Как вылечить косоглазие бейтса

Современная офтальмология причиной косоглазия называет или неправильную иннервацию окологлазных мышц, или аномалию в самих мышцах (лишняя длина одних и укороченность иных). Существуют и иные теории причин происхождения косоглазия.

В качестве средства лечения предлагаются хирургические (их возможно назвать механическими) способы лечения ч/з резекцию или рассечение окологлазных мышц или оптические методы лечения с применением очков, тренировки на специальных аппаратах и т.д.

Хотя эффективность всех таких мер, по заключению самих ортодоксальных специалистов, невелика. Повод, по мнению последователей Бейтса, заключается в не комплексном учете вызывающих косоглазие факторов, в игнорировании первопричины кошения глаз – психического напряжения.

Бейтс утверждает, что снятием психического напряжения возможно устранить как косоглазие, так и амблиопию.

Как избавиться от косоглазия? Начинать бороться с ним стоит с детства. Если у вас в семье ребенок или небольшой ребенок, то чтоб избежать косоглазия, вам стоит учесть кое-какие черты его возраста.

Большое число рекомендаций на этот счет было дано Г.Пеппардом. Основные положения его подхода к этому вопросу сводятся к следующему. Если вы заметили признаки косоглазия у малыша маленького возраста некоторого количества недель или некоторого количества месяцев от роду то излишне беспокоиться не желательно.

Вероятнее всего, мышцы глаз еще не научились трудиться скоординировано. Ведь и мышцы рук, и мышцы ног и иные мышцы малыша в этом возрасте работают не абсолютно слаженно. Однако вам всенепременно нужно предусмотреть кое-какие меры против того, чтоб ребенок начал напрягать свое зрение.

Для этого требуется придерживаться следующих правил:

  1. Уберите от кроватки малыша какие-нибудь яркие предметы, лампы, зеркала и тому такие объекты, которые имеют возможность приковать его интерес. Иначе его глазки вечно будут устремлены в их сторону. Помимо того, при расположении кроватки нужно предусмотреть меры, чтоб ребенок увидел всех подходящих к нему людей без того, чтоб он был должен все время глядеть в одну и ту же сторону.
  2. Не идет подносить какие-нибудь вещи чересчур рядом к носу малыша, чтоб привлечь его интерес.
  3. Идет избегать любых резких и внезапных движений кругом малыша, т.к. умение к аккомодации у него еще не развито достаточно.
  4. Малыша нужно удерживать подобным образом, чтоб любой его глаз работал около под одинаковой нагрузкой, иначе он может привыкнуть к применению лишь одного глаза. Если это случится, то мало-помалу II-й глаз будет исключен из работы мозгом путем поворота его в какую-нибудь сторону.

Для малышей вполне тяжело даются упражнения типа пальминга, мысленного представления и др., требующие определенного уровня психических способностей, до которого им стоит еще подрасти. По этой причине зачастую для них рекомендуется лишь ношение повязки над глазом, который глядит прямо.

При этом косящий глаз обязан мало-помалу овладевать центральной фиксацией пока это свойство нормального глаза не вернется к нему полностью. Время ношения повязки стоит увеличивать мало-помалу.

Если ребенок достаточно мал и повязка нервирует его и принуждает плакать, то снимайте ее по прошествии 5 мин. ношения. Когда он мало-помалу привыкнет к ней, то время ношения возможно мало-помалу увеличивать, пока ее не удастся носить целый день без некоего дискомфорта.

Было бы неплохо, если бы вы развили у малыша какой-то положительный рефлекс, напевая, к примеру, песенку, которая ему достаточно импонирует, лишь тогда, когда он надевает повязку. Подобным стимулом может оказаться каждая вещь, которая приятна ребенку.

Однако есть и иные советы, которые могут быть использованы при лечении косоглазия как у взрослых, так и деток:

  1. Требуется снять напряжение всеми доступными вам средствами.
  2. Одновременно требуется нормализовать питание.
  3. Достаточно полезным при косоглазии считается соляризация глаз.
  4. Если ношение повязки не является достаточным для коррекции косоглазия (а это не редкость), то косящему глазу, не прикрытому повязкой, стоит давать те же наиболее упражнения, что и для миопов, если косящий глаз миопический, и для гиперметропов, если этот глаз гиперметропический.
  5. При исполнении крупных поворотов вечно становитесь так по отношению к проверочной таблице, чтоб косящий глаз стремился для взгляда на нее повернуться в сторону, противоположную направлению собственного отклонения. При работе этим глазом нужно применять все свойства нормального глаза: центральную фиксацию, перемещения и моргание. Игнорирование таких привычек правильного зрения было бы огромной ошибкой.

Близкое по сути к сказанному упражнение рекомендует К.Хакетт.

Упражнение 91 – упражнение с зеркалом при косоглазии

Встаньте спиной к зеркалу. Если ваш левый глаз косит внутрь, то прикройте правый глаз одной рукой и смотрите прямо перед собою левым глазом. Поверните верхнюю долю объекта влево, позволяя собственному взгляду дрейфовать вместе с движением объекты до тех пор, пока вы не увидите собственный левый глаз в зеркале. После этого вернитесь в исходное положение.

Проделайте это упражнение 6 раз. После прикройте левый глаз и поворачивайтесь вправо, чтоб заметить собственный правый глаз в зеркале. Это проделайте меньшее, чем в первом случае, число раз, допустим, 2-3 раза. Если у вас правый глаз косит внутрь, то все сделайте наоборот.

Если ваш левый глаз повернут наружу, прикройте правый глаз и поворачивайтесь направо до тех пор, пока не увидите уголок собственного глаза в зеркале. Проделайте это 4-6 раз. После прикройте левый глаз и дважды повернитесь влево (так, чтоб заметить собственный левый глаз в зеркале). Если наружу повернут правый глаз, то все сделайте наоборот.

Упражнение 93 – самолетные повороты

Если у вас, допустим, левый глаз косит внутрь, прикройте правый глаз повязкой. Станьте, выставив собственную правую ногу вперед. Наклонитесь вперед и направьте левую руку на носок правой ноги, а после укажите этой рукой на воображаемый самолет высоко в небе слева от вас. Левая рука при этом сделает поворот на 180 градусов наверх.

Мысли при этом у вас обязаны существовать подобные: «Вниз к носку и наверх к самолету». Если вы будете произносить это вслух, то вы можете не сомневаться, что вы глубоко дышите. За 1 подход довольно сделать от 6 до 12 поворотов. Если же ваш левый глаз косит наружу, вам нужно указывать правой рукой вниз на носок левой ноги и наверх вправо на воображаемый самолет.

Иными словами, управляйте косящим глазом, указывая рукой в направлении, в коем вы хотите его повернуть, и применяя ту руку, которой удобнее в общей сложности указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, то для равновесия выдвиньте вперед левую ногу.

Зная направление, в коем вы хотите повернуть косящий глаз, подбирайте повороты так, чтоб центрировать его в верном направлении. Наклон вперед становится дополнительной использованием в этом процессе, т.к. стимулирует кровообращение в регионе глаз.

Упражнение 94 – раскачивание по строкам

Сделайте себе таблицу с буквами Р В О, описанную ранее. Для исполнения упражнения повесьте таблицу на хорошем освещении на расстоянии 1-2 м от себя, в зависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройте повязкой более сильный глаз.

Возьмите в руки какую-нибудь чистую неисписанную карточку. Вы знаете, что верхние 3 буквы это буквы Р В О. «Напишите» их печатными буквами собственным взглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос в качестве ведущего элемента. После, сделав глубокий вдох, посмотрите на таблицу в отдалении и точно так же «напишите» их печатными буквами несколько раз на ней.

Когда буквы станут четче, «раскачивайте» эту строку из стороны в сторону, переводя взгляд от одного беловатого поля таблицы к другому и позволяя буквам уходить с пути вашего взгляда так, что вы будете видеть сперва светлое поле с одной стороны таблицы, а после светлое поле с другого конца.

По мере тренировки у вас появится ощущение, что они на самом деле движутся из стороны в сторону. Делайте пальминг и соляризацию после работы с любой строкой. Работайте только с той строкой, что слабо вам дается, однако не работайте на ней чересчур долго.

Упражнение 95 – чтение слабым глазом

Возьмите таблицу, озаглавленную «Главные сведения о зрении». Проделайте всю подготовительную работу, заключающуюся в выполнении крупных поворотов, соляризации и пальминге.

Сейчас прочтите слабым глазом эту таблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия, выполняя при этом короткие медленные повороты головой. Если на каждом уроке вы будете добиваться подобного расслабления, какое вам требуется, то с каждым днем вы будете читать все далее и далее вниз.

Когда вы сможете увидеть несколько слов микроскопического шрифта, то это означает, что вы на самом деле стали искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочесть все слова микроскопического шрифта. Когда это удастся сделать более слабым глазом, тогда возможно считать, что вы готовы к объединению 2-х центров зрения вместе.

Чтоб без поддержки профессионала по методу Бейтса объединить 2 центра зрения вместе, вам следует сделать одно приспособление. Возьмите 2 палочки (шпонки) длиной в районе 30 см. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в них по дырочке. Ч/з эти дырочки проденьте бельевую веревку длиной в 1 метр. На одном итоге веревки сделайте узелок.

К другому концу привяжите какой-либо грузик. Может подойти оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине. Сейчас держите палочку с позиции узелка вертикально на расстоянии 7-8 см от собственного носа, а другую палочку на расстоянии 20 см перед I-ой. Оловянный солдатик будет свободно висеть на дальнем итоге веревки. Он будет удерживать веревку в натянутом состоянии.

Медленно передвигайте дальнюю палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сперва за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. С высокой скоростью моргайте в ходе этого процесса и не забывайте про дыхание. Когда палочки довольно близко придвинутся друг к другу, начните вытягивать веревку.

Сейчас закройте глаза и вспоминайте то, что вы увидели, продолжая двигать палочкой взад-вперед. После с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте упражнение. Повторяйте его по многу раз в ходе собственной тренировки, до и после него делая пальминг.

Если макулы каждого из ваших глаз окажутся в достаточной мере простимулированы, то как-то раз ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится. Ее вершина покажется вам расщепившейся, сперва, вероятно, всего на см, однако по мере улучшения слияния размер расщепления будет возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 см.

Эти 2 изображения М.Д.Корбетт назвала «воротами». По её утверждению, их применение в процессе тренировки позволяет увеличить результативность упражнений практически вдвое. Пока человек с косоглазием не добьется как раз видения «ворот», что – суть тренировки, и не добьется устойчивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоянным.

Делайте пальминг м/у любой попыткой добиться «ворот». Когда вы сможете добиться и держать их, начните тренироваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты м/у ближними столбиками «ворот». То, что вы увидите м/у ними, будет представлять собою единое изображение.

Источник

У детей мышцы глаз очень податливые и косоглазие у них хорошо поддается лечению.

Косоглазие, как близорукость и дальнозоркость, является чисто функциональной проблемой. При этом нарушении зрения один глаз оттягивается внутрь или наружу, причем происходит это оттого, что глаз привык видеть периферическим участком сетчатки вместо того, чтобы фиксировать рассматриваемый объект макулой — центром зрения. Чтобы удержать такой глаз в правильном положении, необходимо восстановить зрение макулой, причем оно должно стать сильнее, чем зрение, первоначально сформированное краем сетчатки, или, как это часто называется, ложной макулой. После этого надо научиться объединять два изображения, передаваемых в мозг двумя макулами, таким образом, чтобы они слились в одно, но четкое изображение.

  Поэтому желающим избавиться от косоглазия надо пройти программу, состоящую из следующих этапов:

1) расслабить и освободить натянутые мышцы глаз с тем, чтобы глаза могли поворачиваться вместе, находясь в правильной центровке; фокусировать зрение в центре до тех пор, пока оно не станет сильнее, чем зрение в ложной макуле (это надо делать даже с более сильным глазом, поскольку косящий глаз может тянуть за собой другой);

2) объединить зрение в обоих глазах, т. е. изображение, получившееся в двух макулах, надо слить воедино (это будет удерживать глаза в правильном положении).

Солнечный свет особенно благотворно действует на глаза при косоглазии, потому что он, падая на закрытые глаза, расслабляет их напряженные мышцы. После такого воздействия глаз не оттягивается в такой же степени, как раньше. Поэтому первый шаг к нормализации зрения при косоглазии — соляризация. Ее надо делать понемногу, но как можно чаще (по возможности ежедневно). Солнце — сильнейший стимулятор ослабевших нервов сетчатки глаза. Регулярно проделывайте большие и пальцевые повороты.

Добавьте к вышеописанным следующие упражнения.

1. Повороты стоя спиной к солнцу. Если косит левый глаз внутрь, прикройте правый глаз ладонью и поворачивайте голову и локоть влево так, чтобы косящий глаз мог видеть проблеск солнечного света. Делайте эти повороты ритмично по 10-12 раз и так же часто, как соляризацию. Если же левый глаз косит наружу, желая поймать проблеск солнца, поворачивайтесь вправо. Помните, это упражнение не физическое, а скорее мягко расслабляющее, действие которого связано с желанием увидеть солнце в конце каждого поворота. Делайте повороты мягко и ритмично. С каждым разом косящий глаз будет заглядывать немного дальше. Если солнца нет, можно использовать зеркало или какой-либо источник света.

2. «Самолетные» повороты. Если косит левый глаз внутрь, прикройте правый глаз повязкой, встаньте, выставив правую ногу вперед, наклонитесь вперед, направляя левую руку в носок правой ноги. Затем, выпрямляясь, укажите этой рукой на воображаемый самолет высоко в небе с левой стороны от вас, левая рука при этом сделает поворот вверх на 180 градусов. Мысли при этом должны быть такие: «Вниз к носку и вверх к самолету». Не задерживайте дыхание. За один раз достаточно сделать от 6 до 12 поворотов. Если косит левый глаз наружу, следует выставить вперед левую ногу и указывать правой рукой вниз на носок левой ноги и вверх в правую сторону на самолет. Если косит правый глаз, то для равновесия выдвиньте вперед левую ногу. Подбирайте повороты таким образом, чтобы централизовать глаз в нужном направлении. Наклон вперед стимулирует кровообращение в глазах.

3. Упражнение с карандашом. Оно необходимо для объединения двух центров зрения. Направьте карандаш с расстояния вытянутой руки заостренным концом к носу. Затем переверните его в вертикальное положение в 7-10 см от носа. Перемещайте взгляд по карандашу сверху вниз и обратно, не вглядываясь, 6-8 раз. Посмотрите вдаль, затем на карандаш — он будет двоиться. Для нормальных глаз два образа карандаша должны отстоять друг от друга на 8-10 см. Если есть несогласованность мышц, расстояние будет меньше, а при большом косоглазии раздвоения образа вообще не будет. Если два образа видны слишком близко, закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе, что расстояние между ними увеличилось немного (хотя бы на 1 см). Откройте глаза и посмотрите на карандаш. Расстояние, действительно, немного увеличится. Опять закройте глаза и повторите процесс, представляя образы еще более отдаленными друг от друга, чем раньше. Вновь откройте глаза и проверьте себя. Продолжайте упражнение, периодически делая пальминг, расслабление, моргание и постепенно добиваясь необходимого расстояния — 8-10 см. Следствием упражнения будет снятие напряжения, а в перспективе — полное исправление несогласованной работы глазных мышц. Мышцы начнут работать нормально, центр зрения восстановится.

Упражнения с костями и домино особенно полезны при астигматизме. Они используются для восстановления подвижности глаз, без чего не может быть должной центральной фиксации, а следовательно и нормального зрения. Упражнение с костями выполняется следующим образом. Бросьте на стол три-четыре кости, окиньте их взглядом и, быстро отвернувшись или закрыв глаза, назовите выпавшие очки. Это упражнение способствует быстрому переключению внимания, а заодно стимулирует мозг. Упражнение с домино разрушает привычку вглядываться и побуждает глаза и разум к переходу в состояние подвижности. Делают это так. Возьмите крышку от коробки для обуви, в которой закреплены ряды с костяшками, и, держа ее на расстоянии 30-40 см от глаз, начинайте перемещать из стороны в сторону. При этом движение крышки должно сопровождаться движением головы в противоположном направлении. Например, если крышка движется влево, то голова поворачивается вправо, и наоборот. Не надо усилий, чтобы разглядеть точки на отдельных костяшках, напротив, скорость движения головы относительно крышки должна быть такой, чтобы возникла иллюзия, будто вы смотрите на сплошные линии. Через минуту или две переведите движение в вертикальную плоскость. Держите крышку так, чтобы длинная ось была перпендикулярна полу, и двигайте ее верх и вниз, сопровождая движения рук встречными движениями головы — точно так же, как при горизонтальном покачивании. Эти упражнения помогли многим людям, страдавшим астигматизмом, улучшить зрение.

источник:

Источник

Косоглазие — это нарушение координированной работы мышц глаза или изменения их длинны. Существуют хирургические методы коррекции этого дефекта. Но параллельно есть комплекс упражнений и правильной гигиены, способных вернуть нормальную функцию измененных мышц. На это направлены методы Бейтса — ученого, уверенного, что человек сам способен привести в норму зрительную функцию.

В чем суть?

Смысл этой терапии при косоглазии лежит в том, чтобы заставить глаз занять центральное положение. Для этого всеми возможными способами нужно напрягать глазные мышцы и приводить их в движение. Но это не должно быть насильно и причинять психологический дискомфорт. Лечение будет эффективно, только когда пациент будет сам стараться добиваться результатов.

Вернуться к оглавлению

Как проводится лечение?

Терапия для детей

Метод Бейтса должен применяться с самых ранних сроков, когда поставили диагноз. Все яркие вещи, игрушки и свет должны быть расположены так, чтобы малыш сам хотел посмотреть на них и двигать глазами в центральную сторону, а не на периферию. Кровать ребенка должна стоять таким образом, что подход к ней также должен стимулировать поворот мышц в правильную сторону. Эти сложные меры помогут ребенку разрабатывать нарушенные зрительные структуры.

Результативность терапии патологии может быть повышена за счет ношения специальной повязки, закрывающей один зрительный орган.

Вторым методом влияния на ребенка является применение повязки на здоровый глаз. Это может предоставить дискомфорт ребенку и негативной реакции. Но ношение такого приспособления хотя бы по пару часов в день повышает трудоспособность больного глаза и позитивно сказывается на продвижении лечения. Нужно поощрять детей любым способом, чтобы они привыкли к этому методу лечения.

Если преподнести ребенку эту методику в форме игры, он сам захочет работать слабым глазом и будет стараться все больше.

Вернуться к оглавлению

Применение зеркала

Необходимо стать спиной к зеркалу и закрыть повязкой один глаз. Противоположным — следите за предметом в руке, медленно двигая его. Окончить упражнение можно тогда, когда в зеркале будет виден работающий глаз. Повторить все так же само с другой стороны. Сделать это необходимо как минимум 5 раз. Если не удается увидеть глаз в зеркале, нужно ежедневно пытаться полностью закончить это упражнение.

Вернуться к оглавлению

Самолетные повороты

Важной частью упражнения является слежка одним зрительный органом за мнимым летящим самолетом.

Так же, как и в предыдущем методе разработки мышц, противоположный глаз необходимо закрыть повязкой. Руку со стороны больного глаза направить на выдвинутую ногу и наклониться. Затем этой же рукой указать на воображаемый в небе самолет. Все время следить взглядом за движущейся конечностью. Повторять движения 10—12 раз. Это не только способствует работе мышц, но и повышает кровообращение в глазу, что позитивно сказывается на зрительной функции.

Вернуться к оглавлению

Повороты, спиной к солнцу

Одной рукой закрыть глаз, видящий нормально, а спиной стать к окну. Поворачивать корпус таким образом, чтобы слабая сторона увидела проблеск солнца. Делать эти движения 10—15 раз. Обороты необходимо делать аккуратно, мягко, не резко, обращая внимание на общее состояние. Если появляется ощущение потери равновесия или головокружения, необходимо прекратить упражнение.

Вернуться к оглавлению

Тренировка с буквами

Для выполнения упражнения необходим чистый лист бумаги.

Написать большие буквы «Р, В и О» на таблице и поставить на расстоянии 1 метр. Закрыть здоровую сторону повязкой. Взять чистый лист бумаги и держать перед собой. Взглядом рисовать названые буквы на пустом листке, потом переводить взгляд на таблицу и прорисовывать вновь. Снова повторять упражнение с предыдущего шага. Таким образом буквы должны двигаться по листу. По мере повторения создается впечатление, что они действительно двигаются.

Вернуться к оглавлению

Чтение слабым глазом

Используя таблицы с различными шрифтами, пытаться читать их больным глазом, поворачивая не голову, а глаза. Если можно читать мелкий шрифт, значить глаз уже достаточно натренирован, чтобы выполнять более тяжелые задачи. Чем чаще происходят тренировки, тем быстрее приходит результат. Чтение способствует развитию концентрации и внимания.

Вернуться к оглавлению

Противопоказания

Методику не стоит применять людям, которые не могут понять ее сути.

Методика Бейтса направлена на самолечение и самотренировку. Поэтому ее нельзя в полной мере применять детям, поскольку упражнения требуют некого психического развития, но для детей существует ряд правил. Методы Бейтса противопоказаны людям с физическими отклонениями, поскольку большая часть упражнений основана на силовых возможностях. Но в каждом из этих случаев возможны модификации. Если же человек психически неразвит, неспособен понять смысл и цель методики, ее применение неуместно.

Нужно адекватно оценивать возможности пациента, чтобы лишний раз его не травмировать. Есть случаи, когда, кроме хирургического вмешательства, никакие методы недейственны.

Вернуться к оглавлению

Эффективность

Методы Бейтса полезны и результативны в тех случаях, когда их используют постоянно, усложняют и усовершенствуют. Если заставлять ребенка их делать, позитивного эффекта можно не ждать. Только если настроить пациента на трудоемкую работу, стремиться и стараться, тогда можно достичь результатов. В очень запущенных случаях методика может не излечить полностью, а немного подкорректировать положение глаз.

Источник