Как вылечить ребенка инвалида

Как вылечить ребенка инвалида thumbnail

Болезнь ребёнка — это не только страдания ребёнка. Рядом с ним борются, любят, страдают, бьются, близкие ему люди. Иногда кажется, что сил уже нет. Те, кто испытывал это состояние, хорошо знают, как хочется иногда отвернуться лицом к стенке и не шевелиться, ничего, никого не видеть, ни с кем не общаться. Но никогда нельзя опускать руки!

Как вы могли понять из названия статьи журнала Reconomica, речь пойдет о том, что необходимо сделать в первую очередь, если ваш малыш не такой, как все, а также, о лечении и реабилитации ребенка-инвалида, а именно, каким образом свести к минимуму расходы на эти мероприятия. 

О себе и своей семье

Всем привет! Меня зовут Анастасия. 

Волею судьбы в нашей семье родился долгожданный малыш, но не обычный, а с особенностями развития. В полтора года ребенку поставили диагноз — ДЦП. Еще до этого мы понимали, что нашему сыну требуется дорогостоящая реабилитация для устранения двигательных нарушений и отставания в развитии.

ребенок-инвалид с мамой

Ребенку-инвалиду требуется постоянное внимание.

Сейчас ребенку три с половиной года, мы достигли определенных результатов, могу сказать, что все усилия были не напрасны.

На данный момент наш сын ходит самостоятельно — это большая победа, но многое еще предстоит сделать.

Не буду долго затягивать, расскажу, как нам удалось и удается по сей день минимизировать расходы на лечение без ущерба качеству получаемых услуг.

Установление инвалидности

Для того, чтобы врач смог выписать то или иное лекарство, а также направить на реабилитационное лечение нуждающегося в нем ребенка, необходимо поставить диагноз. Зачастую, сделать это крайне сложно, дети годами живут без точных диагнозов, особенно, в регионах.

Если у ребенка стойкие нарушения здоровья, то рекомендую как можно раньше оформить инвалидность. Как бы это не звучало, но данный статус очень помогает в некоторых случаях. 

Инвалидность можно оформить без присутствия малыша, если, к примеру, его невозможно транспортировать.

Индивидуальная программа реабилитации

Вот как раз перед оформлением инвалидности встает вопрос о том, что нужно включить в ИПР (индивидуальную программу реабилитации), в частности, важно вписать те технические средства реабилитации (ТСР), которые потребуются в дальнейшем. Зачастую, врачи при прохождении комиссии не имеют представления, какие ТСР можно вписать, а также, что требуется конкретному пациенту.

перечень ТСР

Федеральный перечень технических средств реабилитации.

В нашем случае при оформлении направления на комиссию данный список составлял невролог, а всю информацию ему предоставила я, предварительно ознакомившись с наименованиями на различных форумах. Также свои правки может внести ортопед и другие профильные врачи.

Если у ребенка уже есть инвалидность, но в ИПР мало что вписано, можно оформить корректировку этого документа, но придется пройти комиссию заново. 

От списка в ИПР очень сильно зависят дальнейшие расходы на покупку необходимого для ребенка.

Читайте также: Сколько государство будет платить молодым родителям? Ежемесячные выплаты на рождение первенца в 2018 году.

Наш список в ИПР, и как удалось на этом сэкономить

  1. Нам вписали подгузники — 90 штук в месяц. Это довольно ощутимо для нашего семейного бюджета. Считаем, даже самые дешевые памперсы будут стоить в таком количестве минимум 1000–1100 рублей.
  2. Ребенку, даже неходячему, положена обувь. В нашем случае это две пары летней обуви и две пары зимней. Ортопедическая летняя обувь оплачивается за пару примерно 6000 рублей, а зимняя — до 8000 рублей.
  3. Нам рекомендована коляска для прогулок. Ее минимальная стоимость составляет около 25 000 рублей, также по аналогичной цене мы получили коляску комнатную.
  4. Кроме всего прочего мы получили ходунки (примерно за 15 000 рублей), опору для сидения (примерно за 12 000 рублей), а также мелкие средства реабилитации типа корсета, туторов на ноги и т. п.

При первом обращении в бюро МСЭ нам вписали только обувь и подгузники. Все остальное пришлось вписывать повторно, так как никто об этом не информирует.

Совсем недавно я также узнала, что если в семье есть автомобиль, а инвалид неходячий, то можно оформить компенсацию в 50% от стоимости полиса ОСАГО.

Этот нюанс также стоит вписать в ИПР. Я получила возврат за ОСАГО около 6 тысяч рублей.

Оформление льгот

Как только мы оформили все документы и ребенок получил статус инвалида, я пошла оформлять пенсию и другие льготы (зависят от региона) — об этом подробно проинформируют в МФЦ или соцслужбе. В эти льготы входит еще и пособие маме по уходу за ребенком-инвалидом (если мама не работает), а также компенсация 50% от стоимости услуг ЖКХ. Все эти льготы оформляются в одном окне, поэтому на них останавливаться не буду.

инвалидная коляска, игрушка

Обязательно надо узнать о всех положенных льготах.

Постановка диагноза

Хоть ребенку и установили инвалидность, но точного диагноза у нас еще не было, просто стоял диагноз — ДЦП.

Сразу обращаться в столичные НИИ и клиники мы не могли, нужно пройти максимум обледований у себя в городе. Но список анализов и процедур настолько небольшой, что поставить точный диагноз нам не смогли, хотя, по-прежнему не отправляли в Москву или Санкт-Петербург.

Читайте также: Работа в больнице: откровения санитарки.

Без хитрости не обошлось

Вот тут я прибегла к небольшой хитрости. Пришлось немного потратиться, но в дальнейшем мы получили высокотехнологичную медицинскую помощь, обследование и реабилитацию в одном из лучших НИИ России бесплатно. А в нашем городе в этот же институт ждут направления минимум полгода.

Если не хотите терять драгоценное время и тратить кучу денег на бесполезные анализы и обследования, то советую поступить также.

Бесплатная реабилитация

Я выбрала интересующий нас НИИ, изучила информацию в Интернете, узнала, что у них есть консультативный центр, позвонила и записалась на платный прием. Прием стоил около трех тысяч рублей, но на УЗИ и анализы было потрачено гораздо больше.

Приехав на консультацию, я поняла, что мы прибыли по адресу. Нам сразу же дали направление на госпитализацию, где потом полностью обследовали, поставили диагноз, а также провели реабилитацию.

При выписке мы договорились с врачом о повторном визите. Таким образом, мы получили возможность раз в полгода обследоваться и реабилитироваться в престижном лечебном заведении.

Санаторно-курортное лечение

В промежутках между лечением в НИИ нам все равно нужна была реабилитация. Я узнала, что ребенку-инвалиду положено санаторно-курортное лечение от разных организаций (здравоохранения, поликлиники, соцстраха). Если встать на очередь во все эти заведения, то можно попасть в санаторий не один раз в год.

зал ЛФК

В санатории обязательно проводятся занятия лечебной физкультурой.

Быстрее всего мы попали по направлению от поликлиники. Поехали сразу же, где была достаточно хорошая реабилитация. Кроме того, позвонив в местный реабилитационный неврологический центр, я узнала, что нам положена внеочередная реабилитация раз в три месяца. Если вы едете на лечение по направлению от здравоохранения, то транспортные расходы оплачиваются государством.

Таким образом, узнав максимально подробно все возможности бесплатной реабилитации, я лечу ребенка бесплатно. При этом мы ездим только в проверенные центры.

При любом визите в больницу (госпитализации) я не стесняюсь просить провести дополнительные обследования. Так, к примеру, в нашем городе диагностика слуха стоит около 3000 рублей, а в НИИ нам провели эту процедуру бесплатно. Не говоря уже об МРТ: оно еще дороже, а очереди на бесплатную процедуру ждать долго.

Бесплатное дошкольное обучение

По достижении трех лет любому ребенку положено место в детском саду. Даже если ребенок не может посещать сад, то можно прикрепиться к ближайшему детсаду. Воспитатель будет приходить раз–два в неделю и бесплатно проводить развивающие занятия. Детский сад для детей-инвалидов бесплатный.

Никто не имеет права запретить посещать детский сад ребенку-инвалиду, но при этом, если ребенок не передвигается сам, нужен сопровождающий. Ребенок может находиться с мамой (или другим сопровождающим) столько времени, сколько хочет. Также дети-инвалиды бесплатно обеспечиваются питанием в саду.

Нюансы посещения детского сада

Мы полгода ходили в садик вместе с ребенком, пока он не мог ходить сам, посещали все мероприятия, занятия, прогулки. Также у нас проводились индивидуальные занятия лечебной физкультурой дважды в неделю.

Читайте также: Как воспитать ребенка, не повредив ему психику. Рассказывает педагог со стажем.

занятие в детском саду, ребенок-инвалид

В детском саду ребенок-инвалид развивается быстрее.

Было довольно сложно взаимодействовать с персоналом детского сада, так как дети-инвалиды с сопровождающим для них были непривычными, но мы нашли общий язык. Сейчас ребенок ходит в садик без меня на полный день, а физическое и психическое развитие стало улучшаться быстрее.

При возникновении малейших недопониманий я без стеснения уточняла вопросы у воспитателей, а также выражала свои мысли заведующей.

Кроме того, свои права перед поступлением в сад я уточнила в Министерстве образования, чтобы быть подготовленной и знать, что положено моему ребенку.

Заключение

В заключение, хочу сказать, что, конечно, очень тяжело, когда на руках ребенок-инвалид, но не стоит отчаиваться, а нужно успокоиться, принять ситуацию, направить все силы на улучшение его здоровья.

Читайте также: Что взять в роддом? Что нужно новорожденному и как на этом сэкономить. Полезные советы от матери двоих детей.

А также советую изучить всю существующую информацию касательно прав инвалидов, положенных льгот, не стесняться спрашивать различных специалистов, по максимуму оформлять все необходимые документы, льготы, вступить в существующие в вашем городе организации инвалидов и не бояться вести диалог с людьми.

зал для занятий с инвалидами

Зал для занятий с детьми-инвалидами.

Конечно, инвалидность члена семьи — это достаточно затратно для бюджета, но можно минимизировать расходы за счет различных компенсаций, льгот, бесплатного лечения и оформлять по максимуму все, что положено. Никто ничего не принесет на блюдечке, нужно самим бороться за свои права!

И главное, везде есть люди, не нужно никогда стесняться спрашивать, просить то, что положено и требуется. В этом заключается успех реабилитации и лечения, главное — не сидеть сложа руки!

Источник

Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.

Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.

Денежные выплаты

Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.

Есть и ежемесячная помощь — дети-инвалиды в 2019 году могут получать 2701 Р. Однако полную сумму заплатят, только если семья ребенка откажется от бесплатных лекарств, путевок в санатории и льготного проезда в поездах. Если пользоваться этими льготами хочется, то в месяц будут платить меньше — 1580 Р.

Деньги могут получать и родственники, которые присматривают за ребенком: родителям полагается 5500 Р в месяц, а если за ребенком ухаживает кто-то другой, пенсионный фонд заплатит 1200 Р. Эту выплату может получать только один взрослый: для этого он должен не работать и не иметь другого заработка — пенсия и пособие по безработице тоже считаются.

Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.

В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.

Читайте также:  Стресс как его вылечить

Бесплатные лекарства

Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.

Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.

Необходимое оборудование

В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.

Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.

Реабилитация

Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.

Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.

Помощь с жильем

Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.

При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.

Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.

Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.

Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.

Льготы по налогам и ЖКХ

Каждый из родителей детей-инвалидов имеет право на ежемесячный налоговый вычет в размере 12 000 Р. Если ребенка воспитывает одинокий родитель или супруг отказался от вычета, вычет выплатят в двойном размере.

Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.

Специальные условия обучения

Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.

Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.

Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.

Транспорт

Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.

Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.

Особые условия работы

Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.

Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.

Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.

Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.

Почитайте еще о действующих льготах:

  1. Для многодетных семей в Москве.
  2. Для предпенсионеров.
  3. Для семей с ипотекой.

Источник

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Виды реабилитации детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Читайте также:  Как эффективно вылечить суставы

Психологической реабилитации инвалидов

Виды реабилитации детей-инвалидов

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Виды реабилитации инвалидов

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.

Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов. Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности. Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Виды реабилитации инвалидов

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Виды реабилитации инвалидов

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей. Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая. Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Виды реабилитации инвалидов

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил. Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра. Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Виды реабилитации инвалидов

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.

Источник