Как вылечить испуг у ребенка заикание у

22 ноября, 2016

Загрузка…

Маленькие дети обладают высокой лабильностью эмоциональных процессов, их психика продолжает формироваться впервые годы жизни. Различные обстоятельства могут вызвать стресс и негативные эмоции у крохи, сильно напугав её. Родители должны понимать, что вовремя не выявленный испуг у грудного ребенка или старших мальчиков и девочек может иметь долговременные последствия (энурез, заикание, социальная дезадаптация, фобии).

Как определить испуг у ребенка

На что должны обращаться внимание старшие члены семьи, если в последнее время поведение грудничка или малыша постарше резко изменилось? Как определить испуг у ребенка?

  1. Беспокойный, поверхностный сон;
  2. Ночные кошмары;
  3. Повышенная тревожность и мнительность;
  4. Повышенная капризность и плаксивость;
  5. Нежелание оставаться одному в комнате;
  6. Обратное развитие усвоенных речевых или бытовых навыков;
  7. Паническая боязнь конкретных явлений или предметов (например, темноты).

Испуганный младенец не может сам рассказать о том, что его беспокоит, поэтому родителям в подобной ситуации важно наблюдать за тем, как поменялись поведенческие реакции 6-12 месячного ребенка.

Старшие детки, владеющие речью, в спокойной обстановке могут поделиться с родителями причинами своих переживаний и описать то, что их тревожит.

Если вы подозреваете испуг у своего ребенка, замечаете характерные признаки, то нужно как можно скорее выяснит его причину – это поможет выяснить, как лечить такое состояние и помочь малышу.

Что приводит к испугу?

Сильный испуг у маленького ребенка может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Рассмотрим основные причины, что могут вызвать чувство страха и паники у детей младшего возраста. Крохи могут испугаться:

  • Крупных животных;
  • Погодных явлений;
  • Темноты, громких звуков и яркого света;
  • Негативных персонажей из книг и мультфильмов;
  • Авторитарного стиля воспитания;
  • Стрессовых ситуаций (ссоры родителей, драки на улице и др.).

Пережив травмирующий опыт, ребенок может:

  • Плакать;
  • Отказываться посещать место, где произошла негативная ситуация;
  • Страдать заиканием;
  • Страдать ночным недержанием мочи.

Правильно определив причину испуга, компетентный специалист может выстроить стратегию взаимодействия с малышом, чтобы избавить его от результатов травмы.

Признаки и причины заикания

Заикание – логопедическая патология, что может быть вызвана различными причинами.

В зависимости от этиологии существуют такие формы заикания:

  1. Невротическое;
  2. Неврозоподобное.

Невротическое заикание (логоневроз) – дефект речевых навыков, что возникает у детей в результате травмирующей ситуации, пережитой в раннем возрасте. Иная разновидность этой логопедической дисфункции – неврозоподобная, проявляется из-за родовой травмы, заболеваний центральной нервной системы и других органов, что могут повлиять на развитие и работу центров речи в головном мозге.

Главная характеристика заикания –  возникновение артикуляционных судорог (непроизвольных сокращений мышц речевого аппарата) у человека во время разговора.

В зависимости от вида артикуляционных судорог различают следующие формы заикания:

  1. Клоническое;
  2. Тоническое.

При тонических судорогах ребенок делает остановки во время разговора, а для клонических характерен такой симптом, как многократное повторение отдельных звуков или слогов.

Нарушения речи при невротическом заикании проявляются по-разному у маленьких деток и в учеников средней школы. Логопедическая коррекция дает наилучшие результаты у дошкольников.

Ребенок начал заикаться, что делать?

Группа риска

Ребенок с большей вероятностью будет подвержен испугу и заиканию в дальнейшем, если:

  • Он родился недоношенным, страдал от внутриутробной гипоксии или пережил тяжелые роды;
  • Перенес любые заболевания, что влияют на центральную нервную систему;
  • Родители допускают следующие ошибки в воспитании:
  1. Излишне опекают и балуют кроху;
  2. Чрезмерно запугивают, избыточно предупреждают об опасности;
  3. Непредсказуемо чередуют наказания и поощрения;
  4. Малыш страдает от вербального и физического насилия.

Симптомы

Невротическое заикание – серьезная патология, негативно влияющая на социализацию ребенка и дальнейшее развитие его психоэмоциональной сферы.

Заикание у младших дошкольников можно узнать по таким признакам:

  • Ребенок часто делает остановки посреди фразы или предложения, при этом напряжены мышцы лица, шейного и плечевого пояса;
  • При дефектах произношения звуков кроха пытается активно жестикулировать, двигает ногами и т.д.;
  •  При произнесении сложных незнакомых слов у малыша возникает непроизвольное дрожание губ, возникает напряжение мимических мышц, активно двигаются глазные яблоки.

Заикание у старших детей и школьников легко определить по следующим симптомам:

  • Ребенок делает паузы между словами, произносит раздельно слоги или отдельные звуки;
  • Мальчик или девочка во время разговора многократно повторяет какой-то слог или первую букву в слове.

Заикающийся малыш испытывает трудности в общении со сверстниками, из-за чего может страдать его самооценка. Важно, чтобы малыши, страдающие от заикания, находили поддержку у родителей и не замыкались в себе. Особенности детей, имеющих дефекты речи, важно принимать во внимание и учителям при работе со школьными коллективами.

Читайте также:  Как вылечить дерматит на лице у взрослого

Помните, что если у вашего ребенка диагностировали заикание, то помощь специалистов ему нужна как можно быстрее.

Народные средства

Если вы думаете, как вылечит испуг у ребенка, или как преодолеть невротическое заикание у крохи, то следует знать, что нельзя полагаться исключительно на народные средства. Особенно опасно, желая убрать испуг, водить ребенка к любым «бабушкам» и иным представителям нетрадиционной медицины.

Последствия психотравмы нельзя полностью ликвидировать в домашних условиях. Лечение испуга ребенка подразумевает работу с психологом или психотерапевтом, терапия строится в игровой форме и помогает малышу преодолеть негативные переживания.

Где лечат невротическое заикание у детей, кто этим занимается? Родителям, которые хотят помочь сыну или дочке преодолеть речевой дефект, необходимо найти опытного логопеда. В своей работе этот специалист использует упражнения для постановки звуков, дыхания и темпа речи.

При необходимости логопеду должны помогать педиатр, невропатолог и психиатр, назначая медикаментозное лечение.

Лечение у невропатолога

Если необходимо снять испуг у маленького пациента, невропатолог назначит крохе седативные препараты на растительной основе или может предложить использовать фитотерапию.

Лекарственные травы (валериана, ромашка лекарственная, мята, мелисса) ребенок может пить только по назначению врача. Родители не должны сами пытаться готовить травяные сборы, так как можно легко навредит малышу.

Невропатолог может дать совет делать упражнения на релаксацию и развитие правильного дыхания, если речь идет о лечении логоневроза у детей.

Молитвой

Мамам и папам следует знать, что применение заговоров опасно для детской психики. Любые непроверенные методы воздействия на кроху могут привести к самым трагическим последствиям.

Нельзя снять испуг у малыша колдовством, ритуалами или какими-то заклинаниями, применяя их самостоятельно или обратившись к «бабушке-целительнице». Если ваш сын или дочка регулярно плачет, имеет проблемы со сном и речью, то ему или ей нужна помощь настоящего компетентного специалиста.

Успокаивающие ванны

Успокаивающие ванны позволяют эффективно убирать проявления заикания у деток разного возраста. Это происходит благодаря расслабляющему и общеукрепляющему воздействию на центральную нервную систему. Эти процедуры помогают снимать избыточное мышечное напряжение, регулируют деятельность вегетативных нервных центров.

Для ванн используют морскую соль, ароматические масла, травяные отвары (ромашка, мята, шалфей, мелисса, валериана, пустырник) или экстракты хвойных растений.

Профилактика

Профилактика заикания состоит в создании благоприятной обстановки в семье. Родителям следует придерживаться ровного последовательного стиля воспитания ребенка, не выдвигать ему противоречивых требований. Маленький мальчик или девочка должны чувствовать, что их любят и принимают такими, какими они есть. Недопустимо применение вербального и физического насилия в семье или в школе.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, общеукрепляющие процедуры позитивно влияют на формирование речевых навыков и развитие нервной системы у детей.

Дыхательные упражнения при заикании

Разработаны специальные упражнения, которые помогают сформировать правильное дыхание у заикающихся деток. Они направлены на расслабление основных групп мышц, удлинение выдоха и увеличение глубины дыхания.

Такие упражнения должен показать малышу логопед, а затем ребенок может делать их самостоятельно дома под присмотром родителей.

Особенности течения логоневроза

Логоневроз у детей протекает волнообразно – периоды речевого благополучия могут чередоваться с периодами активизации дефекта. При повторном переживании психотравмирующего опыта ребенок начинает заикаться значительно сильнее, чем прежде. Исключение факторов, что вызвали травму, ускоряет достижение стойкой ремиссии.

Медикаментозное лечение

Лекарства подбирает невролог в индивидуальном порядке, исходя из возраста и состояния ребенка. Если у малыша диагностировано заикание, то нужные рекомендации по приему и дозировке фармакологических средств всегда можно получить у врача.

Невротическое заикание – речевой дефект, что требует комплексной работы логопедов, медиков и психологов. Важно не допускать сильного испуга у маленьких детей и предупреждать травмирующие ситуации. Это поможет сохранить детскую психику здоровой, и позволит каждому малышу гармонично развиваться в дальнейшем.

Заикание у детей. Детский доктор

Источник

Мой опыт работы с заикающимися (свыше 150 подростков и взрослых) показывает, что разного рода медикаментозное лечение и логопедические занятия мало чем помогают, а сами логопеды заиканием заниматься не любят и только 7 % из них считают, что заикание можно успешно лечить (Н.Л.Карпова,1997). В преодолении заикания нужно учитывать две тенденции, которые присутствуют в обществе по отношению к заикающимся – потворствующую и прерывающую.
Потворствующая (основанная на жалости) тенденция проявляется тем, что окружающие всячески стараются помочь страдающему заиканием высказать мысль, фактически проговаривая ее за него. Они также разрешают им не выполнять ряд привычных для каждого человека социальных функций (сходить в магазин, договориться с кем-нибудь о встрече, узнать у прохожего, который час, уточнить адрес или местоположение и проч.). В школе такие учащиеся избавлены от необходимости выступать у доски или отвечать урок вслух, участвовать в коллективных мероприятиях в классе. Потворствующая тенденция служит основанием для формирования мощной вторичной выгоды. Другая тенденция — доминирующая (прерывающая) характеризуется тем, что заикающихся никогда не дослушивают до конца взрослые и (или) подвергают насмешкам сверстники. Личностные особенности пациентов, страдающих заиканием, часто представлены нерешительностью, робостью, стеснительностью, тревожностью, несамостоятельностью, социальной интравертированностью, отсутствием веры в себя, низкими притязаниями и самооценкой. Все эти качества оппозиционируют терапевтическому воздействию, поскольку последнее предполагает прямо противоположные изменения в личности.
Отсюда следует один очень важный вывод: лечить надо не столько само заикание, сколько оказывать воздействие на те условия, которые поддерживают неадаптивное речевое поведение.
Преодолеть эти тенденции позволяет соблюдение ряда правил. Они вытекают из выше изложенных предпосылок и получили эмпирическое подтверждение.
Правило 1. «Говори громче». Усиление громкости речи автоматически делает ее более ритмичной, четкой и выразительной, согласованной с дыханием. Этот прием способствует синхронизации речи, мышечного тонуса и дыхания. Человек, говорящий громко, уже не может чувствовать себя кинестетически зажатым, а, следовательно, стеснительным и робким. Кроме того, громкая речь способствует активизации визуальной системы приема и переработки информации (правило 2). Следование только этому правилу у взрослых резко улучшает качество речи, поскольку громкая речь предполагает автоматически установку ударений, формируется «лекторский голос».
Правило 2. «Не смотри вниз». Эмпирически установлено, что обращение к визуальному каналу (взгляд направлен вправо или влево вверх) резко улучшает качество речи. При этом пациенты могут произносить относительно длинные фразы или вести диалог, не заикаясь. Закрепление этого навыка важно еще и потому, что визуалистам, как это следует из базовых принципов НЛП, в значительной мере свойственны такие качества как напористость, настойчивость, доминантность и др., чего как раз не хватает лицам, страдающим заиканием.
Правило 3. «Оставляй за собой последнее слово» направлено на преодоление последствий потворствующей и доминирующей тенденций. Пациенты вырабатывают навык завершения речевых ситуаций, что укрепляет чувство уверенности в себе, осознание того факта, что они управляют ситуацией, не позволяют другим сделать себя объектами речевых манипуляций.
Правило 4. «Отстаивай свои интересы» предполагает, что заикающийся делает акцент на содержательной части речи, а не на качественных ее характеристиках. Оно включает развитие навыков диалогового общения, умения договариваться, отстаивать свое мнение.
В преодолении заикания наиболее эффективны не гипноз (он дает лишь кратковременный, часто иллюзорный эффект, т.к. участия самого пациента не требуется), а поведенческая психотерапия, тренинг уверенного поведения (я называю это обучением «речевой наглости»).

Читайте также:  Как вылечить кривошею у ребенка 6 лет

Источник

Мне как психологу приходится сталкиваться с разными семейными ситуациями. Хотелось бы сегодня отметить заикание у детей. Ну, и конечно, поговорить на эту тему. 
Когда возникает заикание у детей? Частенько причиной является испуг. Испуг в садике, испуг на улице, дома, в школе. Это может быть реакция на громкий звук, крик, нападение собак, сильная боль, страх и многое другое. В основном что происходит? Во время испуга, ребенок задерживает дыхание, происходит сильный спазм , как говорят «дыхание перехватило». И потом в норме, дыхание нормализуется, но при сильном стрессе полное расслабление не наступает и ребенок начинает не правильно дышать во время разговора. 
Обычно когда такое происходит, родители, конечно же, идут к невропатологу. Врач назначает успокаивающие таблеточки и конечно же полную изоляцию от раздражающих факторов. Даже сильно смеяться не советуют, как говорится исключить любые сильные эмоции. В принципе мне понятны такие рекомендации, врачу нужно получить результат, т.е. убрать симптомы, а причину , у нас к сожалению убирают единицы врачей. Для того чтобы выявить причину заикания, нужно выйти на травмирующую ситуацию, чего ну ооочень боятся родители. Им же врач сказал убрать все эмоции.
Однажды ко мне пришла клиентка с заиканием у ребенка. Она стала рассказывать, что они были уже у многих невропатологов, что все им назначают таблетки, и ничего не помогает. Я рассказала, что главное — это причина, что привело ребенка к такому травмирующему состоянию, и почему он никак не может отпустить этот страх. Я заметила, что ребенок разговаривал шёпотом, мама сказала, что это они его научили, чтобы сыну было легче говорить. Но ведь его никто не слышал! Мама перестала водить ребенка в садик, в развлекательные центры, в кино, на аттракционы, исключены были так же возбуждающие мультфильмы. В общем, были созданы все условия, чтобы ребенок не грустил, не пугался, не радовался. Я объяснила маме, что я так не работаю, я должна буду помочь ребенку справится с испугом, т.е пережить травмирующую ситуацию снова и найти конструктивный выход. Будь то злость, и накричать на обидчика, будь то проявление силы и ударить или оттолкнуть, например нападавшую собаку. Я видела, как расширялись глаза мамы, она явно не была готова к такому повороту. Она вообще сказала, что мы вслух при ребенке не произносим слово «заикание». Я поняла, что мама всеми силами помогает ребенку усиливать страх. 
К сожалению с такими семьями мне приходиться сталкиваться часто. Одна моя знакомая рассказала, что ее дочь начала заикаться на громкий звук в детском саду. Я ей посоветовала, чтобы она поиграла дома с ней в садик, со всеми героями, которые ее пугают. Пусть она скажет, что именно ее так напрягает. Может этот звук напоминает ей о криках дома межу родителями, или может она «рисует» себе продолжение крика, например удар. Я видела, что знакомая меня совсем не слушала, ей было не интересно, что думает психолог, важно было то, что сказал врач. А врач сказал, что я уже описывала раннее, исключение всех раздражающих факторов. В результате заикание у ребенка так полностью и не прошло. 

Читайте также:  Как вылечить молочницу ответы майл ру

Что делать если ребенок начал заикаться

В большинстве случаев такие рекомендации врачей приводят к улучшению, но временному. Когда ребенок снова сталкивается с прежней ситуацией, которая заставила его сильно испугаться, он снова начинает заикаться. И снова родители бегут к врачу. И снова та же картина. 
Такая ситуация это проявление той же гиперопеки. Мама все делает для того чтобы ребенок не столкнулся с травмирующей ситуацией. А он все равно столкнётся, не сейчас, потом. И как он будет справляться с ней уже другой вопрос, он может направить свои эмоции на себя, например, появится головная боль, или ночные кошмары, или энурез, что часто встречается или навязчивые состояния (невроз). Или может вообще уйти от реальности, например компьютерная зависимость. 
Поэтому, хочется отметить, что если родители хотят помочь ребенку стать уверенным в себе, смелым и здоровым, они должны научить ребенка справляться с трудными ситуациями, а не уходить и прятаться от них. Не думайте, что нанесете еще больший вред ребенку, больший вред, это когда ребенок чувствует себя слабым и беззащитным в этом большом и незнакомом мире.
Хотелось бы дать немного рекомендаций , которые могут помочь справиться с заиканием:
1. Дыхательные упражнения. В спокойном состоянии делать 5 вдохов и 5 выдохов. Потом на выдохе произносить звук, например «А». И как дольше нужно его протянуть, как бы пропеть. Потом можно менять звуки на «О», «И», «У» и т.д. Затем на вдохе произносить , например «А», а на выдохе «О». И не спешить, спокойно и медленно. Эти упражнения хорошо расслабляют и успокаивают . 
2. Пение. Петь везде и часто. Можно устраивать дни караоке или ходить в караоке-бар. Петь громкие песни, быстрые и медленные, тихие и спокойные. Во время пения тренируется дыхательная система. 
3. Говорить скороговорки. Обычно они говорятся на выдохе, также своеобразная тренировка.
4. Выявить причину испуга и проиграть разные варианты его конца. Например, девочка испугалась, когда воспитательница кричала на другого мальчика. Она представила себя на его месте, и ей стало страшно, девочка не знает, как в такой ситуации поступать. Можно выбрать из различных фигурок, например, из под киндер сюрприза, персонажей , относящихся к травмирующей ситуации, и проиграть, так как это было по-настоящему. А затем, предложить, или попросить ребенка самому, придумать различные варианты этого сюжета. Например, если бы на девочку кричал воспитатель, чтобы она ей сказала, или знает ли она, что у нее есть родители, которые ее всегда защитят, а значит можно им рассказать и родители сами разберутся с воспитательницей. Вариантов может быть много, главное, чтобы ребенку он нравился и подходил, а главное , чтобы он им воспользовался. 
Если заикание все-таки не уходит, лучше обратиться к психологу, возможно проблема глубже, чем ее понимает сам ребенок. 

Как вылечить испуг у ребенка заикание у

Алексеенко Лилия, детский психолог

Источник