приятные моменты и успехи, которые были у вас в жизни. Не концентрироваться на негативе. Важно также отвлечь ум от объекта страха. Текст песни, роли или речи должен быть выучен назубок. Если вы что-то знаете идеально, то никакой страх не позволит вам это забыть. Здесь главное желание человека и тренировка.

Немаловажным фактором является улыбка. Психологически улыбка снижает напряжение.

Другое возможное решение проблем, связанных со страхом сцены, состоит в игнорировании возможности провала. Отрицательный результат всегда возможен, но это не оправдывает волнения о нём до его совершения. Гораздо более продуктивным является сосредоточить внимание на настоящем, а не на будущем. Для того чтобы добиться этого, надо сосредоточиться на собственной работе. Ещё один способ побороть страх сцены — визуализация. Представить, как Вы будете выступать, какой успех вас ждёт, и аплодисменты после. Необходимо увидеть результат своей работы в перспективе, его незначительность по отношению ко всей своей жизни. Понимая, что ничего катастрофического, скорее всего, не произойдет, необходимо не обращать внимание на возможность неудачи и переключиться на более приятные цели.

Кроме того, хорошим методом побороть страх сцены, является расходование избыточной энергии, которая появляется в результате распада адреналина: физические упражнения на разные группы мышц, математические вычисления. Среди методов избавления от негативных мыслей и их концентрации на негативных эмоциях перечисляются релаксация и медитация, положительные утверждения, которые должны быть сформулированы как факт в настоящем времени. Стоит произносить: «я хорошо подготовлен», «публика меня любит», «все ждут моего выступления». Идеальным быть невозможно, в любом случае около 5 % аудитории будут недовольны, надо ещё понять то, что некоторые не могут почувствовать, как вы переживаете перед ними.

Читайте также:  Как вылечить мак от вирусов

Психологическая готовность[править | править код]

Психологическая готовность — это один из важнейших факторов психологического развития, заключается в формировании у человека готовности провести публичное выступление. На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют личностные характеристики индивида, такие как: оптимизм, темперамент, уровень интеллектуального развития, озабоченность (результатами), добросовестность (в подготовке), застенчивость, невозмутимость, прямолинейность, зависимость от группы (соглашательство) и другие.

Часто причинами неуверенности в себе актёра, музыканта, артиста может быть элементарная неподготовленность, незнакомый текст, музыкальный фрагмент, несоответствие роли. Так например, пианист Евгений Кисин, которого называли гением, занимался по 5-6 часов в день[1]. Лёгкость и возможность импровизации[2] возникает только при оттачивании техники в каждодневной работе артиста (актёра, музыканта, балерины).

Неудачный спектакль не смогла вытянуть даже Фаина Раневская, которая сыграла в постановке, по словам критиков «бесталанной и тусклой в режиссёрском плане», но успех Раневской объяснялся неизменной любовью публики, она собирала аншлаги, и была для антрепренёров «лакомым кусочком». По поводу этой постановки Фаина сказала: «А творческой работы в этом страшном „торговом доме“ не могут мне дать». Актриса так объяснила своё «раскисшее и подавленное» состояние в письме любимому учителю Павле Леонтьевне Вульф: «Я не выходила на сцену 8 месяцев, и вот, когда я вылезла с сырой, не сделанной ролью, да к тому же ещё ролью, которая чужда и противна, я растерялась, испугалась, вся тряслась, забыла, путала текст и в итоге испытала что-то вроде нервного шока, потрясения»[3].

Для артиста, который большую часть своей творческой жизни выступал на сцене театра, с ощущением присутствия дыхания зала, затемнённого, далёкого, иногда отделённого оркестровой ямой, большой трудностью становятся выступления в условиях камерного театра перед небольшой аудиторией, иногда слишком близкой и жующей публикой, в кафе-театре например. Артист входит в дискомфортное состояние «зажима», в котором его талант и обаяние прячется очень глубоко внутрь. Творческий процесс воплощения, описанный К. С. Станиславским в труде «Искусство представления», неразрывно связан с подлинным переживанием и совершается естественным путём, на основании законов самой природы, по неразрывной связи души с телом. По школе системы Станиславского, в условиях интимного театра мастерство актёра выражается в работе над ролью внутри себя, наедине с собой, или на интимных репетициях. Роль переживается артистом однажды, чтобы подметить внешнюю телесную форму естественного воплощения чувства. Благодаря мышечной памяти становятся видимыми внешние результаты этого чувства, физическое воплощение формы душевного переживания. Это должен почувствовать смотрящий на него зритель.[4].

Свои исследования психологической готовности профессора В. Т. Мышкина и Ф. Б. Бассина начинали с определения творческой поисковой активности — системной деятельности, состоящей из творческого отклика, как ассоциативно-проективной активности личности. По мнению преподавателей, готовность — это устойчивая возможность всестороннего управления психическими состояниями, а также подлинная художественная одарённость. Благодаря активности профессионального восприятия, развивается сенситивность — профессиональная специфическая чувствительность высшего порядка.[5]. Такая же точка зрения выражена в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева. Высокая сенситивность является как необходимой предпосылкой успешного творчества, но также и предпосылкой к внутренним конфликтам, которые разрешаются лишь в случае действия механизмов психологической защиты, для устранения невротической тревоги. В своих исследованиях Б. Г. Ананьев отмечал разнообразие чувственных ассоциаций. Одни артисты «видят» музыку, другие воспринимая музыку эмоционально, не испытывают никаких зрительных ассоциаций. По теории Ананьева, «музыкальные люди переживают движение в музыке, её ритм, тональность, обнаружив механизм музыкального слуха в связи с деятельностью правого полушария».[6]. Им так же обсуждались интересные темы по психологии искусств: проблема взаимосвязи речи и музыки и явление интериоризации — отражающего превращения внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, социального в индивидуальное.

Индивидуальность — это синтез всех свойств человека[7] , успех выявления которых возможен, если существует понимание и доверие между учеником и педагогом, корректирующим исполнительские искания, так как творческая личность переменна, а поиск несёт значительную долю риска в обширном диапазоне проб и ошибок. Таким образом, человек, рождённый артистом, и любящий сцену, может испытывать страх, в случае ощущения неподготовленности, недоработки или испытанного ранее шока перед враждебно настроенной аудиторией, комиссией. Но, если человек выходит на сцену, это означает, что она магнетически его притягивает, и фобии никакой нет.

Ссылки[править | править код]

  • Публичное выступление
  • Публичное выступление: страх сцены: часть 1, часть 2
  • Как избавиться от страха публичных выступлений? (недоступная ссылка)
  • Сила выступления: «Борьба со страхом сцены»
  • Ошибки начинающих ораторов

Примечания[править | править код]

  1. Надежда Сикорская. «Евгений Кисин: Скромный романтичный гений». — «Наша Газета», 22.07.2009.
  2. Лидия Новикова. Хибла Герзмава и Даниил Крамер. — Интервью для газеты «Культура», 09.09.2009.
  3. ↑ Фаина Раневская: «Судьба-шлюха» = (дневник) / автор-составитель Д.Щеглов. — АСТ. — «Астрель», 2004. — 203 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-17-014443-1.
  4. К.С.Станиславский. «Искусство представления» // «Статьи.Речи.Беседы.Письма». — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 1953. — 784 с. — 20 000 экз.
  5. Мышкина В.Т. «Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства)» / к.филофов.н.Воробьев А.А., к.псих.н. Вербицкий А.А.. — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 30.12.1986. — 136 с. — 500 экз.
  6. Ананьев Б.Г. «Задачи психологии в искусстве». «Человек,как предмет познания». // . — «Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1980, 1968. — 784 с. — 20 000 экз.
  7. Н.А.Логинова. «О творческом пути Ананьева». «Человек,как предмет познания». // . — в сб.«Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1983. — С. 253.
Читайте также:  Как вылечить черный акантоз у таксы

Литература[править | править код]

  • Волков Александр Александрович Основы риторики.- Москва: Академический проект 2003
  • Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — Москва: Лабиринт-Пресс, 2000

См. также[править | править код]

  • Социофобия

Источник

страх публичного выступления

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец  Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению.  Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Читайте также:  Как я вылечил грибок на подошве

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь  выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Источник