Как вылечить умственная отсталость

Как вылечить умственная отсталость thumbnail

Большое несчастье для семьи — неполноценный ребенок. Можно ли такое несчастье предупредить? Можно ли смягчить его? Об этом наш разговор с доктором медицинских наук, педиатром Львом КОРОНЕВСКИМ.


У самых истоков

Врожденное заболевание ребенка таится подчас у самых истоков его жизни, зависит от неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются иногда в силу тяжелых заболеваний матери. Грубые нарушения деятельности ее сердечно-сосудистой системы, тяжелые хронические заболевания почек, печени влекут за собой задержку доставки кислорода плоду, а к этому он очень чувствителен.

Женщине, страдающей подобными заболеваниями, надо посоветоваться с терапевтом и акушером-гинекологом и вместе с ними решить: можно ли ей рожать, какие принять меры для укрепления собственного здоровья.

Аномалии развития плода, а в дальнейшем, как их следствие, умственную отсталость ребенка могут вызвать инфекционные заболевания беременной женщины, и среди них в первую очередь токсоплазмоз.

Токсоплазма — паразит, обитающий в организме домашних {собаки, овцы, свиньи, кошки) и некоторых диких животных. От них могут заражаться и люди. Взрослый человек нередко переносит токсоплазмоз почти бессимптомно — заболевание проявляется лишь вялостью, повышенной утомляемостью, понижением аппетита, небольшой потерей веса.

Если такая женщина своевременно обратится к врачу и пройдет курс лечения, она сможет родить здорового ребенка. А если нет? Токсоплазмы, как и многие вирусы, наиболее интенсивно действуют на молодую ткань, усиленно размножаются в ней. Они обрушатся на плод, и ребенку впоследствии придется страдать гораздо больше, чем страдала его мать.

Установлено, что краснуха, перенесенная матерью в первые месяцы беременности, вызывает тяжелые поражения плода. Небезразлично для будущего ребенка заболевание матери эпидемическим гепатитом, гриппом.

Некоторые лекарства, самовольно применяемые матерью в период беременности, также могут вредно влиять на развитие плода. Тяжелые последствия для умственного развития ребенка нередко возникают из-за попыток прервать беременность различными немедицинскими способами. Безусловно вредное токсическое влияние на развитие плода оказывает алкоголь.

На умственном развитии могут сказываться различные заболевания, которые переносит ребенок в раннем детстве. Это не только воспаление мозга и его оболочек, ушибы головы, но и хронические тяжело протекающие желудочно-кишечные инфекции.


Виновник — лишняя хромосома

Известно, что наследственные свойства человека передаются от родителей к детям через его половые клетки. Ядро каждой клетки состоит из особых нитевидных структур, так называемых хромосом, в которых расположены самые элементарные единицы наследственности — гены.

Хромосомный набор клеток человека состоит из 46 хромосом, образующих 23 пары. Это число хромосом есть во всех клетках организма, за исключением половых клеток, где хромосом вдвое меньше — 23. В женской половой клетке 22 неполовых хромосомы и одна половая хромосома, так называемая Х-хромосома. В каждой мужской половой клетке-сперматозоиде 22 неполовых хромосомы и, кроме того, в 50 процентах из них — Х-хромосома и в 50 — маленькая, так называемая У-хромосома. При слиянии женской и мужской половых клеток восстанавливается общее число хромосом. Оплодотворенные яйцеклетки, состоящие из 44 хромосом и двух Х-хромосом,- это будущие женщины, а яйцеклетки, состоящие из 44 хромосом и одной половой Х-хромосомы и одной маленькой У-хромосомы,- будущие мужчины.

В этом процессе, отработанном природой с величайшей точностью, могут все же изредка возникать нарушения. По неизвестным еще причинам при делении клетки какая-либо пара хромосом может не разойтись, и возникают половые клетки, в ядре которых содержатся лишние хромосомы. После их оплодотворения развивается плод и рождается ребенок, в клетках тела которого находятся лишние хромосомы. Наличие лишних хромосом влечет за собой заболевания, которые характеризуются нарушениями физического и умственного развития. К этим видам хромосомных нарушений относится болезнь Дауна.

Чаще такие дети рождаются у пожилых матерей. Иногда рождению ребенка предшествует длительный перерыв в наступлении беременности — до 10 лет и более.

Предупреждение умственной отсталости — это не только посильное устранение причин, ее порождающих. Допустим, что сделать этого не удалось, малыш болен. Не считайте, что все потеряно, не сдавайтесь беде!

Ребенок должен находиться под постоянным наблюдением невропатолога. В настоящее время есть ряд средств, умелым подбором и сочетанием которых удается улучшить состояние такого больного.

Своевременное лечение и правильное воспитание позволяют достигнуть больших успехов в развитии ребенка, предупредить возможную инвалидность, добиться, если не полного умственного здоровья, то максимального приближения к нему.

С самого раннего детства проявляются особенности таких детей. Внешние признаки физического недоразвития: у ребенка маленькая головка со скошенным затылком или, наоборот, увеличенный размер головы, удлиненная голова.

Разрез глаз может быть скошенным. Глазные щели узкие, на них как бы нависает третье веко. Ушная мочка часто бывает приросшей, зубы неправильной, некрасивой формы, кожа сухая, шелушащаяся, резко укороченные пальцы на руках, искривленный мизинец, неправильное строение стопы — расширенные промежутки между пальцами ног, особенно между большим и вторым.

Ни один из этих признаков сам по себе еще не свидетельствует о заболевании — ведь подобные особенности возможны и у совершенно здоровых людей. Лишь сочетание ряда признаков физического недоразвития с умственной отсталостью должно настораживать и требует специальной врачебной консультации.


Что же делать?

Огромную роль в общем и психическом развитии ребенка играет развитие движений. У больных детей с первых же месяцев жизни намечается отставание в развитии движений — они позже начинают держать головку, стоять, ходить. Движения их неловки, неуклюжи. Наряду с общей моторной заторможенностью, у них иногда наблюдаются лишние движения — подергивание отдельных мышц лица или туловища.

Читайте также:  Как вылечить язвенный цистит

Особенно нарушены у таких детей тонкие движения рук. Поэтому такие дети плохо себя обслуживают. Умение одеться, умыться, постелить постель требует специальной длительной и терпеливой выучки.

Правильное воспитание — одно из важнейших условий преодоления этих недостатков. В некоторых семьях таких детей излишне опекают и делают все за них, а это в еще большей степени тормозит развитие их моторики. Родители должны набраться терпения, выдержки и активно бороться с болезнью. Надо учить ребенка буквально всем мелочам: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, надевать платье. Такому ребенку полезно вырезать и наклеивать картинки, лепить по образцу, предложенному взрослым, самые простые фигурки из пластилина.

Совершенно необходимы ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, уметь показать только один палец, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности.

Речь и мышление человека тесно связаны. Речь умственно отсталых детей часто невнятна, плавность и темп нарушены, словарный запас беден, фраза строится примитивно, грамматически неверно. Иногда речь поначалу кажется нормальной, даже богатой, но, наблюдая более внимательно, можно заметить, что она состоит как бы из готовых, заученных выражений: ребенок не понимает смысла произносимых им слов. Один из важнейших путей борьбы с умственной отсталостью — развитие речи.

Нормально развивающиеся дети уже в 4-5 лет проявляют большой интерес ко всему окружающему и обычно задают бесчисленное количество вопросов, внимательно выслушивая ответы. Отсталый ребенок вял, пассивен, не любознателен. Необходимо всячески стимулировать и повышать его активность, знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, задавать вопросы вначале за ребенка, затем как бы вместе с ним, постепенно добиваясь, чтобы он становился таким же «почемучкой», как и его сверстники.


Игра как лечебное средство

Основная форма познания для маленьких детей — игра. Нормально развивающийся ребенок, играя, активно знакомится со свойствами предметов, приобретает различные навыки.

Отсталый ребенок обычно не может играть самостоятельно. Он даже не умеет дифференцированно использовать игрушки, проявляя интерес лишь к отдельным их свойствам — окраске, звучанию. Если он и создает простейшую игровую ситуацию, то его игра обычно оказывается очень однообразной. Например, девочка часами укачивает, завертывает или развертывает куклу, не внося в это занятие никаких вариантов.

У больных детей проявляется склонность к однообразным, стереотипным действиям. У них нет инициативы, они не планируют своей игры, а в коллективной — не понимают общего замысла, правил, распределения ролей.

В игре развиваются все стороны личности ребенка — мышление, воля, воображение, эмоции. Именно поэтому семья, где растет отсталый ребенок, должна обратить особое внимание на эту сторону его жизни. Надо понять, что дело идет не о простом развлечении, а по существу, о лекарстве. Взрослые должны играть вместе с ребенком и тем самым втягивать его в игру, научить пользоваться игрушками, от элементарных игр постепенно переходя к более развернутым, сюжетным.

Чем раньше начата работа с ребенком, тем легче добиться успехов в его умственном развитии. Даже заметно выраженную умственную отсталость удается хорошо компенсировать.

Под нашим наблюдением в течение многих лет находилась девочка. Значительную задержку развития моторики, речи, мышления констатировали мы у нее в три года. Мать упорно и терпеливо занималась с ребенком, проделывая все те упражнения, о которых мы рассказывали. Ей удалось вполне подготовить девочку к поступлению во вспомогательную школу, но и потом она не полагалась только на школьные занятия. Продолжалась ежедневная, терпеливая работа дома. Сейчас девушке 19 лет, она окончила эту школу и уже три года работает регистратором, вполне справляясь со своими обязанностями.

Пока еще медицина не располагает средствами, которые позволяли бы лечить умственную отсталость. Воспитательные меры в сочетании с лекарственными препаратами остаются основным оружием борьбы с такими поражениями. В терпеливых и любящих руках это оружие приобретает большую силу.

Смотрите также:

  • «Вечный двигатель» за партой →
  • От уроков болит голова →
  • Гроза в голове →

Источник

Умственная отсталость – особое психическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ограничено пониженным уровнем функционирования центральной нервной системы. В абсолютном большинстве случаев проблема проявляется в детстве. Отсталый ребенок может развиваться только до того уровня, которым он будет ограничен. Наиболее распространена легкая степень УО. Она наименее опасна и при своевременной терапии поддается лечению. Особенности и признаки легкой умственной отсталости важно знать всем родителям, чтобы при малейших подозрениях максимально быстро обратиться к врачу.

Мальчик

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УОIQУмственный возраст
Легкая50-699-12 лет
Умеренная35-496-9 лет
Тяжелая20-343-6 лет
Глубокая<20До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Читайте также:  Как вылечить вросший волос на лобке

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Девочка

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Симптоматика

При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.

Девчонка

Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:

  • Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
  • Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
  • Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
  • Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
  • Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.

Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:

  • Трудности с участием в командных играх;
  • Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
  • Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
  • Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
  • Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
  • Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
  • Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
  • Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.

В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.

Больного с УО не призовут в армию, ему не выдадут водительские права, а также не допустят до госслужбы.

Диагностика

При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.

Читайте также:  Как вылечить болезни в обливионе

Прибор

Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:

  1. Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
  2. Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
  3. Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
  4. Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
  5. Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
  6. Анализы крови и мочи, ЭЭГ.

После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.

Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.

Лечение

При правильном лечении умственной отсталости дети способны достичь необходимой самостоятельности и жить полноценной жизнью. При таком положительном прогнозе есть один серьезный минус, выражающийся в повышенном риске, что у таких людей родится отсталый ребенок, причем степень олигофрении может быть выше, чем у родителей. Тем не менее, происходит такое не всегда.

Таблетки

Медикаментозное лечение

Под правильным лечением подразумевается комплексный подход к решению проблемы. Точные назначения может дать только лечащий врач. Если УО вызвана другими заболеваниями, то первоочередной задачей становится их устранение, для чего применяются соответствующие лекарственные средства.

Для лечения самой УО применяются несколько видов медикаментов:

  1. Ноотропы (Пирацетам, Пантогам, Энцефабол). Они позволяют улучшить обменные процессы в тканях мозга, что способствует ускорению интеллектуального развития ребенка.
  2. Витамины группы B (Глутаминовая кислота, Церебролизин). Улучшают функционирование мозга, эффект такой же, как при приеме ноотропов, но зачастую назначаются сразу оба вида препаратов.
  3. Нейролептики или транквилизаторы. Принимать их нужно только при психических нарушениях, причем целесообразность приема определяется индивидуально врачом, как и то, какие именно препараты нужно приобрести.

Иные медикаменты назначаются в редких случаях. Тем не менее, воздействия перечисленных средств будет недостаточно, т.к. подход к лечению должен включать в себя также правильный образ жизни.

Самостоятельно назначать лекарства при УО категорически запрещено. Этим должен заниматься только квалифицированный врач после проведенных обследований.

Народное лечение

Нетрадиционные методы лечения для многих людей кажутся более привлекательными, из-за чего они начинают применять именно их, даже не думая посетить врача. Оказать положительное влияние на детей с УО могут несколько растений:

  • Женьшень;
  • Китайский лимонник;
  • Алоэ.

Следует понимать, что в некоторых случаях такие растения могут вызвать психозы и проблемы с поведением, т.к. оказывают прямое влияние на психику. Перед их применением рекомендуется консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать возможных негативных последствий.

Дети

Особый образ жизни

Крайне важно дополнять медикаментозное лечение особым образом жизни. Это важнейшая составляющая лечения людей, страдающих УО. Комплексное воздействие позволяет добиться повышения уровня IQ ребенка на 15 единиц, что является довольно хорошим результатом.

Важно выполнять следующие условия и правила:

  1. Посещать курсы рефлексотерапии, включающие в себя точечный массаж. Это стимулирует кровообращение и все обменные процессы в голове.
  2. Придерживаться правильного питания. Качественная еда, не содержащая вредных добавок, улучшает здоровье ребенка.
  3. Правильно подбирать увлечения. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, легкий спорт, игра на музыкальных инструментах, общение со сверстниками – все это оказывает положительное влияние на общее развитие.
  4. Заниматься саморазвитием. Интеллектуальные игры, загадки, а также другие различные способы провести время с интересом и пользой – очень важны для умственно отсталого ребенка.
  5. Наблюдаться у врача, посещать специальные курсы. Всем детям, страдающим от УО, нужно регулярно ходить к врачу и на специальные курсы, где профессионалы помогут им быстрее развиться по особой методике.

Не менее важной является поддержка всей семьи. Родители должны поощрять стремление к развитию у своего ребенка, при этом следует сделать все необходимое, чтобы он всегда оставался довольным и радовался своей жизни.

Дети с легкой отсталостью получают степень инвалидности и соответствующее удостоверение, которое упрощает им жизнь.

Особенности обучения

Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни. После прохождения обучения дети могут сами принимать решения, делать то, что требуется, полноценно работать. Для последнего проводятся специальные уроки, направленные на трудовую деятельность, после которых ребенок овладевает желаемой профессией (маляр, сантехник и т.д.).

Класс

Жизнь с УО

Умственная отсталость легкой степени не так страшна, как кажется. Люди с таким диагнозом могут прожить всю жизнь, причем она будет полноценной и насыщенной. Для этого нужно лишь своевременно заняться комплексным лечением, посетив врача. Если родители обеспечат ребенку комфортные условия для развития, то выздоровление станет вполне реальным.

Источник