Как вылечить лень у подростка
В этой статье:Общайтесь со своим подросткомУстановите для подростка базовые правилаМотивируйте своего подростка5 Источники
Переход от младшего школьного возраста к подростковому может даться вашему ребенку нелегко. Ваш подросток, скорее всего, уже столкнулся с гормональной бурей, возросшей ответственностью и поиском своего места в среде старшеклассников. Но это вовсе не значит, что вашему подростку теперь можно слоняться по дому, пренебрегать своими домашними обязанностями и откладывать выполнение домашних заданий. Справиться с подростковой ленью можно с помощью создания базовых правил и требования их выполнения, мотивации ребенка на выполнение домашней работы и прочих обязательств, а также за счет общения с подростком на разные темы, в том числе по поводу проблем, с которыми он может столкнуться в школе или дома.
Метод 1
Общайтесь со своим подростком
1
Слушайте своего подростка и проявляйте к нему терпение. Старайтесь не говорить за него и не перебивать его, когда тот что-то рассказывает. Побуждайте ребенка к разговору, задавая вопросы о повседневной жизни, о том, как прошел день или как идут дела в школе. Внимательно слушайте ответы и давайте возможность поделиться своим мнением.
- Выстраивайте диалог. Демонстрируя своему подростку внимание к тому, о чем он говорит, и уважение к его мнению, вы придадите ему уверенности, чтобы общаться с вами честно и открыто. Давайте возможность задавать вопросы и проявлять самостоятельность.
- Пример того, как можно начать такой разговор: «Как дела в школе?» «Какие успехи в секции?» «Тебе понравилась вечеринка в воскресенье?»
- Дайте своему подростку понять, что вы заботитесь о том, что происходит в его жизни, и что вы всегда рядом и готовы его выслушать. «Ты знаешь, что всегда можешь поговорить со мной, если у тебя проблемы в школе или что-то тебя расстроило». «Я здесь, чтобы выслушать тебя, если тебе когда-нибудь будет нужно поговорить». «Не забывай, ты можешь просто выговориться, а я буду просто слушать».
2
Поинтересуйтесь у своего подростка, как он спит. Большинство подростков могут казаться ленивыми или несобранными, хотя, на самом деле, они просто страдают от недостатка сна. В отличие от взрослых, дети в переходном возрасте биологически больше предрасположены засыпать позднее и просыпаться поздним утром, а не ранним. Поэтому в тот момент, когда вы поднимаете своего подростка в 7 или 8 утра и отправляете в школу, его естественный цикл сна нарушается, и он может производить впечатление ленивого, невнимательного и незаинтересованного человека, хотя все это лишь симптомы недостатка сна. Именно поэтому так важно, чтобы ваш ребенок ложился спать вовремя и каждую ночь мог спать полных восемь часов. Только так вы предупредите лень с его стороны и обеспечите ему достаточное количество энергии на весь день.[1]
- Обсудите со своим подростком привычки, связанные со сном и режим сна. Постоянство режима сна, даже по выходным, позволит установить естественный цикл сна и обеспечить организм достаточным количеством отдыха. Например, если в течение пяти дней недели подростку необходимо просыпаться в 7 часов утра, необходимо ложиться спать не позднее 22:30, чтобы обеспечить полноценный восьмичасовой сон. Далее стоит попробовать придерживаться того же режима и в выходные дни, чтобы не нарушать естественный цикл сна.
3
Объясните своему ребенку ценность обязательств и выполнения своих обязанностей. Многие подростки готовы на что угодно, лишь бы не делать работу по дому, поскольку они не видят в ней никакой ценности. Им кажется: «Подумаешь, я не вынесу мусор или не уберу в своей комнате. Какое это имеет значение?» Вам как родителю важно объяснить, что, на самом деле, вам тоже не всегда хочется заниматься домашними делами, и вы могли бы посвятить это время чему-то другому. Но выполнение работы по дому и прочие жизненные обязанности – часть ответственности каждого члена семьи.
- Обратите внимание на важность командной работы и сотрудничества всех членов семьи, чтобы домашние дела и обязанности были равномерно распределены между всеми. Следует объяснять подростку, что вам тоже часто не нравится выполнять домашние обязанности, но вы все равно это делаете рада блага всей семьи – этим вы научите его видеть истинную причину выполнения любых неприятных обязанностей и заданий. А понимание причины станет мотивацией на то, чтобы в качестве члена семьи взять на себя часть таких обязанностей.
4
Проверьте, нет ли у ребенка каких-либо проблем дома или в школе. Лень зачастую может быть симптомом других проблем – недостатка сна, депрессии, стресса и прочих внутренних переживаний. Если ваш ребенок выглядит более ленивым, чем обычно, и проявляет другие признаки депрессии или тревоги, сядьте и поговорите с ним.
- Если вы переживаете по поводу того, что у ребенка депрессия или тревожность, обратитесь к врачу-профессионалу или психологу-консультанту, чтобы посоветоваться относительно того, какие действия следует предпринять.
Метод 2
Установите для подростка базовые правила
1
Составьте расписание домашних обязанностей. Возложив часть домашних обязанностей на ребенка, вы научите его ответственности и поможете ему воспитать в себе способность следовать договоренностям. Домашняя работа станет предлогом для того, чтобы подросток встал с дивана и занялся делом. Составьте расписание, согласно которому разные обязанности будут выполняться в разное время дня, и распишите, кто несет ответственность за ту или иную работу среди ваших домашних, включив в этот список и своего подростка. Обязанности включают в себя следующее:[2]
- Уборка постели
- Уборка ванной комнаты
- Стирка
- Влажная уборка в основных помещениях
- Подметание или мытье полов
2
Ограничьте время, которое подросток проводит за компьютером или видеоиграми. Большинство подростков легко увлекаются и впадают в летаргию за своим компьютером, смартфоном или свежей игрой. Вместо того, чтобы запрещать ребенку эти развлечения полностью и вступать с ним в конфликт, определите конкретное время, которое он сможет посвящать этим занятиям. Можно установить такие правила: никаких смартфонов за обеденным столом или игры на компьютере только до 22:00. Так вы поможете своему подростку сконцентрироваться на школьных заданиях и домашних обязанностях. Кроме того, подобные правила оградят ребенка от риска провести за играми полночи и потом страдать от недостатка энергии.[3]
- Если вы устанавливаете подобные правила, важно, чтобы вы сами были примером следования этим правилам. Не берите с собой телефон, когда садитесь обедать, если подростку не позволено в это время пользоваться своим телефоном, и постарайтесь ограничить время просмотра телевизора или игр десятью часами вечера. Так вы продемонстрируете своему ребенку, что способны следовать тем же правилам, которые установлены теперь для него.
3
Сталкиваясь с негативным поведением, проявляйте последовательность. Если подросток оспаривает свои домашние обязанности и не следует установленным ограничениям, проявите твердость и ясность в отношении ожидающих его последствий. Наказание может быть от менее значительного, например, запрета на вечернюю прогулку, до более серьезного, например, лишения карманных денег, запрета на просмотр телевизора или компьютерные игры на неделю или даже домашний арест на определенный период времени.
- Вы взрослый, и вам нужно добиться выполнения установленных вами правил и быть последовательным в наказании, в случае если эти правила не выполняются. Ваш подросток может расстраиваться или злиться, но он поймет последствия своих действий и, скорее всего, в следующий раз дважды подумает, прежде чем нарушит правило снова.
- Старайтесь не проявлять слишком сильной эмоциональной реакции и не налагать самых строгих наказаний за мелкие споры или конфликты. Соотносите масштаб непослушания вашего ребенка с уровнем применяемого вами наказания.
4
Не выходите из себя и не произносите высказываний в адрес ребенка в сердцах. Скорее всего, ваш подросток будет сопротивляться первым вашим попыткам установить правила и предписать ему выполнение конкретных домашних обязанностей, так что приготовьтесь к некоторым спорам. Старайтесь не раздражаться и не выходить из себя, а тем более, не кричать на ребенка. Лучше сконцентрируйтесь на том, чтобы отвечать спокойно и позитивно. Ваш ребенок гораздо лучше усвоит то, что ему скажет спокойный родитель, нежели родитель в гневе.
- Если ребенок не слушает то, что вы говорите, вместо того, чтобы выхватывать у него телефон или забирать компьютер, просто попросите выполнить задание, а затем встаньте рядом и дождитесь, пока подросток не отложит в сторону свои развлечения и не выполнит задание. Вашему ребенку это может показаться странным или раздражающим, но вскоре он поймет, что вы не перестанете наблюдать за ним, пока он ленится. Подобный прием зачастую работает с подростками лучше, чем крики и претензии.[4]
Метод 3
Мотивируйте своего подростка
1
Проанализируйте, как ваш подросток проводит свое время. Понаблюдайте, как именно ленится и тратит свое время ваш ребенок. Он проводит весь день за компьютером? Он стремится посидеть за книгой вместо того, чтобы выполнять домашние обязанности? Может быть, большую часть времени ваша дочь проводит, болтая с подругами по телефону и пренебрегая всеми прочими домашними делами. Прежде чем понять, как замотивировать своего подростка, необходимо выяснить, как именно он ленится. Это поможет вам осознать текущий ход его мыслей и определить тенденции, связанные с его ленью.
2
Используйте систему поощрений. Понаблюдав за поведением своего подростка, вы сможете использовать выявленные шаблоны лени, чтобы создать систему поощрений. Например, ваша дочь проводит много времени, переписываясь по смс. Можно сказать ей, что теперь она сможет писать смс только после того, как выполнит все свои домашние обязанности. Тогда для нее подобная переписка станет некоторой привилегией и частью вознаграждения за домашние дела. Если ваш подросток проводит большую часть дня за компьютерными играми, ограничьте время использования компьютера и не разрешайте приступать к игре до тех пор, пока он не наведет порядок в комнате или не поможет накрыть на стол.
- Определите конкретные занятия в качестве поощрения – конкретика производит более сильное впечатление и лучше мотивирует на выполнение заданий. Привяжите вознаграждение к предпочтениям своего подростка, поскольку только в таком случае оно будет действительно ощущаться как награда.
3
Наймите своего подростка на домашнюю работу. Большинство подростков проявляют интерес к возможностям подработать, особенно, если они не получают карманные деньги от своих родителей. Предоставьте своему ребенку возможность заработать немного собственных денег и нанимайте его на определенные проекты, связанные с работой по дому или в саду. Это тоже поспособствует тому, что ребенок встанет со своего дивана и займется полезным делом.[5]
- Можно нанять подростка на покраску стены или уборку в гараже или подвале. Поручите подростку выполнить работу вне дома: прополоть грядки, подстричь газоны – тем самым, вы вытащите его из дома, подальше от тех занятий, которые провоцируют его на лень.
4
Побуждайте подростка заниматься дополнительно спортом или чем-то еще. Поразмышляйте над тем, какие у вашего подростка таланты и склонности, например, интерес к актерскому мастерству, увлечение баскетболом или любознательность в области информатики. Побудите ребенка записаться в театральный кружок, баскетбольную команду или вступить в клуб любителей информатики. Таким образом, вы поспособствуете тому, чтобы ребенок проводил время за деятельностью, которая ему интересна, и развивал свои таланты и способности.
5
Займитесь вместе со своим ребенком волонтерской деятельностью. Еще один хороший способ показать пример того, как стоит проводить время, — заняться вместе с ребенком волонтерской деятельностью. Подумайте, что бы вы могли делать вместе, чтобы принести пользу обществу и преодолеть лень.
- Это может быть простая помощь на кухне в столовой для бездомных, всего несколько часов в неделю. А может быть волонтерская деятельность на каком-нибудь фестивале. Можно посвятить свое время сбору пожертвований или продуктов для какой-либо благотворительной организации.
6
Хвалите подростка за любые достижения. Если ваш ребенок продемонстрировал мотивацию на какую-то деятельность, завоевав награду или получив высокую оценку, обязательно его похвалите. Этим вы покажете, что цените его труды и результаты.
- Возможно, вы хотите поощрить своего ребенка дополнительной суммой карманных денег или лишним часом времени, проведенным у компьютера, но слова похвалы и поддержки могут уже сами по себе стать наградой для ребенка.
Информация о статье
Эту страницу просматривали 21 909 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Подростковая лень – первый индикатор разгара переходного возраста. Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется – не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени – домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка, который бы ежедневно надраивал свою комнату – свою личную территорию — увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина – пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация – это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Ещё одна причина подростковой лени – бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
— повышение учебной мотивации,
-развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
— гармонизация эмоционального состояния подростка.
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарий). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему сыну или дочери никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению или посмотрите вместе фильм и обсудите его.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому – это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Подростку крайне важна целесообразность своих действий. Именно в этом возрасте тинейджеры ставят под сомнение ценности взрослых, окружающие предстают им глупыми, жалко влачащими своё существование на тягостной работе, единственным светлом пятном где, зарплата и возможность развлечься с её помощью, которые ещё и пытаются втянуть в эту гнусную авантюру своих детей. В противовес, взрослый, который охотно подисскутирует на темы образования, карьеры и жизни, не приползающий с видом беглого каторжника или героя гражданской войны с работы, а воодушевлённый, наполненный творческой энергии, абсолютно удовлетворённый выбором своей профессии, будет самым непревзойдённым по эффективности мотиватором на учёбу.
Не желают дети ходить в школу для галочки, как их родители отчаливают на свою работу, проявляя гены крепостных. Только дело по душе, вне зависимости от дохода и престижности, будь то общение с животными, участие в турслётах, дизайн вещей что-то ещё — верный путь, чтобы подросток хотел учиться в школе. Если оно есть, то можно строить планы о получении профессии, и учиться собственного для того, чтобы ею овладеть, нажимая на те предметы, которые нужно будет сдать.
Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она тяжёлая и это только способ заработать. Современные подростки осведомлены, как можно заработать более легко. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию у их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее направление борьбы с ленью у подростка – развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей – подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ – умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ – великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать — нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. «Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобытинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации, может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных вопросах и трудностях.
Итак, лень – это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли – произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.
Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую очную консультацию у Вас на дому или по скайпу, возможны коррекционые занятия с подростком очно или по скайпу. Записаться можно здесь=>=>=> Такая работа очень доступна и по цене, и по организации!
Храмченко Н.С.
27.10.2013
Источник