Как вылечить себя буддизм
С точки зрения буддизма, разум – творец как здоровья, так и болезни. В действительности, он же – источник всех наших проблем. Разум не имеет физической природы. Он, с точки зрения буддистов, бесформен, бесцветен, беспол. Его природа чиста, безгранична, всеобъемлюща, словно солнце, сияющее в ясном небе. Проблемы или болезни сравниваются с облаками, закрывающими солнце. Подобно тому, как облака временно загораживают солнце, не имея свойственной ему природы, наши болезни носят временный характер, а их причины могут быть устранены.
Пожалуй, едва ли можно найти человека, незнакомого с концепцией кармы (что буквально означает действие). Все наши поступки отпечатываются в потоке сознания и имеют потенциал к тому, чтобы «дать росток» в будущем. Эти действияпоступки могут быть как положительными, так и отрицательными. Считается, что «кармические семена» никогда не проходят мимо. Негативные вызревают в виде неудач и болезней, позитивные же приносят счастье, здоровье и успех.
Чтобы избавиться от уже существующей болезни, мы должны совершать положительные действия в настоящем времени. Буддисты верят: всё то, что происходит с нами сейчас, является результатом наших предыдущих действий не только в этой жизни, но и в прошлых.
Для стойкого исцеления нам необходимо не только лечить внешние симптомы заболевания при помощи медикаментов или натуральных трав, но и воздействовать на причину, которая берёт своё начало в разуме. Если мы не очищаем свой разум, то болезнь возвращается к нам снова и снова.
Главным корнем наших проблем и болезней является эгоизм, наш внутренний враг. Эгоизм порождает негативные действия и чувства, такие как ревность, зависть, злость, жадность. Эгоистичные мысли увеличивают нашу гордость, вызывая чувство зависти по отношению к тем, кто имеет больше нас, чувство превосходства перед теми, у кого есть меньше, чем у нас, а так же чувство конкуренции с теми, кто наравне. И наоборот, мысли и действия, направленные на благополучие других, приносят счастье и умиротворение.
Тибетская медицина является достаточно популярной и эффективной. Она основана на лечении травами, но её уникальность заключается в том, что во время приготовления лекарств произносятся молитвы и мантры, наполняющие их энергией. Благословленные лекарства и вода оказывают тем более мощный эффект, чем более духовно развит человек, выполняющий духовные практики во время приготовления. Имеют место случаи, когда просветлённый тибетский лама дует на поражённый участок тела, после чего наступает излечение или уменьшение боли. Сострадание – это сила, которая лечит.
Визуализация так же может быть мощным инструментом исцеления. Один из буддистских методов: визуализация светящегося белым светом шара над головой, который распространяет свет во всех направлениях. Представляйте, как свет распространяется через ваше тело, полностью растворяя болезни и проблемы. Такая визуализация ещё более эффективна в сочетании с воспеванием мантр. Важно отметить, что религиозные верования здесь не имеют значения.
В буддизме много говорится о вопросе восприятия. Если кто-то злится на нас, мы имеем выбор: сердится в ответ, либо быть благодарным за предоставленную возможность практиковать терпение и очистить карму. На это может уйти много времени.
Источник: www.vegetarian.ru
Источник
Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Дух в буддийской медицине первичен, а физическое здоровье вторично, оно всего лишь производное от состояния души человека. Поэтому основополагающий принцип буддийского здравоохранения очень прост: счастливые люди меньше болеют.
О том, как берегут свое здоровье Далай-лама и все остальные буддисты, чем они болеют, как лечатся и как умирают, рассказал буддийский монах Барри Керзин на лекции «Здоровье человека: в гармонии души и тела», прочитанной им во вторник 24 сентября в РИА Новости в рамках мультимедийного проекта «ЛектоРИА».
Это была редкая возможность почти из первых рук узнать что-то о Далай-ламе, потому что он сам к нам не приезжает c 2004 года по причинам, с буддизмом никак не связанным. Да и тот визит в Элисту вызвал протесты со стороны Китая, который считает духовного лидера буддистов сепаратистом.
Монах Керзин — личный врач Далай-ламы, и кто, как не он, знает все тонкости здравоохранения по-буддийски.
Как буддисты лечатся
На один из главных вопросов Барри Керзин ответил уже после лекции, когда его спросили: «Что делать с точки зрения буддизма, если человек простудился и у него болит горло?» «Сходить к врачу», — без тени иронии посоветовал личный врач Далай-ламы.
Монах Керзин, имеющий кроме буддийской ученой степени, аналогичной нашей докторской, еще американский диплом врача, ответил чисто по-американски. В США даже обычную микстуру для полоскания горла без рецепта, выписанного врачом, не купишь. Если бы он имел наш медицинский диплом, то просто посоветовал бы прополоскать горло раствором соды и принять таблетку.
Но если в нашей исходно западной медицине таблеткой лечение заканчивается, то в буддийской только начинается. По словам Барри Керзина, главное в ней — настрой больного, когда он принимает лекарство. Буддист при этом думает: «Я-то принял таблетку и теперь вылечусь. Мне будет хорошо, но было бы еще лучше, если бы и все остальные, у кого болит горло, тоже вылечились, и совсем было бы прекрасно, если бы ни у кого в мире вообще не болело горло».
Такой позитивный настрой, не дающий зациклиться на собственных проблемах со здоровьем и не допускающий даже мысли о том, что таблетка не поможет, и есть гарантия выздоровления буддиста.
Иными словами, известный древнеримский принцип «В здоровом теле — здоровый дух», из которого выросла западная медицина, буддисты переворачивают с ног на голову, или, с их точки зрения, с головы на ноги.
Они считают, что лучшее лекарство от любой болезни — постоянное ощущение счастья и готовность поделиться им с окружающими. Но от таблеток, физиотерапии, хирургии и профилактики заболеваний путем вакцинации и укрепления иммунитета не отказываются, наоборот, пользуются всем этим точно так же, как все остальные, а может быть, даже более осмысленно.
Например, личный врач Далай-ламы довольно скептически относится к распространенному стереотипу представлений о целительной силе йоги. Да, она может помочь при некоторых заболеваниях дыхательной системы, но, конечно, не инфекционных, подчеркнул он. Поможет при давлении, при некоторых недугах психологического характера. Но только поможет, не вылечит.
Сам Далай-лама, который в силу своего положения духовного лидера буддистов, много медитирует и обладает высокой степенью просветления, больше полагается на обычные тренировки. По словам его личного врача, Далай-лама не менее получаса в день уделяет занятиям на беговой дорожке.
Буддийское «простирание» (аналог молитвы с земными поклонами и падением ниц в других мировых религиях), Барри Керзин считает полезной физзарядкой по утрам. Если в ней присутствует еще и духовная составляющая, то такая зарядка, разумеется, еще полезнее.
Чем болеют буддисты
Болеют буддисты всеми теми же болезнями, какими болеют адепты остальных религий и атеисты. Главное отличие — в понимании причины заболевания. А причина любой болезни для буддиста — его карма. Карме с позиций нашего мировоззрения трудно подобрать одно слово-синоним. Поэтому Барри Керзин уточнил, что в данном случае «карма» — это отдаленные последствия прошлых поступков человека.
Если поступки были плохие, недобрые, то человек обречен заболеть. Чем именно — не так важно, карма — не диагноз, а расплата за дефицит добра к окружающим, причем не только к людям, а всем живым существам, подчеркивает личный врач Далай-ламы.
Из этого, правда, логически вытекает неудобный для буддизма вопрос. Почему болеют и умирают даже самые последовательные буддисты, включая далай-лам и даже буддийских богов?
Вопрос, с точки зрения буддизма, нелепый. Ведь буддисты проживают не одну жизнь, а непрерывно путешествуют из одной жизни в другую. Вероятно, одной жизни не хватает, поясняет Барри Керзин, чтобы погасить все долги, накопившиеся в предыдущих жизнях.
Как умирают буддисты
Смерть буддиста приходит в восемь этапов. Первые четыре из них, по словам личного врача Далай-ламы, хорошо известны западной медицине. На первом этапе слабеют мышцы и кости. На втором «высыхают» соки — кровь, лимфа, гормоны, другие биологические жидкости. На третьем — слабеет «огонь», организм холодеет. На четвертом, заключительном, останавливается движение — сердца, легких, других органов.
В этот момент западные врачи диагностируют наступление клинической смерти. С точки зрения нашей медицины, возврат к жизни еще возможен в течение нескольких минут, иногда десятков минут. А с точки зрения буддистов, наступают последние четыре этапа умирания.
Пояснять суть каждого Барри Керзин не стал, сославшись на сложность их понимания для непосвященных. Сказал лишь, что на самом последнем восьмом этапе опытный йог может задержаться на дни, недели и даже месяцы. Фактически он труп, но тления не происходит, а вокруг него даже появляется аура, при ощущении которой окружающим становится хорошо.
Но для обычных буддистов, не владеющих этой техникой, на умирание отводится максимум 72 часа, не больше.
Кстати, лично прочувствовать смерть по-буддийски легко. Восьмой финальный ее этап наступает, когда человек зевает или чихает. В организме в этот момент происходят те же процессы, утверждает Барри Керзин, а после этого наступает блаженство. Если вдуматься, то он, пожалуй, прав. От души чихнуть или зевнуть — действительно блаженство.
Научное обоснование буддийской медицины
По словам Барри Керзина, главный принцип буддийской медицины — позитивный настрой больного — западная медицина бессознательно использует давно в разных школах психотерапии. Но особенно интенсивно исследования этого феномена идут только последние полвека.
Сам Барри Керзин в 2011 году был приглашен немецким научным обществом Макса Планка в качестве консультанта таких исследований и лично принимает участие в экспериментах по поиску материального носителя буддийского здоровья.
Поиск идет «методом тыка», как любят выражаться ученые-экспериментаторы. С подопытных пациентов с помощью разных приборов снимают самые различные физико-химические показатели, стараясь определить, на какие из них достоверно влияют человеческие эмоции.
Пока, по словам ученого буддиста Керзина, удалось показать, что положительный настрой человека укрепляет его иммунную систему и, соответственно, сопротивляемость организма болезням. Но это давно известно и без буддизма. От счастья пока никто не умер, а от злости, тоски и прочих отрицательных эмоций люди точно умирают раньше времени.
Некоторые надежды личный врач Далай-ламы возлагает на эпигенетику, науку, изучающую, что происходит не в самих генах, а вокруг них. Якобы настроение человека влияет на скорость синтеза белков генами. Но пока это уровень даже не теории, а лишь гипотезы.
Предметом же особой научной гордости Керзина является открытие периодов необычно большого по амплитуде гамма-ритма на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) буддистов, находящихся в состоянии медитации. Правда, аналогичное явление наблюдается у эпилептиков в момент припадка и очень похожее — у шизофреников в моменты обострения. Но личного врача Далай-ламы это не смущает.
«Эпилептики потом ничего не помнят, а медитирующий помнит все», — возражает Керзин и добавляет, что такие же гамма-всплески фиксировались на ЭЭГ мышей в момент их смерти, ну и что?
Терапия добротой по-буддийски
Можно по-разному относиться к тому, что говорил личный врач Далай-ламы. Но среди прочего он обмолвился, что сам хронически больной легочник, и за несколько часов до лекции ему отсасывали жидкость из легких. «Я не мог не прийти, вы же меня ждали», — просто, без рисовки сказал он.
Операция дренажа легких, если кто знает, довольно неприятная, утомительная и болезненная процедура. Но по виду Барри Керзина этого нельзя было сказать. Выглядел он прекрасно, даже свежее, пожалуй, многих молодых слушателей в аудитории. Одно это заставляет задуматься о терапевтической эффективности буддийского принципа доброты к окружающим.
Но если бы все было так просто. Словно прочитав мысли аудитории, врач Далай-ламы совсем по другому поводу объяснил на примере, что такое настоящая буддийская доброта.
Если кто-то вас оскорбил, вам обидно, вы в ярости. Но если вы подумаете, объяснял Барри Керзин, то поймете, что вас оскорбил не человек, а его слова. То есть виноваты слова, а не человек. Мстить словам глупо. Когда вы это поймете, вам станет смешно. Вы рассмеетесь.
Если вас ударили дубинкой по голове, то разве не смешно, что виновата палка, а не человек, который ее держит, безжалостно продолжал раскрывать суть буддийской доброты Барри Керзин.
Появилось и с каждым его словом крепло ощущение, что такая, казалось, простая и легкая буддийская терапия безвозвратно уплывает в недоступную для нас даль.
«Я знаю, что с первого раза это трудно», — улыбнулся личный врач Далай-ламы.
Очень трудно испытывать доброту к человеку, бьющему вас по голове бейсбольной битой, даже если это ваша карма. Для этого и впрямь надо быть очень просветленным буддистом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник
Она скупала на местном рынке червяков, живых кур и рыбу. Червяков она выпускала обратно в огород, рыбу — в реку, а кур отдавала на ферму, где не практиковали забой скота. Через несколько месяцев врачи не нашли у женщины признаков ракового заболевания.
Разумеется, это всего лишь притча, и в жизни все может происходить по-другому. Мы не ходим по воде, не возвращаем слепым зрение прикосновением рук и не превращаем воду в вино. Буквальная трактовка древних писаний может привести к фанатизму и разочарованию.
По сути дела, любое заболевание имеет в себе кармическую природу – это может быть как врожденная предрасположенность или слабый иммунитет, так и пренебрежение к своему здоровью и приобретение болезней уже в процессе жизни. В первом случае мы можем просто не знать и не помнить, откуда у нас взялись такие кармические грешки, а во втором — получаем болезнь как итог своих поступков или бездействия. Можно возразить: ну ведь есть же заболевания, приобретаемые, допустим, на вредном производстве или в вынужденных обстоятельствах — почему надо расплачиваться за то, в чем лично не виноват? Однако кармические законы сложны и неявны, и мы, осознанно или неосознанно, пожинаем плоды того, что наши души накопили за многие тысячи или даже миллионы перерождений. Как писал Дипак Чопра, «Ни один долг во вселенной не останется неоплаченным. На небесах существует безупречная система учета, где вам постоянно заносят на счет средства и списывают их».
Если полагаться на закон кармы и на душевно-психологические причины болезней, то и исцеление должно начинаться с души — с тонких сфер, где мы когда-то посеяли болезнь плохими эмоциями, поступками или бездействием. Согласно буддийскому учению, самый эффективный целитель – это сострадательный человек, и исцелить он способен не только других, но и самого себя. Как часто мы сталкиваемся со случаями, когда пациенты излечивались только благодаря доброму отношению врача, его способности зарядить энергией к жизни!
Существует также мнение, что даже вирусы были созданы ментальной активностью людей – возможно, как последствие гнева или желания «насолить» врагу, или просто как результат потери гармонии с природой. Мы должны понимать, что являемся плодом самих себя (так и хочется написать: «продуктом собственной жизнедеятельности») за многие годы существования души, поэтому нам некого винить в собственных бедах. Наиболее показательные болезни с точки зрения кармической обусловленности – это рак и сахарный диабет, причинам которых медицина пока не нашла четкого объяснения, как и не разработала универсальных средств лечения (в случае с раком, есть случаи излечения химиотерапией и пересадкой костного мозга, но они единичны и имеют риск рецидива).
В буддийской традиции первым целителем считается сам Будда. Он явил себя как Будда Врачевания и дал последователям Четыре медицинские тантры — считается, что вся буддийская медицина основана на этих писаниях. Будда откликался на нужды своих учеников даже тогда, когда они не просили о помощи, хотя и нуждались в ней, что является проявлением его бесконечного сострадания. Будда считается великим целителем не только в силу своих великолепных медицинских знаний, но прежде всего любви и мудрости ко всему сущему, что помогало ему определять истинную причину болезни и начинать исцеление с души человека.
В буддийском искусстве Будда Врачевания иногда изображается золотого цвета, хотя более типичным для него цветом является голубой. На изображениях обычно пальцы одной его руки покоятся на коленях, другая ладонь сложена в мудре медитации и держит стебель миробаланы – широко применяемого в тибетской медицине растения.
Тем не менее, буддийская медицина уделяет не так много внимания лечению физического тела, как исцелению души. Болезни тела считаются лишь внешним проявлением дисбаланса на тонком уровне. Будда Врачевания часто изображается в окружении целебных растений тибетской фармакопеи и бесчисленных божеств и мудрецов, что напоминает рай или идеальную вселенную, где существует средство исцеления от каждой болезни. Считается, что Будде принадлежат слова: «У каждого разумного существа на этой земле есть путь к освобождению». Мудрецы, да и современные психологи, также говорят, что наше тело обладает ресурсами, способными излечить любую болезнь. Каким образом пробудить в себе эти силы? Многие психологи советуют «полюбить» свою болезнь (вернее — больной орган), медитируя на исцеление и направляя на него позитивную энергию своего разума. Они также утверждают, что если мы не можем изменить ситуацию, которая является причиной болезни (чаще всего стресс, раздражение – ведь недаром «все болезни от нервов»), то надо хотя бы изменить свое отношение к ней. Если рассматривать окружающих людей не как источник зла и бед в своей жизни, а как инструменты реализации той кармы, которую мы сами заработали за время своих воплощений, то мы сможем пусть не возлюбить ближних своих, но хотя бы относиться к ситуациям более спокойно, терпимо и конструктивно.
Чтобы обрести внутреннюю гармонию и спокойствие и тем самым встать на путь исцеления, можно медитировать на Будду Врачевания, стараться обрести его сознание, которое заключается прежде всего в сострадании ко всем живым существам. Можно представить себе, как золотые лучи исходят из сердца Будды и наполняют наше собственное сердце. Где-то в нашей душе есть святилище, неприкосновенное место, в которое не могут проникнуть никакие тревоги извне. Это место поможет нам обрести исцеление и восстановить внутренний баланс, дать нам свет, силу и спокойствие, как у Будды. Врачи, практикующие буддийскую медицину, перед приготовлением лекарств медитируют на образ Будды Врачевателя и читают мантру, представляя себе, как со слогов мантры в лекарство стекает божественный целебный нектар. Подобно этому, наша душа способна впитать в себя живительную влагу благочестивых поступков, дающих ей силу исцелить саму себя и окружающих.
В нашей современной жизни мы не всегда можем победить болезнь только медитацией. К сожалению, нет каких-то универсальных средств, способных быстро и эффективно излечить любой недуг, ведь нам каждый день надо работать, учиться, выполнять свои семейные обязанности. Кому-то помогает духовная практика, кому-то психология, лечение травами или гомеопатия, либо традиционная медицина. Да и не все болезни по сути своей поддаются лечению. Все религии едины в том, что болезнь дается для смирения человека, проявления его внутренней воли, в некоторых случаях – для более глубокого осознания своей внутренней сущности и очищения сознания. Болезнь помогает нам осознать свою хрупкость в этом мире и испытывает на стойкость нашу волю, чтобы не пытались обвинять всех вокруг в собственных бедах, а нашли в себе силы исцелить свое тело и взяли на себя ответственность за свою судьбу.
Источник