Как вылечить невнятную речь

Как вылечить невнятную речь thumbnail

Сложности речи – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

невнятная речь

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

невнятная речь причины

  • Дегенеративные заболевания.
  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания — это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление – системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

невнятная речь у ребенка

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

невнятная речь у взрослых

При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

почему невнятная речь

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

невнятная речь причины у взрослых

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие переключение внимания с одной деятельности на другую.

Правила формирования речи

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

невнятная речь звук

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

Источник

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая — импрессивная.

Вторая — экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

Импрессивная

Экспрессивная

  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  •  Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к врачу логопеду.

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам:

  • неврологу;
  • лору;
  • терапевту;
  • логопеду.

Источник