Как вылечить глиоз головного мозга

Как вылечить глиоз головного мозга thumbnail

article767.jpg

Глиоз головного мозга – вторичное заболевание, следствие какого-либо из расстройств центральной нервной системы. Лечение его затруднительно, а, вернее говоря, невозможно, так как замена нервных клеток вспомогательными является необратимой. Однако остановить разрастание такого образования или предупредить его вполне возможно.

Клиническая картина

Центральная нервная система включает в себя три вида клеток:

  • нейроны – функциональные клетки, осуществляющие передачу сигнала;
  • эпендимы – клетки, выстилающие желудочки головного мозга, они же составляют центральный канал спинного мозга;
  • нейроглии – вспомогательные клетки, обеспечивающие процессы метаболизма: трофическую, опорную, секреторную и прочие функции. Нейроглии в 10–15 раз меньше, чем нейроны, количество их превышает количество нервных клеток в 10–50 раз, и составляют около 40% массы.

При повреждении функциональной нервной ткани, место погибших нейронов – очаг, занимают нейроглии. Такое замещение обеспечивает протекание обменных процессов даже в случае гибели нервных клеток. Глии образуют своеобразную рубцовую ткань.

Появление их совершенно явно вторично, так как гибель клеток уже произошла, очаг глиоза лишь указывает на место поражения. Лечение невозможно.

нейроны

Нейроны.

Сам процесс заполнения глиями нельзя назвать губительным, какими бы ни были причины. Очаги повреждения нейронов в белом веществе не могут оставаться незаполненными, ведь тогда нарушается процесс обмена веществ в мозгу.

Глии, заполняя пространство, обеспечивают течение нормальных метаболических процессов, но выполнять нейрорегуляторные функции клетки не могут.

Разновидности глиоза

Очаги поражения нейронов ведут к ухудшению функциональности центральной нервной системы. Лечить их, как уже упоминалось, нет возможности, так как восстановить погибшую нейронную ткань нельзя. Удалять очаг скопления глий тоже недопустимо, поскольку он выполняет заместительные функции.

Как правило, поражение имеет определенный участок локализации – очаг, хотя и не всегда.

По месту концентрации и форме изменения глиоз головного мозга может классифицироваться на следующие группы:

  • Анизоморфная форма – клеточная структура глий преобладает над волокнистой. Разрастание хаотичное.
  • Волокнистая форма – преобладает волокнистая структура, признаки преобладания ярко выражены.
  • Диффузная – отсутствуют очаги поражения, изменения тканей наблюдаются не только в головном мозге, но и в спинном. Такая картина характерна для диффузных патологических заболеваний, например, ишемии мозга. Лечение, очевидно, нужно начинать с устранения основного заболевания.
  • Очаговый – имеет четко ограниченный участок – очаг. Обычно, оказывается результатом воспалительного процесса, приведшего к гибели нейронов. Здесь лечение бесполезно.
  • Краевой – очаги поражения размещаются в основном на поверхности мозга, под оболочкой
  • Периваскулярный – глии окружают склерозированные кровеносные сосуды. Такие изменения часто наблюдаются при системных васкулитах. Чтобы предупредить развитие болезни, необходимо лечить склероз прежде всего.
  • Субэпендимальный – очаг поражения локализуется в субэпендимии – желудочке мозга.

Размеры глиоза являются величиной физической и поддаются исчислению. Она равна увеличению клеток нейроглии по отношению количеству нормальных действующих нейронов в единице объема. Чем больше очаг поражения и чем меньше он локализован, тем более затруднена работа ЦНС.

Симптомы заболевания

Глиоз головного мозга, не будучи отдельным заболеванием, не имеет никаких характерных симптомов. Все расстройства, связанные с нарушениями в работе ЦНС присущи множеству других недугов.

Более того, если глиоз не связан с неврологическим заболеванием, наподобие рассеянного склероза, какие-либо симптомы отсутствуют вовсе. Диагностируется случайным образом, наравне с основным заболеванием.

Причины недуга могут быть разными, но проявление, если оно есть, примерно одинаково:

  • постоянные головные боли, лечение с помощью стандартных, снимающих спазмы препаратов никакого эффекта не дает;
  • перепады артериального давления – не специфичны;
  • постоянные головокружения, общая слабость или чрезмерная утомляемость. Причины состояния возможны разные, но на фоне ухудшения памяти должны вызывать беспокойство;
  • ухудшение координации движений. Причина симптома связана с замещением глиями поврежденной нервной ткани и, соответственно, плохой передачей сигнала;
  • ухудшение памяти, заметное снижение мнестических функций. Причина та же – нехватка функциональной нервной ткани. Лечение в этом случае бесполезно.

Иногда заболевание провоцирует судорожные припадки. Как правило, причиной является крупный очаг.

Иначе проявляется заболевание у маленьких детей. Причина замещения нервной ткани глиями связана с какими-либо врожденными патологиями. То есть, сначала в результате болезни гибнут нервные клетки, а затем пораженный участок заполняется глиями.

нервная ткань

Например, болезнь Тея-Сакса, в результате которой наблюдается развитие глиоза проявляется на 4–5 месяце жизни ребенка. Симптомы указывают на нарушения в работе ЦНС: регресс физического и умственного развития, потеря слуха и зрения, затруднения с глотанием, судороги. Прогнозы в этом случае крайне пессимистичны, а лечение не дает результатов.

Такого рода врожденные патологии связаны с нарушениями жирового обмена. Обнаружить их можно, если провести анализ амниотической жидкости на 18–20 неделе беременности. Если у плода обнаруживается такое нарушение, то беременность рекомендуется прервать. Лечение невозможно.

Причины заболевания

Причины глиоза, а, вернее говоря, начального заболевания, приведшего к изменениям в веществе мозга, таковы:

  • рассеянный склероз;
  • туберкулез;
  • энцефалит;
  • ишемические болезни головного мозга;
  • наследственные нарушения жирового обмена;
  • инфекционные болезни, характеризующиеся созданием воспалительного очага;
  • черепно-мозговые травмы.

Важно различать лечение болезни и предупреждение. Восстановить погибшую нервную ткань, конечно, нельзя, но важно предупредить дальнейшее разрастание образования, аи таким образом лечить недуг.

Диагностика и лечение

томография

Диагностировать нарушения с достаточной точностью может лишь магнитно-резонансная томография.

Метод позволяет четко определить объем изменения и его локализацию, а, значит, уточнить или установить настоящие причины поражения, так как локализация очагов в отличие от симптомов специфична.

Лечить необходимо первичный недуг. Лечение глиоза является лишь предупреждением патологического распространения.

  • Для этого необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
  • Отказ от жирной пищи. Патологическое распространение глий связано с нарушениями жирового обмена. Даже если такого наследственного заболевания нет, но очаг глиоза уже возник, чрезмерное потребление жиров будет способствовать разрастанию нефункциональных клеток. Полный отказ от жиров недопустим, но количество их должно быть минимальным.
  • Здоровый образ жизни – соблюдение простых правил питания и режим физической активности позволяет предупредить большинство расстройств ЦНС и изменений в процессах обмена.
  • Регулярное обследование снижает риск появления заболеваний, провоцирующих глиоз.

Замена погибших нервных клеток глиями – процесс совершенно естественный, обеспечивающий дальнейшую работу мозгу при не смертельных повреждениях. Однако само появление очагов глиоза свидетельствует о других болезнях, угрожающих состоянию центральной нервной системы.

Мы настоятельно рекомендуем не заниматься самолечением, лучше обратитесь к своему лечащему доктору. Все материалы на сайте носят ознакомительный характер!

Источник

Глиоз головного мозга — это вторичная патология. Такое нарушение диагностируется, когда глии заменяют поврежденные и отмершие функциональные нервные клетки.

Увеличением численности клеток такого типа нейроны, формирующие нейронную сетку, могут восстановить потерянные связи между оставшимися функциональными клетками и нормализовать работу. Разрастание глиальных клеток позволяет постепенно восстановить потерянные неврологические функции.

Читайте также:  Как в домашних условиях вылечить геморрой наружный в домашних условиях

Что такое глиоз мозга?

В норме от 10 до 40% общего объема головного мозга человека занимают глии. Это вспомогательные клетки, которые выполняют ряд функций, в том числе:

  • трофическую;
  • секреторную;
  • опорную и т.д.

В норме распространение дополнительных клеток в мозге имеет диффузный характер, то есть они присутствуют почти во всех тканях, формирующих этот орган. Наиболее велика их численность в субкортикальных отделах обоих полушарий.

Если была повреждена функциональная ткань мозга, то есть нейроны, глии быстро активизируются и начинают стремительно делиться. В местах наибольшего нарушения структуры формируются очаги глиоза, где плотность вспомогательных клеток крайне велика. Это компенсаторный механизм, позволяющий восстановить процессы метаболизма даже при гибели большого объема функциональной ткани.

Таким образом, дополнительные клетки формируют своеобразный рубец, который позволяет оставшимся функциональным тканям восстановить работу. Подобные дефекты встречаются часто. Они могут формироваться и при микроангиопатии, сопровождающейся мелкими кровоизлияниями в мозг, и при дистрофическом поражении нейронов.

Разновидности глиоза

В зависимости от места расположения областей замещения глиозной тканью функциональных клеток головного мозга выделяются следующие формы патологии:

  1. анизоморфная;
  2. волокнистая;
  3. диффузная;
  4. краевая;
  5. очаговая;
  6. периваскулярная;
  7. перивентрикулярная.

Каждая разновидность имеет свои особенности.

глиоз

Глиоз головного мозга

При волокнистой форме преобладают нейроглии, отличающиеся волокнистой структурой.

Анизоморфная форма патологии сопровождается хаотичным разрастанием опорных тканей мозга. При этом преобладающей остается клеточная структура нейроглий.

Диффузная разновидность глиоза отличается отсутствием выраженных очагов замещения. Подобное нарушение часто возникает на фоне ишемического процесса.

Очаговый вариант глиоза является крайне распространенным. Он характеризуется наличием участков замещения, имеющих четкие границы. Глиоз белого вещества головного мозга наиболее часто протекает в этой форме. Нередко нарушение возникает на фоне воспалительного процесса.

Краевой вариант патологии сопровождается появлением небольших очагов на поверхности головного мозга.

Периваскулярный глиоз характеризуется разрастанием нейроглий вокруг кровеносных сосудов, пораженных склерозом. Часто подобная патология возникает на фоне системных васкулитов.

Перивентрикулярный глиоз характеризуется разрастанием вспомогательной ткани в области желудочков мозга.

Симптомы и последствия

Глиоз не спровоцирует появления симптомов. Признаки патологии возникают из-за поражения функциональной ткани. Развитие глиоза выявляется при диагностике первичного заболевания.

В зависимости от формы, локализации и распространенности процесса у пациентов на фоне этой патологии могут возникать следующие жалобы:

  • головные боли;
  • перепады АД;
  • приступы головокружения;
  • слабость;
  • ухудшение зрения и слуха;
  • повышенная утомляемость;
  • ухудшение координации движений.

Нередко наблюдается ухудшение памяти. Постепенно развивается склероз, сопровождающийся неспособностью запоминать информацию, потерей ранее приобретенных навыков и знаний. Возможно снижение интеллектуальных способностей.

Причины возникновения глиоза

Существует множество причин гибели функциональных нервных клеток и развития глиоза. Чаще подобные дефекты возникают у пожилых людей, но возможно появление этой проблемы и в молодом возрасте.

К наиболее распространенным причинам развития патологии относятся:

  • черепно-мозговые травмы;
  • ишемическое поражение мозга;
  • нейроинфекции;
  • интоксикация;
  • родовые травмы;
  • гипоксемия;
  • эпилепсия;
  • хроническое нарушение мозгового кровообращения;
  • наследственная предрасположенность и т.д.

Чем опасен глиоз для здоровья человека?

Образование шрамов из глиозной ткани не сказывается на работе центральной нервной системы. При этом нарастающие патологические изменения в структуре головного мозга могут стать причиной неврологических нарушений.

Выраженные очаговые повреждения в мозге возникают на фоне злокачественного течения заболеваний легких, в том числе туберкулеза, и при нарушении мозгового кровообращения, вызванном поражением сосудов разного размера. Эти состояния ведут к формированию воспалительного процесса, отмиранию некоторых участков и их замещению глиозными волокнами.

Люди, страдающие глиозом, нередко испытывают постоянную головную боль. Присутствуют и другие нарушения. Проявления патологии во многом зависят от локализации дефекта.

Методы лечения глиоза

Можно ли улучшить состояние структур головного мозга, способен определить только врач-невролог. Восстановить функциональную ткань невозможно. При этом медикаментозная терапия, правильное питание и физиопроцедуры позволяют улучшить нервную проводимость и снизить интенсивность клинических проявлений.

Чтобы выявить очаги замещения функциональных клеток опорными тканями левой и правой лобной доли мозга, назначаются проведение магнитно-резонансной томографии, рентген и ЭЭГ. Для постановки диагноза может выполняться УЗИ глазного дна. Часто проводится ангиография для уточнения состояния сосудистого русла.

Традиционная медицина против глиоза

Устранить имеющиеся очаги разрастания глиозной ткани невозможно, поэтому терапия должна быть направлена на недопущение прогрессирования патологии.

Применяются препараты, улучшающие метаболизм в тканях мозга, в том числе:

  1. кавинтон;
  2. винпоцетин;
  3. циннаризин;
  4. актовегин.

актовегинциннаризигвинпоцетинкавинтон

Назначаются лекарственные средства для улучшения мозгового кровообращения. В схему терапии могут вводиться ноотропы, гиполипидемические препараты и анальгетики.

Народные средства от глиоза

Любые народные средства при глиозе нужно применять только по рекомендации врача. Пользу при этой патологии могут принести травы, улучшающие метаболизм и стабилизирующие кровообращение. Сборы лекарственных растений подбираются фитотерапевтом индивидуально.

Профилактика

Для снижения риска развития глиоза нужно правильно питаться, включая в рацион продукты с высоким содержанием витаминов, минералов и других полезных веществ. Следует заниматься спортом и часто бывать на свежем воздухе. На ночной сон нужно отводить не менее 8 часов. По возможности необходимо избегать стрессов и физического перенапряжения.

Источник

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà — íå îòäåëüíûé äèàãíîç, îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âòîðè÷íûé ïðîöåññ, ñëåäóþùèé çà äðóãîé ïàòîëîãèåé, â ðåçóëüòàòå êîòîðîé ïðîèñõîäèò ãèáåëü îñíîâíûõ ñòðóêòóðíûõ åäèíèö íåðâíîé òêàíè (íåéðîíîâ) è çàìåùåíèå îñâîáîäèâøåãîñÿ ìåñòà ãëèàëüíûìè ýëåìåíòàìè.

Äî òîãî, ïîêà â ãîëîâíîì ìîçãå íå ïðîèñõîäÿò ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, êîëè÷åñòâî ãëèè íå òîëüêî íå âëèÿåò íà ôóíêöèîíàëüíûå ñïîñîáíîñòè íåðâíûõ êëåòîê, íàîáîðîò, íåéðîãëèÿ íåñåò áëàãîðîäíóþ ìèññèþ, çàùèùàÿ îò òðàâì è èíôåêöèé, ïîýòîìó ó çäîðîâîãî ìîçãà — ÷åì åå áîëüøå, òåì ëó÷øå. Ãëèîç ìîçãà ÿâëÿåòñÿ êàê áû çàùèòíîé ðåàêöèåé îðãàíèçìà íà ïîâðåæäåíèå íåðâíîé ñèñòåìû — çàíÿâ ìåñòî ïîãèáøèõ íåéðîíîâ, êëåòêè ãëèè, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò îïîðíóþ òêàíü ÖÍÑ, ïî ìåðå ñâîèõ âîçìîæíîñòåé ïûòàþòñÿ âçÿòü íà ñåáÿ ôóíêöèîíàëüíûå ñïîñîáíîñòè ìåðòâûõ ñòðóêòóð è îáåñïå÷èòü îáìåííûå ïðîöåññû â ìîçãîâîé òêàíè. Ïðàâäà, ó ãëèè ýòî ïîëó÷àåòñÿ äàëåêî íå áåçóïðå÷íî, ïîýòîìó ïîäîáíîå çàìåùåíèå è ðàçâèòèå ãëèîçà ãîëîâíîãî ìîçãà íà îïðåäåëåííîì ýòàïå ïåðåõîäèò â ðàçðÿä ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé è íà÷èíàåò äàâàòü êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ.

×òî ïðîèñõîäèò íà «êëàäáèùå» íåéðîíîâ?

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Ãîâîðÿò, ÷òî íåðâíûå êëåòêè íå âîññòàíàâëèâàþòñÿ èëè âîññòàíàâëèâàþòñÿ, íî î÷åíü ìåäëåííî, ïîýòîìó èõ íóæíî áåðå÷ü. Ïîäîáíûå âûñêàçûâàíèÿ âñå æå ëèøåíû ãëóáîêîãî ñìûñëà, ïîñêîëüêó ëþäè, ðîíÿÿ èõ ê ìåñòó è íå ê ìåñòó, èìåþò â âèäó ñîâñåì äðóãîå – íóæíî ïîìåíüøå íåðâíè÷àòü. Îäíàêî, åñëè ãèáíóò íåéðîíû, òî íà èõ ìåñòî ïðèõîäÿò äðóãèå êëåòî÷íûå ýëåìåíòû, ïîòîìó ÷òî öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà ñîñòîèò èç ðàçíûõ âèäîâ êëåòîê:

Читайте также:  Как вылечить насморк у месячного ребенка в домашних условиях

— Íåéðîíîâ, êîòîðûå ìû çíàåì, êàê îñíîâíûå ñòðóêòóðíûå åäèíèöû íåðâíîé òêàíè — îíè ãåíåðèðóþò è ïåðåäàþò ñèãíàëû;
— Ýïåíäèìû – êëåòî÷íûõ ýëåìåíòîâ, ñîñòàâëÿþùèõ âûñòèëêó æåëóäî÷êîâ ÃÌ è öåíòðàëüíûé êàíàë ñïèííîãî ìîçãà;
— Íåéðîãëèè – êëåòîê — ïîìîùíèêîâ è çàùèòíèêîâ, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò îáìåííûå ïðîöåññû è îáðàçóþò ðóáöîâóþ òêàíü ïîñëå ãèáåëè íåéðîíîâ.

×òî æå ïðîèñõîäèò íà ñàìîì äåëå â ñëó÷àå ìàññîâîé ãèáåëè íåéðîíîâ? À âîò ÷òî: ìåñòî ïîãèáøèõ íåðâíûõ êëåòîê ïûòàþòñÿ çàíÿòü (è çàíèìàþò) ãëèàëüíûå ýëåìåíòû – êëåòêè íåéðîãëèè, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îïîðíîé òêàíüþ ÖÍÑ. Íåéðîãëèÿ (èëè ïðîñòî ãëèÿ) ïðåäñòàâëåíà ñîîáùåñòâîì îòäåëüíûõ êëåòîê – ïðîèçâîäíûõ ãëèîáëàñòîâ: ýïåíäèìîöèòîâ (â îòíîøåíèè ýòèõ êëåòîê ìíåíèÿ èññëåäîâàòåëåé ðàñõîäÿòñÿ — íå âñå àññîöèèðóþò èõ ñ ãëèàëüíûìè ýëåìåíòàìè), êëåòîê Øâàííà, àñòðîöèòîâ. Ãëèÿ ðàñïîëàãàåòñÿ ìåæäó íåéðîíàìè è àêòèâíî ñîòðóäíè÷àåò ñ íèìè, ïîìîãàÿ â âûïîëíåíèè îñíîâíîãî íàçíà÷åíèÿ – ïîðîæäåíèå è ïåðåäà÷à èíôîðìàöèè îò ìåñòà âîçáóæäåíèÿ ê òêàíÿì îðãàíèçìà. Òàêèì îáðàçîì, ãëèàëüíûå ýëåìåíòû íèêàê íåëüçÿ íàçâàòü ëèøíèìè â ÖÍÑ. Íàîáîðîò, îíè, çàáèðàÿ äî 40% îò âñåé ñóáñòàíöèè, çàíèìàþùåé ÷åðåï, ñîçäàþò îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ïðàâèëüíîé ðàáîòû ÖÍÑ, îíè âñåãäà «íà ïîäõâàòå» è íå äàþò îñòàíîâèòüñÿ áèîõèìè÷åñêèì ðåàêöèÿì, îáåñïå÷èâàþùèì ïðîöåññû ìåòàáîëèçìà. Êðîìå ýòîãî, ãëèÿ áåðåò íà ñåáÿ çàäà÷è íåðâíûõ êëåòîê â ñëó÷àå ýêñòðåìàëüíûõ ñèòóàöèé.

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Âîîáùå, ãëèîç ñðàâíèâàþò ñ çàæèâëåíèåì ðàí íà êîæíûõ ïîêðîâàõ, îäíàêî êàñàòåëüíî ãîëîâíîãî ìîçãà, ñîáûòèÿ ìîæíî ïðåäñòàâèòü íåñêîëüêî èíà÷å. Âîò òàê, íàïðèìåð: íåéðîíû íåîáðàòèìî ïîãèáàþò, à íà èõ «êëàäáèùå (ìåñòî ðàçâèòèÿ íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà) ïðèõîäÿò õîòÿ è æèâûå, íî âñå æå íåñêîëüêî èíûå êëåòêè, êîòîðûå, êàê áû íè ñòàðàëèñü, íå ìîãóò â ïîëíîé ìåðå îáåñïå÷èòü âñå ôóíêöèè íåéðîíîâ.

Ìåæäó òåì, íå÷òî ïîõîæåå íà «øðàì» (ðóáåö), íàñûùåííûé «ïðååìíèêàìè», íà ïåðâûõ ïîðàõ âñÿ÷åñêè ïûòàåòñÿ âûïîëíÿòü âàæíûå çàäà÷è íåðâíîé òêàíè:

1. Îíè ïîääåðæèâàþò ðåàêöèè îáìåíà â ìîçãå;
2. Êëåòêè ãëèè âìåñòî íåéðîíîâ, êàê óìåþò, ïðèíèìàþò è ïåðåäàþò ñèãíàëû;
3. Ãëèàëüíûå ýëåìåíòû ó÷àñòâóþò â îáðàçîâàíèè íîâûõ íåðâíûõ âîëîêîí è çàùèùàþò òêàíè, êîòîðûå îñòàëèñü çäîðîâûìè.

Íî, êàê áû íå ñòàðàëèñü êëåòêè íåéðîãëèè ñòàòü ïîëíîöåííûìè íåéðîíàìè – ýòî ó íèõ íå ïîëó÷èòñÿ, âåäü îíè âñå-òàêè äðóãèå ñòðóêòóðû. Ìàëî òîãî, ðàçìíîæàÿñü è ðàçðàñòàÿñü, íîâûå «õîçÿåâà» çàïóñêàþò ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ òàêîãî ïðîöåññà, êàê ãëèîç.

Òàêèì îáðàçîì, ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà – åñòü ðåçóëüòàò ãèáåëè íåéðîíîâ è ïðîöåññîâ âîññòàíîâëåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèõ ïîñëå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Ñóòü ãëèîçà ñîñòîèò â çàìåùåíèè ïîãèáøèõ íåéðîíîâ äðóãèìè êëåòêàìè, êîòîðûå îáðàçóþò ñâîåîáðàçíûé ðóáåö (ïðîöåññ íåîáðàòèìûé), íàñûùåííûé ãëèàëüíûìè ýëåìåíòàìè. Íîâûå êëåòêè, çàìåñòèâøèå íåéðîíû, èçîëèðóþò î÷àãè ãëèîçà è, òàêèì îáðàçîì, çàùèùàþò òêàíè, êîòîðûå îñòàëèñü çäîðîâûìè.

Ïðè÷èíû ïîâðåæäåíèÿ íåðâíîé òêàíè

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Ïðè÷èíû ãèáåëè íåðâíîé òêàíè, ïîâëåêøèå ÷ðåçìåðíîå ðàçìíîæåíèå ãëèàëüíûõ êëåòîê è îáðàçîâàíèå ðóáöîâ ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè:

— Íàñëåäñòâåííîå çàáîëåâàíèå (ñþäà îòíîñÿò áîëåçíü Òåÿ-Ñàêñà – ëèçîñîìíóþ áîëåçíü íàêîïëåíèÿ ñ àóòîñîìíî-ðåöåññèâíûì òèïîì íàñëåäîâàíèÿ, ïðîòåêàþùóþ ñ ìàññîâîé ãèáåëüþ íåéðîíîâ, ïðîÿâëÿþùóþñÿ ó ïîëóãîäîâàëûõ äåòåé è îáðûâàþùóþ èõ æèçíü äî 5-ëåòíåãî âîçðàñòà);
— Òóáåðîçíûé ñêëåðîç (ðåäêàÿ ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííàÿ ïàòîëîãèÿ, îñîáåííîñòüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ìíîæåñòâåííîå ïîðàæåíèå îðãàíîâ è ñèñòåì ñ ðàçâèòèåì äîáðîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé);
— Ðàññåÿííûé ñêëåðîç (îáðàçîâàíèå î÷àãîâ äåìèåëèíèçàöèè çà ñ÷åò ðàçðóøåíèÿ ìèåëèíà â ðàçëè÷íûõ îòäåëàõ ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà);
— ÕÍÌÊ — õðîíè÷åñêîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ è ïîñëåäñòâèÿ îñòðîãî, èíñóëüòà — — ÎÍÌÊ (èíôàðêò ìîçãà, êðîâîèçëèÿíèå), êîòîðûå ñ÷èòàþòñÿ îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ãëèîçà ñîñóäèñòîãî ãåíåçà;
— ×åðåïíî-ìîçãîâûå òðàâìû è èõ ïîñëåäñòâèÿ;
— Îòåê ìîçãà;
— Ýïèëåïñèÿ;
— Ðîäîâûå òðàâìû (ó íîâîðîæäåííûõ);
— Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ è ýíöåôàëîïàòèÿ, îáóñëîâëåííàÿ ñòîéêèì ïîâûøåíèåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
— Ãèïîêñåìèÿ (ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè êèñëîðîäà â îðãàíèçìå) + ãèïåðêàïíèÿ (óâåëè÷åíèå óðîâíÿ óãëåêèñëîãî ãàçà â êðîâè), êîòîðûå â ñóììå ôîðìèðóþò òàêîå ñîñòîÿíèå, êàê ãèïîêñèÿ (êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå òêàíåé);
— Íèçêèé óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè (ãèïîãëèêåìè÷åñêàÿ ñìåðòü íåéðîíîâ â ðåçóëüòàòå íåäîïóñòèìîãî ñíèæåíèÿ èñòî÷íèêà ýíåðãèè – àäåíîçèíòðèôîñôàòà èëè ÀÒÔ, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ ïðè îêèñëåíèè íåêîòîðûõ îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ãëþêîçû);
— Èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ (íåéðîèíôåêöèè), íàïðèìåð — ýíöåôàëèò;
— Õèðóðãè÷åñêèå âìåøàòåëüñòâà, ïðîèçâåäåííûå ïî ïðè÷èíå ïàòîëîãèè êðàíèîñïèíàëüíîé ñèñòåìû;
— ×ðåçìåðíîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèõ áîëüøîå êîëè÷åñòâî æèðîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (ìíîãèå èññëåäîâàòåëè óòâåðæäàþò, ÷òî æèðíàÿ ïèùà âåäåò ê ãèáåëè íåéðîíîâ).

Ðàññìàòðèâàÿ ïðè÷èííûé ôàêòîð, ñëåäóåò äîáàâèòü òàêèå íåìàëîâàæíûå ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ ãëèîçà ñîñóäèñòîãî ãåíåçà, êàê àëêîãîëü è íàðêîòèêè. Ñïèðòîñîäåðæàùèå íàïèòêè, êîòîðûå êàê óòâåðæäàþò è ìåäèêè, è ëþáèòåëè, â ðàçóìíûõ ïðåäåëàõ ñïîñîáñòâóþò ðàñøèðåíèþ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, óëó÷øåíèþ ìîçãîâîãî êðîâîòîêà, ðàçæèæåíèþ êðîâè è íîðìàëèçàöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ìîçãå (â îñíîâíîì, ýòè äîñòîèíñòâà êàñàþòñÿ êîíüÿêà èëè õîðîøåãî êðàñíîãî âèíà), â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ óáèâàþò íåéðîíû è ðàçðóøàþò íåðâíûå òêàíè. Óïîòðåáëåíèå íàðêîòè÷åñêèõ âåùåñòâ (äàæå â ìåäèöèíñêèõ öåëÿõ) âëå÷åò àòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ è ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíûõ è íåêðîòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ÷òî, â êîíå÷íîì èòîãå, ïðèâîäèò ê ñîñóäèñòîìó ãëèîçó ãîëîâíîãî ìîçãà.

Ìåñòà îáðàçîâàíèÿ «øðàìîâ» è âèäû ãëèîçà

Íà ìåñòå íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà, áåçâîçâðàòíî óíè÷òîæèâøåãî íåðâíûå âîëîêíà, îñâîáîæäàþòñÿ ó÷àñòêè äëÿ ðàçìíîæåíèÿ êëåòîê íåéðîãëèè, êîòîðûå îáðàçóþò î÷àãè ãëèîçà.

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

 çàâèñèìîñòè îò ìîðôîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðà è ìåñò ðàñïðîñòðàíåíèÿ ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû ãëèîçà ãîëîâíîãî ìîçãà:

1. Âîëîêíèñòàÿ ôîðìà – ïîðàæåíèå ïðèíèìàåò âèä âîëîêîí;
2. Ñóáýïåíäèìàëüíûé âàðèàíò – åäèíè÷íûå îñòðîâêè ïîÿâëÿþòñÿ íà âíóòðåííåé îáîëî÷êå æåëóäî÷êîâ;
3. Ìàðãèíàëüíûé ãëèîç – îòëè÷àåòñÿ ÷åòêîé ëîêàëèçàöèåé (ïîäîáîëî÷å÷íàÿ îáëàñòü);
4. Àíèçîìîðôíûé âèä ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê íåêèé ïðîòèâîâåñ ìàðãèíàëüíîìó ãëèîçó — çäåñü îñòðîâêè ðàçðàñòàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ, êàê ïîïàëî (õàîòè÷íî)
5. Èçîìîðôíûé ãëèîç – âîëîêíà ðàñïðåäåëÿþòñÿ îòíîñèòåëüíî ðàâíîìåðíî (â ïðàâèëüíîì ïîðÿäêå);
6. Ïåðèâàñêóëÿðíûé òèï – ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé òèï ãëèîçíîãî ðàçðàñòàíèÿ.  äàííîì ñëó÷àå ðàçìíîæåíèå ãëèàëüíûõ ýëåìåíòîâ ïðîèñõîäèò âäîëü ñîñóäîâ (ñîñóäèñòûé ãëèîç), ïîðàæåííûõ àòåðîñêëåðîòè÷åñêèì ïðîöåññîì. Ýòîò âèä èìååò è ñâîé ñïåöèôè÷åñêèé âàðèàíò – ñóïðàòåíòîðèàëüíûé ãëèîç;
7. Î÷àãîâîå ïîðàæåíèå — îãðàíè÷åííûå ó÷àñòêè (î÷àãè ãëèîçà), âîçíèêàþùèå, êàê ïðàâèëî, âñëåäñòâèå èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ;
8. Êðàåâîé ãëèîç – ó÷àñòêè, çàíÿòûå ãëèàëüíûìè ýëåìåíòàìè ðàñïîëîæåíû íà ïîâåðõíîñòè ãîëîâíîãî ìîçãà.
9. Äèôôóçíàÿ ôîðìà – îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ìíîæåñòâåííûì ãëèîçíûì ïîðàæåíèåì òêàíåé ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà;

Îñòðîâêè ïàòîëîãè÷åñêîãî ðàçðàñòàíèÿ ãëèàëüíûõ ýëåìåíòîâ, êîòîðûå îáðàçîâàëèñü íà ìåñòå ãèáåëè íåéðîíîâ, ìîãóò áûòü åäèíè÷íûìè, íåìíîãî÷èñëåííûìè (êîãäà íàñ÷èòûâàåòñÿ íå áîëåå 3 î÷àãîâ) èëè ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ, êàê ìíîæåñòâåííîå ãëèàëüíîå ïîðàæåíèå ìîçãà. Íàïðèìåð, åäèíè÷íûå î÷àãè ãëèîçà ìîæíî ðåãèñòðèðîâàòü ïîñëå ðîäîâîé òðàâìû, èëè êàê åñòåñòâåííûé ïðîöåññ, õàðàêòåðíûé äëÿ îïðåäåëåííîãî âîçðàñòà (ñòàðîñòü). Ýòè ó÷àñòêè ìîãóò òàê è îñòàâàòüñÿ åäèíè÷íûìè, ïîýòîìó â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íåçàìåòíûìè áåç ïîìîùè ñïåöèàëüíîãî îáîðóäîâàíèÿ.

Читайте также:  Как вылечить гнойник на лице у ребенка

Ïîðàæåíèå ñîñóäîâ è ðàçðàñòàíèå íåéðîãëèè

Ìíîãî÷èñëåííûå îáðàçîâàíèÿ íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ: îñòðîãî (èíñóëüò èøåìè÷åñêèé è ãåìîððàãè÷åñêèé) ëèáî õðîíè÷åñêîãî (ïåðåäàâëèâàíèå ñîñóäîâ, àòåðîñêëåðîç, àòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â íåðâíîé òêàíè). Çäåñü ìîæíî ãîâîðèòü, ÷òî ôîðìèðóåòñÿ ãëèîç ñîñóäèñòîãî ãåíåçà, êîòîðûé äîáàâëÿåò âûðàæåííîñòü è îêðàñêó óæå èìåþùåéñÿ êëèíè÷åñêîé êàðòèíå (íàðóøåíèå âíèìàíèÿ, ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, ïåðåïàäû àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è ïð.). Òî åñòü, ïîíÿòèå «ãëèîç ñîñóäèñòîãî ãåíåçà» ïîäðàçóìåâàåò êîíêðåòíîãî âèíîâíèêà ïàòîëîãè÷åñêèõ ðàçðàñòàíèé – ÎÍÌÊ (èíñóëüòû) èëè ÕÍÌÊ, ó êîòîðûõ, âïðî÷åì, òîæå åñòü ñâîè ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ.

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Ê ãëèîçó ñîñóäèñòîãî ãåíåçà îòíîñÿò îñîáóþ ôîðìó ïåðèâàñêóëÿðíîãî ðàçðàñòàíèÿ íåéðîãëèè âîêðóã êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïîðàæåííûõ àòåðîñêëåðîçîì – ñóïðàòåíòîðèàëüíûé ãëèîç. Äëÿ ýòîé ôîðìû õàðàêòåðíî ðàñïîëîæåíèå ó÷àñòêîâ ïîðàæåíèÿ ïîä ïàëàòêîé ìîçæå÷êà — îòðîñòêîì òâåðäîé ìîçãîâîé îáîëî÷êè, ïðîõîäÿùåé ìåæäó çàòûëî÷íîé äîëåé è ñàìèì ìîçæå÷êîì. Ïîäîáíàÿ ëîêàëèçàöèÿ è îêðóæåíèå (íåñæèìàåìûå ïðîñòðàíñòâà, çàïîëíåííûå öåðåáðîñïèíàëüíîé æèäêîñòüþ) äåëàåò çàòûëî÷íóþ äîëþ óÿçâèìîé íå òîëüêî ïðè ×ÌÒ è ðîäîâûõ òðàâìàõ, íî è â îòíîøåíèè ôîðìèðîâàíèÿ ñîñóäèñòîãî ãëèîçà.

Ñèìïòîìû è ïîñëåäñòâèÿ

Åäèíè÷íûå î÷àãè ãëèîçà ìîãóò íå äàâàòü íèêàêèõ ïðèçíàêîâ áîëåçíè è îáíàðóæèâàòüñÿ, êàê ñëó÷àéíàÿ íàõîäêà, ïðè îáñëåäîâàíèè (ÌÐÒ, àíãèîãðàôèÿ). Îäíàêî ïî ìåðå ðàçâèòèÿ ïðîöåññà (ðàçìíîæåíèå ãëèàëüíûõ ýëåìåíòîâ, îáðàçîâàíèå íîâûõ îñòðîâêîâ è àòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ìîçãîâîé òêàíè) ðàçâîðà÷èâàþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ïàòîëîãèè.


Îáðàòèòü íà ñåáÿ âíèìàíèå äîëæíû ñëåäóþùèå ïðèçíàêè íåçäîðîâüÿ:

— Èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè, êîòîðûå íîñÿò ïîñòîÿííûé õàðàêòåð è ïëîõî êóïèðóþòñÿ ñïàçìîëèòèêàìè;
— Ñêà÷êè è ïàäåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
— Ïåðìàíåíòíîå ãîëîâîêðóæåíèå, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè;
— Âîçíèêíîâåíèå ïðîáëåì ñî ñëóõîì è çðåíèåì;
— Íàðóøåíèÿ ïàìÿòè è âíèìàíèÿ;
— Ðàññòðîéñòâî äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé.

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ñèìïòîìû íåðåäêî íàõîäÿòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òîãî, íà êàêîì ó÷àñòêå ìîçãà îáîñíîâàëîñü ãëèîçíîå ïîðàæåíèå:

1. Ïðè ñóïðàòåíòîðèàëüíîì ãëèîçå íàèáîëåå âûðàæåíû ïðèçíàêè çðèòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ (âûïàäåíèå ïîëåé çðåíèÿ, íåñïîñîáíîñòü óçíàâàòü ïðåäìåòû íà âèä, èñêàæåíèå èõ ðàçìåðîâ è î÷åðòàíèé ïðåäìåòîâ, çðèòåëüíûå ãàëëþöèíàöèè è äð.);
2. ×àñòûå è î÷åíü ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè õàðàêòåðíû äëÿ ãëèîçíîãî ïîñòòðàâìàòè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ âèñî÷íûõ äîëåé, à òàêæå äëÿ ãëèîçà ñîñóäèñòîãî ãåíåçà, êîòîðûé, ïîìèìî äàííûõ ñèìïòîìîâ, äàåò íåïðåäñêàçóåìûå ïåðåïàäû àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
3. Ïîâûøåíèå ñóäîðîæíîé àêòèâíîñòè ãîëîâíîãî ìîçãà è ýïèïðèïàäêè íàáëþäàþòñÿ ïðè ãëèîçíîì ïîðàæåíèè áåëîãî âåùåñòâà ìîçãà. Ãîëîâîêðóæåíèå è ñóäîðîãè íåðåäêî ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì è õèðóðãè÷åñêèõ îïåðàöèé;
4. Ãëèîçíîå çàìåùåíèå òêàíè ëîáíûõ äîëåé íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ êàê âîçðàñòíîå èçìåíåíèå, ïîñêîëüêó ïîÿâëÿåòñÿ ïðè ñòàðåíèè îðãàíèçìà.  ýòîì ñëó÷àå ãëèîç ìîçãà ìîæíî îòíåñòè ê ïåðâè÷íîé ïàòîëîãèè, åñëè íå áûëî äðóãèõ çàáîëåâàíèé, ñïîñîáíûõ ïðîâîöèðîâàòü ðàçìíîæåíèå êëåòîê ãëèè. Èìåííî ðàçìíîæåíèåì ñòðóêòóðíûõ åäèíèö íåéðîãëèè íà ìåñòå îòñëóæèâøèõ ñâîé ñðîê íåéðîíîâ îáúÿñíÿåòñÿ íàðóøåíèå ïàìÿòè, íåòî÷íîñòü äâèæåíèé, çàìåäëåíèå âñåõ ðåàêöèé ó ëèö ïðåêëîííîãî âîçðàñòà.

Ìåæäó òåì, çàìåòèâ ïîäîçðèòåëüíûå ïðèçíàêè, íå ñòîèò ïîëàãàòü, ÷òî íà÷àâøèéñÿ ïðîöåññ îñòàíåòñÿ íà òîì æå óðîâíå, è áåç ëå÷åíèÿ íå áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü äàëüøå. Íàïðèìåð, áåçîáèäíîå íà ïåðâûé âçãëÿä ñîñòîÿíèå, ñâîéñòâåííîå äëÿ ãëèîçà ñîñóäèñòîãî ãåíåçà, ìîæåò îñëîæíèòüñÿ äðóãèìè íåïðèÿòíîñòÿìè: ñòðàäàíèåì îðãàíîâ è òêàíåé, âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ â íèõ êðîâîîáðàùåíèÿ, áåçâîçâðàòíîé ïîòåðåé ðå÷è, ðàçâèòèåì ïàðàëè÷åé, èíòåëëåêòóàëüíî-ìíåñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ è äåìåíöèè. È, ÷òî ñàìîå ñòðàøíîå – ïðè ãëèîçå òîæå íå èñêëþ÷åí ëåòàëüíûé èñõîä (õîòÿ ýòî áûâàåò êðàéíå ðåäêî â ñëó÷àÿõ, êîãäà áîëåçíü íå èìååò ãåíåòè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ).

Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê ëå÷åíèþ

Ïðåæäå ÷åì çàíÿòüñÿ ëå÷åíèåì ãëèîçà, íåîáõîäèìî ïðîâåñòè âñåñòîðîííåå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà, è â ïåðâóþ î÷åðåäü – åãî ãîëîâíîãî ìîçãà. Ñ ýòîé öåëüþ îñóùåñòâëÿþò äèàãíîñòèêó ñ ïîìîùüþ âûñîêîòî÷íîãî îáîðóäîâàíèÿ, ê êîòîðûì ìîæíî îòíåñòè: ÌÐÒ, ÊÒ, àíãèîãðàôèþ. Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå îïòèìàëüíûì âàðèàíòîì, îíà íå íóæäàåòñÿ â äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäàõ äèàãíîñòèêè, ïîñêîëüêó ñàìîñòîÿòåëüíî ñïîñîáíà ïðåäîñòàâèòü ñâåäåíèÿ î êîëè÷åñòâå î÷àãîâ ãëèîçà, ðàçìåðàõ, ìåñòå èõ ðàñïîëîæåíèÿ, ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ, ñîñòîÿíèè áëèçëåæàùèõ ñòðóêòóð.

Ãëèîç ãîëîâíîãî ìîçãà: ïðè÷èíû, ïðèçíàêè, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå Êîïèïàñòà, Çäîðîâüå, Íåâðîëîãèÿ, Áîëåçíü, Ìåäèöèíà, Ñòàòüÿ, Äëèííîïîñò

Ïîìèìî ýòîãî, â õîäå èññëåäîâàíèÿ ìîæåò áûòü âûÿâëåíà îäíà íåìàëîâàæíàÿ äåòàëü – ïðè÷èíà ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé, ÷òî äàåò áîëüøóþ íàäåæäó íà îñòàíîâêó ïðîãðåññèðîâàíèÿ. Íå ãëÿäÿ íà òî, ÷òî íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå ïîñëå ãèáåëè íåéðîíîâ è çàìåùåíèÿ èõ ãëèàëüíûìè êëåòêàìè, óæå íå îñòàâëÿþò øàíñîâ ïîëíîñòüþ âûëå÷èòü äàííóþ ïàòîëîãèþ, îòêàçûâàòüñÿ îò âñÿêèõ ìåð âîçäåéñòâèÿ è îïóñêàòü ðóêè íåäîïóñòèìî. Åñëè ëå÷åíèå, íà÷àòîå ñ öåëüþ ëèêâèäàöèè ïåðâîïðè÷èíû (îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ) áóäåò äîñòàòî÷íî ýôôåêòèâíûì, òî äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ãëèîçíîãî çàìåùåíèÿ, ñêîðåå âñåãî, ïðèîñòàíîâèòñÿ.

Ñîçäàòü ïðåïÿòñòâèÿ äëÿ ïðîãðåññèðîâàíèÿ

Öåëü ëå÷åíèÿ – ñîçäàòü ïðåïÿòñòâèÿ äëÿ ïðîãðåññèðîâàíèÿ, à ýòî: ñîõðàíåíèå îñòàâøèõñÿ íåéðîíîâ, îáåñïå÷åíèå íîðìàëüíîãî ïèòàíèÿ òêàíåé ìîçãà, ëèêâèäàöèÿ ãèïîêñèè, ïîääåðæàíèå ïðîöåññîâ ìåòàáîëèçìà íà íîðìàëüíîì óðîâíå.


Ëå÷åíèå ãëèîçà ãîëîâíîãî ìîçãà – êîìïëåêñíîå, âêëþ÷àþùåå ðàçëè÷íûå ãðóïïû ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:

— Ïðåïàðàòû, àêòèâèçèðóþùèå îáìåí âåùåñòâ â êëåòêàõ ìîçãà, ñïîñîáñòâóþùèå óëó÷øåíèþ ïèòàíèÿ òêàíåé (àêòîâåãèí, âèíïîöåòèí, êàâèíòîí, öèííàðèçèí);
— Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ïðåïÿòñòâóþùèå àãðåãàöèè òðîìáîöèòîâ (òðîìáî ÀÑÑ, äðóãèå àñïèðèíñîäåðæàùèå ïðåïàðàòû) è óêðåïëÿþùèå ñòåíêè àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ (àñêîðóòèí, âèòàìèííûå êîìïëåêñû);
— Íîîòðîïû, ïîâûøàþùèå óñòîé÷èâîñòü ÖÍÑ ê âîçäåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ (ïèðàöåòàì, ôåçàì, íîîòðîïèë);
— Ãèïîëèïèäåìè÷åñêèå ñðåäñòâà (ñòàòèíû, ôèáðàòû), ïðåïÿòñòâóþùèå ïðîãðåññèðîâàíèþ àòåðîñêëåðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà (àòîðâàñòàòèí, ðîçóâàñòàòèí, ôåíîôèáðàò);
— Àíàëüãåòèêè, ñíèìàþùèå ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè.

×òî êàñàåòñÿ ðàäèêàëüíîãî (íåéðîõèðóðãè÷åñêîãî) âìåøàòåëüñòâà, òî îíî ïðèìåíÿåòñÿ êðàéíå ðåäêî. Íàïðèìåð, â ñëó÷àÿõ, êîãäà åäèíè÷íûé êðóïíûé î÷àã ãëèîçà ôîðìèðóåò ïîâûøåííóþ ñóäîðîæíóþ ãîòîâíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà (îïðåäåëåííûå ôîðìû ýïèëåïñèè). Ìíîæåñòâåííûå ó÷àñòêè ãëèîçíîãî ðàçðàñòàíèÿ íåïîäâëàñòíû íè èñêóñíûì ðóêàì õèðóðãà, íè ïåðåäîâûì òåõíîëîãèÿì, ïîýòîìó áîëüíîìó äî êîíöà äíåé ñâîèõ îñòàåòñÿ íàäåÿòüñÿ òîëüêî íà êîíñåðâàòèâíóþ òåðàïèþ.

Íåñêîëüêî ñëîâ î ïðåäóïðåæäåíèè ãëèîçà

Ëþäÿì, êîòîðûå ÷òî-òî ñëûøàëè î ãëèîçå ìîçãà è áîÿòñÿ åãî ðàçâèòèÿ ó ñåáÿ, õîòåëîñü áû ïîñîâåòîâàòü çàíÿòüñÿ ïðîôèëàêòèêîé äàííîé ïàòîëîãèè. Íàïðèìåð, ñâîåâðåìåííî ëå÷èòü èíôåêöèè âèðóñíîé è áàêòåðèàëüíîé ïðèðîäû, íå çàòÿãèâàÿ áîëåçíü è íå äîïóñêàÿ ïåðåìåùåíèÿ åå â ãîëîâíîé ìîçã. Êðîìå ýòîãî, âñåì èçâåñòíî, êàêîé âðåä íàøåìó îðãàíèçìó ïðèíîñèò àòåðîñêëåðîòè÷åñêèé ïðîöåññ, è êàêîå ìåñòî ñðåäè äðóãèõ çàáîëåâàíèé îí çàíèìàåò. Âîò è â ðàçâèòèè ãëèîçíîãî çàìåùåíèÿ íåéðîíîâ àòåðîñêëåðîç ïðèíèìàåò ñàìîå àêòèâíîå ó÷àñòèå, ôîðìèðóÿ ãëèîç ñîñóäèñòîãî ãåíåçà.

Ñòàëî áûòü, âñå ôàêòîðû, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê èçìåíåíèþ ñîñóäèñòûõ ñòåíîê, îòëîæåíèþ àòåðîñêëåðîòè÷åñêèõ áëÿøåê, äîëæíû áûòü íàâñåãäà îòîäâèíóòû è çàáûòû. Ýòî – îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê (àëêîãîëü, íàðêîòèêè, êóðåíèå), äèåòà, èñêëþ÷àþùàÿ èëè õîòÿ áû ðåçêî îãðàíè÷èâàþùàÿ óïîòðåáëåíèå æèðîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé, àêòèâíûé îòäûõ íà ñâåæåì âîçäóõå, ïîëíîöåííûé ñîí, ïîâûøåíèå èììóííîé çàùèòû è… ôèëîñîôñêîå îòíîøåíèå ê ñòðåññîâûì ñèòóàöèÿì.

Èñòî÷íèê:

https://sosudinfo.ru/golova-i-mozg/glioz/

Источник