Как вылечить рак православие
Филимонов Сергий, протоиерей. Православный взгляд на онкологию. — 4-е изд. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 144 с.
Эту книгу написал священник, кандидат медицинских наук, практикующий врач. Она имеет пограничный характер, на стыке медицины и религии, медицинской деонтологии и христианской нравственности. Задача книги — помочь больному правильно отнестись к своей болезни и окружающим обстоятельствам, настроиться на лечение и жизнь, обрести христианское отношение к болезни. Она будет полезна как для врачей, студентов, так и для пациентов и их родственников.
«Независимо от того, подтвердится предполагаемый диагноз или нет, — постарайтесь эту ситуацию воспринять правильно, по-христиански: как своего рода Божию милость, когда Господь дает вам время и повод наконец вспомнить о Вечности, в которую рано или поздно из земной, временной жизни уходит бессмертная душа каждого из нас.
Это возможность остановиться и пересмотреть заново всю свою жизнь: переосмыслить отношение к Богу и Церкви, расставить правильные акценты в жизненных ценностях, отделив главное от второстепенного, изменить отношение к родственникам, расстаться с непрощением людей и затаенными обидами на ближних. Должен произойти настоящий жизненный переворот.
Какая вечность ожидает нас — вечное блаженство или вечное страдание — зависит от нас самих. От того, как веровали, от того, как наполняли свою веру праведными делами и покаянием. Милость же Господа столь беспредельна, что Он и на исходе нашего грешного земного бытия готов даровать нам спасение: были бы молитвы теплы и сильны, было бы покаяние глубоким и искренним, явилась бы на деле любовь к ближнему. И главное — осталось бы только время на все это! И чем больше — тем лучше… В любом случае, сколько бы ни отпустил вам теперь Господь лет, месяцев и дней — онкологический диагноз, безусловно, есть Божий призыв распознать время усиленных и более частых молитв, добрых дел и углубленного покаяния, соединенного (по согласованию со священником) с более частым Причащением Святых Христовых Таин».
Содержание
Предисловие
Когда диагноз предположительный и окончательно не подтвержден
Когда диагноз подтвердился
Смысл необратимого онкологического заболевания
Психология онкологического больного. Религиозно-психологические аспекты
Основные задачи пациента после подтверждения диагноза и госпитализации
Правильно использовать время
Обрести духовное исцеление, не уйдя в суеверия и мистику
Осознанно подойти к необходимости хирургического вмешательства и необходимости лечения
Как можно быстрее начать осуществление плана лечения
Держать себя в руках, не культивировать в себе ужас
Молиться о выздоровлении, об облегчении боли
Ответственность за вечную жизнь пациента
Всегда ли больному сообщают диагноз
Приглашение к больному священника. Ответственность врача
Ответственность родственников
Морально-нравственные проблемы в онкологии. Задачи врача-онколога
Всесторонняя квалификация врача
Внезапность изменения жизни
Достоверность диагноза
Достационарное обследование
Решение об операции
Беседа с больным и его родственниками
Выбор оперирующего хирурга
Средний медперсонал
Важность информации для пациентов
Поиск больными дополнительных консультантов
Помощь больным IV клинической группы
Излечивается ли рак при совершении церковных таинств
Пост онкологического больного
Случаи исцеления от рака по молитвам
Помощь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Помощь Пресвятой Богородицы через Ее святые иконы
Помощь по молитвам святых угодников Божиих
Псевдолекари и шарлатаны
Вера в оккультные теории приводит людей к смерти
Биоэнергетика, экстрасенсорика, магия, целительство
Какие «молитвы» читают экстрасенсы
Псевдоцелительские секты
Распространение оккультизма — результат безверия
Допустима ли эвтаназия для прекращения страданий
Когда Господь продлевает жизнь
Приложения
Приложение 1. Молитвы об исцелении при онкологических заболеваниях
Краткая молитва болящего ко Господу
Молитва ко Пресвятой Богородице пред чудотворной Ее иконой «Всецарица»
Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону
Молитва святителю Луке исповеднику, архиепископу Крымскому
Приложение 2. Некоторые системы питания, разработанные для онкологических больных
Может ли система питания победить рак
Диета Макса Герсона (Германия, США)
Диета Корнелиуса Моэрмана (Нидерланды)
Диета Дианы Грант Даер
Диета Джоанны Бадвиг (Германия)
Диета Вольфа Ласкина (Россия, США)
Особенности питания при разных локализациях рака
Настои и отвары при различных локализациях рака
Пряности при раке
Растительные масла при раке
28 января 2019 г.
Источник
Фото: www.flickr.com/photos/jeronimooo/
Для кого-то рутиной становится такое, что непривыкших приводит в ужас. Священник Андрей Битюков многие годы приходит к людям, болеющим раком, часто ему приходится присутствовать при последних часах или минутах чьей-то земной жизни. Отец Андрей служит в храме святой мчц. Раисы Александрийской при 1-м Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. И. П.Павлова, но привыкать отказывается. Еженедельный молебен в этом храме перед иконой Божьей Матери «Всецарица» (день празднования в честь этой иконы — 31 августа), — это всегда прошение о конкретных людях, чьи лица, голоса и чья боль в памяти священника. Но говорить он предпочитает не об отчаянии, а о надежде, о встречах не со смертью, а с жизнью.
Заболел и что-то понял
— Отец Андрей, Вам постоянно приходится наблюдать, как люди, столкнувшись с болезнью, начинают усиленно молиться. Но скептики говорят: «да нет в ваших молитвах ничего особенного, простая психология». Вы знаете примеры, когда действие молитвы явно выходило за рамки психологии?
— В юности я работал в хосписе. И там встретил женщину, которую я считаю святой. Она приехала в больницу, будучи уже на последней стадии онкологического заболевания. В процессе нашей с ней беседы выяснилось, что у неё было около десяти абортов, причем большую часть из них она сделала себе сама. И, заболев, первое, что она спросила — не «за что мне это?», а «что я должна делать теперь?» Ей сказали: «Молитесь. Вот вечерние и утренние молитвы. Вот есть акафист для женщин, совершивших убийство ребенка во чреве». И как к ней ни придешь, она сидит на кровати — очки на самом кончике носа — и молится. Потом человек стал прямо-таки светиться, от нее в палате было хорошо. Люди не хотели оттуда переводиться, хотя там была самая большая и густонаселенная палата в хосписе. От этой женщины исходил покой. Я перевязывал ее, и даже прикасаться к ней было приятно, хотя перевязка была очень тяжелой.
Этот человек умер совершенно спокойным. Вот это опыт и результат молитвы, который был прямо передо мной.
— Вы работали на «Скорой помощи», уже много лет служите там, где находятся люди с тяжелыми, порой неизлечимыми заболеваниями. Можете ли сказать, что сами для себя до конца раскрыли вопрос о причине и справедливости людских страданий, что ничто здесь не вызывает Вашего сомнения, внутреннего протеста?
— Тема физических страданий мне достаточно понятна. Хорошо сформулировал святитель Иоанн Златоуст, сказав, что человек, который научился с терпением переносить свои болезни, недалек от святости. И когда видишь много лет подряд, как люди эти болезни переносят, уже понимаешь, что к чему. Сложнее понять страдания, которые производят в этом мире здоровые люди.
А что касается больных людей, то многим из них так или иначе смысл открывается.
Даже некоторые неверующие говорят: «Как хорошо, что я заболел — я что-то понял». А человек, который болеет, как бы постится — ему многое нельзя, он находится в изолированности от мирской суеты, в тишине. И ему приходят в голову мысли о том, как следует изменить свою жизнь, какие ошибки он совершал, что на самом деле ценно, а что нет.
— Но ведь иногда человек, заболевая, озлобляется.
— Да, для многих людей болезнь — это какой-то неправильно выбранный поворот, они начинают в этом винить или себя, или других, или Бога. С такими людьми надо разговаривать, предлагать им другое видение ситуации. И я не жду, что человек после разговора со мной сразу изменится. Люди после разговора с Богом — и то не менялись. Так что всегда говорю: «Можете со мной не соглашаться. Сейчас я уйду, Вы останетесь, у Вас возникнут вопросы, контраргументы — и очень хорошо. Мы с Вами еще раз встретимся, я Вас выслушаю, и будем дальше разбирать эту тему».
Слушать людей
— Бывает ли у людей в особо тяжелых ситуациях негативная реакция на Вас и на Ваши слова о Боге?
— На отделениях, где бываю, с людьми, которые меня не хотят видеть, я и не встречаюсь. Не потому, что не хочу, а потому, что они ко мне не обращаются. Надо сказать, что кроме детского отделения я посещаю и гематологические, и хирургические отделения для взрослых 1-го Санкт-Петербургского государственного медицинского университета. Как-то раз один пациент отбросил одеяло, показав, что у него ампутированы обе ноги, и сказав: «А где Бог-то твой, если я без ног остался?» Я его спросил: «Скажите, пожалуйста, какой у Вас стаж курения?» Человек ответил, что больше 50 лет. Именно курением была вызвана его болезнь. Говорю ему: «Так Бог-то тут в чем виноват? Ведь Минздрав предупреждал». Конечно, на этом наш разговор не закончился, я не оставил человека просто с мыслями, что он сам виноват, но попытался его утешить, показать, что жизнь-то продолжается, что можно как-то решить вопрос о реабилитации, воспользоваться протезами — если человек этого хочет.
— Какая история, случившаяся за годы служения в детской больнице, потрясла вас, запомнилась вам больше всего и почему?
— Я отпевал самого маленького пациента нашей клиники. А перед этим, когда ребенок еще болел, мы очень долго говорили с его мамой. У его родителей был близкородственный брак. Причем оба они понимали, что их союз — неправильный. Но любовь оказалась сильнее. В этом браке родилось трое детей, младший из которых появился уже с врожденным лейкозом. И когда я совершал его отпевание, мама как-то удивительно себя вела, спокойно, мудро, что ли… потом она мне сказала: «Батюшка, я воспринимаю эту потерю не как наказание. Но я знаю, что мы с мужем теперь будем делать. Мы не расстанемся, но детей у нас больше не будет — будем растить тех, что есть». И это все было сказано не с отчаяньем, а с жаждой жить дальше.
С детьми и их родителями у меня обычно складываются целые истории, ведь дети находятся в клинике подолгу, у нас возникает очень доверительное общение. И я вижу, когда Господь готовит родителей к тому, что ребенок уйдет. Это ведь не внезапная трагедия. Особенно если родители ходят в храм, причащаются, они внутренне оказываются более собранными, готовыми и к такому исходу болезни, они этот исход тоже принимают. А дети, если у них ничего не болит, страдают гораздо меньше, чем взрослые.
Фото: https://vk.com/a.bityukov
— Если родители и больной ребенок — люди нецерковные, то в чем Вы видите свою задачу: просто утешить их или воцерковить?
— Наверно, просто оказаться рядом, быть в этой ситуации, по возможности разделить с людьми их страдания, выслушать их. В отношениях с пациентами и их родственниками для меня самый главный учитель — митрополит Антоний Сурожский, который учит тишине, учит молчать. Не надо идти к постели больного с заготовленными фразами. Послушай людей, помолчи, войди в атмосферу их страданий — пусть они все выскажутся.
Известно, что если кто-то узнал о смерти близкого и плачет, кричит, то не надо его сразу бросаться утешать — надо дать этой разрушительной силе из него выйти. А когда человек проплачется, ему можно будет положить руку на плечо и разговаривать с ним.
Многие люди именно во время болезни переосмысливают свою жизнь, правильно расставляют в ней приоритеты. И если им хочется поговорить со священником, то вот я — тут как тут.
— Можете ли Вы сформулировать несколько главных правил для человека, который узнал, что болен и что от этой болезни, возможно, не будет исцеления?
— Надо ценить время, надо ценить людей и учиться созерцать. Если человек верующий, в своем опыте болезни он может приблизиться к опыту святых. Ведь многие из них были инвалидами. Вспомните Серафима Саровского, Амвросия Оптинского. Люди шли к ним, святым инвалидам, со своей болью, а у них были свои боли, и не только телесные — им приходилось терпеть от братии подозрения, клевету, доносы. И вот подвижник в такой непростой ситуации жил и при этом еще нес груз боли других людей, который не уменьшался, а только прибавлялся.
К этому уникальному опыту больной человек может приобщиться, если перестанет задавать себе вопрос «Почему именно я заболел?» и скажет Богу: «Да будет воля Твоя! Я хочу увидеть то, что Ты мне хочешь показать». А у родственников больного человека есть уникальная возможность наконец-то на деле показать, что они действительно его любят. Это непросто, зато это по-настоящему.
Важно не привыкать
— Вам как священнику обычное человеческое сочувствие, эмоциональная реакция помогает или мешает общаться с больными и их близкими?
— В общении с больными эмоции должны быть на втором плане. Это же самое я говорю и прихожанам, которые очень тяжело переживают общение с заболевшими родственниками, особенно с теми, кто страдает старческими недугами. Ведь больные люди порой ведут себя нехорошо, находят очень едкие слова. Но если ты общаешься с больным человеком на эмоциональном уровне, ты колоссально тратишься духовно, психологически. И своими эмоциями ты сам себя связываешь. Когда я работал на «Скорой помощи», нельзя было ахать и охать при виде той или иной страшной трагедии — тут нужно взять себя в руки и делать свое дело. Твои эмоции в данный момент никому не нужны — тебя позвали, чтобы ты помог. Вот после того, как ты помог и закрыл за собой дверь, можешь расслабляться и плакать — но не там, где твоя помощь нужна. Поэтому стараюсь эмоционально не вовлекаться, несмотря на то, что некоторые ситуации поражают — когда дети болеют, я, будучи сам отцом, не могу относиться к этому совсем без переживаний.
— Знакомо ли Вам так называемое выгорание? Если да, как Вы с ним справляетесь?
— Мне кажется, важно не привыкать к этим ситуациям. Ведь больные — люди очень интересные. Особенно если болезнь уже в необратимой фазе, жизнь человека становится настолько спрессованной, он освобождается от разной «шелухи». Я воспринимаю это как книгу, которую мне Господь дает прочитать, чтобы я понял смысл жизни. Не могу сказать, что это именно утомляет. Поэтому не могу сказать, что выгораю. Хотя раньше что-то подобное было — опять же, из-за эмоций, особенно с детьми, когда видишь, как они быстро взрослеют. Вот мальчишке семь лет, а он уже очень взрослый по уровню сознания, он выстрадал себе эту взрослость. И вот он уходит — а он тебе стал уже другом за время вашего знакомства, ведь вы с ним общались по-серьезному. Эти потери, конечно, переносить тяжелее.
— Отец Андрей, так или иначе, Вы в разговоре затрагиваете сферу иррационального. В начале беседы Вы назвали женщину, о которой рассказывали, святой. Не боитесь ли выражаться так однозначно: «святой» или «чудо»?
— А восприятие чуда вообще очень субъективно. Многие ведь остаются скептиками по отношению к чудесам, описанным в Евангелии. Кто-то сомневается в святости общепризнанных святых, а кто-то провозглашает святость людей очень сомнительных и с нравственной, и с церковной точки зрения. Я говорю о своем личном опыте — когда святость не спутаешь, когда ты вот этой бабушке руки хочешь целовать потому, что она распространяет такой мудрый покой.
Вот где смирение — ей умирать через день, а она спокойная и радостная.
Как еще назвать такого человека? У нее нет зла в сердце, у нее все хорошие.
И это не только бабушки. Помню совсем еще не старую женщину, которую я приходил причащать, у нее все время была улыбка на лице. Я ее спросил: «Почему Вы улыбаетесь?» Она ответила: «Потому что мне Господь столько явил в этой болезни! Я должна была умереть десять лет назад. А вместо этого вырастила дочь — когда я заболела, ей было восемь лет, мой муж нас бросил. Как врач, я представляла, сколько могу прожить. И молилась только о том, чтобы Господь дал мне возможность вырастить ребенка». Вот такие случаи меня убеждают, что Господь особенно близко к этим людям.
* * *
Об иконе «Всецарица»
День празднования — 31 августа
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон в Греции. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке и, по преданию, была благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.
На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, осеняющие крылами Пречистую Деву.
Согласно древнему монастырскому преданию, однажды к иконе подошел юноша и принялся что-то невнятно бормотать. Внезапно лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на иконах. Случившееся у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, он встал на путь покаяния и изменил свою жизнь. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком.
11 августа 1995 года список чудотворной иконы «Всецарица» прибыл в Россию – в московский детский онкологический центр на Каширке. На молебнах Божией Матери «Всецарице» молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы.
В 1997 году один из списков иконы «Всецарица» был пожертвован в московский Новоспасский монастырь и почитается как чудотворный и мироточивый.
В связи с многочисленными сообщениями об исцелениях от раковых заболеваний, переданных вместе с медицинскими заключениями, в Московскую Патриархию из Екатеринбургской епархии в 2004 году, один из списков иконы «Всецарица» из Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково был включен в число местночтимых икон епархии.
Источник