Как вылечить заикание испугом

22 ноября, 2016
Загрузка…
Маленькие дети обладают высокой лабильностью эмоциональных процессов, их психика продолжает формироваться впервые годы жизни. Различные обстоятельства могут вызвать стресс и негативные эмоции у крохи, сильно напугав её. Родители должны понимать, что вовремя не выявленный испуг у грудного ребенка или старших мальчиков и девочек может иметь долговременные последствия (энурез, заикание, социальная дезадаптация, фобии).
Как определить испуг у ребенка
На что должны обращаться внимание старшие члены семьи, если в последнее время поведение грудничка или малыша постарше резко изменилось? Как определить испуг у ребенка?
- Беспокойный, поверхностный сон;
- Ночные кошмары;
- Повышенная тревожность и мнительность;
- Повышенная капризность и плаксивость;
- Нежелание оставаться одному в комнате;
- Обратное развитие усвоенных речевых или бытовых навыков;
- Паническая боязнь конкретных явлений или предметов (например, темноты).
Испуганный младенец не может сам рассказать о том, что его беспокоит, поэтому родителям в подобной ситуации важно наблюдать за тем, как поменялись поведенческие реакции 6-12 месячного ребенка.
Старшие детки, владеющие речью, в спокойной обстановке могут поделиться с родителями причинами своих переживаний и описать то, что их тревожит.
Если вы подозреваете испуг у своего ребенка, замечаете характерные признаки, то нужно как можно скорее выяснит его причину – это поможет выяснить, как лечить такое состояние и помочь малышу.
Что приводит к испугу?
Сильный испуг у маленького ребенка может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Рассмотрим основные причины, что могут вызвать чувство страха и паники у детей младшего возраста. Крохи могут испугаться:
- Крупных животных;
- Погодных явлений;
- Темноты, громких звуков и яркого света;
- Негативных персонажей из книг и мультфильмов;
- Авторитарного стиля воспитания;
- Стрессовых ситуаций (ссоры родителей, драки на улице и др.).
Пережив травмирующий опыт, ребенок может:
- Плакать;
- Отказываться посещать место, где произошла негативная ситуация;
- Страдать заиканием;
- Страдать ночным недержанием мочи.
Правильно определив причину испуга, компетентный специалист может выстроить стратегию взаимодействия с малышом, чтобы избавить его от результатов травмы.
Признаки и причины заикания
Заикание – логопедическая патология, что может быть вызвана различными причинами.
В зависимости от этиологии существуют такие формы заикания:
- Невротическое;
- Неврозоподобное.
Невротическое заикание (логоневроз) – дефект речевых навыков, что возникает у детей в результате травмирующей ситуации, пережитой в раннем возрасте. Иная разновидность этой логопедической дисфункции – неврозоподобная, проявляется из-за родовой травмы, заболеваний центральной нервной системы и других органов, что могут повлиять на развитие и работу центров речи в головном мозге.
Главная характеристика заикания – возникновение артикуляционных судорог (непроизвольных сокращений мышц речевого аппарата) у человека во время разговора.
В зависимости от вида артикуляционных судорог различают следующие формы заикания:
- Клоническое;
- Тоническое.
При тонических судорогах ребенок делает остановки во время разговора, а для клонических характерен такой симптом, как многократное повторение отдельных звуков или слогов.
Нарушения речи при невротическом заикании проявляются по-разному у маленьких деток и в учеников средней школы. Логопедическая коррекция дает наилучшие результаты у дошкольников.
Ребенок начал заикаться, что делать?
Группа риска
Ребенок с большей вероятностью будет подвержен испугу и заиканию в дальнейшем, если:
- Он родился недоношенным, страдал от внутриутробной гипоксии или пережил тяжелые роды;
- Перенес любые заболевания, что влияют на центральную нервную систему;
- Родители допускают следующие ошибки в воспитании:
- Излишне опекают и балуют кроху;
- Чрезмерно запугивают, избыточно предупреждают об опасности;
- Непредсказуемо чередуют наказания и поощрения;
- Малыш страдает от вербального и физического насилия.
Симптомы
Невротическое заикание – серьезная патология, негативно влияющая на социализацию ребенка и дальнейшее развитие его психоэмоциональной сферы.
Заикание у младших дошкольников можно узнать по таким признакам:
- Ребенок часто делает остановки посреди фразы или предложения, при этом напряжены мышцы лица, шейного и плечевого пояса;
- При дефектах произношения звуков кроха пытается активно жестикулировать, двигает ногами и т.д.;
- При произнесении сложных незнакомых слов у малыша возникает непроизвольное дрожание губ, возникает напряжение мимических мышц, активно двигаются глазные яблоки.
Заикание у старших детей и школьников легко определить по следующим симптомам:
- Ребенок делает паузы между словами, произносит раздельно слоги или отдельные звуки;
- Мальчик или девочка во время разговора многократно повторяет какой-то слог или первую букву в слове.
Заикающийся малыш испытывает трудности в общении со сверстниками, из-за чего может страдать его самооценка. Важно, чтобы малыши, страдающие от заикания, находили поддержку у родителей и не замыкались в себе. Особенности детей, имеющих дефекты речи, важно принимать во внимание и учителям при работе со школьными коллективами.
Помните, что если у вашего ребенка диагностировали заикание, то помощь специалистов ему нужна как можно быстрее.
Народные средства
Если вы думаете, как вылечит испуг у ребенка, или как преодолеть невротическое заикание у крохи, то следует знать, что нельзя полагаться исключительно на народные средства. Особенно опасно, желая убрать испуг, водить ребенка к любым «бабушкам» и иным представителям нетрадиционной медицины.
Последствия психотравмы нельзя полностью ликвидировать в домашних условиях. Лечение испуга ребенка подразумевает работу с психологом или психотерапевтом, терапия строится в игровой форме и помогает малышу преодолеть негативные переживания.
Где лечат невротическое заикание у детей, кто этим занимается? Родителям, которые хотят помочь сыну или дочке преодолеть речевой дефект, необходимо найти опытного логопеда. В своей работе этот специалист использует упражнения для постановки звуков, дыхания и темпа речи.
При необходимости логопеду должны помогать педиатр, невропатолог и психиатр, назначая медикаментозное лечение.
Лечение у невропатолога
Если необходимо снять испуг у маленького пациента, невропатолог назначит крохе седативные препараты на растительной основе или может предложить использовать фитотерапию.
Лекарственные травы (валериана, ромашка лекарственная, мята, мелисса) ребенок может пить только по назначению врача. Родители не должны сами пытаться готовить травяные сборы, так как можно легко навредит малышу.
Невропатолог может дать совет делать упражнения на релаксацию и развитие правильного дыхания, если речь идет о лечении логоневроза у детей.
Молитвой
Мамам и папам следует знать, что применение заговоров опасно для детской психики. Любые непроверенные методы воздействия на кроху могут привести к самым трагическим последствиям.
Нельзя снять испуг у малыша колдовством, ритуалами или какими-то заклинаниями, применяя их самостоятельно или обратившись к «бабушке-целительнице». Если ваш сын или дочка регулярно плачет, имеет проблемы со сном и речью, то ему или ей нужна помощь настоящего компетентного специалиста.
Успокаивающие ванны
Успокаивающие ванны позволяют эффективно убирать проявления заикания у деток разного возраста. Это происходит благодаря расслабляющему и общеукрепляющему воздействию на центральную нервную систему. Эти процедуры помогают снимать избыточное мышечное напряжение, регулируют деятельность вегетативных нервных центров.
Для ванн используют морскую соль, ароматические масла, травяные отвары (ромашка, мята, шалфей, мелисса, валериана, пустырник) или экстракты хвойных растений.
Профилактика
Профилактика заикания состоит в создании благоприятной обстановки в семье. Родителям следует придерживаться ровного последовательного стиля воспитания ребенка, не выдвигать ему противоречивых требований. Маленький мальчик или девочка должны чувствовать, что их любят и принимают такими, какими они есть. Недопустимо применение вербального и физического насилия в семье или в школе.
Здоровый образ жизни, рациональное питание, общеукрепляющие процедуры позитивно влияют на формирование речевых навыков и развитие нервной системы у детей.
Дыхательные упражнения при заикании
Разработаны специальные упражнения, которые помогают сформировать правильное дыхание у заикающихся деток. Они направлены на расслабление основных групп мышц, удлинение выдоха и увеличение глубины дыхания.
Такие упражнения должен показать малышу логопед, а затем ребенок может делать их самостоятельно дома под присмотром родителей.
Особенности течения логоневроза
Логоневроз у детей протекает волнообразно – периоды речевого благополучия могут чередоваться с периодами активизации дефекта. При повторном переживании психотравмирующего опыта ребенок начинает заикаться значительно сильнее, чем прежде. Исключение факторов, что вызвали травму, ускоряет достижение стойкой ремиссии.
Медикаментозное лечение
Лекарства подбирает невролог в индивидуальном порядке, исходя из возраста и состояния ребенка. Если у малыша диагностировано заикание, то нужные рекомендации по приему и дозировке фармакологических средств всегда можно получить у врача.
Невротическое заикание – речевой дефект, что требует комплексной работы логопедов, медиков и психологов. Важно не допускать сильного испуга у маленьких детей и предупреждать травмирующие ситуации. Это поможет сохранить детскую психику здоровой, и позволит каждому малышу гармонично развиваться в дальнейшем.
Заикание у детей. Детский доктор
Источник
.
От такого распространенного психоневрологического заболевания, как логоневроз, страдают как дети, так и взрослые. Недуг сильно осложняет жизнь, поскольку препятствует нормальному межличностному общению. Заикание у взрослых выражается в дефектах речи и неправильном произношении слов, что отрицательно сказывается не только на процессе коммуникации, но и на эмоциональном состоянии человека.
Природа возникновения речевых дефектов
Проблемы с речью и чистым произношением возникали у людей во все времена. В XIX в. медики стали уделять особое внимание такому явлению, как заикание, считая, что это не просто речевой дефект, а проявление психосоматического заболевания, однако выработать эффективную систему лечения, способную помочь людям с заиканием, удалось лишь в ХХ в.
Классификация болезней, принятая во всем мире, дает такое определение заиканию: это речевая патология, сопровождающаяся затрудненным произношением слов, протягиванием или же многократным повторением частей предложения.
При постановке диагноза органическое заикание врачи учитывают не только внешние речевые дефекты, но и признаки неврологического расстройства, поскольку проблемы с нервной системой лежат в основе развития этого недуга. Чтобы избавиться от этой патологии, человеку с заиканием придется обратиться за консультацией одновременно к нескольким врачам: логопеду, невропатологу, неврологу и психотерапевту.
Логопедическое обследование помогает выявить вид нарушений, которые проявляются при произношении слов. В зависимости от темпа дыхания, работы голосовых связок и особенностей артикуляции можно выделить в структуре дефекта 2 формы.
- Тоническая форма — человек при разговоре разрывает слоги и начинает запинаться на гласных буквах, сопровождая свою речь большими паузами.
- Клоническая форма — в ходе общения больной все время спотыкается на согласных звуках, повторяя их несколько раз подряд.
Заикающийся человек прилагает неимоверные усилия, чтобы облечь свои мысли в словесную форму, буквально выталкивая фразы из горла.
Врачами установлено, что внутренние монологи больной ведет без каких-либо проблем. Среди взрослых проблема встречается у тех людей, которые не смогли излечить этот недуг в детстве. С возрастом заикание становится особенностью психосоматики человека. Болезнь часто развивается на нервной почве или вследствие инсульта, затянувшихся неврозов.
В группе риска находится сильный пол. У мужчин такое расстройство встречается в 5 раз чаще, чем у представительниц прекрасной половины человечества. Это связано с особенностью строения и развития головного мозга: женщины более эмоционально устойчивы к воздействию стресса.
Причины заикания у взрослых
Речь, сопровождающаяся спазмами, создает массу проблем для человека, препятствуя нормальному общению и выражению своих мыслей. Современные врачи уделяют особое внимание изучению факторов, которые могут спровоцировать развитие болезни. Причины заикания делятся на 2 большие группы: органические поражения и неврологические нарушения.
Поражения органического характера
Органические поражения возникновения заикания связаны с нарушением работы мозговой деятельности человека.
- Контузия или любые другие физические повреждения, провоцирующие сбои в работе нервной системы. Вызвать заикание, приводящее к речевым нарушениям у человека, могут ушибы, удары и сотрясение мозга. Случиться это может как в детском, так и во взрослом возрасте.
- Болезни, приводящие к нарушению мозгового кровообращения (инсульт, гипертонический криз, инфаркт, сахарный диабет). Эти недуги нарушают функционирование мозга и процесс передачи информации. Происходит нарушение речи, двигательной способности человека, моторики мышц. В этом случае заикание становится побочным эффектом другой, более серьезной болезни.
- Опухолевые процессы могут вызвать нарушения речи и заикание. Прогрессируя, новообразования нарушают работу мозга, тем самым разрушающе действуя на речевые и артикуляционные способности человека.
Неврологические нарушения
В основе неврологических нарушений лежат переживания личности.
Испытывая огромное нервное напряжение и затянувшуюся депрессию, подвергаясь системным неврозам, человек провоцирует возникновение заикания.
- Длительное воздействие стресса. Темпы современной жизни негативно сказываются на здоровье человека. Особенно страдает психика. Остро переживая неудачи, разлад с коллегами, семейные ссоры и проблемы с детьми, мы подвергаем себя сильным переживаниям, испытывая ежедневный стресс, что отрицательно сказывается на общем самочувствии, в т. ч. и на наших речевых способностях.
- Психологическая травма. Мы испытываем нейропсихологический шок в результате потери близкого человека, произошедшего несчастного случая, сексуального насилия, нанесенной нам в прошлом детской обиды. Пережитое сказывается не только на нашем эмоциональном состоянии, поведении, но и на способности речевого аппарата.
- Нервное перенапряжение. С заиканием при волнении сталкиваются люди, которые ведут активную общественную и деловую жизнь, вынуждены произносить публичные речи, выступать перед большой аудиторией.
Чтобы назначить эффективное лечение, важно точно установить факторы, спровоцировавшие развитие заикания. Происходит это во время индивидуальных консультаций с лечащим врачом, который затем подберет наиболее действенные методы лечения.
Виды проявлений заикания
Во взрослом возрасте симптоматика заикания усугубляется внешним проявлением недуга. Любая попытка принять участие в разговоре вызывает у человека сильнейшее нервное напряжение, сопровождающееся лицевым тиком, пропаданием голоса, подрагиванием мышц тела, проблемами с голосовыми связками и речевым аппаратом.
Одним из наиболее распространенных видов заикания является множественный повтор букв, нарушающий общую плавность речи. Логоневроз формируется в детском возрасте. Это может быть как единичное проявление, так и постоянное отклонение, спровоцированное гневом, злостью, раздражением.
Принято считать, что ребенок начинает заикаться от испуга. Некоторые дети, пережив стресс, действительно сталкиваются с этой болезнью.
Другие, проведя все детство в ужасных условиях, начинают заикаться лишь во взрослом возрасте. Главная причина кроется в особенностях человеческой психики, которая надежно сохраняет в себе информацию о пережитой травме. Под воздействием сопутствующих факторов (повышенной мнительности, тревожности, резких перепадах настроения, панике) в мозге запускаются блокирующие процессы, что уже во взрослом возрасте разрушительно воздействуют на речевую способность человека, провоцируя развитие болезни, основа которой была заложена некогда в детстве.
Нарушить плавность речи может также и наследственный фактор. Заикание в большинстве случаев передается по наследству. У взрослого человека речевые судороги при заикании могут возникнуть вследствие перенесенных инфекционных заболеваний (менингита, скарлатины, пневмонии, энцефалита). В речи возникают длительные паузы, вызванные спазмами, пропадает плавность речи, произношение гласных и согласных букв дается с большим трудом. Человек может очень сильно волноваться и комплексовать. Заикание определяется дополнительными усилиями, которые прикладывает больной, чтобы произнести ту или иную фразу.
Методы лечения
Заикание, как и любая другая болезнь, отрицательно влияет на личную и профессиональную жизнь человека. Больному сложно устроиться на работу и реализоваться в профессиональном плане, тяжело коммуницировать с коллегами, не всегда удается построить крепкие семейные отношения.
Следует учесть, что от человека с заиканием потребуются огромные внутренние силы, направленные на исцеление. Кроме терапии, назначенной лечащим врачом, предстоит постоянная работа над собой. Лечение заикание невроз начинается с того, что человек должен осознать наличие проблемы и признать, он нуждается в медицинской помощи. Многие люди ошибочно считают, что заикание не лечится. Врачи считают, что заикание можно эффективно вылечить во взрослом возрасте, используя комплексную терапию. Верьте в собственные силы и не отступайте от намеченной цели.
Домашняя работа должна быть продолжением общего лечения и проводиться под наблюдением соответствующего специалиста. На первом этапе все силы пациента будут брошены на борьбу со страхом и волнением, возникающим в ожидании общения. Для этого можно воспользоваться аутотренингом, который снимает напряженность, возрождает чувство уверенности в собственных силах, помогает поверить в успех.
На следующем этапе при помощи различных специальных техник необходимо развивать систему правильного дыхания. Самой известной методикой является гимнастика Александры Стрельниковой. Различные дыхательные упражнения помогают справиться с огромным количеством болезней, в т. ч. и заиканием.
Гимнастика направлена на снятие напряжения в лицевых мышцах и борьбу со спазмами. Единственное, что потребуется от человека — это регулярное усердное повторение упражнений.
Следующий этап — работа над правильным произношением слов. В этом вам помогут такие занятия, как громкое пение и чтение текстов, во время которых отлично разминается артикуляционный аппарат, голосовые связки и устанавливается дыхательный ритм.
Правильно подобрать самостоятельные занятия, которые окажут оздоровительный эффект, может только специалист, ведущий постоянное наблюдение за своим взрослым пациентом.
Психотерапевтическая работа
Психотерапия заикания взрослых — эффективный метод борьбы с проблемой, т. к. логоневроз относится отчасти к психическим проблемам. Многие врачи во время восстановительных сессий уделяют огромное внимание психологической работе. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. Учитывая психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания, наиболее эффективными методами работы признаны 2 психологических приема.
- Рациональное восприятие. Работа с пациентом направлена на то, чтобы помочь человеку научиться спокойно существовать с проблемой заикания, не считая себя хуже или ущербнее других. Во время сеансов врач учит своего подопечного пользоваться знаниями, полученными в ходе реабилитации, и не стесняться того, что он посещает психотерапевта.
- Суггестивная помощь. Главный прием, который используется при этой терапии — гипноз. Чтобы правильно установить факторы, повлиявшие на развитие болезни, пациент погружается в состояние транса. В ходе гипноза человек перестает управлять своим сознанием, погружаясь в воспоминания, описывая забытые эмоциональные срывы и переживания. Врач точно определяет внутренние установки, которые на психоэмоциональном уровне разрушающе воздействуют на человека, препятствуя его нормальному общению с окружающими людьми. Важную роль для проведения гипноза играет доверие между врачом и пациентом, а также уровень квалификации специалиста.
Логопедическая работа
Устранить дефекты и восстановить работу речевого аппарата помогут занятия с логопедом. Ошибочно считать, что этот метод лечения подходит только для детей. Взрослые, желающие красиво говорить, с не меньшим успехом занимаются с логопедом. Врачи предупреждают, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Лечение потребует значительного времени, упорства и сил.
Сначала врач и больной будут работать над восстановлением речевого навыка. Человек с заиканием будет заново учиться произносить все буквы алфавита, постепенно складывая их в слова и образуя предложения. Больной должен самостоятельно, не задумываясь, научиться выговаривать гласные и согласные, овладев правильной жестикуляцией и мимикой, изучив основы дыхания, работая над тембром и звонкостью своего голоса.
На втором этапе реабилитации заикающийся пациент должен будет применить полученные знания на практике. Больному придется много читать вслух, активно участвовать в разговорах, выражать свое мнение. Заключительный этап — доведение полученных навыков до автоматизма, в т. ч. моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться пациент.
Заключение
От 5 и до 7% населения нашей планеты страдают от такого распространенного психоневрологического заболевания, как заикание. Несмотря на существующее мнение, что эта болезнь развивается преимущественно в детском возрасте от испуга, причиной развития патологии могут стать самые разные факторы. Очень часто заикание появляется во взрослом возрасте. Существуют эффективные методы лечения взрослых людей, которые помогают им справиться с недугом и начать красиво говорить. Терапия будет успешной, если пациент настроится на выздоровление и поверит в то, что сможет справиться с заболеванием.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
- ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
- Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с.
- Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. – М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
Источник