Как вылечить религиозный фанатизм

Как вылечить религиозный фанатизм thumbnail

Религиозный фанатизм может быть рассмотрен в контексте ментального или психологического нездоровья – некоторые западные авторы склонны считать, что механизм его схож с тем, что приводит людей к наркотической или алкогольной зависимости. Рассмотрение таких явлений, как религиозный фанатизм и экстремизм, в качестве патологии, которая, возможно, поддается психокоррекции – новое направление, однако вполне возможно, что решение одной из самых старых и больных проблем человечества кроется именно здесь.

Содержание:

  • Что такое религиозный фанатизм?
  • Примеры религиозного фанатизма
  • Причины религиозного фанатизма
  • Лечение религиозного фанатизма за границей
  • Можно ли получить качественное лечение религиозного фанатизма в Москве?
  • Где пройти лечение религиозного фанатизма в Санкт-Петербурге?
  • Почему пациенты часто выбирают лечение религиозного фанатизма в Израиле?
  • Стоимость лечения религиозного фанатизма
  • Отзывы о лечении религиозного фанатизма

Что такое религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм – это экстремальная подверженность какой-либо религиозной идее, которой подчиняется не только личность фанатика, но и его повседневная жизнь, а также попытки распространить подобные убеждения и образ жизни на других людей. Религиозный фанатик убежден, что только ему и группе его единомышленников дано единственно верное знание о мироустройстве, только проводимый его религиозным сообществом культ – правильный, и его цель – распространить этот культ на как можно большее количество людей.

религиозный фанатизм

Надо сказать, что религиозный фанатизм, по-видимому, существует столько, сколько существует человечество. На протяжении всего известного исторического периода люди в той или иной степени имели дело с культами и религиозными фанатиками, и, по всей видимости, к настоящему времени узнали все о религиозном фанатизме, кроме главного – как решить эту проблему.

Почему религиозный фанатизм является проблемой? Независимо от того, является ли фанатик лидером группы или одним из последователей, он абсолютно уверен в непогрешимости своего учения, а также в том, что оно настолько совершенно, что ему должны подчиниться все. При этом совершенно неважно, какова именно идея. Окружающим, не вовлеченным в определенную религиозную группу, она может казаться абсурдной, она может легко опровергаться научными знаниями – все это не имеет никакого значения для фанатика, потому что к своему состоянию и к своему культу он относится некритично. Его вера для него абсолютна, он не подвергает свои идеи сомнению и не терпит, чтобы сомнению их подвергали другие.

Не будет преувеличением сказать, что фанатики, как религиозные, так и идеологические – одно из главных бедствий человечества. Идеи, захватывающие их, относятся к категории сверхценных, таких, что ставятся выше жизни человека, а иногда и выше жизни целых народов.

Итак, религиозный фанатизм представляет собой патологию, поскольку несет в себе ущерб здоровью и благополучию человека. Часто фанатику необходима такая же помощь, как и при реабилитации наркоманов.

Признаки религиозного фанатизма:

  1. Нетерпимое отношение к любым другим религиям, явно или скрыто агрессивное отношение к представителям иных вероисповеданий, а также атеистам или людям, хотя и относящим себя к одной из религий, но не придерживающихся явно ее догматам правилам.
  2. Ограниченность мышления. Любые знания, которые идут вразрез с исповедуемой доктриной, или просто не вписываются в нее, отвергаются.
  3. Неприятие критики. Фанатик агрессивно реагирует на попытки подвергнуть сомнению его идеи, вплоть до физического насилия в отношении критикующего, которое он считает вполне оправданным (ради истины), даже если в повседневной жизни не агрессивен.
  4. Навешивание ярлыков на людей иной веры, людей, не разделяющих его идеи, а иногда и разделяющих, но не так рьяно, как это считает правильным фанатик. Примеры таких ярлыков: поганые, язычники, безбожники, богохульники, христопродавцы и т. д.

Примеры религиозного фанатизма

Все мы слышали о преступлениях, связанных с религиозным фанатизмом. Приведем несколько таких примеров:

  1. Массовое похищение в Чибоке – 276 девочек из христианских семей были похищены в городе Чибоке в Нигерии в 2014 году представителями секты «Боко харам». Судьба большинства из них до сих пор неизвестна, по некоторым данным, они были выкрадены с целью обращения в ислам.
  2. Убийства, совершенные сектой Мэнсона. Чарльз Мэнсон, создавший секту «Семья», члены которой в 1969 году совершали убийства людей, целых семей, с целью препровождения в жизнь своих религиозных идей. В частности, ими был убит режиссер Роман Полански.
  3. Массовое отравление зарином в Токийском метро – террористический акт, совершенный сектой Аум Синрике. Газовая атака была элементом «последней войны Добра и Зла», одного из краеугольных постулатов в учении секты.

К сожалению, этот список может быть продолжен практически до бесконечности.

Причины религиозного фанатизма

Большинство исследователей в настоящее время сходятся во мнении, что религиозный фанатизм – проявление психического неблагополучия, комплекса неполноценности, внутреннего конфликта и невроза. Кроме того, нередко религиозный фанатизм напрямую связан с психическим заболеванием.

причины религиозного фанатизма

Специалисты отмечают, что религиозному фанатизму подвержены определенные типы людей:

  • Внушаемые, привыкшие быть ведомыми, подверженные влиянию;
  • Несформированные личности, люди, не имеющие своей системы ценностей и мировоззренческих установок;
  • Не обладающие критическим мышлением;
  • Склонные к эмоциональным, необдуманным поступкам.

Лечение религиозного фанатизма за границей

Лечение религиозного фанатизма зависит, в первую очередь, от той патологии, что стоит за ним. Важным его условием является желание пациента вылечиться, однако если он такого желания не изъявляет, специалисты могут проконсультировать близких и подсказать им, какой подход может помочь мотивировать человека, страдающего религиозным фанатизмом.

Специалисты рекомендуют, в первую очередь, отказаться от осуждения и попыток наказать человека – такой подход не оправдывает себя ни в лечении наркомании, ни в лечении других зависимостей и поведенческих нарушений.

Если речь не идет о психическом заболевании, тактика схожа с той, что используется «Анонимными алкоголиками» и им подобными группами. Первый шаг – признание проблемы. Затем постепенно человек обучается мыслить гибко, подходить к безапелляционным утверждениям критически, сопротивляться попыткам манипулировать собой. Такой подход называется депрограммированием. Под руководством опытного психотерапевта, в процессе индивидуальной и групповой психотерапии, пациент приходит к пониманию ошибочности фанатичного отношения к религии. Важно, что при этом пациент предохраняется от попыток уйти в другую форму разрушительного поведения. Он обучается решать повседневные проблемы, не сбегая от них в зависимости.

Можно ли получить качественное лечение религиозного фанатизма в Москве?

В настоящее время помощь в лечении религиозного фанатизма в Москве можно получить в клинике Ренессанс, которая специализируется на лечении всех видов зависимостей и других психических расстройств. Реабилитационный центр Ренессанс имеет сертификат, подтвержденный Министерством здравоохранения Израиля, удостоверяющий качество лечения по израильским стандартам.

Читайте также:  Лимфоциты повышены как вылечить

Где пройти лечение религиозного фанатизма в Санкт-Петербурге?

«Ренессанс» — решение и для пациентов из Санкт-Петербурга. Теперь и жители этого города имеют возможность получить высококачественное лечение зависимости, всех ее видов – от лекарственной до религиозной. Медицинский центр, работающий по израильским методикам, имеет большой опыт положительного лечения самых сложных пациентов.

Почему пациенты часто выбирают лечение религиозного фанатизма в Израиле?

По всей видимости, на сегодняшний день Израиль – страна, которая сталкивается с религиозным фанатизмом постоянно, во всех его проявлениях – от безобидных, вроде иерусалимского синдрома, до военной агрессии со стороны групп религиозных фанатиков, поддерживаемых государствами с фундаменталистской идеологией. Поэтому израильский опыт в отношении религиозного фанатизма является совершенно уникальным, и не будет преувеличением сказать, что израильским экспертам в этом вопросе нет равных в мире. Это делает лечение в Израиле привлекательным для тысяч медицинских туристов.

лечение религиозного фанатизма в Израиле

Существует отклонение, связанное с религиозными убеждениями, которое проявляется только в Израиле, по крайней мере, только здесь его исследовали – иерусалимский синдром. Вкратце его можно описать как превращение обычного человека в проповедника с мессианским поведением, которое выходит за рамки психической нормы, только лишь по факту пребывания в Иерусалиме. Это заболевание может быть манифестацией другой психической патологии, или же самостоятельным отклонением. Как в первом, так и во втором случае израильские врачи успешно с ним справляются.

Это лишь один пример, но в целом, израильские методики лечения психических расстройств считаются эффективными, а многие из них широко применяются в разных странах мира.

Подытоживая, можно сказать, что лечение религиозного фанатизма в Израиле пользуется популярностью, так как демонстрирует высокую результативность.

Стоимость лечения религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм может быть проявлением многих патологий. Все они требуют разного подхода, и соответственно, стоимость будет в каждом случае отличаться. Кроме того, на общую стоимость влияет и тот факт, проводится ли лечение религиозного фанатизма за границей или, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, где проживает пациент. Если вы (или ваш близкий человек) нуждаетесь в информации о том, сколько будет стоить такое лечение, свяжитесь с нами любым удобным для себя способом и сообщите о проблеме. Консультант реабилитационного центра «Ренессанс» подскажет, что нужно предпринять (переслать мед. документы, если речь идет о психическом заболевании, или побеседовать онлайн со специалистом по лечению подобных патологий), чтобы получить на руки персонализированную смету.

Если вас или ваших близких интересует лечение алкоголизма, алгоритм действий такой же.

Отзывы о лечении религиозного фанатизма

отзыв о лечении религиозного фанатизма«Моя сестра попала в секту. Только тот, кто сталкивался с этим, знает, какая это бела. Человека словно подменили – вместо жизнерадостной и ухоженной женщины перед нами была полусумасшедшая, постоянно что-то бормочущая старуха в белом балахоне, пошитом из простыни. Это страшно. Не буду описывать, сколько сил и средств потребовалось, чтобы вытащить ее оттуда и через что прошла ее семья. Но даже когда она вроде бы вернулась, прежней нашей Оли не было. Был глубоко невротичный человек, страдающий приступами паники, замкнутый и глубоко несчастный. Разговорить ее не получалось. Тогда мы решили обратиться к профессионалам. Когда-то в Ренессансе проходил лечение наркомании в Израиле мой знакомый, он нам их и посоветовал. Настроились ехать в Израиль, но оказалось, что теперь они есть и в Москве. Несколько месяцев лечения, поездка в Израиль (решили поехать, чтобы сменить обстановку без отрыва от терапии), и постепенно наш родной человек стал к нам возвращаться. Не все шло гладко, но шло, и сейчас прогресс очевиден. Оля вернулась к работе, общается с людьми, вернулась ее любовь к театру, а недавно снова стала смеяться. Как хорошо, что рядом оказались профессионалы!»

Еременко А., Москва, Россия

отзыв о лечении религиозного фанатизма за границей«Вернувшись из армии мой брат попал в секту сайентологов. Вначале мы не поняли, что речь идет о секте, разобрались только потом. Он очень изменился, нес какую-то чушь все время, ездил в поездки. С прежними друзьями рассорился, появились новые, такие же странные, как и он. Не работал, сказал, что ему не надо ходить на работу, что его работа в другом. Потом он поссорился с нами, и три года мы о нем не слышали. А сейчас вернулся, и сказал, что начинает жизнь с чистого листа, что с сайентологией покончено. К врачу пошел сам, и постепенно стал оттаивать. Поступил в институт на заочное, параллельно устроился на работу, девушка у него появилась, сейчас все хорошо. Пишу это для того, чтобы люди знали, что такое лечится».

Алена М., Москва

Источник

Религиозный фанатизм (лат. fanaticus «исступлённый, неистовый») — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим[1]. Религиозный фанатизм особо явно проявляется в религиозном сектантстве. Это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников[2]. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя религиозных принципов. Его психологическая основа — вера[3]. Характерно преобладание эмоционального над рациональным.

Среди основных типов религиозных фанатиков выделяют пассивно-созерцательных и активно-экстремистских.

Религиозно-фанатичные настроения используются для разжигания ненависти к представителям других вероисповеданий и расправы над еретиками. Религиозный фанатизм является, по мнению специалистов, одним из важнейших побуждений террористов-смертников[4].

Подходы к определению понятия[править | править код]

Жак-Бенинь Боссюэ[править | править код]

Понятие «фанатизм» ввел французский проповедник и богослов Жак-Бенинь Боссюэ (1627—1704), один из главных идеологов французского абсолютизма, который видел в католичестве официальную систему взглядов для монархической Франции. Фанатиками он называл протестантов, которые считали, что их вера зависит исключительно от Бога, а не от церковных установок и правил. Основой религии Боссюэ видел мораль и дисциплину. Христианство было для него образцом нравственности, но при этом всякое проявление чувства Бога и мистическое начало он воспринимал как «духовную чуму» (la peste spirituelle). Каждый носитель такой религиозности был для него фанатиком, сектантом и еретиком.

Боссюэ был пропагандистом религиозной нетерпимости: он вдохновил Людовика XIV разорвать в 1685 году Нантский эдикт, которым Генрих IV ввел в 1598 году равноправие для протестантов и католиков.

Читайте также:  Как и чем можно вылечить острый фарингит

Пьер Бейль[править | править код]

Французский мыслитель и богословский критик Пьер Бейль (1647—1706) характеризует религиозный фанатизм как «введенное в действие суеверие», или плод незнания, примитивной души. «Фанатизм родился в лесах среди ночной темноты и панических страхов и воздвиг первые языческие храмы[5]». Бейль предлагает понимать под фанатизмом то, что касается ранних форм религии и религиозного чувства вообще. Как и Боссюэ, он связывает фанатизм с теми не регулируемыми никакими структурами чувствами, которые испытывает верующий.

Вольтер[править | править код]

В 1764 году в Женеве вышел «Философский словарь», где своё определение слова «фанатизм» дает французский философ-просветитель, историк, публицист и поэт Вольтер (1694—1778). Вольтер называет человека, которому «свойственны экстазы и видения», который «принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества», энтузиастом; фанатик же — это человек, «поддерживает своё безумие, убивая». Отстаивая свою ортодоксию, фанатик готов убивать и казнить. Он всегда опирается на силу. В качестве примера Вольтер приводит Варфоломеевскую ночь. «Фанатики — это судьи, которые выносят смертные приговоры тем, кто думает иначе, чем они», — говорит Вольтер.

При этом Вольтер не говорит, что фанатики всегда убеждены в том, что «всех их идеи внушены им свыше». Говоря о психологии религиозного фанатизма, Вольтер говорит, что это не просто «плод незнания» и «примитивной души», как считал Бейль, но что он тесно связан с психологией толпы. «Книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления», — считает философ. Фанатизм всегда «мрачен и жесток», это одновременно «суеверие, лихорадка, бешенство и злоба».

Психология религиозного фанатизма[править | править код]

Акцентуация характера[править | править код]

Говоря о психологии религиозного фанатизма, следует обратить внимание на такое понятие, как акцентуация характера[6].

Акцентуация характера — явление, при котором одна черта характера выражена ярче других и выступает особенностью конкретного человека[7]. Акцентуация рассматривается как промежуточная стадия между нормой и патологией. В последнем случае она перерастает в психопатию.

Существует несколько типов акцентуаций, которые выступают благоприятной основой для развития фанатизма.

1) Демонстративный (истерический)

Носитель данной акцентуации всегда стремится быть в центре внимания, всячески обратить его на себя, вся его деятельность подчинена этой цели. На основе данной аномалии характера развивается такой тип фанатика, который выставляет напоказ свою религию, всячески о ней заявляет, но внутренне не следует основным её требованиям.

2) Дистимичный (шизоидный)

Это замкнутые люди со слабо выраженными эмоциями и большей частью пребывающие в хмуром настроении. На основе данного характера может развиться человек, погружённый в религию, но заботящийся лишь о самом себе, не замечая, как его поступки отражаются на окружающих его людях.

3) Возбудимый (эпилептоидный)

Эти люди отличаются жестокостью во взглядах, резкими агрессивными выпадами и быстрой реактивностью. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-нибудь им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются.

4) Застревающий

Здесь особо выражена тяга к справедливости и вынашиванию плана мести, злопамятность. Развитие фанатичного человека на основе данного типа является наиболее опасным, поскольку от такого человека может исходить угроза для окружающих.

Особенность всех фанатиков — концентрация на самом себе.

Приемы спора[править | править код]

  1. Доказательство догмата через догмат
  2. Отсылка к «богодухновенному Писанию» и авторитету Бога
  3. Переход на обсуждение личности собеседника
  4. Самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности
  5. Очернение других религий и мировоззрения
  6. Словесные запугивания
  7. Применение силы

Сектантство[править | править код]

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, секта — это «организованное общество людей, разномыслящих с …церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении». Не существует однозначной трактовки понятия секта, поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер.

Характерные особенности воздействия тоталитарных сект:
1) Жёсткий контроль над волей, сознанием и чувствами членов секты (жёсткая дисциплина, внушение чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой)
2) Психологическая зависимость от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению, требование разрыва с критически настроенными людьми, ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины)

В рамках религиозной секты лидер и сама община с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируют готовность не сомневаться в правильности или неправильности собственного поведения. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Роберт Джей Лифтон (род. 1926) выделяет восемь элементов[8], приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе:
1) Контроль окружающей обстановки (среды) — жёсткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется
2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа»
3) Требование чистоты — чёткое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», всё остальное — «плохое» и «грязное»
4) Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины
5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной
6) Нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления
7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт
8) Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства»

Личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный «опыт», она переживает групповой «опыт», отсюда — сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности, сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и склонны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Читайте также:  Как вылечить фолликулярную ангину у взрослых

Исследования Лифтона привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающим фактором к этому может становиться низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырёх формальных признаков сознания по Карлу Ясперсу (1883—1969). У него нарушается: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства; 3) осознание собственной идентичности; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

В результате пребывания человека под культовым контролем возникают следующие блоки психических феноменов, кардинально изменяющие его поведение в сторону аномалий и девиаций:

  1. Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности)
  2. Блок аффективных феноменов-расстройств (психопатологические эмоциональные состояния (переживания) в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т. д.)
  3. Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности)
  4. Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений)
  5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма)
  6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени)
  7. Блок мыслительных аномалий (использование т. н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей)
  8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчуждённость, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения)

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу, подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными:

1) Психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность

2) Стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами

Критика религиозного фанатизма[править | править код]

Н. А. Бердяев[править | править код]

В своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине», опубликованной в 1937 году в журнале «Русские записки», русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948) даёт критику религиозного фанатизма. Он синонимом слова «фанатизм» он приводит понятие «нетерпимость», которое сравнивает с ревностью, лишающей человека чувства реальности. Как и ревнивец, фанатик повсюду видит лишь измену и предательство; он очень подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против предмета своей веры.

Бердяев указывает на противоречивый характер религиозного фанатизма:

Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни диавола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, — очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он-то и преследует, а не его преследуют[9]

По словам Бердяева, в дьявола фанатик верит больше, чем в Бога. Фанатик совершает насилие от страха, а потому он не сильный, а слабый. Его вера отрицательна — ведь фанатическая вера есть слабость веры, безверие.

Маниакальная идея, внушенная страхом, и есть самая большая опасность[9]

Бердяев говорит, что фанатизм делит мир на два враждебных лагеря и не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. При этом философ утверждает, что в средневековом фанатизме по сравнению с современным действительно была глубокая вера: современный человек имеет только инстинкты и аффекты, но не идеи, и нетерпимость его вызвана жаждой порядка и условиями войны, а современная эпоха знает лишь обличения и отлучения, но не имеет критики и идейного спора.

Пафос ортодоксальной доктрины, которая оказывается полезной для борьбы и для организации, ведет к полной потери интереса к мысли и к идеям, к познанию, к интеллектуальной культуре, и сравнение с средневековьем очень неблагоприятно для нашего времени. Никакого идейного творчества при этом не обнаруживается[9]

У фанатика нет многообразия мира — он привержен к чему-то одному, и всегда нуждается во враге, чтобы противопоставлять что-то своей вере. Более того, по Бердяеву, фанатик — эгоцентричен. Даже будучи аскетом, он не избавляется от своего эгоцентризма: он так и остаётся поглощённым собой и продолжает отождествлять идею своей ортодоксии с самим собой.

См. также[править | править код]

  • Религиозный радикализм
  • Религиозный фундаментализм
  • Религиозно-политический экстремизм

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Беляев И. А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — Челябинск: ЧГАКИ, 2011. — № 4 (28). — С. 68—71.
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. — 1997. — № 9.
  • Кузнецова М. Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11: Омск, 2003 171 c. РГБ ОД, 61:04-9/238
  • Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань = «Ο Αόρατος Πόλεμος» / Пер. с греч. святителя Феофана Затворника. — СПб., М.: Издательство им. Свт. Игнатия Ставропольского, Издательство «Знамение», 2000. (перевод сочинения Лоренцо Скуполи «Il combattimento spirituale» («Брань духовная»))
  • Фанатизм религиозный // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 457. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Чистяков Г. П. Свет во тьме светит. Размышления о Евангелии от Иоанна / Г. П. Чистяков, Предисл. Н. В. Шабуров. — 3-e изд., испр. — М.: Весь мир. — 232 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7777-0472-6.
  • Яхьяев М. Я. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: Дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13 Махачкала, 2006 367 с. РГБ ОД, 71:07-9/97

Источник