Как вылечить мне душу

Как вылечить мне душу thumbnail

Источник: Архангельская епархия

«Даёшь ЗОЖ!» — лозунг современного общества, где здоровье объявлено одной из высших ценностей. Даже когда речь идет о психическом здоровье, то все рекомендации остаются на телесном уровне: нужно лучше спать, правильно питаться, не забывать про витамины и спорт, не подвергаться стрессам — тогда и с психикой все будет хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком, сугубо физиологическом, плане. Об этом говорят и выражения, которые сохранились в нашем языке: «душа болит», «на душе тревожно», «душа ноет», «душа тоскует».

О том, что же такое душа в христианском понимании и почему она может болеть, рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов

Однажды я беседовал с одним человеком, очень богатым, который пытался покончить с собой. Его единственная дочь четырнадцати лет умирала от онкологии. Дорогостоящее лечение за рубежом не помогло. Я понимал, в какой страшной ситуации он был — единственный ребенок так мучается, и ничем ему помочь нельзя. Однако если бы отец довел свой эксперимент с суицидом до конца, то на вопрос девочки к маме: «Где папа?» — ответ был бы: «Он из-за тебя повесился». То есть на болящего, умирающего ребенка ложилась еще смерть любимого отца. И человек считал, что он имел на это право.

Посмотрите: ни большие деньги, ни высокие связи, ни блестящий ум, ни богатырское здоровье —ничто оказалось не нужно. Человек старался все это уничтожить. Нестерпимо болело самое главное. Я сказал: «Знаешь, почему ты это делал? Потому что у тебя была хилая, изнеженная, капризная, ленивая, тщедушная, тщеславная душа. Ты вообще ею не занимался 50 лет!» Это как в школу ребенок не пошел — букв не знает, читать не умеет, он не развил интеллект. Самым печальным было это состояние консервации.

Но стоило оказаться в тяжелой ситуации, когда потребовалась сила души, выяснилось, что она неспособна вынести эту тяжесть. Проще покончить жизнь самоубийством, чем бороться с этим испытанием, чем помогать ребенку. Тонет человек — я могу его спасти, если умею плавать, если я сильный. Если я слабый, могу только вздыхать и ныть, переживать эмоционально, но от этого мало пользы — надо спасать.

Так вот, он не мог даже достойно проводить свою дочь в горний мир. Человек был действительно умным, по-моему, даже доктором наук. Это поражало: даже при высоком уме может быть абсолютно неразвитая душа. Я спрашивал: «Почему вас это не интересовало?» «Что-то не задумывался», — ответ был. Это можно отнести к 90 процентам человечества.

Любовь не может стать материей

Теперь надо понять, для чего человеку душа. Все было устроено в человеке гармонично и просто. Медики говорят про простую аксиому: любое чувство в человеке определяет орган, который за это чувство отвечает. Зрение — глаза, обоняние — нос, вкус — язык, слух — уши. Эти органы могут болеть, неправильно функционировать. Дальтоник и здоровый человек одну картину видят по-разному. Люди с абсолютным слухом и простым одну и ту же музыку слышат по-разному. Даже если мы вкушаем одну и ту же еду, ощущаем ее по-разному. То есть мы воспринимаем мир по мере здоровья наших органов чувств, почему мы их и бережем, и соблюдаем физиологические законы: на сварку не смотрим — жалко зрение, страшный грохот не слушаем — жалко слух.

Есть еще такое чувство в человеке, как любовь. Когда говорят: «Почему на вкус и цвет товарищей нет?», — отвечают: «Все мы разные». Понимаю, что мы разные. Но можно спросить: вот два близнеца — все у них одинаковое: и родители, и методики воспитания, но один любит ромашки, другой — васильки. Ответ на вопрос «почему?» — если я люблю что-то, значит, во мне есть нематериальное. Философский принцип: подобное производит подобное, подобное познается подобным.

Любовь не может быть материей, как и материя не может стать любовью. Это нематериальное не станет песком по смерти. И оно тоже имеет вектор направления. Есть «плюс» и «минус», то есть можно любить конфеты и между ложкой рыбьего жира и конфетой выбрать конфету, потому что она вкусная. Она вредна зубам, печени, поджелудочной. Рыбий жир полезен, но выбирается конфетка. Вот и в духовном плане выбирается то, что вредит душе. Для живого организма есть полезное и вредное. Мы бережем органы чувств, но совершенно безобразно, безалаберно относимся к душе, потому что мы не знаем, зачем она нам нужна. А она нам дана, чтобы мы научились правильно любить.

Вспомним, как Бог оживотворяет человека. Если до этого про животных Он сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24), — то человек оживотворяется по-другому: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). То есть человек это дыхание усвоил. Тут надо обратить внимание: если мы съели кусочек свинца, он нами не усвоен, потому что инороден, он уйдет из нас. А коль мы усвоили дыхание Божие, мы можем его накапливать. Все, что усваивается, может накапливаться.

Смысл жизни, как говорит Серафим Саровский, в стяжании Духа Святого. Это та Божественная энергия, благодать Божия, которая растворена в нас, и она может заметно накапливаться. Христос показывает, как можно обожить душу. Мария Египетская ходит по воде, Серафим Вырицкий проходит сквозь стены, поскольку в этих святых действует накопленная благодать. Но как происходит ее взаимодействие с материей, мы понять не можем. Наш ум, чувства, умение любить и страдать — это все свойства нематериальной души.

Душа и тело связаны. Когда человек умирает, говорят о «раздирании» души с телом, то есть это не мгновенный процесс. Что происходит дальше — это отдельная тема. Наука не знает, что такое смерть, определения смерти нет. Медики отвечают, что если мы загоним в словесную формулировку понятие «смерть», то будут случаи, когда все ее условия совпадут, но человек все равно оживет. И совсем непонятно, почему жизнь возвращается в тело.

Сигнал из души

Мы развиваем ум, физические, музыкальные, художественные возможности. Но главное, что мы должны развить, — это наша душа, то есть мы должны научиться правильно любить. Что значит любить правильно? Это очень важный вопрос. Мы знаем, как развивать интеллект — для этого есть масса методик, правил, упражнений. Мы знаем, как развить тело. Тренеры, которые готовят олимпийских чемпионов, умеют выжать физиологический максимум из человека. То же касается и художественного, и музыкального, и танцевального даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога ты не добьешься мастерства. Чтобы развить свою душу, научиться правильно любить — нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два — четыре» в математике.

Читайте также:  Как вылечить диабета 2 типа отзывы

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм сигнализирует нам о какой-то проблеме. Если болит душа — ноет, тревожится, скорбит — это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Меня ударили по руке — рука болит. Бьют по душе — словом, непристойными зрелищами, жестокостью — и она начинает болеть, метаться. Вот здесь самое важное и страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я спать пошел. От этой боли хочется на стены лезть. Если душа у человека не здорова, организм не может быть здоровым. И душу можно лечить только Божественной благодатью. Потому что дыхание Божие в нас, мы Его творение.

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть — это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знал одного человека из большой дружной высокообразованной семьи, где сестра и три брата — доктора наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде передать марку, этот человек был страстным коллекционером.

Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду, встречу поезд и вернусь». Но на подъезде к перрону поезд сломался, и надо было ждать. Ждал час, два — он понимал, что, если уйдет, марка может вообще потеряться. Проводник уйдет и все. Он ждал три часа. Три часа, вместо того чтобы бросить все и уйти к матери. Марка — простой кусочек бумажки — была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть. А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа — три часа. Что она переживала, что думала? Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что угодно, что не есть Бог.

Духовная онкология

Страсти настолько поглотили мир, что даже малые дети подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры… Раньше у нас было трудовое воспитание, всевозможные послушания по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали нам множество свободного времени. И мы направили его на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, которые уродуют его душу. Страсти становятся выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

Святые отцы выделяют восемь категорий страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни — насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич, когда ты бы и хотел поднять руку, хотел бы пойти, но не можешь.

От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь— 10, 15, 20 лет, коллекция растет, и ты уже вроде бы рад избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает тебя: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, страсти не приносят человеку никакого удовлетворения. Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто — а хочется все больше и больше. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Мир по законам любви

Противоположность страсти — добродетель. Любая добродетель, как я уже говорил, дает возможность накопления Святого Духа. Чем больше накапливаете, тем больше в вас проявляется умение любить. И обретается душевный мир, которого так ищет каждый человек. После Воскресения Христос приходит к апостолам и говорит: «Мир вам» (Лк. 24:36). А мир — это что? Это умение прощать и не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. И он умеет не грешить. А вот когда у человека нет мира в душе, он реагирует на все, страсти на все болячки откликаются. А раздражение и гнев так ранят душу, что сутками отходишь от них.

Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Надо пытаться жить по заповедям. Можно сказать, что выбор веры — это выбор духовных законов, по которым развивается душа. Если вы ничего не выбираете, это тоже выбор. Но конец один: любовь песком не становится, разделение души и тела происходит, душа входит в новый мир, который живет по законам вот этой самой любви. Если вы этих законов не знаете, вы их не выполняли, то там вам уже ничему не научиться.

Источник

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а та причина, которая вызывает эту боль. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее причину. Если есть надежда, что причина может исправиться сама – ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем, что причина остается, и боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагностическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста исправляем эту причину.

В

самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые. (Гиппократ)

Боль – это то, что знакомо всем. Боль бывает разной: физической и внутренней или душевной (в психологии такую боль называют психалгией). Любая боль – это тяжесть, мучение, страдание. Мы воспринимаем боль как жестокое наказание, несправедливость, зло… Это то, что мы хотим прекратить.

Так как же нам ее прекратить?

Как относиться к боли?

Для начала давайте признаем, что боль – это не зло. Боль – это заложенное в нас крайнее средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не было боли.

Если бы не было боли, то мы бы не чувствовали разрушения зуба, и потом потеряли бы и все зубы.

Если бы не было боли, то никому не пришло бы в голову лечить ушибы, переломы, внутренние заболевания. А это значит, что мы бы доживали только до первой серьезной болезни. Мы бы, не чувствуя боли, не поняли, что с нашим организмом что-то не в порядке, не шли бы за помощью к специалистам.

Боль – наш вернейший помощник, который бережет нашу жизнь, наше благополучие. Боль предупреждает худшие последствия, обращая наше внимание на то, что что-то у нас не в порядке и требует, чтобы мы их исправили.

Как реагировать на боль?

Читайте также:  Как вылечить врастание ногтя на большом пальце

Что бы вы сказали, если бы увидели такую картину… Человек, купивший новую дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, просыпается ночью оттого, что сигнализация орет на весь двор. Не выясняя причины, он начинает ругать сигнализацию. По его мнению, виновата именно сигнализация, которая не дает ему спать. Не воры, которые лезут в машину, не он сам, от лени не желающий выйти посмотреть или вызвать милицию, а сигнализация! Конечно, мы сочтем такого человека не особенно умным (если не сказать больше).

Либо другая ситуация… Человек терпит боль, несмотря на то, что все окружающие ему рекомендуют срочно обратиться к врачу. Сам же он считает, что ему мешает только боль. Он ее сначала терпит, потом пытается заглушить обезболивающими препаратами. Боль продолжает усиливаться, а в итоге оказывается, что если бы он сразу обратился, то врач помог бы ему обойтись без серьезных для организма последствий. Теперь же неприятные последствия налицо. Умный ли этот человек?

Ох, как же мы сами похожи на этих персонажей, когда страдаем от душевной боли! К сожалению, причины своей душевной боли мы часто не хотим увидеть. Мы почему-то тупо терпим, страдаем, мучаемся, доходим до отчаяния (вплоть до суицида), пытаемся разными способами заглушить боль, пытаемся бороться с ней, забыться, но… не слышим ее сигнала, не исправляем ее причину.

Люди, у которых душевная боль настолько велика, что они хотят освободить себя от этой боли, совершив самоубийство, напоминают тех, кто борется с сигнализацией и предохранителями, а не с настоящей причиной. Они считают, что от душевной боли можно освободиться, если уничтожить тело. Так ведь не тело болит! Это все равно как если у человека язва желудка, и он попытается вылечить ее ампутацией ноги!..

Так что же не в порядке, когда болит душа?

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а та причина, которая вызывает эту боль. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее причину. Если есть надежда, что причина может исправиться сама – ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем, что причина остается, и боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагностическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста исправляем эту причину. Если болит почка – идем к урологу, если болит горло – к отоларингологу, если болит желудок – к гастроэнтерологу, если болит сердце – к кардиологу. А к кому же обратиться, если болит душа?

Когда болит тело, мы понимаем, что от нервных окончаний в точке локализации болезни приходит сигнал о неблагополучии в соответствующий участок мозга.

Откуда и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Думали ли Вы когда-нибудь об этом?

Нет? А почему? Об этом стоит хорошенько задуматься…

Может быть, сигнал неведомым образом приходит в мозг? Может быть, он приходит в сердце, ведь порой и оно болит от волнений? Может быть, солнечное сплетение является средоточием духовной боли?

Увы. Наука решительно и однозначно утверждает, что сознание человека не локализовано в теле. То есть никакой сгусток нервных клеток, даже головной мозг, не может исполнять и не исполняет функцию того, что мы называет человеческим сознанием. В ближайшее время на сайте будет размещена наша статья на эту тему со ссылками на множество авторитетных источников высокой и беспристрастной науки.

Поэтому если вы сугубый материалист и начисто отрицаете существование души, невидимого мира и всего, что с этим связано, можем обрадовать вас: значит, у вас ничего не болит. Потому что согласно науке, в материальном теле нет сознания, а значит и не может быть душевной боли. Поэтому вы можете сейчас же начать радоваться – так же материально как и страдаете – и закончить чтение этой статьи.

С остальными читателями мы пойдем дальше – в мир человеческой души.

Психология – наука, в самом названии которой содержится признание существования души (психе – душа, логос – знать) – много потеряла, когда отказалась от самого понятия души. То есть она ставит своей задачей лечить душу, которую перестала признавать, но никакого другого обоснованного понимания души не ввела. Ситуация просто абсурдна. Как можно лечить орган, если ты его не признаешь и ничего о нем не знаешь? Поэтому традиционная психология в случае душевной боли практически всегда разводит руками. С помощью современных фармакологических препаратов можно ослабить интенсивность боли души, с помощью психотерапевтических техник отвлечь от боли, научиться с ней жить, на определенное время даже эту боль заглушать, но несмотря на огромный опыт накопленный за полтора столетия, современная психология не имеет возможности влиять на искоренение причины, приводящей к этой сильнейшей боли.

Отчего же болит душа? (Скажем сразу, мы не рассматриваем случаи тяжелых психических заболеваний – шизофрении и.т.п., – которые встречаются у суицидентов примерно в 20% случаев.)

Как тело болит от того, что мы чем-то его повреждаем или не даем необходимого ему, точно так же и душа. Что же нужно душе?

Один из современных священников пишет:

«Общеизвестно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождает то самое искажение человеческой природы, которое традиционно называется грехом – источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа. Примирение с Богом – это покаяние, это осознание своего греха, осознание ответственности за свою жизнь, за то состояние, в которое человек вогнал себя и стремление, жажда начать новую жизнь, примирившись с Богом и испросив у Него прощение.

Церковь всегда с древних времен связывала болезнь с внутренним состоянием человека, с человеческим грехом. Поэтому в основу церковного Таинства елеосвящения для исцеления болящих лежит молитва о прощении грехов. И независимо от того, прибегаем ли мы к Таинству елеосвящения, или мы собираемся лечиться, первое, с чего мы должны начать, – с осознания своей ответственности, осознания своего греха и воли Божией относительно того, чтобы ты был здоров».

Грех – слово не модное. Возможно, потому, что люди, далекие от Церкви, понимают под ним нарушение каких-то правил, соблюдение которых нужно от нас Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности – «возьми от жизни всё». А тут от нас зачем-то чего-то требуют. Это нам, конечно, не может понравиться…

На самом же деле, грех – это преступление против собственной души. Если сравнивать с телом, это как не кормить свое тело, как резать его ножом, забивать в него гвозди, поливать кислотой. Бог в данном случае похож на доброго доктора, который стоит рядом, с медицинскими инструментами и препаратами наготове, и просит нас поскорее прекратить самоистязание и придти к нему, чтобы он вылечил нас.

Читайте также:  Как вылечить парадонтит в домашних условиях отзывы

Если понаблюдать за собой, каждый человек может заметить, как ему становится неприятно на душе, когда он сделает что-то плохое. Например, разозлится на кого-то, струсит, огорчит кого-то, возьмет взятку, не даст кому-то просимого или изменит жене. По мере накопления таких поступков душе все тяжелее и тяжелее. И мы забываем, что такое настоящая, чистая, детская радость. Пытаемся заменить радость примитивными удовольствиями. Но они не радуют, а только отупляют. А душа высыхает и болит все сильнее и сильнее…

И когда происходит какое-то важное событие в нашей жизни – например, какая-то большая потеря, нам даже и в голову не приходит, что огромная боль, навалившаяся на нас, как-то связана с нашими ошибками. Но это именно так. Боль при различных кризисах человеческих отношений вызвана нашей мстительностью, либо ненавистью, либо тщеславием. Боль при разрыве любовных отношений была бы во много раз меньше, если бы сами отношения не были омрачены обидой и эгоизмом. Боль при смерти близкого человека усугубляется ропотом на Бога. И так далее.

Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ранили свою душу и должны исправиться.

Где лечат боль души?

Если мы никогда не занимались своей душой, полагая, что духовная жизнь заключается в посещении театров и чтении романов, то нам нужна помощь в лечении душевной боли, нам самим не справиться.

Куда же бежать, когда болит душа? Куда обращаться за помощью?

Конечно, лучше обратиться туда, где точно вылечат. Это должно быть место, которое имеет проверенные традиции лечения, инструменты и условия для лечения, а самое важное – миллионы вылеченных больных.

На самом деле, главного и единственного Врача душевной боли мы уже назвали выше. Я видел сотни людей, вылеченных от душевной боли. И все они были полностью вылечены только в одном месте и только у единственного Врача. Это лечебница – Церковь, и Главный Врач в ней – Господь Бог!

Этот Врач, который не лечит за деньги, Он это делает бескорыстно и с большой любовью. Этот Врач ждет того, кому плохо, потому что Он всегда готов протянуть свою руку помощи. У него не бывает выходных и перерывов на обед. Он всегда готов приступить к лечению вашей души.

Этот Врач лечит не поддельными, а вечно живыми, проверенными и очень эффективными лекарствами. Он никогда никому не отказал в помощи, но Он не станет вам навязывать себя, Он не будет вас уговаривать лечиться у Него, потому что этот Врач уважает вашу свободу и выбор, и ему не нужна реклама. Этот Врач просто искренне хочет вам помочь, потому что любит вас. Он рассчитывает на ваше доверие к Нему, и исполнение вами Его предписаний.

Если у вас пока маловато доверия и поэтому вы пока боитесь обращаться к Нему, вспомните, что вы ничем не рискуете. Покончить с собой вы сможете всего даже через год духовной жизни. Ведь терять вам все равно нечего.

Как Бог лечит душевную боль?

Мы с вами уже выяснили, что боль вызвана нарушениями потребностей души. Значит, лечить эту боль нужно удовлетворением этих потребностей.

Не верьте, что многократно распространенный, практически канонизированный психологами-популистами списки человеческих потребностей (наиболее известная из них – пирамида Маслоу), в числе которых самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность – есть действительно то, что нужно человеку. Даже если согласно этому списку у вас будет 100 из 100, вы не будете счастливы. Потому что счастлив тот, кто удовлетворил потребности души. А они отличаются от упомянутого списка.

Главная и единственная потребность души на самом деле – любовь. А Бог – это и есть любовь. Приближение к Богу увеличивает любовь. Удаление от Бога через грехи – уменьшает любовь, увеличивает душевную боль.

Значит, душе нужны не какие-то мелочи. Ей нужен Сам Бог. Только Он может удовлетворить ее запросы.

И Он готов дать нам Себя. Он хочет дать нам себя и через это избавить нас от боли и просветить наши души любовью.

Молитву сравнивают с дыханием души или с пищей для души. Кто молился, тот испытал верность этих сравнений на себе. Наука не смогла пощупать, измерить ту субстанцию, которая поступает в душу при молитве. Церковь называет эту субстанцию благодатью. Молитва – самый быстрый целитель душевной боли.

Не менее необходимый источник благодати для человека – причастие тела и Крови Христа. Данная статья – не богословская. Мы хотим лишь указать вам единственно верный путь излечения души от ее боли. Поэтому относительно великого чуда причащения скажем лишь то, что плоды этого чуда несомненны и ощутимы. Множество известных мне людей избавилось после причастия от тяжелейших психологических расстройств, заболеваний тела, отчаяния, депрессий, а один раз практически на моих глазах женщина выздоровела от меланомы (очень агрессивная злокачественная опухоль). Причастию предшествует целительное таинство покаяния – исповеди. Во время исповеди человеку прощаются все исповеданные им грехи. Из его души как бы вынимаются все те гвозди, которые он вонзил в нее, исцеляются все нанесенные себе раны. Совесть человека становится чистой. Помните ли вы еще, как хорошо на душе, когда совесть чиста?

Можно удовлетвориться краткосрочным эффектом, благополучным переживанием определенного кризиса. Но тогда вскоре придет новый кризис. Возможно, тяжелее прежнего. Если вы не хотите испытывать боль, хотите жить в любви и радости, о душе нужно заботиться постоянно.

Нужно приучить себя давать душе то, что ей нужно и не делать того, что ранит ее. Для этого необходимо изменить свои привычки.

Это долгий процесс, требующий постоянного внимания и усилий. Но по мере того как вы с помощью Врача будете находить свои ошибки и исправлять их в глубинах своей души, тяжесть будет оставлять вас, чувство истинной радости наполнит вашу душу.

Основную работу будете делать не вы, а этот неоцененный нами всеведущий, любящий Врач. От вас требуется лишь принять этот чудесный дар исцеления.

Если Вы хотите быть телесно здоровыми, то должны соблюдать правила гигиены. Если хотите быть здоровыми душевно, то тут тоже надо соблюдать свои гигиенические нормы). Как сказал по этому поводу профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского: «Есть же такое понятие как психогигиена. Не делай того, что нарушает психическое здоровье! Прочитай десять заповедей – там всё написано! Не знаем законов, делаем массу глупостей».

Об этом говорит опыт поколений, живших до нас. Они это хорошо понимали, видели, ощущали результаты, передавали детям.

И не ругайте боль, не жалуйтесь на нее, не страдайте, а идите её лечить.

Михаил Хасьминский, кризисный психолог

lazarev.ru

Источник