Как вылечить душу православие

Как вылечить душу православие thumbnail

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

Читайте также:  Как вылечить красно плоский лишай

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

Источник

«Даёшь ЗОЖ!» — лозунг современного общества, где здоровье объявлено одной из высших ценностей. Даже когда речь идет о психическом здоровье, то все рекомендации остаются на телесном уровне: нужно лучше спать, правильно питаться, не забывать про витамины и спорт, не подвергаться стрессам — тогда и с психикой все будет хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком, сугубо физиологическом, плане. Об этом говорят и выражения, которые сохранились в нашем языке: «душа болит», «на душе тревожно», «душа ноет», «душа тоскует».

О том, что же такое душа в христианском понимании и почему она может болеть, рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов

p_yewl09xfc-1.jpgРуководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов

Однажды я беседовал с одним человеком, очень богатым, который пытался покончить с собой. Его единственная дочь четырнадцати лет умирала от онкологии. Дорогостоящее лечение за рубежом не помогло. Я понимал, в какой страшной ситуации он был — единственный ребенок так мучается, и ничем ему помочь нельзя. Однако если бы отец довел свой эксперимент с суицидом до конца, то на вопрос девочки к маме: «Где папа?» — ответ был бы: «Он из-за тебя повесился». То есть на болящего, умирающего ребенка ложилась еще смерть любимого отца. И человек считал, что он имел на это право.

Читайте также:  Как вылечить молочницу чесноком в домашних условиях

Посмотрите: ни большие деньги, ни высокие связи, ни блестящий ум, ни богатырское здоровье —ничто оказалось не нужно. Человек старался все это уничтожить. Нестерпимо болело самое главное. Я сказал: «Знаешь, почему ты это делал? Потому что у тебя была хилая, изнеженная, капризная, ленивая, тщедушная, тщеславная душа. Ты вообще ею не занимался 50 лет!» Это как в школу ребенок не пошел — букв не знает, читать не умеет, он не развил интеллект. Самым печальным было это состояние консервации.

Но стоило оказаться в тяжелой ситуации, когда потребовалась сила души, выяснилось, что она неспособна вынести эту тяжесть. Проще покончить жизнь самоубийством, чем бороться с этим испытанием, чем помогать ребенку. Тонет человек — я могу его спасти, если умею плавать, если я сильный. Если я слабый, могу только вздыхать и ныть, переживать эмоционально, но от этого мало пользы — надо спасать.

Так вот, он не мог даже достойно проводить свою дочь в горний мир. Человек был действительно умным, по-моему, даже доктором наук. Это поражало: даже при высоком уме может быть абсолютно неразвитая душа. Я спрашивал: «Почему вас это не интересовало?» «Что-то не задумывался», — ответ был. Это можно отнести к 90 процентам человечества.

Любовь не может стать материей

Теперь надо понять, для чего человеку душа. Все было устроено в человеке гармонично и просто. Медики говорят про простую аксиому: любое чувство в человеке определяет орган, который за это чувство отвечает. Зрение — глаза, обоняние — нос, вкус — язык, слух — уши. Эти органы могут болеть, неправильно функционировать. Дальтоник и здоровый человек одну картину видят по-разному. Люди с абсолютным слухом и простым одну и ту же музыку слышат по-разному. Даже если мы вкушаем одну и ту же еду, ощущаем ее по-разному. То есть мы воспринимаем мир по мере здоровья наших органов чувств, почему мы их и бережем, и соблюдаем физиологические законы: на сварку не смотрим — жалко зрение, страшный грохот не слушаем — жалко слух.

Есть еще такое чувство в человеке, как любовь. Когда говорят: «Почему на вкус и цвет товарищей нет?», — отвечают: «Все мы разные». Понимаю, что мы разные. Но можно спросить: вот два близнеца — все у них одинаковое: и родители, и методики воспитания, но один любит ромашки, другой — васильки. Ответ на вопрос «почему?» — если я люблю что-то, значит, во мне есть нематериальное. Философский принцип: подобное производит подобное, подобное познается подобным.

Любовь не может быть материей, как и материя не может стать любовью. Это нематериальное не станет песком по смерти. И оно тоже имеет вектор направления. Есть «плюс» и «минус», то есть можно любить конфеты и между ложкой рыбьего жира и конфетой выбрать конфету, потому что она вкусная. Она вредна зубам, печени, поджелудочной. Рыбий жир полезен, но выбирается конфетка. Вот и в духовном плане выбирается то, что вредит душе. Для живого организма есть полезное и вредное. Мы бережем органы чувств, но совершенно безобразно, безалаберно относимся к душе, потому что мы не знаем, зачем она нам нужна. А она нам дана, чтобы мы научились правильно любить.

Вспомним, как Бог оживотворяет человека. Если до этого про животных Он сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24), — то человек оживотворяется по-другому: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). То есть человек это дыхание усвоил. Тут надо обратить внимание: если мы съели кусочек свинца, он нами не усвоен, потому что инороден, он уйдет из нас. А коль мы усвоили дыхание Божие, мы можем его накапливать. Все, что усваивается, может накапливаться.

gods-hands-holding-child1.jpg

Смысл жизни, как говорит Серафим Саровский, в стяжании Духа Святого. Это та Божественная энергия, благодать Божия, которая растворена в нас, и она может заметно накапливаться. Христос показывает, как можно обожить душу. Мария Египетская ходит по воде, Серафим Вырицкий проходит сквозь стены, поскольку в этих святых действует накопленная благодать. Но как происходит ее взаимодействие с материей, мы понять не можем. Наш ум, чувства, умение любить и страдать — это все свойства нематериальной души.

Душа и тело связаны. Когда человек умирает, говорят о «раздирании» души с телом, то есть это не мгновенный процесс. Что происходит дальше — это отдельная тема. Наука не знает, что такое смерть, определения смерти нет. Медики отвечают, что если мы загоним в словесную формулировку понятие «смерть», то будут случаи, когда все ее условия совпадут, но человек все равно оживет. И совсем непонятно, почему жизнь возвращается в тело.

Сигнал из души

Мы развиваем ум, физические, музыкальные, художественные возможности. Но главное, что мы должны развить, — это наша душа, то есть мы должны научиться правильно любить. Что значит любить правильно? Это очень важный вопрос. Мы знаем, как развивать интеллект — для этого есть масса методик, правил, упражнений. Мы знаем, как развить тело. Тренеры, которые готовят олимпийских чемпионов, умеют выжать физиологический максимум из человека. То же касается и художественного, и музыкального, и танцевального даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога ты не добьешься мастерства. Чтобы развить свою душу, научиться правильно любить — нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два — четыре» в математике.

Читайте также:  Как вылечить жителя зомби

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм сигнализирует нам о какой-то проблеме. Если болит душа — ноет, тревожится, скорбит — это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Меня ударили по руке — рука болит. Бьют по душе — словом, непристойными зрелищами, жестокостью — и она начинает болеть, метаться. Вот здесь самое важное и страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я спать пошел. От этой боли хочется на стены лезть. Если душа у человека не здорова, организм не может быть здоровым. И душу можно лечить только Божественной благодатью. Потому что дыхание Божие в нас, мы Его творение.

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть — это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знал одного человека из большой дружной высокообразованной семьи, где сестра и три брата — доктора наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде передать марку, этот человек был страстным коллекционером.

Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду, встречу поезд и вернусь». Но на подъезде к перрону поезд сломался, и надо было ждать. Ждал час, два — он понимал, что, если уйдет, марка может вообще потеряться. Проводник уйдет и все. Он ждал три часа. Три часа, вместо того чтобы бросить все и уйти к матери. Марка — простой кусочек бумажки — была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть. А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа — три часа. Что она переживала, что думала? Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что угодно, что не есть Бог.

Духовная онкология

Страсти настолько поглотили мир, что даже малые дети подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры… Раньше у нас было трудовое воспитание, всевозможные послушания по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали нам множество свободного времени. И мы направили его на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, которые уродуют его душу. Страсти становятся выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

6703303-4424664.jpg

Святые отцы выделяют восемь категорий страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни — насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич, когда ты бы и хотел поднять руку, хотел бы пойти, но не можешь.

От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь— 10, 15, 20 лет, коллекция растет, и ты уже вроде бы рад избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает тебя: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, страсти не приносят человеку никакого удовлетворения. Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто — а хочется все больше и больше. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Мир по законам любви

Противоположность страсти — добродетель. Любая добродетель, как я уже говорил, дает возможность накопления Святого Духа. Чем больше накапливаете, тем больше в вас проявляется умение любить. И обретается душевный мир, которого так ищет каждый человек. После Воскресения Христос приходит к апостолам и говорит: «Мир вам» (Лк. 24:36). А мир — это что? Это умение прощать и не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. И он умеет не грешить. А вот когда у человека нет мира в душе, он реагирует на все, страсти на все болячки откликаются. А раздражение и гнев так ранят душу, что сутками отходишь от них.

Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Надо пытаться жить по заповедям. Можно сказать, что выбор веры — это выбор духовных законов, по которым развивается душа. Если вы ничего не выбираете, это тоже выбор. Но конец один: любовь песком не становится, разделение души и тела происходит, душа входит в новый мир, который живет по законам вот этой самой любви. Если вы этих законов не знаете, вы их не выполняли, то там вам уже ничему не научиться.

Источник: Архангельская епархия

George 1

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Источник