Как вылечить совесть приставкин

Как вылечить совесть приставкин thumbnail

Как совесть Незнайку мучила
(ответственность за свои поступки)

Цель: Сформиовать представление учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Форма: Классный час – рассуждение.

Информация к рассуждению:
Совесть! Без тебя нет во мне ничего, возвышающего
меня над животными.
Жан Жак Руссо

Литературная подсказка
Отрывок из романа – сказки Н. Носова «Незнайка
в Солнечном городе».

Ход классного часа

Вступительное слово воспитателя.
Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.
Воспитатель читает отрывок из романа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»:
«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой –то находящийся внутри его голос.
«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. – Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»
«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! – отвечает голос. Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»
«Толкнул бы! — проворчал Незнайка. – Значит, я драться должен? Драться нехорошо!»
«Ишь ты! Нехорошо! – передразнил голос. – А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто – нибудь превратил в осла?»
«А чего он толкается?» – упрямо твердил Незнайка.
«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».
«Ничего я незнаю».
«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»
«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» – насторожился Незнайка.
«Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не узнаёшь? Ведь я твоя совесть»,
«А! – вскричал незнайка. – Так это ты? Ну тогда сиди и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».
«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто — нибудь за твоё мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты ещё увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто – нибудь узнал о твоём поступке и наказал за него»
«Послушай, — сказал Незнайка. – А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая –то змея подколодная! Притаилась там где –то , сидит и молчит Дождётся, когда я сделаю что – нибудь не так, как надо, а потом мучит».
«Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. – Вся беда в том, что я у тебя ещё слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня ещё очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днём. Поэтому я люблю разговариваь с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».
Ещё долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка – осел голодный, спит где – нибудь на холодной земле под открытым небом»

Воспитатель организует обмен мнениями среди учащихся по вопросам:
Почему Незнайка не мог заснуть?
(Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?
(Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

А что такое ответственность?
Подытоживая ответы учащихся, воспитатель скажет о том, что ответственность необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.
Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы – моральная ответственность, но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придётся нести ответственность.
Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.
Почему Незнайка недоволен своей совестью?
(Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?
(Да, он мог не превращать коротышку в осла , но разозлился и сделал это.)

Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

Что бы вы посоветовали Незнайке?
Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть (можно предложить учащимся нарисовать символы понятия «совесть». Совесть – это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных, действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.

Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой».
Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще «разговаривать» со своей совестью, советоваться, постоянно «будить» её, чтобы потом не раскаиваться.

Мини – итоги
Возможные выводы:
Выбор поступков всегда имеет определённые последствия как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.
Выбор и ответственость взаимосвязаны.
Человеку приходится самому решать, как поступить и самому нести ответственность за выбор.

а

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415Основной текстВерхний колонтитулНижний колонтитулВЕРКА AC:Мои документыНовая папкамамаКак совесть Незнайку мучила.docВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА AC:Мои документыНовая папкамамаКак совесть Незнайку мучила.docВЕРКА AC:Мои документыНовая папкамамаКак совесть Незнайку мучила.docВЕРКА 9C:WINDOWSTEMPАвтокопия Как совесть Незнайку мучила.asdВЕРКА AC:Мои документыНовая папкамамаКак совесть Незнайку мучила.doc
·
·

Источник

Материалы к экзамену

Вариант 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 -14

(1) Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2) Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3) Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки. (4) Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку.

(5) Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.

(6) – Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…

(7) — Где?!!

(8) – Здесь есть один огород, — сказал Колька. (9) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:

(10) — Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам. (11) Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени. — (12) Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли: (13) – А вообще это не жизнь. (14) Картошкой не проживёшь. (15) Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…

(16) – Я согласен с любой мыслью, — сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.

(17) Мы начали с нашего соседа – сельскохозяйственного техникума. (18) Это было здание двухэтажное и красное. (19) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что- то съестное. (20) Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21) У Суркова

Быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.

(22) Мы копошились в полутёмной комнате, собирая ы кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. (23) На него зашипели:

Читайте также:  Как вылечить холецистит за месяц

(24) – Тише! (25) Ты что?

(26) Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27) Оно оказалось из воска. (28) Он долго плевался. (29) Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:

(30) – Вот это сделано! (31) Вы посмотрите, как здорово сделано!

(32) – А что жрать? – спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».

(33) Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (343) Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35) Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.

(36) – У меня есть одна мысль. (37) Пожрать будет…

(38) — Согласен, — сказал Шибаев.

(39) – Будем топить воск и делать свечи.

(40) На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41) Из- под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42) У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43) Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44) Я тоже зверски хотел жрать. (45) Но я сидел и читал книгу. (46) Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47) Эта книга была украдена в техникуме.

(48) И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49) Об этом нам сказал Колька. (50) Мы сидели на траве около станции. (51) Подходил поезд.

(52) — Загонят куда-нибудь ещё похуже! – добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. (53) Приподняв белёсые брови, оглядел проводницу, посмотрел под вагон. (54) Показал рукой на железный ящик.

(55) – Глядите, «собачник». (56) Когда-нибудь я вот так залезу в него, — Колька закинул ногу, примерился, — и покачу тыщу километров…

(57) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. (58) Но он ничего не говорил. (59) Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. (60) А поезд тронулся. (61) И Колька Сурков не стал вылезать. (62) Он только сказал нам: — (63) Ну, пока, дружки. (64) Еду я в Москву. (65) Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь. (66) Я обязательно хочу слепит красивую морковь…

(67) Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68) И однажды он сказал:

(69) – Ну, что, хватит отдыхать! (70) Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71) Так вот: я пригляделся, здесь во-о олухи какие… (72) Ничего не сторожат. (73) Замок на складе сбить проще простого. (74) Решили? (75) И бежим!

(76) – Куда?

(77) – Всё равно. (78) Не нравится мне здесь.

(79) – Я не побегу, Шибаев. (80) И склад ты не трогай.

(81) У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.

(82) – Ага, гад, изменяешь?

(83) И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.

(84) – Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь? (85) Я хочу забыть, как воруют…

(86) Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87) И я хочу учиться… (88)А склада ты не посмеешь тронуть, понял? (89) Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…

(90) У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза. (91) Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:

(92) – Сволочь!.. (93) – Сволочь… (94) Ты помнишь, ты…

(95) Ночью он бежал. (96) Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97) А я ничего не рассказал. (98) Я только хотел жить по- новому.

(По А.Приставкину)

Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931 – 2008 )- российский писатель, общественный деятель.

В

2

каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Колька Сурков решил уехать в Москву?»

1) Кольке надоело жить в колонии.

2) Колька хотел найти школу, в которой его научат лепить.

3) Колонию, в которой жил Колька, расформировали.

4) Колька хотел путешествовать за тыщу километров.

Ответ: ____________________

3

В каком предложении средством выразительности речи является гипербола?

1) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами.

2) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то

съестное.

3) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный

каменище плесканули туда.

4) На Кольку вдруг напала страсть лепить.

Ответ: ___________________________

А 4

4

Из предложений 84 — 90 выпишите слово, в котором есть чередующийся гласный в корне.

Ответ: ________________

И

5

з предложений 26 – 32 выпишите слово, в котором пишется Н, так как это краткое страдательное причастие.

Ответ: ______________

З

6

амените разговорное слово « копошились » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Ответ: _________________

7

Замените словосочетание «на железный ящик», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите его.

Ответ: ______________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 40.

Ответ: __________________________

9

Среди предложений 16 – 21 найдите предложение собособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________

10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифр(у)-ы, обозначающие запятую(ые) при обращении.

Нас было трое: Колька, Сурков, (1) Шибаев и я. Слушай, (2) Шибаев, (3) здесь настоящая жизнь, (4) понимаешь?

Ответ: ____________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

12

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он даже не знал, (1) что это, (2) но знал, (3) что это можно обязательно есть, (4) потому что, (5) когда он смотрел на это окно, (6) у него подымался «гуд в животе».

Ответ: ____________________

13

Среди предложений 5566 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________

14

Среди предложений 8189 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________

Используя прочитанный текст, выполните только ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: « Каждый знак препинания выполняет в тексте свои функции, а сочетание знаков обладает ещё и большими выразительными возможностями».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Он, наверное, решил, что я всё расскажу. А я ничего не рассказал. Я только хотел жить по- новому ».

Читайте также:  Как вылечить миому без хирургического вмешательства

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3

Как вы понимаете значение слова Надежда?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите

сочинение – рассуждение на тему: «Что может дать человеку надежду на будущее?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример –аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Источник

Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
А. Блок

Тема урока: Жестокость и милосердие в повести
Анатолия Игнатьевича Приставкина “Ночевала
тучка золотая…”. (Слайд 1. Презентация)

Актуальность темы: (Слайд 2)

Почему же я обратилась к этой теме?

Во-первых, проблема жестокости, милосердия и
межнациональных отношений актуальна и сегодня.

Во-вторых, эти проблемы в повести решаются на
примере детских судеб, это очень трогательно.

К тому же это произведение написано по личным
впечатлениям автора.

Цели урока: (Слайд 3)

1) понять, что такое истинное милосердие,

2) рассмотреть проблему жестокости и милосердия
на примере повести Анатолия Приставкина
“Ночевала тучка золотая…”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Биография писателя.

(Слайд 4)

Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин 17
октября 1931 года в городе Люберцы Московской
области. Когда началась война, Приставкину шёл
10-й год. Отец ушёл на фронт, а мать вскоре умерла
от туберкулёза. Приставкин попадает в детский
дом, и всё, что доставалось бездомным детям во
время войны, в полной мере выпало и на его долю.

С детства Анатолия Приставкина носило по
разным частям огромной страны – Подмосковье,
Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент
депортации чеченцев, направили для заселения
территорий, ставших пустыми, московских
беспризорников. Всю жизнь Анатолий Игнатьевич
хранил предмет, оставшийся с тех времен, — финку,
сделанную для детской руки. О том времени
Приставкин через некоторое время скажет: “В
самой середке войны тыл представлял собой
фантастическую картину: военные и беженцы,
спекулянты и инвалиды, женщины и подростки,
выстоявшие по нескольку смен у станков,
беспризорные и жулики… Мы были детьми войны и в
этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в
воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то,
ничего не боялись, особенно когда нас было
много”.

Однако смелость этих “мальков” имела совсем
иные корни и не походила на обычную мальчишескую
бесшабашность – это была смелость отчаяния,
которую волей-неволей должен был развить в себе
ребенок, попавший в крайние обстоятельства и
бедствующий на последнем пределе. В свои
беспризорные годы мальчишки становились
сочинителями собственной жизни, частично
пытаясь защититься, — в годы раскулачивания,
различных политических процессов и репрессий
стало опасно рассказывать о себе правду.

К писательскому ремеслу Приставкина
подтолкнул случай…

Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в
день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске,
куда их привезли, на станции находилась столовая,
которую осаждали беженцы, и ребята не могли
пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их
воспитатель Николай Петрович стал кричать людям,
чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они
прошли сквозь толпу по освободившемуся
пространству, как по коридору, — дети не видели
лиц, просто чувствовали, что защищены, что их
никто не раздавит. Эта тема легла в основу
первого рассказа Анатолия Приставкина –
“Человеческий коридор”. Впоследствии этот
символ “человеческого коридора” сопутствовал
писателю на протяжении всей жизни, и он не
переставал идти по нему, ощущая поддержку людей,
готовых вывести его в будущее.

3. История публикации повести.

(Слайд 5)

В начале 1980-х годов Приставкин написал повесть
“Ночевала тучка золотая”. Автор попытался
откровенно сказать о том, что пережил сам и что
больно обожгло его нервы: мир не достоин
существования, если он убивает детей.

А. Приставкин вспоминал о своей повести:
“Повесть моя долго лежала в… бельевом шкафу. Я
боялся её вытаскивать. Ты поднял вопросы, которые
трогать нельзя, говорили мне друзья. Так
получилось, что сперва я предал “Тучку…”
гласности таким образом: собрал друзей и
предложил послушать две-три главы. Огорчение,
кислое согласие. Потом все молча разошлись. Но в
конце кто-то сказал: “Зачем ты это написал?
Спрячь”. Потом стали перепечатывать, копировать.
Значит, она людям нужна”.

После первого коллективного чтения повести в
кругу друзей начались странные вещи: сначала к
Приставкину зашел товарищ и попросил рукопись,
чтобы почитать дома, другой знакомый попросил
для сына, третий – для коллеги.

Ко времени публикации в журнале “Знамя”
повесть прочитали как минимум 500 человек. Однажды
домой к Анатолию Игнатьевичу приехал совершенно
незнакомый человек из Ленинграда и сказал, что по
просьбе своих товарищей должен обязательно
прочесть повесть, чтобы рассказать о ней у себя
дома.

Повесть напечатал в 1987 году Георгий Бакланов –
писатель-фронтовик, незадолго перед тем
назначенный главным редактором журнала
“Знамя”.

Читатели были удивлены, взволнованы,
ошеломлены…

О детских домах писали не раз и по-разному. Но
так, как написал Приставкин, не писал никто. Его
“детдомовские” произведения – это картины
страшной, бесчеловечной действительности.

4. Анализ произведения.

(Слайд 6)

Объясняя название своей новой повести, А.
Приставкин говорит о таких, как и он, детдомовцах
военных лет, об их незащищённой, никем не
оберегаемой жизни: “Тучки мы… Влажный след…
Были и нет…”. Это тема людей, выбитых из колеи
жизни, оборвышей. Теперь она зазвучала ещё с
большей силой. Автор не корректирует память,
отбирая из былого лишь удобное, он старается
точно восстановить события, не обходя тёмного,
неприглядного, не украшающего ни человека, ни
общество.

(Слайд 7)

Чем же потрясла меня повесть? Тем, что каждая
страница буквально кричит от боли: каждое
предложение, каждое слово – и даже между строк
боль и отчаяние… Такое нельзя придумать, но и
забыть невозможно.

Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что
чувствовал сам: о войне против целого народа,
увиденной глазами ребенка, не понимающего ни
смысла, ни цели происходящего. Главное
достоинство повести в том, что именно детское
сознание и поступки детдомовского ребенка
оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и
поступков тысяч взрослых людей, ослепленных
яростью и безжалостно уничтожающих друг друга.
Золотая тучка – это душа ребенка, ее чистота и
незащищенность. Это феерическое видение,
согревающее сердце и заставляющее его биться в
тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные
вершины?

(Слайд 8)

“Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним
и дальним закоулкам детдома: “Кавказ! Кавказ!””.
Что это такое? Далёкий край, где огромные горы и
множество фруктов, овощей и хлеба? Или опасное,
страшное, пропитанное кровавой местью место? И
почему же вдруг отправляют детдомовцев на этот
Кавказ?

На эти вопросы нам с вами предстоит ответить,
когда вы прочитаете произведение.

(Слайд 9)

Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…

В повести прослежен механизм разжигания
вражды, взаимного ожесточения. Солдатам и
переселенцам внушается мысль, что все чеченцы –
предатели, враги, головорезы. А значит, к ним не
может быть никакой жалости. Чеченцы же в свою
очередь видят врагов уже во всех, даже в мирных
жителях, и потому жгут дома, убивают и не щадят
детей. На эту пропитанную враждой землю и
привезли детдомовцев, по неумолимой логике дети
должны были разделить общую участь.

Читайте также:  Как вылечить связку бедра

(Слайд 10)

Главные герои повести – 11-летние
братья-близнецы, Колька и Сашка Кузьмины.

Жизнь у этих детей складывается так, что
главная ценность – хлеборезка, а с ней те
ничтожные, но поистине бесценные крохи хлеба,
подлинная стоимость которых – жизнь. Они даже
придумывают хитроумный план, как туда попасть, но
в последний момент рушиться подкоп под неё, на
который они потратили так много времени, и братья
вынуждены согласиться ехать на Кавказ, чтобы
избежать наказания.

(Слайд 11)

“Без завтрака, без обеда, без ужина”, — любимые
слова Башмакова, директора интерната, который
просто обожал “накрутить” за любую провинность
несколько смертельных суток. Недалеко уходят и
воспитатели, которые отправляют Кузьмёнышей, не
снабдив едой, в многосуточную дорогу на Кавказ.
Дети уезжают, ни о чём не жалея: “А чего жалеть?
Вдруг не вернёмся. Куда же мы не вернёмся? В
Москву что ли? Хорошо будет, так ясно, не вернёмся,
потому что в ней дома каменные — люди железные…”

(Слайд 12)

Вот уже несколько дней братья в дороге, а Колька
озадачен встречей со странным эшелоном, из
которого доносились молящие голоса: “Пить!
Пить!” Когда поезд тронулся все вагоны
“завопили, закричали, заплакали”. Но, странное
дело, оказывается, никто, кроме него, этого крика
не слышал или всё-таки делал вид, что не слышал?

(Слайд 13)

“Мы были связаны одной судьбой”, “мы просто
хотели жить”,- говорит Приставкин, имея в виду
чеченских и русских детей. Одни ехали на Кавказ, а
другие — в Сибирь. Казалось бы, то, что произошло с
чеченцами, не может не растревожить совесть: как
же так? Как можно согнать с земли целый народ?

Но в повести никто из взрослых (кроме
воспитательницы Регины Петровны) таких вопросов
не задаёт. Обо всём, что происходит, предпочитают
помалкивать.

5. Проверка индивидуальных домашних заданий.

Сообщения учащихся о переселении кавказских
народов.

(Слайд 14)

Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему
их везут именно на Кавказ, но ощущение тревоги
сменяется радостью окончания долгого,
изнурительного пути. Ни один человек не
встречается им во время длительного перехода от
станции к подножью гор, ни машины, ни подводы…
Повсюду – следы человека, но где же сами жители?
Кто засевал дозревающие поля, для кого посажены
цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая
на пути деревня?

Страшные испытания приготовила судьба братьям.
Жестоко и беспощадно мстят чеченцы тем, кто
пришёл на их землю. Ощущение смутного вначале
страха все крепнет у Кузьмёнышей, пытающихся
понять: что же творится вокруг? Кто стрелял в
Регину Петровну? Кто и зачем взорвал грузовик,
убив лихую девятнадцатилетнюю “шоферицу” Веру,
еще недавно мчавшую детдомовцев по пыльной
дороге на консервный завод?

(Слайд 15)

Наконец до детей дойдет слово “чеченцы”.
Мальчики впервые услышат про этих людей очень
страшное: все они изменники Родины. А Колька
спросит: “А пацан? Ну, который за окном? Он тоже
изменник?”

Тема эта очень болезненная. Конечно, об этом
прошлом не вспоминали. А Приставкин поведал нам
эту правду. Он шлет свое непрощение всем, кто
обрек детей на страдания и муки. Разве забудешь
пронзительные сцены повести? Вот они, дети,
протягивающие руки через решетки с просьбой
пить… А вот дорога, выложенная могильными
плитами с древнего кладбища… Кто-то позволил
разрушить могилы чужих предков и породил
невиданную жажду мести…

(Слайд 16)

Месть темна, не знает границ, пределов и
обрушивается всегда на невинных.

Причем здесь бедные Кузьмёныши? Им-то за чьи
грехи отвечать? За что Колька переживает
смертельный страх? И куда более страшный вопрос
– за что Сашка висит на заборе со вспоротым
животом, набитым пучками желтой кукурузы, с
початком, торчащим во рту?

Трагическая картина его смерти навсегда
запечатлевается в душе брата.

6. Чтение фрагмента повести “Ночевала тучка
золотая”

(Слайд 17)

Насилие порождает насилие, преступление –
преступление. Несчастной жертвой становится ни в
чём не повинный подросток. Чудовищная гибель
замученного ребенка подчеркивает необратимость
зла, которое порождено античеловеческим делом.

Поражают до глубины души размышления Кольки,
везущего тело брата к поезду. Не всякому
взрослому могли прийти в голову такие вот мысли.
А перед нами всего-навсего одиннадцатилетний
мальчик.

(Фрагмент кинофильма “Ночевала тучка
золотая”)

“Слушай, чечен, ослеп ты что ли? Разве ты не
видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас
привезли сюда жить, так мы и живём, а потом мы бы
уехали всё равно. А теперь видишь, как выходит…
ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя
убьют… А ты, солдат, станешь убивать, и все: и
отец, и ты — погибнете. А разве не лучше было то,
чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже жили?
Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не
мешал, а все люди были живыми, вон как мы,
собранные в колонии, рядышком живём?”

(Слайд 18)

И надо бы поставить точку, но Анатолий
Приставкин не может – нужен выход. Погруженный в
беспамятство, Колька возвращается к жизни
благодаря самоотверженной работе своего
сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот – жертвы
одних и тех же обстоятельств – противостоят миру
взрослых с его бесчеловечной враждой. Вот он,
мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным
основам.

Писатель разрабатывает тему отношений между
двумя мальчиками, русским и чеченцем, безвинными
жертвами национальной вражды с позиций человека,
рождённого не для ненависти и убийства, а для
братства и душевного согласия. Такой подход
позволяет автору показать всю трагическую
нелепость кровавой вражды. Два ребёнка, у одного
из которых чеченцы убили брата, а у другого
русские — всех взрослых мужчин в семье, находят
друг друга, становятся братьями не по крови, а по
сердцу.

Затем они вместе уезжают. И снова напрашиваются
слова Приставкина: “Мы связаны одной судьбой”.

(Слайд 19)

Пронзителен финал повести. Безутешно рыдает
Колька, вставший в угол вагона, увозящего его в
неизвестность. И будто бы о них, “детях страшных
лет России”, детях войны, героях повести А.
Приставкина сказано белорусским писателем
Кузьмой Черным: “Если бы весь мир, как он ни велик
во всей его бесконечности, вдруг обратился в
живое гигантское существо, с глазами, чтобы
видеть, с ушами, чтобы слышать, с душой, чтобы
чувствовать, с разумом и способностью мыслить, —
совесть заставила бы пасть ниц перед этим
ребёнком”.

7. Подведение итогов.

Проблема добра и зла, жестокости и милосердия —
вечная проблема. К сожалению, не решена и
проблема межнациональных отношений. Примером
истинного милосердия в повести являются Колька и
Алхузур, которые, несмотря на боль и обиды,
помогают тем, кто нуждается в помощи.

Таким образом, повесть “Ночевала тучка
золотая” Приставкина – это страстный призыв к
Правде, Добру, Справедливости, который должен
услышать каждый.

(Слайд 20)

8. Домашнее задание.

  1. Прочитать повесть Анатолия Приставкина
    “Ночевала тучка золотая”
  2. Работа со словарями: как трактуют различные
    словари понятие “милосердие”?
  3. Индивидуальные задания.

Как трактуют понятие “милосердие” различные
религии и учения?

(Слайд 21)

Список литературы.

  1. Приставкин А. Кукушата: Избранная проза. — М.: СП
    Квадрат, 1995.
  2. Латынина А. “Одна неправда нам в убыток” //
    Литературная Россия, № 16, 15 апреля 1987 г
  3. Ульянов П. “…И лично от меня” // Литературная
    Россия, №23, 5 июня 1987 г.

Источник