Как вылечить заикание у логопеда

Как вылечить заикание у логопеда thumbnail

Заикание – это частое нарушение речи как у детей, так и у взрослых. Мы узнали у логопеда, какие причины возникновения этого дефекта и возможные способы лечения.

Логопед Татьяна Силина рассказала о причинах появления заикания:

Многие учёные, отечественные и зарубежные, занимались изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Есть две причины заикания: предрасполагающие (почва) и производящие (толчки).

Предрасполагающие причины заикания: 

  • невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);
  • конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, её особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов. 

Неблагоприятные причины появления заикания: 

  • физическая ослабленность детей;
  • возрастные особенности деятельности мозга;
  • ускоренное развитие речи;
  • скрытая психическая ущемлённость ребёнка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком;
  • недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. 

Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву «р»

Производящие причины появления заикания это:

  • анатомо-физиологические (органические) причины
  • психические и социальные (психическая травма, неправильное воспитание, длительный конфликт, неправильное формирование речи в детстве, перегрузка детей материалом, не соответствующим возрасту, полиглоссия-многоязычие).

В каком возрасте проявляется заикание у детей?

Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребёнка.

Затем (от 4 до 14 лет) склонность к заиканию понижается. В этот период отмечается возникновение рецидивов при поступлении в школу. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (игровая меняется на учебную), повышением требованием к ребёнку. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Стоит отметить, что среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

Почему сложно лечить заикание?

Сложнее побороть заикание  в том случае, если постоянно быть зацикленным на своем дефекте: чем больше фиксируется внимание на своём болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг.

Как лечить заикание советы логопеда

От чего зависит лечение заикания у детей?

В целом, прогноз лечения заикания зависит таких условий: 

  • от механизмов заикания;
  • от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения;
  • от возраста ребенка;
  • от личности ребёнка;
  • от личности и мастерства логопеда. 

Что поможет при лечении заикания у детей? 

  • чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание
  • когда общее поведение ребенка более активное и жизнерадостное
  • когда меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой;
  • если слабая сама судорога;
  • в том случае, если меньше психических наслоений

Может ли повториться заикание когда ребенок вырастет?

Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

Как лечить заикание советы логопеда

С этим мы сталкиваемся, когда говорим о заикании, возникшем во взрослом возрасте. Скорее всего, оно уже было в детстве, но на время ушло. Крайне редко заикание действительно проявляется во взрослом возрасте при сильных нервных потрясениях.

Советы родителям заикающихся детей

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом.

Как лечить заикание советы логопеда

Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к осложнению заикания.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия по пению.

Читайте также:  Как вылечить домашнее вино

Если ребенок начал заикаться

Если вы недавно заметили, что ваш ребёнок начал заикаться, необходимо создать ему режим максимального речевого и эмоционального покоя, т.е. оградить его от дружеского общения со сверстниками, от посещения гостей, а также от посещения учебных заведений. Одновременно всем членам семьи обязательно нужно перейти на замедленный темп речи.

Волей-неволей этот темп передастся и ребёнку, запинки исчезнут. Есть смысл срочно сменить обстановку и создать ребёнку курортные условия.

Поездка в санаторий, на море или на дачу, общение с природой, физические нагрузки на свежем воздухе, полноценное питание и строгий режим дня могут благотворно сказаться на речи ребёнка, и по возвращении о заикании можно будет забыть. Приложите максимум усилий первые пару месяцев, и проблема будет решена. В противном случае придётся учиться с ней жить.

Что значит учиться жить с заиканием?

Заикающегося учат говорить, не заикаясь. При этом больной не перестаёт быть заикающимся, но ежесекундно контролирует свою речь. Для того, чтобы говорить плавно, существуют специальные техники, и логопед учит ими пользоваться. Также существуют портативные технические средства, позволяющие корректировать темп и ритм речи.

Упражнения от заикания для детей

1.     Игры в молчанку.

Целью этих игр является создание ребёнку так называемого режима молчания. Фантазируйте, насколько сможете, чтобы убедить ребёнка в необходимости молчать. Например, придумывайте подводные сюжеты, где нельзя открывать рот, чтобы не захлебнуться.

Как лечить заикание советы логопеда

2.     Расслабляющий массаж лица, шеи, плечевого пояса.

Легко поглаживайте ребёнка, сопровождая поглаживания ласковыми словами. Произносите их тихо, медленно, нараспев. Закончите массаж словами: Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

3.      Счёт до 10 с постепенным увеличением количества числительных, произносимых на одном выдохе.

Например: одиииин (растягиваем гласный), одиндвааааа, одиндватрииии, одиндватричетыыыыыре, одиндватричетырепяааааать и т.д.

4.     Логоритмические упражнения, т.е. движения с речью.

Попробуйте разучить с ребёнком следующие строки, сопровождая их движениями. Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп, и туда, и сюда повернёмся без труда. Можно приобрести диск Сергея и Екатерины Железновых «Весёлая логоритмика».

5.     Игры с песком, водой, мозаикой, конструктором, рисование красками с речевым сопровождением своих действий.

6.     Упражнение парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой Пожар (Собака).

Необходимо войти в роль собаки, учуявшей носом гарь. Взрослый повторяет вслух слова опасности: Гарь! Горит! Огонь! Тревога! Дыхание прерывистое, вдохи резкие и короткие, крылья носа активно задействованы, голова поворачивается из стороны в сторону.

7.      Упражнение Игра на пианино для синхронизации работы ведущей руки и речевого аппарата.

Расслабленная ведущая рука (у правшей-правая) лежит на любой поверхности, например, на столе. Начиная от большого пальца, по очереди, по направлению к мизинцу, имитируем игру на клавишном инструменте. Вместо извлекаемых из пианино звуков произносим цепочки слогов (ма-мо-му-мы-мэ, па-по-пу-пы-пэ). При этом строго следим, чтобы нажатие клавиши на доли секунды опережало произнесение слога, а не наоборот. Когда слоговые цепочки будут отработаны, можно, играясь, начинать таким же образом произносить слова и короткие фразы.

8.     Просмотр предметных картинок с использованием сначала сопряжённой, а потом отражённой речи.

Подберите 10-20 предметных картинок с несложными названиями изображённых предметов. Медленно проговаривайте слова, растягивая их таким образом: паровооооз, книииига, машииина, зеееееркало и т.д. Просите ребёнка повторить слово так же, как это делаете вы. По мере успеха переходите к сюжетным картинкам и просите ребёнка повторить за вами уже не слово, а предложение из двух слов.

Паровоз пыхтиииит. Книга упааааала. Машина ееееедет. Зеркало разбииииилось.

Помните, чем раньше начать коррекцию, тем выше успех лечения заикания. В любом случае, идёт ли речь о полном избавлении от заикания или о контроле своей речи, заикающегося можно научить говорить ровно, не заикаясь, нужно только обратиться к грамотному специалисту.

Читайте также: 

Упражнения для улучшения дикции: советы логопеда

Дефекты речи у детей: на заметку родителям

Источник

Как вылечить заикание у логопедаКоррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

В чем суть логопедической методики?

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

    Логопед при заикании ребенка и взрослого: в чем суть логопедической коррекции?

  1. Формировать плавность речи.
  2. Планировать собственное высказывание.
  3. Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  4. Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  5. Развивать правильное речевое дыхание.
  6. Формировать долгий речевой выдох.
  7. Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  8. Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
Читайте также:  Как вылечить спазмы желудка

Обследование заикающихся детей и взрослых логопедом

Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

Логопед при заикании у ребенка: в чем заключается логопедическое обследование?Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

Главные правила занятий

Речевые правила для заикающихся:

  1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
  2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
  3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
  4. Следить за своими движениями.

Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Логопед при заикании у ребенка и взрослого: правила занятий

  1. Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.

  2. Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  3. Откажитесь от вредных привычек.

Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

  1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
  2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
  3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
  4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

Особенности этапов и периодов работы

Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Логопед при заикании ребенка и взрослого: этапы работы и их особенности

  1. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  2. Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  3. Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  4. Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  5. Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  6. Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  7. Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
Читайте также:  Как вылечить потенцию в домашних

Какие существуют методы коррекции?

Логопед при заикании ребенка: существующие методики и их отличияСамая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

  1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
  2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
  3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
  4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
  5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

Логоритмические приемы

Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

Логопедический массаж

Логопед при заикании ребенка: логопедический массажМассаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

Плюсы и минусы лечения логопедией

Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

Источник