Скажите как вылечить душу

Скажите как вылечить душу thumbnail

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Читайте также:  Как вылечить песок у почках

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

Источник

Экология жизни.Когда открываются старые раны и боль хлещет как из ведра, когда, как в самом страшном сне, ты вдруг остался совсем один и не понятно, кого в этом винить…. чтобы сердце не зачерствело, а душа не ссохлась, важно разрешить себе плакать…

Когда открываются старые раны и боль хлещет как из ведра, когда, как в самом  страшном сне, ты вдруг остался совсем один и не понятно, кого в этом винить…. чтобы сердце не зачерствело, а душа не ссохлась, важно разрешить себе плакать… Слезы омоют рану.

С глубочайшей любовью и сожалением наполнят ее воспоминаниями о том, каким ты был когда-то и какой путь довелось пройти, чтобы сегодня позволить себе в полной безопасности просто расплакаться, безмятежно сидя у себя на диване.

И, может быть, тебе даже повезло и возле тебя оказался друг, который кивает в такт твоим всхлипываниям и материт на чем свет стоит всех тех, кто тебя обидел. Наверное, он знает, как слезы исцеляют, как они выжигают собой все то, что их порождает: синим пламенем в сердце сгорают обиды, пеплом в памяти развеиваются события, затягиваются рубцовой тканью раны… И постепенно…. со временем… на пустом пожарище воцарятся тишь да благодать…

Ты гораздо больше, чем твоя травма

как исцелить свою душевную боль

В большей или меньшей степени такие больные места есть в каждом из нас. Все потому, что жизни без сюрпризов не бывает. И со многими из них совершенно не понятно как справляться.

Великая природа заложила в нашу нервную систему три стандартных способа реагирования на любую физическую и психологическую опасность. Два из них — бегство и борьба — вполне обоснованы и логичны. Когда человек сталкивается с непонятной или опасной ситуацией, его организм сразу же наполняется силами, чтобы справиться с обстоятельствами или каким-либо способом их избежать.

Когда же, по какой-либо из причин, сбросить через действие эту энергию оказывается невозможным, человек инстинктивно прибегает к третьему способу — он замирает. Все возникшее в теле напряжение остается связанным внутри нервной системы до того самого момента, когда “опасность” минует. Ученые называют эту реакцию — иммобилизация. Чаще всего травма рождается именно в этом месте. Она возникает не столько потому, что мы замираем, сколько потому, что мы не отмираем, когда это уже вполне безопасно сделать.

Ты гораздо больше, чем твоя травма

как исцелить психологическую травму

Иными словами, травма — это остатки накопившегося психологического и, соответсвенно, физического напряжения, которое так или иначе рвется наружу и требует выхода. Именно поэтому  люди, пережившие травму, порой странно себя ведут. Они то и дело прокручивают в своем воображении воспоминания, касающиеся возникновения травмы. Они буквально живут прошлым, придумывая разные реальные и нереальные варианты того, как могло бы быть. Они отказываются принимать реальность. Они возвращаются на “место проишествия”. Они даже могут выстраивать любые новые отношения таким образом, чтобы снова пережить травмирующее событие. Так, отвергнутый в любви человек, в новых отношениях будет не только бояться отвержения, но и делать все для того, чтобы его отвергли снова. У психологов даже термин есть — “травма отвергнутого”.

С точки зрения здравомыслия такое поведение кажется глупым. Друзья, близкие, родители, жены и мужья советуют немедленно начать вести себя разумно. Им и невдомек, что человек, возвращаясь физически или эмоционально в свою травму, на самом деле  интуитивно или даже инстинктивно поступает очень мудро. Он рвется туда, где родилось интенсивное напряжение, чтобы суметь сделать то, что тогда не получилось — сбросить, а проще говоря, израсходовать застоявшуюся энергию. Просто он не очень понимает, как это правильно сделать. И в итоге, возвращение приводит к повторным тяжелым чувствам и эмоциям, которые только усиливают травму. Кажется, это бег по спирали, туго закручивающей травму в самую глубину человеческой души.

Читайте также:  Как вылечить цезаря в fallout new vegas

Однако, повернуть этот путь вспять, несмотря на все кажущиеся сложности, вполне посильно каждому человеку, особенно с профессиональной помощью.  Начать можно с простого понимания, что на биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил — значит победил! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы.

Итак, пришло время заняться своими собственными ранами. Задумайтесь, пожалуйста, какую травму, боль или рану вы хотели бы начать исцелять уже сегодня…. А теперь честно спросите себя:

ЧТО Я СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ?

Этот вопрос я всегда задаю самым первым, потому что в остром негативном состоянии человек склонен больше видеть свои промахи и ошибки. При этом он абсолютно обесценивает все то, что он уже смог сделать, чтобы справиться с болезненной ситуацией. Порой, одно простое осознание: “Я сделал все, что  понимал и мог на тот момент” — приносит колоссальное облегчение.

Когда начинаешь конструктивно и постепенно анализировать ситуацию, в которой ты так больно ранился, то вдруг замечаешь, что можно было поступить многими другими способами, которые, возможно, привели бы к другим результатам или последствиям. Я тщательно слежу, чтобы эти замечания не ложились внутренним упреком на и без того больное сердце, а с уважением относились к урокам, которые уже выучены благодаря новому, к сожалению печальному, опыту.

Что уж тут поделать, если человек действительно быстро и эффективно учится исключительно на своих страданиях. Итак, наступил момент отделить пережитый опыт от того, чему вы научились благодаря ему:

Чему я научился в этой ситуации?

Что понял?

Что я увидел по-новому?

Как правильно поступать, говорить, что предпринять, если в следующий раз со мной начнет происходит что-то похожее?

И только тогда, когда все собственные заслуги увидены и оценены по достоинству, а все уроки основательно выучены, можно идти дальше и спросить себя:

ЧТО Я НЕ СДЕЛАЛ, НО ЭТО ПОМОГЛО МНЕ ВЫЖИТЬ?

Этот важный вопрос может перевернуть всю жизнь с ног на голову.

Одна из моих клиенток, подвергшаяся изнасилованию, спустя пять лет после страшного события все еще корила и наказывала себя за то, что не сопротивлялась, не дралась, не кричала и не кусалась. Девушка довела себя буквально до изнеможения и истощения, пока вдруг не поняла, что именно ее покорность и молчание, в буквальном смысле слова, помогли  ей остаться в живых. Наступило время чистых  и искренних слез, полных благодарности к самой себе.  Со всеми этими слезами утекло и мучение. Впервые за долгие годы душа совсем молоденькой девушки до краев наполнилась тишиной и покоем.

Почти всегда подобные осознания и понимания облегчают общее состояние, но редко, когда исцеляют саму травму. Она словно луковица, которую следует тщательно очистить слой за слоем, чтобы добраться до сердцевины. Первый слой — это смысловая интеграция травматического опыта в жизнь. В этом вам помогут те вопросы, которыми я поделилась выше. На них вполне  можно ответить самостоятельно. Теперь пришло время двигаться дальше.

Сердце любой душевной раны живет в нашей памяти, пульсирует в наших нервах и выкручивает все наше тело. Исцелить травму возможно только разрядив напряжение на всех этих трех уровнях. Память, эмоции и тело, которое непосредственно все это проживает, неотделимо связаны друг с другом. Потянешь за одну ниточку  и непременно начнешь распутывать весь клубок травмирующей боли.

И здесь уже без квалифицированной помощи не обойтись, а  заниматься самолечением может оказаться непосильной, а то и вредной задачей. Однако, я рискну поделиться с вами абсолютно безвредной техникой, которую можно использовать в качестве “скорой помощи”. Ведь если вы поранились, никто не мешает вам до приезда врача промыть рану.

Для удобства я разобью технику на несколько шагов:

Шаг 1: Составление внутренней карты травмы.

На этом этапе я попрошу вас обратиться к своей памяти. Вспомнить самое начало той ситуации, которая впоследствии для вас оказалась непереносимой, тяжелой и (или) болезненной. Если вы осмелились работать самостоятельно, а не со своим психологом или психотерапевтом, лучше возьмите лист бумаги, чтобы просто написать подробный рассказ о том, что и как с вами происходило в хронологической последовательности.

Однако это будут не просто воспоминания в привычном понимании этого слова. Я попрошу вас быть очень внимательным к себе и отметить:

  • какие моменты в вашем описании в вас больше не вызывают никаких эмоций;
  • в  какие  моменты ваше тело остро реагирует слезами, волнением, страхом или даже злостью. Не важно, какая эта будет эмоция, даже если вы не можете ее назвать, но ваше тело в ответ на воспоминание отвечает любым  дискомфортом,  отметьте ее для себя. Лучше выделить эти моменты маркером.

В итоге, на этом шаге вы должны  воочию увидеть  не только, в какой момент появились определенные эмоции, но и какой раздражитель их вызвал. Это может быть  что угодно: чье-то слово, запах, картинка перед глазами, собственная мысль.

Например, одна из моих клиенток впервые ощутила острое чувство беспомощности, когда в далеком детстве ей привязали к медицинскому креслу, чтобы вырезать гланды. Это чувство пришло в тот самый момент, когда доктор затянул бинты. Ощущение скованности в руках преследовало ее большую части жизни. Для кого-то это была просто неприятная операция, но для моей клиентки она превратилась в психологическую травму, отразившуюся во всей ее последующей жизни.

По большому счету, вам нужно найти самое рождение преследующей вас душевной боли и определить, что конкретно послужило этому рождению.

Шаг  2: Поиск возможностей и способов высвободить ВСЕ застрявшие чувства и состояния.

Ты гораздо больше, чем твоя травма

освободить душевную боль

На самом деле этот этап у Вас может занять от нескольких минут до нескольких недель. Все исключительно зависит от Ваших возможностей проявить настоящие переживания в виде конкретных действий, поступков, слов и эмоций. Я употребила слово “настоящие”, потому что иногда сдерживаемые эмоции могут трансформироваться в другие состояния и чувства, которые человек замечает в себе и акцентирует на них внимание как на негативных. Так, за депрессией очень часто (не всегда!) скрывается невыраженная приемлемым способом агрессия, которою так сразу не увидишь за несчастным и подавленным лицом.

На этом этапе мы как раз и займемся исследованием своих настоящих первоначальных побуждений, которые застряли в нас. Для этого Вам снова нужно вернуться в ваше воспоминание. В самое начало события, которые мы уже начали разбирать. И я попрошу вас начать проживать в своей памяти это воспоминание в хронологической последовательности, как вы это делали на первом шаге. Однако, на этот раз мы немножко подкорректируем ваше воспоминание. Каждый раз, как вы будете подходить к наиболее эмоциональным моментам своего тяжелого события, остановитесь и задумайтесь:

Читайте также:  Как вылечить синяк в домашних условиях за один день у

КАК МНЕ ХОЧЕТСЯ ОТВЕТИТЬ? ПОСТУПИТЬ? СДЕЛАТЬ? ОТРЕАГИРОВАТЬ?

И только тогда, когда определитесь с ответом, проявите в своем воображении эту реакцию во всю возможную силу. В терапевтическом процессе я активно подключаю тело к работе. Если человеку хочется кричать — он кричит, если драться — он дерется, высказаться — он высказывается. Здесь работает одно правило: “сколько болезненных, раздражающих стимулов пришло, столько человек должен выдать ответов и реакций на эти стимулы”. Достаточно скрупулезная и интенсивная работа.

Одна из моих клиенток тяжело переживала развод. Прошло чуть больше двух лет, как ее брак распался, но она словно застряла в том времени. Она жила так, будто развод все еще продолжается.

Когда мы стали вместе с ней работать, мы обратили внимание, что она покорно выслушивала  массу негативных высказываний и обвинений в свой адрес от мужа. Возможно, ему так было легче, но в плачевном положении их семьи целиком и полностью он обвинил свою жену. Изрядно замученная женщина молчала, плакала, извинялась, обещала измениться. Однако, внутри нее кипела огромная буря возмущения. На самом деле, ей было чем ответить мужу. Но страх остаться одной и надежда, что можно все исправить, заставили ее промолчать.

В первую очередь, мы определились с тем, что шанса действительно нет. Прошло уже больше двух лет. Развод состоялся официально и физически. Они больше не живут вместе. Он уехал в другую семью. А значит имеет смысл посмотреть на то, что застряло в ее душе и до сих пор неумолимо тревожит.  Сначала робко, потом все смелее и смелее на меня вывалилась в виде потока слов огромная боль женщины, живущей в глубоком одиночестве в своей собственной семье. Ей удалось высказать и выразить все упреки, замечания, надежды, чувства, мысли. Все, что хотелось сказать в тот момент своему мужу. И как только последние слова растворились в воздухе, наступила тишина. Глубокий вдох и: “мне сейчас кажется, что развестись — было в первую очередь для меня правильное решение”… Стоит ли отметить, что дальше началась совсем другая история?

Я с Вами поделюсь еще одной терапией, которая для меня на тот момент времени оказалась одной из самых сложных в профессиональном и личном плане:

Совсем еще юному молодому человеку довелось встретиться с трагической смертью любимого человека. Он стойко пережил известие о смерти, похороны и три года последующей жизни. Друзья и близкие восхищались выносливостью его духа. Ко мне он обратился как к специалисту по психосоматике. Его мучили сильнейшие головные боли, которые с течением времени только усиливались еще больше. Лекарства почти не помогали.

Мы начали с того, что просто стали слушать боль, которая раскатами грома с нарастающей силой расходилась с характерным треском по всей внутренней поверхности черепа. Боль нарастала, пульсировала и била. Нарастала.. пульсировала и била…Когда слушаешь свою болезнь, а  точнее ощущение, которое связанно с ней, непременно приходишь к ее началу, к ее своеобразному зарождению на временной шкале нашей жизненной истории. Там, в этом месте, может быть даже в весьма далеком прошлом, что-то еще происходит, что-то в нашем внутреннем мире еще не закончилось, а мы это по какой-то своей причине упустили из внимания. Болезнь обращает наше внимание в прошлое, чтобы мы помогли разрешиться тому, чему пришло время закончиться.

Очень быстро, в одной из первых гипнотических сессий, головная боль привела молодого человека к единственному оставшемуся в сознании воспоминанию о том трагическом периоде его жизни. Тогда, сразу за знакомым голосом в телефонной трубке, говорящий о смерти девушки,  он впервые почувствовал острый удар внутри головы. Яркой молнией вспыхнула и погремела мысль: “Нет! Так не может быть!” А дальше туман… обрывки мыслей о том, что нужно взять себя в руки… И память отступила, стирая за собой все чувства и воспоминания, которые могли помешать ему держать себя в руках. Всегда, когда человек останавливает естественные физические или душевные процессы в себе, он платит непомерную цену своим здоровьем и, в итоге, своей жизнью.

Травма — и есть такой естественный процесс, в котором человек учится справляться с неожиданной, нестандартной и трудной для него ситуацией. Мой клиент ради того, чтобы выглядеть достойно, смог остановить душевную боль. Но даже глубоко спрятанная, она находила лазейки и проявлялась в виде головной боли.

Три терапевтические сессии подряд одно лишь громогласное “Нет!” звучало в моем кабинете. Отбивалось ударами кулаком о стену. Выливалось злобными претензиями к смерти и ненавистью ко всем тем, кто еще так беззаботно жив. Буквально с рвотой из нутра человеческого исходил отказ принять в свою жизнь такую вопиющую, абсолютно непонятную несправедливость. Эта истерика какое-то время еще продолжалась, пока в один момент не брызнули слезы… и непомерное горе разлилось огромным глубоким океаном перед нашими глазами:

— Как же мне теперь быть? Как же мне теперь быть? — тихо плакал человек…

— Быть, мой хороший, быть… — робким шепотом вторилось  в такт…

Мы проработали вместе чуть больше восьми месяцев. За это время головные боли постепенно ушли, примиряя моего клиента с действительностью, в которой, к сожалению, есть место настоящим потерям.

Этот шаг на пути к исцелению травмы самый трудный. Никому я его не рекомендую проходить в одиночестве.  Но если вы все же решились, проживите в своем внутреннем мире свою травму грамотно, добавляя в свои воспоминания все те нюансы, которые я описала выше.  На самом деле я не прошу Вас менять воспоминания. Но я прошу дополнить их всем тем спрятанным, непроявленным, что родилось и имело место быть.. Какой бы глубокой и большой травма ни была, она всего лишь ваша часть, ваша меньшая часть. Вы всегда больше, а значит сильнее.

Ты гораздо больше, чем твоя травма

исцелить душевные раны

Дорогой мой читатель, порой, совсем не просто жить на этом белом свете. Я только лишь желаю Вам никогда не закрываться в себе, не отчаиваться и не отталкивать всех тех, кто рядом, кто любит и готов помочь. Не стыдитесь и не бойтесь принимать любую помощь от друзей и профессионалов. Ведь если сегодня не пережить свою боль, рискуешь в конце жизни осознать, что  только ею и жил, что только ее всю дорогу свою вкушал и смаковал! Не слишком ли высокая цена? Разве наша жизнь (и жизнь тех, кто связан с нами) не стоит хотя бы небольших усилий, чтобы разрешить  страдания, исцелить сердце и облегчить свою душу?! опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник