Как вылечить синдром аспергера

Как вылечить синдром аспергера thumbnail

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10:  Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме,  и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии. 
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно  эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Читайте также:  Как вылечить кашель у годовалого ребенка народными средствами

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка. 

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками.  Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: диагностика

Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  • Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  • Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  • Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  • Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  • Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  • Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  • Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  • И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.
Читайте также:  Как вылечить ложную беременность

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà. Ïñèõèàòðèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ñèíäðîì Àñïåðãåðà, Äëèííîïîñò

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôîðì àóòèçìà, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîæèçíåííóþ äèñôóíêöèþ, ñêàçûâàþùóþñÿ íà òîì, êàê ÷åëîâåê âîñïðèíèìàåò ìèð, îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ è îòíîñèòñÿ ê äðóãèì ëþäÿì. Àóòèçì ÷àñòî îïèñûâàåòñÿ êàê «ñïåêòð ðàññòðîéñòâ», ïîñêîëüêó ýòî ñîñòîÿíèå çàòðàãèâàåò ëþäåé ïî-ðàçíîìó è â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè.

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà ÿâëÿåòñÿ â îñíîâíîì ñêðûòîé «ñêðûòîé äèñôóíêöèåé». Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íåëüçÿ ïî âíåøíåìó âèäó îïðåäåëèòü íàëè÷èå ó êîãî-ëèáî ñèíäðîìà Àñïåðãåðà.

Ëþäè ñ äàííûì ðàññòðîéñòâîì èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â òðåõ îñíîâíûõ îáëàñòÿõ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:

— ñîöèàëüíàÿ êîììóíèêàöèÿ

— ñîöèàëüíîå âçàèìîäåéñòâèå

— ñîöèàëüíîå âîîáðàæåíèå

Èõ ÷àñòî íàçûâàþò «òðèàäîé íàðóøåíèé», áîëåå ïîäðîáíîå îïèñàíèå ïðåäñòàâëåíî íèæå.

Êîãäà ìû âñòðå÷àåì ëþäåé, ìû, êàê ïðàâèëî, ìîæåì ñôîðìèðîâàòü ñâîå ìíåíèå î íèõ. Ïî èõ âûðàæåíèþ ëèöà, òîíó ãîëîñà è ÿçûêà òåëà ìû ìîæåì ñêàçàòü, ñ÷àñòëèâû ëè îíè, ñåðäèòû èëè ïå÷àëüíû, è ðåàãèðóåì ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì.

Ëþäÿì ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà òðóäíî èíòåðïðåòèðîâàòü çíàêè, òàêèå êàê èíòîíàöèÿ, ìèìèêà, æåñòû, êîòîðûå áîëüøèíñòâî ëþäåé âîñïðèíèìàþò êàê äîëæíîå. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî èì ñëîæíåå îáùàòüñÿ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè èõ ê ñèëüíîé òðåâîãå, áåñïîêîéñòâó è ðàñòåðÿííîñòè.

Õîòÿ åñòü íåêîòîðûå ñõîäñòâà ñ êëàññè÷åñêèì àóòèçìîì, â îòëè÷èå îò íåãî ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìåíåå âûðàæåíû ïðîáëåìû ñ ðå÷üþ, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ðåäêèõ äèñôóíêöèÿõ, âðîäå «ñëîâåñíîé êàøè», ãíóñàâîñòè, çàèêàíèé, äèñëåêñèè; è ÷àñòî îíè èìåþò ñðåäíèé èëè âûøå ñðåäíåãî èíòåëëåêò. Ó íèõ îáû÷íî íåò ñîïóòñòâóþùåé íåñïîñîáíîñòè ê îáó÷åíèþ, ñâÿçàííîé ñ àóòèçìîì, íî îíè âñå æå ìîãóò èìåòü íåêîòîðûå çàòðóäíåíèÿ â îáó÷åíèè. Ê íèì ìîæåò îòíîñèòüñÿ äèñëåêñèÿ, àïðàêñèÿ (äèñïðàêñèÿ), ïðîçîïàãíîçèÿ, èëè äðóãèå ðàññòðîéñòâà, òàêèå êàê ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè (ÑÄÂÃ), ÎÊÐ è ýïèëåïñèÿ.

Ìîæåò áûòü âûáðàí îäèí, èëè ïàðà ïðåäìåòîâ, êîòîðûå áóäóò âûçûâàòü èíòåðåñ, òîãäà êàê îñòàëüíûå áóäóò ëèáî èãíîðèðîâàòüñÿ, ëèáî óñïåâàåìîñòü ïî íèì áóäåò çíà÷èòåëüíî íèæå.

Ïðè ïðàâèëüíîé ïîääåðæêå è ñòèìóëèðîâàíèè ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò âåñòè ïîëíóþ è íåçàâèñèìóþ æèçíü.

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà. Ïñèõèàòðèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ñèíäðîì Àñïåðãåðà, Äëèííîïîñò

Òðè îñíîâíûå òðóäíîñòè

Õàðàêòåðíûå ÷åðòû ñèíäðîìà Àñïåðãåðà âàðüèðóþòñÿ îò îäíîãî ëèöà ê äðóãîìó, íî, êàê ïðàâèëî, ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà òðè îñíîâíûå ãðóïïû.

Òðóäíîñòè ñ ñîöèàëüíîé êîììóíèêàöèåé

Ëþäÿì ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà èíîãäà òðóäíî âûðàæàòü ñåáÿ ýìîöèîíàëüíî è ñîöèàëüíî. Íàïðèìåð:

— îíè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ïîíèìàíèè æåñòîâ, âûðàæåíèÿ ëèöà èëè òîíà ãîëîñà. Ðåçêèå âçìàõè, ãðîìêèé ãîëîñ, èëè âûðàæåíèÿ ëèöà ìîãóò ïîêàçàòüñÿ àãðåññèâíûìè, ÷òî ïðèâåäåò â ñèëüíîå çàìåøàòåëüñòâî èëè ñîçäàñò ñèëüíûé ñòðåññ

— èì òðóäíî îïðåäåëÿòü, êîãäà ñëåäóåò íà÷èíàòü èëè çàâåðøàòü ðàçãîâîð, à òàêæå âûáèðàòü òåìó äëÿ ðàçãîâîðà â êîòîðîé çàèíòåðåñîâàí ñîáåñåäíèê.

— îíè ÷àñòî èñïîëüçóþò ñëîæíûå ñëîâà è ôðàçû, íî íå ïîíèìàþò â ïîëíîé ìåðå, ÷òî îíè îçíà÷àþò

— òðóäíîñòü â ïåðåäà÷å ýìîöèé, èç-çà ÷åãî ÷àñòî ïðè ñèëüíîì ýìîöèîíàëüíîì íàêàëå íå ïîëó÷àåòñÿ âûðàçèòü ýìîöèè ñëîâàìè, è âûáèðàåòñÿ ìîë÷àíèå

— îíè ìîãóò áûòü î÷åíü áóêâàëüíûìè, è óì òðóäíî ïîíèìàòü øóòêè, àíåêäîòû, ìåòàôîðû è ñàðêàçì.

×òîáû ïîìî÷ü ÷åëîâåêó ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ëó÷øå ïîíÿòü âàñ, ïîñòàðàéòåñü áûòü ÷åòêèìè è ëàêîíè÷íûìè.

Òðóäíîñòè ñ ñîöèàëüíûì âçàèìîäåéñòâèåì.

Ìíîãèå ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà õîòÿò áûòü îáùèòåëüíûìè, íî ñòàëêèâàþòñÿ ñ òðóäíîñòÿìè â èíèöèèðîâàíèè è ïîääåðæàíèè ñîöèàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü ó íèõ ñèëüíóþ òðåâîãó è âîëíåíèå. Ëþäè ñ ýòèì ðàññòðîéñòâîì ìîãóò:

— ñ òðóäîì ñîçäàâàòü, ïîíèìàòü, è ïîääåðæèâàòü äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ

— íå ïîíèìàòü íåïèñàíûå «ñîöèàëüíûå íîðìû», êîòîðûå áîëüøèíñòâî èç íàñ âîñïðèíèìàþò, íå çàäóìûâàÿñü. Íàïðèìåð, îíè ìîãóò ñòîÿòü ñëèøêîì áëèçêî ê äðóãîìó ÷åëîâåêó, èëè íà÷àòü íåóìåñòíóþ òåìó ðàçãîâîðà

— ñ÷èòàòü äðóãèõ ëþäåé êðàéíå íåïðåäñêàçóåìûìè, îïàñíûìè, è ïðèâîäÿùèìè â çàìåøàòåëüñòâî

— ñòàíîâèòüñÿ çàìêíóòûìè è ïðîèçâîäèòü âïå÷àòëåíèå áåçðàçëè÷èÿ è ðàâíîäóøèÿ ê äðóãèì ëþäÿì, êàçàòüñÿ ñ âèäó ïî÷òè îò÷óæäåííûìè

Читайте также:  Как в домашних условиях вылечить грыжу у новорожденного

Òðóäíîñòè ñ ñîöèàëüíûì âîîáðàæåíèåì

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò îáëàäàòü áîãàòûì âîîáðàæåíèåì â îáû÷íîì ïîíèìàíèè ýòîãî ñëîâà. Íàïðèìåð, ìíîãèå èç íèõ ñòàíîâÿòñÿ ïèñàòåëÿìè, õóäîæíèêàìè è ìóçûêàíòàìè. Íî ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò áûòü òðóäíîñòè ñ ñîöèàëüíûì âîîáðàæåíèåì. Íàïðèìåð:

— òðóäíîñòè â ïðåäñòàâëåíèè àëüòåðíàòèâíûõ ðåçóëüòàòîâ ñèòóàöèé è ïðåäñêàçûâàíèè, ÷òî â äàëüíåéøåì ìîæåò ïðîèçîéòè. ×òî âûðàæàåòñÿ ëèáî â ÷ðåçìåðíîé óâëå÷åííîñòè àëüòåðíàòèâàìè, ëèáî â íåâîçìîæíîñòè âûáðàòü èç îãðàíè÷åííîãî êðóãà âîçìîæíîñòåé

— òðóäíîñòè â ïîíèìàíèè è ïðåäñòàâëåíèè òî÷êè çðåíèÿ äðóãèõ ëþäåé

— òðóäíîñòè â èíòåðïðåòàöèè ìûñëåé, ÷óâñòâ è äåéñòâèé äðóãèõ ëþäåé. Åäâà çàìåòíûå ïîñëàíèÿ, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ ÷åðåç ìèìèêó è ÿçûê òåëà, ÷àñòî îêàçûâàþòñÿ óïóùåííûìè, òîãäà êàê ãëîáàëüíûå øàáëîíû îíè îòëè÷íî âèäÿò

— íàëè÷èå îãðàíè÷åííîé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñòðîãî ïîñëåäîâàòåëüíîé è ïîâòîðÿþùåéñÿ, ÷òî ìîæåò îáåðíóòüñÿ ïðîáëåìàìè, òàê êàê ìîæåò ñòàòüñÿ ÷òî óâëå÷åíèé âîîáùå íå áóäåò

— Íåêîòîðûå äåòè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò èñïûòûâàòü òðóäíîñòè â èãðàõ, â êîòîðûõ íóæíî ïðèòâîðÿòüñÿ, èçîáðàæàòü èç ñåáÿ êîãî-ëèáî. Îíè ìîãóò ïðåäïî÷èòàòü çàíÿòèÿ, îñíîâàííûå íà ëîãèêå è ñèñòåìíîñòè

Äðóãèå îòëè÷èòåëüíûå ïðèçíàêè ñèíäðîìà Àñïåðãåðà

— Ëþáîâü ê îïðåäåëåííîìó ïîðÿäêó. Íàðóøåíèå ýòîãî ïîðÿäêà ìîæåò ñèëüíî ïîâðåäèòü ïñèõèêó

— Ãðîìêèå êðèêè, èëè àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå ìîæåò âûçâàòü ïàíèêó, èëè ðåçêîå óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ

— Ôèêñàöèÿ íà îïðåäåëåííûõ ÷àñòÿõ òåëà èëè âåùåé, âðîäå íîñà. ðó÷åê, øíóðêîâ, è èãíîðèðîâàíèÿ îñòàëüíîãî.

— Ïûòàÿñü ñäåëàòü ìèð ìåíåå áåñïîðÿäî÷íûì è çàïóòàííûì, ëþäè ñ ñèíäðîì Àñïåðãåðà ìîãóò óñòàíàâëèâàòü ïðàâèëà è ðàñïîðÿäêè, íà êîòîðûõ îíè íàñòàèâàþò. Ìàëåíüêèå äåòè, íàïðèìåð, ìîãóò íàñòàèâàòü íà òîì, ÷òîáû âñåãäà õîäèòü ïî îäíîé è òîé æå äîðîãå â øêîëó.  êëàññå èõ ïðèâîäèò â ðàññòðîéñòâî âíåçàïíîå èçìåíåíèå â ðàñïèñàíèè. Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ÷àñòî ïðåäïî÷èòàþò âûñòðàèâàòü ñâîé ðàñïîðÿäîê äíÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îïðåäåëåííûì øàáëîíîì. Íàïðèìåð, åñëè îíè ðàáîòàþò â îïðåäåëåííûå ÷àñû, íåîæèäàííûå çàäåðæêè íà ðàáîòó èëè ñ ðàáîòû ìîãóò ïðèâåñòè èõ ê òðåâîãå, âîëíåíèþ èëè ðàññòðîéñòâó.

— Èíûå ëè÷íîñòíûå è íåâåðáàëüíûå ïðèçíàêè.

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà êðàéíå ñèëüíî ïîäâåðæåíû ñòðåññàì, ÷òî ïðèâîäèò ê ïðîÿâëåíèþ êëàññè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêå ñðåäíèõ èëè òÿæåëûõ ôîðì àóòèçìà, ëèáî òÿæåëûì ôîðìàì äåïðåññèè è ïðîÿâëåíèþ èíûõ, ñîïóòñòâóþùèõ, äîïîëíèòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ.

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà. Ïñèõèàòðèÿ, Ïñèõîëîãèÿ, Ñèíäðîì Àñïåðãåðà, Äëèííîïîñò

Îñîáàÿ óâëå÷åííîñòü

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò ïðîÿâëÿòü ñèëüíûé, èíîãäà îäåðæèìûé, èíòåðåñ ê õîááè èëè êîëëåêöèîíèðîâàíèþ. Èíîãäà ýòè èíòåðåñû ñîõðàíÿþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè, â äðóãèõ ñëó÷àÿõ, îäèí èíòåðåñ ñìåíÿåòñÿ íåñâÿçàííûì èíòåðåñîì. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîæåò ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà èçó÷åíèè âñåãî, ÷òî íóæíî çíàòü î ïîåçäàõ èëè êîìïüþòåðàõ. Íåêîòîðûå èç íèõ îáëàäàþò èñêëþ÷èòåëüíûìè çíàíèÿìè â âûáðàííîé èìè îáëàñòè äåÿòåëüíîñòè. Ïðè íàëè÷èè ñòèìóëà èíòåðåñû è íàâûêè ìîãóò áûòü òàê ðàçâèòû, ÷òî ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò ó÷èòüñÿ èëè ðàáîòàòü â êðóãó ñâîèõ ëþáèìûõ äåë.

Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà âèäÿò îïðåäåëåííûé ïîðÿäîê èëè çàêîíîìåðíîñòü â ñâîèõ óâëå÷åíèÿõ, è ðàññòðîéñòâî â îäíîì óâëå÷åíèè ïåðåéäåò â äðóãîå, ÷òî çàïóñòèò öèêë, â êîòîðîì âñå ïîõîæèå óâëå÷åíèÿ áóäóò îòìåòàòüñÿ. Òî åñòü: Åñëè èìååòñÿ óâëå÷åíèå â êèíî îïðåäåëåííîãî æàíðà, è åñòü ëèòåðàòóðà îïðåäåëåííîãî æàíðà, è òàì è òàì ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ øàáëîíû è æàíðîâûå îøèáêè, òî âìåñòî îòêàçà îò ïèñàòåëÿ èëè îïðåäåëåííîãî êèíî, áóäåò èñêëþ÷åí âåñü æàíð. È åñëè ñ ýòèì óâëå÷åíèåì áûëî ñâÿçàíî î÷åíü ìíîãî, âðîäå ìîäåëèðîâàíèÿ, æóðíàëîâ ïî ìîäåëèðîâàíèþ, ñîîáùåñòâ ïî ìîäåëèðîâàíèþ, òåìàòè÷åñêèå âåùè, òî áóäóò îòâåðãíóòû âñå îíè, è áîëåå íå âîñïðèíèìàòüñÿ. Ýòî ïðèâåäåò ê åùå áîëüøèì ïðîáëåìàì, òàê êàê áóäóò îòðèöàòüñÿ âñå âèäû ðàáîòû, â êîòîðûõ èìååò ïîäîáíûé èçúÿí èëè òåìàòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü, è òàêàÿ ðàáîòà áóäåò ñèñòåìàòè÷åñêè èãíîðèðîâàòüñÿ, à ñàì ÷åëîâåê ñ Àñïåãåðîì áóäåò ïûòàòüñÿ áûòü êàê ìîæíî äàëüøå îò íåå â ôèçè÷åñêîì è ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå.

Ñåíñîðíûå òðóäíîñòè

Ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò áûòü ñåíñîðíûå òðóäíîñòè. Îíè ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â îäíîì èëè âî âñåõ âèäàõ îùóùåíèé (çðåíèå, ñëóõ, îáîíÿíèå, îñÿçàíèå èëè âêóñ). Ñòåïåíü òðóäíîñòè âàðüèðóåòñÿ îò îäíîãî ÷åëîâåêà ê äðóãîìó. ×àùå âñåãî ÷óâñòâà ÷åëîâåêà ëèáî óñèëåíû (ñâåðõ÷óâñòâèòåëüíû) ëèáî ñëàáîðàçâèòû (ìàëî÷óâñòâèòåëüíû). Íàïðèìåð, ÿðêèé ñâåò, ãðîìêèå çâóêè, íåïðåîäîëèìûå çàïàõè, ñïåöèôè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ïèùè è ïîâåðõíîñòü îïðåäåëåííûõ ìàòåðèàëîâ ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé òðåâîãè è áîëåé.

Ëþäÿì ñ ñåíñîðíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ òàêæå òðóäíåå èñïîëüçîâàòü ñèñòåìó âîñïðèÿòèÿ ñâîåãî òåëà â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå. Ýòà ñèñòåìà ñîîáùàåò íàì, ãäå íàõîäÿòñÿ íàøè òåëà. Òàêèì îáðàçîì, òåì, ó êîãî îñëàáëåíî âîñïðèÿòèå òåëà, ñëîæíåå ïåðåìåùàòüñÿ ìåæäó êîìíàòàìè, òÿæåëî âîñïðèíèìàòü êàêèå ïðåäìåòû äàëüøå à êàêèå áëèæå, èçáåãàòü ïðåïÿòñòâèÿ, ñòîÿòü íà ñîîòâåòñòâóþùåì ðàññòîÿíèè îò äðóãèõ ëþäåé è âûïîëíÿòü çàäà÷è, ñâÿçàííûå ñ òîíêîé ìîòîðèêîé, òàêèå êàê çàâÿçûâàíèå øíóðêîâ.

Íåêîòîðûå ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò íà÷àòü âíåçàïíî ðàñêà÷èâàòüñÿ, êðóæèòüñÿ, èëè íàïåâàòü, ÷òîáû óäåðæèâàòü ðàâíîâåñèå â ïðîñòðàíñòâå èëè ÷òîáû ëó÷øå ñïðàâèòñÿ ñî ñòðåññîì.

Êòî ñòðàäàåò ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà?

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ìîãóò áûòü ëþáûõ íàöèîíàëüíîñòåé, êóëüòóð, ñîöèàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ è âåðîèñïîâåäàíèÿ. Âìåñòå ñ òåì, êàê ïðàâèëî, ýòî ðàññòðîéñòâî ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó ìóæ÷èí, ÷åì ó æåíùèí; ïðè÷èíà ýòîãî íåèçâåñòíà.

Ïðè÷èíû è ëå÷åíèå

Êàêîâû ïðè÷èíû ñèíäðîìà Àñïåðãåðà?

Òî÷íàÿ ïðè÷èíà ñèíäðîìà Àñïåðãåðà âñå åùå èçó÷àåòñÿ. Òåì íå ìåíåå, èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ñî÷åòàíèå ôàêòîðî⠖ ãåíåòè÷åñêîãî è ýêîëîãè÷åñêîãî – ìîãóò âûçûâàòü èçìåíåíèÿ â ðàçâèòèè ìîçãà.

Ñèíäðîì Àñïåðãåðà íå ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì âîñïèòàíèÿ ëþäåé, èõ ñîöèàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâ, è íå ïî âèíå ñàìîãî ÷åëîâåêà ñ äàííûì ðàññòðîéñòâîì.

Ìîæíî ëè âûëå÷èòü?

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äëÿ ñèíäðîìà Àñïåðãåðà íåò íèêàêîãî ëåêàðñòâà è íèêàêîãî ñïåöèàëüíîãî ëå÷åíèÿ. Äåòè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ñòàíîâÿòñÿ âçðîñëûìè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà. Îäíàêî, ïîñêîëüêó ïîíèìàíèå ýòîãî ðàññòðîéñòâà óëó÷øàåòñÿ, è îêàçûâàåìûå ñåðâèñû ïðîäîëæàþò ðàçâèâàòüñÿ, ëþäè ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà èìåþò áîëüøå âîçìîæíîñòåé ðåàëèçîâàòü ñâîé ïîòåíöèàë.

Óâû, íî â Ðîññèè ñèíäðîì Àñïåðãåðà ÷àñòî ïîäâåðãàåòñÿ ñîìíåíèþ, è ñ÷èòàåòñÿ. ÷òî ëåãêèå ôîðìû àóòèçìà ïðîõîäÿò ñàìè ê ñîâåðøåííîëåòèþ. Ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Àñïåðãåðà ëèáî çàïèñûâàþò â îáû÷íûå àóòèñòû, ëèáî ñòàâÿò ñëîâíî ñõîæèé äèàãíîç, âðîäå øèçîèäíîãî ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè.

Источник